Храм Параскевы Пятницы в Бутово – жемчужина микрорайона


Святая великомученица Параскева


Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне распятия Христа. Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.
У людей она способна исцелить тяжелые недуги – и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Престольные праздники

В храме есть два престола. Главный освящен в честь св. мученицы Параскевы Пятницы, память которой отмечается Православной Церковью 27 октября. Второй — в честь Рождества Богородицы, память чтят 21 сентября, как логическое начало нового православного года.


Богослужение в храме святой великомученицы Параскевы Пятницы

Богослужение в храме совершается каждый день. В будние дни оно утром начинается в 8 часов, а вечером в 17.00. В воскресные дни и в Двунадесятые праздники вечерняя служба также совершается с 17.00, а литургии две: в 7.00 и 10.00.

Возникновение Бутово


Храм Параскевы Пятницы в Бутово – один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории Москвы. Церковь имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово. С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов – 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов. Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия – в 1612 году. Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе – ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Разрушенные храмы Замоскворечья. Часть II

Продолжение. ЧАСТЬ I здесь

Церковь Покрова в Голиках

. Названию «Голики» дают два толкования: одно – здесь была голая, безлесная либо выгоревшая после пожара местность, другое – от фамилии домовладельца. Историк М.И. Александровский считал, что церковь Покрова в Голиках появилась в 1445 году как «обыденная», то есть построенная по обету в день, когда Василий II был выпущен из татарского плена. Другие источники указывают датой появления храма 1625 год. Каменный храм с главным престолом во имя Покрова Богородицы возвели в самом конце XVII века на деньги купцов Лабазиных. Это была одна из последних московских церквей, построенных по типу корабля.

Слева от церкви находилось несколько маленьких участков церковного причта с домами. Нередко такие дома в Москве сдавались внаем. В доме дьякона храма Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках поселился чиновник Николай Федорович Островский, у которого 31 марта (по старому стилю) 1823 года родился сын Александр – будущий великий русских драматург. Получается, Покровская церковь – родная для Александра Николаевича. Семья прожила в доме дьякона после рождения Островского только два года, после чего Николай Федорович, ставший известным адвокатом, переехал в собственный дом в Монетчиках близ Пятницкой улицы.

Александр Николаевич впоследствии напишет, что запомнил первые годы своей жизни благодаря неповторимому колокольному звону храма Покрова в Голиках. К сожалению, в 1930 году не пощадили ни церковь, ни память о гениальном писателе. Покровский храм разрушили, на его месте хотели построить многоэтажный жилой дом, но этот замысел так и не был реализован. Дом дьякона церкви Покрова в Голиках известен каждому москвичу – это дом-музей А.Н. Островского на Малой Ордынке. Церковь могла бы сейчас стоять на территории музейного двора, а колокольня храма находилась бы как раз там, где в 1954 году был установлен бюст Островского.

Церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот

. Еще одна церковь, связанная с Островским. С помощью разрушенных в Замоскворечье церквей можно изучать биографию драматурга. Он родился в приходе храма Покрова в Голиках, потом семья пере¬ехала в Монетчики, а через несколько лет – к бывшим Калужским воротам (здесь Александр Николаевич прожил до шестнадцати лет). Когда-то там действительно были ворота Земляного города. Москва здесь заканчивалась. Первым впечатлением, которое получали гости Москвы, въезжая через Калужские ворота, была церковь Казанской иконы Божией Матери.

До 1680 года храм назывался Никольским. Казанским он стал не по приделу, а по местночтимому списку с чудотворной Казанской иконы. Только в 1886 году появился Казанский придел, когда на месте древней церкви архитектор Н.В. Никитин построил новый храм — необычный для Замоскворечья, величественный, в греческом стиле, с высокой апсидой и мраморными иконостасами. С церковью Казанской иконы связана не только судьба Островского, но и другого писателя – И.С. Шмелева. Его семья жила недалеко от храма – на Большой Калужской улице. Отец Ивана Серге¬евича, Сергей Иванович, был ктитором Казанского храма.

Церковь не раз попадала на страницы произведений Шмелева: «Горкин ушел к Казанской с другими молодцами — нести иконы». Или: «Вон Казанская наша, башенка-то зеленая!» Храм закрыли в конце 1920-х годов. В здании разместился музей Горной академии, а позже – кинотеатр «Авангард». А в апреле 1972 года церковь Казанской иконы взорвали. Официальная причина – приезд в Москву президента США Р. Никсона. Многие местные жители до сих пор вспоминают этот взрыв. Вскоре вместо церкви появился пятиэтажный «сундук» МВД. В 1999 году рядом с министерским зданием построили храм-часовню в память о Казанской церкви.

Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой

. На месте станции метро «Новокузнецкая» до 1930-х годов стояла великолепная церковь Параскевы Пятницы – одна из самых древних в Замоскворечье. Она была известна с XVI ве¬ка и считалась «прощей», или «прощеной церковью». Таких храмов в Москве было всего три: в них человек мог получить «прощение» – исцеление от тяжелого телесного и душевного недуга. В середине XVII века появился первый каменный храм. Параскева Пятница являлась покровительницей торговых людей, поэтому неудивительно, что замоскворецкие купцы участвовали в судьбе церкви на Пятницкой улице.

В 1740-х годах на деньги состоятельных купцов Журавлевых, живших по соседству, был построен храм типа восьмерик на четверике – яркий образец эпохи барокко. Главный престол освятили в честь Троицы. Немного позже появилась трапезная с Пятницким и Артемьевским приделами. Автор проекта колокольни, построенной в 1748 году, – великий московский зодчий Д.В. Ухтомский. Высокая трехъярусная, отдельно стоящая колокольня служила воротами на церковную территорию и являлась архитектурной доминантой Пятницкой улицы. Церковь Параскевы была одной из последних московских церквей типа восьмерик на четверике.

В 1930-х годах в Москве появился план продолжения в Замоскворечье Бульварного кольца. Территория от набережной Водоотводного канала до Пятницкой улицы была расчищена для устройства первого замоскворецкого бульвара. Именно тогда, в 1934 году, разрушили церковь Параскевы Пятницы. К счастью, Бульварное кольцо в Замоскворечье так и не появилось. Только через девять лет – в 1943 году – на месте церкви возвели ротонду станции метро «Новокузнецкая». Замечательная, к слову, станция, если бы не одно обстоятельство… Потеря храма Параскевы Пятницы невосполнима для архитектуры Замоскворечья и Москвы.

Церковь Праведных Богоотец Иоакима и Анны на Якиманке

. Еще одна церковь, принадлежавшая богатой Кадашевской слободе, была одним из главных памятников Большой Якиманки. Иоакимоаннинский храм впервые упоминается в 1493 году. Нетрудно догадаться, что улица Большая Якиманка получила свое название по церкви богоотцов Иоакима и Анны. Правда, имя отца Пресвятой Богородицы было непривычным для слуха москвичей, поэтому изменилось и стало произноситься на русский манер – Яким. До конца XVII века церковь оставалась деревянной. Каменный храм был построен в 1680-х годах богатыми местными жителями.

Новая церковь представляла собой пятиглавый четверик с главным престолом во имя Благовещения. В 1701 году появилась трапезная с приделами Иоакима и Анны и Сергия Радонежского. Во второй половине XVIII века была построена отдельно стоящая колокольня, выходившая на красную линию улицы Большой Якиманки. В 1866 году церковь украсили красивым порталом с западной стороны. Как и многие другие московские храмы, церковь Иоакима и Анны была закрыта в 1930-х годах. Однако до 1960-х годов здание храма сохранялось. Внутри помещался кузнечный цех экспериментальных мастерских. К церкви пристроили заводские корпуса.

Стройная колокольня была сломана до первого яруса, храм – обезглавлен. Некоторые москвичи-старожилы еще помнят, как в ночь на 4 ноября 1969 года Иоакимоаннинский храм был взорван для устройства проезда с улицы Димитрова (в советское время Большую Якиманку переименовали) на Большую Полянку. Потери церкви можно было избежать: на ее месте нет проезжей части – лишь пустопорожний газон. Но изуродованный храм не вписывался в застройку новой магистрали. Церковь Иоакима и Анны была редким для Замоскворечья семикупольным храмом XVII–XVIII веков и могла бы быть сегодня одним из главных украшений Замоскворечья.

Церковь Космы и Дамиана в Кадашах

. Этот храм мог бы сейчас украшать Большую Полянку (до революции 1917 года он имел адрес: Большая Полянка, 4). Он принадлежал огромной Кадашевской слободе, которая простиралась от Большого Толмачевского переулка до Кадашевской набережной и от Большой Ордынки до Большой Якиманки. В слободе жили ткачи, которые трудились на нужды Государева двора и производили, в том числе, посольские скатерти. На территории слободы располагался Хамовный двор – мануфактура XVII столетия. Космодемьянская церковь – одна из четырех слободских церквей (к сожалению, только две сохранились).

Авторитетный историк М.И. Александровский утверждал, что храм появился на Полянке еще во времена Ивана Грозного. Пятиглавая каменная церковь Космы и Дамиана на месте сгоревшей деревянной была выстроена кадашевцем Филиппом Савельевым в 1656 году. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В XVII–XVIII столетиях Большая Полянка называлась Космодамианской улицей. Одним из главных украшений храма Космы и Дамиана в Кадашах был иконостас с искусной деревянной резьбой и иконами в стилистике московского барокко. В XVIII веке перестраивалась трапезная и приделы в ней.

В 1740-х годах возвели отдельно стоящую высокую колокольню с оригинальным двухъярусным гульбищем на колоннах. В Космодемьянской церкви крестили П.В. Нащокина – близкого друга А.С. Пушкина. Храм ¬закрыли в 1930 году. Через три года были снесены главы храма и колокольня. А потом храм признали «не имеющим особого историко-архитектурного значения». Это церковь XVII века с необычной пятиярусной колокольней XVIII ве¬ка! В 1939 году на месте церкви был выстроен шестиэтажный жилой дом (улица Большая Полянка, 4) – один из четырех крупноблочных домов первой серии, построенных в Москве.

Церковь Петра и Павла на Якиманке

. Улица Большая Якиманка в советское время понесла тяжелые потери. Почти вся историческая застройка на правой стороне улицы была утрачена. Якиманка лишилась трех храмов из четырех, бывших на ней до революции. На углу с Петропавловским (1-м Хвостовым) переулком располагался храм Петра и Павла на Якиманке, или в Хвостове. В XIV веке на этом месте существовало село Хвостовское, которое упоминается в завещании великого князя Димитрия Донского. Возможно, с тех стародавних времен здесь стояла церковь. В XVII веке на территории бывшего села Хвостовского поселились стрельцы.

В начале 1650-х годов на средства стрельцов приказа Ивана Полтева был выстроен каменный храм Петра и Павла с приделами Николая Чудотворца и Алексия, человека Божьего. Несмотря на то что прошло лишь несколько десятилетий, в 1713 году из-за ветхости старой церкви было принято решение о возведении нового храма. Однако указ Петра I о запрете каменного строительства остановил постройку Петропавловской церкви: она появилась лишь в конце 1730-х годов. В середине XIX века архитектор П.П. Буренин построил новую обширную трапезную с двумя приделами и шатровую колокольню в псевдорусских формах.

В середине 1920-х годов церковь Петра и Павла на Якиманке была передана баптистам для молитвенных собраний. Через несколько лет церковь приспособили под жилье, а в начале 1930-х годов надстроили до четырех этажей. Да, именно надстроили, а не разрушили. Здание, в основе которого оказался храм, не раз перестраивалось. В 1960-х годах оно было капитально переделано и передано торговому представительству ГДР. Сегодня в здании на углу Большой Якиманки и 1-го Хвостова переулка уже нет никаких признаков Петропавловской церкви, однако она и по сей день остается частью первого этажа этого жилого дома.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел. Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел – Киово, Бица, Качалово. Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним – храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь Пророка Ильи.

Святыни

Древний храм имеет и свои святыни, это, прежде всего мощевик, который содержит частицы мощей следующих святых:

  • свт. Филарета Московского;
  • прп. Максима Грека;
  • прп. Шио Мгвимского;
  • св. блгвв. кн. Давида, Константина и Феодора Муромских;
  • св. прав. Иона Одесского;
  • свт. Тихона Московского;
  • свт. Игнатия Брянчанинова;
  • свт. Митрофана Московского.

В этом ковчеге собраны частицы св. мощей многих русских святых.

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма. При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях. Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]