Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства

Первая российская награда, имеющая отношение к религиозной тематике, была учреждена в конце XVII века Петром I и названа в честь Андрея Первозванного. Это был орден, который вручали военнослужащим за проявленный героизм и государственным деятелям за особые заслуги. Из церковнослужителей его впервые удостоился митрополит Гавриил, после чего награждение духовенства стало регулярным. Русская Православная Церковь утвердила собственные ордена и медали (церковные) только в ХХ столетии.

Виды медалей РПЦ

На сегодняшний день в РПЦ существует 3 вида медалей:

  • патриаршие (по названиям орденов);
  • синодальные;
  • епархиальные.

Самыми значимыми являются патриаршие. Их удостаиваются лица, которые принесли много пользы Церкви, но еще не заслужили пожалования орденом.

Данную категорию составляют медали указанных ниже орденов, которые вручаются за определенные заслуги:

  • князя Владимира – за длительное служение Церкви, заслуги перед РПЦ;
  • Славы и чести (единственная из медалей данного вида, имеющая 3 степени) – за содействие взаимопонимания между религиями и народностями;
  • Сергия Радонежского – за деятельность по установлению мира во всем мире;
  • медаль «Патриаршая благодарность» – за что вручается, не определено, но получают ее лица, удостоившиеся наивысшей заинтересованности Патриарха;

  • князя Даниила Московского – за содействие духовному общественному росту;
  • княгини Ольги – «женская» медаль, вручаемая за активную жизненную позицию и высокие достижения;
  • Серафима Саровского – за церковно-восстановительную работу;
  • святителя Иннокентия – за миссионерство и просветительство;
  • князя Дмитрия Донского – за заслуги в защите Отечества, духовную помощь военным;
  • святителя Макария – за участие в церковно-научной и духовно-просветительской деятельности;
  • преподобной Евфросинии – вручается женщинам за активную работу на благо РПЦ;
  • равноапостольного Николая – за миссионерство и просветительство;
  • преподобного Андрея Иконописца – за украшение церквей, достижения в иконописной и церковно-зодческой работе, благотворительности по украшению церквей;
  • мученика Трифона – за антинаркотическую, антиалкогольную и другую деятельность с привычками, наносящими вред людям.

Синодальные и епархиальные образования РПЦ могут учреждать собственные наградные знаки. При этом они не должны иметь названий, совпадающих с обще-церковными, и требуют обязательной регистрации в Наградной комиссии.

Кроме того, установлены специальные требования Священного Синода относительно повсеместного учреждения медалей. В соответствии с ними положение и описание должно составляться аналогично таким же документам обще-церковных наград.

Чтобы сохранить идентичность церковной наградной системы РПЦ, параметры наградного знака необходимо приравнивать к таким значениям:

  • диаметр: 35–45 мм;
  • цвет в зависимости от степени: I – золотистый, II – серебристый, III – бронзовый;
  • вариант крепления: на колодке из металла или шелка.

При разработке дизайна на одной стороне можно изображать лик и имя святого, который имеет значение для конкретной епархии, или другое изображение православной тематики. Обратная сторона должна иметь надпись с указанием заслуги, за которую выдается награда, и названия епархии.

Система наград русской православной церкви

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно- и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, особые знаки отличия могут быть учреждаемы Священными Синодами Белорусской и Украинской Автономных Церквей. Так, священнослужители и миряне братской Беларуси награждаются орденом «Креста преподобной Евфросинии Полоцкой».

Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано в известной пасхальной беседе Святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, «к одиннадцатому часу», т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.

В древности Русская Церковь не знала какой-либо системы внешних отличий и наград. Накал духовной жизни в епархиях и приходах был тогда совсем другой, несопоставимый с нашей современной эпохой. Позже, в период Императорской России, с ее внешним блеском, «табелью о рангах» и разработанной иерархией регалий, представителей духовенства награждали в соответствии с общим порядком. Разумеется, в Церкви существовала и существует своя, особая наградная система, исходящая из особенностей священного сана, богослужебных одеяний и принадлежностей священнослужителей. Само назначение более высокого сана является наградой, обусловленной достоинством служения награждаемого. Иерей может стать протоиереем, иеромонах — игуменом и архимандритом, епископ — архиепископом и затем митрополитом. Диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря, иерей (и иеромонах) — набедренником, наперсным крестом, протоиерей — палицей, крестом с украшением, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш, архимандрит — правом употребления посоха при богослужении , архиепископ — именной или памятной панагией…

Но, помимо этих церковно-богослужебных отличий, священноначалие Русской Церкви разработало в последние четыре десятилетия и самобытную орденскую церковную наградную систему. Первым по времени учреждения стал орден святого равноапостольного князя Владимира (трех степеней), появившийся в нашей Церкви в период первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия I, в конце 1950-х гг., и долгое время остававшийся единственной церковной наградой. При Святейшем Патриархе Пимене был учрежден орден преподобного Сергия Радонежского в 1978 г. Десять лет спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летнего юбилея Крещения Руси, было учреждено сразу три ордена: орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, ставшего высшей наградой Русской Православной Церкви, которой награждаются Главы Церквей, орден святого благоверного князя Даниила Московского, одинаково часто вручавшегося как церковным, так и светским деятелям, потрудившимся на ниве духовного возрождения России, и орден святой равноапостольной княгини Ольги — специально для церковных тружениц, подвижниц Церкви и духовного просвещения.

Ввиду необходимости поощрения вклада и подвига людей, отдающих свои силы борьбе с многоразличными духовными и социальными недугами нашего общества, благотворительности и попечению о слабых и нуждающихся в помощи, были учреждены орден святого мученика Трифона (в 1995 г.) и — совместно с Российским детским фондом — орден святого благоверного царевича Димитрия (в 1997 г.).

Возрождение миссионерского служения, целью которого является ныне уже не просвещение внешних, языческих народов, но возвращение ко Христу и воцерковление основной массы нашего народа, подвигло нас учредить также и специальный миссионерский орден — святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского (1999 г.). Кроме указанных орденов мы награждаем священно- и церковнослужителей и мирян также и церковными медалями: преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

…Не орден красит человека. И никто из нас не придет с орденами и медалями на Страшное Судище Христово. Но священнослужители с достоинством носят назначенные им священноначалием награды как свидетельство достойного прохождения церковного служения, уважения со стороны паствы и церковного народа.

Орден святого апостола Андрея Первозванного

В память 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Русской Православной Церкви учредил 27—28 декабря 1988 г. три новых ордена: святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней и святой равноапостольной княгини Ольги, также трех степеней. Святой апостол Андрей (память 30 ноября/13 декабря) называется «первозванным» потому, что стал первым из апостолов Спасителя. Сразу после крещения Христа на Иордане, когда Иоанн Креститель указал на Него как на Мессию, Спасителя мира, Андрей, обо всем забыв и все оставив, пошел вслед за Учителем. Для Русской Церкви память апостола важна еще и тем, что согласно летописи апостол Андрей Первозванный первым принес провозвестие христианской веры в пределы нашего Отечества, посетил Киев и Новгород, благословил христианское будущее Русской Земли.

Прежде, в Российской Империи, существовал орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Великим в 1698 г. и почитавшийся главным среди российских орденов. Равным образом, ныне орден святого апостола Андрея является высшей наградой Русской Православной Церкви. Алмазная звезда ордена носится на правой стороне в верхней части груди, а знак ордена на ленте надевается через левое плечо и располагается под звездою ордена; все другие ордена носятся ниже. В центре ордена — образ святого апостола с характерным косым («андреевским») крестом, на котором был распят апостол. Подлинные сохранившиеся частицы креста, как и мощи святого, находятся в кафедральном Андреевском соборе в греческом городе Патры. Орден является Патриаршей наградой, им награждаются лица только по решению и инициативе Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира

Орден святого Владимира трех степеней является старейшим по времени учреждения в Русской с Православной Церкви. Он был учрежден в 1957 г. в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально он скромно именовался «нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных Православных Церквей и инославных исповеданий.

…Историки назвали его Великим, Церковь — святым равноапостольным, поэтическая память народа — Владимиром Красным Солнышком. Великий князь Владимир Святославич (960—1015; память 15/28 июля) сумел из конгломерата разрозненных племен и княжений создать единую могучую Святую Русь. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 г. Князь не стал навязывать народу новую религию: он отправил послов в разные страны «испытать веры», И когда посланные вернулись, выслушал их в собрании старцев и народа и, с соборного согласия, выбрал православную веру — по критерию истинной красоты и благодати. «Ибо, — сказали послы, — когда стояли мы за службой в Константинопольском соборе святой Софии, не знали, где находимся — на небе или на земле». Крещение Руси на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа.

Первые награждения орденом (тогда еще называвшегося «знаком») состоялись весной 1958 г. Среди лиц, удостоенных ордена I степени в 1959 году, были митрополит Гор Ливанских Илия Карам и император Эфиопии Хайле Селассие I.

Первым русским человеком, удостоенным высокой награды, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Орден святого Владимира \ степени был вручен ему 18 июля 1961 г., в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, на Архиерейском соборе, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре. Орденом могли награждаться также храмы, монастыри и целые епархии. В 1964 г. Владимира I степени получила Московская Духовная Академия, в 1977 г. — Ленинградская Духовная Академия.

Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги

Орден был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г., одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского. Орден предназначен исключительно для награждения женщин. Великая княгиня Киевская Ольга, в крещении Елена ( +969 г.; память 11/24 июля), стала первой русской правительницей-христианкой. Позднейшие предания называют родиной ее Псков, а начало ее самостоятельного правления в летописях связано с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря.

Ольга Русская вошла в историю как великая созидательница державной жизни и культуры древней Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта. Много трудов приложила княгиня для усиления оборонной мощи страны. Не менее насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси. В 946 г. Ольга отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии — развития дружеского русско-византийского диалога. Сердце княгини открылось православию, она принимает решение стать христианкой.

Таинство крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был сам император Константин Багрянородный. По возвращении в Киев Ольгой была построена первая, еще деревянная, церковь Софии Премудрости Божией. Бог прославил княгиню-подвижницу чудесами и нетлением мощей. Воспитанный ею внук, великий князь Владимир Красное Солнышко, через 20 лет после смерти княгини сделает христианство государственной религией Руси.

…В России до 1917 г. уже существовала награда этого имени. По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым «Общества святой Ольги» в 1914 г. был высочайше утвержден «знак отличия святой Ольги». Он призван был о. Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 г. второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.

Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Орден Святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия. Святитель Иннокентий (Вениаминов; 1797—1879; память 31 марта/13 апреля и 23 сентября /6 октября) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие «даже до края земли», проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

В феврале 1999 г., когда праздновалось 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, ему по решению Священного Синода был вручен вновь учрежденный орден Святителя Иннокентия I степени — за первосвятителъские труды на благо Русской Церкви. «Принимая эту награду, — сказал в ответ Патриарх, — от лица всей Русской Православной Церкви, совершающей в эти годы свое миссионерское, просветительское служение, укрепляющей в сердцах и душах людей веру Христову, будем сохранять единство, и никто, и ничто не разлучит нас, как говорил апостол Павел, от любви Божией».

Святейший Патриарх Алексий II вошел в историю Церкви как первый из ее Первосвятителей, неустанно предпринимающий близкие и дальние путешествия по епархиям, храмам и обителям в отечестве и за рубежом, куда нередко, как говорится, «не ступала нога православного архиерея». И всюду епископы, священнослужители и простые верующие люди чувствуют архипастырскую заботу, духовную щедрость и любовь Предстоятеля, от внимания которого не ускользают их трудности и печали.

Не случайно в последние годы Русская Церковь оказывает особое внимание возрождению православного миссионерства, в котором нуждаются ныне, увы, не только не просвещенные еще светом евангельской истины язычники, но и большинство народа, забывшего за десятилетия атеистической власти свои православные корни. «Новым крещением Руси» называют по праву период патриаршества Святейшего Алексия П.

Орден преподобного Сергия Радонежского

Орден Преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и IIстепени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели — за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Преподобный Сергий (1322—1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий «воспитатель русского народного духа» (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву «игуменом Земли Русской». Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князюВасилию.

Так, впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности. Первый орден Преподобного Сергия I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену — за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, экуменические и миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8/21 сентября 1980 г. орден Преподобного Сергия I степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского

Орден святого Даниила трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской», Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси. Им награждаются как духовные, так и светские лица.

Святой благоверный князь Даниил (1261—1303; память 4/17 марта) был младшим сыном святого Александра Невского. Но в истории действует незримо евангельский закон, который можно было бы назвать «благословение младшего сына». После смерти отца Даниилу досталась по разделу малая, никому еще не известная Москва. Он основал первую московскую обитель — Свято-Даниловский монастырь, где ныне почиют его мощи.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Бог вознаградил его будущим процветанием княжеской династии московских Даниловичей, от которых «произошли великие князья и цари Московские. «Сей-то первоначальный основатель, — скажем словами митрополита Московского Платона, — положил начало нынешнему величию Москвы».

Предстоятель Русской Церкви вручает орден святого Даниила, как правило, сам, придавая награждению особо торжественный характер. Орденом награждаются и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России, для укрепления ее могущества и благосостояния. Орденов I степени были в разное время удостоены мэр Москвы Ю.М. Лужков, министр обороны РФ И.Д. Сергеев, писатель А.И. Солженицын. Орден святого Даниила следует носить на правой стороне груди, степени ордена размещаются в линию.

Орден святого мученика Трифона

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г. Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Святой мученик Трифон (память 1/14 февраля) с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных. Мы редко теперь связываем в своем сознании одно с другим, но в православном понимании грех — не только и не столько преступление, но ущерб, болезнь. «Бог смерти не создал», — сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом, нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно — тело и душу, хворь — и ее первоисточник, грех. Исцелить — значит, вернуть человеку целомудрие и цельность. Без молитвы, без благодати

Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, ни социальных, цивилизационных недугов, к числу которых и относятся алкоголизм, наркомания, умопомрачения под влиянием экономических стрессов, информационных психозов, тоталитарных сект. Именно таким благодатным целителем был святой Трифон, претерпевший мученическую смерть в эпоху антихристианских гонений при римском императоре Деции (250 г.).

Орден имеет три степени. Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава. В наше время, когда без совместных усилий Церкви и общества, государства и благотворительных фондов, бизнесменов и средств массовой информации невозможна эффективная борьба с социальными болезнями и нестроениями, образ святого мученика Трифона, безвозмездного целителя, просившего излеченных им об одном — о хранении веры Христовой, укрепляет и поддерживает нас.

Орден благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Он учрежден по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова 29 сентября 1997 г. совместно РДФ и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении.

Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 г. (память 15/ 28 мая, 3/16 июня), был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц. Предание обвиняет в преступлении Бориса Годунова: именно ему, не имевшему прав на престол, мог мешать последний сын ИоаннаIY. В кровавом мареве политических греховных страстей, голода и разрухи народная любовь в Смутное время вызвала к жизни целую вереницу призраков-Лжедимитриев.

Для прекращения соблазна 3 июня 1606 г. мощи убиенного царевича были перенесены в Москву, в Кремлевский Успенский собор. С тех пор не прекращается ряд чудесных исцелений, помощи в болезнях и несчастьях, особенно детям, посылаемых Господом по молитве к святому Димитрию. Г Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия, исполненный в технике финифти, окруженный рубинами, с надписью За дела милосердия.

Среди первых награжденных были город Углич, храм царевича Димитрия при Первой Градской больнице г. Москвы, а также ряд деятелей, достойно послуживших попечению о больных и несчастных детях. В их числе: председатель правления Волгоградского отделения РДФ, создатель медицинского для детей-инвалидов Р.К. Скрынникова; православная благотворительница из Швейцарии Тамара Симон, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на благотворительную помощь детям-инвалидам; Л.С. Горелышева — за 42 года беспрерывной работы прачкой в детском доме города Суздаля; семейный детский дом М.В. и Т.В. Сорокиных (Ростовская обл.) за воспитание 38 приемных детей.

Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Медаль Святителя Иннокентия, «апостола Сибири и Америки», учреждена в Русской Церкви в один день с одноименным орденом, в 1999 г. В центре медали, на голубом эмалевом фоне, — золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: «За миссионерские труды».

Огромные просторы России невольно вызывают мысль о необъятном поле для подвигов апостольского православного благовестия. И русские миссионеры с первых веков после Крещения Руси неустанно шли с евангельской проповедью к окрестным языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и народности своей власти, своим обычаям — шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации.

Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, для каждого из бесписьменных народов великой России, православные миссионеры, в первую очередь, создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги. Так действовал современник Преподобного Сергия святитель Стефан Пермский в XIV в., так же действовал и Святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде — Духовная семинария с миссионерским уклоном.

Медаль преподобного Сергия Радонежского

Медали Преподобного Сергия двух степеней — золотая и серебряная — были учреждены священноначалием Русской Православной Церковью вместе с одноименным орденом в 1978 г.

Золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что «золотыми» (имеется в виду «медалями», ведь медаль и происходит от слова «металл ) были награждены впервые участники одного из русских походов XV века.

В обители, основанной столетием раньше «Игуменом Земли Русской», разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги — берестяные. Единственным «золотом» в обители были люди — иноки Сергиевой школы. Каждый имел свое трудовое послушание: сам Преподобный Сергий (в Житии сказано, что он обладал ростом и силой двух мужчин) пилил доски, рубил избы, носил воду для братии. И каждый, следуя заветам игумена, постоянно трудился: корчевали лес, строили, пахали, писали книги и иконы, воздвигали храмы. Главное дело инока — молитва. Но труд внешний, физический никогда не мешает внутреннему, духовному — как говорят монахи, «умному деланию».

Не стоит думать, что великие подвиги — духовные и телесные — удел древних подвижников. Среди наших современников, тихо и незаметно, вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом Преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне «Смирением возвышаемый», — лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников.

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского

Золотая медаль святого князя Даниила, с надписью «За труды во славу Святой Церкви» на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.

Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял, прежде всего, в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского Державного Центра. Историк В.О. Ключевский так писал о его потомках: «Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности и аккуратности. Не блистая особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств.

Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити за один». Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам».

Указанная характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты как никакие другие нужны нам сегодня. Носителей этих талантов и отмечает Церковь медалью, носящей имя святого князя Даниила.

Новые ордена и медали

3 апреля 2001 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Макария, митрополита Московского. 2. Орден преподобного Андрея Рублева 1, 2 и 3 степени. 3. Медаль святителя Макария, митрополита Московского. 4. Медаль преподобного Андрея Рублева 1 и 2 степени.

25 марта 2004 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Алексия, митрополита Московского 1, 2 и 3 степени. 2. Орден преподобного Серафима Саровского 1, 2 и 3 степени. 3. Орден Славы и Чести. 4. Медаль преподобного Серафима Саровского 1 и 2 степени.
В начало раздела «Ордена,медали»>>>

Этапы учреждения и награждения

Положения о церковных медалях и их описания утверждаются Архиерейским Собором. Подготовка указанных документов осуществляется в описанном ниже порядке.

Предстоятель (Патриарх) РПЦ:

  • решает вопрос, кого наградить;
  • непосредственно награждает;
  • дает благословение другим представителям духовенства на вручение наград;
  • утверждает состав наградной комиссии.

Святейший Синод – учреждает определенную награду, готовит ее описание и положение.

Право на получение церковных медалей имеют физические и юридические лица. Награждение может осуществляться не чаще, чем 1 раз в 2 года.

Вместе с наградным знаком вручается грамота, в которой прописывается его номер. Сама процедура является торжественным мероприятием.

Определенная награда может быть вручена лицу только 1 раз. Дубликат можно получить лишь в том случае, когда будет доказано, что потеря оригинала была неизбежной. Ходатайствовать об этом может только священнослужитель с предоставленными на это полномочиями и на основании написанного лицом, потерявшим награду, прошения. Ходатайство подается Предстоятелю РПЦ, который принимает решение на основании предоставленных фактов.

После смерти награжденного медаль передается по наследству, но наследникам нельзя ее носить. Отдать в музейную коллекцию можно только с благословения Патриарха или архиерея епархии.

Если награждение окажется необоснованным или награжденный совершит тяжелое преступление против Церкви либо христианских законов, Патриарх может отменить вручение или лишить уже врученной награды. В случае лишения духовного сана клирика по указу Предстоятеля РПЦ ордена и медали у него тоже отбираются.

Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства

Богослужебные награды, служащие для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения, существуют в России с 1797 года, когда император Павел I именным указом Святейшему Синоду ввел ряд наград для белого духовенства: «во–первых, получение креста для ношения на цепи на шее, во–вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфии; и, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты». После коронации святого императора Николая II права ношения серебряного 4 восьмиконечного креста были удостоены все православные священники. Сейчас такой наперсный крест вручается епископом каждому поставляемому в иереи во время хиротонии.

В настоящее время иерархическими наградами в Русской Православной Церкви являются:

– повышение в сане;

– элементы литургического облачения, несущие духовное значение;

– богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»).

Иерархические награды вручаются в строгой последовательности. Существуют

награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем.

При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос» (греч. άξιος – достоин). Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении (при наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии).

Награждение епископата производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, последовательными наградами являются возведение в сан архиепископа, митрополита, а также (до 2004 г.) дарование права ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями.

Панагия (от греч. παναγία – Всесвятая), которую, помимо наперсного креста с украшениями, носит на груди епископ – небольшая круглая икона с изображением Божией Матери. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии; архиереи, удостоенные этой награды ранее, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций). Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины). Примикирий используют Святейший Патриарх за всеми богослужениями, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всея Японии, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдавии – в пределах своих юрисдикций; епархиальные архиереи – в пределах своих епархий.

Последовательными наградами для священства являются:

Набедренник

– четырехугольный плат, подвешиваемый на ленте за два угла к поясу. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого. Набедренник навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

Камилавка

(от греч. κάμηΛος – верблюд) – головной убор из бархата в форме расширенного кверху цилиндра без полей. Камилавка черного цвета является постоянной принадлежностью черного духовенства (клобук, повседневный головной убор монаха, представляет собой камилавку, соединенную с накинутой на нее наметкой – коротким покрывалом черного цвета, разделяющимся на спине на три конца). Камилавка фиолетового цвета – награда иерея, которая производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником. Камилавка носится во время богослужения, а также во время официальных и торжественных мероприятий.

Золотой наперсный крест.

Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.

Наперсный крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.

Сан протоиерея, сан игумена

(для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане.

Палица

(«епигонатий» от греч. έπίγονάτίον – наколенник) – плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец. Первоначально являлась частью архиерейского облачения. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена). Палица навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник – слева.

Крест с украшениями.

Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей; надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.

Митра

(для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Митра, напоминающая царскую корону, была воспринята иерархией Византийской Церкви из императорского обихода, она употребляется только при богослужении архиереями, а также архимандритами, на которых митра возлагается при возведении в сан. Архимандричья митра, в отличие от архиерейской, не имеет венчающего ее креста (за исключением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом). Заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными».

Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами

(что является особенностью архиерейского служения). При этом сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (это награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой), а затем – до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни).

Патриарший крест.

Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.

Сан протопресвитера.

Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Последовательными наградами для диаконства являются:

Двойной орарь.

Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, и он спускается вниз через левое плечо. Двойной орарь является наградой только в Русской Православной Церкви, на православном Востоке он употребляется повсеместно.

Сан протодиакона.

Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона.

Камилавка фиолетового цвета.

Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона. Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.

Сан архидиакона

(для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.

Примечание.

Сана архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего кафедрального собора.

Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев; по всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху.

Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем (при оставлении ими должности они лишаются права ношения этого креста). За многолетнее усердное служение настоятельницы монастырей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены сана игумении. За особые заслуги игумении указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.

Отличительным головным убором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси является куколь – увенчанный крестом куполообразный головной убор из белого крепа, форма которого восходит к XVI веку. Первенствующие иерархи Самоуправляемых Церквей и Экзархатов Русской Православной Церкви, а также все митрополиты носят белый клобук, который отличается только цветом от обычного головного убора мантийных монахов. На лицевой части клобука расположен небольшой белый крест. Черный клобук с таким же крестом является принадлежностью архиепископов, у епископов – черный клобук без креста.

Существует еще один традиционный головной убор духовенства – скуфия, представляющая собой небольшую круглую бархатную шапочку черного или фиолетового цвета, составленную из четырех частей, соединенных сверху крестообразно. Скуфию носят вне храма.

Наконец, следует также упомянуть о так называемом «докторском» кресте, украшенном голубой эмалью: его носят священнослужители, удостоенные ученой степени доктора богословия.

Жезл и посох

Архипастырский жезл – внешний отличительный знак архиерейского сана. Являясь символом апостольского преемства, он служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Архипастырский жезл имеет также суло́к (четырехугольный вдвое сложенный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата.

При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) – первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.

Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права использования игуменского посоха за богослужением. Настоятель (наместник), удостоенный права использования игуменского посоха за богослужением, имеет право использовать посох и вне богослужения в пределах своей обители. Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох. Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения архиерея. В присутствии архиерея настоятель (наместник) не использует посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права использовать за богослужением игуменский посох.

Настоятельницы женских монастырей в сане игумений за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права использования игуменского посоха. Они не используют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря в сане игумении не имеют права употреблять игуменский посох.

Имеются некоторые различия между Русской и иными Поместными Православными Церквами – как в отношении иерархических степеней, так и во внешних отличительных признаках. На православном Востоке повседневным головным убором монашествующего и белого духовенства является камилавка черного цвета, отличающаяся по форме от принятой у нас в России. Во время богослужений или на официальных мероприятиях монахи на камилавку надевают наметку; таким образом, монашеский клобук на Востоке составной, в то время как в России он составляет единое целое. Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, а также Архиепископ Афинский носят черный клобук. У Первоиерархов Церквей Сербской, Румынской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской клобук белого цвета, однако нигде, кроме России, клобук не имеет белого креста. У всех архиереев, в том числе и у Патриархов, цвет мантии одинаковый – темно–красный, однако у Предстоятелей Древних Восточных Церквей мантия богато украшена изображениями того апостола Христова, который почитается основателем данной Поместной Церкви. На православном Востоке иеромонахи и иереи не носят наперсного креста, это право принадлежит лишь архимандритам и протоиереям и является наградой, равной кресту с украшениями в Русской Православной Церкви. Духовное лицо, имеющее такой крест, именуется ставрофорным, т. е. крестоносным. Набедренник как награда на Востоке отсутствует. Митра – принадлежность исключительно архиерейского облачения. Игумен – не сан, а должность руководителя монастыря. Архидиакон – также не сан, а должность диакона, постоянно сослужащего Предстоятелю Церкви.

В Сербской Церкви существуют саны протосингела и протонаместника. Лицо, носящее сан протосингела, в иерархическом отношении стоит выше игумена, но ниже архимандрита. Обычно протосингелами бывают секретари епархий. Сан протонаместника выше протоиерейского – его имеют священники из белого духовенства, наделенные должностными полномочиями, аналогичными полномочиям благочинных в Русской Православной Церкви. Рядовые сербские священники, подобно греческим, не носят наперсного креста: он, как награда, дается заслуженным протоиереям, которые именуются «ставрофорными».

В Румынской Церкви право ношения наперсного креста является наградой для священников, архидиаконов и протодиаконов. Сан протосингела, которым может обладать только черное духовенство, аналогичен сану русского архимандрита. Игумен или архимандрит в Румынской Церкви всегда является настоятелем монастыря.

В Православной Церкви Финляндии высшая награда духовенства – крест с украшениями, который дается крайне редко, обычно его имеют настоятель кафедрального собора Хельсинки и некоторые наиболее заслуженные протоиереи. Митра не является наградой, ее носят только архиереи и архимандрит – настоятель единственного в Финляндской Церкви Ново–Валаамского мужского монастыря.

Правила ношения

Любые ордена и медали – церковные или государственные – при ношении на груди располагаются по рангу. Медали РПЦ должны находиться на левой стороне ниже орденов. Порядок расположения – последовательное снижение ранга справа налево.

Если у церковнослужителя РПЦ есть наградные знаки другой Церкви, их прикрепляют под аналогичными наградами Московского патриархата. При получении последующей степени определенной медали ее располагают выше как награду более высокого ранга.

Церковные наградные знаки принято надевать только по торжественному случаю. При этом ношение специальных заменяющих символов в данной системе не предполагается, поскольку таковые не предусмотрены.

Церковная наградная система несколько отличается от государственной, в которой большинство наград имеют отделку из лент соответствующей расцветки и крепятся к колодкам. Основная часть медалей РПЦ не имеет ленточных элементов – вместо них используются преимущественно православные символы (8-конечная звезда, лики святых, надписи на церковно-славянском языке).

Иногда отдельные части лицевой стороны украшаются имитациями драгоценных камней. Вместе с тем, некоторые церковные ордена имеют традиционную ленточную отделку.

Введение.

Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян за заслуги в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

Настоящее Положение о наградах Русской Православной Церкви содержит в себе сведения об иерархических и общецерковных наградах, а также положения об учреждении Патриаршей наградной комиссии — нового церковного органа, в ведении которого находятся все виды церковных наград и знаков отличия.

Общецерковная наградная система призвана не только содействовать поощрению потрудившихся на благо Церкви и общества, но и возрождению орденской культуры, предполагающей принадлежность награжденных к орденам, то есть группам лиц, объединенных общностью целей. Последнее представляется весьма важным для дальнейшего развития общественной и социальной деятельности Русской Православной Церкви.

1. ПАТРИАРШАЯ НАГРАДНАЯ КОМИССИЯ.

1.1. Общие положения.

1.1.1. Патриаршая наградная комиссия (далее — Наградная комиссия) ведает богослужебно-иерархическими наградами Русской Православной Церкви, а также всеми орденами, медалями и знаками отличия Русской Православной Церкви. Она входит в структуру Московской Патриархии.

1.1.2. Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (далее — Святейшим Патриархом) и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

1.1.3. Руководителем Наградной комиссии является председатель Наградной комиссии (далее — председатель), назначаемый на должность (освобождаемый от должности) указом Святейшего Патриарха.

1.1.4. Члены Наградной комиссии назначаются на должность (освобождаются от должности) Святейшим Патриархом.

1.1.5. К ведомству Наградной комиссии принадлежат: канцелярия Наградной комиссии, служба протокола Наградной комиссии, казначейство Наградной комиссии, а также орденские собрания, образуемые на основании орденских статутов.

1.1.6. Председатель и сотрудники Наградной комиссии перемещаются, уходят в отпуск и увольняются по общим правилам для Московской Патриархии.

1.2. Председатель и заместитель председателя Наградной комиссии.

1.2.1. Председатель напрямую подчиняется Святейшему Патриарху и не подчиняется никакому иному должностному лицу.

1.2.2. Обо всех делах по Наградной комиссии, требующих Патриаршего решения, председатель докладывает непосредственно Святейшему Патриарху.

1.2.3. Председатель, в случае необходимости или если на то будет указание Святейшего Патриарха, подготавливает изменения и дополнения в Положение о наградах Русской Православной Церкви и представляет их на рассмотрение Святейшего Патриарха.

1.2.4. Председатель взаимодействует с государственными учреждениями, заведующими наградными вопросами в странах СНГ и Балтии.

1.2.5. Председатель в случае необходимости регистрирует ордена и медали Русской Православной Церкви в государственных учреждениях, заведующих наградными вопросами в странах СНГ и Балтии.

1.2.6. Председатель подготавливает положения об орденских храмах и орденских праздниках и направляет их на рассмотрение Святейшему Патриарху.

1.2.7. Председатель следит за соответствием наград синодальных учреждений, епархиальных и прочих церковных наград наградной системе Русской Православной Церкви.

1.2.8. Председатель подготавливает к утверждению Святейшим Патриархом предложенные синодальными учреждениями и епархиальными архиереями новые награды и, по утверждении Святейшим Патриархом, регистрирует их в рамках наградной системы Русской Православной Церкви.

1.2.9. Председатель подготавливает для подписания Святейшим Патриархом указы о награждении богослужебно-иерархическими наградами, грамоты на ордена Русской Православной Церкви, согласно статье 3.2.6 настоящего Положения, а также Патриаршие грамоты.

1.2.10. По делам, относящимся к другим церковным учреждениям, председатель лично обращается к их руководителям.

1.2.11. Председатель возглавляет заседания Наградной комиссии.

1.2.12. Председателю подчиняются сотрудники протокола, канцелярии и казначейства Наградной комиссии.

1.2.13. Председатель Наградной комиссии является материально ответственным лицом.

1.2.14. В случае отсутствия председателя или невозможности им исполнять возложенные на него обязанности руководство Наградной комиссией возлагается на заместителя председателя Наградной комиссии (далее — заместитель председателя).

1.2.15. Заместитель председателя по должности осуществляет непосредственное руководство канцелярией и протоколом Наградной комиссии.

1.2.16. Заместитель председателя ведет учет орденских и других наградных знаков и вещей, следит за качеством наградных знаков и вещей в соответствии с утвержденными образцами.

1.2.17. Подготовка документов Наградной комиссии к рассмотрению Святейшим Патриархом, а также подготовка исходящих документов Наградной комиссии осуществляется под руководством заместителя председателя.

1.2.18. По истечении года, к назначенным председателем срокам, заместитель председателя составляет годовой отчет о деятельности Наградной комиссии и о хранимых ею материальных ценностях.

1.3. Канцелярия Наградной комиссии.

1.3.1. Производство дел Наградной комиссии осуществляется канцелярией Наградной комиссии.

1.3.2. Канцелярия Наградной комиссии производит первичное изучение поступающих документов на предмет соответствия критериям, предъявляемым к испрашиваемому награждению, составляет наградные таблицы и формирует послужные списки.

1.3.3. По представлениям к наградам клириков епархий Русской Православной Церкви канцелярия Наградной комиссии запрашивает письменный отзыв Управления делами Московской Патриархии.

1.3.4. Подготовленные канцелярией документы на награждение визируются заместителем председателя и направляются им председателю, который представляет их Наградной комиссии. Решение о награждении в Наградной комиссии принимается большинством голосов. При равенстве голосов решающим является мнение председателя Наградной комиссии.

1.3.5. Решение Наградной комиссии вступает в силу после утверждения Святейшим Патриархом.

1.3.6. Святейший Патриарх может удостоить церковной награды на основании единоличного решения.

1.3.7. Все исходящие из канцелярии Наградной комиссии документы подлежат обязательной регистрации с их кратким содержанием.

1.3.8. По истечении года, к назначенным председателем срокам, канцелярия Наградной комиссии составляет годовой отчет о произведенных делах, который представляет собой перечень дел поступивших, решенных и нерешенных в продолжение всего года.

1.3.9. Отчет о произведенных делах представляется председателем на имя Святейшего Патриарха.

1.4. Протокол Наградной комиссии.

1.4.1. Службе протокола Наградной комиссии вменяется в обязанность подготовка, а также организационное сопровождение торжественных награждений, совершаемых Святейшим Патриархом, как богослужебно-иерархическими, так и общецерковными наградами и знаками отличия.

1.4.2. Руководителем протокола Наградной комиссии является заместитель председателя.

1.5. Казначейство Наградной комиссии.

1.5.1. Формированием полной и достоверной информации о финансовой деятельности Наградной комиссии и о его имущественном положении занимается казначейство Наградной комиссии.

1.5.2. Деятельностью казначейства Наградной комиссии является составление и ведение бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами, установленными Московской Патриархией.

1.5.3. По истечении года казначейство Наградной комиссии подготавливает годовой финансовый отчет, составленный по форме, установленной Финансовой службой Московской Патриархии. Данный отчет подписывается председателем Наградной комиссии иглавным бухгалтером Московской Патриархии и представляется Святейшему Патриарху.

1.6. Об орденских собраниях.

1.6.1. Орденские собрания (далее — собрания) создаются для объединения лиц, награжденных орденами Русской Православной Церкви.

1.6.2. Собрания формируются епархиальным архиереем из лиц, награжденных каждой степенью ордена. Количество членов собрания также определяется епархиальным архиереем.

1.6.3. Собрания несут попечение о благочестивой жизни своих членов, их участии в социальных программах Церкви, об оказании помощи детским домам, приютам, богадельням, местам призрения и всем в них содержащимся, о поддержании лиц, оказавшихся в местах лишения свободы и исправлении их нравственности. Собраниями определяются таковые заведения, выбираются ответственные орденоносцы по каждому из них.

1.6.4. Собрания собирают сведения о тех заведениях, о которых несет попечение, и направляет их в Наградную комиссию.

1.6.5. Одним из важнейших направлений в деятельности собраний является забота о воспитании подрастающего поколения в вере Христовой, любви к Святой Церкви. В связи с этим собрания делают все от них зависящее для преподавания основ православной веры в школах, лицеях, институтах и прочих учебных заведениях в соответствии со светским законодательством.

1.6.6. Собраниям вменяется в обязанность постоянная забота, попечение о благолепии и помощь в содержании не только общецерковных орденских храмов, указанных в статутах каждого ордена, но и епархиальных, если таковые будут учреждены решением епархиального архиерея.

1.6.7. Председателем собрания является епархиальный архиерей.

1.6.8. Все дела, подлежащие рассмотрению собранием, предварительно представляются управляющим делами собрания для просмотра епархиальному архиерею, как председателю собрания.

1.6.9. Время открытия собрания и всех последующих его заседаний назначается епархиальным архиереем.

1.6.10. Собрание вправе ходатайствовать перед епархиальным архиереем о представлении к награждению тех или иных лиц орденами и медалями Русской Православной Церкви на точном основании статутов этих орденов и медалей.

2. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

2.1. Общие положения о богослужебно-иерархических наградах.

2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.

2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами являются:

1) повышение в сане;

2) элементы литургического облачения, несущие духовное значение;

3) богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш…»).

2.1.3. В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Награждение священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос».

2.1.4. Награды клириков в форме богослужебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии, при условии, что ни один из клириков не занимает должности в общецерковном или епархиальном руководстве.

2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов.

2.2.1. Последовательными наградами для епископата являются:

1) возведение в сан архиепископа;

2) возведение в сан митрополита.

2.2.2. Возведение в сан архиепископа и митрополита производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

2.2.3. При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — право ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

2.2.4. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.

2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть удостоен по решению Патриарха за особые заслуги иерарх Русской Православной Церкви.

2.2.6. Патриаршая панагияявляется одной из высших наград Русской Православной Церкви, которой могут быть удостоены Преосвященные архипастыри в исключительных случаях, за особые заслуги перед Церковью. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.

2.2.7. Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

2.2.8. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров.

2.3.1. Последовательными наградами для священства являются:

1) право ношения набедренника;

2) право ношения камилавки;

3) право ношения наперсного креста;

4) возведение в сан протоиерея;

5) право ношения палицы;

6) право ношения креста с украшениями;

7) право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для монашествующих);

8) право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни;

9) право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;

10) право ношения Патриаршего наперсного креста;

11) возведение в сан протопресвитера.

2.3.2. Набедренник. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

Примечание: Здесь и далее указанные межнаградные сроки являются обязательным, но не решающим условием награждения. Основным условием является усердное исполнение клириком возложенных на него священноначалием церковных послушаний.

2.3.3. Камилавка. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Камилавка должна быть фиолетового цвета. После награждения камилавкой награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).

2.3.4. Наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником).

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

2.3.5. Сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом. В исключительных случаях награда может быть дана и до окончания этого срока (например, в связи с назначением на начальственную — общецерковную или епархиальную — должность), но не ранее чем через десять лет служения в сане пресвитера.

2.3.6. Чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.

2.3.7. Палица. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (через семь лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера).

Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева.

2.3.8. Первенство чести при соборном служении определяется следующим образом: иеромонахи, имеющие право ношения палицы, стоят перед протоиереями, не имеющими этого права; иеромонахи и протоиереи, имеющие право ношения палицы, стоят в порядке, определяемом старшинством хиротонии.

2.3.9. Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения палицей (через семь лет для иеромонахов, награжденных палицей).

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.

2.3.10. Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет (для монашествующих — через семь лет) после награждения крестом с украшениями.

Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).

2.3.11. При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.

2.3.12. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения митрой.

2.3.13. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.

2.3.14. По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

2.3.15. Патриарший наперсный крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.

Правила ношения: клирик, удостоенный Святейшим Патриархом права ношения Патриаршего креста, может носить его в качестве второго креста. В повседневной обстановке Патриарший крест носится поверх рясы, а за богослужениями поверх облачения.

2.3.16. Клирики, награжденные Патриаршим наперсным крестом, имеют первенство чести перед другими клириками, не имеющими таковой награды.

2.3.17. Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего креста и призванные в дальнейшем к архиерейскому служению, могут носить его при богослужениях вместо обычного креста с украшениями.

2.3.18. Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха.

2.4. Богослужебно-иерархические награды диаконов.

2.4.1. Последовательными наградами для диаконства являются:

1) право ношения двойного ораря;

2) возведение в сан протодиакона;

3) право ношения камилавки;

4) возведение в сан архидиакона.

2.4.2. Двойной орарь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.

2.4.3. Cан протодиакона для белого духовенства. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем.

2.4.4. Камилавка. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Камилавка должна быть фиолетового цвета. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии).

2.4.5. Сан архидиакона (для монашествующих). Возведения в сан архидиакона могут быть удостоены по должности старшие иеродиаконы в мужских монастырях (но не менее чем через десять лет служения). Награждение производится указом Святейшего Патриарха.

2.4.6. Сана Патриаршего архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен протодиакон, возглавляющий диаконов при Патриарших богослужениях. Патриаршийархидиакон имеет первенство чести перед прочими диаконами Русской Православной Церкви.

2.5. Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей.

2.5.1. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста и использования посоха, но за ними оставляется достоинство игумении в память о понесенных трудах.

2.5.2. За особые заслуги указом Святейшего Патриарха игумения или монахиня может быть удостоена права ношения наперсного креста и креста с украшениями. Право ношения креста, возложенного в качестве персональной награды, сохраняется пожизненно.

2.5.3. В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения Патриаршего креста. При этом Патриарший крест носится в качестве второго креста.

2.6. Правила использования жезла и посоха.

2.6.1. Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. В пределах Русской Православной Церкви Святейший Патриарх использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.

2.6.2. При посещении Святейшим Патриархом епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха.

2.6.3. При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) — первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.

2.6.4. Если богослужение или мероприятие проводится не в Патриаршей епархии или ставропигиальных обителях, во время соборного служения, в отсутствие Патриарха, жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей, а вне богослужений каждый архиерей может использовать посох.

2.6.5. Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.

2.6.6. Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох.

В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение Патриарха, а также епархиального архиерея данной обители, настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение иного архиерея, настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения.

В присутствии архиерея вне богослужения настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей не имеют права использовать посох.

2.7. Право награждения богослужебно-иерархическими наградами.

2.7.1. Решение о награждении для иереев: набедренником, камилавкой и наперсным крестом, а для диаконов: двойным орарем, — находится в компетенции епархиальных архиереев.

2.7.2. По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков, настоятельниц и насельниц женских монастырей через Наградную комиссию на имя Святейшего Патриарха.

2.7.3. Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам в отчете указываются причины сокращения.

2.8. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении духовенства к наградам

2.8.1. Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены через Наградную комиссию на имя Святейшего Патриарха до начала Великого поста. Списки оформляются по указанной форме (таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих — палицей) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.

2.9. Об исключительных случаях, позволяющих сократить установленные межнаградные сроки, а также о награждении по должности.

2.9.1. Представление к внеочередным наградам подается в канцелярию Наградной комиссии отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены после назначения клирика на требующую того должность и достаточного срока беспорочного служения на этой должности. Межнаградные сроки также могут быть сокращены за особые церковные заслуги.

2.9.2. В случае рукоположения протодиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей по согласованию со Святейшим Патриархом может возвести его в сан протоиерея при хиротонии, а при рукоположении архидиакона в пресвитерский сан – возложить на него палицу.

2.9.3. В определенных случаях, вне зависимости от лет выслуги, права ношения митры и возведения в сан архимандрита с возложением митры могут быть удостоены клирики, призванные к исполнению определенных должностей в общецерковных структурах Русской Православной Церкви (ключари Успенского собора Московского Кремля и Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя, настоятель Богоявленского кафедрального собора, наместники лавр и ставропигиальных монастырей, председатели синодальных отделов, ректоры духовных академий).

2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.

2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень.

2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в священном сане, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:

1) священники по окончании семинарии — набедренника;

2) священники по окончании академии — камилавки;

3) священники, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, — наперсного креста (а если они имеют таковой – очередной богослужебно-иерархической награды);

4) диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, — двойного ораря.

2.10.2. Правило, описанное в статье 2.10.1, распространяется на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений или после защиты кандидатской диссертации. Это правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование или защитивших кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.

2.10.3. По вступлении в силу трехступенчатой системы духовного образования бакалавры богословия могут быть награждены правом ношения набедренника, магистры богословия — камилавки, кандидаты богословия — наперсного креста (а если они имеют таковой – очередной богослужебно-иерархической награды).

2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на степень доктора богословия, удостаиваются Святейшим Патриархом награждения докторским крестом. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих иерейский сан. Докторский крест не может использоваться при или вне богослужений в качестве второго креста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]