Православие и баптизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви


О баптистах, увы, часто судят понаслышке. Часто реакция на упоминание о них резко негативная: «сектанты!», «приносят в жертву детей!», «запрещены в России!». Но баптисты от православных имеют не такие существенные отличия.

Ругая то, о чём мы не имеем чёткого представления, мы, православные, сами себя выставляем не в лучшем свете. Давайте восполним пробел в знаниях: поговорим о том, кто такие баптисты, это секта или нет и как к ним относиться с точки зрения православия.

Баптисты — это секта или нет? Нет!

Баптизм для многих православных остаётся чем-то закрытым и непонятным. Держась в стороне от других религиозных традиций, мы мало понимаем, каковы отличия баптистов от тех же пятидесятников или кальвинистов.

И есть ужасная тенденция — всех, кто не православный (в лучшем случае — и не католик), называть сектой. Это ошибка.

Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» пишет:

Александр Буганов

доктор исторических наук

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Секта поэтапно дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».


Церковь евангельских христиан-баптистов в Пскове
Если совсем коротко, секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Материнская религия её отвергает. И государство тоже её запрещает.

Секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. В случае баптистов мы можем говорить именно о вероисповедании, а не секте, так как баптисты — это историческая, признанная многими государствами религиозная группа.

Она не отрицает и не искажает христианское учение, а отличается в подходе к богослужениям и к административной сфере.

Баптисты это главные банщики в древней Руси

Объяснение Катара баптисты это кто такие многое проясняет в их религиозных традициях. Они не могли позволить извращения древних ритуалов крещения. Ведь они за них отвечали, они были их хранителями.

Так банщики и обособились в отдельную касту. А начинали они вполне достойно и традиции некоторые сохранили лот наших дней. Послушайте богумила Катара:

«Топились на Руси бани-баптистерии по берегам рек и озёр. А распаренные мужики с бабами лезли в прорубь в любой крещенский мороз под слова епископа, то есть надзирающего (епи – надзор, скоп – смотреть (телескоп, микроскоп, калейдоскоп)).

Именно потому сейчас входя в баню, снимают крестик, и там никогда нет икон. Поскольку христианином становились после проруби или иного окунания в воду с головой. Мы по сей день трижды ныряем с головой в память о Святой Троице. А купая ребёнка, говорим: «С гуси вода, с тебя худоба»!»

Баптисты особое внимание уделяют крещению во взрослом возрасте

Стать баптистом может только взрослый человек, который отдаёт себе отчёт в этом поступке. Именно так происходило в Библии. Об обряде крещения (погружения) так сказано на сайте «Российского союза евангельских христиан-баптистов»:

«Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести Мар. 16:15-16; Деян. 2:38,41; 22:16. 1 Пет. 3:21.

Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Деян. 8:36-38; 2:41; 8:12; 10:47; 18:8; 19:5.

Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.

Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. Рим. 6:3-5; Гал. 3:26-27; Кол. 2:11-12.

При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Крещение совершается также и над теми, кто был, например, крещён в православии.

Суть баптиста и церкви евангельских христиан баптистов

Суть баптиста и церкви евангельских христиан баптистов, на мой взгляд, в их вере в свою исключительность. Они же были так важны при бане-баптистерии. Определяли кто, когда и при какой температуре станет крещённым. Какое уж тут таинство.

Сколько таких исключительных перевидал мир. Последователи церкви евангельских христиан баптистов это чистенькие, помытые, если одним словом. Беда в том, что им и мозги промыли. И там чистота от истинного прошлого идеальная.

Иван Иванович А.

Родноверие в России это что на самом деле

Отличия православия и баптизма преимущественно внешние

Баптисты и православные имеют больше схожестей, чем различий. Во что верят одни, в то же верят и другие.

Библия — источник знаний для обоих традиций. Короче говоря, все мы христиане.

И если этим утверждением пришлось разрушить чьи-то ожидания прочесть нечто необычное, то уж извините: баптисты не пляшут с бубнами у костров, не чертят на полу пентаграммы, не выряжаются в мантии с иероглифами. Это обычные верующие, как мы.

Но кое-чем баптисты от православных всё же отличаются.

Смотрите также статью Армяне: католики или православные?

Принцип «Solo scriptura»

Это общепротестанская идея, согласно которой, есть только один источник христианского вероучения — это Священное Писание.

«А у нас разве не так?», — спросят православные. Нет, у нас и у католиков есть ещё предание. Баптисты же уверены, что есть только Библия и то, что ей либо противоречит, либо нет.


Изучение Священного Писания — одна из основ баптизма

Упор на изучение Священного Писания

Это тоже присущая большинству протестантских организаций практика. Библия — главное откровение Божие. И чем тщательнее и глубже её изучить, тем больше истин откроется человеку.

Православные комментаторы, бывает, замечают, что с нашей точки зрения собрание баптистов более походит на школу или институт, чем на богословскую службу.

Баптист считает авторитетным Священное Писание, но не предание.

Нет почитания икон и мощей

Для баптистов подобная практика была бы нарушением второй заповеди: «Не сотвори себе кумира».

Баптисты не молятся святым

Стоит различать молитву и почитание. Уважение к заслугам христианских подвижников баптистам не чуждо. Но вот обращаться к ним за помощью баптисты считают лишним.

Развёрнутый комментарий даёт на видео пастор баптистской церкви г. Челябинск, Виталий Соболев.

Нет некоторых таинств

Отсутствует священство, соборование, миропомазание, венчание и исповедь. По части исповеди, например, утверждают, что каяться надо напрямую перед Богом, а не через посредника.

Нет традиционного апостольского преемства через рукоположение

То есть идея, что все христиане — это продолжатели дела апостолов, есть. Но для того, чтобы стать частью этой цепочки, не надо посвящаться у какого-нибудь архиерея. Вера — сама по себе реализация этой преемственности.

Иное отношение к молитве

Её значительно меньше. Нет молитвослова. «Это как, нельзя молиться по книге?», — может спросить православный. Нет, нельзя молиться чужими молитвами, только своими словами. Только так молитва может быть искренней, от сердца. Исключение — «Отче наш», поскольку она есть в Библии.

баптисты не используют крестного знамения

Баптисты не используют крестного знамения

Они не видят смыла в этом действе и не находят обоснований для него Библии.

Меньше правил бытового характера

Конечно, православие тоже — не лидер по количеству предписаний для верующих, но у баптистов их ещё меньше.

Иное отношение ко многим аспектам христианства

Например, хлеб и вино на евхаристии воспринимаются исключительно в символическом значении.

Меньше торжественности

цервовь баптистов — отсутствует красивая церковная утварь, все выглядит «светским»

Отсутствие красивой церковной утвари и многочасовых богослужений — это ещё одна черта, которой отличаются баптисты-христиане. У них всё выглядит более «светским».

Баптисты не молятся за усопших

Подобной традиции нет в Священном Писании.

Разрыв между священником и прихожанином минимален

Нет того почитания и той дистанции, которая существует в православии. Баптистский священник — это, по сути, такой же верующий. Его полномочия в большей степени административного, чем духовного характера.

Собственно, каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения. Это называется принципом всеобщего священства.

каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения

Баптисты не называют себя церковью

Они предпочитают использовать слова «альянс», «союз» и т.д. Связано это с тем, что в Священном Писании слово «церковь» не употребляется в соответствующем значении.

Баптисты отрицают церковную иерархию

И всё же в каждой общине есть пара «пресвитеров» (старейшин), избранных для священнодейства.


Пётр Вальтерович Мицкевич, председатель «Российского союза евангельских христиан-баптистов»

Баптистское учение

Главное, на чем основывается баптистское учение, – признание Священного Писания как единственного источника вероучения. Они отвергают крещение детей, только благословляя их. По баптистским правилам, крещение должно совершаться только после пробуждения личной веры у человека, после 18 лет и отказа от греховной жизни. Без этого у них этот обряд не имеет силы и просто недопустим. Баптисты считают крещение внешним знаком исповедания, и таким образом они отвергают участие Бога в этом главном таинстве, что низводит процесс к простым человеческим действиям.

Баптисты убеждены, что спасены через веру, православные считают, что ещё не обрели спасение

Что касается внутренних черт христианской религии, то здесь баптисты от православных отличаются не сильно. Они верят в Бога-Отца, Сына и Святого Духа, почитают Иисуса Христа, читают Библию и видят в ней слово Божие.

Но есть одно фундаментальное отличие — иное отношение к спасению, нежели в православной церкви.

Протоиерей Олег (Корытко) очень хорошо раскрывает разницу между баптистским и православным представлениями о спасении:

Олег (Корытко)

протоиерей

«центральным пунктом доктрины искупления является понятие о заместительной жертве».

«Бог возложил на Иисуса все грехи людей, существовавших когда-либо или имеющих родиться в будущем, и излил на него весь Свой праведный гнев во время крестных мук. Страдания Христа были адекватны тяжести наказания за все грехи человечества, прошедшие и будущие».

Хотя в вопросе о том, кто именно может быть спасён, у баптистов нет единой точки зрения:

«существует два взгляда <�…> Сторонники первого мнения, стоят на арминианских позициях (общие баптисты), утверждая всеобщее значение смерти Спасителя. Каждому человеку дана Благодать необходимая для обретения спасительной веры, и теперь уже от человека зависит: принять этот дар или отвергнуть его. Выразителями противоположной точки зрения являются частные баптисты, исповедующие приверженность кальвинским взглядам. <�…> среди частных баптистов существуют ещё «амиральдиане», называемые также «умеренными». По их мнению, Господь умер за всех людей, но затем избрал тех, кто предопределен ко спасению».

Далее протоиерей Олег (Корытко) рассказывает о механизме спасения с точки зрения баптистов:

«процесс спасения начинается с призвания человека Благодатью Божией <�…> Если призыв будет услышан, то происходит обращение, оправдание, возрождение, соединение со Христом, усыновление и освящение. Последовательность перечисленных действий не хронологическая, а логическая, так как все они (за исключением последнего) происходят одновременно и мгновенно.

В момент обращения происходит изменение отношений ко греху, Богу, и самому себе. Приходит осознание личной вины за грех, <�…> скорбь о грехе и жажда прощения. <�…> «Покаяние дается Богом людям по Его благодати» — это дар Божий, а отнюдь не акт воли самого человека. Поэтому он не может рассматриваться в качестве некоторого поступка, имеющего определённую нравственную ценность».

За покаянием следует искренняя вера, она имеет четыре аспекта:

  • Уверенность в том, что Бог открывает себя в природе и Священном Писании, где содержится всё нужное для спасения;
  • Пробуждение души, её жажда усвоить плоды искупления;
  • Принятие Христа;
  • Подчинение воле Божией.

Бог прощает такого человека. Апостол Павел сообщает:

Рим. 8:1–2

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».

В дальнейшем от человека требуется не грешить, побеждать искушение, проявлять любовь даже к своим врагам.

Чтобы обрести спасение, баптист должен возродиться после грехопадения.

О грехах после пробуждения веры утверждается, что

Евр.10:26

«верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольным грехом».

Верующий, прошедший через все стадии, называется возрождённым. Имеется в виду возрождение после грехопадения.

Если обобщить всё это, то баптисты считают веру достаточным условием для спасения. Они полагают, что уже спасены.

Православные христиане критикуют баптистов за излишне «юридический» подход к проблеме, себя заведомо спасёнными не считают и полагают, что без помощи Божией не способны справиться с грехом.


Центральным пункт доктрины искупления у баптистов — понятие заместительной жертвы

Как относятся баптисты к православным

Известная всему миру религиозная терпимость США и стала той средой, в которой баптизм начал свой период расцвета. Идеи так называемой социальной справедливости притягивали в общину всё новых и новых последователей. Таким образом их численность постепенно, но значительно увеличивалась. К слову, на сегодняшний день только в Северной Америке проживают почти 25 миллионов приверженцев этого религиозного направления.

Интересным является и тот факт, что второе место по численности подобных приверженцев занимает Африка – более 10 миллионов человек. Последними в ”тройке лидеров” выступают Океания и Азия – около 5,5 миллиона.

Отношение баптистов к православным можно определит по положениям их веры, а именно:

  • признание непорочного зачатия Христа;
  • понимание единства Бога;
  • вера в телесное воскрешение Иисуса;
  • понятие Троицы – как Бог Отец, Сын, Святой Дух;
  • догма, связанная с необходимостью спасения;
  • осознание божественной благодати;
  • принятие Царства Божия.

Баптизм в России не запрещён, но имеет много недоброжелателей

В России баптистам предшествовали другие христианские течения (штудизм и молокане), которые впоследствии утратили свои индивидуальные признаки и были почти целиком поглощены баптизмом к концу XIX века.

За годы деятельности баптисты не старались конкурировать с православием.

Однако отношение к баптистам религиозного большинства преимущественно негативное.

Хотя критики часто не способны объяснить разницу между баптистами и свидетелями Иеговы, а также не могут сформулировать, чем опасны баптисты, это не мешает время от времени поднимать вопрос об их запрете.

Сегодня баптизм в России не запрещён, это не секта, а просто ещё одна историческая ветвь христианского учения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Что баптизм запрещает:

  • Супружеские измены;
  • Аборты и сознательный отказ супругов от деторождения. И наоборот поощряется усыновление, забота о сиротах и волонтёрство;
  • Осуждаются сексуальные связи до брака и вне брака. Так как только в супружеских отношениях возможно воплотить по-настоящему глубокую любовь и душевную близость.
  • Отрицательное отношение к расторжению брака. Семья должна создаваться осознанно и на всю жизнь. Но в случае измены или ухода одного из супругов расторжение брака и повторное создание семьи считается допустимым.
  • Запрещено многоженство и многомужество.

Кто такие отделенные баптисты

Как говорилось выше, секты постоянно видоизменяются и дальше раскалываются на новые образования, поэтому баптистские общины, вышедшие из состава Совета церквей ЕХБ, называются отделенными или автономными. В 70-80 годах они были зарегистрированы как автономные общины, которых уже к 90-м появилось огромное количество за счет активной миссионерской деятельности. И они так и не вступили в централизованные объединения.

Что касается темы «Кто такие отделенные баптисты в Сухуми», то именно таким образом образовалась и данная община. Она, отделившись от главного центра, стала вести свою автономную деятельность на территории Абхазии с главным центром в Сухуми.

То же самое касается и вопроса о том, кто такие отделенные баптисты в Мухуми. Все это отдельные баптистские общества, которые никому не подчиняются и ведут самостоятельную жизнь в соответствии со своими правилами.

Новообразованные баптистские общины

Недавно наметилось новое направление тбилисской баптистской общины. Что интересно, она в своем вероучении пошла еще дальше, практически изменив все до неузнаваемости. Ее новшества весьма и весьма удивляют, так как во время богослужения у всех присутствующих задействованы пять органов чувств, пастыри носят черные одежды, в обряде используются свечи, колокольный звон и музыка, а еще баптисты осеняют себя крестом. Практически все в духе Православной Церкви. Эти баптисты даже организовали семинарию и школу иконописи. Отсюда понятна радость раскольника и преданного анафеме Филарета – предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который однажды даже вручил орден лидеру этой общины.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]