БАПТИ́ЗМ (от греч. βαπτίζω – погружать в воду, крестить водой), одно из наиболее крупных по численности последователей течений в протестантизме (более 80 млн. чел., 2004; бo льшая часть проживает в США).
Основа вероучения баптистов – «Семь основных принципов веры», которые были приняты на 1-м Всемирном конгрессе баптистов в 1905. Главные из них: Священное Писание является единственным авторитетом в делах веры и практической жизни; Церковь должна состоять только из людей, крещённых «по вере» (крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он почувствует, что готов его принять); все члены общины равноправны, всеобщее священство; церковь отделена от государства. Обычно в баптистских церквах причащение совершается раз в месяц (в 1-е воскресенье) и называется хлебопреломлением. Крещение и причащение в Б. являются не таинствами, а обрядами. Баптистское богослужение обычно не носит литургич. характера, осн. внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Традиц. убранство баптистских молитвенных домов очень простое. В их «аудиториях» (залах) находятся, как правило, лишь кафедры для проповеди и чтения Евангелия. Однако в последние десятилетия такая традиция претерпела определённые изменения: сейчас в некоторых баптистских молитвенных домах можно увидеть алтари, настенные росписи, витражи.
В баптистских церквах не существует чёткой грани между священнослужителями и мирянами. В помощь пасторам из числа членов общины назначаются диаконы. Каждая община самостоятельно принимает решение о возможности допущения женщин к исполнению обязанностей священнослужителей. Баптистским церквам свойственно конгрегационное устройство, при котором каждая церковная община является независимой. Общины вступают также в различные объединения (конвенции, ассоциации, сообщества и т. п.) в рамках штата, области, региона, страны или группы стран.
История баптизма
История баптизма берёт начало в Англии в первые годы 17 в. Основателем Б. считают Дж. Смита, который в 1606 примкнул сначала к пуританам, затем к линкольнширским сепаратистам-браунистам, стремившимся отделиться от Англиканской церкви. В 1606 или 1607 Смит вместе со своими сторонниками, включая Т. Хелвиса (ок. 1550 – ок. 1616), был вынужден бежать в Амстердам, спасаясь от религ. преследований. В Амстердаме под влиянием голл. меннонитов Смит стал сторонником арминианства (учения об искуплении Христом Своей крестной смертью всех людей) и противником крещения младенцев. Он утверждал, что все установления Христа были утеряны людьми, и они должны их восстановить; объединившись, 2 или 3 человека могут создать общину (церковь) и крестить себя сами, однако этому должны предшествовать покаяние и вера, чего нет ни в церкви Англии, ни у пуритан. В 1609 Смит крестил самого себя и 36 своих сторонников, за что получил прозвище «самокрещенец». Вместе со своими последователями он создал в Амстердаме первую баптистскую общину. Несмотря на то что вскоре после смерти Смита (1612) община распалась, Б. не прекратил своего существования. В 1611 Хелвис вместе со своими последователями возвратился в Лондон и создал там баптистскую общину.
Баптизм. Диспут о Предании и Церкви
О предании человеческом и Предании апостольском, о том, какие тексты Священного Писания говорят о необходимости следовать Преданию, почему учение о «невидимой Церкви» противоречит тому, что заповедал Христос, и что есть Церковь Христова, а также о том, как вести диспут с сектантами на эти темы, в очередной лекции-беседе рассказывает сектовед Андрей Иванович Солодков.
Историк религии Андрей Иванович Солодков
Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти.
Из утренних молитв
В прошлых двух беседах-лекциях цикла «Миссия Церкви в инославной среде» мы говорили об отношении к инославным и об опыте организации центра реабилитации попавших под сектантское влияние. В первой лекции рассмотрели возникновение протестантизма в Европе и необходимые условия для благовестия неповрежденного Евангелия людям, оказавшимся в сектах. Во второй я поделился опытом организации и работы центра реабилитации и методикой возвращения отпавших в лоно Церкви. Сегодня в рамках нашей беседы мы рассмотрим кратко историю баптизма, а также коснемся некоторых практических аспектов методики диспута о Святом Предании и Церкви.
Баптизм
Баптистское «крещение», г. Минусинск, 1907
Баптизм возник в Англии в 1609 году и как религиозное направление был выдвинут партией пуритан[1] и конгрегационалистов[2]. Основателем баптизма был Джон Смит, организовавший небольшую общину в Голландии. Сначала он сам крестил себя через обливание, а затем, познакомившись с меннонитами, принял от них крещение. В 1612 году Смит и его последователь Томас Хельвис организовали небольшие общины в Англии и крестили всех членов общины. Это были общие, или генеральные, баптисты. Позже появились партикулярные, или частные, баптисты.
Генеральные баптисты в вопросе о предопределении к спасению придерживались учения одного из деятелей Реформации Якова Арминия, считавшего, что Бог всех людей определил ко спасению, но принять его или нет – зависит от свободной воли человека. Партикулярные баптисты опирались на учение Кальвина, по которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других – к осуждению и погибели.
Примерно к 1641 году уже сложилось учение, характерное для современного баптизма. Крещение как у частных, так и у общих баптистов стало совершаться через погружение.
Первое время баптисты преследовались в Англии Епископальной церковью, а также были гонимы гражданской властью, подвергались жестоким наказаниям как участники освободительного движения, потому как они ассоциировались с анабаптистами, учинявшими насилие и погромы (об этом говорилось в первой лекции нашего цикла). Известный баптист Джон Буньян просидел в тюрьме двенадцать лет, где написал свои книги «Путешествие Пилигрима в небесную страну» и «Духовная война», пользующиеся популярностью у современных баптистов.
В 1869 году в Англии был принят «Акт веротерпимости», благодаря которому баптисты стали пользоваться покровительством правительства вместе с другими инославными. В 1905 году в Лондоне был создан «Всемирный союз баптистов», центр которого находится в Вашингтоне. Целью его было распространение баптизма по всему земному шару. В настоящее время во всем мире насчитывается более 30 миллионов человек, исповедующих баптизм, 25 миллионов из которых проживают в США.
После русско-турецких войн XVIII века баптизм появился и в России. Тогда к Российской империи были присоединены южные области, включающие Крым, образовавшие Херсонскую, Таврическую, Екатеринославскую губернии. Для освоения новых земель правительство Екатерины II решило заселить окраины страны иностранными переселенцами – колонистами-протестантами. К середине XIX века уже собственно баптистские общины были распространены на Украине, Кавказе, в Санкт-Петербурге.
Всё вероучение современного баптизма основано только на Священном Писании, которое они трактуют и понимают в духе ереси, полагаясь на свой разум, не принимая огромного духовного опыта Святой Православной Церкви. Они отвергают Священное Предание, называя его «лжеучением и творением рук человеческих»[3].
Что такое Предание Церкви
Объясняет ли Священное Писание само себя?
Мартин Лютер
Мы говорили уже, что все инославные, в том числе и баптисты, верят, что Библия объясняет сама себя и не нуждается в Предании. Известен реформаторский принцип, выдвинутый М. Лютером: «Sola Scriptura» – «Библия и только Библия». Но если внимательно читать тексты Библии и не прибегать к «методике» Лютера (напомню, что Лютер исключил Послание апостола Иакова из канона Библии, так как оно противоречило его идее оправдания по вере), то мы увидим, что принцип «Библии достаточно для понимания библейских текстов» опровергает сама Библия. Во 2-м послании апостола Петра мы находим следующие слова:
«и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3: 15–16).
Из этих слов мы видим, что в посланиях апостола Павла есть нечто непонятное – неудобовразумительное, – что невежды и неутвержденные превращают к собственной своей погибели. Невеждами называются люди, которые совсем не слышали слова Благовестия, а неутвержденными названы те, кто слышал слово о Христе, но принял его не из уст Церкви, а в поврежденном состоянии и, таким образом, отпал от единства с Церковью и не утвердился в чистоте истины. Сказано: Церковь – дом Бога живого, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). К вопросу о Церкви мы еще вернемся.
Итак, мы видим из этого текста, что можно читать Библию и исказить понимание ее текста, как утверждает апостол Петр, «к собственной своей погибели».
Правильное понимание Священного Писания – это дело нашего спасения
Правильное понимание Священного Писания – это одно из важных условий дела нашего спасения. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Апостол Петр, начиная свое увещевание по этому поводу, обращает на это особое внимание. Вернемся еще раз к началу текста, прочитанного выше: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Пет. 3: 15). Критерий понимания текстов Библии – вопрос не отвлеченный и не философский, но самый серьезный, касающийся нашего спасения!
Держитесь Предания!
Апостол Павел
Критерий правильного понимания Священного Писания – Священное Предание. Все без исключения сектанты отвергают Предание и подтверждают свое отвержение некоторыми текстами Библии – и такие тексты действительно есть.
В Евангелии от Марка, в главе 7, говорится о предании, которое Христос отвергает.
«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками (у евреев был целый обряд омовения рук. – А.С.), укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук… Есть и многое другое, чего они приняли держаться…» (Мк. 7: 1–4).
И Христос их осуждает за это, говоря:
«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» (Мк. 7: 7–8)
И далее:
«И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою (это пятая заповедь. – А.С.); и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7: 9–13).
Есть параллельное место в Евангелии от Матфея, в главе 15.
В диспуте о Священном Писании и Священном Предании оппонент приведет именно эти тексты Библии и, опираясь на них, будет утверждать ненужность Предания.
Но вспомним высказывание святителя Иринея Лионского: «Невозможно лечить людей больных, не зная причину их нездоровья, поэтому некоторые были намного искусней меня, но не могли одолеть ересь Валентина, потому что в точности не знали их учения». В чем причина нездоровья в этом вопросе у баптистов? Они берут только часть библейского откровения и выдают ее за полноту истины. Но в Библии есть тексты, которые говорят о необходимости Священного Предания.
У апостола Павла мы находим следующие слова:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2).
Апостол хвалит христиан, держащихся Предания. И во 2-м послании к Фессалоникийцам пишет:
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15).
Из этого текста очевидна необходимость Предания. Сказано: во-первых, «держите Предания, которым научены»; во-вторых, «словом»; в-третьих, «посланием».
Надо сказать, что Предание всегда первично. Откуда Моисей знал, как Бог творил этот мир? Бог открыл ему, и он записал. Откуда Ной знал, какие животные чистые, какие нет, ведь об этом говорится намного позже, после потопа? И Моисей, и Ной знали об этом не из написанного в Библии, а из Предания устного.
Часто оппонент говорит, что Предание – это канон Библии: 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Заветов. Нет. Снова надо повторить: апостол Павел детализирует и уточняет: научены преданием (παραδόσεις), словом (λόγου – Библия, слово Божие), посланием (ἐπιστολη̃ς – которое читаем). То есть три составляющих в научении истине, и апостол Павел настаивает, что необходимо их держаться: это «предание, слово, послание».
И тут уместно задать вопрос: как вы, протестанты, говоря, что живете по Библии, соблюдаете Предание? Ведь апостол Павел предупреждает:
«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию (παραδόσεις), которое приняли от нас» (2 Фес. 3: 6).
Таким образом, Предание – это не то, что Церковь придумала, а что приняла с апостольских времен и сохранила.
В Священном Писании есть понятие апостольского Предания и предания человеческого. Человеческое предание отвергает Христос
Подчеркнем: православные тоже не принимают человеческого предания. А у инославных человеческих преданий много. К ним относятся измышления и сочинения их «учителей», на которых строится вся сектантская догматика; опираясь на их авторитет, дается и истолкование Библии. У адвентистов, например, это книги Елены Уайт, у свидетелей Иеговы – журналы «Сторожевая башня» и «Пробудись!». Есть свои писатели у баптистов: Джон Буньян и другие авторы и толкователи.
Предание, которого держится Православная Церковь, – и это надо снова и снова повторять – не сводится только к набору книг и творений. У инославных ложное представление о православном Предании. Они думают, что мы хотим прикрепить к Библии еще какие-то книги и апокрифы.
И здесь будет кстати напомнить о каноне Священного Писания. И можно задать такие вопросы: «А откуда известно, что Евангелие от Марка написал Марк? Откуда известно, что Евангелие от Иоанна написал Иоанн? Почему четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна – считаются каноническими, а Евангелие от Фомы, например, книга неканоническая? Или Евангелие от Андрея? Ведь вы не читаете эти Евангелия и не признаете. Почему? Потому что они не канонические. А кто сказал, какие книги канонические, а какие нет?» Церковь сказала на основании Святого Предания и Соборного Разума! Церковь утвердила этот канон, определив, что ложное, а что истинное. На основании чего Церковь утвердила этот канон? На основании Предания.
Слышать, принимать и познавать Истину
Христос в Эммаусе
Инославные, отпав от единства с Церковью, утратили способность воспринимать библейское учение в полноте Святого Духа, Который со времен Пятидесятницы непрестанно наставляет Церковь, созданную Христом на земле. Отпавшие утратили способность воспринимать полноту откровения и Самого Христа в присущем Ему свете.
Владимир Лосский, русский богослов, пишет о нераздельности Священного Писания и Священного Предания следующее: «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или иными символами, суть различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12: 3)… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума».
Всякий человек или общество, разорвав связь с Церковью, утрачивает способность слышать, принимать и познавать Истину. Эти способности возвращаются человеку только при воссоединении со Христом в Таинствах.
Тему о Таинствах Церкви мы рассмотрим позже, в следующих беседах, сейчас только напомню евангельскую историю о Луке и Клеопе, шедших в Эммаус:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24: 13–31).
Мы видим, что Господь Иисус Христос объяснял им пророчества из Писаний Ветхого Завета о Себе, но они оставались «несмысленные и медлительные сердцем», и только после того, как Сам Христос преподал им Причастие и Они воссоединяются с Ним, «открылись у них глаза, и они узнали Его».
О некоторых переводах Библии
Скажу еще несколько слов о конфессиональных переводах Библии. Вот, например, перевод Библии, сделанный в п. Заокском адвентистами. (Об адвентистах седьмого дня, истории их заблуждения мы будем говорить на одной из последующих лекций-бесед, сейчас лишь затронем вопрос о Предании.) Переводчики Института Библии в адвентистской семинарии пошли путем редактирования текстов Библии согласно своему учению-заблуждению. Если в их переводе мы рассмотрим тексты о Предании, то увидим следующее. Слово «Предание» на греческом языке, как мы видели выше, – παραδόσεις (парадосис). Адвентисты, как известно, в своем вероучении так же отвергают Предание, как и баптисты. Делая свой перевод, они, по-видимому, решили раз и навсегда удалить понятие об апостольском Предании, раз оно не вмешается в их догматическое заблуждение.
Подобный прецедент, в общем-то, уже был. Мы видели его в истории Реформации: Лютер выбросил из канона Библии целое Послание апостола Иакова, объявив его апокрифом, потому что оно не совпадало с его идеей «оправдания только по вере», а в послании есть стихи, говорящие: «Вера без дел мертва» (Иак. 2: 26).
Адвентисты в своей редакции не столь решительны, но, тем не менее, в текстах, где говорится положительно о необходимости Священного Предания – 1 Кор. 11: 2; 2 Фес. 2: 15; 3: 6 – слово παραδόσεις они заменили, переведя словами «учение», «истина»; а где о предании говорится отрицательно как о предании человеческом, там слово παραδόσεις оставили. Если мы откроем греческий текст, то увидим, что во всех приведенных выше текстах о Предании стоит слово παραδόσεις – без всякой альтернативы какого-либо другого прочтения или отсутствия данного слова, что давало бы право на его замену по смыслу по определенным правилам перевода.
Попытка воспринять Божественное Откровение рациональным мышлением и не вместив истину о предании человеческом и Предании апостольском приводит, мягко говоря, к такой нечистоплотности при переводе Библии. И так во многих вопросах, в которых заблудились сектантские сообщества.
Итак, еще раз. В Библии есть такие понятия, как: предание человеческое и Предание апостольское; церковь – вавилонская блудница и Невеста Христова; идолы других богов и святые изображения; чаша бесовская и Святая Евхаристия.
Принцип «согласия отцов»
Есть другое возражение протестантов по поводу вопроса contra traditia. Они говорят: «Как вы, православные, определяете, что истина, а что ложь у ваших отцов Церкви? Ведь в их трудах можно встретить противоречия по тем или иным вопросам». Упрекать в этом Православную Вселенскую Церковь не совсем корректно. Римо-католиков, да, вполне уместно. Подтасовки в католических преданиях в результате отклонения Римского епископа от Вселенского вероисповедания есть, в связи с чем, в общем-то, и возникло такое явление, как реформаторское движение в Европе. В предыдущих лекциях было уже сказано, что протестанты и их последователи протестуют против католической догматики, перенося этот протест автоматически и на Православие. Здесь один совет протестантам – познакомиться сначала с Православием, а потом и выдвигать протест.
Что касается некоторых разногласий в учении отцов, то последнее слово в вопросе, что истина, а что ересь, не за папой – епископом Рима, против чего протестовали и протестуют протестанты. Этот вопрос решается в Церкви соборно и посредством принципа «согласия отцов» (сonsensus patrum). Соборность – не выдумка последующих веков христианства. Основа соборного решения вопросов заложена еще в апостольский период. Когда возникли разногласия в Церкви, в частности о том, как принимать язычников и что они должны соблюдать после крещения, Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15: 28). Как видим, Собор и его определение есть голос Святого Духа: «ибо угодно Святому Духу и нам».
Также решением V–VI Вселенского Собора было установлено, что если усматриваются какие-либо разночтения в суждении по тому или иному вопросу у отцов, не изложенному в соборных определениях (оросах и канонах), то необходимо руководствоваться мнением 12 отцов. В дальнейшем Собор постановил руководствоваться тремя отцами и их учение по тому или иному вопросу считать образцовым. Это святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Все остальные мнения, идущие вразрез с соборными определениями и учением трех святителей, не являются учением Церкви, но лишь частными суждениями.
Принцип «согласия отцов» (сonsensus patrum) был сформулирован в V веке преподобным Викентием Лиринским: «Должно сносить суждения только тех отцов, которые, живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».
Из всего сказанного видно, что Предание есть Дух Святой, живущий в Церкви. Отвержение Церковного Предания есть хула на Святого Духа, которая, по словам Спасителя, «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12: 32). Есть над чем задуматься.
Что есть Церковь
Корабль спасения. Таинственный образ Святой Православной Церкви
Обычно инославные, в том числе и баптисты, для утверждения своего понимания Церкви ссылаются на текст из Евангелия от Матфея, 18: 20: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Мол, вот и основания для организации Церкви. Рассмотрим подробнее контекст и выясним, о чем тут идет речь, а для этого обратимся к предыдущим стихам этой главы, потому что стих 20 является завершением наставления Христа Своим ученикам.
Итак, читаем с 15-го стиха:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 15–20).
Весь этот фрагмент – о том, как нужно поступать в Церкви. Сначала Спаситель говорит, как нужно поступать в Церкви с братом согрешающим: стихи 15–17. Потом – как нужно молиться в Церкви: стихи 18–20; в Мф. 18: 20 – о соборной молитве. Христос нас не учил молиться: «Отче мой» – но: «Отче наш». Здесь ничего не говорится о создании Церкви. Речь идет о силе соборной молитвы.
Баптисты учат о невидимой Церкви. Они говорят, что в каждой конфессии есть искренне верующие люди, которых Господь соберет во время Страшного суда. То есть искренность – критерий истины. Но можно искренне и заблуждаться. Если мы искренне поверим лжи, от нашей искренности она не сделается правдой.
Если Церковь невидимую составляют искренне верующие во всех христианских конфессиях, то как мне исполнить заповедь Христа: «Если не послушает, скажи церкви»? Что, я должен бегать по всем конфессиям и искать искренне верующих, чтобы исполнить слова Христа: «скажи церкви»? Как сказать, если она невидима? И где индикатор и принцип проверки искренности? Не удивлюсь, если будет предложен для этой процедуры индикатор лжи.
Далее: где двое или трое собраны во имя Христово, там еще совсем не Церковь. Собрание изучающих Писание, например, трудно назвать Церковью, в лучшем случае его можно назвать библейским кружком.
Православный человек не мыслит спасение вне Церкви, а значит – вне Христа. У баптистов все иначе, и при ведении диспута с ними это надо знать. Для спасения, по баптистскому учению, необязательно принадлежать к какой-либо Церкви. Они об этом учат, опираясь на стих из Послания к Ефесянам, 2: 5, так: «Человек, мертвый по преступлениям и грехам, получает спасение через Иисуса Христа» – и добавляют от себя: «находясь вне церкви»[4]. В другом месте: «Должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину, что спасает нас не Церковь (какая бы она ни была), а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе»[5].
В баптистском сознании Церковь отделяется от Христа. Церкви просто не существует, если мы не собрались в очередной кружок изучения Библии по принципу «двое-трое». Разошлись по домам – и нет Церкви; собрались – и снова есть. Фольклор какой-то. Играй, гармонь, получается. Объединяет нас собрание по вере во имя Христа – вот принцип и основание Церкви в инославном понимании.
Зная их заблуждение в этом вопросе, рассмотрим, опираясь на Священное Писание, соответствует ли такая интерпретация библейских текстов учению о Церкви.
Итак, в диспуте о Церкви приведем следующий текст: Евангелие от Матфея, 16: 18. Когда апостол Петр от лица всех апостолов исповедовал Христа: «Ты – Сын Бога Живаго», то Христос сказал ему:
«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).
Очень важные слова, которые необходимо объяснить: во-первых, слова «создам Церковь», и во-вторых – «врата ада не одолеют ее». Что значит «создам Церковь»? Христос говорит: «создам Церковь Мою», а не: «создам церкви Мои». Сказано в единственном числе: οἰκοδομήσω μου τὴν ἐκκλησίαν – «создам Церковь Мою». Также и у апостола Павла находим такие слова:
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 4–6).
Иногда оппонент может с нами согласиться, что, мол, Христос действительно создал Церковь в апостольские времена, но она повредилась, отступив в угоду язычеству от чистоты Евангелия. Это неправда. Такое ложное утверждение о возможном повреждении Церкви рождается в результате ложного понимания природы Церкви. Церковь, по словам Христа, непобедима, а значит, и не повреждаема.
Зададим вопрос: «Вы верите Христу и словам Христа?» Ответят: «Конечно». Так вот, Христос говорит: «Создам Церковь [одну] Мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь, по определению Христа, одна и непобедима. Церковь – это не только ἐκκλησίαν, то есть собрание людей, как учат сектанты. Церковь собрал Сам Христос. И недостаточно уверовать во Христа, как рассуждают баптисты, и собраться, чтобы стать Христовой Церковью. В Евангелие от Иоанна сказано: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин. 2: 23–24). Кому же Христос вверил Себя, и кого избран на служение? – Апостолов. «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 20–22), пишет апостол Павел. Вот так: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков». В следующих лекциях мы рассмотрим вопросы избрания законного священства, рукоположения и благодати, сейчас скажу лишь, что основанием Церкви является не вера, не Библия, а Сам Христос: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11).
Для основания новой Церкви нужно, чтобы Христос снова родился, избрал Себе учеников, пострадал на кресте, умер и воскрес и в пятидесятый день Дух Святой сошел бы на Церковь. Устроение Церкви по своеволию невозможно. Нет повторения этих событий, нет и иной Церкви. Церковь не прерывается в истории человечества, а через апостольское рукоположение существует до сего дня. «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20), – говорит Христос. И еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15: 16). Христос избирает и поставляет Сам на служение. И благодать избранности передается через рукоположение. Апостол Павел пишет своему преемнику Тимофею: «Возгревай дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6).
Дар преемства Русская Православная Церковь может показать от апостола Андрея до патриарха Кирилла. Святейший Патриарх 179-й по преемственности. «Я знаю, которых избрал» (Ин. 13: 18), – говорит Спаситель.
Есть по этому поводу возражение: мол, как апостол Павел был избран Христом по дороге в Дамаск (см.: Деян. 9), так же вот и нас избрал Христос. Но если мы внимательно прочитаем эту главу Деяний апостольских – не выборочно, а полностью, – то увидим, что к апостолу Павлу, ослепшему после встречи со Христом, посылается ученик Христов из 70-ти – Анания, чтобы присоединить его к Церкви через крещение и возложение рук апостольства:
«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9: 17–18).
Несмотря на то, что Христос явился ему лично, апостол Павел нуждается в соединении с Церковью через избранного Христом преемника, через крещение и возложение рук апостольства по благодати Святого Духа.
Церковь – это не только экклесия, то есть собрание людей, как учат сектанты. Церковь – это еще и тело Христово
Христос и Основание, Он и Основатель Церкви. Церковь – не просто собрание единомышленников, Церковь – тело Христово, как сказано у апостола Павла в Послании к Колоссянам: «И Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1: 18).
Церковь – тело Христово, Христос – Глава Церкви. Отделение Главы от тела – это, мягко говоря, кощунственное богословие. А может ли быть победим Христос? Нет!
Церковь – Богочеловеческий организм. Христос-Глава присутствует в Церкви в ее Таинствах[6], посредством которых мы, как живые клетки, соединяемся с Ним по благодати в Его Богочеловечество. «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 4–6).
Часто звучит как аргумент против Церкви обвинение православных в том, что они грешат. Да, никто не застрахован от впадения в грехи, сказано: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10: 12). Но если и есть грех в Церкви, то это не грех Церкви, а грех против Церкви. Разве Христос говорил: «Создам Церковь Мою, а если вы будете плохо себя вести, то создавайте другую»? Нет! Ничего такого не сказано. Впадение в грехи отдельных членов не может повредить Церкви, таковой приходит на исповедь для исправления. От сектантов не раз приходилось слышать, что, уверовав во Христа, они уже не впадают в согрешения. Апостол Иоанн пишет, что утверждающий подобное – обманщик: «Кто говорит, что без греха, тот лжец и нет в нем правды» (1 Ин. 1: 8). Если же речь идет о еретическом заблуждении православного, то он сам разрывает общение с Церковью, если не раскаивается в своем заблуждении и упорствует.
Церковь не побеждается и не повреждается, так как ни Христос, ни Дух Святой, управляющий Церковью и обитающий в Церкви, повредиться не может. Всякий утверждающий обратное скорее сам поврежден.
В следующих лекциях-беседах, говоря о диспуте с сектантами по вопросам спасения, крещения младенцев, иконопочитания, мы еще будет возвращаться к вопросу о Церкви.
Сегодняшнюю беседу хотелось бы завершить словами священномученика Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
А всех крещенных, но отпавших от Матери-Церкви, часто по недоразумению, и впавших в заблуждение призовем к покаянию и возвращению домой – в «Церковь Бога Живого, (которая есть) столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), особенно в это благоприятное время – в дни Великого поста.
Источники и литература:
- Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Рос. библ. об-во, 2002.
- Библия на греческом языке: Magister.msk.ru.
- Александрова Л. История баптизма в России. М., 2010.
- Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008.
- Лосский В.Н. Догматическое богословие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
- Ириней Лионский, священномученик. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. М., 1996.
- Киприан Карфагенский, святитель. Творения: В 6 ч. Ч. 2. М., 1999.
- Правила V–VI Вселенского Собора // https://www.krotov.info/acts/canons/0787cano.html.
- Баптисты отвечают / Сост. М. Иванов. СПб., 2008.
- Вероучение ЕХБ // https://rus-baptist.narod.ru/verouc.html.
- Винс Я. Наши баптистские принципы // https://rus-baptist.narod.ru/vins.html.
Баптизм в Европе
Последователи Смита и Хелвиса в Нидерландах и Англии впоследствии стали называться общими (генеральными) баптистами. Они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа. В своём первом исповедании, изданном в 1660, общие баптисты признали обязательность совершения крещения только погружением в воду. В 17–18 вв. в Англии среди общих баптистов получили также распространение учения антитринитариев и унитариев; к сер. 18 в. многие из общих баптистов стали унитариями.
Бoльшая часть совр. баптистов именуют себя частными, или партикулярными; ведут своё происхождение от диссентеров (индепендентов) – последователей учения Ж. Кальвина, выдвинувших идею Церкви, собранной Духом Божиим, а не отд. человеком или государством. Так, тот, кто осознаёт себя истинным христианином, должен составить вместе со своими братьями в вере особую Церковь, не ограниченную географич. или адм. рамками (приходами и т. п.). Частные баптисты полагают, что искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределённых к спасению. Первые общины частных баптистов появились в Англии в кон. 1630-х гг. В 1644 англ. частные баптисты признали в «Первом Лондонском исповедании» веры (подписано 7 общинами), что истинным может быть только крещение погружением, а не обливанием или окроплением водой. Количество частных баптистов в Англии росло довольно медленно, т. к. они не занимались миссионерской работой, веря в спасение только избранных. В сер. 18 в. ситуация меняется: под влиянием методизма в общинах англ. частных баптистов возрастает интерес к миссионерской работе. В 1792 было основано Англ. баптистское миссионерское об-во, положившее начало совр. миссионерскому движению в англоязычных странах. В 1813 частные (партикулярные) баптисты создали Баптистский союз Великобритании и Ирландии; в 1891 к нему присоединилась часть англ. общих баптистов. Частные баптисты, которые после произошедшего объединения остались верны строгому кальвинизму, получили наименование «строгие баптисты» и образовали 3 региональные ассоциации. Впоследствии вместе с некоторыми другими общинами они сформировали ассамблею «Благодать» (1976).
Баптизм в США
В 1636 англ. индепендент Роджер Уильямс купил землю у индейцев и основал на ней колонию Прóвиденс (ныне адм. центр штата Род-Айленд); в 1639 он крестил себя и ещё ок. 10 чел. и основал первую баптистскую общину на амер. земле. В 1707 пять церквей в колониях Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра создали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию, которая начала проводить миссионерскую работу, способствовавшую распространению Б. во всех колониях. В 1751 при участии Филадельфийской ассоциации была создана ассоциация в Чарлстоне (штат Юж. Каролина). Эти ассоциации положили начало распространению партикулярных баптистов в США. Демократичность баптистских общин, строгость дисциплины, а также активное миссионерство обеспечили быстрый рост числа их членов. В 18–19 вв. внутри Б. возникли также новые течения: баптисты свободной воли, евангельские христиане и др. Амер. баптисты сыграли гл. роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего ок. 7 млн. ч. е. н. в.
Баптизм в России
В сер. 19 в. представители Филадельфийской баптистской ассоциации вели проповедь в Германии и соседних странах, а с 1860-х гг., как два самостоят. течения, баптисты и евангельские христиане появились в России. Первые общины баптистов возникли на юге Рос. империи (Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская, Бессарабская губернии, а также Кубань, Дон и Закавказье), общины евангельских христиан – на севере. В 1874 под влиянием миссионерской деятельности англичанина лорда Г. В. Редстока возникли группы евангельских христиан среди петерб. знати (первыми рос. последователями евангелизма стали гр. А. П. Бобринский, кн. В. Ф. Гагарина и др.). После вынужденного выезда Редстока из России проповедь продолжил В. А. Пашков, ставший руководителем общины евангельских христиан в С.-Петербурге. Евангельские христиане развернули активную миссионерскую деятельность в столице, а также в др. городах: в Москве, Нижнем Новгороде, Туле. Для распространения идей евангелизма среди рабочих в 1875–86 издавался ж. «Русский рабочий». В 1884 состоялся первый съезд рус. баптистов в с. Нововасильевка Таврической губ. Съезд провозгласил создание Союза рус. баптистов Юж. России и Кавказа. В 1880–90-х гг. Б. распространился во всех губерниях России. В этот период вероучение северного и южного течений начинает оформляться более чётко, и в результате евангельские христиане и баптисты всё больше осознают себя разл. направлениями, хотя и очень близкими друг другу по духу. Несмотря на активное противодействие РПЦ и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось ок. 120 тыс. частных (партикулярных) баптистов и 30 тыс. евангельских христиан, принявших вероучение общих (генеральных) баптистов.
Мн. баптистские лидеры приветствовали крушение рос. монархии, в первые 12 лет сов. власти численность баптистских и евангельских общин росла (в годы НЭПа – св. 500 тыс. чел.). В кон. 1920-х гг. в результате репрессий баптистские и евангельские общины были распущены, многие их члены подверглись арестам и высылке в Сибирь и Ср. Азию.
В 1944, с учётом патриотич. позиции рос. баптистов в годы Вел. Отеч. войны, правительством СССР было принято решение об объединении всех имеющихся в стране протестантских толков в легальную и лояльную власти организацию. Был создан Всесоюзный союз евангельских христиан и баптистов (ВСЕХиБ; с 1946 – ВСЕХБ). Объединение позволило урегулировать вероучительные разногласия между баптистами и евангельскими христианами. В 1950–60-х гг. к Союзу вынуждены были присоединиться др. баптистские и евангельские течения: христиане веры евангельской – пятидесятники, христиане-дарбисты, братские меннониты и др. Искусственность такого объединения вскоре проявилась во внутр. трениях и противоречиях. В 1965 часть общин покинула ВСЕХБ и создала независимый Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), который вышел из подполья только в кон. 1980-х гг.
После распада СССР, в 1992 вместо ВСЕХБ была создана Евро-Азиатская федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), которая координирует деятельность всех Союзов ЕХБ в республиках СНГ. Рос. общины (церкви) евангельских христиан-баптистов в разл. регионах страны объединены в Союз Церквей ЕХБ России (ок. 100 тыс. членов в более чем 1400 общинах). Одновременно на автономных началах существует Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), отказавшийся в кон. 1980-х гг. от воссоединения с ВСЕХБ. На территории РФ насчитывается 230 общин СЦЕХБ, которые объединяют ок. 10 тыс. членов. Ещё 170 общин имеется в др. республиках СНГ. В последние годы численность рос. баптистов постепенно увеличивается.
Баптизм
Баптизм (от греческого «баптизо» — «погружать в воду», «крестить») — религиозное течение, относящееся к христианскому протестантизму. Основатель баптизма — Джон Смит (1554–1612). Главная особенность движения — отказ от крещения младенцев, убеждение в том, что человек должен выбирать веру осознанно в зрелом возрасте, только так может быть соблюдён принцип добровольности.
Доктрина баптистов основывается на следующих догматах:
- Единственным авторитетом в вопросах веры и повседневной жизни является Библия;
- В Церкви могут быть только возрождённые люди (сознательно принявшие крещение);
- Большая свобода для местных церковных общин в самостоятельном решении практических вопросов;
- Свобода совести;
- Отделение церкви от государства (до недавнего времени наиболее ортодоксальные баптисты отвергали присягу, военную службу и суды).
Зарождение баптизма произошло в 1609 году в Амстердаме, когда несколько английских пуритан под руководством Джона Смита основали свою религиозную общину. Через три года баптизм проник в Англию — именно там окончательно были сформулированы догматы вероучения.
Баптизм подразделяется на два течения:
- Общие баптисты;
- Частные баптисты.
Общие баптисты верят, что Христос своей жертвой искупил грехи всех людей без исключения. Чтобы обрести спасение нужно соучастие Божьей и человеческой воли. С точки зрения частных баптистов, которая близка к кальвинизму и другим протестантским течениям, Христос искупил грехи только избранной части человечества. Спасение человека осуществляется только по Божьей воле, оно изначально предопределено, и на него не могут повлиять хорошие или плохие поступки. Джон Смит и его последователи относили себя к общим баптистам. Первая община частных баптистов была образована в 1638 году в Англии.
Баптисты верят во Второе пришествие Христа, когда случится воскрешение мёртвых и Страшный суд, который воздаст всем по заслугам — праведные попадут в рай, а нечестивые будут обречены на вечные мучения.
В баптисткой церкви существуют пресвитеры, диаконы и проповедники. При этом структура церкви весьма демократична — наиболее важные вопросы решаются совместно на церковных советах или собраниях верующих.
В отношении обрядов баптисты не придерживаются строго канона, в отличие, например, от католической или православной церквей. Священнодействия в баптизме подразумевают проведение молитвенных собраний с чтением проповедей, фрагментов Святого писания, пением псалмов и гимнов всеми членами общины. Иногда при этом используется музыкальное сопровождение. Главное богослужение совершается в воскресенье, хотя дополнительные собрания могут проводиться и в будние дни.
Большое внимание баптисты уделяют миссионерской деятельности для привлечения новых адептов в свою церковь. Основателем миссионерства считается Уильям Кэрри, который отправился проповедовать баптизм в Индию в 1793 году. Фактически не имея образования, Кэрри благодаря своему блестящему уму добился больших успехов в миссионерской деятельности, перевёл Библию на 25 языков.
Среди известных людей, которые исповедовали баптизм можно назвать: писателя Джона Буньяна, книга которого вдохновила Пушкина на стихотворение «Странник», великого английского поэта Джона Мильтона, писателя Даниэля Дефо — автора романа о приключениях Робинзона Крузо, лауреата Нобелевской премии, борца за права негров в США Мартина Лютера Кинга.
В России общины баптистов возникли во второй половине 19-го века, а к началу 20-го века в стране насчитывалось 20 тысяч людей, исповедующих баптизм.
В 70-е годы 20-го века в СССР сложились три независимые баптистские организации:
- Союз евангельских христиан-баптистов;
- Союз церквей евангельских христиан-баптистов;
- Автономные церкви евангельских христиан-баптистов.
В настоящее время в мире насчитывается 75 миллионов баптистов — это одно из наиболее многочисленных протестантских движений. При этом около двух третей приверженцев баптизма проживают в США.