Православие и ислам: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви


Что это за религия

Ислам является самой молодой, но при этом 2-й по численности последователей (после христианства) религией в мире. В 28 странах мира она считается государственной, а общее число ее последователей около 1,8 млрд. человек. Многие люди слышали о главной ее книге — Коране и известном пророке Мухаммеде, но мало кто знает ее основные тезисы, что мешает воспринимать религию объективно, без ненависти, которую порождают множество слухов и элементарное отсутствие знаний.


Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества

Возникла она в начале VII века н.э. в городе Мекке, где в то время было распространено язычество. В то время там жил Мухаммед — простой купец, который, по его словам, получил в пещере ряд откровений о природе Аллаха и новой религии — исламе.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и буддизм
  • Православие и иудаизм
  • Православие и баптизм

На самом деле, история исключает божественное откровение пророка и рассказывает другую версию возникновения этого течения. В то время (VII век н.э.) христианство активно распространялось и как следствие, обрастала сторонними еретическими учениями. К ним относилась и секта Ария, которая считала, что Иисус Христос был не более чем пророком и отвергала его Божественную Сущность.

Таким образом, они утверждали, что есть только Бог Отец, единый и отвергали догму о Троице, как о Триедином Господе (Отец, Сын и Дух Святой). Вследствие разногласий с духовенством и после Никейского собора (325 год н.э.) Арий был изгнан и бежал на Восток, где и встретился с Мухаммедом, который перенял его взгляды и решил основать собственную религию, которая бы объединила арабов и позволила им создать сильное и могущественное государство.

Мухаммед еще при жизни сформулировал 5 столпов, на которые по сей день опирается ислам:

  • исповедание единобожия Аллаха и признание Мухаммеда как пророка;
  • совершение намаза — 5 ежедневных молитв;
  • пост в священный месяц Рамадан;
  • паломничество в Мекку;
  • выплата налога в пользу нуждающихся.

Позднее, к ним присоединился еще ряд правил и законов, как, например, джихад — война с собственными страстями.


Рассмотрим ситуацию, когда сторонники одной религии критикуют другую. Если вещи абсурдные в «своей» религии не кажутся таковыми, то в другой религии отмечаются сразу же. И порой даже используются научные, философские аргументы атеистов, лишь бы «оскорбить чувства» оппонентов, но они не работают, если речь идет об «истине».

Посмотрим, каким образом сторонники ислама критикуют христианство. Насколько критика обоснована и нет ли противоречий. Сразу скажем, что отдельная «критика», которая сейчас в списке запрещенных материалов, здесь не появится. Жалеть тут не о чем, поскольку там преимущественно призывы к различным духовным деяниям.

Российская ситуация такова, что официозные православные и мусульмане — братья навек. Подобное произошло во многом благодаря «терпимой» политике этих религий на территории СССР. Это вынужденная мера тех лет, поскольку нетерпимые представители данных религиозных культов отправлялись в ссылку, либо в монастырь. Остались только сговорчивые и лояльные.

До сих пор эта традиция сохранилась, религиозные лидеры встречаются и общаются так, как будто бы нет никаких противоречий между их учениями, однако появились фундаменталистские течения как с одной, так и с другой стороны. Из-за такой специфики приходится рассматривать только самые общие положения, в чем неправы христиане с точки зрения ислама.

Главное противоречие ислама и христианства заключается в том, что в христианстве есть «новые сущности», то есть так называемая троица, триединый бог. В этом смысле ислам ближе к иудаизму, и, к слову, на территории, где распространялся ислам, было немало иудеев. К примеру, среди берберов, которые впоследствии приняли ислам, до этого в основном элита придерживалась иудаизма[1].

Причем интересно то, что в начальный период развития ислама мусульмане и иудеи лучше относились друг к другу, чем к христианам, которые, в свою очередь, относились враждебно к этим религиям и пытались распространить христианство огнем и мечом на всю территорию. В исламе действовали иные принципы: там разрешалось верить в единого бога или в зороастризм, но за это полагался налог. Как только люди отказывались от «неверных религий», то сразу же переставали платить налоги. Это одна из главных причин, почему египетские христиане приняли в конечном счете ислам.

Почему мусульмане считают, что троица — неверная концепция? Ее считают языческой, потому что бог един. В Коране указывают на это:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!».

Хотя Иисус и почитается в исламе как пророк, но рассказ о нем, понятное дело, отличается от евангельского. Хотя непорочное зачатие сохраняется, просто так вышло по воле бога, сам бог в процессе не участвовал.

Почитание христианами не только триединого бога, но и святых, священников и многих других дает основание сторонникам ислама относить подобное явление к многобожью. Это логично с точки зрения верующего, если смотреть на основы, то есть на иудаизм. Также в исламе отказываются верить в первородных грех и в то, что один человек может искупить грехи другого человека или даже всего народа.

Еще мусульмане отмечают такие явления, как нагромождение обрядов, различных служб, крестных ходов и многого другого. Все это, кажется сторонникам ислама, излишество, неугодно богу, а угодно лишь служителям культа.

Христианство — противоречивая религия хотя бы по той причине, что там принято такое положение, где утверждаются некие догмы, однако их соблюдение не только необязательно, но даже нежелательно («истинный христианин» в современном обществе в лучшем случае — маргинал). В исламе, особенно в странах вроде Саудовской Аравии, религиозные деятели куда более последовательно относятся к соблюдению культовых обрядов и даже норм жизни «по Корану». В Коране не только культурные правила для жизни, типа «не носите такую-то одежду», но даже политические требования, которые соблюдаются в исламских странах, они выше светских законов.

Также в критике христианства есть заимствования. То есть в исламе с радостью используется и античная критика христианства, и отчасти даже научная критика христианства. Причем эта критика, естественно, якобы не может быть применена против ислама. Например, противоречия в евангелии заметны, тогда как о противоречиях в Коране и речи быть не может.

В этом смысле исламские теологи опираются на историческую критику библии, подгоняя выводы к тому, что после смерти Иисуса апостолы исказили учение, наполнили его излишней мистикой и обрядностью, особенно в этом плане постарался Павел, который, согласно Новому завету, подкорректировал христианское учение для того, чтобы вербовать больше сторонников.

Причем Павел не только своим учением мог заинтересовать язычников, но и власть имущих. Ведь он говорил:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

А тот же Иисус хотя и утверждал, что кесарю — кесарево, все-таки никогда не был особо лоялен к власти и к законам государственным. Разница между тем, что проповедовал Иисус и тем, что Павел — очевидна не только мусульманам. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Краткая библия. Новый Завет» — «Послания Павла».

Подводя итоги, можно заметить, что любая религия, критикуя другую, причем похожую, религию, опирается в основном на то, что догмы их религии заранее верны, тогда как догмы другой религии, которые противоречат «святому слову», необходимо разоблачать. Получается, мягко скажем, не очень.

Поэтому и неудивительно, что массовый переход от одной религии к другой происходил в истории либо при помощи военной силы, либо при помощи различных «подачек». Например, значительное число иудеев и христиан переходило в ислам только по той причине, что мусульмане были освобождены от налогов.

Сказать, что какая-либо из этих религий содержит больше разумных аргументов в свою пользу, довольно сложно. Христианство и ислам в известной мере следуют последним книгам Ветхого Завета, которые были наполнены пророчествами о скором пришествии как новых пророков, так и божества. Вероятно, это и есть один из основных источников создания новых религий, которые просто подстраивались под окружающие условия и политическую ситуацию. И в случае с исламом, и в случае с христианством нужна была унификация и централизация, в отдельных регионах политическая независимость, что государство успешно реализовало, используя эти религии в своих интересах.

Источники

Источники

  1. Занд. Ш. Кто и как изобрел еврейский народ, 2010.

Отличия от православия

Чем же отличаются эти две религии? Для начала следует указать их главное отличие — признание Троицы. Если православные христиане признают догмат Троицы (Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа как равноправных и божественных личностей), то мусульмане готовы молиться лишь Аллаху — единому богу, по их мнению. Иисус же для мусульман всего лишь пророк Иса, который по значимости даже меньше Мухаммеда.


Пророк Мухаммед – основатель ислама

Коран же является сокращенным вариантом Торы, не включающий в себя малых пророков и Нового Завета. Сокращения касаются не только количественного сокращения, но и качественного — множество тезисов Святого Писания урезано и изложено в неполном виде в Коране. При этом мусульмане признают Библию как святую книгу, но не читают ее в обязательно порядке как свою.

Христианство направлено на обуздание собственных страстей и борьбу с ненавистью, похотью, сребролюбием, а вот ислам, хоть и говорит, что Бог желает милосердия и милостыню, потакает человеческим желаниям. К примеру, Аллаху угоднее раздача милостыни, но он не будет наказывать за накопительство богатств.

Касательно похоти, христианство позволяет иметь лишь одну жену, а мусульманам можно жениться на 4 женщинах и содержать наложниц, причем число их неограниченно. Разве это не потакание собственным страстям?

Христианам апостол Павел советовал «непрестанно молиться», а мусульманам надо делать это лишь 5 раз в день и эту заповедь можно нарушить. Также и относительно поста: мусульманин должен соблюдать лишь 3 недели поста в Рамадан, а вот Православная Церковь отделяет для этого почти 2/3 дней в году, при этом поститься следует не до заката, а полные сутки.

Христианство разрешает употребление вина, но запрещает пьянство, а вот ислам категорически против употребления спиртных напитков. На самом деле, только сильный волей человек может употребить малое количество вина и остановиться. То же самое касается и запретов в еде у мусульман — им не разрешено есть свинину, но при этом позволительно отвечать злом на зло.

Важно! Различия двух религий касаются почти всех сфер жизни и богословских вопросов, но если христианство направлено на глубокое искоренение греха и спасение человека через жертву Христа, то ислам направлен лишь на поверхностные правила, которые легко исполнять, но при этом грех остается и доминирует в душе человека.

Католицизм и православие

РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью. Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии. В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).

Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака. Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга. Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.

Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:

  • Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
  • Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
  • Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
  • Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
  • Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.

Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов. Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения. Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.

Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками. С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями. Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.

Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:

  • используется генетический материал супругов;
  • оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
  • не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
  • готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.

Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта. Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования. Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.

Суррогатное материнство и Мусульманство

Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.

В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов. Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию). Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.

Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:

  • суррогатная мать должна состоять в браке;
  • обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
  • перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
  • материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
  • появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
  • суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.

Иудаизм

От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]