Православие.Ru
Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?
Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…
Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?
Печатей именно семь, потому что это важное для Библейской традиции число
Стоит ли говорить, что 7 печатей апокалипсиса — это не случайная цифра. В еврейской традиции мы встречали её регулярно: 7 дней творения, 7 лет труда Иакова за Рахиль, пост в 7 семь дней и прочее.
Но сама семёрка куда старше Библии. Она фигурирует во многих важнейших элементах культуры и окружающего нас мира:
- 7 дней недели;
- 7 нот;
- 7 цветов радуги.
7
число, которое часто встречается в нашем мире и проникло во множество культур
Восточные традиции расскажут о семи чакрах и т.д., и т.п. Важно не это, а то, что люди издревле решили, что 7 — особое число в нашем мире, а потому и относились к нему с почтением.
Книга Откровения Иоанна Богослова выстроена из цепочек семёрок:
- Семь печатей;
- Семь ангелов, которые трубят;
- Семь чаш.
Нам последовательно описывают, чему же соответствует каждый элемент из этих семёрок. Другими словами, скажем, ангел вылил чашу — что-то произошло.
После каждого шестого элемента идёт небольшое композиционное отступление, а каждый седьмой запускает следующую семёрку. Вот так интересно устроена книга Откровения.
Жена, облеченная в солнце
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2).
С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9).
Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.
Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.)
В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги
Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.
В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.
Агнец изображает Христа, ибо животные издревле ассоциировались с Богом.
Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.
Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.
Два зверя
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1).
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).
В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.
Зверь, выходящий из моря. Анжерский апокалипсис (фрагмент), Жан де Бондоль и Николя Батай, 1373—1381,
Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10).
Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.
Зверь из земли.
Книга, с которой снимают печати, — это свиток
Мы привыкли представлять книги такими, какими их видим. Но стоит вспомнить, что переплетённые книги, кодексы появились позднее, чем записали Откровение Иоанна Богослова. Автор, увидев переплетённую книгу, вряд ли бы вообще назвал её книгой. Очевидно, что он подразумевал именно свиток, на котором находятся печати.
Ну а печать — это, конечно же, не чернильный знак, который ставят для подтверждения подлинности документов. Печать — это обычно восковые замочки, которые не дают вскрыть свиток, не оставив следа. То есть подразумевается, что открыть ту самую Книгу из Откровения может лишь один достойный — Иисус Христос.
Теперь, когда мы оговорили все эти моменты, не возникнет сложностей понять, о чём пишет автор:
«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю»
(Откр. 5:4–6)
Подобные свитки использовали в античном мире, именно на такой книге находятся печати в Откровении Иоанна Богослова. Фото: stmegi.com
Четыре животных
И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).
Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов — шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.
Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год
Первая печать — появление первого всадника апокалипсиса
Каждая печать не только приближает рассказчика и раскрытию загадочного свитка, но и раскрывает перед ним ужасающие события книги Откровения. Снятие первой печати приводит к появлению загадочного персонажа:
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить»
(Откр. 6:1–2)
Белый цвет ассоциируется с чем-то божественным. Да и сам персонаж описан довольно привлекательно. Многие толкователи поддерживают друг друга в том, что это Иисус Христос. Но в то же время, разве это может быть Он, если в то же самое время Мессия на небе занят снятием печати?
Филипп Якоб Лютербург младший, «Открытие второй печати». Картина изображает первого всадника апокалипсиса, а за ним появляется второй — его обычно отождествляют с войной. Фото: fermer.ru
Если подумать, то да. Ведь христианство чаще всего представляет Христа Богом или Сыном Божьим, но не человеком. Разве законы времени и пространства могут Его ограничить? Да и вообще Откровение Иоанна Богослова — книга символическая, правильно ли оценивать её факты рационально?
Но раз уж четыре всадника апокалипсиса упомянуты вместе, не логично ли, что все они — единой природы? Три последующие — явно опасные для человека явления. С чего бы всадника на белом коне считать чем-то хорошим? Его богоподобный облик может быть обманом, а потому немало толкователей считают этого всадника антихристом.
Признаки апокалипсиса и его 4 всадника
Трудности толкования
Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?
Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.
В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.
Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Па
В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.
В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.
Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».
Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении.
Вторая печать — прибытие второго всадника апокалипсиса
Если с первым всадником возникли вопросы, то в отношении второго никаких сомнений обычно нет. Его отождествляют с войной:
«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч»
(Откр. 6:3–4)
Вот такие ужасы последнего времени обещает Слово Божие — а ведь это только начало!
Дракон
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4).
Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.
Дракон. Анжерский апокалипсис (фрагмент), Жан де Бондоль и Николя Батай, 1373—1381,
Третья печать — явление третьего всадника апокалипсиса
Снятие третьей печати предсказуемо завершается прибытием третьего всадника:
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай»
(Откр: 6:5–6)
Этого персонажа отождествляют с голодом.
Третий всадник. Он явился после снятия третьей печати. Иллюстрация XIII века из Apocalypse de Douce. Фото: fermer.ru
Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).
Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).
Напротив, Вавилон — образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.
Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)
Четвёртая печать — приход четвёртого всадника апокалипсиса
Четвертая печать открывает дорогу для последнего из всадников апокалипсиса:
«И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»
(Откр: 6:7–8)
В оригинале цвет его коня бледно-зелёный, но переводчики сочли, что для русского читателя бледный будет больше ассоциироваться со смертью, так как именно этот цвет соответствует тому впечатлению, которое на античных читателей производил бледно-зелёный конь.
Ад — неправильный перевод. В оригинале — хадес, то есть царство мёртвых в принципе, а не место, где томятся грешники.
Кстати, это единственный всадник, чьё имя (значение) названо.
На Полиптих св. Иоанна (1470-е годы) Ганс Мемлинг изобразил вместо ада, который следует за 4-ым всадником апокалипсиса некого демона — персонификацию ада. Это иллюстрация к снятию четвёртой печати. Фото: fermer.ru
Время близко
Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.
Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.
— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.
«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.
Михаил Устюгов
Пятая печать — наблюдение убиенных за слово Божие
Закономерность перестаёт работать для тех, кто ожидал за пятой печатью увидеть очередного всадника. Автор изображает убитых за слово Божие. По контексту похоже, что это люди, которым ещё предстоит быть убитыми на момент написания книги, хотя прямо об этом не сказано. Возможно, что подразумеваются вообще все пострадавшие за веру.
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число»
(Откр: 6:9–11)
Австрийский художник Карл Россинг изобразил ужасы откровения в современной ему Вене 40-х. Фото: fermer.ru
Самая загадочная глава
Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.
Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.
Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.
Шестая печать — катаклизмы
Снятие шестой печати запускает страшные катаклизмы:
«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?»
(Откр: 6:12–17)
Хотя читатель может ждать, что сейчас предстоит ещё одно описание, и семь печатей закончатся, автор следует строгой композиции, где за каждым шестым элементом происходит отступление. Вся седьмая глава посвящена описанию событий у престола Божьего, а также ангелов по четырём концам земли.
Текст книги «2012. Почему Апокалипсис? Доказательства, сценарии, причины»
2.5. Семь печатей библейского Апокалипсиса
Приведенная диаграмма позволила В. П. Бабанину расшифровать 7 печатей Откровения (по-гречески – Апокалипсиса) Иоанна Богослова, данного ему Иисусом Христом (Откр. 1—22). Выражение «за семью печатями» часто используется в тех случаях, когда разговор идет о чем-то тайном, сокрытом, труднообъяснимом.
Зодиакальная диаграмма В. П. Бабанина.
Дело в том, что в Евангелии от имени Бога сказано: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» (Лк. 24:44). А остальные пророчества должны исполниться в последние дни.
Но ни ангелы, ни люди, ни святые не могли открыть эту книгу: единственно Христос оказался достоин раскрыть книгу Божиих судеб.
Христос изображен в Апокалипсисе в виде «Агнца, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей», которые символизируют соответственно Его крепость и всеведение Божие.
Далее повествуется о снятии Агнцем поочередно первых шести печатей. При снятии этих печатей в Апокалипсисе появляются знаменитые кони.
Первая печать. Стрелец – «белый конь» Апокалипсиса
Сначала – конь белый, символизирующий ангельский сонм. Всадник с мечом и в короне означает победу Христа над фальшивыми мессиями. «И я увидел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как бы победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:1; 6:2). Животное, «говорящее как бы громовым голосом», – это, конечно, лев. На небе его представляет созвездие Льва. Но о каком белом коне, всаднике с венцом на голове и с луком в руке говорил Иоанн Богослов? Ответ довольно прост – это знак Зодиака Стрелец. Он имеет вид крылатого кентавра с двумя лицами. Он вооружен, настроен решительно, стрела вот-вот готова слететь с тетивы лука… Он скачет вперед, чтобы взять очередной рубеж. Кого он должен победить? Какой опасный рубеж надо преодолеть? Ему противостоит знак Зодиака Скорпион, следующий после Стрельца знак. Именно ему и предназначена стрела, которая готова вылететь из лука… В этой битве Стрельцу помогут опыт прошлого и устремленность в будущее, которые символически изображены двумя лицами, смотрящими вперед и назад. А крылья позволят подняться над бренностью земной жизни.
Снятие печатей с книги Бога и четыре всадника Апокалипсиса. Альбрехт Дюрер (Германия, XV век).
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей… И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откровение, 6, 2—8).
Все, о чем здесь говорилось, относится и к человечеству, которое будет жить в эпоху Стрельца – с 6310 по 8470 г. н. э.
Вторая печать. Скорпион – «рыжий конь» Апокалипсиса
Конь рыжий – знак пролития христианской крови и сердечной ревности пострадавших за Христа. «И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с Земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:3; 6:4).
Так кто скрывался под рыжим конем и всадником с большим мечом? Это был знак Зодиака Скорпион. Но разве скорпион, давший название созвездию, рыжий? Да, он имеет в основном рыжеватый цвет с различными оттенками: от буро-желтого до красновато-коричневого. Функции «большого меча» выполняет членистый гибкий «хвост» с кривым ядовитым жалом на конце. Для небольших размеров скорпиона его жало действительно выглядит как большой «меч». Когда скорпион движется по земле, его хвост согнут дугой так, что конец с жалом-мечом всегда направлен вперед и готов нанести удар в любой момент. Скорпионы непредсказуемы и коварны. Поэтому у древних они считались символом предательства. Это качество скорпионов было перенесено на рыжих, рыжеволосых людей. Многие правители, в том числе русские цари, не допускали появления в своем окружении рыжих людей: им не доверяли, от них ждали беды и всяких неприятностей. Вероятно, такова была статистика из опыта прошлых поколений народов и их правителей.
Скорпионы – хищники. Образ жизни скорпионов и их поведение дают нам возможность оценить условия жизни человечества в эпоху Скорпиона как засушливые, полные опасностей, вулканических извержений и жгучих космических излучений. Эта эпоха будет охватывать период с 8470 по 10630 г. н. э. Предыдущая эпоха Скорпиона была во времена Атлантиды и распространялась на время с 17450 по 15290 г. до н. э. Эпоха Скорпиона по характеру своего проявления подобна эпохам Льва, Водолея и Тельца. Они сопровождаются мощными катаклизмами.
Третья печать. Весы – «вороный конь» Апокалипсиса
Третий конь – конь вороной со всадником, имевшим «мерило (весы) в руке своей», которое обозначает отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него и «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр. 6:5).
Знак Зодиака, о котором идет речь, очевиден: там, где мера, там и весы. Но почему «конь вороный»? От слова «воронить»! Как известно, многие виды весов изготовляли и продолжают изготовлять из прочного металла – стали или чугуна. Пример таких ранее широко применявшихся весов – безмен. Для защиты весов от коррозии и придания им декоративного вида их воронили.
Весы – очень хороший знак. Он свидетельствует о гармонии и равновесии не только в мире космоса, звездных систем и звезд, но и в самой личности человека, в его душе. И здесь важно не только осознать необходимость достижения такого состояния души и тела, но и стремиться к нему. Гармония достигается в процессе мыслительной деятельности. На знаке Зодиака Весы изображен человек, сидящий на стуле на коромысле весов. Правой рукой он показывает на весы, которые находятся в уравновешенном состоянии, а левой – на голову. Тем самым он как бы говорит: «Думай, думай! Зри в корень!» Да, все дело в голове, в мыслях, в глубоком размышлении, в знаниях… Мы тоже иногда используем подобный жест рукой, показывая на свою голову, когда хотим обратить внимание другого, чтобы он получше подумал над своими действиями, словами, поступками, чтобы стремился к гармонии даже в мыслях. Кроме того, весы – это общепризнанный символ правосудия.
Четыре всадника Апокалипсиса. Маттиас Герунг, миниатюра из «Библии Оттхайнриха» (Германия, XVI век).
«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей… И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откровение,
6–2–8
).
В эпоху Весов из-за дрейфа оси вращения Земли полюс мира окажется в области неба, где расположены созвездия Лебедя и Лиры. Эта эпоха охватит период от 10630 по 12790 гг. н. э. Предыдущая эпоха Весов была во времена Атлантиды.
Четвертая печать. Дева – «бледный конь» Апокалипсиса
Четвертый – конь бледный со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за благочестивых и в наказание грешников – это различные бедствия последних времен, предсказанные Христом Спасителем. «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:7—6:8).
Под бледным конем и всадником-смертью подразумевается знак Зодиака Дева. Но Дева как женщина должна давать жизнь, а не отнимать ее. В чем дело? Объяснение этого странного обстоятельства дает древнеегипетский Зодиак, где Дева была не одна. Она действительно давала жизнь, что находило свое символическое выражение в сияющем колосе с зернами, который она держала в руке. Но за ней следовал бог царства мертвых Анубис с головой шакала или собаки. Анубис отнимал жизнь у тех, кому Дева ее давала. Дева и Анубис – жизнь и смерть… Они рядом. Для нас это не новость. Все в мире имеет начало, и все в мире имеет конец, чтобы затем все повторить с начала… Мир вечен!
Итак, ясно, что всадник, за которым следовал ад, и был Анубис. В эпоху Девы он нес Земле голод, войны, болезни и смерть. В Древнем Египте Анубис был богом тьмы, богом потустороннего мира. На Зодиаке он изображен меньше ростом, чем лучезарная Дева. Он может соответствовать черной звезде – источнику мощного нейтронного или рентгеновского излучений, губительных для всего живого. Он может быть белым карликом, который образуется при взрыве красных сверхгигантов, попутно уничтожая все живое в окрестностях своих систем. Известно также, что черные и белые карлики всегда меньше по объему горячих звезд, так как вещество в них находится в сверхплотном состоянии.
Снятие пятой и шестой печатей. Альбрехт Дюрер (Германия, XV век).
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откровение, 6, 12—13).
Наши потомки будут жить под знаком Девы с 12790 по 14950 г. н. э. Предыдущая эпоха Девы была во времена Атлантиды, незадолго до гибели ее последних остатков. Тогда полюс мира располагался вблизи звезды Вега из созвездия Лиры. И в будущую эпоху Девы полюс мира также будет находиться в этом месте.
Пятая печать. Эпоха Льва – предтеча великих катастроф
Снятие пятой печати – молитва святых мучеников у престола Божия об ускорении кончины мира и наступлении Страшного суда. «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9—6:11).
Если судить по диаграмме, то следующим после Девы идет знак Льва. Ни один из знаков египетского Зодиака не имел такого количества символов, как Лев. Это лишний раз подчеркивает его значительность в Зодиаке – круге «животных». И неудивительно: Лев и на Земле считается «царем зверей». Интересно, а чему может быть равно «малое время», которое требуется терпеть душам «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели»? И чему будет равно число «убиенных» после того, как его дополнят другими убитыми? «Малое время» – это время, которое должно пройти до снятия шестой печати с Книги Жизни. Тогда наступит следующая за Львом эпоха Рака и придет время великих катастроф на Земле. И здесь эпоха Льва является своеобразным предтечей этих катастроф. «Дополнение числа» связано с тем, что с наступлением эпохи Рака и будет указано число 144 000.
Предыдущая эпоха Льва была во времена Атлантиды и охватывала период с 10970 по 8810 гг. до н. э. Именно в этот период и погибли ее последние остатки, знаменитый остров Посейдон и многомиллионное человечество. Тогда полюсом мира была звезда Вега из созвездия Лира. На нее и ориентировали атланты свои пирамиды, которые были построены или отреставрированы в преддверии времени катастроф. И Великие пирамиды в Гизе, строительство которых приписывается фараонам IV династии Хеопсу, Хефрену и Микерину, были из их числа. Фараоны Египта их лишь реставрировали. Следующая эпоха Льва, свидетелями которой будут наши далекие потомки, начнется в 14950 г. н. э. и закончится в 17110 гг. н. э. И снова полюсом мира будет звезда Вега.
Шестая печать. Эпоха Рака – время великих катастроф
Снятие шестой печати символизирует те стихийные бедствия и ужасы, которые будут происходить на Земле в последний период ее существования непосредственно перед кончиной мира, вторым пришествием Христовым и Страшным судом. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих; и цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор» (Откр. 6:12—6:15).
Труба шестого Ангела приводит в движение огромное войско за рекой Евфрат, от которой погибает третья часть людей (см. Откровение 9:13—21).
Благодаря диаграмме мы можем определить, что все эти великие катастрофы, о которых рассказано в Откровении в аллегорической форме, начнутся на Земле после снятия шестой печати, с наступлением эпохи Рака (он же Краб на египетском изображении Зодиака). Эпоха охватит период времени с 17110 по 19270 г. н. э.
Предыдущая эпоха Рака распространялась на 2160 лет после гибели Атлантиды – с 8810 по 6650 г. до н. э.
А кто такие Ангелы, которые трубят в трубы и совершают другие действия в процессе апокалипсиса? В основном имеются в виду звезды созвездий, иногда – сами созвездия. Четыре Ангела и «иной Ангел» упоминаются в связи со снятием шестой печати. «Иной Ангел» может быть обнаружен в созвездии Геркулес, где в эпоху Рака будет располагаться полюс мира. Здесь же, «неподалеку», находится и «голова» Дракона. Семь Ангелов с семью трубами – это семь звезд Большой Медведицы.
Из текста Откровения мы также знаем, что именно после снятия шестой печати были «положены печати на челах рабов Бога нашего». Зачем это?
Ангельские трубы предвозвещают человечеству бедствия – физические и духовные. Но до начала бедствий апостол Иоанн видит Ангела, возлагающего печать на чело сынов Нового Израиля (Откр. 7:1—8). «Израиль» – это новозаветная Церковь. Запечатление символизирует избранничество и благодатное покровительство. Напоминает это видение Таинство Миропомазания, во время которого на чело новокрещенного возлагается «печать дара Духа Святого». Напоминает оно и крестное знамение, ограждаемые которым «врагу противляются». Люди, не защищенные благодатной печатью, терпят вред от «саранчи», вышедшей из бездны, т. е. от дьявольской силы (Откр. 9:4).
Таинственная печать возлагалась с целью сохранить праведных от участи нечестивых (Иез. 9:4). При поименном перечислении 12 колен (племен) Израилевых нарочито пропущено колено Даново. Некоторые видят в этом указание на происхождение антихриста из этого племени. Основанием к этому мнению служат загадочные слова патриарха Иакова относительно будущего потомков Дана: змей на дороге, аспид на пути (Быт. 49:17). Таким образом, данное видение служит введением к последующему описанию гонений на Церковь.
Число «запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых».
Что же касается физических бедствий и наказаний грешников, часто упоминаемых в Апокалипсисе, то Бог попускает их для вразумления, чтобы привести грешников к покаянию (Откр. 9:21). Но апостол со скорбью отмечает, что люди не внемлют зову Божию, продолжают грешить и служить бесам. Они, как бы «закусив удила», несутся к собственной гибели.
Седьмая печать. Близнецы – «два свидетеля Божьих»
«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе как бы на полчаса» (Откр. 8:1).Это безмолвие на небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих перед престолом Божиим Ангелов и людей в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явления Царства Христова. Это тишина перед бурей, которая всколыхнет мир во время антихриста. Перед наступлением бедствий апостол Иоанн видит святых, усердно молящихся о помиловании людей (Откр. 8:3-5). Бедствия в природе. Вслед за этим раздаются трубные звуки каждого из семи Ангелов, после чего начинаются различные бедствия. Сначала погибает третья часть растительности, потом – третья часть рыб и других морских существ, затем следует отравление рек и источников вод. Падение на землю града и огня, пылающей горы и светящейся звезды, по-видимому, иносказательно указывает на огромные размеры этих бедствий. Не является ли это предсказанием о глобальном засорении и уничтожении природы, которое наблюдается в наши дни? Если так, то экологическая катастрофа предвещает пришествие антихриста.
Седьмая печать и восемь Ангелов. Миниатюра из «Бамбергского Апокалипсиса» (Германия, XI век).
«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу…» (Откровение, 8, 1—3).
После снятия седьмой печати: «И увидел Иоанн «семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр. 8:2). Раздаются трубные звуки одного за другим всех семи Ангелов, которые сопровождаются каждый раз великими бедствиями и казнями для земли и ее обитателей.
«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанный с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела».
Под градом, падающим на землю, и «огнем, смешанным с кровью», многие толкователи понимали истребительную войну.
«Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла».
Толкователи давали такую фантастическую разгадку этой картины: на дне одного из океанов откроется вулкан, и огненная его лава наполнит третью часть водных бассейнов земли, неся смерть всему живому. Другие полагали, что тут в аллегорической форме изображаются кровопролитные морские сражения с помощью новоизобретенных орудий убийства.
«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Это предсказание понимали так: упадет на землю метеор и произведет отравление водных источников, которые станут ядовитыми. После Чернобыльской катастрофы тут же вспомнили про «звезду Полынь», так ярко «легло» это странное пророчество на радиоактивное бедствие.
«Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так как и ночи».
Считалось, что это самое легкое предсказание, потому что оно говорит о небесных затмениях, которые всегда наводили ужас на людей. Сами по себе они были безвредными, но своей загадочностью словно пророчили страшные беды.
По трубному голосу пятого Ангела с неба упала звезда, «и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю…» Повествование о саранче (пятая труба, Откр. 9:1—11), вышедшей из бездны, говорит об усилении бесовской силы среди людей. Возглавляет ее «Аполлион», что значит «губитель», – дьявол. По мере того, как люди своим неверием и грехами утрачивают благодать Божию, образующуюся в них духовную пустоту все больше заполняет бесовская сила, которая мучает их сомнениями и различными страстями.
Этой саранче, подобно скорпионам, велено было мучить людей, которые не имели на себе печати Божией, пять месяцев. Описание чудовищной саранчи, с головой, напоминающей голову человека, но с львиными зубами, наводит некоторых толкователей на мысль, что это не что иное, как аллегорическое изображение человеческих страстей.
Другие находят сходство этой саранчи с аэропланами и бомбардировщиками. Ужасы, которым подвергнутся тогда люди, будут таковы, что они станут искать смерти, но не найдут ее: «пожелают умереть, но смерть убежит от них».
Прозвучала труба шестого Ангела – и Иоанн увидел нашествие неисчислимого чужеземного войска: «коней и на них всадников имели на себе брони огненные гиацинтовые и серые; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера».
Под этим страшным конным войском разумели кровопролитную, беспощадную войну, такую, какой была не так давно пережитая людьми Вторая мировая война. А в конях, изрыгающих дым и серу, легко угадывались танки…
Иоанн также замечает, что перед кончиной мира наступит всеобщее ожесточение и нечувствительность людей, уцелевших от всех этих ужасов, но не покаявшихся в делах рук своих: «И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем».
Перед последним, седьмым трубным звуком Иоанн видел «другого Ангела, сильного, сходящего с неба облеченного облаком; над головою его была радуга, и лицо его, как солнце, и ноги его как столпы огненные», стоявшие одна на море, другая на земле. Подняв руку свою, Ангел клялся Живущим во веки веков, что «времени уже не будет», то есть прекратится обычное круговращение стихийного мира, и не будет времени, измеряемого солнцем, а наступит вечность.
Затем Иоанн по повелению голоса с неба подошел к Ангелу, и Ангел дал ему проглотить книжку, которую держал раскрытой в своей руке. «И она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем». Это значит, что Иоанн принял пророческое дарование, как принимали его ветхозаветные пророки. И Ангел сказал ему: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих».
В следующей главе Апокалипсиса Иоанну было открыто, что святой город Иерусалим отдадут язычникам на попрание на 42 месяца, или три с половиной года, «полседмицы». Числа семь и три с половиной – «полседмицы» считались мистическими и часто встречались в Ветхом Завете.
Попирание святого города, или Вселенской Церкви, в течение трех с половиной лет означает, что в пришествие антихриста верные будут гонимы сорок два месяца. Все это время «два свидетеля Божия» будут проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста. В двух свидетелях Божиих святые отцы видят ветхозаветных праведников Еноха и Илию, которые перед концом мира придут на землю, чтобы обличить лживость антихриста и призвать людей к верности Богу. Ветхозаветные праведники Енох и Илия были взяты на небо живыми. По окончании их проповеднической миссии «зверь, выходящий из бездны», то есть антихрист, убьет праведников, а трупы их бросит на улицах великого города, где «Господь наш распят» (Быт. 5:24; Откр. 11:2—12).
Святой Иоанн и книга Ангела. Альбрехт Дюрер (Германия, XV век).
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая… И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. Взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откровение, 10, 1—2; 8—10).
Именно в Иерусалиме антихрист обоснует свое царство и станет выдавать себя за предсказанного пророками Мессию. И обольщенные ложными чудесами антихриста неверные будут поклоняться ему и радоваться смерти пророков. Но недолго продолжится царство нечестивых. Через три с половиной дня Бог оживит пророков и возьмет на небеса. При этом в наказание неверным произойдет великое землетрясение, разрушится десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а прочие, объятые страхом, воздадут славу Богу. Так будет нанесен решительный удар делу антихриста.
Основное содержание Апокалипсиса – воцарение Христа в мире. После этого начинается заключительная часть Апокалипсиса.
Святой Иоанн увидел «стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море», которое обозначает множество спасаемых. Море смешано с огнем, ведь огонь в Библии имеет два свойства: одно – опаляющее грешных, другое – просвещающее праведников.
В небе появились семь новых Ангелов. Один за другим они выливают на землю семь чаш гнева Божиего, и род человеческий постигают великие бедствия.
Когда первый Ангел вылил чашу, «сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».
Когда второй Ангел вылил свою чашу в море, вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное в море умерло.
Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, и вода в них обратилась в кровь.
И четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце, солнцу дано было жечь людей сильным зноем.
Пятый Ангел вылил свою чашу на престол зверя; и сделалось царство его мрачно. Помрачневшее царство зверя означает постепенное падение его величия и славы.
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. Карта древней Римской империи подскажет объяснение этого пророчества. Евфрат представлял собой как бы границу, оплот, препятствующий царям с войском идти на царство антихриста, то есть на Рим, для совершения суда Божиего.
После того как шестой Ангел вылил свою чашу гнева, из уст зверя вышли три нечистых духа, наподобие жаб. Эти духи бесовские собирали все силы зла на войну против сил добра «на место, называемое по-еврейски Армагеддон». «Гора Магеддо» – местность в Палестине, упоминаемая в Священном Писании. В древности там произошли многие сражения.
Эти несколько строк из «Откровения» толкуют уже много веков подряд, ожидая со дня на день Армагеддон – битву Бога с сатаной, после которой погибнет все человечество, кроме все претерпевших и верных Создателю.
После явления трех нечистых духов выступил седьмой Ангел и «вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор как люди на земле». От этого землетрясения «город великий распался на три части, и города языческие пали», что означает окончательное поражение царства зверя.
Битва Ангелов. Альбрехт Дюрер (Германия, XV век).
«И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откровение, 9, 15).
Один из семи Ангелов сообщает Иоанну, что участь Вавилона – «великой блудницы» – решена, царство Антихриста разрушено. Первохристиане Вавилон отождествляли с Римом, ставшим символом зла и беззакония.
Многие исследователи считают, что атомные войны и экологические катастрофы вполне соизмеримы по масштабам с тем, что описывает Иоанн Богослов.
Седьмая печать — переход к семи чашам
Каждый седьмой элемент списка — это переход к следующему списку из семи элементов. Поэтому седьмая печать несёт не только сюжетную, но и композиционную функцию. Вот, что происходит, когда снимают седьмую печать:
«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса»
(Откр: 7:1)
Выражение «как бы» предостерегает от буквального понимания промежутка времени. Затем автор пишет:
«И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб»
(Откр: 7:2)
Так от печатей мы переходим к семи трубам, а от них перейдём к семи чашам.
Два свидетеля
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).
Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.
Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.
Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)