Православный мир на пороге Великого раскола
Разделение Поместных Церквей уже стало печальной реальностью 2018 года, однако абсолютное большинство православных сохраняют единство
Богословское учение о церковных границах, взаимоотношениях Поместных Церквей, в том числе о том, какое разделение можно считать расколом, именуется «экклесиологией» («экклезиологией»). Происходит оно от греческого слова «ἐκκλησία» («собрание», «Церковь») и дает понимание, что изначально зародилось в Ромейском царстве (Византийской империи) в первые века христианства, получив отражение в деяниях семи Вселенских соборов.
Каждый воцерковленный христианин, принимающий участие в Таинствах и соборных литургических молитвах, прекрасно знает определение Церкви, входящее в один из главных христианских богослужебных текстов – «Символ веры»: «…Верую… во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Без этой веры мы можем называть себя кем угодно, «консерваторами» и «либералами», «социал-христианами» или даже «православными монархистами», но православными христианами быть не можем. Также как без веры в то, что наша Русская Православная Церковь является неотъемлемой частью упомянутой Церкви «Символа веры».
И в то же время во все новозаветные времена среди людей, утверждающих свою веру во Христа и Его Церковь, случались разделения. Эти разделения могли быть незначительными, не затрагивающими ключевых основ христианской веры и церковного устройства (и тогда, по словам апостола, помогали выявить «искуснейших» в богословии). Но очень часто разделения приводили к расколам и ересям, наносящим тяжелые раны Телу Церковному, которое, по твердому убеждению христиан, является Телом Самого Христа.
С другой стороны, для бытовых удобств Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь издревле разделяется на Церкви Поместные, автокефальные. Независимые в административных, финансовых и тому подобных технических вопросах, допускающих те или иные этнические традиции в богослужебной практике, но духовно единые с другими Православными Церквами.
Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Январь 2016 года. Фото: patriarchia.ru
Такие разделения являются нормой для Православного мира, однако в истории они неоднократно балансировали на грани реальных расколов, в основном связанных с этно-филетическим (националистическим) отношением к другим Поместным Церквам, а также с конфликтным решением вопросов, касающихся спорных границ канонических территорий.
Подобные конфликты, к сожалению, существовали как в древности, так и в наши дни, однако в целом не разрушали архитектуру Православного мира. И если Великая схизма 1054 года отделила от Христианского Востока впавший в латинскую ересь Запад, то абсолютное большинство Восточных Церквей сохраняло верность Святому Православию. Также и во второй половине XVII века церковная реформа привела к трагическому Расколу в Русской Церкви, значительно ослабив русскую цивилизацию, но сохранив ее церковность (несмотря на целый ряд ошибочных реформ в западническом духе). И только украинский раскол, начавшийся в трагическом XX столетии, в веке XXI поставил всю Православную ойкумену на грань раскола.
Но что представляет на сегодняшний день эта Православная ойкумена? Каково значение и влиятельность тех или иных Поместных Церквей, и как они могут повести себя в том случае, если уже в ближайшие дни Константинопольский патриархат (Фанар) через вступление в антиканоническое единство с украинскими псевдоправославными националистическими сектами, окончательно порвет со святоотеческим Православием?
Попробуем во всем этом разобраться, проведя краткую «ревизию» современного состояния Православных Поместных Церквей. Однако сделаем это не традиционно, согласно порядку в «диптихе» (порядку исторической чести), но исходя из реального положения той или иной Поместной Церкви в мире.
1. Русская Православная Церковь – Церковь Третьего Рима
В диптихе Православных Поместных Церквей Московский Патриархат (наименования «Русская Православная Церковь» и «Московский Патриархат» равнозначны и не требуют взаимного дополнения) занимает только пятое место. Хотя, если учитывать сегодняшнее впадение Константинопольского патриархата в раскол, мы автоматически становимся четвертыми. И тем не менее важно понимать, что это место – наглядный символ того, что Русская Церковь не стремится не только к первенству власти, но и к первенству чести.
Фото: www.globallookpress.com
Несмотря на то, что с середины XV века, когда Константинопольская Церковь сначала впала во Флорентийскую унию с римо-католиками (1439), а затем сам Константинополь пал под ударами турок-османов (1453), именно Русская Церковь стала первой по своей влиятельности и значению в мире, мы смиренно сохранили дочерний статус. И когда Константинопольская Церковь вновь вернулась к Православию, Московская Митрополия, затем получившая статус Патриархата, обрела автокефалию именно от Константинопольской (сначала, в 1448 году, самовольно, отделившись от впавшего в ересь Константинополя, а затем, в XVI веке – официально).
На сегодняшний день Русская Православная Церковь является самой крупной и влиятельной в семье Православных Поместных Церквей. Несмотря на чудовищный урон, нанесенный нашей Церкви в XX веке, на сегодняшний день в Московском Патриархате совершает служение около 40 тысяч штатных клириков (чуть менее 35 тысяч священников, немногим менее 5 тысяч диаконов и свыше 400 архиереев). Значительная часть приходов (около трети), а также архиереев (около одной пятой части) Русской Православной Церкви находятся на территории Украины и входят в состав самоуправляемой Украинской Православной Церкви (части Московского Патриархата с правами широчайшей автономии). По словам Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
Русская Православная Церковь – это не Церковь Российской Федерации, но Церковь многих народов, объединенных историей, духовными и культурными истоками, общими нравственными ценностями.
Русская Православная Церковь – Церковь Третьего Рима. Фото: patriarchia.ru
Помимо России, канонической территорией Московского Патриархата является все постсоветское пространство (за исключением Грузии, в которой существует собственная автокефальная Грузинская Православная Церковь, а также Армении, поскольку с Армянской Апостольской Церковью, несмотря на ее отличие от Православных Церквей, мы поддерживаем добрососедские отношения), Япония, Китай, Монголия и русская диаспора в дальнем зарубежье. Относительно некоторых стран и территорий, включая многострадальную Украину, у Русской Православной Церкви существуют спорные ситуации с другими Поместными Церквами.
2. Румынская Православная Церковь
Несмотря на глубокую и искреннюю воцерковленность миллионов православных румын, глубокую монашескую жизнь (в Румынии действует свыше 350 монастырей), священноначалие Румынской Церкви отличается либерально-обновленческими и экуменическими позициями. Более того, Румынский Патриархат в самом начале 1990-х создал на территории постсоветской Молдавии раскольническую «Бессарабскую митрополию», существование которой является серьезным конфликтным моментом между Русской и Румынской Церквами.
Румынский Патриархат – одна из самых молодых относительно обретения автокефалии (провозглашена в 1865 году, признана Константинопольской Церковью в 1885-м). В диптихе Поместных Церквей мы признаем 8-е место Румынской Православной Церкви (7-е с учетом впадения в раскол Константинопольского патриархата). Но по числу духовенства, храмов и монастырей – это вторая Поместная Церковь в мире после Церкви Русской (свыше 15 тысяч приходов и более 50 архиереев).
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Румынию. Октябрь 2021 года. Фото: patriarchia.ru
Сложно сказать, какую позицию займет Румынский Патриарх Даниил (Чоботя), если Константинопольский патриархат окончательно вступит в общение с украинскими раскольниками, но на сегодняшний день именно эта Церковь является одним из самых слабых звеньев в Мировом Православии. Единственное, что может остановить румынских иерархов от впадения в раскол вместе с Фанаром – это нежелание делиться с Константинопольским патриархатом собственной автокефалией.
3. Элладская (Греческая) Православная Церковь
Государственная Церковь Греции (в настоящий момент леволиберальное правительство пытается лишить Церковь этого статуса). 11-я (10-я) в диптихе Поместных Церквей. Довольно многочисленная и влиятельная, но ограниченная территорией Греции (причем часть северных и островных территорий подчиняются Константинопольскому патриархату).
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию. Торжественное заседание Синода Элладской Православной Церкви. Июнь 2013 года. Фото: patriarchia.ru
Около 150 иерархов (их число явно несоразмерно 9-миллионой пастве) Элладской Церкви дорожат своей автокефалией, однако сама Церковь ментально близка Константинопольской, а потому ее разрыв с Фанаром из-за украинского казуса маловероятен.
Тем не менее стоит помнить, что в Элладской Церкви есть и весьма консервативно настроенные иерархи, которые уже не раз довольно жестко критиковали Фанар. Более того, в Греции (а также Румынии) очень сильно ультраконсервативное старостильническое движение. И если Фанар будет и дальше утверждаться в своем орто-либеральном векторе, Элладская Церковь может решиться на альтернативную позицию, основанную на более твердом следовании святоотеческой традиции.
4. Сербская Православная Церковь
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. Ноябрь 2014 года. Фото: patriarchia.ru
Самая близкая к Московскому Патриархату изо всех Поместных Церквей. Занимает 7-е (6-е) место в диптихе, однако в реальности духовно окормляет свыше 10 миллионов православных сербов и черногорцев. Также канонической территорией Сербской Церкви является Республика Македония, однако в последней действует раскольническая «Македонская православная церковь». Относительно того, что в случае раскола Мирового Православия Сербская Православная Церковь останется вместе с Русской, практически нет сомнений.
5. Болгарская Православная Церковь
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарию. Торжественная церемония по случаю Национального праздника Республики Болгарии на горе Шипка. Март 2021 года. Фото: patriarchia.ru
Эта Церковь, находящаяся на 9-м (8-м) месте в диптихе Поместных Церквей, окормляющая свыше 7 миллионов болгар, также очень близка Русской Православной Церкви. Однако политическое давление на священноначалие этой Церкви более значимо, чем на Сербскую. К сожалению, Болгария является страной-членом НАТО и практически вся политическая элита этого государства интегрирована в западную систему.
Повлияет ли это на позицию болгарского священноначалия в случае необходимости жесткого выбора между Фанаром и Москвой – ответить сложно, но в епископате Болгарской Церкви есть однозначные сторонники Русской Православной Церкви, которые, скорее всего, не позволят Синоду занять позицию Константинопольского патриархата.
6. Антиохийская Православная Церковь
Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя. Февраль 2015 года. Фото: patriarchia.ru
Одна из самых древних Поместных Церквей (3-е, а без учета Фанара, 2-е место в диптихе). Церковь православных арабов Сирии, Ливана и ряда окрестных стран (паства – около 2 миллионов человек). Находится в очень близких отношениях с Русской Православной Церковью. Сомнений в ее поддержке нашей позиции в вопросе украинского раскола не существует.
7. Александрийская Православная Церковь
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором II. Июль 2021 года. Фото: patriarchia.ru
На настоящий момент – первая в диптихе, учитывая то, что Фанар впал в раскол. Духовно окормляет всю территорию Африки. Папа и патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II занимает примиренческую позицию в вопросе отношений между Москвой и Фанаром, но категорически не приемлет поддержку украинских националистов. Есть надежда, что греческое происхождение значительной части епископата Александрийской Церкви не повлияет на ее поддержку беззаконий Константинопольского патриархата.
8. Иерусалимская Православная Церковь
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Совместное богослужение с Феофилом III, Патриархом Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона. Ноябрь 2012 года. Фото: patriarchia.ru
Древнейшая Церковь, которая вправе претендовать на 1-е место в диптихе, однако исторически занимает лишь 4-е (3-е в сегодняшних обстоятельствах). К сожалению, большая часть епископата имеет греческое происхождение и близкие связи с Фанаром. Очень сложно прогнозировать позицию Церкви святого града Иерусалима в конфликте Московского Патриархата с Константинопольским, однако есть опасение, что ангажированные Западом и Государством Израиль архиереи Иерусалимского Патриархата могут занять сторону Фанара. Хотя, к примеру, архиепископ Севастийский Феодосий (архиерей Иерусалимского Патриархата) занимает однозначно промосковскую позицию.
9. Грузинская Православная Церковь
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Ноябрь 2021 года. Фото: patriarchia.ru
Территориально и исторически близка к Русской Православной Церкви (в диптихе следует сразу после Московского Патриархата). Однако наши отношения серьезно осложняют политические процессы последних десятилетий. Тем не менее Московский Патриархат формально до сих пор признает Республики Абхазия и Южная Осетия каноническими территориями Грузинской Церкви. Именно этот факт оставляет надежду, что в случае радикального разрыва с Фанаром мы сохраним единство с Грузинским Патриархатом.
10. Албанская Православная Церковь
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Албанию. Встреча с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием. Апрель 2021 года. Фото: patriarchia.ru
Церковь, весьма близкая к Фанару. Занимает 12-е (11-е) место в диптихе. Формально автокефальная, но в реальности несамостоятельная. Практически во всех внешнецерковных вопросах занимает сторону Константинопольского патриархата.
11. Кипрская Православная Церковь
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II. Декабрь 2017 года. Фото: patriarchia.ru
Также весьма близка к Фанару. Церковь древняя, занимает 10-е (9-е) место в диптихе, но ее формальная автокефалия в значительной степени ограничена Константинопольским патриархатом, автономным филиалом которого, по сути, является Церковь острова Кипр.
12. Польская Православная Церковь
Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Посещение вместе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой Мемориала советским воинам-освободителям и Могилы неизвестного солдата в Варшаве. Август 2012 года. Фото: patriarchia.ru
Церковь православных поляков, а также родственных русским восточнославянских русинов, лемков, белорусов и части польских малороссов. В диптихе находится только на 13-м (12-м) месте, однако относительно многочисленная, духовно окормляет свыше полумиллиона православных христиан (а по некоторым данным, и более миллиона). Очень близка Русской Православной Церкви, сомнений в ее поддержке нет, особенно учитывая крайне негативное отношение в этой Церкви к украинскому национализму.
13. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополитом Ростиславом (Гонтом). Фото: patriarchia.ru
Малочисленная Церковь-исповедница, подвергающаяся серьезному давлению со стороны Фанара. В течение последних лет Константинопольский патриархат пытался совершить переворот в этой Церкви, практически лишить ее автокефалии. И только поддержка православных братьев-славян со стороны Русской Православной Церкви позволила православным словакам и чехам самостоятельно избрать своего Предстоятеля. Им является 40-летний Митрополит Ростислав (Гонт), человек русинского происхождения, духовно очень близкий к Московскому Патриархату.
14. Православная Церковь в Америке
Автокефалию этой Церкви признают только Русская, Болгарская, Грузинская, Польская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. Константинопольский патриархат, претендующий на эксклюзивное право окормлять православных христиан диаспоры, вообще не признает существование этой Церкви. Поэтому в вопросе раскола Православного мира из-за беззаконий Фанара позиция Православной Церкви в Америке не имеет значения, но ее единство с Церковью Русской не подвергается сомнению.
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. Декабрь 2021 года. Фото: patriarchia.ru
В заключение стоит сказать, что все изложенные прогнозы весьма примерны и предварительны. Пока рано говорить о том, что произойдет в результате Киевского «волчьего собора» 15 декабря 2021 года. Но, в любом случае, каждый православный христианин должен молиться «о мире всего мира, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех». И какими бы ни были наши политические взгляды, радоваться церковным разделениям мы не имеем права. Хотя и механическое единство Православному миру не нужно. Подлинное православное единство может быть только в святоотеческой истине.
Что такое схизма: понятие и происхождение слова
Понятие схизмы объясняет и трактует сам древнегреческий язык, и определение его звучит следующим образом: разделение, расщепление, раскол или, по-простому говоря — распря. И все это касается, в случае со схизмой, не просто каких-то бытовых человеческих недопониманий, что встречаются время от времени в нашей жизни.
Здесь же поссорились не просто Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем на несколько дней, а, в итоге, — сам отлученный от церкви константинопольский патриарх с представителем Римского папы кардиналом Гумбертом, предав, по сути, друг друга анафеме — и сразу на несколько веков.
Исторических персонажей этих давно уже нет на свете, а вот великий раскол христианской церкви существует и поныне. И вместо одного христианского мира их с тех пор существует два: западный католический и восточный православный.
Папские амбиции и последний повод для раскола
Итак, возвращаясь к началу нашего повествования, напомню, что окончательным этим поводом стал конфликт между первосвященниками: Римским, папой Львом Девятым и Византийским: патриархом Константинополя Михаилом Керулларием.
Папа настаивал на том, что Римская кафедра первостепенна и ее следует безропотно почитать как мать. Однако, Михаил так не считал, полагая, что кафедра Константинополя имеет отнюдь не меньшее значение. С этого всё и началось. А точнее, — этим всё и закончилось.
По весне 1054г. кардинал Гумберт, прибывший в качестве посла в Константинополь из Рима, не смог справиться с возложенной на него миссией. (А в нее как раз одним из пунктов входило примирение с Михаилом).
Его необузданный нрав и некоторая, как свидетельствуют от этом источники, наглость привели к тому, что высокие особы рассорились окончательно.
Результаты и последствия
В июле 1054 г. представители Римской церкви прошли в алтарь Софийского собора и начали обличать священного патриарха Михаила в неправедности прямо во время его богослужения. А после заявили о том, что восточный патриарх отлучается от церкви вместе со своими приверженцами, обвинив того, по ходу, еще и в ереси.
Патриарх онемел от изумления. Присутствовавший при этом народ тоже не сразу оправился от потрясения, но, придя в себя, поддержал своего владыку. Поднялись сильные волнения, и представителям Рима пришлось срочно покинуть Константинополь.
В свою очередь, Керулларий также вскоре созвал свой Собор, где предал анафеме папских сторонников. Так произошла Великая схизма.
Вот уж воистину: Запад есть Запад — Восток есть Восток: им вместе не быть никогда.
Соответственно, восточные патриархаты остались с Византией, западные с Римом. С тех пор церковь восточная стала именоваться православной, западная — католической.
Царь или патриарх: кто главнее?
Получив полную поддержку царя на проведение церковной реформы, патриарх Никон взялся за ее осуществление с завидным рвением. Первый официальный документ, предписывающий народу креститься тремя перстами – так называемая «Память» – был принят в 1653 году. Многие священники и представители паствы этому воспротивились. Однако Церковный собор 1656 года официально утвердил греческий канон богослужения. И начался раскол.
Патриарх Никон остался в истории как человек решительный, честолюбивый и жесткий в отстаивании своих взглядов. Он считал, что божий закон выше царского, и видел будущее России в создании теократического государства, когда мирская власть подчинена религиозной. Его методы вызвали негативное отношение среди московской политической элиты того времени. Многие бояре, недовольные укрепившейся властью патриарха и его амбициями, стремились настроить царя против Никона. И это им удалось.
Впрочем, Алексей Михайлович и сам не собирался делиться властью с патриархом. В 1658 году отношения между главами светской и духовной власти обострились окончательно. И Никон демонстративно покинул свой пост, удалившись в Воскресенский монастырь. Священнослужитель рассчитывал, что под давлением паствы, оставшейся без своего духовного лидера, царь будет вынужден умолять его вернуться на патриарший престол. Алексей Михайлович этого не сделал.
Несколько лет, проведенные Никоном в Воскресенском монастыре, наглядно показали, что Россия вполне может обойтись без его духовного руководства. Церковный собор, состоявшийся в 1666-1667 годах в Москве, на который прибыли Александрийский и Антиохийский патриархи, официально лишил Никона всех его регалий. Честолюбивый священнослужитель был сослан в отдаленный Белозерский монастырь.
Однако тот же самый собор окончательно утвердил все церковные реформы, реализованные низложенным патриархом. А старообрядцы были приравнены к еретикам. В результате, Россия осталась светским государством, в то же время позиционирующим себя как оплот православия.