Псалом давида 76 на русском и церковнославянском языках


Псалом 76 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 76

Толкование Псалма 76

Автор, Асаф, создает этот псалом в обстоятельствах крайне безотрадных. Душа его, вероятно, угнетена горестными событиями, следующими в жизни еврейского народа одно за другим, – так что создается впечатление, что “Бог забыл миловать” (стих 10) народ Свой. Отчаяние, однако, перемежается с надеждой. Последняя укрепляется в душе псалмопевца, когда он размышляет о прошлых чудных явлениях силы Господней в жизни евреев, в частности, об избавлении их из египетского рабства. Вводная надпись соответствует стиху 1.

А. Скорбь богооставленности (76:2-10)

Пс. 76:2-4

. В день скорби псалмопевец не перестает взывать… к Богу. Душа его отказывается от утешения (стих 3); здесь, вероятно, та мысль, что, “рассуждая по-человечески”, ничто не сулит ему “утешения”, и даже молитва не приносит успокоения. Однако всю ночь напролет псалмопевец пребывает в молитвенной позе: руки его простерты к небу и не опускаются; в благоговейном трепете и “изнеможении духа” он непрестанно думает о Боге (стих 4).

Пс. 76:5-7

. Душевное потрясение, испытываемое им, мешает ему связно выражать свои мысли (говорить). По ночам он вспоминает прежние песни свои, в которых славословил Господа, избавлявшего Израиль в дни древние, и духом своим пытается проникнуть в смысл происходящего, предугадать дальнейшее развитие событий (дух мой испытывает; стих 7).

Пс. 76:8-10

. Бог не отвечает на его молитвы, на молитвы Израиля. Неужели навсегда отринул их Господь? – в страхе вопрошает себя Асаф. И для грядущих поколений (в род и род) “не действительно” более (пресеклось) слово (здесь в значении “обетований”) Его?

Б. Проблеск надежды (76:11-21)

Пс. 76:11-19

. Не видя отрады в настоящем, ибо “изменилась десница (“правая рука” – символ могущества) Всевышнего” по отношению к Израилю (стих 11). Асаф единственный способ не впасть в последнее отчаяние видит в том, чтобы предаться воспоминаниям и размышлениям о чудных делах, совершенных Господом для евреев в прежние времена. Он славит великого Бога, равного Которому нет, чей путь… свят (стихи 14-15). В стихах 16-19 Асаф вспоминает об избавлении сынов Иакова и Иосифа из Египта. (в стихе 17 аллегорическое описание того, как, “увидев Бога”, убоялись и расступились воды Чермного моря.)

Пс. 76:20-21

. Собственно, мысли об этом чуде, воспеваемом автором на языке поэтической гиперболы (сила Иеговы действует в развязанных Им природных стихиях; стихи 18-19), продолжаются и дальше; ими псалом и завершается. В стихе 20 Бог невидимый (следы Его неведомы) как бы шествует по волнам Чермного моря. Фраза о “неведомых следах” Бога может означать и то, что естественными законами объяснить совершенное Им нельзя. Это Он доверил Моисею и Аарону вести народ Свой, как стадо (стих 21).

Видимо, мысли о непостижимом, что волей Господа происходило в жизни еврейского народа прежде, успокаивает Асафа и возвращает ему веру в то, что, если народ этот всем сердцем вновь обратится к своему всемогущему Богу, Он вернет ему Свои “милость и щедроты”.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Читаем Псалтирь. Псалом 76

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим с вами о 76-м псалме, который имеет надписание: в конец, о Идифуме, псалом Асафу, 76.
Асаф и Идифум были начальниками певцов, им Давид поручал петь его псалмы. Некоторые говорят, что Идифум и Асаф должны были петь этот псалом попеременно, другие – что Идифуму было поручение от Давида исполнить этот псалом, потому что у него было некоторое внутреннее смущение, когда он видел какие-то бедствия и страдания, и при этом не было помощи Божией. И тогда псалмопевец Давид написал для каждого терпящего бедствия: не унывать, не печалиться, а взирать на великое милосердие Божие, которое Он являл в истории всего рода человеческого, особенно в избранном народе, и этим укрепляться, и тогда всякая печаль будет прелагаться в радость. То есть Господь будет посылать избавление от скорбей и трудностей. Некоторые говорят, что здесь псалмопевец Давид пророчествует и о Вавилонском пленении, от которого затем будет избавлен рукою Божией весь израильский народ.

«Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми». Здесь как раз говорится, что, когда ты терпишь бедствия и страдания, ты должен всегда взывать к Богу. Но взывать не просто молитвенным, кротким гласом, но чтобы молитва была яркой, горячей. Что значит «воззвать к Богу»? Это значит сильно прокричать, чтобы Бог тебя услышал. Действительно, когда человек находится в бедственном состоянии, он же не спокойно говорит, он кричит, взывает, чтобы его кто-то услышал и помог. Вот такая горячая молитва и должна быть к Богу, она должна быть сильной, непрестанной, а не так, как мы один раз помолимся и ждем, что Господь нам поможет. Нет, эта молитва должна быть многократной, повторяющейся. Поэтому здесь и говорится: «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми». То есть Господь услышит тебя обязательно и явит Свое милосердие.

«В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя». Здесь Псалмопевец говорит, какой должна быть молитва: она должна быть не только днем, но и ночью. Он говорит: «…в день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых». Псалмопевец обращает внимание и на ночную молитву – и ночью он воздевал руки ко Господу в бедственных, трудных состояниях. И Господь, конечно, не отверг его, была утешена душа его. Так же Господь пошлет утешение всякому человеку, который обращается к Богу.

«Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушствоваше дух мой». Какие бы ни были трудные обстоятельства, ты не должен печалиться, скорбеть, у тебя не должны опускаться руки, но, как пишет Псалмопевец, ты должен воздевать руки к Богу. Твое малодушие или печаль в это время не помогут, не дадут тебе силы и возможность победить те искушения и испытания, что пришли к тебе. Святые отцы говорят еще, что, когда умирает кто-то из твоих близких, ты тоже начинаешь плакать, печалиться, у тебя все валится из рук, ты ничего не можешь делать. А что нужно делать в таких случаях? Взывать к Богу через молитву. Ты должен молиться, обращаться к Богу, помянуть имя Божие, тогда Господь пошлет тебе утешение, а ближнему твоему – пользу. В каких бы трудных обстоятельствах ты ни был, всегда нужно искать Бога, помнить, что Господь никогда никого не оставлял. Вспоминай чудеса, которые Господь творил всему роду человеческому! Неслучайно Священное Писание преподается в определенном историческом порядке: через историю жизни целого народа, и вообще жизни людей на земле, Господь показывает, за что Он милует, как Он милует, что человек должен делать, чтобы получить великое милосердие Божие. И Псалмопевец говорит каждому, кто грустит, печалится в этой жизни, забивается в угол, малодушествует и размышляет только о своей беде, о своем горе или начинает злословить своего близкого (дальше об этом он тоже будет говорить), что все это не принесет пользы. Принесет ее только поминание имени Божия – тогда Господь будет являть тебе Свое милосердие.

«Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах». Раньше ночь делили на четыре стражи, на четыре смены охранников, менявших друг друга. Естественно, при столь частой смене человек не уставал, пребывал в бодром состоянии и мог наблюдать. Стражи ночные всегда были неусыпающие, то есть они никогда не спали – бодрствовали. В таком же состоянии человек в беде: ночью не может уснуть, пребывает в смятении, говорит какие-то непонятные слова, осуждает, злословит людей. Псалмопевец предупреждает, что человек не должен быть в таком состоянии. А как он должен бороться с этим состоянием, как исправлять свои помыслы? Дальше Псалмопевец говорит:

«Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся». Чему ты должен научиться? Ты должен вспомнить Бога, вспомнить дни первыя, и лета вечная. Конечно, в первую очередь он обращается к израильскому народу, а потом и ко всем христианам: посмотрите на дни первые – было время, когда еще не было Закона, но и тогда Господь не оставлял человека, Он всегда водил его особым Своим Промыслом, Своею любовью, творил великие и явные чудеса: бесплодные женщины рожали, войска побеждались, Египет был наказан, фараон получил потопление и посрамление, и так далее. Смотри на историю: смотри не только на те чудеса, которые есть в Библейской истории, но смотри и на свою жизнь, ведь каждый человек должен размышлять еще и о своей жизни.

Неслучайно наши бабушки рассказывали нам, прививая веру в Бога, как Господь помогал им по жизни: как они пережили войну, переживали голод, как Господь являл такую милость, что они сохранили и свое сердце. Во время голода были явные чудеса, когда удавалось утешиться скудной пищей или теми запасами, трудами, которые совершались опять-таки по милости Божией. Они говорили нам, что им в жизни удалось сделать, и это удалось лишь только потому, что Господь помогал: как люди собирались, и какие добрые дела творили, как вместе селяне помогали друг другу, или весь род, вся родня помогала. Чудным образом можно было купить сруб или кто-то недорого продавал дом, их ломали, перевозили – Господь помогал. В этом они всегда видели милость Божию – они никогда не приписывали себе, а говорили: Господь помог, сделал, направил, послал добрых людей, и так далее.

И мы в своей жизни должны рассуждать так же и рассказывать своим детям, как Господь помогает, как заботится не только в настоящее время, но и на последующие дни жизни. Ведь Сам Господь говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне, завтрашний день сам будет заботиться о себе. Господь Своим Промыслом уже позаботился о нас в завтрашнем дне. Мы еще не знаем, каким он будет, а Господь уже знает, как нас напитать, как нас утешить, как сохранить нашу хрупкую веру, чтобы мы не явили малодушие. Поэтому на все это нужно обращать внимание, и это будет очень сильно помогать.

«Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой»: ночь – это особое время для духовных размышлений, когда есть тишина и ты можешь услышать себя – тебя ничто не отвлекает. В ночное время и нужно размышлять о тех судьбах Божиих, которые были в нашей жизни.

«Еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя?» Здесь очень хорошо Псалмопевец говорит о наших размышлениях. И так думали иудеи, когда были в Вавилонском пленении. Они говорили: неужели Бог отнял от нас Свою благодать и больше не даст нам Своей милости? Неужели больше не будет нам помогать в этой жизни? До конца милость Свою отсечет, то есть забрал милость Свою и больше ее не будет? Сконча глагол от рода в род: хотя Он обещал из рода в род, из поколения в поколение помогать этому народу. Это очень яркие слова Псалмопевца.

Так же и мы в своей жизни говорим: неужели Бог отнял от нас Свою милость? Неужели больше Бог не будет нам помогать? Неужели Он больше не будет давать Своей благодати? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? Бог Милостивый, Он по Своему милосердию непревзойденный, Он дает Свои щедроты, Свои дары человеку, Свою благодать. Неужели Бог может все это в Себе удержать, видя Свое создание в трудном состоянии? Да, мы недостойны, да, мы хотим измениться, но Бог дает милость не только тому человеку, который верен Ему, но дождит на всякого человека, и солнце светит всякому человеку. Он любит Свое создание, Свое творение, хотя и заблудшее, хотя еще и не вступившее в лоно Церкви (то есть в Дом Божий). Он всех любит, Он каждому человеку желает спастись и прийти в разум истины. Поэтому Бог никогда не удержит Свои щедроты, Он всегда будет помогать человеку, в каком бы состоянии тот ни находился и как бы трудно ему не было. Самое главное – мы должны изменить свою жизнь, мы должны призывать Бога на помощь. И размышлять, что Бог помогал людям и тогда, когда они были недостойны этой помощи; Он все равно сохранял их и не давал им до конца уныния. Так же и в нашей жизни: Бог никогда нас не оставит. Поэтому мы должны всегда помнить о том, что милость Божия будет пребывать с нами.

«И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго». Здесь псалмопевец Давид говорит, что Господь исправляет нас Своей десницей, Он не хочет нам зла. Но, опять-таки, посылает нам различные испытания в этой жизни, желая нас исправить: Он хочет каждому человеку спасения, хочет, чтобы мы получили награду в вечности, о чем мы с вами говорили, читая 75-й псалом. Бог хочет, чтобы мы принесли покаяние и через это приобщились к добрым делам – исправили свою жизнь, отошли от всякого зла. Поэтому десница (рука) Божия действует на нас для того, чтобы мы изменились.

«Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся». Здесь Псалмопевец опять напоминает, чтобы мы вспоминали дела Божии, укреплялись этим и исправляли свою жизнь. Как говорят святые отцы, Бог находит различные способы для нашего исправления, и это действительно великая милость Божия. И если этого не будет, то не будет спасения роду человеческому. Но мы не должны пребывать в тоске и печали, а с радостью переносить все испытания, что Господь посылает. И помнить, что Господь в силе все изменить, как только увидит не только наши добрые дела, но и благие намерения.

«Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш?» «Аз есмь истина и путь и живот», – говорит Спаситель. Конечно, здесь говорится о Христе – в Нем спасение всего рода человеческого. И кто уверует во Христа, тот и приобщится к великому милосердию Божьему, которое Господь явил через Сына Своего. «Кто Бог велий, яко Бог наш?» Через Сына прославляется Отец. И когда эти слова поются за богослужением (великий прокимен) в большие праздники (на Пасху, Рождество и другие великие праздники), мы начинаем понимать, насколько Бог велик. Велик не Своим могуществом, а велик Своей любовью ко всему роду человеческому. Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного послал в этот мир, дабы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И путь к Богу не может быть иным, как только через Христа.

«Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы». Если брать буквальный смысл, то здесь Псалмопевец говорит о чудесах, что Господь явил в людях, в народе израильском, и избавил мышцею, то есть Своею силою, сыны Иаковли и Иосифовы – избранный народ, которому явил такую милость. Святые отцы говорят: это слова и о том, что через Христа Господь дает избавление христианам от действия врага рода человеческого, который, как говорит апостол Павел, немало пакостей деет, но великою силою Христовою удерживается, чтобы не нанести нам смертельных ран.

«Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны». Если рассматривать буквальный смысл, то воды расступились в Чермном море, и Израиль прошел посуху через Чермное море. А духовный смысл в том, как Господь пришел к Иордану, чтобы принять крещение от Иоанна, и воды действительно убоялись – Иордан возвратился вспять. И по сей день, когда приходит Крещение Господне, на некое мгновение Иордан начинает течь в другую сторону – это тоже одно из великих чудес на Святой Земле, о которых пророчествует Псалмопевец. Воды убоялись, пошли вспять – нечто страшное увидели: что Сам Бог входит в эти воды. И смятошася бездны.

«Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля». В буквальном смысле здесь пересказываются чудеса, которые Господь сотворил. Какие это чудеса? Когда евреи проходили через Чермное море, было множество шума вод, на небе тоже происходило нечто страшное: гром и молнии сверкали, молнии били в колесницы фараоновы, и они переплетались между собою. То есть были действительно великие чудеса, явленные Господом. Неслучайно псалмопевец Давид говорит: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» – именно об этих чудесах и говорит Псалмопевец.

Но мы знаем, что здесь есть и духовный смысл: Господь благодатью Духа Святого освящает всю Вселенную, побеждает и стрелы, и молнии врага рода человеческого. И если бы не было благодати Духа Святого, то не было бы и победы над врагом рода человеческого.

«В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твоя не познаются». Чермное море разошлось на две части, и стала вода стеной и с одной стороны, и с другой стороны. А потом море соединилось, потопило фараона, и не осталось следов того великого милосердия Божия, чуда Божия, как только явное спасение еврейского народа: невозможно увидеть следов Божиих. Мы в своей жизни говорим, что неисследимы пути Божии. Действительно, их невозможно перечесть; мы можем только рассуждать, говорить о них, удивляться, а перечесть все чудеса, которые Господь творит в этой жизни, невозможно.

«Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею». Господь пасет люди Своя, как овец, сохраняя их от всякого врага, посохом Своим направляя овец в нужное стадо, в нужное русло, куда они должны идти. Господь нас тоже пасет, как овец, сохраняя нас и направляя на те пастбища, где действительно есть возможность приобретать и иметь жизнь. Святые отцы говорят: как у Моисея и Аарона были посохи, свидетельствующие о кресте, так сегодня Господь Крестом сохраняет всех христиан. Поэтому Крест для нас – сила, спасающая от всякого зла. Потому мы и носим крест, на котором написано «Спаси и сохрани», на груди: Господь спасает силою Животворящего Креста, и мы, христиане, должны всегда носить на своей груди крест. Отрадно видеть русского человека в мире, где бы он ни был, когда он идет с крестом. И всегда можно понять: если на груди крест – это русский православный человек, или лучше сказать, православный христианин земли Русской.

Мы очень часто в последнее время стали встречать людей, которые не носят креста. Если человек не носит креста, значит, у него нет понимания, чем Господь спасает и сохраняет Свое стадо, весь народ свой, – Он спасает и сохраняет крестом. Мы не только носим крест на груди, но и осеняем себя крестным знамением, окружаем себя крестами. Не случайно сейчас во многих городах и селениях на въездах и выездах появляются кресты, большие крестные знамения. И здесь говорится, что велика сила Животворящего Креста. Так Псалмопевец пророчествует уже о Кресте: что Крестом Христовым будет спасаться стадо Божие и весь народ Божий, идущий за Христом и считающий себя членом Церкви Христовой.

Вот такой утешительный псалом, дорогие братья и сестры. Его нужно читать, когда нас посещают беды, скорби и страдания, чтобы мы не растворились и не погибли в таком состоянии. А когда мы будем читать этот псалом, будем понимать, что Господь все может изменить и сотворить любое чудо. Даже если у нас будут неизлечимые болезни, если будет казаться, что весь мир восстал против нас, то и тогда не надо печалиться: Бог всегда человеку поможет – Он всегда человеку желает только добра.

Храни вас всех Господь, и до новых встреч.

Записала Нина Кирсанова

История псалма 52

Толкование псалма 52 перекликается с 13 песнью. Они оба были написаны, когда Давида преследовал царь Саул, который понимал, что псалмопевеца назначил сам Господь в качестве его преемника. Однако смириться с этой мыслю не мог, и жаждал уничтожить потенциального соперника.

Цель псалма – обличить нас в грехах, заставить покаяться и трепетать, вспоминая о них.

Текст псалма 52 содержит сокрушение великого царя Израиля не о своих бедствиях, а об отсутствии благочестия и веры у рода человеческого. Воспевая псалом, мы должны оплакивать бедственное вырождение мира, порочность человеческой природы, и в то же время радоваться, надеясь на великое спасение.

Псалом Давида 57

  • История написания
  • Толкование псалма
  • Правила чтения

Псалом 57 является логичным продолжением предыдущего текста — 56 псалма. Оба они написаны в период бегства Давида от царя Саула, в момент крайнего всепоглощающего отчаяния. Псалом 57 является песней-плачем, хотя в нем присутствуют элементы пророчества — Давид иносказательно говорит слушателям об Иисусе Христе.

История написания

Царь Саул был крайне завистливым человеком, который был подвержен атаке злых духов. Давид в то же время был кротким и смиренным молодым юношей, который более всего любил прославлять Господа, за что, Тот и помазал его на царство. Зависть раздирала Саула изнутри, и он начал искать смерти Давиду, поэтому юноша был вынужден бежать и скрываться в пустынных местах.

Советуем изучить Псалом 36

В псалме 57 Давид просит Господа защитить его и свой народ от напастей

Надписание подтверждает, что автором данного текста является царь Давид, а его фраза «Не погуби» означает, что его положение было крайне шаткое и он каждый день готовился к смерти.

Несмотря на свои неоднократные обещания прекратить преследования, Саул все так же искал смерти своему воину.

Псалом 57 был написан в момент крайнего отчаяния, когда Давид понял, что царь не собирается выполнять свои обещания, что он в очередной раз обманул его и все так же жаждет смерти своему воину.

Толкование псалма

Некоторые христиане считают, что псалом крайне кровожадный, ведь Давид в нем использует довольно жестокие выражения. Но необходимо понимать, что в то время Израиль часто находился в состоянии войны и жестокость была присуща тому времени, потому что если евреи не проявляли ее, то могли бы пострадать от врагов.

Кроме того, следует понимать, что за грехи свои грешники серьезно пострадают, потому что грех приносит в жизнь человека только одно — наказание.

Отдельные стихи псалма отчетливо показывают это:

  1. Стих 2-4 говорят о характеристиках приближенных к Давиду людей. Он понимает, что преследования незаконны и несправедливы, ведь он не совершал никакого греха. А во сторонники Саула быстро поверили в его виновность и продолжают клеветать. Автор обращается к Саулу и его советникам и приглашает их быть судьями над этим делом. «Справедливо ли гонят юношу?» — как бы спрашивает автор у царя. Тут есть и пророческие мысли, поскольку выражение «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие» — это слова к будущим фарисеям, которые гнали Иисуса Христа и распяли Его. Делая такое обращение, автор подчеркивает, что царь и его советники только на словах говорят о чести и справедливости, а поступки их свидетельствуют о другом и такие они с рождения.
  2. Стихи 5-6 сравнивают клеветников со змеями, которые не подчиняются никому. Аспид — это змея, которая распространена в Египте и чья длина — около 2 метров, при этом она очень ядовита. Человек умирает почти мгновенно от укуса аспида и змею раньше использовали как смертную казнь преступникам. Заклинатели не могли ничего поделать с этой змеей, она как бы закрывала уши и не слушала музыку. Тут автор сравнивает Саула и аспида — т.е. намекает, что царь не слушает голоса Божьего и не может успокоить свою злобную натуру.
  3. Стихи 7 — 10 — это просьба автора к Господу угомонить грешников и клеветников. Давид полагается на Господа — Он сокрушит врагов, успокоит клеветников. Тут использованы сравнения с наказаниями, которые должны последовать на голову всех нечестивцев. Псалом 57 рекомендуют читать в период испытаний
  4. Стихи 11 — 12 говорят о радости праведника, когда Господь защитит его от врагов. Тут также есть пророческий смысл: «омоет стопы свои в крови нечестивого» — на поле боя ранее было так много крови, что выжившие победители бродили по нему и их ноги были в крови. Так и в будущем, когда христиане победят грех и посредством Спасителя победят нечестивых — их ноги будут в крови. Это символ победы праведников во главе с Иисусом Христом.

Чтобы понять этот довольно жестокий псалом необходимо представить себя на месте Давида — он был преследуем Саулом ни за что, без вины его хотели убить. Все вокруг клеветали и обижали его. Отчаяние и надежда на Господа — вот две главные мысли этого текста.

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие (Екзапсалмы)

Шестопсалмие

– это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием:
Слава в вышних Богу,
и молитвою:
Господи, устне мои отверзеши.
Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным
аллилуиа.

Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»

Советуем изучить Икона Воздвижения Креста Господня

Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.

Псалом 3

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня

…)

Псалом 37

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6

) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст.
8
) в продолжение наступающего дня.

Псалом 87

Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Псалом 102

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Псалом 142

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8

), научить исполнять Его волю и удостоить его
земли правды
(ст.
10
).

Для чего читают псалом 53?

Относится к тому типу молитв, когда скорбь одолевает человека и требуется помощь Господа. Молитва поможет справиться человеку с болезнями, искоренить уныние и сокрушить трудности. Как бы ни было тяжело, какие бы испытание ни посылал нам Господь, мы не должны терять веру в него и искренне надеяться на Его всепрощение. Царь Давид не отрекся от Господа в период нужды и был вознагражден за свою верность. Помните, что суд Божий – всегда честен, а решения непреклонны. Праведники будут спасены, грешники наказаны.

Храм – дом Божий, но всегда случаются моменты, когда посетить церковь невозможно. В этом случае псалом можно читать дома

Но для этого необходима икона, на которой вы сфокусируете все свое внимание, отрекаясь от мирских забот в пользу диалога с Богом. В процессе обряда освободите свою голову от посторонних мыслей, будьте искренни в своих намерениях

Для чего читают псалом 125?

Исходя из слов самого автора, эта молитва будет отличной поддержкой для тех, у кого в жизни наступил тяжелый период. Псалмопевцем написано, что все слезы, когда-либо пролившиеся от безысходности, неудачи, отчаяния, будут вознаграждены милостью и радостью.
В псалме эта аналогия проводится с событиями, когда обессиленные и расстроенные евреи на своих разоренных землях осознали, что первый урожай в их обители будет благословлен Богом. К слову, подобные аналогии проводятся множество раз на страницах святого писания. Помимо этого, псалом 125 также читается и для того, чтобы излечиться от головной боли и других болезней.

Когда читается Псалом 76. Ключевые ситуации

Ситуации ниже могут служить хорошей предтечей к чтению или прослушиванию 76 Псалом:

️ Во время скорби, от нападок злых людей. Читайте Псалом. Не показывайте драгоценности души каждому доходяге, прячьте свои благие мысли и благи дела от завистливых глаз, но пускайте полюбоваться на них достойных мужей и жен.

️ Если поразили несчастья. Задайте себе крамольный вопрос: почему жизнь не может быть такой, чтобы в ней не было вообще никаких трудностей и проблем, чтобы можно было жить и ни о чем не заботиться, ни о чем не переживать, не ломать голову над всякими трудностями, которые вечно усложняют и ухудшают нашу жизнь?

️ При семейных проблемах (если в доме есть конфликты). Чтобы дети слушались родителей, а родители любили своих чад. Хоть в практической плоскости это достигается кропотливым трудом и следованиям предписаний, неукоснительному соблюдению чистоты помыслов.

Толкование псалма 76

  • Стихи 1-5. Эти строки имеют первостепенное значение для всего произведения. Здесь изливается вся боль автора и как следствие боль всего народа. Его молитва сродни крику, который пронзает небеса в надежде достигнуть Господа. Этот крик преследует одну цель – стать услышанным Богом и заручиться защитой для народа Израилева. Далее, сообщается, что молитва была услышана. После того как помощь Всевышнего пребудет, душа псалмопевца обретет долгожданный покой и умиротворение. В свою очередь, автор вспоминает, что еврейский народ находится в извечной войне с миром. Но мысли о Боге смягчают душу, делают ее менее подверженной ненависти, злу. Только так можно побороть внутренние страсти и достигнуть понимания мира.
  • Стихи 6-10. На основе переосмысления прошлого автор осознает, за что и почему народ постигли времена боли и страдания. В свое время народ забыл о своем предназначении и перестал молиться Господу. Он, в свою очередь, дал ему шанс вернуться по его крыло. В страданиях и невзгодах израильтяне должны проложить дорогу к милости Господа. Именно в неверовании автор видит причину ужасного положения народа Его.
  • Стихи 11-15. Здесь происходит признание всех прегрешений народа. Автору становится ясно, что, идя по пути греха, евреи никогда не смогут стать счастливее и вновь обрести благословение Господа. Тот, в свою очередь, любит их, но ему больно видеть их вдали от себя. Промысел Божий нельзя предсказать обычной логикой. Он непредсказуем, но всегда действует во благо людей.
  • Стихи 16-20. Автор вспоминает детали прошлого и чудеса, связанные с Богом. В описание попадает даже маленький фрагмент из жизни Христа. Но все сводится к тому, что род человеческий не может жить счастливой жизнью без благодеяний Господа. Автор сравнивает людей с животными, которым нужен добрый пастырь. Появление чуда является центральным мотивом всей песни.

Советуем изучить Кто такой царь Давид в Библии и чем он прославился?

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.

Аллилуйя

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

Советуем изучить Молитва Остробрамской Божьей Матери

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

История жизни Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин известен православным, как выдающийся подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли пророком Сирийским. Считается, что он родился в первые годы четвертого столетия в северо-восточной части Месопотамии, в городе Низибии или его окрестностей. Как рассказывал сам святой, его предки были очень бедными людьми и жили только с милостыни. Но уже деды и родители стали земледельцами и перестали бедствовать. Это был незнатный род, который был известен своими христианскими добродетелями. Дети в семье воспитывались в полном почтении к вере и страхе Божьем за грехи.

Господь Бог еще в первые годы жизни дитя показал его великое будущее в знаменательном видении родителям. Оно объясняло, само имя Ефрем, что в переводе значит плодоносный. В знамении было показано, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями закрыло всю землю. Причем, чем больше птицы съедали плодов, тем их становилось больше.

Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, он часто был близок к греховному падению. Причиной этого было его неверие в благой промысл Божий, который управляет всем в окружающем в мире. Все это привело к тому, что убежденность в случайности жизненных событий, чуть было не погубила будущего святого. Но Господь не бросил его и показал ему необычным образом, насколько сила Божьего промысла велика.

В определенный период своей жизни Ефрем решил отправиться в бесцельное путешествие, которое вполне можно приравнять к бродяжничеству. Во время этого ему пришлось заночевать в поле в гостях у гостеприимного пастуха, с которым они весело провели время, увлекшись большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец утащили волки. Утром хозяева обвинили чужака-бродягу в воровстве и привели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но вслед за ним привели мужчину, пойманного на прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи было мало времени, он перенес рассмотрение дел на другой день и отослал обвиняемых в тюрьму. Там в это время находился еще один заключенный, подозреваемый в убийстве. Всех людей в темнице объединяло то, что все они были оговорены и не совершали преступлений.

Арестованные оставались в тюрьме долгое время и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне явилось видение.

Некто, явившись, поведал ему следующее:

«Стань благочестивым, и сможешь уразуметь Промысел. Подумай обо всем том, что и как ты совершал всю свою жизнь. Ты на своем примере поймешь, что все заключенные в темницу вместе с тобой страдают в настоящее время не несправедливо, хотя и вины на них нет в тех в преступлениях, которые им приписывают».

Проснувшись Ефрем стал вспоминать свою прожитую жизнь и понял, насколько много неблаговидных поступков он совершил. Одно из ярких воспоминаний было связано с тем, как он выгнал из загона корову бедного человека с целью подшутить над ним. Но она вынашивала теленка и очень быстро обессилила от ночного холода. А волки, воспользовавшись этим, растерзали ее.

Потрясенный своими размышлениями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это также произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил в жизни свой проступок, который был связан с нынешними событиями. После того как все арестованные раскаялись, случилось так, что в суд попали истинные виновники тех преступлений, которые вменялись им. После разбирательства все они были оправданы и выпущены с тюрьмы, а настоящие виновные понесли наказание. Именно после этого Ефрем уверовал, что случайностей в жизни не бывает. На всю оставшуюся жизнь к нему пришло понимание того, что за каждый совершенный греховный поступок придется расплачиваться.

После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему постичь Промысел Божий, а также обрести смирение и покорность, стал известный епископ Низибийский святой Иаков. Позже Ефрем поселился в монастыре недалеко от города Едессы. Со временем он стал проповедником и духовным наставником для монахов. Все чаще к нему за советом стали также обращаться миряне, которым он никогда не отказывал в помощи. Прожил Ефрем Сирин более ста лет.

Умер святой в уединении, написав в собственном завещании следующее:

«У Ефрема при жизни никогда не было злата и серебра. Жил он, исполняя волю Учителя Христа, который заповедал: не приобретайте ничего на земле».

Христианский псалом 7

Псалом 7 был составлен пророком Давидом в самые трудные и тяжелые для него времена. Составлен псалом 7по делу «Хуса из племени Вениаминова», в котором Хус или Куш означает жителя среднего Египта -царя Саула. Давид уподобляет «черное» отношение к себе преследовавшего его царя Саула черной коже эфиопа. Давид считал себя несправедливо гонимым, так как еще не совершил тяжкого двойного греха — убийство Урии и совращения Вирсавии.

Псалом 7 звучит как мотив невиновности Давида перед Господом и мольба о спасении. Стих первый характеризует скорбный характер всего седьмого псалма и является его вводным текстом. Преследователи пророка описываются им как разъяренные львы. Он просит Бога об избавлении и торжественно заявляет о своей непричастности к греху. Убеждая Господа в своей невиновности, царь произносит эти слова как заклятие. Он говорит о том, что если совершил грехи, то пусть настигнут его самые беспощадные кары. Давид молит об отмщении врагам своим, уповая на Бога — судью праведного.

Толкование — мысли о Боге судье в псалме 7

В стихах псалма 7 Давид видит, что Господь предоставил его самому себе, оставив безнаказанными его врагов. Он молит Бога восстать и пробудиться против неистовства злодеев. Он просит призвать на суд самого царя и его врагов, чтобы судить по правде. На примере своих постоянных войн с язычниками палестинские евреи убедились в том, что Господь справедливый судья не только людей, но и целых народов.

Псалом 7 — это исповедь пророка в своей непорочности и мольба положить конец злобе его преследователей. Давид видит в Боге свою надежную защиту. Он осознает, что Господь замечает каждое зло и что отмщение — это дело Господа, при этом, черпает из этого утешение. В последних стихах псалма 7 царь Давид ярко описывает, как совершается праведный суд Божий. Исполненный злобой нечестивец следует путем лжи. Он роет яму другому и сам падает в нее, все его злодейство обращается против него. Господь праведен, крепок и долготерпелив, потому, если Он не прощает совсем, то откладывает наказание. Враги Давида — это враги Господа, который не потерпит торжества неправды и накажет нечестивых. Чем будет крепче их ненависть, тем сильнее будет кара. Убежденность в том, что Божье отмщение не минуемо для его врагов, Давид заканчивает псалом 7 на высокой торжествующей ноте, прославляя Всевышнего. Последние строки псалма семь написаны в виде хвалебного гимна, в котором Давид «поет имени Господа».

Текст на русском языке псалом 7 – Плачевная песнь

Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего. Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими. Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего

Толкование псалма 98

В тексте псалма 98 автор использует образы праотцов иудейского народа: Аарона, Моисея и пророка Самуила. Этих православных возносят как настоящих праведников, которым стоит подражать, ведь они всегда следовали Божьим заповедям, а в ответ получали его милость. По словам псалмопевца, каждый, кто станет благочестив в своей вере, получит долгожданную помощь. В христианской трактовке текста автор напоминает верующим, как может быть страшен и величественен Господь, ведь ему подвластны все силы на земле, он может создавать и разрушать жизни.

Верующие находят целый ряд причин, для чего читать псалом 98, одна из которых – помощь людям, решившимся посвятить свою жизнь служению Богу, дабы не склонил их дьявол с выбранного пути. Этот псалом принято читать на благословение верующим. Как правило, чтение псалмов происходит на церковнославянском языке, но в целях познания и изучения церковь разрешает читать псалом 98 и на русском языке.

Каждый стих псалма содержит в себе свой сакральный смысл, поэтому подробный пошаговый анализ позволит раскрыть истинную суть писания.

  • Стих 1-2: в данном отрывке идет речь о благочестивых временах, когда Израиль был под опекой Господа Бога. Никто не мог нарушить границы государства или причинить им ущерб. Иудейский народ в свою очередь стал грозным соперником во всех столкновениях и получал все трофеи, на которые смел рассчитывать по воле Божьей.
  • Стих 3: здесь автор говорит, что имя Иеговы должно прославляться каждым, кто хоть раз столкнулся с его могуществом и величием.
  • Стих 4: царь Иегова заслужил свое могущество вовсе не силой и властью, а справедливым судом своим и праведностью. Суд над Иаковом трактуется как исполнение обетов Божьих и его помощь потомкам Авраама прийти на обетованную землю, приведя в ужас народы, населявшие ее.
  • Стих 5: тут автор вновь говорит о том, что превозносить Бога и кланяться ему должны все народы, а место, где он находится (стоит) свято для каждого верующего.
  • Стих 6: именно здесь псалмопевец перечисляет имена вождей Израиля: Моисея, Аарона и Самуила и показывает их, как пример истинной веры.
  • Стих 7: важным отличием этих праведников было то, что заповеди Божьи они получили от него самого, увидев его сквозь облака. Они прожили весь свой жизненный путь, не отклоняясь от полученного устава.
  • Стих 8: автора приводит в благоговейный восторг, как Бог был милостив к этим священникам, руководя их жизнями. Он давал им уроки, как прощать, наказывать или вразумлять, чтобы в дальнейшем они могли сами обучать свой народ, как стоит жить по заповедям.
  • Стих 9: вновь и вновь звучит призыв преклоняться перед Богом и являться для этого на гору Сион (в Иерусалим). С древних времен иудеи знали, что Господь благоволит не только Израилю, но и каждому, кто готов преклонить перед ним колени, поверить и исполнять все его заповеди.

Советуем изучить Молитва «Христос Воскресе»

На церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред Господом Богом.
О защите Божией Своему народу

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя.

Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся размышлях, и малодушствоваше дух мой.

Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах.

Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше размышлях, и испытоваше дух мой: еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки; или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род; еда забудет ущедрити Бог; или удержит во гневе Своем щедроты Своя; и рех: ныне начах: сия измена десницы Вышняго.

Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся размышляти буду.

Боже, во святем путь твой: кто Бог велий яко Бог наш; ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы.

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны, множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят.

Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля.

В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются.

Наставил еси яко овцы люди Твоя, рукою Моисеовою и Ааронею.

На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

О защите Божией Своему народу

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.

В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.

Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.

Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён и не могу говорить.

Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?

Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?

Неужели Бог забыл миловать?

Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

И сказал я: «вот моё горе — изменение десницы Всевышнего».

Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.

Боже! Свят путь Твой.

Кто Бог так великий, как Бог наш!

Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Своё среди народов; Ты избавил мышцей народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.

Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.

Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.

Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ (образец подготовки в течение недели):

Понедельник

(по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вторник

: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Среда

: Канон Ангелу-Хранителю.

Четверг

: Канон святому Иоанну Предтече.

Пятница

: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Суббота

: Иисусу Сладчайшему.

Воскресенье

: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

История написания

Давид не желал выступать против царя Саула. Будущий правитель был обыкновенным пастухом, пока случай не сделал его помазанником Божьим. Саул разгневался на Давида и решил уничтожить его. В этот момент он отвернулся от Бога, а бывшему пастуху не оставалось ничего другого, как бежать прочь из Иерусалима, в страхе потерять жизнь.

Псалом 53 повествует о событиях, когда Господь сообщил Давиду, что Саул стал безбожником и теперь желает уничтожить его. Будущий пророк не видит лучшего решения, чем бежать в пустыню Зиф, в надежде, что разгневанный иудейский царь не найдет его там.

Удача могла отвернуться от будущего правителя, если бы не счастливый случай. Когда войска Саула настигли беглеца, в этот момент явился гонец, сообщив, что филистимляне готовят новый более серьезный удар. Царю ничего не оставалось, как увести свои войска из пустыни, а Давид стал благодарить милость Всевышнего.

В минуты, когда казалось, что все предрешено, нельзя впадать в уныние и продолжать молиться Богу. Господь услышит трепетную и горячую просьбу и обязательно поможет. Именно этот смысл вкладывает автор в песнопение. Псалом 53 относится именно к тем молитвам, когда требуется помощь и поддержка Высших сил в борьбе с жизненными трудностями.

Толкование

Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.

В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.

Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
  • Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
  • Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
  • Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
  • Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
  • Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
  • Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
  • Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
  • Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
  • Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.

В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.

Псалом 76

В конец, о Идифуме, псалом Асафу

К исполнению, чрез Идифума. Псалом Асафа.

1 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. 1 Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне.
2 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. 2 В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним – и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя;
3 Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушествоваше дух мой. 3 вспомнил я Бога – и возвеселился. Рассуждал – и малодушествовал дух мой.
4 Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. 4 Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить;
5 Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: 5 размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник.
6 нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой: 6 Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой:
7 еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? 7 неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить?
8 Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? 8 Или до конца милость свою отсечёт, окончил речь от рода в род?
9 Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? 9 Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своём сострадание Своё?
10 И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. 10 И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего».
11 Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, 11 Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать от начала чудеса Твои,
12 и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. 12 и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать.
13 Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш? 13 Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш?
14 Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, 14 Ты – Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою,
15 избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. 15 избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
16 Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны, 16 Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, взволновались бездны, множество шума вод.
17 множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. 17 Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали.
18 Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. 18 Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля.
19 В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются. 19 В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают.
20 Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею. 20 Повёл Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Слава: Слава:

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках руками моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возве селихся, поглумляхся и малодушествоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой: еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго. Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны, множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею.

Слава:

Толкование

В тексте псалма звучит протест автора, который возмущается бесчинству нечестивых грешников, обличенных богатством и властью. Они не имеют преград в деле воплощения своих греховных пожеланий, притесняя и обижая праведников. Автор обращается не к язычникам, а к евреям, которые осознанно игнорируют данные Богом заповеди, насмехаясь над Создателем. Автор взывает к Богу, одновременно обращаясь к грешникам, призывая их образумиться.

Чтобы лучше понять смысл песни, следует разобрать толкование псалма 93 по каждому стиху:

  • Стих 1-3: настало время, когда праведный Судия земли должен будет отомстить за преступления нечестивых правителей против Его возлюбленного народа.
  • Стих 4-7: гордые гонители верующих будут осуждены. Они самонадеянно полагают, что Бог Иаковлев не узнает обо все их беззакониях.
  • Стих 8-11: неразумно полагать, что Бог ни о чем не подозревает! Если у Него есть власть, чтобы наказывать народы, как доказывает история, разве не может Он наказать тех грешников, которые угнетают Его возлюбленных? Господь знает все, что думают нечестивые, и знает, что их мысли пусты и тщетны.
  • Стих 12-15: Господь учит нас, что блажен тот, кого Он наставляет законом Своим. Иегова никогда не оставит народа Своего и не бросит наследия, которое любит.
  • Стих 16-19: Господь всегда приходил на помощь. Каждый раз, когда автору казалось, что он погибнет от коварных замыслов людей, Господь поддерживал его в Своей милости.
  • Стих 20-23: может ли Господь одобрять тех, кто творит грех? Ответ очевиден. Он истребит грешников с лица земли за все их беззакония.

Псалтирь — Псалом 76 | Текст песни

  • Тексты песен
  • Псалтирь
  • Псалом 76

В конец, о Идифуме, псалом Асафу

К исполнению, чрез Идифума. Псалом Асафа.

1 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. 1 Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне.

2 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. 2 В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним – и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя;

3 Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушествоваше дух мой. 3 вспомнил я Бога – и возвеселился. Рассуждал – и малодушествовал дух мой.

4 Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. 4 Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить;

5 Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: 5 размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник.

6 нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой: 6 Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой:

7 еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? 7 неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить?

8 Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? 8 Или до конца милость свою отсечёт, окончил речь от рода в род?

9 Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? 9 Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своём сострадание Своё?

10 И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. 10 И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего».

11 Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, 11 Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать от начала чудеса Твои,

12 и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. 12 и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать.

13 Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш? 13 Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш?

14 Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, 14 Ты – Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою,

15 избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. 15 избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

16 Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны, 16 Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, взволновались бездны, множество шума вод.

17 множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. 17 Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали.

18 Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. 18 Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля.

19 В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются. 19 В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают.

20 Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею. 20 Повёл Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.

Слава:

Еще Псалтирь

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]