Псалом Давида 93 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 93

На сегодняшний день молитва существует в двух вариациях. На церковнославянском языке ее читают в церквях во время службы. Дома, для того чтобы понять смысл произведения, дозволяется использовать адаптированный под русский язык вариант текста.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь

ПОИСКФОРУМ

Псалом 93

[Псалом Давида в четвертый день недели]

По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т. е. в среду. Слова закона Моисеева, прочитанные пред Иосиею и народом, исполнили этого благочестивого царя ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к данному времени. Неизвестный писатель этого псалма проникнут тою же святою ревностью, почему и обращается к евреем со словами обличения и увещания.

Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, производящими насилие над слабыми и беспомощными в надежде, что Господь их не видит (1-7). Такая надежда — невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел (8-11)? Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет (12-13). Если народ будет жить в согласии с законом, то он не будет отринут Господом, любящим правду (14-15). Да и на кого, кроме Господа, может быть возлагаема надежда? Если бы не Он, то гонимый праведник погиб бы. При увеличении бедствий даже утешительные обетования Господа способны подкрепить праведника (16-19). Там же, где Господь явится на защиту, исчезнут все противящиеся Его закону. В Нем праведник найдет твердую опору, а нечестивых за их злодейство Он истребит (20-23).

1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!

1. Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми «Богом оне увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

6-7. Над бедными и беззащитными («вдову и пришельца») они чинят насилия, причем верят в свою безнаказанность, отрицая Божественное всеведение и действие Его суда на земле. Они говорят «не увидит и не узнает Господь».

Нечестивые здесь представляются знающими закон о вдовах и пришельцах, данный через Моисея, поэтому под ними нужно разуметь не языческие народы, угнетавшие евреев, как иногда толкуется это место и на основании такого понимания псалом относят ко временам наступления плена вавилонского, но развращенных евреев, которые сознательно попирали закон Божий. Это нечестие было сильно распространено и являлось главным злом, подрывавшим спокойствие внутренней жизни еврейского народа.

8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? 9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? 10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению? 11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.

8-11. Писатель обращается со строгим словом вразумления к таким нечестивцам. Они рассчитывают на безнаказанность в своих действиях потому, что думают, будто Господь не увидит их поступков. Такое рассуждение показывает только их крайнее невежество. Человек обладает зрением, слухом и разумом, которыми он пользуется как средствами и орудиями познания мира и соответственно с добытым знанием располагает свою жизнь и поступки. Если же человек знает, видит и понимает все, его окружающее, то разве можно думать, что Господь, давший ему эти средства познания, не видит и не знает, что делает его творение?

12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, 13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!

12-13. Вера в то, что Господь все видит и знает, вселяет в писателя уверенность, что преобладание на земле нечестивых — временно, как временно и страдание праведников, что настанут на земле бедствия, как выражение гнева и суда Божия, и тогда нечестивый погибнет, а праведник будет в покое, т. е. награжден Богом.

14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего. 15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.

15. «Суд возвратится к правде». Значение суда на земле в том, чтобы проповедовать правду в своих решениях и защищать невинных. При главенстве на земле нечестивых это значение суда исказилось: в нем нет правды. Когда же придет Господь, то Он возвратит суду попранную правду наказанием нечестивых и установлением на земле господства благочестивых, которые тогда и сделаются достойными судиями и проводниками ее.

16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие? 17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.

17. На своем примере писатель доказывает проявление Божественного действия в мире: если бы Господь не помогал ему, то он давно бы погиб, («вселиться в страну молчания» — снизойти в шеол, т. е. умереть). Очевидно, писатель был ревностным обличителем нечестивых, за что с их стороны вызывал постоянные преследования и покушения на его жизнь. Свое спасение от них он приписывает непосредственной защите Господа, которая является для него фактическим доказательством, что Господь управляет жизнью и следит за ее ходом. Если же это действительно так, то и возможно и непременно будет восстановлена на земле правда и истинный суд, о котором он говорил ранее (см. 15 ст. ).

18 Когда я говорил: «колеблется нога моя»,- милость Твоя, Господи, поддерживала меня. 19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.

19. «Утешения Твои услаждают душу мою» — обетования, данные Богом в законе о том, что нечестивый непременно будет наказан, а праведник награжден, служили писателю подкреплением и ободрением во время усилившихся его бедствий.

Эту веру свою в восстановление на земле правды и суда он старается вселить и в других, когда в последующих стихах говорит, что Господь истребит всех, живущих злодейством.

20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону? 21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную. 22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, 23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.

Когда и для чего читать псалом 93?

Некоторые псалмы требовательны к конкретным датам чтения. Например, молитва 93 читается исключительно по средам. Она направлена на отвод порчи, сглаза и чрезмерно вредоносных врагов. В случае, если вас несправедливо обидели, можете обратиться к молитве за поддержкой Бога. Полезно читать молитву, когда в вашем окружении есть люди, которые подобно безумцам творят порочащие вещи.

Песнопение читается в храме на богослужении. Многовековая традиция доказала, что церковнославянский язык прекрасно подходит для исполнения таких песен. Он громок и мелодичен, что создает необходимую атмосферу в доме Божьем. Чтение дома не возбраняется, постигать смысл можно и на русском языке.

Свечи, иконы и открытое для диалога с Господом сердце – это все что нужно для моления.

93:1,2 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! 2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.

Неизвестен певец, но песня — всё та же: о том, что Бог непременно воздаст всем гордым за то, что не склонялись послушно пред Богом и Судьёй всей земли, и даже не планировали для себя подчинение требованиям Всевышнего

93:3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?

Поющий Богу знает, что не вечно нечестивые смогут процветать в своём нечестии: решение Бога с ними покончить — и процветанию их придёт конец. Однако ему бы хотелось, чтобы Бог поскорее принял бы такое решение.

93:4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;

Он жалуется на то, что речи нечестивых — дерзки, они делают беззакония безнаказанно , потому и возвеличивают силы свои в глазах своих, словно с ними вовеки никто не справится

93:5-7 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; 6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют 7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

Певец имеет ввиду всех, кто притесняет Божий народ, кто попирает слабых и беззащитных, и при этом считают, что Бог Израиля не видит, что они делают, так ловко им удаётся скрывать все свои преступления от Него. Нельзя сказать, что они не верят в существование Бога, но они не верят в то, что Он видит их пагубные дела.

93:8,9 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? 9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?

Он пытается вразумить этих нечестивцев. Он знает точно, что тот, кто сделал ухо – и Сам слышит всё, что происходит на земле. Кто изобрёл глаз — тот и Сам прекрасно видит всё, что происходит на земле (если бы Бог не видел и не слышал Сам, он не смог бы сделать Свои творения видящими и слышащими, Бог не знал бы вообще, что такое возможно).

93:10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?

Поющий уверен, что Тот, кто вразумляет все народы земли — непременно имеет способность и обличить всё неправильное, ибо знает Сам, как и что — правильное.

93:11,12 Господь знает мысли человеческие, что они суетны. 12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,

Бог также знает, что всё, о чём мыслит и мечтает человек — суетно, не приносит ни ему, ни мирозданию никакой пользы. Да и ближним в мыслях человеческих — пустота одна вместо помощи, ибо только Бог даёт полезные знания человеку и учит мыслить с пользой для себя и для мироздания Божьего.
93:13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
Бог учит человека так, чтобы он смог более или менее спокойно прожить эту жизнь (бедственные дни века сего), ибо Бог ожидает, когда же наполнится мера беззаконий нечестивых, чтобы было за что им воздавать по справедливости. И вот в ожидании меры переполнения чаши терпения Его — вразумляемый Богом имеет возможность жить безопасно даже среди нечестивого рода.

93:14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.

Ибо не может Бог позволить Себе отвергнуть род боящихся Его, но заботится о нём и наставляет. Певец, говоря так, имеет ввиду скорее всего Израиль, попавший в очередное бедственное положение.

93:15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним [последуют] все правые сердцем.

Он верит, что Бог вернёт народу Своему справедливый суд и правду Свою, и к этому справедливому суду обратятся все богобоязненные люди

93:16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?

Певец знает, что нет никого, кроме Бога, кто встал бы на защиту его против злодействующих и делающих беззаконие.

93:17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в [страну] молчания.

Он уверен, что если бы Бог не вселял в него надежду и не ободрял бы Собою, то не было бы смысла жить у певца и он предпочёл бы унестись в страну молчания, умереть, иными словами. Без надежды на счастливое будущее в этом веке тяжко человеку отыскивать смысл для того, чтобы держаться за эту жизнь. Если так жить, как вынуждает век сей, так проще умереть (войти в «страну» молчания, в могилу).

93:18,19 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня. 19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.

У певца бывают моменты сомнений и колебаний в жизни, а у кого их не бывает? Все верующие через это проходят. Но те, у кого есть Бог – идут через все жизненные этапы успешно, не теряют радости даже в самые тяжкие минуты колебаний и сомнений, ибо Бог поддерживает Своих и не даёт им сломаться или потерять рассудок от безнадёжности века сего.

93:20,21 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону? 21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.

Певец сообщает о том, что никто из губителей века сего не сможет пристроить седалище своё рядом с Богом Израиля: хотя сидеть с могущественными мира сего — это пределы мечтаний всех нечестивцев, но с Всевышним им не сдружиться, тщетны и попытки. Они только и могут, что издеваться пока что над праведниками Его и осуждать невинных.
93:22,23 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, 23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
Однако, певец не перестаёт надеяться на то, что Бог однажды положит конец такой несправедливости: когда Он дождётся предела наполнения чаши терпения Своего, тогда и истребит всех злодеев с лица земли.

Толкование

Автор вне себя от негодования. Для него Господь – главный защитник и помощник во всех делах. Его нужно любить и каждый день возносить молитвы. Но остальные евреи не разделяют его чувств. Они отвернулись от Бога и стали жить порочной жизнью.

Своим неверием они насмехаются над силой Всевышнего, который в скором времени обрушит на них гнев. Автор желает своему народу только хорошего, и поэтому молит Творца о том, чтобы Тот не гневался раньше времени и дал иудеям переосмыслить свою веру.

  • Стих 1-3. Время, когда чаша гнева Господа наполнилась, наступило. Теперь грешники не смогут укрыться от негодования Его. Преступления нечестивцев будут наказаны по всей мере справедливого суда.
  • Стих 4-7. Те, кто принижает веру и издевается над верующими, понесут страшное наказание. Их гордость закрывает глаза, но глаза Господа видят все, поэтому поступки гонителей будут рассмотрены, а наказание будет страшным.
  • Стих 8-11. Автор поражается глупости своего народа. В своем безбожии люди явно начали слепнуть, полагая, что их злодеяний Господь не увидит. Но как доказывает история, для Него нет ничего сложного, как отличить грешника от праведного. Он видит все и наблюдает за каждым человеком. Грешники глупы, для Него нести наказание им сущий пустяк.
  • Стих 12-15. Псалмопевец утверждает, что жить в Законе должны все праведные люди. Творец всегда оберегает свой народ и никогда не оставит в минуту нужды.
  • Стих 16-19. Вне зависимости от ситуации, Создатель всегда приходит на зов погибающего человека. Автор доказывает это на своем примере, когда он, будучи оставленным всеми, нашел собственное пристанище под крылом Бога.
  • Стих 20-23. Центральный вопрос всего повествования: будут ли грешники и дальше существовать на земле? Нет. Господь сокрушит их своей святой силой, ибо человек должен стремиться к чистоте тела и души. Грешники этого не понимают.

История написания

Автором псалма принято считать Давида. Еврейская же книга псалмов представляет эту песнь как анонимную. Слова закона Моисеева исполнили автора ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к тому времени. Автор обращается к евреям со словами обличения и увещевания, призывая их одуматься.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]