Кто такие волхвы и что символизируют дары волхвов?

«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» — упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого — «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди — представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Праздник Трех Королей в Испании


Новогодние праздники — волшебная пора. Испанцы широко отмечают Рождество и Новый год, но кульминация всех зимних праздников — это День Трех Королей-волшебников (Reyes Magos).
Именно они в Испании отвечают за выполнение традиционных задач Деда Мороза: за получение писем и раздачу подарков. Их Величества каждый год прибывают в города Испании 5 января, в сопровождении пышной свиты, чтобы никто не остался без подарка. Больше всего праздник ждут, конечно, дети, поэтому День Королей в Испании считается семейным праздником, ведь и взрослым не помешает ненадолго окунуться в беззаботное детство.

Дары волхвов — Библия

Кто такие волхвы и их дары? В библейских сказаниях они еще упоминаются, как три царя других стран, которые пришли признать власть нового правителя Иудеи. Святые дары волхвов насчитывают три предмета, поэтому в сказания вошли три просителя. Хотя в трудах Блаженного Августина и Иоанна Златоуста упоминается, что волхвов было двенадцать, другие легенды называют большее число.

В некоторых европейских странах день, когда властители пришли поклониться Иисусу, именуется праздником трех царей, в Испании даже устраивают 5 января пышные кавалькады. По поводу даты, когда волхвы прибыли в Вифлеем, существует несколько версий:

  1. По традициям православия – спустя двенадцать дней от Рождества.
  2. По легендам восточной церкви — минули месяцы после Рождества.
  3. В Евангелии от Псевдо-Матфея – свыше двух лет от дня Рождения Богомладенца.

Что принесли волхвы в дар Иисусу?

Ученик Христа Матфей описывает, что волхвы правили далеко на восточных землях. Когда увидели в небе Вифлеемскую звезду, сочли ее знамением и пошли за ней. Придя в Иерусалим, решили обратиться к царствующему правителю Ироду, чтобы узнать, как отыскать нового Царя Иудейского. Тот ответа дать не мог, и сам просил магов, чтобы известили, где такой есть, якобы для того, чтобы поприветствовать. Правители следовали далее за ночным светилом до Вифлеема, где и нашли Деву Марию с маленьким Иисусом.

Что принесли волхвы в дар Богомладенцу? Всем предметам сказания приписывают особое значение:

  • золото – олицетворение власти;
  • ладан – подарок Сыну Божьему;
  • смирна – признание, что Христос еще и смертен.

Что значили дары волхвов?

Дары волхвов Христу – почитаемая всеми верующими святыня, уникальное произведение искусства древних мастеров. Это 28 пластиночек из золотых нитей, спаянных в оригинальный узор, ученые определяют его, как древнюю технику филиграни с зернью. Зернь – маленькие золотые шарики, которые выступают над пластинкой и делают ее богаче. Узор любой из них – уникален, а все формы – трех и четырехугольные. К геометрическим фигурам крепятся нити из серебра с шестьюдесятью бусинками из ладана и смирны.

То, какие дары принесли волхвы Иисусу, свидетельствует, что древние маги сразу признали факт: на свет появился настоящий Царь Иудеи. Потому и выбрали дорогие подарки еще до того, как увидели Богомладенца. В символе даров современники видят напоминание от Бога людям, что пророки, предсказывающие рождение Сына Божьего, излагали правду. Есть версия, якобы дары волхвов зародили традицию обмениваться подарками на Рождество, а позднее – вручать их новорожденным.

Как звали волхвов, принесших дары?

Имена волхвов, которые явились к маленькому Христу, выложены на мозаике итальянской церкви Сан-Аполинар: Каспар, Мельхиор и Валтасар. В одном из преданий упоминается также четвертый волхв – Артабон. Ученые считают, что три царя получили эти имена только во времена Средневековья. Потому что у других народов первых, поклонившихся Иисусу, властителей называли иначе:

  1. Авимелех, Охозат, Фикол – у ранних христиан;
  2. Гормизд, Язгерд, Пероз – у сирийцев;
  3. Апелликон, Америн и Дамаскон – у греков;
  4. Магалах, Галгалах и Серакин – у евреев

Парад Трех Королей


Это очень красивое шествие, во время которого Короли, каждый на своей повозке со свитой, проезжают по главным улицам города в сопровождении самых разных персонажей: фей, пажей, почтальонов, чертей. Посмотреть на праздничную кавалькаду 5 января собирается много людей, которых свита королей щедро посыпает конфетами. Весело, красиво, и дождь из конфет!
Официально праздник Трех Волхвов в Испании отмечается 6 января. Впервые праздник Царей-Волхвов состоялся в 1855 году, и это мероприятие прошло по всей стране.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться. Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета — более живыми, а сама картина — яркой. Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.

Литература

  • ActaSS. Ian. T. 8. P. 323, 664;
  • BHG, N 802–806b; BHL, N 5135-5138;
  • NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 4. S. 405-409;
  • MartRom. P. 1, 8;
  • ЖСв. Дек. С. 704-715;
  • Таррагонский аноним «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.
  • Царевский А. С. Волхвы с Востока и вифлеемская звезда. К., 1891;
  • Митякин А. П. Волхвы с востока: Историко-экзегетический очерк // ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 13-37;
  • Протопопов П. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские // ВиР. 1901. Т. 1. Ч. 2. С. 755-782, 801-818;
  • Фивейский М., свящ. Евангелие от Матфея // Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1911. Т. 8. С. 00-00;
  • Kehrer H. «Die Heiligen Drei Kцnige» in der Legende und in der deutschen bildenden Kunst bis A. Durer. Strassburg, 1904;
  • idem. «Die Heiligen drei Kцnige» in Literatur und Kunst. 2 Bde. Lpz., 1908-1909;
  • Hildesheim, 1962;
  • Скабалланович М. О звезде волхвов. К., 1912;
  • Knabenbauer J. Commentarius in Evangelium secundum Matthaeum. 2 Bde. 19223;
  • Meisen K. Die heiligen drei Könige und ihr Festtag im volkstümlichen Glauben und Brauch. Köln, 1949;
  • Olschki L. The Wise Men of the East in Oriental Tradition // Semitic and Oriental Studies. 1951. Vol. 11. P. 375–395;
  • Monneret de Villard U. Le leggende orientali sui Magi Evangelici. Vat., 1952;
  • Gordini G. D. Magi // BiblSS. Vol. 8. Col. 494-520;
  • Leclercq H. Mages // DACL. T. 10. P. 980-1067;
  • Riedinger U. Die Heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie: von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956;
  • Montefiore H. Josephus and the NT // NT. 1960. Vol. 4. P. 139-160;
  • Die Heiligen Drei Kцnige: heilsgeschichtlich, kunsthistorisch; das religiцse Brauchtum / Hrsg. A. Wienand. Köln, 1974;
  • Schulze A. Zur Geschichte der Auslegung von Mt 2, 1-12 // ThZ. 1975. Bd. 31. S. 150-160;
  • Ferrari-d’Ochieppo K. Der Stern der Weisen. Wien, 1972;
  • Hughes D. The Star of Bethlehem Mystery. L., 1979;
  • Yamauchi E. M. The Episode of the Magi // Chronos, Kairos, Christos / Ed. J. Vardaman, E. M. Yamauchi. Winona Lake, 1989. P. 15-39;
  • Stramare T. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai magi a Betlemme (Parte I) // Bibbia e oriente. 1997. T. 39. P. 155-167;
  • idem. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai Magi a Betlemme (v. 6) e tu, Betlemme, terra di Giuda // Ibid. 1998. T. 40. N. 2. P. 119-125;
  • Forster H. Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beitr. z. Erforschung d. Anfдnge d. Epiphanie- u. Weihnachtsfests. Tüb., 2000;
  • Maalouf T. T. Were the Magi from Persia or Arabia? // Bibliotheca sacra. 2001. Vol. 156. P. 423-442.

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека. Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства. Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания. Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу. Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле. В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение. В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров. Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]