Тексты молитв святым Косьме и Дамиану об исцелении и как правильно читать


Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Известно, что Косма и Дамиан родные братья. Точного времени их рождения, смерти нет. Но, по косвенным признакам, выходит, что это V столетие. К такому выводу пришли историки на основании того, что в те времена в их честь строились храмы. Также известно признание коптами бессребреников в лике святых. Приходится думать – это времена Халкидонского собора 431 года. Живших после этого времени святых копты не признавали.

Мальчики воспитывались матерью-христианкой Феодотией и язычником отцом. Тот был греком по происхождению. К счастью для них, отец покинул сыновей рано. Православная мать могла уделять их правильному воспитанию все свободное время.

Феодотия приняла решение оставаться вдовой до конца жизни, посвящать время Господу, сыновьям. Вела уединенную, аскетичную жизнь. За ее ревность к христианской религии она была причислена к лику святых. Святая церковь именовала достойную вдовицу преподобной.

При такой родительнице сыновья росли добродетельными христианами. Уже повзрослевших детей она пристроила на обучение грамоте. Богобоязненный муж учил их Божественному писанию. Попутно отроки учились медицине, изучали целебные свойства растений. За их усердие Господь даровал юношам дар чудотворных исцелений. Какую бы болезнь не брались лечить Косма и Дамиан, неизменно был положительный результат.

Слух про целителей распространился далеко за пределы их места жительства. Их двор не покидали страждущие. Более того, святые сами переходили от селения к селению, ища больных. Цели обогатиться у праведников не было. За помощь свою они не брали оплату ни деньгами, ни товаром или услугами. Считали, что Господь дал им дар бесплатно, они должны оказывать помощь тоже даром. Жили по заповедям Спасителя.

Ответом на свою помощь целители просили лишь твердой веры во Христа. Язычников старались обратить к святой вере. За такие действия они были посажены в темницу императором Карином. Последнего Господь покарал болезнью. Целители ему помогли, за что были отпущены на волю.

За такое бескорыстное служение во имя Господа их прозвали чудотворцами и бессребрениками. Два брата всегда жили вместе, не расставаясь ни на день. Все дела делали тоже вместе. С самого детства они дали обет помогать людям бесплатно. Почти до конца жизни хранили верность данному обещанию.

Незадолго до смерти одному из них довелось нарушить обет, не желая этого. Случилась та неприятность от одной больной женщины. Братья помогли ей выздороветь. Счастливо избавленная от хвори женщина хотела отблагодарить своих спасителей, но знала, что те ничего не возьмут. Тогда она, заклиная Божьим именем, уговорила Дамиана принять в дар три яйца (во имя Святой Троицы).

Второй брат, узнав про это, смертельно огорчился, завещал не хоронить его вместе с нарушившим обещание. Ночью Косме был сон, пришел Спаситель к нему, молвил: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…». Мир был восстановлен, но об отмене своего завещания Косма никому не сказал.

Первым преставился Косма, а спустя короткое время не стало Дамиана. Люди растерянно вопрошали, как быть с похоронами. Завещанию противиться никто не хотел. Тогда к ним подошел спасенный святыми верблюд, человечьим голосом молвил, что пришел рассказать о тайне Космы. Разлучать братьев после смерти нет никакой причины. Обрадованные люди сложили мощи Космы и Дамиана в общую раку, захоронили вместе.

На месте погребения бессребреников была построена православная церковь. Болящие нескончаемым потоком шли в храм, получали помощь, припадая к образам святых.

Врачеватели душ и телес

Врачевание душ и тел человеческих – дело Божие. Оттого столь много известно чудес Господа из Евангелий. Поэтому так много святых врачей, делом исполнивших сказанное Им:

«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

Церковная традиция знает три двоицы братьев с именем Космы и Дамиана. Все они – врачи, к земным лекарствам прилагавшие молитву Христу, а потому силой Божией исцелившие множество страждущих. К тому же эти угодники Божии были почти современниками: их жизнь, подвиг, кончина относятся к концу III или началу IV в.

Асийские братья

Асийские братья врачеватели жили в Малой Азии. Они известны множеством исцелений, а еще тем, что строго блюли бессеребренничество. Рассказывают, что одна женщина, буквально поднятая ими со смертного одра, долго просила их принять плату, но, отчаявшись упросить безмездных врачей, принесла св. Дамиану три яйца «во Имя Святой Троицы». Ради этого Имени святой взял подарок, за что подвергся нареканию от брата, Космы. Тот даже не велел хоронить Дамиана рядом с ним.

Но по мирной кончине обоих святых их все же похоронили вместе ради свершившегося чуда. Некогда исцеленный ими от бешенства верблюд силой Божией проговорил, что подаяние взято Дамианом ради Бога, а не для наживы.

Римские целители

Римские целители-подвижники при императоре Карине (конец III в.) множеством исцелений и проповедью приводили жителей «Вечного города» ко Христу. Святых схватили, предали суду. Именно на нем братьями сказаны слова, составляющие их жизненное кредо:

«Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чём вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Пораженный чудесами святых, император Карин отпустил их. Но скончались святые все же как мученики: убил их собственный учитель, когда наставлявший братьев во врачебном деле. Причиной поступка стала зависть.

Аравийские мученики

Наконец, Аравийские Косма и Дамиан пострадали не одни, а с 3 другими мучениками. Их имена – Леонтий, Евтропий, Анфим. Всех их пытались утопить, предавали огню, но каждый раз Господь сохранял жизнь Своих угодников. Тогда римляне повесили христиан на древе, начали метать камни, стрелы. Но они только ранили самих мучителей. Житие святых говорит, что, ожесточенные неуязвимостью святых, воины отсекли им главы.

Это интересно: Праздник Кузьмы и Демьяна на Руси

О чем молятся святым

Святым Косме и Дамиану молятся при любой болезни. Молитвы читают при:

  • предстоящих операциях;
  • хронических болезнях;
  • простуде;
  • различных опухолях;
  • язвах.

Для святых люди, не просвещенные светом Евангелия, были больными. Недуг их был душевный. К душевнобольным также относились люди:

  • больные алкоголизмом;
  • зависимые от наркотиков.

Святых врачей часто можно было застать окруженными зверьем, всякой живностью. Врачевали Косма и Дамиан и их.

Православные молитвы Косме и Дамиану Римским

К чтению молитвы Косме и Дамиану следует приступать с чистыми мыслями, помыслами. Просьба об исцелении очень действенна. Помощь оказывают всем просящим верующим.

Тропарь, глас 8

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод: Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.

Кондак, глас 2

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Молитва первая

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Моли́тва

О чудотво́рцы сла́внии, вра́чеве безме́зднии, Космо́ и Дамиа́не! Вы́ от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́вше и Того́ повеле́ния все́м се́рдцем соблюда́юще, а́ще и вда́сте себе́ уче́нию враче́бному, но доброде́тельнаго ра́ди жития́ и чистоты́ душе́вныя, си́лою Христа́ Бо́га, не врачева́ния то́кмо иску́сство, но па́че неоску́дную благода́ть исцеле́ния вся́ких неисце́льных неду́гов от Бо́га прия́ли есте́. Отону́дуже любо́вию и милосе́рдием к неду́гующим подвиза́еми, не то́кмо лю́дем, но и ското́м исцеле́ния боле́зней подава́ете, неисче́тным мно́жеством чуде́с ва́ших ве́сь ми́р наполня́ете, и не теле́сныя то́кмо неду́ги исцеля́ете, но и ве́рою Христо́вою ду́ши просвеща́ете, в терпе́нии боле́зней укрепля́ете, в тя́жких неду́зех о исправле́нии жития́ вразумля́ете и ко Христу́ покая́нием привлека́ете. Те́мже ны́не и на́с, припа́дающих к ва́м пред честно́ю ико́ною ва́шею, ско́ро услы́шите.

Ю́ныя де́ти, ва́шей по́мощи во уче́нии кни́жнем прося́щия, ва́шими моли́твами наста́вите, да ва́шему житию́ ревну́юще, не земно́е то́чию науче́ние приобря́щут, но па́че во благоче́стии и пра́вой ве́ре непреста́нно да преспева́ют. На одре́ боле́зни лежа́щим, челове́ческия по́мощи отча́янным, к ва́м же те́пле с ве́рою и усе́рдною моли́твою прибега́ющим, исцеле́ние боле́зней ва́шим ми́лостивым, чудоде́йственным посеще́нием да́руйте. Мно́гажды в боле́зни впа́дающия и от лю́тых неду́г в уны́ние, малоду́шие и ропта́ние прише́дшия, да́нною ва́м от Бо́га благода́тию в терпе́нии утверди́те, и наста́вите, да уразуме́ют во́лю о ни́х Бо́жию святу́ю и соверше́нную, и са́ми себе́ и живо́т сво́й во́ле Христа́ Бо́га предаю́т. В неду́зех су́щих, о исправле́нии же жития́ нерадя́щих, в гресе́х не раска́ивающихся, се́рдцем ожесточе́нных, сокруши́те во спасе́ние и к покая́нию призови́те, да не́мощни су́ще те́лом, здра́ви пребу́дут душе́ю, и прича́стницы соде́лаются Бо́жия спаси́тельныя благода́ти. Бра́тию свята́го хра́ма сего́, ва́шему свято́му заступле́нию от Бо́га вруче́нную, и все́х к ва́м усе́рдно прибега́ющих невреди́мы сохрани́те от долгонеду́жия, от боле́зней лю́тых и неисце́льных, от разслабле́ния те́ла, от исступле́ния ума́, от смертоно́сныя я́звы, от внеза́пныя сме́рти, и мо́щным хода́тайством ва́шим к Бо́гу соблюди́те в пра́вой ве́ре тве́рдых, во благоче́стии преспе́ющих, в до́брых де́лех усе́рдных, в моли́тве к Бо́гу приле́жных, да с ва́ми вку́пе сподо́бятся в бу́дущем ве́це при́сно воспева́ти и сла́вити всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иконы святых

Целители на иконах изображены в хитонах, гиматиях, сапогах. Оба с бородами. В левой руке каждого амфора с елеем, в правой – перо. Имеются иконы, где вместо сосуда с елеем – ларец со снадобьями, вместо ручки – ложка. В иконографии святых отдельно можно отметить житийные иконы с клеймами. То есть тематические сюжеты описывают периоды жизни братьев от рождения до смерти.

Самыми ранними изображениями святых целителей Космы и Дамиана являются византийские фрески, мозаики. Датируются они V веком. В отличие от распространенных изображений, одеты целители в светлые одежды. Пустые руки подняты для молитвы.

В Римской базилике Сан Косма и Сан Дамиано на руках святых венки. В России сюжеты, сложенные мозаикой, имеются в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]