Кто такие харизматы: одарённые третьим лицом Троицы, Святым Духом

Кто такие харизматы, большинство православных не знают. Кажется, протестанты. Или католики? Одни скажут, что харизматизм — это традиционное христианство с новыми формами служения, а другие — что есть жуткая секта харизматов, где людей зомбируют, грабят и доводят до суицида. Настолько разные представления о людях, живущих рядом с нами, приводят к заблуждениям, предвзятости и агрессивному настрою друг к другу. Разве могут христиане конфликтовать между собой? Полезно получше узнать суть этого учения и положить конец стереотипам.

Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм

Если попытаться выстроить некоторую преемственность религиозных идей, то будет выглядеть всё следующим образом:

Этап 1. Иудаизм. Эта религия возникла в среде месопотамских и ханаанских течений, есть в ней следы египетских верований и зороастризма. Но много своего — причём так много, что нельзя даже сказать, что иудаизм стал прямым наследником чего-то. От этой религии и начинается путь харизматов.

Этап 2. Христианство. Появившись как иудейская секта, христианство за несколько веков трансформировалось в самую влиятельную мировую религию, которая во многом радикально противоречит иудаизму.


Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства. Фото: bigenc.ru

Этап 3. Протестантизм. Это путь христиан, которые решили порвать с традицией предыдущих веков христианство. Религия, где не учитывается опыт предшественников-богословов и предания. С одной стороны это очищенная от всего лишнего религиозная система, а с другой — благодатная почва для самозваных «гуру», которым нет нужды получать духовное образование и доказывать свою квалификацию.

Этап 4. Пятидесятничество. Направление в протестантизме, в котором основной упор сделан на духовные переживания, ощущения человека во время духовных практик.

Этап 5. Харизматизм. Своего рода неопятидесятники, развитие пятидесятничества в сторону особого рода практик. Но про то, чем занимаются харизматы, кто они, когда появились, поговорим чуть позже.

А сейчас оговоримся — не обязательно харизматы причисляют себя к протестантам. Харизмат может быть таковым, оставаясь в лоне католицизма и православия.

В прелести…

У православных есть авторитетный автор — святитель Игнатий (Брянчанинов), который еще в XIX веке разработал учение о прелести как особом виде духовного заблуждения. Одна из разновидностей прелести — когда душа стремится к наслаждениям святыми и божественными чувствами, будучи совершенно к ним неподготовленной. Прямое слияние с Богом без предварительного очищения покаянием вводит плотских людей в экстатический восторг и опьянение. Достигнутое без труда, без раскаяния, без распятия плоти. Западные исследователи (Кох К. «Оккультное рабство», Кох К. «Между Христом и Сатаной», Серафим Роуз «Православие и религия будущего») отмечают близость практики медиумизма и харизматических культов. Так, спиритизму — наиболее грубой и вульгарной форме медиумизма, присущи следующие черты: 1. Пассивность: медиумической практикой в принципе может овладеть всякий, кто научится представлять свое тело, ощущение и интеллект «в распоряжение проникающего в него или руководящего духа», т.е. входить в транс. 2. Единодушная вера: все присутствующие должны быть настроены с симпатией, чтобы поддержать медиума. Когда этой симпатии и гармонии, а также добровольной отдачи и отказа от своей воли нет среди участников «круга», сеанс не удается. Важно количество участвующих в эксперименте: чем их больше, тем больше они нарушают гармонию, необходимую для введения медиума в транс. 3. Все присутствующие «берутся за руки», образуя магический круг. Путем такого замкнутого кольца каждый участник снабжает энергией определенную силу, которая передается медиуму. Однако такой круг нужен не очень сильному медиуму. Е.Блаватская, сама будучи медиумом, высмеивала примитивную практику спиритизма, когда она позже столкнулась с более сильными медиумами Востока. 4. Необходимая спиритическая атмосфера обычно создается искусственными приемами (пение гимнов, прослушивание музыки, совместная молитва и др.)

Харизматы — это не секта, а течение в христианстве

Очень часто люди со стороны называют харизматов сектой. Это некорректно. Только некомпетентный человек, демонстрирующий своё невежество, может допустить подобное заявление. Обратимся к научному мнению. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Александр Буганов

писатель

Далее автор рассказывает, что секта понемногу дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Александр Буганов

писатель

Итак, секта — это замкнутая организация и она противостоит господствующей религии. Также она должна быть признана сектой на уровне государства. Ни одна другая конфессия не вправе называть ту или иную религию сектой.


Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов. Фото: hramermogen.ru

Харизматическая церковь не противопоставляет себя христианству, а лишь предлагает свой взгляд на аспекты богослужения и догматики. Это нормальное явление внутри традиции, в котором нет ничего предосудительного.

Харизматы признаны всем миром и официально зарегистрированы государством. Иронично, что так называемые сектоведы, которые публикуют предвзято-агрессивные выпады в сторону харизматов, сами официально не существуют.

Христианская церковь не подразумевает в своей структуре сектоведов, а классификатор профессий не упоминает таких «специалистов». Поэтому подобные нападки на харизматов, пятидесятников баптистов и т.д. лишь отражают субъективное мнение критиков и не имеют ничего общего с христианством.


Как попадают в секту: 9 советов, чтобы этого избежать

Связь практик харизматов и медиумов

Более внимательный анализ показывает, что практика харизматов совпадает с практикой медиумов (способностью к ясновиденью, гипнотизму, «чудесному» исцелению и другим паранормальным способностям). Медиумическому целительству можно научиться и натренироваться, оно связано с определенной системой приемов. Они могут быть получены по наследству или благодаря контакту с тем, кто обладает такими способностями, даже благодаря чтению специальной оккультной литературы. Многие медиумы утверждают, что их дар не связан со сферой сверхъестественного, а происходит из той области натурального, которая практически неизвестна. Православные же богословы настаивают на том, что медиумы обращаются в сферу «падших духов», что Бог запретил человеку общение с оккультными областями (Втор.18,10-12. Также Левит 20,6). Контакты с оккультными явлениями не имеет ничего общего с христианским стремлением к спасению души.

Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом

Корни движения харизматов уходят в книгу Деяний святых апостолов. Там есть эпизод, который состоялся на примерно пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Оговорка «примерно» нужна из-за того, что текст даёт возможность по-разному вычислить дату.

Апостолы в этот день собрались в доме в обществе многих свидетелей. Далее произошло странное:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Деян. 2:2-4)

Ученики Христа с того момента обрели много возможностей, в том числе:

  • исцелять недуги;
  • изгонять бесов;
  • говорить на разных языках.


Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории. Фото: i.ytimg.com
Некоторые наблюдатели отнеслись к поведению апостолов с насмешкой и заявили, что те напились сладкого вина.

Тут нужно уточнить, что Вино именно сладкое из-за особенностей перевода. В древнем Израиле существовало свыше десяти терминов для названия разных состояний вина и виноградного сока. На других языках такого изобилия нет, а потому иногда переводчикам довольно сложно объяснить, что за напиток подразумевался.

Пятидесятники выделили этот эпизод, посчитав, что:

  • Крещение Святым Духом — это кульминация пути христианина;
  • Поэтому самое важное для человека — стремиться к этому состоянию;
  • Важный его признак — способность говорения на иных языках.

При достижении состояния крещения Святым Духом пятидесятники чувствуют эйфорию, видят галлюцинации и испытывают другие необычные переживания.

Эту идею взяли на вооружение харизматические церкви.

Целительство и спиритизм

Но те же закономерности можно обнаружить и в сеансе целительства у пятидесятников. Американский доктор «Кашпировский» — Оруэлл Робертс с помощью настоящего «магического круга» из людей, настроенных симпатически, создающих гармонию и кладущих руки на телевизор во время его передач, производил «чудесные исцеления», которые удавались даже в том случае, если пациенты только выпивали стакан воды, стоящий на телевизоре (расплачиваясь, правда, потом за это психическими и физическими расстройствами). Все предписания, необходимые для спиритического сеанса, оказываются выполненными и в богослужебной практике харизматов: 1. Пассивность так завладевает некоторыми общинами, что они полностью отказываются от церковной организации и от всякого распорядка богослужения, а во всем абсолютно подчиняются указаниям «духа». 2. Общность веры предполагает особый настрой ожидания «харизматических» феноменов всех присутствующих. «Крещение Святым Духом» обычно проводится в небольшой комнате, с небольшим количеством участников, уже знакомых с подобными переживаниями. Присутствие хотя бы одного, кто отрицательно относится к процедуре, достаточно для того, чтобы «крещение» не произошло. Даже один человек может нарушить процесс взаимного индуцирования. 3. Спиритический «магический круг» соответствует «наложению рук» у пятидесятников, которое производят только те, кто уже прошел «крещение» и испытал состояние «говорения» на языках. У спиритов им соответствуют медиумы. 4. «Харизматическая», как и «спиритическая» атмосфера создается с помощью суггестивных гимнов и молитв, хлопанья в ладоши, танцев, создающих эффект нарастающего возбуждения, сходного с опьянением, подготавливающего переход в транс. Очень напоминает хлыстовские «радения» на их «кораблях». Можно с полной определенностью сказать, что харизматические движения открыли целый набор медиумических приемов, помогающих войти и оставаться в таком психологическом состоянии, когда «чудесные дары» становятся привычными. Другими словами, «наложение рук», которое является условием достижения состояния «говорения на языках», является передачей медиумического дара теми, кто уже получил его и сам стал медиумом. Крещение «Святым Духом» является медиумическим посвящением, своеобразной инициацией адепта в оккультный мир. Харизматическое возрождение сливается с оккультным движением и восточными религиями, чем знаменует собой побеждающее язычество. Пятидесятничество, наиболее яркая форма «одержимости духами», как мы упомянули, зародилось на задворках сектантского христианства в результате религиозного эксперимента, оно узаконило в среде христиан «престижные переживания» дешевого и легкого посвящения — без покаяния, без осознания собственной греховности. На заре своей юности христианство запретило контакты с оккультным царством, считая его царством бесов, демонов, низших сил. Зов этих сил свт. Игнатий (Брянчанинов) называл прелестью, духовной похотью, искушением. Психологическим их эквивалентом является духовное самодовольство, самоуспокоенность, пассивность. Продолжение следует. Литература: Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. – М., 1997 г. С. 46. Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. – Днепропетровск, 2004 г. С. 66. Встреча с неизвестным. Сверхъестественный мир и реальность. – Киев, 1994 г. С. 178.

Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж

Само слово «харизматы» очень напоминает «харизму». Это не случайно: и то и другое восходит к понятию «дар», то есть в случае харизматов подразумевается, что они получают дары Святого Духа.

В 1960 году священник Денис Беннет положил начало движению харизматов, когда на проповеди рассказал о своём опыте говорения на иных языках. Это дало сильнейший толчок тому, что многие верующие принялись достичь того же.

1960 — год, давший начало движению харизматов

Изначально харизматы не позиционировали себя как отдельное течение христианства. Напротив, они держались внутри своих деноминаций, но главной своей целью духовной жизни сделали получение даров Святого Духа. Постепенно образовались общины людей, чьи интересы совпадали. В 1962 году в Англии возникла первая влиятельная община харизматов «Источник веры».

Харизматы отличаются от пятидесятников тем, что взяли на вооружение множество практик нью-эйдж. Это упражнения, восходящие к шаманизму и восточным духовным практикам. Среди них:

  1. «Святой смех» — это беспричинный коллективный хохот. Он очень заразителен, если продолжать слишком долго.
  2. «Опьянение в духе» — восходит к истории про апостолов. Нужно вести себя, словно пьяный. Подразумевается, что человек не притворяется, а это Святой Дух так себя через него проявляет.
  3. «Танцы в духе» — танцы и песни вообще составляют важную для харизматов часть практики. Они настраивают людей на позитивную волну.
  4. «Духовные роды» — присутствующие начинают кричать и корчиться, имитируя процесс родов.

Вот как комментирует основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни»:

«Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики»

Для консервативных пятидесятников подобные вещи неприемлемы. Да и вообще, признаться, со стороны действия харизматов очень похожи на собрание людей с большими психическими проблемами. Но изнутри, конечно же, всё это воспринимается иначе — этакая религия с юмором, который в придачу обещает легкодоступное духовное пробуждение.

Харизматы ищут духовных достижений без усилий.

Это общая черта большинства течений нью-эйдж: делать пару нехитрых упражнений два раза в день в ожидании ошеломительного результата. Только практикам невдомёк, что оригинальные духовные учения всегда предполагали сложный путь подвижничества и работы над собой, а всякие простые дорожки — это не больше чем липа.

Собственно, и пятидесятники убеждены, что духовная трансформация человека не даётся за так, а происходит благодаря большим внутренним усилиям. Харизматы же относятся ко всему легко и формально, во главе всего ставя практику.

Фундамент же остаётся стандартным протестантским. Тут есть идея спасения без участия церкви и убеждение, что авторитет есть только у Священного Писания.

Харизматическая секта «Новое поколение»

Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам есть Основание, появлялись прежде и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божией, а значит, и Самому Христу.

Но всё новое – это хорошо забытое старое, как и говорит об этом Екклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1: 9). В этом смысле харизматическая секта «Новое поколение» и ее заблуждения в вопросах экклезиологии, христологии, ее учение о дарах Святого Духа – далеко не новы. В трудах отцов Церкви – святителей Иринея Лионского, Афанасия Великого, Василия Великого и других – мы находим ответы на еретические заблуждения того времени, которые близки, а порой и точно совпадают с духом заблуждений современных харизматов вообще и в частности с тем, чему учит секта «Новое поколение».

Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь. Последуем и мы в данной работе методологии отцов и учителей Церкви.

Рассмотрим документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования неслучайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров секты и на их основании строятся все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют «церковью».

Исследование документов внутреннего пользования секты «Новое поколение» дает возможность увидеть всю несостоятельность ее учения, лжедогматические его аспекты, что и является целью нашей работы.

Нами будут рассмотрены ложное учение о Церкви, духовных дарах, Предании и даны опровержение и указание на заблуждения, памятуя слова апостола Иакова: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20). Аналитическое исследование построено следующим образом: рассматривается тот или иной текст пособия, на него дается всесторонний ответ, при этом не просто указывается на заблуждение, но и анализируется, в чем оно заключается. Это поможет разобраться в лжеучении секты «Новое поколение» преподавателям сектоведения, миссионерам, катехизаторам, а также человеку, попавшему в секту и желающему присоединиться к Русской Православной Церкви. В этом усматривается практическая значимость данного исследования.

История возникновения секты «Новое поколение»

Чарльз Пархэм

Секта пятидесятников и ее еретическое учение, которое мы наблюдаем на современном этапе, возникла в начале ХХ века. Но, по мнению исследователей, она «имеет своих предвестников и в XIX веке»[1]. А рассматривая возникновение харизматизма исторически, элементы ложной харизмы в учении о Святом Духе мы встретим уже в Древней Церкви – в таком движении, как монтанизм.

Первоначально группа пятидесятнических сект называлась «Движение Второго Сошествия Святаго Духа, подобно Дню Пятидесятницы»[2]. Один из ее основателей – методистский служитель Чарльз Пархэм, благодаря которому известна точная дата основания пятидесятнического движения: 7 часов вечера в канун 1901 года. Чарльз Пархэм, сравнивая служение апостолов со служением современных проповедников, задался вопросом: «Почему современные проповедники не обладают такими же дарами?» Отвечая на него, он пришел к выводу, что «христиане первого столетия обладали каким-то “секретом силы”, который утратили теперь»[3]. Постепенно вокруг этого проповедника собралась группа «ищущих апостольского христианства». Была основана даже небольшая школа, состоявшая из 30 преподавателей и нескольких учащихся, решивших, что эта тайна кроется в «говорении на языках», которое, как они думали, всегда сопровождало «приятие Святого Духа» в Деяниях апостолов[4]. Придя к такому выводу, последователи Пархэма начали усиленно молиться о «ниспослании им даров Духа Святого» до тех пор, пока «сами не получат “крещения Святого Духа”»[5]. И вот в канун нового 1901 года одна из учащихся, Агнес И. Озмен, предположила, что в эксперименте не хватает возложения рук. После «возложения рук» Пархэма и молитвы она заговорила на «неизвестном языке»[6]. Затем в течение трех дней таким же образом обрели «дары Святого Духа» еще несколько человек. Следует отметить, что сам Пархэм не придумал чего-либо оригинального. Он «позаимствовал» многие положения своего учения от так называемой «Крещенной огнем ассоциации святости», членом которой он являлся с 1899 по 1900 год[7].

Параллельно появлялись и другие течения пятидесятников. В 1886 году Н.С. Релайгом была основана для темнокожего населения США «Объединенная святая церковь Америки». В 1880 году в городе Андерсон (штат Индиана) Д.С. Варнером была основана «Церковь Бога»[8]. Кроме указанных появлялись и другие общины. Поэтому среди исследователей пятидесятничества нет единого мнения о времени возникновения секты, но большинство сходится в том, что секта была организована на рубеже XIX–XX столетий одновременно в разных городах США, а уже позднее появилась в Европе и России.

Алексей Ледяев – основатель и старший пастор секты «Новое поколение» – родился в 1959 году в баптистской семье в Алма-Ате. Позже, в 1980-е, переехал в Ригу, где присоединился к местной церкви евангельских христиан-баптистов. Через несколько лет пережил «крещение святым духом» (в понимании, характерном для пятидесятников). После этого присоединился к пятидесятнической церкви, которую и возглавил позже – после эмиграции в Швецию ее пастора Николая Шевчука. Начал постепенно вводить в пятидесятническую церковь элементы харизматического богослужения (хлопки в ладоши, танцы, громкие молитвы), что вызвало недовольство консервативных пятидесятнических служителей. По решению совета епископов, Алексей Ледяев был отстранен от служения и вскоре основал новую церковь с теми, кто присоединился к нему (осень 1989 г.).

Его учение близко к учению «Движение веры», так как в первые годы на него имел большое влияние пастор Ульф Экман (Упсала, Швеция) и основанная последним церковная община «Слово жизни». Постепенно «Новое поколение» дистанцировалось от других харизматических движений и провозгласило индивидуальность богословия, после чего РОСХВЕ официально объявил о разрыве связей и отношений с этим проповедником и основанным им церквями.

Ложное понятие о благодати

Церковь уже создана Господом и, по слову Его, неодолима. Так зачем же теперь еще раз создавать ее?

Библейская школа церкви «Новое поколение» в пособии для внутреннего пользования, озаглавленном как «Дары и служение Духа Святого», советует своим пасторам, лидерам и последователям начать создавать церковь. Так, в разделе 1.1. говорится следующее: «Именно Его неожиданное вторжение подтверждает право строить церковь по Его воле»[9]. Далее приводится текст из Евангелия, в котором Господь Иисус Христос говорит: «создам Церковь Мою»[10] – евангельский текст на этом почему-то прерывается, и автор пособия решает сам закончить его, на свое усмотрение: «именно дарами Он ее и строит»[11]. Но в Евангелии Спаситель говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Выдергивание текста из контекста не случайно. Ведь если Церковь, по учению апостола Павла, есть «Тело Христово», а по слову Христа – она неодолима, даже если сам ад войдет в нее, то сам собой напрашивается вопрос: зачем строить, когда уже построена? зачем создавать, когда уже создана? И, по определению Создателя, не может быть уничтожена, а, напротив, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Спаситель всегда и везде учил об одной Церкви, одном «овчем дворе» (Ин. 10: 1), об «одном стаде» (Ин. 10: 7–17), об «одной виноградной лозе» (Ин. 15: 1–6). «Один Господь, одна вера, одно крещение», – пишет апостол Павел (Еф. 4: 5).

Неожиданное вторжение Святого Духа, по мнению автора пособия, дает право на строительство церкви[12]. Странное рассуждение. Если обратиться к Священному Писанию, то мы видим как раз обратное. Бог не вторгается в жизнь человека, а постепенно приготавливает его к встрече с Собой. Даже когда в истории человечества развращение достигало апогея, например во времена жизни допотопных людей, Ной строит ковчег (символ Церкви), приготовляя 120 лет человечество проповедью о погибели и возможности спасения. Ветхозаветный Закон, назначение которого – быть «детоводителем ко Христу» (Гал. 3: 24), на протяжении тысячелетий готовил людей к принятию Мессии. И Сам Христос пришел в мир Младенцем. Все это сложно назвать «неожиданным вторжением». Даже когда Христос говорил о кончине этого мира, Он всё же указывал и на признаки Своего Пришествия. Не вторгается Спаситель и не нарушает свободу воли человека, которой Он наделил его при творении. Христос обещает в мир послать «Духа Утешителя» (Ин. 14: 26), Который не ворвется, а «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Не ломится в дверь, а именно стучится, смиренно ожидая, когда Ему отворят двери, которые Он же создал.

Далее автор пособия пишет: «Характеристика действия даров ДС – это непредсказуемость»[13]. Вряд ли можно согласиться с этим заявлением. Господь Иисус Христос после Своего славного Воскресения в течение 40 дней являлся апостолам, наставляя их и приготовляя к приятию Святого Духа. И не сказал: «Ждите непредсказуемости – и получите дар Святого Духа», а наоборот: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4–5). Где в этих словах непредсказуемость? Скорее невнимательность исследователя текстов Библии приводит к таким скоропостижным выводам. Подобная спешка может стоить Вечности. Спаситель учил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5: 39). Да и сам автор пособия в дальнейшем призывает к этому: «необходимо наполнять себя словом Божиим… читать Библию»[14]. Если так, то непонятно, как можно не видеть очевидных текстов, тем более таких, которые относятся к основанию Церкви и ее устройству. К вопросу о Церкви и причине слепоты в исследовании Библии мы еще вернемся.

Получается, что «дар Духа» – умение манипулировать людьми. Тогда от Бога ли он?

В следующих разделах пособия (2, 3, 4) говорится тезисами, смысл которых достаточно сумбурный и противоречивый. Например, в разделе под названием «Именно дары Духа Святого определяют (квалифицируют) наше призвание и точные координаты в Теле Христовом» написано следующее: «Твой дар, то есть то, что ты можешь делать хорошо…». С этим можно согласиться. Но дальше: «…он будет возвышать тебя над другими»[15]. И вот в какой форме это возвышение предполагается реализовывать: «Дантист может сказать человеку: “Открой рот”, – и тот послушается»[16]. Отсюда вытекает вывод: это что, дар манипулировать людьми? В таком случае от Бога ли он? И заканчивается этот тезис в совершенном противоречии вышесказанному цитатой из апостола Павла: «почитайте один другого выше себя» (Флп. 2: 3)[17]. Как это возможно: возвышаясь над другими, при этом заставив всех открыть рты, почитать в то же время других выше себя? Хотелось бы спросить у автора, читал ли он сам то, что написал?

Далее автор пособия возвращается к вопросу о Церкви. «Церковь, – по его мнению, – это уникальная комбинация активных различных Божиих даров, а не скопление народа»[18]. Чтобы дать подобное определение Церкви, надо обладать каким-то, по-видимому, «необыкновенным даром». Возможно, именно на таких принципах и понятиях предполагается строительство «новой церкви». Но та Церковь, начало которой положил Христос и основанием которой Он Сам и является, состояла как раз из апостолов и народа. Они собраны Самим Христом, просвещенные светом Его в Крещении и запечатленные Духом Святым. «Все же верующие были вместе… Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян. 2: 44; 11: 26). Церковь состоит из верующих людей – христиан, а не из «активных уникальных комбинаций». Автор пособия, возможно, переусердствовал в чтении известного произведения или просмотре фильма про «великого комбинатора» – главного персонажа романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Хорошо еще, что до «Великого инквизитора» не добрался. Хотя этим духом уже веет, что следует из следующего тезиса: «Благодаря дарам Духа Святого мы возьмем эту землю для Бога»; «…Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир»[19].

В этой иерархии «мудрости» политика и деньги стоят на первом месте. Есть о чем задуматься

Интересно, как этот захват и переворот будут выглядеть? Может быть, как в Киеве, где сторонники харизматического движения вышли на улицы под флагами «оранжевой революции»? Кто знает. Однако в разделе «Естественная платформа для проявления дара слова мудрости»[20] говорится: «Мудрость – это творческая созидательная сила в политике, в бизнесе, в церкви, в семье… Мы возьмем эту землю для Бога»[21]. В этой иерархии «мудрости» политика и деньги стоят на первом месте. Есть о чем задуматься. А «брать землю для Бога»… Да ведь она и так принадлежит Ему – по праву Творца: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).

«Человек, – заявляет автор пособия, – это (тело плюс дух)»[22]. Опять апостола Павла невнимательно читали! Человек не только тело и дух, но он есть дух, душа и тело.

И с прочтением 3 Цар. 17 – снова сложности. Пророку Илии приписываются слова, которых он не говорил: «Вдова из Сарепты была в долгах. Пророк спросил: “У тебя что есть?” То есть нужна точка опоры. “Масло в кувшине”, – отвечала вдова. “Тогда с этого и начнем”, – сказал пророк»[23]. Автор ссылается на книгу К. Хейгина, который писал о естественной платформе для сверхъестественных даров. Зачем, создавая платформу для даров, передергивать и искажать тексты Писания? Говорить о большой правде, начиная с маленькой лжи? Естественная точка опоры – масло в кувшине! При таком либеральном, мягко говоря, подходе к текстам Божественного Откровения как бы не поскользнуться на этой «естественной точке опоры» и не потерпеть кораблекрушение в вере!

Когда речь заходит о вере, автор пособия цитирует многие тексты Библии и комментирует их не так своевольно. Но как понять выражение: «Дар веры – это когда Бог поднимает уровень твоей веры на уровень Своей Веры»[24]? Какой уровень у Бога, и в какой вере нуждается Бог?! Он – Бог – самодостаточен и не нуждается ни в каком движении и восхождении. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). В какой уверенности нуждается Бог, и чего Он не видит? Странная какая-то вера. Бог – вездесущ, всеведущ и всезнающ. В вере нуждается человек. «Вера соединяет человека с Богом, преодолевая то разделение, которое было вызвано грехом. После грехопадения человеку приходится руководствоваться в своей жизни “верою, а не видением” (2 Кор. 5: 7), так как “видение” для грешника оказывается затемненным – “теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор. 13: 12)»[25].

Созерцание «лицом к лицу» (1 Кор. 12: 13) в этой жизни недоступно в той полноте, в какой оно откроется верующим в эсхатологической перспективе.

Если кто-то скажет, что Бог верит в человека, то пусть подтвердит слова свои Священным Писанием. Нет таких слов в Библии: «Человек, Я верю в тебя». Так в кого же верит Бог, и где этот уровень, до которого советуют подняться? Если у Бога есть Свой уровень веры, значит, Он еще чего-то не достиг или что-то не знает о Самом Себе. Нелепое заблуждение! Так недалеко и до гуманизма – религии человекобожия, когда Бог сводится до уровня человека путем приписывания ему человеческих качеств, а потом и вовсе отрицается. Да, «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16), но Он был подобен нам «во всем, кроме греха» (Евр. 4: 15), а вера и дана как дар преодоления греха, но греха в Нем не было. Какой уровень веры у Бога? И какой грех с помощью Своей веры Он должен преодолеть?

Автору пособия почему-то не нравится слово «религия». «Однообразие – это религиозность»[26]. Возможно, что незнание значения слова «религия» приводит к такому выводу. В жизни христианина почаще бы такого постоянного религиозного «однообразия». Религия – слово латинского происхождения: religio – и означает: «совестливость, благочестие», «соединять, связывать». Если связать свою жизнь с Богом, то такое однообразие – счастье. Оно приводит к многообразию религиозного опыта. В Библии оно называется хождением пред Богом и подражанием жизни праведников, преображает в образ Второго Адама, вселяя дерзновение веры воскликнуть с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Если религиозность в этом смысле – однообразие, то поиск разнообразия вне религии – это, по сути дела, готовность колебаться между верой и неверием, праведностью и грехом, светом и тьмой. Христианин не ищет разнообразных переживаний вне религии, вне Бога. И всё, что получает ценного, получает от Него с благодарностью. По истолкованию святых отцов, даже грядущая будущность не есть повтор, однообразие, но, напротив, бесконечное многообразие в Боге и с Богом. Тот, кто в религии, в связи с Богом не нашел того блага, что он искал, по сути отрекся от Бога, ибо благом для себя он почитает что-либо находящееся вне Бога. Верующий всё, что он имеет (как духовное, так и материальное), принимает как из рук Бога и за всё благодарит, видя в этом Его Промысл.

В самом первом разделе пособия, который можно назвать введением, потому как основная часть посвящена соответствующей заголовку теме «Дары и служение Духа Святого», написано: «Плоды первичны, дары вторичны»[27]. И еще: «Когда я знаю, что мне будет награда за мой труд, у меня есть стимул трудиться. Когда нет стимула, тогда будет как в религии или как в советское время».

Здесь совсем всё перепутано. Сначала дар, потом плоды. Бог дает дар жизни человеку, дар веры, знания, мудрости… Дух первичен, форма вторична. Так вот, плоды – это плоды даров Духа Святого. Вспомним притчу о талантах, о том, как Христос, предупреждая о лжепророках, говорил: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16) – какого они духа. По плодам познается дар: от Бога он или нет. Плод – это действие, которое воплощается в результате того, какого духа стяжал человек.

Это психология наемника. А наемник всегда возвышается над Господом с претензией: «Бог мне должен!»

А о стимуле трудиться за дары, за награду можно сказать, что такое состояние в Евангелии называется «наемничеством», и быть наемником хуже, чем быть рабом и другом. У наемника Бог всегда ходит в должниках; человек с такой психологией возвышается над Богом с претензией: «Ведь Он мне должен». Забыты слова Евангелия, где сказано, что «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

Далее в пособии написано такое, что понять весьма затруднительно: «Плоды характеризуют человека, его праведность»… – ну, тут как бы можно пропустить, но дальше: «Дары характеризуют Бога»[28]. Что это и о чем?

Все попытки создать какую-то другую церковь есть не что иное, как утопическая идея, противоречащая словам Боговдохновенного Писания: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11).

Нельзя сказать однозначно, что всё в пособии плохо. Есть и правильные советы, и точные библейские цитаты, но, когда отрываются от Церкви, понимание Священного Писания и, соответственно, его толкование становятся произвольными, что и приводит к заблуждениям.

Можно совершенно согласиться с автором, что «любое наше… вмешательство в планы Божии заканчивается уродством»[29]. Да, попытки понять Библию вне Церкви приводят к заблуждениям. Вне Церковного Предания правильное понимание и восприятие Священного Писания невозможно. Владимир Лосский, говоря о Предании, утверждал: «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или иными символами, суть различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину: “никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12: 3)… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума»[30].

Заблуждения в вопросе исцеления и чудес

Следующий раздел пособия – о даре исцеления. Тут утверждается: «Исцеление – это неотъемлемая часть евангелизма»[31]. Прочтя данный раздел, можно сделать вывод, что после Крестной смерти Христа болезнь человека – просто недоразумение. «Исцеление – это часть нашей проповеди»[32]. Исцелять должны все – это как «доказательство» собратьев. Поэтому каждый христианин может и даже обязан дерзновенно просить исцеления у Бога, возлагая на болящего руки. Обычай возлагать руки на голову человека с молитвой о сошествии Святого Духа преподносится здесь в качестве нормативного. «Возложение рук – это не вопрос нашего героизма, а вопрос любви»[33]. Благословения с возложением рук в православной традиции осуществляют лишь архиереи и священники. Здесь возложение рук, как видим, не просто рекомендуется, а настоятельно требуется от каждого последователя этого неопятидесятнического движения. А право такого самочинного решения дает им ими же придуманная идея о всеобщем священстве.

Далее в пособии идет раздел о чудесах – тут просто какая-то неистовая погоня за чудесами.

По мнению автора пособия, «дар чудотворения необходим», «дар чудотворения раздвигает диапазон служения», рекомендуется постоянно искать чудес, думать о них, восторгаться. «Мы должны рассуждать о чудесах Божиих, восхищаться ими, чтобы они стали частью нашего сознания»[34]. «Чудо – это катализатор веры»[35].

Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога

Отсюда очевидно следующее: если нет чуда, утратится вера. Человек, строящий свою веру на желании видеть и ощущать чудеса и знамения, потерпит разочарование, если не получит очередного чуда, ведь затем последует уныние и «кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1: 19).

Люди во времена земной жизни Христа часто требовали от Него знамений и чудес. Спаситель сетовал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4: 48). Настолько сознание людей было приучено к исканию чудес и рассудок помутился до такой степени, что им лишь бы только насладиться восторгом очередного чуда. Висевшему на Кресте Спасителю говорили: «Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15: 32).

Не творил Христос чудо ради чуда. И апостолы не гонялись за ними. Так, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1: 22–23). Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога. И Господь наш Иисус Христос, и апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24).

(Продолжение следует.)

Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания

Если посмотреть запись с динамических медитаций Ошо и типичную массовую практику харизматов, то станет ясно, что речь идёт абсолютно об одних и тех же действиях с сознанием. Не важно, преподнесено оно под обложкой христианского или восточного вероучения. Как выглядит динамическя медитация, можно посмотреть на видео:

Ссылка на видео:

Более того — всё те же техники работы с сознанием используются на обычных семинарах по саморазвитию, где нет религиозной подоплёки. Оказывается, Святой Дух не причём. Достаточно внести некую сумму, и пара инструкторов введёт во все нужные состояния: неконтролируемого смеха, танцев и покажет ещё немало других духовных упражнений.

По сути, это не так уж и страшно, если помогает человеку расслабиться, почувствовать себя сопричастным к чему-то возвышенному. Пусть даже за это потребуются какие-то взносы в пользу церкви или плата за посещение семинаров, жуткого в этом ничего нет.

Но плохо, когда человек подменяет подобными практиками настоящие духовные поиски и работу над собой. Этот суррогат мешает человеку стремиться стать лучше. Когда тебе кажется, что до реального Божественного сознания осталась пара танцев — это путь в никуда. Поэтому нужно понимать:

  1. Духовный путь предполагает работу над собой.
  2. Упражнения её не заменят.

В противном случае религиозная жизнь человека сводится к массовым безумствам на публике. Это явно не путь Иисуса Христа, а Библия, в которой важен один только дар, — истолкование неверное, однобокое и вредное.

Учение о процветании

Для харизматов очень важно учение о процветании. Это типичная нью-эйдж концепция: если Дух Святой в человеке проявился, то всё теперь пойдёт как по маслу. Не будет проблем с деньгами, со здоровьем, с личной жизнью и т.д.

Бог открывается к такому человеку, постоянно его «балует». А если ты беден и со здоровьем проблемы, то виновато не правительство, не медицина, а лишь то, что ты недостаточно практиковал. Практикуй, танцуй, пой — и твоё мировоззрение займёт правильную точку, а жизнь наладится.

Пути у верующего два:

  1. Самовнушение. Поверить в то, что всё хорошо, даже если всё плохо.
  2. Депрессия. Верующий рано или поздно разочаровывается в своих силах из-за того, что не испытывает счастье. Это грозит серьёзными проблемами.


Церковь харизматов в Белоозерске. Фото: photocdn.photogoroda.com

Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи

Недобросовестные пастыри церкви харизматов часто злоупотребляют своим положением:

  1. Требуют взносов.
  2. Запрещают обращаться к врачам, поскольку, по мнению харизматов, сами всё могут вылечить.
  3. Подавляют в человеке волю.

Разумеется, это вопрос конкретных личностей, а не всего движения в целом. В православии тоже хватает недобросовестных священников. Но всё же статистически именно из харизматических церквей преимущественно люди попадают в реабилитационный центр, а то и кончают с собой.

Из-за этих аспектов представители харизматического движения находятся под постоянной угрозой.

«Говорение на разных языка», шаманство и простой обман

Анализ механизма возникновения такого состояния показывает, что оно отнюдь не возникает спонтанно или произвольно, а может быть вполне организовано, преднамеренно вызвано с помощью профессионально выполненных приемов. К таким часто используемым приемам можно отнести: сосредоточенную групповую молитву, непрестанное повторение одной фразы (своеобразная индивидуальная или коллективная «мантра»), преднамеренное бормотание нечленораздельных и бессмысленных слогов, которые служат «отмычкой» к таинственной области, где происходит «говорение на языках». Они представляют арсенал психологических и физиологических приемов, близких к шаманской практике погружения в транс. Ортодоксальные богословы настаивают на нехристианском характере практики харизматического движения именно потому, что в ней отсутствует практика раскаяния и исповедания своих грехов, но мощно проявляется гордыня, чувство самодостаточности, самоудовлетворенности.

В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации

Харизматические церкви сами по себе не имеют единства. Они могут отличаться догматами и практиками, так что к ряду организаций многое из сказанного выше может не относиться. Слишком общины харизматов независимы друг от друга.

Религоведы затрудняются классифицировать харизматические церкви.

Усложняет ситуацию в нашей стране и ещё и то, что в годы развала СССР ряд общин харизматов для ускорения процедуры регистрации назвали себя движениями пятидесятников. Путаница продолжается по сей день.

Чтобы их не путали с пятидесятниками, харизматы часто называют себя христианами евангельской веры.

Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру

Теперь немного об отношениях харизматов и православия. Православие само по себе никак не относится к харизматам. В рамках традиции нет наставлений об отношениях с другими христианами. Это уже будет не христианство, а опыт церковной практики.

Что касается православного духовенства, то оно обычно негативно отзывается о харизматах. Впрочем, точек соприкосновения немного. Харизматы делают акцент на мистическом опыте. Для харизмата важно, чтобы была не только слепая вера, но и подтверждение свыше. «Если Бог есть, — рассуждает харизмат, — то почему бы Ему не доказать это? Пусть пошлёт знамение. Ему же это ничего не стоит!». Поэтому харизматы охотятся за чудом.

Чудеса эти подчас сомнительные. То же самое говорение на разных языках встречается и у одержимых дьяволом. А большинство их переживаний — рядовые психические явления.

Способность говорить на разных языках встречается и у одержимых тоже.

Православные же убеждены, что есть духовная прелестью — всякие чудеса и состояния, которые отвлекают верующего от главного. От них предлагается отречься и предаться подчас действительно слепой вере, не требуя никаких доказательств.

Священник Александр (Шрамко) трезво размышляет об отношениях харизматов и православных.

«Харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о «борьбе за чистоту веры», которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не «оргвыводы».

К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви».

Александр (Шрамко)

Священик

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]