Когда и как правильно читать разрешительную молитву, полный текст на русском


Когда читается

Молитвенное обращение читается в особых случаях, предусмотренных церковным Уставом. Варианты текста содержатся в требнике, священник выбирает нужный в зависимости от обстоятельств.

На исповеди перед крещением

В практике Русской Православной церкви применяют молитвенные тексты во время исповеди по выбору священника.

Это зависит от условий:

  • Как часто женщина посещала церковь до родов.
  • От тяжести совершенных грехов (например, аборта, прелюбодеяния, сожительства и другого)

В первом случае, если был длительный перерыв (год и более), то читается тайносовершительная молитва о воссоединении с церковью и прощении грехов. При регулярном посещении храма и отсутствии тяжких прегрешений – чин обычной исповеди с прощением грехов.

В случае серьезных прегрешений, в которых признается женщина, читается третий вариант текста.

На отпевании

В конце отпевания священник после прочтения Апостола и Евангелия читает молитву о прощении грехов усопшему, в которых он не успел покаяться или не вспомнил.

После родов матери

С ветхозаветных времен сохранился ритуальный статус женщины после родов. В течение 40 дней, до полного прекращения послеродового кровотечения, она не должна приступать к Святым Тайнам. Но она может посещать церковь: ставить свечку, молиться без целования икон и Евангелия. По окончании сорокадневного периода священник в храме читает над ней очистительную молитву.

В настоящее время Православная церковь разрешает роженице посещать храм, не дожидаясь истечения 40 дней. Но перед крещением ребенка чтение очистительной молитвы обязательно.

Что такое епитимья?

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.

Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.

Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха.

Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.

Виды епитимьи

В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.

«Епитимья», Николя Пуссен

Например:

  • рассеянному и увлекшемуся мирскими удовольствиями человеку определяется частое хождение в храм и присутствие на Литургии;
  • невоздержанному в пище назначается более строгий пост (схожий с монастырским);
  • сребролюбленникам вменяются дела милосердия.

Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.

Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.

Распространенные виды епитимьи:

  • чтение Иисусовой молитвы;
  • сугубый пост;
  • углубленное изучение духовное литературы (Жития святых, Акафисты, Псалтирь, Послания и другие источники);
  • земные поклоны во время богослужения в храме или при чтении утреннего и вечернего молитвенного правила дома;
  • временное исключение половой близости между супругами;
  • запрет на Причастие (в исключительных случаях).

Совет! Если кающийся по каким-либо причинам не в состоянии исполнить прощение, то следует подойти к батюшке, наложившему наказание, за советом, как поступить в сложившихся обстоятельствах.

Кто накладывает добровольное исполнение наказания

Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.

По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.

Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.Наложить епитимью может лишь духовник или священник.

Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.

Немного истории

Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:

Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.

Грешники стояли в церковном притворе — месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.

Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.

  • Коленопреклоненные (припадающие).

Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон — это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.

После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.

Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.

Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.

Раскаявшийся человек последовательно проходил четыре ступени покаяния

В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:

  1. раскольники и еретики — до момента отречения от греховных заблуждений;
  2. кровосмесители — на 12 лет;
  3. блудники — на 10-15 лет;
  4. убийцы — до 25 лет;
  5. мужеложцы — до 15 лет;
  6. клятвопреступники — до 10 лет;
  7. колдуны и чародеи — до 20-25 лет.

Современная Церковь

Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.

Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

  • Обязательно ли рожать много детей
  • О контрацепции
  • О бесплодии

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • гомосексуализм;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.

Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие — извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Полный текст на русском языке

Содержание молитв:

После отпевания/матери после родов.

«Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его ученикам и апостолам, во отпущение грехов человеков, рек им: примите Духа Святаго; если отпустите им грехи, отпустятся им; если удержите, удержатся; и что свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От них и на нас преемственно, друг за другом пришедшею благодатию, да сотворит чрез меня, смиренного, прощение сие по духу чадо (имярек) от всех, какие человек согрешил Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствами, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским была, или аще клятву отца своего или матере своей навела на себя, или своему проклятию подпадает, или клятву преступила, или иными некими грехами, как человек связалася, но о всех сих сердцем сокрушенным покаялася и от тех всех вины что связывает да разрешит ее; если же за немощь естества забвению предала, да простит ей, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостолов и всех святых. Аминь».

На исповеди.

«Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». (Читается после исповеди при соблюдении верующим христианских заповедей).

«Господи, Боже спасения рабов Твоих, милостивый, и щедрый, и долготерпеливый, сожалеющий о наших беззакониях, не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и жил; Сам и ныне умилосердись над рабом Твоим (имя), и дай ему образ покаяния, прощение и отпущение грехов, прощая ему всякое согрешение, как вольное, так и невольное, примири и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым принадлежит Тебе мощь и великолепие ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь». (Читается до исповеди при длительном перерыве посещения храма).

Службы по усопшим: панихида, лития, отпевание

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на «канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном.

Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на «канун», надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды).

Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой.

Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти.

Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их.»

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет.

Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего.

После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле.

Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде.

И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.

Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный (имя)».

Правила чтения

Исповедь проходит перед иконой Иисуса Христа. В требнике описан чин исповеди, которого обязан придерживаться священник. Тайносовершительное моление в конце таинства исповеди священник произносит, накрыв голову кающегося епитрахилью.

На отпевании православный священник читает разрешительную молитву и вкладывает в правую руку усопшего лист с ее текстом (подорожную грамоту). Во время чтения полагается всем молящимся трижды отвесить земной поклон. При заочном погребении (до или после похорон) обряд совершается в церкви по этому же чину. Подорожная карта передается родственникам. Если ее невозможно положить в гроб, то атрибут следует сжечь.

Разрешительная молитва по усопшим мирянам: как проводится отпевание

Текст чин отпевания мирян состоит из молитв, в которых просят прощение у Бога за грехи и ходатайствуют о принятии новопреставленной души в Небесном Царстве. Совершается единожды над телом усопшего.

Зачем отпевают усопших

Отпевание – церковные проводы, напутствие христианина в другой мир. Молитвы об умершем приносят пользу его душе и тем людям, которые просят за упокой. Обряд является важной частью траурного ритуала. Проводится на третьи сутки после смерти мирянина. Желательно проводить чин в храме.

В старину покойного держали в храме до похорон и все это время над мертвецом читали текст Псалтыря. Если тело не изувечено, гроб остается открытым до самого погребения.

Приходя в священное место, необходимо помнить, что текст чина отпевания мирян должен читаться искренне, что даст облегчение душе умершего.

Произнося слова, близкие начинают осознавать, что мирянин приобрел вечную жизнь в лучшем мире, быстрее находят утешение в собственной скорби. Это возможность исправить ошибки и начать творить добро при жизни.

Провожающие в последний путь держат в руках зажженные свечки, когда читают чин. Это символ Невечернего Света вечности. Прощаясь, необходимо поцеловать усопшего мирянина или иконку на его груди. Если гроб закрыт, целуется крест на крышке.

Какие молитвы используются для отпевания

Последование чина бывает 5 видов. Разделение четко прописывается в Богослужебных книгах. Ход процесса и набор текстов молитв определяется принадлежностью человека и его отношением к церкви – монах, мирянин, младенец или священник. Отдельно стоит чин погребения, который совершается в Седмицу Пасхи. Все данные ритуалы имеют свои особенности и состоят из разных частей.

Чин отпевания мирян

Текст можно дома и этот вариант не отвергается церковью, но лучше проводить обряд в ней. Устав или Требник предписывает совершать чин для отпевания мирян на торжественной ноте.

Перед выносом тела совершается краткая лития за упокой. Священник кадит усопшего и всех присутствующих. Первые произносимые слова: Благословен Бог наш. Далее идут молитвы, творится отпуст и перед выносом читается текст отпевания усопшего. Во время пения Трисвятого усопшего перемещают в храм.

Во время шествия и чина священник идет впереди гроба, перед ним певчие и крест. Церковнослужитель удерживает в правой руке большой крест, а слева несет свечу. Плачущие и соболезнующие миряне следуют позади.

Гроб с покойником устанавливают посреди храма или в притворе лицом на восток, чтобы душа усопшего мирянина могла молиться. После свершения литургии начинается отпевание. Певчие стоят на клиросе.

В чине насчитывается три части:

  1. Вначале произносятся тексты Начальных молитв, затем 90 псалма. По окончании полностью пропевается 17 кафизма. Потом читают 118 псалом и заупокойные тропари.
  2. Пение канона, стихиры, евангельские блаженства с топарями. Читаются тексты Апостола и Евангелия, ектении. Если нет запрета, произносится разрешительная молитва над усопшим на старославянском языке. Проводится последнее целование и поется стихир.
  3. В конце наступает очередь чтения текста заупокойной литургии.

Покойника несут к могиле для свершения ритуала захоронения. На кладбище звучит Святый Боже. В процессе опускания гроба священник зачитывает мирянам проповедь на отпевании.

Чин погребения младенческого

Имеет особый смысл. Читается над детьми от рождения до 7 лет, которые умерли, будучи крещенными. Чин отпевания свершается как над мирянами без грехов и пороков. В состав текста не входят молитвы, в которых просится об отпущении грехов. В тексте чина содержится просьба о принятии души младенца в Царствие Божье.

За время земного существования младенец не совершил подвигов перед Богом и во благо Церкви, но в процессе Крещения он был очищен от грехов прародителей и стал непорочным. Если ребенок не крещен, чин отпевания запрещен к проведению.

Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Чин погребения младенческого короткий, в отличие от текста отпевания мирян. В него не входят следующие части: кафизм, тропарь по Непорочным. Во время чтения канона произносится: Господи, упокой младенца.

Проводы детей тяжелы для близких, в чине для отпевания наблюдается изобилие утешений.

Разрешительную молитву, произносимую для взрослых мирян, заменяют текстом на церковнославянском языке «Храня’й младенцы, Господи…», где слышится просьба о принятии младенца Господом.

Во время последнего целования особое место отводится словам и стихирам, выражающим боль от потери родителей и несущим уверение о причислении младенца к Ангелам.

Отличительная черта текста чина отпевания младенца – упоминание вместе с именем ребенка всех усопших. Живые и мертвые души молят о принятии малыша в Божье Царство.

Разрешительная молитва над усопшими

Это особая форма отпущения мирянам грехов. Она является частью множества песнопений, в том числе и чина для отпевания. В текстах ярко описывается судьба и жизнь человека. Рассказ начинается с истории о первородном грехе, допущенном Адамом и Евой. В конце читаются заповеди о превращении человеческого тела в прах.

Текст заочного очищения произносится после окончания торжественной, но скорбной процессии.

В освободительных словах священник прощает все прегрешения, если усопший регулярно при жизни раскаивался перед Богом в своих неблагочестивых делах.

По окончании чина для отпевания в руку покойного вкладывается записка с разрешительной молитвой. Она нужна отошедшей душе мирянина при вступлении в загробную жизнь.

Нельзя читать текст молитвы:

  • человек перед смертью отказался от обряда;
  • в Дни Рождества и Пасхальное празднование;
  • над мирянами, ушедшими из жизни при помощи суицида или над психически больными.

Как и где происходит отпевание

Прощание совершается на третий день. Читать текст чина отпевания мирян можно в кладбищенской часовне, в храме, дома и на кладбище. Если, к примеру, при морге имеется часовня, то все действия можно провести там.

Не путайте панихиду с отпеванием. Чин совершается единожды, а панихиду можно заказывать до и после погребения.

Для чина отпевания мирян необходимо договориться о службе в выбранном храме. Лучше поговорить со священником сразу после получения печального известия.

Важно при обращении в день похорон иметь с собой гербовое свидетельство о смерти или медицинское свидетельство. Следует приготовить нательный крест, листок с текстом разрешительной молитвы, иконку: для мужчин – образ Спасителя, для женщин – Пресвятой Богородицы, венчик, свечи и покрывало.

Все предметы кладутся в гроб.

Длительность чина зависит от различных обстоятельств, в среднем чтение текста занимает от получаса до часа. При отпевании мирян дома или в морге убедитесь, что священник имеет отношение к Православной Церкви, нередки случаи обмана. При условии отсутствия останков можно провести заочный чин отпевания мирян.

Каждый человек боится умирать или потерять близкого. Особую скорбь испытывают при успении молодых людей, детей.

Родственники стараются проводить в последний путь по всем церковным канонам, чтобы душа покинула землю безгрешной и попала на небо. Важно, чтобы обряд совершался правильно, текст читался на понятном языке с четким произношением.

Ударение в чине отпевания мирян делается на словах о вечной загробной жизни. Увидеть сцену погребения Иисуса можно на плащанице.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: //sorokoviny.ru/pogrebenie/chin-otpevaniya-miryan

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]