Полный текст молитвы мытаря на русском, когда и как правильно нужно читать

Покаяние и осознание грехов имеет большое значение в православии. Известно, что именно гордыня и превозношение послужили причиной падения бывшего ангела света — Люцифера. Об этом мне рассказал духовный отец, когда я приняла крещение.

Оказывается, одного покаяния недостаточно, так как враг человеческий постоянно соблазняет и обольщает верующих. Я вам расскажу, что такое молитва мытаря и как правильно каяться перед Богом в домашней молитве.

История происхождения молитвы мытаря

Гордыня и превозношение в православии считаются одними из самых страшных грехов, ведь именно эти пороки привели к падению ангела света. Поэтому истинно верующий человек постоянно просит Бога сохранить его от этого греха и проверяет свое духовное состояние, обращаясь с молитвами к святым и ангелу-хранителю.

Чтобы понимать, что означает молитва мытаря, и в каких случаях ее необходимо произносить, стоит разобраться, кем являлся этот человек. Современному человеку, не изучающему Библию и не посещающему храм, сложно понять значение слова «мытарь», ведь сегодня таких людей нет. Однако мытаря, или сборщика податей, можно сравнить с современным налоговым инспектором. В древние времена такие люди отвечали за наполнение казны императора и собирали подати со всех жителей подконтрольной территории. В те времена, когда Христос совершал свое земное служение, к мытарям относились пренебрежительно и не любили за то, что они брали с народа намного больше податей, чем это полагалось по закону.

Иудейские священники считали сборщиков податей оскверненными из-за того, что те общались с язычниками, и старались не находиться в их обществе. В притче, которую рассказал Иисус своим ученикам, речь шла о фарисее, уважаемом члене иудейского общества, и всеми презираемом мытаре, которые зашли в храм помолиться. Первый благодарил Бога за то, что живет праведной жизнью и не похож на стоящего рядом сборщика податей. Второй же не смел поднять головы и, осознавая свои грехи, каялся и просил прощения у Господа. Христос сказал, что из этих двоих мытарь пойдет более оправданным, чем священник, так как искренне покаялся в своих деяниях.

С тех пор в православии этой молитве придается большое значение, так как сам Господь обратил на нее внимание в Святом Письме.

Важность покаяния

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Самоправедность и осознание греховности — вот два полярных состояния человека. Именно самоправедность приводит к гордыне, а затем и падению человека. Самоправедность убеждает человека, что он лучше других. А раз лучше, значит, заслуживает больше милостей у Бога. Это приводит к требованию награды, самолюбованию и бунту в конце концов. Именно такой путь прошел Люцифер перед своим падением: он посчитал зазорным служить Адаму. Кто такой Адам перед ним, денницей утренней?

Святые отцы учат, что у покаяния есть начало, но не существует конца. Человек постоянно сталкивается с проявлением своей греховной природы, в чем необходимо постоянно раскаиваться. Если человек не осознает своей греховной природы, это рано или поздно приведет к самоправедности и падению.

Однако следует отличать покаяние от исповеди. Раскаиваться в прегрешениях можно и дома без священника, если человек поймает себя на совершении дурного, с точки зрения церкви, поступка. Но не следует думать, что домашнее покаяние заменяет и исключает исповедь. На исповеди нужно признаться в прегрешении священнику, и только тогда грех полностью аннулируется. После исповеди можно даже не вспоминать о своих раскаянных грехах, так как они утратили духовное значение. После исповеди верующий может с чистым сердцем причащаться святых даров без последствий для себя.

Обратите внимание! Вкушать святые дары без исповеди нельзя, так как человек будет пить и есть осуждение себе.

Верующий должен понимать, что только Иисус Христос жил на земле без греха. Его божественная природа позволяла жить в чистоте и святости. Даже апостолы совершали прегрешения. Например, апостол Петр поддался гневу и отрубил ухо у солдата. Он поступил против заповедей Христа, поддавшись греховной природе. Однако искреннее раскаяние в совершенном освободило его от тяжести на душе. Как мы помним, Иисус назвал апостола Петра краеугольным камнем церкви.

Помните, что после смерти раскаяться в грехах невозможно. Покаяние принимается только при жизни.

Многие люди интересуются о целесообразности покаяния, так как Бог и так знает о всех грехах. Святые отцы учат, что человеку дана свобода выбора жить грешником или праведником. Поэтому Бог никого не заставляет каяться. Если человек осознает тяжесть своего проступка и кается, он приближает себя к Богу. А нераскаянные грехи отдаляют от Бога.

Когда нужно читать

Добрые дела, совершаемые человеком, не могут принести ему спасения и прощения совершенных грехов, так как Богу нужны смиренное сердце и искреннее покаяние. Именно поэтому молитва мытаря имеет такое большое значение в православии.

Эти несколько слов, которые оставил верующим людям Господь на страницах Библии, помогают правильно построить духовную жизнь христианина и примирить его с Богом.

Читают молитву сборщика податей в нескольких случаях:

  • когда человек чувствует беспричинный страх или тревогу за себя и своих ближних;
  • проходя мимо церкви или любого христианского храма;
  • собираясь на богослужение и перед входом в церковь;
  • перед обращением к Господу с любой просьбой;
  • когда человек чувствует, что поступил неправильно, и у него тяжело на сердце;
  • при возникновении тяжелых жизненных обстоятельств или проблем;
  • перед входом в любое помещение;
  • при начале важного дела;
  • перед тем, как лечь в больницу;
  • после пробуждения и перед отходом ко сну;
  • когда необходимо срочно обратиться к Господу, а времени на долгие молитвы нет;
  • в начале первой части семипоклонного начала;
  • при окончании основной молитвы дома или в храме;
  • перед началом принятия пищи и после окончания трапезы.

«Вифлеемъ — Дом Хлеба»
Выпуск 1 (октябрь 2010)

Молитва мытаря

Среди христианских молитвослóвий есть чрезвычайно крáткая, но проникновенная молитва. Её называют «молитвою Мытаря́

». Взята она из
Евáнгелия от Луки
.

Прочтём же это место в Святóм Писáнии:

«Сказал также [Исýс] к некоторым, которые уверены были о себе, что они прáведны, и уничижáли других, следующую при́тчу: Два человека вошли в Храм помолиться: один фарисéй, а другой — мытáрь. фарисéй, став, молился сам в себе так: Бóже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодéи — или как этот мытáрь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. мытáрь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Бóже! Ми́лостив будь ко мне грéшнику! Скáзываю вам, что сей (мытáрь) пошёл опрáвданным в дом свой более, нéжели тот (фарисéй): ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

[
Евангелие от Луки, гл. 18
].

Кого евреи называли фарисéями

? «Фарисéи» («перуши́м») значит «чистые». Это были люди, считавшиеся особенно нáбожными, ибо они исполняли до мелочей все иудéйские обычаи. Но делали они это часто напокáз, угождая не столько Бóгу, сколько собственному тщеславию. Не раз обличал Исýс их лицемерие, ибо истинной любви к Бóгу и ближнему они не являли.

Кто же такие мытари́

? Это были откупщики налогов. Еврейская страна в то время находилась под властью римских завоевателей. Римляне не хотели сами заниматься сбором налогов с еврейского населения, а передали это дело в руки самих евреев, в лице
мытарéй
— откупщиков. Мытáрь сначала из своих денег отдавал оккупантам налог за целый участок города, а потóм, пользуясь их покровительством, собирал со своих одноплеменников гораздо бóльшие суммы, нежели сам вносил в казну. Мытари́ наживались на страданиях и разорении собственного народа. Их боялось, презирало и ненавидело всё еврейское общество. Люди этого сословия считались низкими и подлыми. Их чуждались, как прокажённых.

И что же мы видим? «Прáведник» фарисéй за осуждéние ближнего и гордыню был сам осуждён Бóгом (святые отцы пишут, что он пошёл во ад). А презрéнный грéшник мытáрь оказался Бóгом опрáвдан — за искреннее покая́ние. Он не искал себе оправданий, даже не смел возвести очей к небу, но искренне оплакивая свои грехи, смирéнно просил об их прощении.

Кому должны мы, христиане, уподобляться — фарисéю или мытарю́? Святые отцы говорят: в грехах — ни тому, ни другому; но надо ревновать обоим в том, что они делали доброго

. Фарисéю мы должны подражать в ревности к пóдвигам вéры, а мытарю́ — в смирéнии и покая́нии.

Каждый святóй считал себя самым большим грéшником на земле, каких бы духóвных высот он ни достигал. Без смирéния нет восхождéния к Бóгу, как и Христóс

говорит: «
Всякий, возвышáющий сам себя, унижен будет, а унижáющий себя возвысится
». В церковных молитвах есть даже такое выражение: «
éже к Бóгу вознося́щее смирéние
», то есть,
унижение, возвышáющее дýшу
. Это и есть покая́ние. Будем же молиться Бóгу со смирéнием и истинным покая́нием, произнося Молитву Мытаря́:
Бóже, ми́лостив бýди мне грéшному.
(Перекрестись и поклонись.)
Создáвыи мя, Гóсподи, и поми́луй мя.
(Перекрестись и поклонись.)
Без числá согреши́х, Гóсподи, поми́луй и прости́ мя грéшнаго.
(Перекрестись и поклонись.) (В переводе на русский язык со славянского это означает: «
Бóже, будь ми́лостив ко мне, грéшному! Создáвший меня, Гóсподи, Ты меня и поми́луй! Я согреши́л безчи́сленно много раз, — Гóсподи, поми́луй и прости́ меня грéшного!
»)

Эту молитву мы произносим, входя в церковь и в дом и кланяясь Бóжиим икóнам. Также и исходя из дома или церкви. Её читают перед обедом и ужином и после еды те, кто не знает более длинных молитв. Эта покая́нная молитва должна с детства и до гроба быть с нами.

Выучите её наизусть, молитесь ею почаще. Произносимая с благоговéнием и от всей души́, она способна размягчить даже самое очерствелое сердце, привести в сокрушéние окаменелую душу, возжечь в ней любовь к Бóгу, умилостивить Гóспода и очистить человека от многих грехóвных скверн.

Прости́вший мытаря́ Госпóдь наш Исýс Христóс да подаст и нам и́стинное смиренномýдрие и покая́ние и да введёт нас всех во Цáрство Своé Небéсное, Емýже слáва, со Отцéм и Пресвятым Дýхом вó веки. Ами́нь.

дано в рассылке

Правила чтения

Даже такую молитву, как обращение мытаря, необходимо читать правильно, чтобы она принесла пользу, а не была статичным произношением заученных слов. Человек должен осознать свою греховность и необходимость в Господе для борьбы с темными силами. Также молящийся должен искренне захотеть изменить свою жизнь и понимать, что это возможно только с Божьей помощью.

В том случае, если текст произносит женщина, ей необходимо покрыть голову косынкой или шарфиком, и менять слова на «грешную», «грешной». Также молитва сопровождается тремя поясными поклонами, по одному на каждую строчку произносимого текста.

Если человек с полным смирением произносит молитву, Бог всегда придет к нему на помощь в сложной ситуации и защитит от зла.

Архим. Паулин (Лекка). Молитва мытаря / Православие.Ru

В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения известного румынского духовника архимандрита Павлина (Лекки; 1914–1996). Он был религиозным мыслителем, эрудитом, знатоком Священного Писания и русского языка, духовным писателем. Перевел на румынский книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Видеть Бога, как Он есть», И.К.

Смолича «Жизнь и учения старцев», книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и другие, написал собственные книги: «От смерти к жизни» (1996), «Что такое смерть» (1997), «Божественное прекрасное в сочинениях Достоевского» (1998) – самое глубокое исследование творчества Феодора Михайловича в румынском богословии, «Молитва мытаря» (1998).

Приводим для читателей портала «Православие.Ru» в сокращении фрагмент из последней книги архимандрита Павлина.

Господи Иисусе, вспоминаю. Я был одинок. Брошен всеми. Лежал разбитый на дне глубокой пропасти. Вокруг – гробовая тишина. Не было никого, кто помог бы мне. Весь израненный, с переломанными костями, я изредка тихонько всхлипывал.

У меня было лишь одно желание, одна жажда – выбраться из этой пропасти.

Но я не мог ничего, как только поднять мизинец – в знак того, что я не согласен с тем состоянием, в каком нахожусь, и был бы счастлив, если бы нашелся кто-нибудь, кто вытащит меня из этого мрака и безысходности, в которую я провалился.

Наверху, высоко-высоко я видел маленький голубой клочок неба. Ах, как я жаждал мира непорочного, чистого, кристального, в котором не было бы ничего от той грязи, червей и смрада, в которых я утопал. Мне хотелось глотка чистого, озонированного воздуха, и я чувствовал, что задыхаюсь без него, угораю.

Но Ты, возлюбленный Пастырю, всегда выходящий на поиск заблудившихся овец, услышал мой всхлип, увидел мой поднятый мизинец, угадал мое желание выйти из этого горького и жалкого состояния, в котором я был. И я тут же услышал над головой какие-то звуки. Сухой хворост трещал, камушки катились, листва шуршала. Кто-то торопясь шел. И я предчувствовал и предвкушал слезы радости.

А когда я повернул голову, то что же увидел? Это был Ты, Иисусе сладкий! Сквозь слезы я увидел Тебя всего, во весь рост. Ты был высоким, как Крест, на котором Ты был распят! Голова, склоненная, словно под тяжким бременем, была окровавлена и увенчана тернием.

От рук и ног, пронзенных гвоздями, шли кровавые следы. Но Ты, Иисусе, не обращал внимания на Свои страдания, Ты не взирал на Свои раны, Ты смотрел прямо на меня. Из Твоих добрых глаз текли слезы жалости к тому несчастному состоянию, в котором я находился.

Как добр Ты был со мной! На всей земле нет матери, которая могла бы утешить так, как утешил меня Ты!

И, Господи Боже, как же дивно Ты обошелся со мной! С какой любовью позаботился обо мне! С какой нежностью, с какой деликатностью, с какой внимательностью перевязал мои раны и возлил на них елей и вино! Как добр Ты был со мной! На всей земле нет матери, которая могла бы утешить так, как утешил меня Ты!

Ты встал на колени возле души моей, разбитой и разорванной в клочья грехом, и стал говорить мне, что мечта моя о лазурном небе исполнится. Ведь там, наверху, есть другой мир, в тысячу раз лучше, чище, счастливей! Там пение ангелов крылатых, там птицы, цветы, бабочки, каких нет на земле. Там вечная весна и вечное счастье.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]