Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою,
воздеяние руку моею, жертва вечерняя.Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:
Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Перевод
Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой,
Поднятие рук моих – как жертва вечерняя.
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня!
Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе.
Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих.
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов.
Слушать молитву в исполнении хора:
На богослужениях псалмы читаются часто, занимая примерно 20% текстов. Это самые древние молитвы или, другими словами, Песни, которые писались на протяжении тысячи лет. В монастырях их учат наизусть, читают непрерывно, а некоторые признаны одними из самых сильных стихологий, помогающих в различных житейских ситуациях.
Среди них есть научающие, умудряющие, пророческие, хвалебные, прославляющие Бога, покаянные и плачущие песни. Псалом Давида 140 можно отнести к тем, которые вразумляют, учат, как подобает вести себя праведнику. Псалтырь – это музыкальный инструмент. До нас не дошли сведения о том, как он выглядит, но стихи толкуются многими авторами.
Псалом 140 или «Да исправится молитва моя»
Чтобы понять смысл псалма, нужно погрузиться в его исторические корни. Считается, что Давид написал эту песнь в то время, когда над ним нависла смертельная угроза от царя Саула. Чтобы сохранить власть, царь готов был убить своего зятя – Давида, хотя у того и в мыслях не было свергнуть тестя с престола. Под угрозой физической расправы Давид вынужден был бежать. Именно тогда он обратился к Богу через стих.
Говоря о своей невиновности, он попросил защиты у Всевышнего и избавления от озлобленности по отношению к обидчикам. В сокровенных словах заключена его кротость, готовность понести наказание за все ранее допущенные им грехи.
Псалом, используемый в церковных песнопениях, укладывается в четыре строки, каждая имеет сокровенный смысл, учит праведной жизни.
- В первой строке псалма речь идет о внимательности. «Да исправится» имеется в виду – исправно выполняется. То есть, произнося любое обращение к Богу, следует сконцентрировать внимание на каждом слове, каждом звуке, вкладывать в них истинное покаяние, безусловную любовь. Только тогда чаяния человека легко поднимутся к Небесам, как дым от кадила. Иначе молитва будет тяжелой и приземленной.
- Вторая строка стиха обращает внимание на те аспекты, о которых нужно помнить во время моления. Случается, что верующие, выучив молитву наизусть, читают ее механически, не вдумываясь в смысл, не вкладывая чувства, отвлекаясь на посторонние мысли. Дойдет ли такая молитва, обремененная земными мелочными заботами, лишенная чувств, до Бога? Скорее всего, нет. Так как Всевышний откликается на наши душевные порывы, искренность, способность к покаянию, открытые сердца.
- Третья строка молитвы говорит о пустословии. Молящийся обращается к Господу с просьбой о помощи в устранении болтливости. Действительно, пустые разговоры и огромный поток пустых мыслей отвлекают людей от главного – духовности, обретения истинной цели, служения. Жизнь некоторых людей омрачена еще и сквернословием, бранными словами.
- Четвертая строка псалма о самооправдании и покаянии. Люди, в любой ситуации ищущие себе оправдание, поступают неправильно. Какие бы ухищрения не придумывал разум, перекладывая ответственность на других или на жизненные обстоятельства, проблема не разрешится. Есть вина – следует покаяться перед Богом.
Поучительный текст молитвы призывает к тому, чтобы внешний и внутренний мир человека пришли к гармонии.
По традициям Православной церкви, во время песнопения псалма прихожане стоят коленопреклоненные перед Всевышним.
История и значение молитвы
Открытие, над которым трудится первооткрыватель, дается ему нелегко, но потом становится достоянием для многих поколений. В древности люди трудились, чтобы получить огонь при соприкосновении двух камней, а теперь достаточно чиркнуть спичкой и получить огонь. Эдисон сделал множество попыток, прежде чем была явлена миру электрическая лампочка, которой мы пользуемся, даже не задумываясь об этом. Так же происходит и в духовной жизни.
Духовный опыт одного человека, полученный трудами и скорбями, становится достоянием для людей многих эпох и источником огромного блага. Так же как достижение ученых, открывших электричество, подарило нам электрический свет, который мы можем иметь в любое время, щелкнув выключателем, так и духовный опыт великих мужей Божьих является источником благодатного света и спасения для всех, кто обращается к Нему.
Взгляните на Царя Давида, автора многих псалмов: его хвалебные песни основаны на его собственном, порой драматическом опыте. Одни из них были написаны во время скорбей, жизненных испытаний и даже после согрешений, которые были осмыслены и вынесены на свет Божий в покаянии. Другие написаны во время избавления от напастей. Они были вдохновлены Духом Святом, родились в любящем Бога сердце.
Несмотря на все испытания, Давид сохранил праведность и преданность Господу. Псалмы, написанные Давидом, полны силы наполнять наши сердца благодатью. Единственное, что нужно нам сделать – прочитать их.
Речь пойдет о псалме 140. Мы попытаемся осмыслить употребление этого молитвенного стихотворения на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».
По мнению толкователей Священного Писания, Псалом был написан в то время, когда Давид прятался от царя Саула, который хотел его убить, так как боялся потерять царский престол. Давид был женат на дочери Саула Мелхоле. Давид и в помыслах не имел лишать Саула власти, но он вынужден был бежать и скрываться. Его состояние и мысли описаны в псалме.
Давид взывает к Господу и просит Его услышать молитву. Давид понимает, что невиновен, и просит Господа избавить его от сети, ему приготовленной, и чтобы те, кто задумали коварные замыслы, сами в нее попали. Давид также осознает свою греховность и просит, чтобы Господь положил ограду устам его, чтобы Он не прибегал к самооправданию. Псалмопевец понимает, что хотя вины его нет, но достаточно других грехов, чтобы Господь наказал его.
Если мы обратимся к песнопению «Да исправится молитва моя», то легко заметим, что в нем использована только первая часть псалма. Рассмотрим, какие смысловые аспекты псалма применимы к современной жизни.
Прежде всего обращаем внимание на то, что песнопение построено в виде прокимена (сначала исполняется первый стих, а потом он чередуется с тремя последующими). Далее следует пропевание основного стиха.
Согласно литургическим источникам, в константинопольской соборной традиции это песнопение являлось прокименом. Чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. В XII веке константинопольская традиция была вытеснена студийской монашеской.
Во время исполнения люди преклоняют колени, а священник кадит. Хождение благовонным дымом является прообразом молитвы.
Как кадильный дым возносится ввысь, так и наша молитва возносится к Небесам. Мы, люди грешные, и наша молитва «неисправна». В молитве мы просим Господа, чтобы он исправил нашу молитву.
Когда нужно читать
Псалом 140 читают (поют) на ежевечерней церковной службе в блоке «Господи, воззвах», поочередно с псалмами 141, 129,116. В Великий пост его исполняют по ходу литургии Преждеосвященных Даров. Конкретные дни – среда, пятница, первые 3 дня Страстной седьмицы.
Полезно повторять псалом самостоятельно дома (по утрам или в вечерние часы) для укрепления веры в Господа и получения помощи от Высших сил.
Читают эту молитву при любых опасных ситуациях, когда нависла угроза для жизни, а также:
- чтобы покаяться в неблаговидных поступках перед Господом;
- когда нужно разрешить конфликт с другими людьми мирным путем;
- чтобы справиться с семейными неурядицами;
- для гармоничного выхода из неприятных ситуаций;
- если кто-то из близких поступил несправедливо;
- когда человек решил избавиться от сквернословия, и ему нужна помощь;
- для выражения благодарности и любви Богу.
История написания
Авторство псалма 140 принадлежит царю Давиду. Некоторые толкователи утверждают, что псалмопевец написал во времена гонения царем Саулом. Тогда ему пришлось нелегко. Давид пытался доказать свою невиновность и преданность правителю, но все было тщетно. Давид мог собственноручно убить Саула, но не стал. Он надеялся только на защиту и помощь Господа.
Полный текст на русском языке
Следующий текст псалма представлен в том виде, как он поется в церкви:
Стих: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Рефрен: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Рефрен. Стих: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Рефрен. Стих: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Рефрен.
Эта молитва переведена в более удобную форму. В полном объеме ее можно читать так:
Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой, поднятие рук моих – как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня! Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе. Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Клин православный
Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его!
(1 Цар. 23: 14)
Всякое истинное открытие, достающееся открывателю, как правило, весьма непросто, становится затем легкодоступным достоянием всех последующих эпох. Когда-то очень давно поняли, что огонь можно извлекать из соприкосновения двух камней, хотя для этого надо было потрудиться. Сегодня мы получаем огонь легким движением спички. Когда-то изобретение электрического света родилось после непростых научных опытов Яблочкова и Эдисона. Сегодня мы включаем этот свет элементарным щелчком клавиши. Меняются формы – от примитивных к более совершенным, но суть остается той же.
То же самое происходит и в духовной жизни человечества. Духовный опыт одного человека, когда этот человек свят, опыт, дающийся трудами и скорбями, становится достоянием многих поколений и эпох, источником великого блага для бесчисленного количества людей. Как достижение тех ученых мужей, что открыли электричество, одарило нас светом в любое время суток и всеми сопутствующими благами, так духовный опыт великих духоносных мужей становится источником благодатного света и спасения для всех тех, кто приобщается ему.
Посмотрите на Царя и Псалмопевца Давида. Его псалмы – опыт его духовной жизни, осоленной скорбями и напастями. Немало из них написано во время разнообразных жизненных испытаний и даже после случавшихся в его жизни грехопадений, осмысленных потом и раскаянных. Многие из псалмов Давида начертаны после избавления от напастей, а иные и вовсе писаны в изгнании. Но именно потому, что родились они в исстрадавшемся верующем сердце, сохранившем при всех испытаниях праведность и преданность Богу, Давидовы псалмы удостоились наития Святого Духа. И, будучи Боговдохновенными, имеют силу напоевать благодатью и наши сердца. Надо лишь приложить малый труд по прочтению этих псалмов.
И об одном из таких псалмов – псалме 140 – мы и поговорим сегодня. А точнее сказать, мы, используя своевременный повод – время Великого поста, попытаемся осмыслить богослужебное употребление этого псалма на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».
По мнению толкователей, 140-й псалом написан Давидом в тот период, когда царь Саул, опасаясь потери власти, замыслил убить Давида (см.: гл. 19–24 1 Цар.). Потрясенный до глубины души замыслом тестя – Давид был женат на дочери Саула Мелхоле, – он вынужден был спасаться бегством, хотя и был невиновен, ибо не имел никакого помысла свергать царя. Соответствующими мыслями и ощущениями и наполнен весь псалом. Давид просит Господа услышать его молитву. Осознавая свою невиновность, он просит избавить его от сети, которую ему приготовили; просит, чтобы в эту сеть попали сами устроившие ее, а он был избавлен. С другой стороны, Давид признает свою греховность, просит Господа положить хранение его устам, дабы не озлобляться на противника, просит не позволить его сердцу уклониться к самооправданию. Давид понимает, что хоть и не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание.
Такова общая смысловая композиция этого псалма. Если мы обратимся теперь к песнопению «Да исправится молитва моя», то заметим, что в нем использована лишь первая часть 140-го псалма. Структура расположения стихов псалма в этом песнопении и его место в Литургии Преждеосвященных Даров позволяет нам увидеть некоторые новые смысловые аспекты псалма применительно уже к нашей духовной жизни, что мы и попробуем сейчас сделать.
Во-первых, обращает на себя внимание тот момент, что песнопение «Да исправится молитва моя» построено в виде прокимна, то есть сначала исполняется основной стих – собственно «Да исправится молитва моя», а затем он чередуется с другими тремя стихами. В конце вновь пропевается основной стих. Обратившись к литургическим источникам, мы действительно находим данные о том, что ранее в константинопольской соборной традиции это песнопение было прокимном, чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. И уже значительно позже «в студийской монашеской традиции, вытеснившей к концу XII века соборную константинопольскую, “Да исправится молитва моя” перестало быть обычным прокимном, во время его исполнения постепенно утвердился обычай народного коленопреклонения и священнического каждения».
Во время пения «Да исправится…» следует преклонить колени. Обратим внимание на то, что это коленопреклонение в литургийном ряду находится между двумя другими подобными моментами. Коленопреклонение совершается перед «Да исправится…» – при возгласе «Свет Христов просвещает всех» – и вскоре после «Да исправится…» – на важнейшем «Ныне силы небесные». Случайно ли это? Не думаю. Здесь указание на важнейший смысловой ряд в литургийном пространстве. В этом ряду первое коленопреклонение связано с обращением к оглашенным, готовящимся принять святое крещение. Это обращение, имеющее значительный вероучительный смысл. Последнее коленопреклонение связано с важнейшим моментом Литургии, когда переносятся Святые Дары. Ну а с чем связано коленопреклонение во время песнопения «Да исправится молитва моя»?
Структура прокимна, присущая этому песнопению, позволяет нам говорить о его особенном нравоучительном характере. Он состоит в том, что первый и основной стих песнопения указывает на важнейшее дело христианина, дело, сопровождающее всю его жизнь, – на молитву. Стихи, «проложенные» между основным, – указание на моменты, которые способствуют преуспеянию в молитве либо, напротив, препятствуют сему. Это своего рода духовный многослойный «пирог», в котором основной слой обретает свой истинный «вкус» лишь в сочетании с прочими. Хотите убедиться в том, что это так? Тогда пойдем дальше.
1. «Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя».
В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь. Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу. При этом, как это ни парадоксально и ни печально, подобная «Каинова» жертва – неизбежный временный удел всякого христианина, ибо нерассеянная молитва – «жертва вечерняя», то есть является плодом многолетних и усиленных трудов. И получаем мы этот плод нередко лишь к «вечеру», то есть ближе к закату жизни.
Это основной лейтмотив песнопения. В нем – указание цели. Далее следуют вышеупомянутые моменты в «проложенных» стихах.
2. «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́».
Здесь указание на качества, которыми обладает настоящая молитва и которые мы должны для своей молитвы приобретать. И во-первых, речь об искренности и покаянном характере молитвы. Вот как говорит об этом великий Златоуст: «Что же выражает Псалмопевец словами: “Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня”? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспламененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан. Как человек, взывающий голосом, напрягает всю свою силу, так и взывающий сердцем напрягает весь ум свой. Такого воззвания требует Бог, воззвания, которое происходит от сердца и не дозволяет поющему зевать и развлекаться»[1].
Во-вторых, нельзя не заметить: во второй части стиха – та же мысль, что и в первой, только изложенная другими словами. И это не в последнюю очередь говорит нам о необходимости в молитве постоянства. Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно. Неслучайно призывает апостол: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Постоянство в молитве – то же, что капля, которая точит камень. Подобно маленькой ничтожной капле, которая со временем разрушает даже твердыню камня, наши немощные, но постоянные молитвенные потуги способны разрушить греховную сердечную коросту и ввести молитву в сердце, где она становится по- настоящему сильной и действенной.
3. «Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х».
Ничто так не расхищает из сердца молитвенный плод, как постоянно открытые уста. Потому и Премудрый призывает: «Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28: 29). «Дверь ограждения» и «хранение» своим устам мы должны просить у Бога, поскольку привыкли держать свои уста открытыми и говорим много лишнего. Никакой иной грех так не «легок» и не «приятен», как пустословие. Он способен быстро «сгладить» плохое настроение, аккуратно «прикрыть» лень. Он, как ничто иное, доставляет нам много «приятных минут», но при этом отнимает нечто очень важное – пусть небольшой, но все же благодатный плод, который обретает наше сердце после нашей немощной, но все же молитвы. А потому христианину, искренне молящемуся об исправлении молитвы, «яко кадило», также искренне следует бороться с пустословием, многословием и, разумеется, сквернословием. «Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания»[2], а это, согласимся, нечасто случается.
4. «Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х».
Этот непростой, как кажется, стих содержит достаточно простую мысль: «Не уклони сердце мое к словам лукавым для измышления извинения во грехах». Как самоосуждение для человека – великое благо, так самооправдание – великое зло. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи. А если станешь отыскивать пустые предлоги и освобождать душу от страха, то усилишь в ней расположение снова предаваться тем же грехам и много прогневаешь Бога»[3].
Грех естественным образом порождает в душе чувство вины и ощущение неизбежности наказания. Возникает желание куда-то от этого спрятаться. Когда человек не вполне понимает значение покаяния, тогда и возникает самооправдание как попытка спрятаться от ответственности. Самооправдание – то же, что стремление страуса уйти от опасности через погружение головы в песок. Это смешно, но не только. Самооправдание порождает для человека существенное зло: чем более человек сам себя оправдывает, тем более осуждается Богом. А потому тот христианин, кто стремится к нерассеянной и плодотворной молитве, должен избегать самооправдания, ибо просить Бога о милости и одновременно привлекать на себя Его осуждение – то же, что одной рукой что-то строить, а другой все тотчас же разрушать.
Воздевание рук во время молитвы – очень древняя внешняя форма обращения к Богу, хотя в современной богослужебной практике она используется священниками нечасто. Основная мысль этой формы-образа – дать возможность человеку как можно сильнее выразить устремленность его к Богу и Небу. Выразить и затем – по принципу перехода от внешнего к внутреннему – помочь устремиться к Богу его уму, его сердцу и воле. Песнопение «Да исправится молитва моя» именно об этом. Это молитва о том, чтобы наше внешнее благочестие пришло наконец в гармоничное единство с нашим внутренним миром. И, наверное, поэтому оно так полюбилось нашим православным людям.
[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы.
[2] Там же.
[3] Там же.
Источник:
pravoslavie.ru
Торжество Православия. 1-е Воскресенье Великого Поста Торжество Православия
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
Правила чтения
Для того чтобы воспользоваться священным текстом псалма, нужно быть человеком крещеным, носить нательный крестик, выполнять простые правила:
- При любом обращении к Всевышнему главное – искреннее моление, покаяние. Поэтому нельзя молиться в суете, читать стих между делами. Нужно остановить все мирские мысли, эмоционально подготовить себя к молитве, настроиться на более высокие материи.
- Лучше всего посетить вечернюю или праздничную церковную службу. Песнопения помогут проникнуться сокровенными звуками псалма, ощутить сопричастность к священному действу, наполнить душу благодатью Господней.
- Дома место для разговора с Богом должно быть тихим и уединенным. Хорошо, если зажжена свеча и есть икона, перед которой желательно встать на колени.
- Неверно читать молитву от случая к случаю. Только ежедневные обращения к Всевышнему помогут оставаться в благостном состоянии всегда.
Чтение молитв – это наша духовная пища, которая реально помогает жить в мире, полном тревог, спокойно, открыто и счастливо.
Толкование псалма 140
- Стихи 1-4: Автор просит просто покаяния, чтобы Господь не гневался на врагов, подарил им жизнь. Он не просит наказать злопыхателей, он лишь просит защиты от них. Если Господь услышит молитвы, то наступит справедливость.
- Стихи 5-10: Всевышний даст силы верующему пережить все трудности. Пусть каждый поступок будет благословенен. Все мольбы против злодеев и их дел. Вожди нечестивых следуют за автором по пятам, у них везде есть глаза. От них не укрыться. Не справедлива злость врагов по отношению к певцу. Ведь ничего злого и дурного в нем и его поступках никогда не было.