Во многие православных молитвах мы часто слышим такие слова, как Херувимы и Серафимы. Например, в молитве «Достойно есть» мы видим такие слова «…Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…». Что это такое? Кто такие Херувимы и Серафимы? Каково их отличие?
Старинная икона, изображающая Херувимов и Серафимов — Небесного воинства Божия, о которых мы знаем совсем немного
Конечно, ответить одним словом кто это и что это, не получится. Разберем это более подробно. Откуда обо всем этом мы вообще можем узнать? Богословы узнавали об этих существах, читая священное писание. Но о них можно прочитать в Ветхом Завете, а также это откровения монахов, которым они являлись в видениях.
Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов
Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов. Каждый Херувим и Серафим выполняет определенную функцию. Изображения и картинки их встречаются крайне редко, потому что никто не знает, как они выглядят.
В Небесной иерархии существует три чина, ее можно представить в виде обычной лестнице. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов:
- 1 ступенька — находится ближе к Богу. И на ней сидят Серафимы;
- 2 ступенька — херувимы;
- 3 ступенька — престолы.
В Небесной иерархии существует три чина. На данном фото оно представлено вовсе иначе — в виде креста Господня. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов
Самая первая высшая ступень после Всевышнего — Серафимы
Разберем каждую ступень отдельно, чтобы понять, что они вообще значат. Самая первая значимая ступень, после Всевышнего — это Серафимы.
Впервые о них идет упоминание в книге пророка Исайи. Вот что он пишет:
Исайи
Пророк
«…В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями…».
Из этого делаем свой вывод, что Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета. Считалось, что Серафимы закрывались крыльями, потому что издавали очень яркий свет, а это в свою очередь могло ослепить людей.
Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета
Но именно пророк Исаия смог увидеть Серафимов, потому что произошло это по воли Божией. Что же происходит дальше? Исайя пишет:
Исайи
Пророк
«…И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен…».
Сам же пророк сильно удивился, как же он смог увидеть самого Царя Господа, если он так же погряз в своих грехах. В ответ на его вопрос к нему и явился один из Серафимов.
На многих полотнах Серафимов изображают с человеческим лицом. Пример такого полотна можно увидеть ниже на фото.
Иногда Серафимы просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог. Такие иконы всегда расписаны в красных или багряных тонах, потому что Серафимы как бы связаны с огнем и любовью. Считалось, что они призваны, чтобы обдавать жаром простых людей и подчинить ей своей воле.
Иногда Серафимы на иконах просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог
По Дианисию Ареопагиту, воинство небесное находилось всегда в постоянном движении, вокруг всего божественного.
Именно Серафимы доносят людям о Боге, и они же призывают людей соблюдать заповеди Господни. Но самое главное, что делают Серафимы — это передают другим чинам то, что велит им Бог. Именно от них выполняют свои поручения другие.
Также Серафимы очищают души людей от грехов. Они очень легко и просто сжигают все души, при этом уничтожая все прегрешения человека. На самом деле, Серафимов можно отнести к самым могущественным и таинственным созданиям Бога.
Примечания
- также 3Цар.
- ↑ Мидраш Берешит Раба XXI
- Танна дебе Элияху Раба I
- Талмуд, Хагига 13б
- ↑ Мидраш Тегиллим XVIII, 15; Мидраш Шир ха-Ширим Раба к 1:9
- Талмуд, Иома 21а
- Талмуд, Иома 54б
- Талмуд, Иома 54а
- Талмуд, Хагига 12б
- Мидраш Кохелет Раба X, 20
- Мидраш Тадше, изд. Эпштейна, стр. 15
- см., например, Сифре, к Втор. 3:24
- ср. Зогар на Книгу Исход, глава Бо, 43а
- Адольф Йеллинек, Auswahl Kabbalistischer Mystik, стр. 3
- ↑ — статья из
- Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 29.
- Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб. 1900. Т. 6 С. 751.
- Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 30
- «Книга тайн Еноха» XIX, 6; XX, 1
- Книга Еноха, LXX, 7; ср. LXI, 10
- ↑ Талмуд, Сукка 5б
- Это связано с сопоставлением двух мест у пророка Иезекииля (1:10 и 10:14): в первом месте сказано, что существа небесной колесницы имели четыре лика: человека, льва, быка и орла, а в другом месте сказано, что эти четыре лика были: херувима, человека, льва и орла. Таким образом следует, что херувим = быку.
- ↑ Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- Талмуд, Хагига 13б
- Иудейские Древности, VIII, 6 § 5; VIII, 3, 3
- Филон Александрийский, De Cherubim, VII, X; De Vita Mosis, III, 8
- Маймонид, Мишне Тора, раздел «Основы Торы» II, 7)
- Маймонид, Путеводитель растерянных IIΙ, 45
- .
Следующая высшая ступень после Серафимов — это Херувимы
Следующая ступень после Серафимов — это Херувимы. В книге Бытия, есть такая запись, в которой указано, что один их Херувимов — страж. Считалось, что он стоит и охраняет вход в рай. Царь Давид говорил, что Бог использует Херувимов в качестве перевозчиков, именно так он облетает свои владения.
Цель Херувимов — доносить людям мудрость Божию. Они повествуют людям о Боге, а также учат людей жить спокойной и праведной жизнью. Они не только учат простых христиан, но и учат тех, кто находится на самых нижних ступенях небесной иерархии.
Херувимы появились примерно на третий день после сотворения Богом мира. И именно они и были существами, которые поселились на земле.
На изображениях, Херувимы, также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями и шестью крыльями
Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых иконах и статуях. На них, они также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями. На некоторых изображениях можно увидеть и львиную морду. А в некоторых древних источниках указано, что Херувимов изображали даже в виде быков с крыльями.
Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых статуях, на которых они также изображены с человеческим лицом и крыльями
Если верить европейской легенде, в которой указано, что когда человек засыпает, то тело его шепчет душе о том, что было пережито за день. Затем душа передает информацию Ангелу Хранителю, а он Херувиму.
После него информация попадает еще выше, к Серафиму, а оттуда сразу к Богу. Именно так Господь и узнает то, что совершил человек за день.
Херувимы — восхваляют и воспевают Бога в своих гимнах и песнопениях.
Ангелы всегда считались самыми умными и мудрыми существами. Например, Иоанн Златоуст считал, что Херувим состоит из глаза, именно поэтому он все видит и все знает о человеке. Только так он и передает всю информацию Богу.
Но, к сожалению, негде нет точного описания, как они выглядят. Только есть два критерия — это крылья и лица. Предполагалось, что именно Херувимы должны были быть расположены на крышке Ковчега Завета, так как одновременно символизировали престол невидимого Господа и служили защитой всего Ковчега.
Херувимы в искусстве — распространенная ошибка трактовки
Библейские мотивы, помимо классической иконографии, что существовали еще на заре христианства, вызывали огромный интерес у творцов эпохи Возрождения. Тогда многие художники, кто из страха перед Инквизицией, кто из искреннего желания раскрыть с новой стороны идеи чувственности в христианстве, предпочитали использовать в картинах сюжеты из Ветхого Завета. На них впервые и появились пухлые малыши с крылышками. Их рисовали на картинах, делали статуи с их участием, фрески.
Сейчас, когда искусство Ренессанса доступно для каждого, этих малышей многие по незнанию называют херувимчиками. Но они не имеют отношения к ангельскому чину, близкому к Богу после серафимов. Это заблуждение встречается в русскоязычных странах.
Такой малыш называется путто, или путти — когда не один. Они появились благодаря смешению интереса к античной культуре и христианской религии. Путти выполняют дополняющую роль, сопровождают главный объект искусства. Их рисование доверялось подмастерьям и ученикам, художник выполнял основной сюжет картины. Известна картина «Видение пророка Иезекииля» авторства Рафаэля. Там этот ангельский чин изображается как четыре летящих существа — ангел, телец, орел и лев, на коих восседает Бог.
Херувимы занимают важное место в современном христианстве. Об этом свидетельствуют херувимский ладан в церковной магии и другие аспекты. Одно из главных богослужений, что исполняется в православных храмах, зовется Херувимской Песнью, и начинается со слов «иже херувими». Но ни один херувим ни в одном предании не имел собственного имени и назначения. Это позволяет отдельным людям сомневаться в важности этих ангелов в божественном мире.
Престолы очень часто описывались — как колесницы с огненными колесами
Итак, что такие Серафимы и Херувимы мы разобрались. А что стоит на самой низкой ступени? Престолы — что это? Престолы очень часто описывались как колесницы с огненными колесами. У каждого из по 4 крыла.
Чуть позднее в литературе церковной было указано, что образ похож на облик Серафима. Престолы названы не просто так, считалось, что на них восседает время от времени сам Господь.
Престолы названы не просто так, считалось, что на них восседает время от времени сам Господь. Очень часто их и называли — Богоносными
Престолы также служат для передвижения Бога, именно поэтому их часто называют Богоносными.
Среднюю ступень после Ангелов составляют — Господства, Силы и Власти
Среднюю Ангельскую же иерархию составляют еще три чина: Господства, Силы и Власти. Господства управляют, по сути, последующими чинами Ангелов. Господства учат владеть своими чувствами, порабощать свою плоть духу, а также господствовать над волей, чтобы побеждать искушения.
Силы же исполняют волю Господа. Они творят чудеса и посылают благодать на угодников Божиих. Также они помогают в несении различных послушаний, дает крепость и мужество духовное.
Власти укрощают силы дьявола. Они помогают людям бороться с бесовскими искушениями, в борьбе с плохими помыслами, утверждают подвижников, а также оберегают их.
В низшую иерархию входят еще три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют низшими Ангелами. Они управляют вселенной, охраняют страны и народы человеческие.
Так выглядит схематично Высший, Средний и Нижний чин в Небесной Иерархии
Архангелы оповещают о великих, и преславных. Они помогают людям открывать тайны веры, а также пророчества Бога. Они же помогают укрепить святую веру в людях.
Ангелы самые близкие к людям существа — помогают людям встать на путь истинный
Ангелы самые близкие к людям существа. Они помогают человеку встать на путь праведный и истинный. Они охраняют всех православных христиан, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы это просим.
Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога. В православии празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил принимал участие почти во всех ветхозаветных событиях.
Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога
На иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола. В левой руке у него зеленая финиковая ветвь, а в другой — копье с белой хоругвью, на котором начертан червленый крест.
Итак, Херувимы и Серафимы — это самые близкие к Господу Ангелы. Именно они те самые создания, которые несут людям святость и мудрость от Бога. Именно поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах или песнопениях.
Только лишь несколько выдержек из православной литературы показывает нам, что же это были за существа. Как мы видим, эти образы очень интересны и, тем не менее, очень загадочны.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Архангелы Править
Арха́нгел
(греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.
По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:
- Михаил — главный Архангел,
- Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.
- Рафаил — поставленный над духами людей,
- Уриил — властвующий над небесными светилами,
- Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
- Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
- Ремиил — поставленный над душами, восходящих к Богу.
Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами
.
Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.) Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.
Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.
В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшего за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.