Одной из самых достопочтимых считается терновый венец Христа — символ Его страданий и силы веры в человечество! Христианские реликвии обладают божественной силой. Все потому что в свое время они имели контакт с Всевышним.
В свое время, эта новость облетела весь интернет, привлекая внимание верующих. Речь идет о пожаре в соборе Парижской Богоматери, который произошел 15 апреля 2021 года. На первый взгляд, пожар нанес большой ущерб самой величественной постройке. Однако, лишь единицы догадывались, в какой опасности оказалась одна из главных реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа. Данная святыня важна для верующих. И на то есть ряд важных причин.
За что распяли Иисуса Христа
Евангельская история [ править | править код ]
О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:
…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)
О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.
Интересные факты
- Разделение венца. Об этом уже говорилось. Венец, в период Великой Французской революции, разделили на три части. Каждая из них уцелела и дошла до наших дней.
- Доказательство мучений Христа. Венец принес Спасителю много страданий. Об этом можно судить по Туринской плащанице, в которое было завернуто его тело. По оставшимся следам можно сделать вывод, что реликвия нанесла 13 ран на лбу и 20 на затылке.
- Способ хранения. Любое растение разлагается спустя некоторое время. Но специальный футляр из хрусталя, в котором хранится Его венец, не позволяет растению утратить свой вид. К тому же, кустарник, из которого сплетена эта «корона» достаточно прочен, чтобы пройти проверку временем.
- Количество шипов. Изначальный венец имел до 70 шипов. Но умелые купцы, перед продажей реликвии королю Франции, срезали их и отдали в монастыри по всему свету, как частичку Его.
Терновый венец считается символом страданий Христа. Ради человечества, он принял чашу испытаний и испил ее до дна. Реликвия имеет огромное значение для всех христиан. Благодаря заботе людей, эта реликвия не потерялась в прошлом, чему нельзя не радоваться. Сегодня каждый желающий может прибыть в Собор Парижской Богоматери и вознести молитву венцу.
В Средние века [ править | править код ]
Первоначально терновый венец находился в Иерусалиме, но в 1060-е годы был перевезён в Константинополь [1] . Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII — начало XIII века) — богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в 1201 году в Константинополе, в храме Богородицы Фара (др.-греч. τοῦ Θάρου — при маяке
) — в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Великий четверг и в Великую субботу, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копьё Лонгина, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 году) [2] .
Во время Четвёртого крестового похода Константинополь был разграблен в 1204 году. Реликвии, находившиеся в нём, вывезли крестоносцы, в числе их был и Терновый венец. В 1239 году Людовик Святой приобрёл Венец, по некоторым данным, за огромную по тем временам сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. Точнее, Балдуин II заложил Терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В 1239 году, в ходе процессии в Санс, Людовик Святой со своим братом Робером д’Артуа, босые, в простых рубахах, несли раку с Терновым венцом [3] . Затем Терновый венец был доставлен в Париж, куда позже были привезены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов. Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую церковь Сент-Шапель (часовня королевского дворца, фундамент был заложен в 1242 году) и в том же 1239 году временно поместил Терновый венец в городской собор [4] . В 1246 году Терновый венец был перенесён в часовню Сент-Шапель [5] .
В сочинении Трактат о реликвиях, написанном в 1543 году протестантом Жаном Кальвином и многократно издававшемся впоследствии, написано, что частей Тернового венца было столь много, что если их собрать, то получится более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; Мон-Руаяле (фр. Mont-Royal (Sarreinsberg) ) — три; в Соборе Овьедо в Испании; в Собор Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; Шарру (Вьенна) (фр. Charroux (Vienne) ) в Пуату; в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре (фр. Basilique Notre-Dame de Cléry-Saint-André ); Сен-Флур (Канталь); Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume ) в Провансе; в фр. l’abbaye de la Salle ; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне [6] .
Из чего состоял терновый венец
Представленная святыня сумела найти путь в наше время и существует сейчас. Представляет собой венок, сплетенный из прочных стеблей колючего растения. Чтобы жертва испытывала еще больше страданий, в состав венца добавляли стебли зизифуса. Именно эта разновидность кустарника обладает огромных количеством острых шипов. Исследователи насчитывают порядка 70 шипов, которые причиняли Спасителю мучительную боль.
Известны сведения, согласно которым в XIII веке венец имел тенденцию к цветению. Так как проблема заключается в том, чтобы сохранить кустарник в первозданном виде, его поместили в футляр из хрусталя, который также запаяли для большей сохранности. Наблюдая за реликвией можно заметить, что у футляра имеются рассечения золотыми скобами.
В период Французской революции, венец поделили на три части. Так верующие хотели уберечь реликвию, сохранить ее для следующего поколения. С Божьей помощью удалось сохранить все три части, что позволило обрести венцу свою единую форму.
В геральдике [ править | править код ]
Терновый венец является центральным элементом ордена Белого движения «Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода».
Мы хотим рассмотреть несколько мифов об Иисусе Христе. Еще недавно так называемая мифологическая школа, опираясь на недостаток как самих источников, так и содержащихся в них сведений, рассматривала основателя христианства как религиозный вымысел, а не как реальную историческую фигуру. Однако и противоположная позиция имеет свои веские аргументы.
Сторонники такого взгляда вполне резонно заявляли, что раз ни один нехристианский автор I — начала II века не упоминал о столь выдающейся личности, значит, его не было на самом деле.
Встречающиеся упоминания о Христе у таких античных авторов, как Иосиф Флавий, Тацит и Плиний Младший, которые цитировали в своих сочинениях христианские апологеты, воспринимались как подложные, вставленными в текст позднейшими переписчиками из числа христиан. В настоящее время к этим свидетельствам подходят более осторожно, не отрицая их огульно, хотя объективных данных в пользу существования реального Иисуса пока явно недостаточно.
Среди косвенных свидетельств обычно называют не только рукописи, но и археологические данные, подтверждающие библейские рассказы. В частности, в 1961 году во время раскопок в Кесарии Палестинской, группа итальянских археологов обнаружила обломок гранитной плиты с сильно поврежденной латинской надписью, в которой упоминаются имена Тиберия и Пилата. Нужно отметить, что имя Пилата редко где называется, кроме Священного Писания.
В свое время крупнейший знаток римской истории, лауреат Нобелевской премии по литературе Теодор Моммзен отметил, что Понтий Пилат по своему назначению iure gladii (обладающий правом вершить смертную казнь) должен был называться не прокуратором, а префектом. Кстати, прокуратором Пилата титуловал только Тацит. В написанных по-гречески евангелиях его называют просто «правитель», у других античных авторов Пилат то «правитель», то «наместник», то «управляющий». Пилат носил почетный титул «друга Кесаря» — amicus Caesaris, который, соединяясь с высшими должностями — легата, префекта, проконсула и прочими, указывал на близкие отношения с самим императором. Найденная надпись подтвердила блестящую догадку гениального немецкого ученого Т. Моммзена.
Описание
Венец представляет собой венок, сплетенный из прочных ветвей колючего растения, к которым добавлены стебли зизифуса. Этот кустарник обладает множеством длинных острых шипов. Считается, что изначально Терновый венок, содержал около 70 шипов, которые со временем были переданы в разные христианские храмы.
В летописях хранятся свидетельства цветения реликвии, относящиеся к началу XIII столетия. В настоящее время венок хранится в хрустальном запаянном футляре. Места рассечения святыни скрыты золотыми фигурными скобами.
Реликварий Святого Тернового венца выставки “Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель”
800 лет назад Святой Терновый венец был захвачен крестоносцами в Константинополе. В скором времени король Франции, Людовик Святой, выкупил его за небывалую цену – половину годового государственного бюджета страны.
В момент прибытия выкупленной святыни во Францию Людовик IX Святой торжественно встретил реликвию в 40 километрах от Парижа. Король снял с себя все королевские регалии и обувь. Он понес на плечах реликвию в Париж, будучи босым, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, в сопровождении большой торжественной процессии.
Реликварий Тернового венца на афише выставки в Кремле
Святой Терновый венец хранится в реликварии, который представлен на выставке в Музее Кремля “Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель”.
- Святой Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), согласно Евангелиям был водружен на голову Иисуса Христа римскими воинами, чтобы усугубить его страдания. Венец всегда был символом силы, правления и почета. Изготовление его из терновника вместо традиционного лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков великим героям, было позорным актом издевательства над Сыном Божьим.
- Реликварий – вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение
Реликварий тернового венца на выставке в Московском кремле “”Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель”
Произведение: Реликварий Святого Тернового венца
Дата и место создания: Париж, 1806
Материалы: Золото, серебро, хрусталь
Диаметр произведения: 28,2 см
Автор: Мастер Жан-Шарль Кайе. На произведении есть клеймо мастера
Место постоянного хранения: Сокровищница собора Парижской Богоматери
Наполеон Бонапарт после коронации
Во времена правления Наполеона Бонапарта был создан данный реликварий в виде кольцеобразной колбы из горного хрусталя для размещения в нем венца. Перемещение святыни в колбу было произведено 6 августа 1806 года в присутствии кардинала Беллуа, архиепископа Парижского.
“Обруч” из тростника, внутри которого закреплены терновые ветви, был помещен в первый реликварий из хрусталя, разделенный по окружности на две половины, оправленные в обод из золоченного серебра. Эти две части соединены тремя креплениями в виде растительного орнамента также из золоченного серебра.
Первый реликварий Тернового венца
Вся описанная выше конструкция помещается во второй реликварий формы земного шара из золоченной меди, который сейчас также хранится в сокровищнице парижского собора Нотр-Дама. Второй реликварий поддерживают три ангела и венчает крест, фигура коленнопреклоненной Веры и лев, символ “колена Иудина”. Второй реликварий выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым венцом: императрицы Елены, императора Латинской империи Балдуина II и Людовика IX Святого, держащего в руках доставленную в Париж святыню.
Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)
Оба реликвария были сделаны одним ювелиром – Жаном-Шарлем Кайе (1772-1849).
По задумке и воплощению автора, поскольку терновый венец находился внутри глобуса, внешне он не был доступен для обозрения публики. Возможно именно по этой причине в 1862 году был сделан новый внешний реликварий Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком при содействии скульптора Жоффруа-Дешома. Замысел был осуществлен ювелиром П. Пуссиельг-Рюсаном. С этого времени посетители могли внешне видеть реликвию.
Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)
Стиль
Все реликварии созданы в стиле ампир, появившийся в послереволюционный период наполеоновской Франции.
- Ампир происходит от французского empire «имперский стиль». Основные источники творческого переосмысления и вдохновения – искусство архаики Древней Греции, искусство императорского Рима и Древнего Египта. В античности Ампир черпал, с одной стороны, монументальность и лаконизм, а с другой – идею утверждения императорского величия посредством соответствующих атрибутов и символов.
Реликварий тернового венца в Соборе Парижской Богоматери (не экспонируется на выставке в Кремле)
История приобретения Тернового венца Людовиком Святым
С IV до середины XI века Терновый венец был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом венец перенесли в Константинополь. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, в их руки попал и императорский дворец Константинополя Буколеон с часовней, в котором хранились реликвии, количество которых их потрясло. Но самый важный комплекс – реликвии Страстей.
Есть описание, сделанное рыцарем Робером де Клари, который перечисляет все, что они увидели в императорской часовне во дворце: терновый венец, большой фрагмент истинного креста, копье Лонгина, губка, пропитанная уксусом и желчью, которую подавали Христу, гвоздь от Распятия… Там было немало и других святынь, связанных и с почитанием Богородицы, и с другими святыми.
Крестоносцы отдавали себе отчет в ценности этих реликвий, которые были немедленно поставлены под охрану и перешли в собственность новых императоров Латинской империи (просуществовавшей с 1204 по 1261 год). Но они постепенно начинают реликвии закладывать и продавать, поскольку их положение крайне непрочное в силу того, что у них мало и военных, и финансовых сил.
Латинский император Балдуин II сильно задолжал Венеции и предложил ей венец в качестве компенсации, но в итоге терновый венец был продан Людовику Святому, который обошелся вдвое дороже, чем последующее возведение Сент-Шапель.
Причем когда Балдуин II приехал на переговоры во Францию для ведения переговоров, его бароны уже заложили терновый венец венецианцам. Его выкупают у них. На нашей выставке в Кремле представлена грамота о залоге венца итальянскому банкиру Никколо Квирино – удивительный документ той эпохи.
Терновый венец, полученный от латинского императора Балдуина II, Людовик IX Святой торжественно встретил 10 августа 1239 года в городке Вильнёв-Аршевек, что в 40 километрах от Парижа. При этом Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь, а потом, босой, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, вместе со своим братом Робером д’Артуа и в сопровождении большой торжественной процессии, понес реликвию на плечах.
Так 19 августа 1239 года Терновый венец Иисуса Христа оказался в Париже.
Сент-Шапель на острове Сите в Париже
Сент-Шапель
После в рекордные сроки, за неполных три года, для святых реликвий в центре Парижа, на острове Сите, была воздвигнута часовня Сент-Шапель (Sainte-Chapelle, или Святая часовня) — один из шедевров готической архитектуры, на строительство которого было затрачено еще больше денег, чем та сумма, в которую был оценен Терновый венец Иисуса Христа.
Сент-Шапель представляет собой часовню-реликварий, выполненную в готическом стиле. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 35 метров в длину и 11 метров в ширину. При этом эта часовня, шпиль которой уходит в небо на 75 метров, сейчас занимает третье место по посещаемости в Париже и считается одной из самых красивых небольших готических церквей в мире.
За свою легкость и красоту Сент-Шапель по праву считается шедевром французской готики.
Сент-Шапель. Верхний храм. Витражи
Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она использовалась как хлебный склад, а затем была приспособлена под судебный архив. Начиная с 1790 года не раз поднимался вопрос о ее сносе, но, к счастью, это варварское мероприятие не было осуществлено.
Судьба реликвий из Сент-Шапель плачевна. Большая часть погибла в ходе Великой Французской революции: реликварии были переплавлены, а реликвии выброшены. Терновый венец уцелел благодаря тому, что его передали в Национальную библиотеку Франции, но вынули из реликвария (тот представлял собой большую готическую корону с драгоценностями), а сам венец разломили на три части.
Вернулась реликвия в начале XIX века уже в Нотр-Дам, в ведение архиепископа парижского. Сент-Шапель перестала быть действующей часовней даже после реставрации монархии.
Верхняя капелла Сен-Шапель
История реликвария Святого Тернового венца
За несколько недель до коронации в соборе Парижской Богоматери Наполеон Бонапарт решил продемонстрировать Французской церкви свою благосклонность.
В 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу с другими реликвиями. Эти бесценные предметы из коллекции короля Людовика IX Святого, все они были связаны с распятием и погребением Иисуса Христа. К перечню святынь прилагалась большая картонная коробка. В ней-то ошеломленный каноник и обнаружил сваленным в кучу то, что до сих пор считается едва ли не самым главным из реликвий христианского мира.
Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения хрупкой святыни.
Терновый венец был заключен в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.
Так в сокровищнице собора Парижской Богоматери оказался Терновый венец.
С тех пор в первую пятницу каждого месяца (в три часа дня), а также в Страстную пятницу католического Великого поста (с десяти утра до пяти вечера) эти реликвии выносят для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.
Людовик Святой с Терновым венцом
Значение приобретения Тернового венца для Франции
Приобретение Тернового венца было новым политическим капиталом для Франции и династии Людовика Святого, династии Капетингов. Людовик прекрасно осознавал, что необыкновенно поднял свой престиж и во Франции, и в европейском масштабе. Хотя паломническая карта Европы очень богата, но реликвии Страстей в этой иерархии стоят выше всего.
Венец Спасителя хранится во Франции с XIII века.
Терновый венец (французы называют его Sainte Couronne — Святая корона).
Когда король строил Сент-Шапель, то сделал ее дворцовой капеллой, подчеркивая, что лично он обладает святынями.
В глазах его современников эти реликвии освящали и защищали всю Францию. Их присутствие – важный фактор формирования национального самосознания французов.
Достаточно быстро Людовик Святой стал отделять от тернового венца шипы и рассылать их и в пределах Франции (например, в аббатства, которые он основывал), и за ее пределы. Скажем, в Ассизи, город, связанный с именем Франциска Ассизского, которого он очень почитал и отправил туда и часть ризы, и один из шипов венца (он до сих пор там хранится). Он хочет связать христианский мир почитанием общих реликвий. Сейчас розданные им шипы находятся и во Франции, и в Швейцарии, и в Италии, и в Англии.
История святыни
Терновый венец вместе с другими атрибутами Страстей Христовых начинают почитать уже с IV века, когда первые христиане-паломники отправляются в Иерусалим. В X веке его перенесли в Константинополь и оставили на хранение в Фаросской церкви при императорском дворце. Правитель Латинской Империи Балдуин II, испытывая материальные трудности, заложил венец Спасителя в венецианском банке, а французский король Людовик IX в 1238 году выкупил его за баснословную сумму в 135 тыс. ливров — половину годового дохода страны. Зачем он это сделал? Вероятно, хотел поднять религиозный дух Франции и сплотить страну. Как бы то ни было, после этого короля называли не иначе как Людовик Святой.
Интересно, как происходила транспортировка святыни. С величайшими предосторожностями, исключающими подмену и ограбление, венец и другие реликвии везли до Франции в сопровождении конного эскорта в сотню-другую всадников. На подступах к столице процессию встретил сам король. Одетый лишь в простую тунику, он нес венец Спасителя все 40 км до Парижа.
Для хранения Тернового венца на острове Сите за каких-то 5 лет воздвигли готическую часовню-реликварий Сент-Шапель (Святая капелла). Она невелика, но очень красива: Луи Святой не жалел средств для отделки. Стрельчатые окна сплошь покрыты витражами, большая часть из них оригинальна. Часовня открыта для посещения каждый день.
Интересно!
Тропическое растение страстоцвет, или пассифлора, получило свое имя за внешний вид цветка. Христиане трактовали его как воплощение Страстей Христовых, при этом внешняя корона из тычинок выступала в роли тернового венца.
Терновый венец переживал уже сложные времена. Так, в ходе Французской революции, восставшие подожгли Сент-Шапель. Святыню передали в Национальную библиотеку, а затем архиепископу Парижа, она чудом уцелела в то смутное время. С 1806 года до недавнего времени венец Христов с другими реликвиями хранился в сокровищнице Нотр-Дам-де-Пари, а его 70 шипов были переданы другим храмам в дар.