Понимание и толкование слова «искупление» менялось с течением времени. В древности оно означало возмещение причиненного вреда либо расплату за содеянное. Совершенный проступок, человеческая жизнь или свобода имели вполне конкретную цену, которая выражалась в деньгах или иных материальных ценностях. Однако, если открыть текст Священного Писания и прочитать об искуплении, это слово обретает иной смысл.
Библия повествует об Адаме и Еве, нарушивших божественный закон. Согласно учению церкви, искупить этот грех было возможно лишь с приходом в мир людей Иисуса Христа, который должен был принести себя в жертву. Имело место и светское понимание термина: человек несет ответственность перед обществом за слова и совершенные проступки, дабы восстановить прежние отношения, статус или репутацию, он обязан искупить свою вину.
Жертва[ | ]
Роль в истории и культуре[ | ]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 апреля 2021 года . |
С древнейших времён жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл — от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности.
По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. … «Все почти по закону очищается кровью
, и
без пролития крови
не бывает
прощения
» (Евр. 9:22)
Их основной смысл, по свидетельству Библии, состоял в том, чтобы кровь животных «покрывала» грехи тех кто приносил эту жертву; о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертв, а также порядок их принесения., другие жертвы выражали благодарность и преданность Богу. К важнейшим видам жертв относятся: жертва всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), жертва благодарности, или мирная жертва (Лев 3), а также жертва за грех (Лев 4:1 — 5:13) и жертва повинности (Лев 5:14 — 6:7). Среди этих пяти видов жертвы только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по которым приносились жертвы, отчасти видны уже из их названий (напр., жертва за грех, жертва благодарности). Была также жертва примирения (Лев 15).
Что такое искупление
В широком смысле это слово понимается как исправление виновным лицом совершенного им деяния либо последствий оного. Люди возмещают нанесенный ущерб, корректируют свое поведение, каются в содеянном либо несут ответственность в порядке, установленном законами или обычаями данного социума. Если же речь идет о понимании с точки зрения религии, то здесь уже человек искупает вину либо очищается от греховности согласно ритуалам или вероучению той конфессии, к которой принадлежит.
Происхождение слова
Данный термин пришел в русскую речь в результате дословного перевода священных текстов — такая же ситуация сложилась и во многих других европейских языках. Если заглянуть в словари, то можно найти первоисточник заимствования. Перевод осуществлялся с греческого языка, в котором употреблялось слово apolitrosis или с латинского — redemptio.
Оба этих понятия буквально означали «выкуп раба, пленника или заключенного» — человека, который не может обрести свободу собственными силами.
Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Здесь употребляется термин «геула», образованный из корня с двумя значениями. Первое переводится как выкуп человека из долгового рабства у хозяина-иноплеменника, когда деньги вносят родственники и единоверцы-евреи. Второе представляет собой духовное понятие — освобождение от власти греха, что часто рассматривается в контексте прихода Мессии.
В учении каббалы термин может пониматься и как преодоление рамок материальной телесной оболочки через обретение мистического опыта. Арабское слово «каффара» возникло из корня, который переводится как сокрытие, покрытие, возмещение или откуп. Этот термин хорошо известен в исламском богословии. «Каффара» есть мера воздаяния за совершенное деяние либо нанесенный ущерб. Она определяется индивидуально в зависимости от ситуации согласно нормам шариата.
Значение понятия
Как видно, значение менялось на протяжении человеческой истории. Поначалу оно могло обозначать воздаяние по принципу «око за око», далее обрело более глубокий духовный смысл в монотеистических религиях, а потом уже светское современное толкование.
На протяжении веков значение слова «искупление» менялось следующим образом:
- Расплата согласно нормам обычного права: принцип талиона, кровная месть и другие неписаные законы. Сохранилась как пережиток вплоть до XX века включительно на Кавказе, Балканах (Албания, Черногория) и местами в западном Средиземноморье (Сицилия, Сардиния, Корсика).
- Монотеистическая религиозная трактовка: исправление человеческой природы, поврежденной первородным грехом.
- Морально-этическое понимание в светской этике современного общества и юриспруденции: исправление человеком последствий своих поступков и ответственность за них.
Литература[ | ]
- Жертвоприношение
— статья из Электронной еврейской энциклопедии - Искупление
— статья из Электронной еврейской энциклопедии - Искупление // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2011. — Т. XXVII : «Исаак Сирин — Исторические книги». — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9.
- Барсов Н. И.
Искупление рода человеческого Иисусом Христом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Понимание в современном мире
В наши дни религиозная этика в значительной мере сменилась светской — люди выбирают моральные ориентиры, все меньше берутся в расчет заповеди и тексты писаний. При этом и верующие, и атеисты легко могут руководствоваться одними и теми же нормами, подводя под них разные обоснования. Искупительная проблематика продолжает оставаться актуальной, но обретает новые формы.
Определение понятия
Современное общество, находясь в рамках светской этики, оперирует понятиями стыда, совести и исправления, если речь идет о том, что некто обязан искупить свою вину. В ряде случаев ситуация может оказаться и в правовом поле, где в действие вступают уже законы государства.
В рамках светского общества человек может искупать вину так:
- этически — исправляя поведение и совершая новые, положительные поступки;
- юридически — понеся ответственность и наказание согласно закону.
Для чего нужно
Религия говорит о том, что искупить вину необходимо для избавления от греха и обретения вечной жизни после смерти физического тела. Это один из важнейших элементов в учении церкви о спасении души. Встав на этот путь, верующий сознательно выбирает борьбу со своими страстями и недостатками, уповая в этом на Бога и его поддержку.
Однако в современном обществе более распространено светское понимание данного вопроса. Искупающий вину человек стремится избавиться от нее, ощущая неправильность содеянного и муки совести. Тем самым люди могут устранить последствия своих проступков и возместить вред, причиненный окружающим. Главной идеей здесь выступает идея исправления личности и возврата к положению вещей, что имело место до совершения неблаговидного деяния.