Непорочное зачатие — это что такое в христианстве? Почему Мария — Приснодева?


Непорочное зачатие

Как произошло непорочное зачатие у Девы Святой? Вдумайтесь только: зачатие у Девы. То бишь, Богородица была девицей. Она не знала мужа.

Кто-то скажет, что все это выдумка и такого быть не может. Сложно принимать что-то на веру, особенно в наше время, когда доверия и веры практически не осталось. Тем не менее, для любого христианина зачатие у Богородицы — один из важнейших аспектов в вере.

На эту тему есть замечательное стихотворение монахини Марии (Мерновой). Приведем отрывок:

Образом чудным, для нас неестественным.

В чреве честнейшем, светлейшем и девственном.

Он зародился — Божественный Сын,

Мира Владыка. Всех нас Господин.

То есть зачатие произошло чудным образом. Достаточно того факта, что после него Мария осталась невинной. Как же так? Как все произошло?

Этого никто нам не скажет. Непорочное зачатие — это тайна. Быть может, на том свете все откроется и станет понятным. Существует версия, что Дух Святой сошел на Деву Марию, пока Она спала. Так ли это было — неизвестно.

Терминология

В русскоязычной литературе словосочетание «непорочное зачатие» употребляется по отношению к двум совершенно разным доктринам (о непорочном зачатии Иисуса Христа и о непорочном зачатии Девы Марии). Несмотря на совпадение слов «непорочное зачатие» в этих двух русских терминах, они носят разный смысл — в случае непорочного зачатия Иисуса Христа подразумевается бессеменное зачатие девственницей, а в случае непорочного зачатия Девы Марии имеется в виду зачатие от обычных родителей, при котором ребёнок полностью предохранён от первородного греха[2]. Употребление словосочетания «непорочное зачатие» в обоих случаях специфично для русского языка, в большинстве других мировых языков соответствующие доктрины имеют разное название (например, в латинском «Virginalis conceptio» и «Immaculata conceptio»).

Благовещение

Непорочное зачатие — это то, то скрыто от ума человеческого. Мы не можем постичь данное чудо своим разумом.

Как связан праздник Благовещения с зачатием и рождением Спасителя? Самым прямым образом. Вспомним историю праздника.

Матерь Божья была с младых лет безгрешна. Но, в силу своего смирения, и не могла помыслить, что именно Ей выпадет честь родить Спасителя.

О том, что Иисус Христос воплотится от чистых девственных кровей, Мария знала. И она желала сподобиться стать служанкой у Той, Кто станет Его Матерью.

В то время Мария была обручена с Иосифом. Тот берег девство Ее. И вот, спустя 4 месяца после обручения, Матерь Божья читала Писание. Когда явился к Ней архангел Гавриил с новостью. Почему и называется праздник Благовещение — благая весть.

Гавриил сказал Марии, что Она выбрана стать Матерью Божьей. Спаситель воплотится в Ней. Дева удивилась: ведь Она была невинной. И спросила архангела, как же произойдет сие, если Она не ведала мужа.

На что Гавриил отвечал, что на Нее сойдет Дух Святой. И Дева Мария приняла покорно волю Божью.

Вот еще один момент. Бог не просто так взял и сошел на отроковицу (Богородице было 14 лет). Нет, Он смиренно попросил Ее согласия. И лишь когда Мария дала положительный ответ, в Ее чреве зародилась Жизнь.

Тайна непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии сокрыта от нас. До определенного момента.

Примечания

  1. 123
    Великович, 1991, с. 198.
  2. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [www.interfax-religion.ru/logos/index.php?command=glava&id_glava=26 О Благовещении Пресвятой Богородицы] // Интерфакс-Религия
  3. [azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ Иустин Философ, мч. Разговор с Трифоном иудеем, 43 и 68]
  4. [azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ Иустин Философ, мч. Разговор с Трифоном иудеем, 84]
  5. [azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/12 Кирилл Иерусалимский свт. Поучение огласительное 12-е, 22]
  6. [azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/12 Кирилл Иерусалимский свт. Поучение огласительное 12-е, 21]
  7. [www.bibliotekar.ru/mif/157.htm ЗАЧАТИЕ]

Приснодева

Почему Мария является Приснодевой? Ведь рождение ребенка подразумевает лишение девственной плевы. Точнее, окончательное ее разрушение. Как вошел в мир Спаситель?

Тут еще один чудесный момент. Известно, что Иисус Христос вышел из бока своей Пречистой Матери. Как так? Бог способен проходить сквозь преграды, не будем забывать сей факт.

Вот почему Богородица и величается Приснодевой. Она сохранила свое девство, несмотря на рождение Сына.

Отношение Иосифа к произошедшему

Известно, что мужу Девы Марии было много лет. Он был очень стар, а Она — совсем юная. И старцу доверили Богородицу, дабы тот сохранил Ее в чистоте и невинности.

Каков же был ужас Иосифа, когда он понял, что Дева вынашивает ребенка? Страх перед тем, что его обвинят в этом. Страх из-за того, что он не сохранил Девицу в чистоте.

Но старец не стал оправдываться и не выдал Марию. Наоборот, он сказал Ей, что отпустит тайно, никому ничего не говоря. Тогда же и явился Иосифу ангел, поведав, что Мария не виновата перед мужем. Ее зачатие — воля Божья, и Младенец, которого родит Дева, Сын Бога.

Мудрый старец принял волю Божью смиренно, стал еще сильнее заботиться о Деве Марии. А что было дальше, мы знаем. Отправление на перепись населения и Рождество Спасителя.

Иисус Христос был совершенным человеком

ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ СОВЕРШЕННО ЧЕЛОВЕКОМ

· Человеческое рождение

Зачатие Христа было сверхъестественным (Лук. 1:26-35), однако рождение Его во всех отношениях было обыкновенным, после обыкновенного периода вынашивания. Нет никаких причин думать, что Мария не переносила болей при потугах и страданий при рождении ребенка, обычных для всех женщин. Христос именно родился

как рождаются дети, а не материализовался из утреннего тумана или сошел в мир по лунной дорожке. Когда пастухи пришли с равнин Вифлеема, они увидели настоящего ребенка, а не взрослого человека. Очевидно, что Сын Божий вошел в наш мир путем обычного человеческого рождения.

· Человеческий рост и развитие

Евангелие столь же ясно утверждает, что Иисус развивался и рос так, как другие дети. (Лук. 2:40, 52). Иными словами, родившись, Он не сразу начал разговаривать – Он должен был учиться языку. Он не сразу побежал – сначала Он был беспомощен и должен был учиться ходить. Будучи юношей, Он постигал уроки природы, учился ремеслам, узнавал культуру и получал навыки социального общения (что должно было так чудесно проявиться в будущие годы, когда Он начнет учить народ). О Нем сказано, что «…Он должен был во всем уподобиться братиям…»

(Евр. 2:17). Несмотря на то, что Он должен был всему учиться так же, как учатся все дети, Его разум не был поражен грехом. Он был
«…подобно нам, искушен во всем, кроме греха»
(Евр. 4:15). Поэтому логично предположить, что Он был способен постигать все лучше и быстрее, чем другие люди. Это проявилось в Его беседе с мудрецами в храме, когда Ему было всего 12 лет. В тот момент
«…все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его»
(Лук. 2:47).

· Человеческие предки

 Родословные в Ев. Матфея и Луки демонстрируют законные права Иисуса на трон Давидов и связь с человеческой расой через Авраама. Ему были не чужды радости и скорби жизни в семье. Историческое свидетельство четырех Евангелий дает достаточные основания заявлению Павла, что Иисус «…родился от семени Давидова по плоти…»

(Рим. 1:3).

· Человеческий облик

Писание учит, что Иисус обладал обычным человеческим обликом. Ничто в Евангелиях не дает основания полагать, что Христос коренным образом отличался по внешнему виду от остальных людей(1 Иоан. 1:1, 3). Люди видели человека

, творившего чудеса, затем арестованного и распятого, и
человека
же воскресшего. Даже после воскресения Мария воспринимала Иисуса не как бестелесный дух, а как человека – потому что она подумала, что перед ней садовник. Ученики по дороге в Эммаус не узнали Его, но они точно знали, что говорили не с привидением, а с человеком. Именно
человека
видели после воскресения более чем 500 человек в различных ситуациях. Невозможно найти ни одного свидетельства, что библейский Иисус был призраком или просто видимостью.

· Человеческий опыт

Он испытывал голод и жажду, уставал и нуждался в сне — Матф. 4:2; Иоан. 4:6. Он скорбел и плакал — Иоан. 11:35. К некоторым людям Он проникался особой любовью, напр., к семье из Вифании: Иоан. 11:5. Во время гефсиманского борения Ему требовались сострадание и поддержка — Матф. 26:38. Он ужасался предстоящим страданиям, как ужасался бы любой человек на Его месте. Возглас «для чего Ты оставил Меня?

» показывает подлинную человечность Христа – такой была бы реакция обыкновенного человека перед лицом неимоверных страданий.

· Человеческая воля

Способность сознательно проявлять свою волю – одна из неотъемлемых характеристик человека. Христос обладал собственной волей — Лук. 22:42. Его решения, как и наши, строились рационально, с учетом обстоятельств — Иоан. 7:1.

· Человеческие отношения с Богом

Однажды Иисус провозгласил, что людям «должно всегда молиться и не унывать»

. Таким образом, Он дал понять, что молитва – необходимое действие человека, который находится в правильных отношениях с Богом. Поэтому неудивительно, что евангельские свидетельства, представляющие Иисуса во всех отношениях человеком, делают акцент на Его молитвенной жизни.

«Часто задают такой вопрос: «Если Иисус был полностью Богом, почему же Он молился Богу?» Если непредвзято прочитать свидетельство Писания, мы должны настаивать, что Иисус молился, потому что Он нуждался в молитве. Его молитва не была шарадой или розыгрышем; она что-то значила. Он молился не просто для того, чтобы дать образец для подражания своим ученикам; Он молился, потому что принадлежал к роду тех, кому сказано: «…должно всегда молиться» – т. е. к роду людей. Он искал убежища под сенью Всемогущего. Он духовно обновлялся силой Бога и находил смелость для суровых испытаний жизни в подлинном доверии Своему Отцу. Он молился, потому что был человеком –подлинным человеком

»

Подобно людям, Христос также получал ответы на молитвы. «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня»

(Иоан. 11:41). Как человек, Христос полностью подчинял Себя воле Божьей — Евр. 10:7.

Применение:

Поскольку Христос был совершенно (на 100%) человеком, Он:

1. Способен понимать нас и сострадать нам: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа»

(Евр. 2:17).

2. Знает, как нам помогать: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»

(Евр. 2:18).

3. Искупает нашу природу, чтобы спасти нас от смерти: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству»

(Евр. 2:14-15).

ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ СОВЕРШЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Исключительность Иисуса заключается не столько в факте Его человечности и даже не в ее полноте, а в совершенстве Его человечности. Обратим внимание на 2 аспекта совершенства Иисуса Христа: 1)чего не делал совершенный человек и 2) что делал совершенный человек.

· Чего не делал совершенный Христос.

Он не грешил. Никогда. В Нем не было порока. Апостол Петр, который имел привилегию знать Его хорошо, называет Его «Святым Божьим

» (Ин. 6:69) и утверждает, что «
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Ег
о». (1Пет.2:22). Автор Послания к евреям говорит, что Он был «…
святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников…
» (7:26), что Он был «…
подобно нам, искушен во всем, кроме греха
» (4:15) и что Он «…
Духом Святым принес Себя непорочного Богу…
» (9:14). Павел свидетельствует, что «..
не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом
». (2Кор.5:21)
.
Апостол Иоанн провозглашает, что «…
в Нем нет греха
» (1 Ин. 3:5). Сам Христос свидетельствовал о своей непорочности: «…
Я всегда делаю то, что Ему угодно
» (Ин. 8:29), а Своим врагам Он бросил вызов: «
Кто из вас обличит Меня в неправде?
» (Ин. 8:46)

Совершенство Христа заключается не только в том, чего Он НЕ делал (не грешил),но и в том, что Он делал.

· Что делал совершенный Христос.

Он повиновался Богу — Фил. 2:8; Родителям — Лук. 2:51; Властям — Матф.22:21 Он делал добрые дела — Деян. 10:38; Он трудился физически; Он прощал обидчиков — Лук. 23:34; Он был носителем Божьей благодати- Иоан. 1:17; Он раскрыл образ Небесного Отца в Своем поведении — Иоан.14:9.

Иисус может быть образцом для нас. Он не какая-то небесная сверхзвезда, Он – Тот, Кто жил там же, где живем мы. Поэтому в своей христианской жизни мы можем смотреть на Него как на образец для подражания. Совершенство Христа дает нам надежду на то, что и мы будем совершенны. Наша земная природа опорочена Адамом, и мы не знаем, что значит быть по-настоящему человеком. Но Христос восстановил в Себе достоинство человеческой природы. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть

» (1 Иоан. 3:2).

ИПОСТАСНЫЙ СОЮЗ

Ипостасный союз – это союз ни в чем не уменьшенного Божества и истинной человечности в одной Личности. В этом союзе нет смешения, перехода и изменения атрибутов; нет разделения и отделения природ, союз этот личный и вечный.

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ, 1648 ГОДА

«Сын Божий, второе Лицо Троицы, истинный и вечный Бог, одной сущности и равный Отцу, — когда пришла полнота времени, принял на Себя человеческую природу, со всеми ее неотъемлемыми свойствами и слабостями, но без греха, будучи зачат силой Святого Духа во чреве девы Марии. Таким образом, две целостные, совершенные и различные природы, Божественная и человеческая, были неразделимо соединены вместе в одном лице, без превращения, сложения или смешения их. Таковой личностью является истинный Бог, единственный Посредник между Богом и человеком. Господь Иисус, будучи в человеческой природе, соединенной с Божественной, был преизобильно освящен и помазан Святым Духом и имел в Себе все богатства мудрости и знания; в Нем, как было угодно Отцу, обитала вся полнота, чтобы, будучи святым, невинным, чистым, полным благодати и истины, Он мог быть в совершенстве наделен всем необходимым для исполнения служения Посредника и Поручителя. Сие служение Он взял не Сам, но был призван к этому Отцом, Который отдал всю власть и суд в Его руки и повелел Ему исполнять это служение

».

Что мы имеем в виду под понятием ипостасный союз?

1. Он был полностью Богом, полным Божеством. Никогда не был меньше Бога.

2. Он был полностью человеком. У Него была человеческая природа. В определенный момент истории Он стал человеком.

3. Его полная Божественность и человечность объединились в одной Личности навеки. То есть, две природы объединились в одной Личности. Личность одна, но Она обладает двумя природами, которые невозможно разделить, они объединились в одной Личности навсегда.

4. Результат такого единства – теантропическая личность: полностью Бог и полностью человек, т.е. Богочеловек.

5. Это великая тайна, о которой говорится в Кол. 2:2-3: Иисус был полностью Богом и полностью человеком. Две природы соединились в одной Личности навеки, их разделить нельзя.

СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА СЕЙЧАС

Его положение

Иисус сейчас сидит одесную Бога на Небесах.

Это было предсказано в Ветхом Завете (Пс. 79:18 и 109:1). Пс. 109:1 цитируется в нескольких отрывках Нового Завета, где говорится о настоящем положении Христа (Мф. 22:43-45; Мк. 12:35-37 и Лук. 20:41-44).

Смирение Богородицы

Непорочное зачатие — это то, что непостижимо человеческим разумом. И здесь нам открывается полное смирение Девы Марии. Она предает себя воле Божьей. Она — раба Божья. Не в том плане, в каком слово «рабство» известно сейчас: человек, не имеющий права выразить свое мнение. Вовсе нет, Богородица любит Бога. И отдает Себя воле Его не из-за страха и отсутствия возможности возразить. Она это делает как раз по любви.

Если уместно, приведем пример из жизни. Когда мы очень кого-то любим, то и в голову не придет ослушаться или возразить. Мы знаем, если нам сказано сделать так, значит, так и нужно. Тот, кого мы любим, нам не желает зла. Он лучше знает, как правильно сделать.

Так же и здесь. Богородица имела твердую уверенность в том, что Бог лучше знает, что для нее полезно. И она согласилась стать Избранной. Стать Матерью Спасителя.

Сей дивный цвет, се Чадо

Спасителя родит.

Из лап жестоких ада

Весь мир освободит.

Эти строчки из стихотворения монахини Марии (Мерновой), посвященного празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]