Зло
Изначально в мире не было зла — Бог сотворил его совершенным. Все ангелы были друзьями Богу, но среди них был один, который возгордился своей красотой и мудростью и захотел стать равным Творцу. Он увлек на свою сторону треть ангелов и за это вместе со своими бесплотными последователями был низвержен. Ангелы, вставшие на сторону Сатаны, превратились в демонов. В православной традиции их называют бесами.
В переводе с иврита слово «сатан» означает «враг», «клеветник». После низвержения на землю Сатана не успокоился и решил погубить Адама и Еву, совершенству которых завидовал. Поддавшись его лживым словам, первые люди пали и были изгнаны из Рая.
Христианство не рассматривает Сатану и бесов, как неких персонажей, которые сыграли свою историческую роль лишь в начале существования мира. Согласно православной традиции, и бесы, и Сатана продолжают творить свои черные дела, толкая людей на преступления, заставляя их обманывать и ненавидеть друг друга. Каждому из нас эти невидимые враги постоянно нашептывают грязные мысли. Принять их или не принять — зависит от самого человека.
Добро
Силы добра в христианстве олицетворяет Бог — Святая Троица вместе со своими ангелами, архангелами, херувимами, серафимами и прочими бесплотными силами. В отличие от остальных ангелов, Бог является чистым Духом, то есть не обладает никакой степенью материальности.
Христианам известно о ряде свойств Божества. Бог — триедин. Он — одновременно и Один, и Трое (Отец, Сын и Святой Дух). Как Солнце — одно светило, обладающее тремя «ипостасями» — формой, цветом и теплом.
Бог — всемогущ. Для него нет ничего невозможного. Бог — вездесущ. Так как он нематериален, он находится вне этого мира, однако пронизывает его через свои божественные энергии (в православии эти энергии называют благодатью Святого Духа).
Еще одна важнейшая черта Бога — любовь. В Библии сказано, что «Бог — есть любовь». Он не является неким существом, у которого есть больше всех любви или вообще вся любовь мира. Он — источник и суть любви как явления.
Согласно христианской вере, зло в мире — лишь на время. В момент Второго пришествия Христа оно будет полностью уничтожено. Сатана и его бесы будут повержены и уже никогда не смогут вредить людям.
№6 (95-96) / 16 •июля• ‘10
Простые вопросы
Добро и зло… Что победит?
В Новом Завете несколько раз поднимается тема «сопротивления злу». В нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб . А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 38-40); «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-29).
Апостол Павел пишет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 17-21).
О «принципе второй щеки» и о врагах мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.
О. Евгений, в этих словах есть и смирение и сопротивление. Как же понимать заповедь «не противься злому»? В каких ситуациях я должна «подставить щеку», а в каких мне нужно сопротивляться злу?
Если вспомнить Евангельскую историю, то мы увидим, что Сам Христос на суде у первосвященников не подставил вторую щеку, когда Его ударил один из служителей: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23).
Человек — существо трехсоставное — имеет тело, душу и дух. И порой телесная боль для него менее опасна, чем боль души. Заповедь «не противься злому» Господь давал, как личную. Если мне другой человек причиняет страдания и боль, ударяя меня по щеке, это неприятно и тяжело, но все-таки это грех того человека. Если я перенесу обиду и унижение, претерплю боль, моя душа станет крепче, чище, светлее, совершеннее. Если я в ответ начну мстить, воздавать злом за зло, то нанесенный мне удар как раз и дойдет до сердца. Рана, нанесенная уже мной моей душе через гнев и ненависть, будет более опасна, чем физическая боль и страдание. Эта заповедь как бы предупреждает: есть непреложный духовный закон, нарушив который и выиграв минутное торжество над противником, ты надолго потеряешь мир души.
Искушения – нравственный выбор между Добром и Злом
Однако необходимо сказать, что данная заповедь может быть исполнена лишь на определенном этапе духовной жизни, когда душа становится зрелой. Потому как требовать смирения (а терпеть можно только смиряясь) от человека, который только-только начал смотреть в сторону Христа, абсолютно невозможно. Хотя как закон, любая заповедь обращена ко всем людям.
Смирение — высочайшая добродетель, оно божественно и непостижимо, но все же достижимо при упорной духовной работе. Ее способны исполнить люди, которые понимают, что «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Если со Христом возникли отношения, если внутри меня началась духовная жизнь, то есть определенные поступки, которые эту жизнь могут убить. Гнев и ненависть — это как раз то, что убивает мир с Богом.
Но не все в жизни касается лично меня. Если речь идет о противостоянии злу, которое направлено против моих ближних или против моей Родины, то речь идет о выборе между меньшим и большим злом. Убивать врага — зло, причинять человеку страдания — зло, но большее зло — допустить этого врага до беззащитных стариков, женщин, детей и до сердца народа — веры.
Например, мы помним, что во время татаро-монгольского ига, когда ордой управлял язычник Батый, Русь терпела и платила дань. Когда орду возглавил мусульманин Мамай, пожелавший не только получать дань от Руси, но и обратить ее в ислам, возникла угроза национального уничтожения. Потому что вера — это то, что формирует дух народа, на что народ опирается. Поэтому русские воины по благословению преподобного Сергия Радонежского и под руководством князя Димитрия Донского вышли на поле битвы. Когда возникает вопрос национальной безопасности, нужно выбирать меньшее зло. Это как раз и будет противостояние злу силой.
Помнится, Лев Николаевич Толстой высказывал идеи о том, что не нужно злу силой сопротивляться…
Эти взгляды не имеют отношения к христианству, не случайно они были Церковью осуждены. В связи с подобными идеями хочется привести в пример эпизод из сочинения В. Соловьева «Три разговора», когда один генерал заявляет, что «мое единственное доброе дело -убийство, и убийство немалое, ибо убил я тогда в какие-нибудь четверть часа гораздо более тысячи человек…».
Турки напали на огромный обоз с беглыми армянами. «Под телегами огонь развели, а армян, того головой, того ногами, того спиной или животом привязавши к телеге, на огонь свесили и потихоньку поджаривали. Женщины с отрезанными грудями, животы вспороты. Уже всех подробностей рассказывать не стану. Только одно вот и теперь у меня в глазах стоит. Женщина навзничь на земле за шею и плечи к тележной оси привязана, чтобы не могла головы повернуть, — лежит не обожженная и не ободранная, а только с искривленным лицом — явно от ужаса померла, — а перед нею высокий шест в землю вбит, и на нем младенец голый привязан — ее сын, наверное, — весь почерневший и с выкатившимися глазами, а подле и решетка с потухшими углями валяется».
Тут же выясняется, что турки направились в соседнее село, к которому есть более короткая дорога. Генерал ведет свой отряд с орудиями туда и расстреливает турецкое войско в упор: «Господи благослови! Приказал пальбу батарее. И благословил же Господь все мои шесть зарядов. Такого дьявольского визга я отродясь не слыхивал. Не успели они опомниться — второй залп картечи. Смотрю, вся орда назад шарахнулась. Третий — вдогонку. Такая тут кутерьма поднялась, точно как в муравейник несколько зажженных спичек бросить. Заметались во все стороны, давят друг друга. Тут мы с казаками и драгунами с левого фланга ударили и пошли крошить как капусту <…> Кончилось дело. А у меня на душе — светлое Христово Воскресение».
Это как раз та ситуация, когда невозможно на зло отвечать добром и терпением. Но даже совершенное во имя справедливости зло, наносит душе рану. Церковь не сразу допускала воинов, вернувшихся с поля битвы, к таинствам. Ведь невозможно делать зло и не отравляться им. Им давались епитимьи и время на заживления душевных ран, и только после этого воины вновь соединялись с Церковью в таинстве Причастия.
С агрессорами, нападающими на Родину и стремящимися уничтожить наш народ и нашу веру, как мне кажется, все понятно. Просто оценить ситуацию, просто определить врага, вынуть меч и начать воевать. А если «врагами» становятся наши ближние? Если «битва» за веру разворачивается в одной семье, ведь не будешь же доставать меч?
Есть такая древняя мудрость: ненависть можно победить не ненавистью, а только любовью. Мы знаем, что невозможно победить дьявола его же оружием. Апостол Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, 1). Не ответным гневом или обидой, а духом кротости. Дьявола можно победить только силой Христовой, который «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). В отношениях с близкими должен действовать принцип «побеждай зло добром».
В первом соборном послании апостол Петр пишет: «вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».
В истории христианства мы видим примеры такого доброго жития. Святая Нонна, мать св. Григория Богослова, была замужем за человеком, который чтил некоторые иудейские традиции и поклонялся огню. Она же своей кротостью, любовью, исполнением своих домашних, женских обязанностей, своей молитвой и праведной жизнью привела мужа и сына к святости. Муж раскаялся, воссоединился с Церковью и даже был рукоположен во епископы.
В священном писании мы слышим, с одной стороны, призывы к кротости и любви: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28). А с другой стороны, в том же Евангелии Христос говорит: «не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 34-36). Как это сочетается?
Эти слова также связаны с верой. Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», — то есть в вопросах веры необходимо слушать только Бога. Если дело касается имущества, быта, то притеснения от наших близких нужно терпеть.
А если возникает угроза веры, если наши ближние заставляют нас отказываться от истины и склоняют нас ко греху, тогда надо проявить твердость до смерти. Пример тому — жизнь и смерть святой великомученицы Екатерины: когда она была маленькой послушной дочкой, отец-язычник ее любил и баловал, но когда она выросла и приняла осознанное и твердое решение следовать за Христом, он же ее и отдал на мучения. Поэтому «меч» — это образное выражение того, как отношение к вере, ко Христу разделяет людей.
Если между человеком и Христом встают его близкие, тогда Господь говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18, 7-8); «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
К счастью люди, ненавидящие Христа как личного врага, встречаются на нашем пути крайне редко. Наши близкие могут быть маловерными, неверующими, но они редко оказываются ярыми богоборцами. В основном люди не столько противятся Христу, сколько ничего о Нем не знают.
Неведение Истины — жуткое состояние современного общества, остаточное явление советского безбожного прошлого. С одной стороны, любой человек на Земле создан Богом и в душе имеет потенциальное стремление к Истине, стремление найти и раскрыть эту Истину в своем сердце. Поэтому ничем земным человек не может насытиться, утешиться, успокоиться.
С другой стороны, человек — существо поврежденное, немощное, больное. Человек (даже верующий) может осознанно или бессознательно сопротивляться Богу, не соглашаясь с Его волей. Вот почему человеку, заметившему в себе это сопротивление, нужно совершать подвиг восхождения по заповедям блаженства. Заповеди блаженства — удивительная лествица, в которой каждая ступенька ведет к следующей. Христиане знают, чем венчается это восхождение. Когда вы осознаете свою нищету, научитесь покаянию, очистите сердце, смиритесь, возлюбите праведность и милость, когда станете миротворцами, начнется самое тяжелое испытание в вашей жизни — гонение. Дьявол, изгнанный из сердца, начинает мучить человека извне, человека начинают гнать за Христа самые близкие и родные люди. Но конец заповедей блаженства утешителен: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).
Человек, стяжавший христианское совершенство, начинает искренне жалеть, сокрушаться и молиться о своих близких, всем своим существом осознавая пустоту и гибельность жизни без Христа. В пример можно привести Силуана Афонского, который молился за весь мир, скорбя и тоскуя из-за того, что люди не знают Бога. Он говорил, что молиться за весь мир — это то же самое, что кровь проливать.
Христиане должны с пониманием относиться к неверующим людям, жалеть их, потому что самая главная трагедия человека заключается в том, что он не может найти Бога, прорваться к Нему и раскрыть Ему свое сердце. Это и трагедия, и самое страшное наказание, которое человек может получить за свое неверие. А еще нужно просто терпеливо, со смирением исполнять свои домашние обязанности: не враждовать, не обличать, не «учительствовать» — а смиренным Господь дает благодать.
А если конфликт (как правило, эмоционально острый) на почве религии все же назревает, если на Истину изливают ненависть и грязь, то лучше молчать или защищать свою веру?
Есть в Евангелии одно печальное описание подобной ситуации: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).
Зло побеждается только Добром
К сожалению, даже с точки зрения Бога, есть люди, которые своим образом мысли и жизни, довели себя до свинского состояния. Удивительная особенность строения тела свиньи заключается в том, что свинья не может поднять голову к небу. Свинья питается только тем, что видит у себя под ногами. Люди бывают так озабочены «своим свиным счастьем», что вопросы, связанные с Истиной, духовной жизнью, спасением души, они не способны ни поставить перед собой, ни слышать о них от других. Но нужно помнить, что человек — существо изменчивое. Возможно, только на данном этапе жизни он находится в «свином расположении души». Возможно, у Господа есть о нем особый промысел: может быть, скорбями и тяжкими испытаниями Бог смирит человека.
Но тем не менее, пока человек находится в свином состоянии, он бисер и жемчуг оценить не может. Желуди — другое дело! Бросишь такому человеку «желудь» — разговор о модах, сериалах, сплетнях — с удовольствием поддержит беседу. А бисер свинью раздражает, потому что она не понимает, какое практическое применение она может ему найти: «Какое отношение имеет Евангелие к моей свинячьей жизни? Ведь его никуда не применишь. Это все средневековье и пережитки!».
Сегодня мы живем не в христианском, а в языческом обществе, где вражеский дух разлит в сердцах и в сознании людей, даже называющих себя христианами. Упоминание о Христе вызывает, порой, открытую ненависть. Поэтому христианам не надо на каждом углу кричать: «Я пощусь, я молюсь! Это хорошо, а это плохо!» — но нужно своим добрым житием служить людям.
Бывают и исключительные случаи, когда мы видим, что при разговоре о вере присутствуют не только ненавидящие Христа люди, но и сомневающиеся или сочувствующие. Тогда ради защиты и укрепления этих людей можно «вступить в бой».
Например, если сектант «обрабатывает» какого-то доверчивого и неграмотного в вопросах религии человека, то нужно вмешаться и сказать: «Это секта, их идеология на самом деле против Христа». Но это при условии, если мы действительно кому-то можем помочь своим словом, аргументом. А если вся компания объединилась в своей ненависти ко Христу, то нет смысла тратить время и силы на убеждения, но лучше пойти и заняться делом. Не надо ни с кем спорить, так как Истина в споре не рождается — Истина родилась в Вифлееме.
О. Евгений, почему Господь вообще позволяет родиться людям, которые становятся злыми по отношению к другим людям и противниками Богу?
Нет воли Бога на то, чтобы погибла хотя бы одна душа. Все люди созданы для спасения, но есть дети Божии, а есть просто творения Божии. Мы усыновляемся Богу через Христа, а до того являемся просто потенциально хорошим творением Божиим, которое по жизни может вырасти в какого угодно злодея. При этом такой злодей в любой момент своей жизни может покаяться и прийти ко Христу.
Каждый человек рождается в самых лучших условиях для его личного спасения. Вместо нас в это время не мог родиться никакой другой человек. Интересный вопрос: почему Господь терпит языческие народы или отдельно взятых грешников? У святых есть ответ. Во-первых, ради тех праведников, которые могут родиться в этих народах или семьях и прийти ко Христу. Во-вторых, как некий бич, который смиряет христиан, как меч, через который Господь возвращает к Себе Своих непокорных детей.
Вспомним период татаро-монгольского ига. Ведь для Руси это был период высокого духовного напряжения: родились преподобный Сергий Радонежский, преподобный Андрей Рублев и многие другие святые, молитвенными трудами которых Русь выжила. Может быть, и нас Господь терпит ради наших внуков или правнуков, которые к Нему придут и не будут Ему врагами.
В каких случаях и к кому можно применять слово «враг», только ли по отношению к врагу Бога?
Тут определиться нам помогут слова апостола Павла: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). С одной стороны, для христианина настоящий враг — это дух злобы. С другой стороны, святитель Филарет Московский говорит: «Люби врагов своих, поражай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих». Здесь, как мне кажется, очень точно выражено правильное отношение человека к разного рода врагам.
Батюшка, Вы сказали, что через врагов Господь укрепляет христиан и Церковь. Если в первые постсоветские десятилетия к Церкви относились достаточно терпимо, даже с жалостью, памятуя о гонениях XX века, то теперь в адрес Церкви все чаще и чаще раздается «шипение». Означает ли это, что Церковь укрепилась, время затишья заканчивается и грядут новые испытания?
Возможно, но ведь это очень интересно. Церковь наша всегда была воинствующая, не было ни одного века, когда бы Церковь жила тихо-мирно. Она всегда находилась в боевой готовности и всегда была призвана воспитывать воинов. Воины воспитываются не за партами и не в теории, воины воспитываются в боях. Господь говорит: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. <…> Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас. <…> В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 15, 18-20) (Ин. 16, 33).
Удивительный признак истинности христианства: мир, который лежит во зле, не может любить христиан. И этим самым он судит себя: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их был злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21).
Если о нас будут говорить только хорошее, значит, соль потеряла силу, значит, закваска исчезла. А если нас не принимает мир, который проповедует либеральные ценности вседозволенности, потребления и гедонизма — слава Богу! Значит, мы отличны от этого мира и, значит, все происходит так, как заповедовал Христос.
Беседовала Ксения Возгривцева