Урок истории в 6 классе по теме «Христианская церковь и еретики»

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами. Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью. Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека. Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три… и т.д. Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер. И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом. Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство.

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви

Претыкание первое

Христос повелевает относиться к еретикам, как к язычникам, но не повелевает их сожигать или убивать (Мф. 18, 17).

ОТВЕЧАЕМ: Христос здесь не повелевает, но и не запрещает. К тому же Христос никогда не повелевал убивать ни разбойников, ни прелюбодеев, ни воров, ни других за­конопреступников. Однако все это происходит праведным судом.

Претыкание второе

Когда ученики пожелали, чтобы с небес сошел огонь и сжег самарян, Христос ска­зал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55).

ОТВЕЧАЕМ, во-первых. Самаряне сильно отличаются от еретиков – они никогда не обещали Христу хранить веру, но они сами начинали верить, и поэтому их не требо­валось принуждать. Еретики же обещали сохранить веру Христа чистой и непорочной, поэтому их следует всячески принуждать.

ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Апостолы Иаков и Иоанн, пожелавшие сжечь Самарию, хотели сделать это не по ревности о спасении душ, а желая отомстить за то, что они не приняли Христа. Поэтому их справедливо обличает Христос.

Церковь же Святая вооружается на еретиков по ревности о душах, развращаемых ересью. По такой ревности Сам Христос изгнал бичом купцов из Церкви (Мф. 21, 13), Петр убил Ананию и Сапфиру (Деян. 5), Павел предал прелюбодея сатане для изнеможе­ния плоти и спасения духа (1Кор. 5). Умолчу об остальных, таких как Моисей, Финеес, Илия, Маттафий и другие, которые, побуждаемые ревность по Богу, убили многих.

Претыкание третье

Оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф. 13, 30),

– говорит Христос, то есть пшеницу и плевелы, верных и еретиков.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Если посмотрим на эту притчу, не обращаясь к тол­кованию, то может показаться, что выводом должен быть отказ от убийства злодеев, разбойников и других законопреступников, однако праведный суд совершает проти­воположное. Притча нуждается в толковании, и ее смысл опирается на слова Христа: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (Мф. 13, 29).

Если же возможно убрать злых без ущерба для добрых и без всенародного мятежа, то плевелы должно полностью искоренить. Если же невозможно искоренить плевелы без поврежде­ния пшеницы, то есть, когда есть опасения, что вместо виноватых пострадают невинные, или если они пострадают вместе с виноватыми, или когда еретики сильнее нас, и есть опасение, что они победят в битве или что погибнет больше наших, чем еретиков, тогда, в соответствии со словами Христа, следует оставить и пшеницу, и плевелы расти вместе до жатвы, чтобы, уничтожая злое, не повредить вместе с ним и доброе. Такое толкование дают Златоуст и другие.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Под плевелами здесь понимаются не только еретики, но и все злые люди, такое толкование дает Сам Христос: доброе семя, это сыны Царс­твия, а плевелы – сыны лукавого (Мф. 13, 38).

Эта притча имеет более общий смысл и учит тому, что зло полностью не будет искоренено прежде конца века.

Претыкание четвертое

Когда многие ученики оставили Христа, он сказал Апостолам: не хотите ли и вы отойти (Ин. 6, 67)?

Так должно поступать и Церкви, и давать свободу каждому верить так, как он хочет.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Еретики отличаются от Апостолов, которые не были обязаны не оставлять Христа, а еретики обязали себя святым крещением не оставлять святую Церковь, Матерь свою, и хранить веру, данную в крещении.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Христос, придя, предпочел не судить, но быть суди­мым, и не Самому мстить за обиды, а оставить месть своим духовным сынам. Его прооб­разом был Давид, который, пока был жив, не хотел убивать Семея, злословящего о нем, но, умирая, повелел Соломону отомстить Семею за злодеяния (3Цар. 2).

Претыкание пятое

Христос говорит Петру: вложи меч в ножны (Ин. 18, 11).

Из этих слов ясно, что Христос дал Церкви духовный меч – Слово Божие для исправления, а не железный меч для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: Святая Церковь имеет духовных и мирских начальников, как бы две руки, которые держат два меча, духовный и вещественный, которые помогают друг дру­гу. Поэтому когда духовный меч не достигает цели, тогда используется вещественный меч.

Эго было предзнаменовано, когда ученики сказали: вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лк. 22, 38).

Петру же Христос повелел вложить меч в ножны, потому что он был духовным, а не мирским лицом.

Претыкание шестое

О Христе говорится: трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20).

Таким должен быть всякий христианин.

ОТВЕЧАЕМ, во-первых, возражением. Христос, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех

(торговцев)
(Ин. 2, 15)
ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Надломленные трости кающегося грешника и его сокру­шенное сердце Христос помилует и примет.

Претыкание седьмое

Любите врагов ваших (Мф. 15, 44; Лк.

6,
35).
ОТВЕЧАЕМ. ВО-ПЕРВЫХ. ВОЗРАЖЕНИЕМ: Не возненавидел ли я. Господи, не­навистников Твоих и не сокрушался ли о врагах Твоих? Великой ненавистью возненави­дел я их; врагами стали они моими (Пс. 138, 21–22).

И снова:
а если и Церкви не послуша­ет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).
ОТВЕЧАЕМ. ВО-ВТОРЫХ: Любите врагов ваших,

говорится,
ваших,
а не врагов Святой Церкви, которые гонят Церковь и убивают души верных.

Претыкание восьмое

Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем слу­жит Богу (Ин. 16, 2).

ОТВЕЧАЕМ: Здесь говорится об Апостолах, а не о еретиках. Иначе: Моисей, Илия, Финеес и другие, убившие нечестивых, поистине послужили Богу.

Претыкание девятое

Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Почему же и вы, еретики, не такие, как дети? Поче­му извергаетесь из материнского лона Святой Церкви? Почему, раньше сосав ее сосцы, ныне их жестоко угрызаете?

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мы должны уподобляться детям в смирении, в кротости, в незлобии, чистоте, а не в нерадении о душах, врученных нам в пас­тву.

Претыкание десятое

Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искус­ные (1Кор. 11, 19), –

говорит Апостол.

ОТВЕЧАЕМ: Дадим место трем пунктам.

1

. Коварству диавола, который засеивает еретические плевелы.

2

. Человеческому поврежденному естеству, склонному ко злу.

3

. Попущению Божию.

С учетом этих трех пунктов мы и говорим, что надлежит быть ересям, как обычно говорим, что в саду надлежит быть сорнякам и плохой траве. И когда Христос говорит, что надобно придти соблазнам (Мф. 18, 7),

то этими словами он не повелевает рассеи­вать ереси или не искоренять их, а только предвещает то, что всегда будет в мире.

А поскольку в саду плохая трава всегда вырывается вон, то праведно и хорошо искоренять соблазны, хотя мы и знаем, что все соблазны и все злые травы искоренить невозможно.

Претыкание одиннадцатое

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит 3, 10).

Здесь велят отвращаться, а не убивать.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Святая Церковь так и поступает. Вначале она увещает еретика возвратиться, и один, и два раза. Наконец, когда она видит, что гангрена неисце­лима, наносит вред живым и здоровым членам, то стремится отсечь ее.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Здесь Павел не повелевает убивать, но и не запрещает.

ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Сам Павел, который сказал это, предал сатане ерети­ков Именея и Александра. А это наказание сильнее, чем телесное.

Претыкание двенадцатое

Ибо что мне судить и внешних (1Кор. 5, 12)? –

говорит Апостол. Но поскольку еретики вне Церкви, то как Церковь может судить их?

ОТВЕЧАЕМ: Еретики вне Церкви, но должны и обязаны пребывать внутри Цер­кви. Поэтому их должно побуждать к возвращению, как понуждаются овцы, убежавшие из овечьего двора.

Претыкание тринадцатое

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение. Аз воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Когда убивают еретиков, то это делается не для того, чтобы отомстить, но заботясь о спасении человеческих душ, которых убивают еретики. Примерами являются Моисей, Илия, Финеес, Маттафий и другие.

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Мстить за обиду без рассмотрения суда нельзя. Но мстить за обиду, нанесенную Святой Церкви, следует всяческим образом, и особенно привлекая праведный суд властей, которые не напрасно носят меч, как сказал Павел (Рим. 13, 4).

Претыкание четырнадцатое

Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам теперь луч­ше не терпеть лишения (1Кор. 6, 7)?

ОТВЕЧАЕМ: Это изречение относится к вам, противники. Зачем вы обижаете Святую Церковь и не хотите потерпеть лишений?

Претыкание пятнадцатое

Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал.

6,
1).
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Павел, сказавший это, поразил слепотой Елима волх­ва, отвращающего от веры Анафипата (Деян. 13, 8).

Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим. 1, 20).

Он предал сатане имевшего жену отца (1Кор. 5, 1). К тому же угрожал жезлом Коринфянам:
Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости (1Кор. 4, 21)?
ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Святая Церковь обычно сначала и увещевает с духом кротос­ти. Но когда оружие в правой руке не достигает цели, она берет другое оружие в левую руку.

Претыкание шестнадцатое.

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях без милосер­дия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение. Я воздам, говорит Господь (Евр. 10, 28–30).

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Этот бич поднят на вас, противники. Это вы, освятившись Кровью Завета, считаете ее скверной, злословя, что в евхаристии есть только простое вино. Вы попираете в Таинствах Сына Божия, ложно понимая слова Христа: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя.

Поэтому если должен умереть тот, кто нарушил закон Моисея, то тем более это должно относиться к вам.

ОТВЕЧАЕМ. ВО-ВТОРЫХ: Если мы воспримем слова Божии у Меня отмщение. Я воздам

буквально, то из них последует вывод, будто бы мирской суд не должен убивать ни злодеев, ни разбойников, ни прелюбодеев. Однако это не так, ибо Павел говорит Рим­лянам:
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно не носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4).
Ибо этими словами,
у Меня отмщение, Я воздам,
Бог требует от нас только того, чтобы наказание происходило не из желания мести, не от жестокости, не от зло­бы, не от вражды, но от ревности о славе Божией и ради сохранения Закона и правды. Так поступил Моисей, хотя в Писании восхваляется его кротость. Таков Финеес, таков Илия, таковы остальные, кто был ревнителями о хвале Божией.

ОТВЕЧАЕМ. В-ТРЕТЬИХ: Бог – Мститель не только Сам по Себе, но и своими наместниками, которых Он поставил над нами и повелел ими повиноваться (Рим. 13, 5).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]