Урок-сообщение «Евангелисты Лука. Марк, Матфей, Иоанн»


Кого Церковь именует евангелистами

Святая христианская Церковь в своем существовании руководствуется Божественным откровением, которое распространяется путем передачи людям Священного Предания. Одной из его форм являются богодухновенные книги. Полный сборник священных христианских текстов, именуемых Святым Писанием, называется Библией. Она включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов. Центральными книгами новозаветного корпуса являются евангелия. В них говорится о земной жизни Иисуса Христа, его чудесах, общественном служении. Существует четыре канонических евангелия — от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Они были святыми апостолами. В меру того, что они являются авторами евангелий Церковь именует их святыми евангелистами.
Согласно истории Церкви у Христа были ближайшие ученики — апостолы. Сначала их было двенадцать, затем семьдесят. Новый Завет говорит также и о пятистах учениках. Святые евангелисты были апостолами от двенадцати и семидесяти. Так, евангелисты Матфей и Иоанн были в числе двенадцати избранных учеников. Иоанна Христос называл даже Своим возлюбленным учеником, Лука и Марк уверовали во Христа, как в Бога и Мессию позднее, и были из числа семидесяти апостолов.

История жизни каждого из евангелистов различна, но можно сказать о том, что все они потрудились в деле распространения христианского учения. Почти все апостолы претерпели мученическую кончину и евангелисты не были исключением. Только про апостола Иоанна Богослова сохранилось предание, что он не понес мученической смерти, хотя и принимал на себя гонения при императоре Диоклетиане.

Когда впер­вые начали изоб­ра­жать четы­рех еван­ге­ли­стов?

Самое раннее изоб­ра­же­ние еван­ге­ли­стов, фигуры кото­рых иден­ти­фи­ци­ру­ются по коробке с четырьмя свит­ками у ног Спа­си­теля, нахо­дится в рим­ских ката­ком­бах свв. Марка и Мар­цел­ли­ана (до 340). К IV в. отно­сятся рельеф­ные изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов на сар­ко­фа­гах: в соборе г. Апт (Фран­ция) – сохра­ни­лись над­писи над Иоан­ном и Марком; с изоб­ра­же­нием Собора апо­сто­лов (Музей антич­ных Арля и Про­ванса); с алле­го­ри­че­ским изоб­ра­же­нием Церкви-корабля с Иису­сом Хри­стом у руля и еван­ге­ли­стами-греб­цами, над каждым име­ется над­пись с именем (Лате­ран­ский музей, Рим; фраг­мент). С VI в. еван­ге­ли­сты изоб­ра­жа­ются вместе с Бого­ро­ди­цей или св. прор. Иоан­ном Кре­сти­те­лем, напри­мер, на резных пла­сти­нах трона (кафедры) еп. Мак­си­ми­ана (546–556, Архи­епи­скоп­ский музей, Равенна). С этого же вре­мени изоб­ра­же­ния еван­ге­ли­стов встре­ча­ются в мини­а­тю­рах руко­пи­сей: Рос­сан­ский кодекс (Еван­ге­лия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафед­раль­ного собора, Рос­сано); Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие Рав­вулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изоб­ра­же­ний сим­во­лов еван­ге­ли­стов – тельца и ангела среди клу­бя­щихся обла­ков – при­сут­ствует в ком­по­зи­ции «Жены-миро­но­сицы у Гроба Гос­подня» на резной пла­стине из сло­но­вой кости, около 400 г. (диптих из собра­ния Три­вуль­цио, Милан).

Особенности евангелистов

Среди четырех евангелий, имеющихся в каноне христианских священных книг, три называются синоптическими и одно духовным. Евангелия от Марка, Матфея и Луки схожи по своему составу, в них описываются некоторые одинаковые моменты из земной жизни Спасителя. У евангелиста Иоанна текст иного содержания. Он больше повествует о том, чего не было сказано другими евангелистами. Поэтому его евангелие, представляющееся образцом одухотворенности слова, признают написанным в последнюю очередь.
Евангелист Матфей писал свое евангелие для богоизбранного народа (евреев). Оно самое длинное и главной мыслью текста являлся показ Христа, как Мессии, которого ожидали евреи. Евангелист Марк в своем труде представил все царское величие Бога. Он повествует о чудесах Христовых. Этот текст самый короткий и понятный простым людям. Марк писал свое евангелие для римлян, поэтому ему было важным показать чудеса Христа.

Лука писал о спасении всего человечества, указывал на ту искупительную жертву Христа, которую он принес за всех людей. Последний евангелист Иоанн неслучайно прозван Церковью Богословом. В его евангелии можно увидеть основные момента богословия Церкви, учение о Христе как Боге, предвечно рожденном от Отца.

Святые евангелисты своими трудами внесли огромный вклад в дело распространения христианской проповеди. Их евангелия пронизаны благодатью Святого Духа и во все времена будут считаться актуальными для человечества.

Почему на иконах рядом с еван­ге­ли­стами изоб­ра­жают Ангела, льва, тельца и орла?

Для ряда древ­них хри­сти­ан­ских писа­те­лей обыч­ным сим­во­лом для всех четы­рех еван­ге­ли­стов были четыре таин­ствен­ных живот­ных, кото­рых прор. Иезе­ки­иль созер­цал при реке Ховаре (Иез.1:5–26). Их лица напо­ми­нали собой лица чело­века, льва, тельца и орла. Эти образы – чело­века (ангела), льва, тельца и орла – стали эмбле­мами для еван­ге­ли­стов, поэтому хри­сти­ан­ское искус­ство, начи­ная с V в., изоб­ра­жает Матфея с чело­ве­ком или Анге­лом (так как в Еван­ге­лии Матфей выдви­гает осо­бенно чело­ве­че­ский и мес­си­ан­ский харак­тер Христа); Марка со львом (в Еван­ге­лии Марк изоб­ра­жает Хри­стово все­мо­гу­ще­ство и цар­ствен­ность); Луку с тель­цом (в Еван­ге­лии Лука гово­рит о Хри­сто­вом пер­во­свя­щен­стве, с кото­рым свя­зы­ва­лось жерт­во­при­но­ше­ние тель­цов); Иоанна с орлом (по слову блж. Авгу­стина, Иоанн «как орел парит над обла­ками чело­ве­че­ской немощ­но­сти»). При­мерно в конце XVI в. в рос­пи­сях храмов вместо еван­ге­ли­стов иногда изоб­ра­жа­лись только их сим­волы (напри­мер, Смо­лен­ский собор Ново­де­ви­чьего мона­стыря, ц. Св. Троицы в Вязе­мах).

Имеет ли слово «еван­ге­ли­сты» какие-либо другие зна­че­ния?

В неко­то­рых литур­гико-кано­ни­че­ских памят­ни­ках словом «еван­ге­ли­сты», по-види­мому, обо­зна­ча­лась особая долж­ность цер­ков­ного чтеца. Так, в Дидас­ка­лии апо­сто­лов (III в.) в опи­са­нии необ­хо­ди­мых для кан­ди­дата в чтецы качеств гово­рится, в част­но­сти, что он должен «пони­мать, что испол­няет слу­же­ние еван­ге­ли­ста». Слово «еван­ге­лист» в этом зна­че­нии упо­треб­ля­ется и в совре­мен­ной прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви, а именно в тексте Литур­гии свт. Иоанна Зла­то­уста в обра­ще­нии диа­кона к слу­жа­щему иерею перед чте­нием Еван­ге­лия: «Бла­го­слови, вла­дыко, бла­го­ве­сти­теля (εὐαγγελιστήν)…».

***
См. СИМ­ВОЛЫ ЕВАН­ГЕ­ЛИ­СТОВ

Апостол Лука

Апостол Лука по сведениям церковных писателей был родом из Антиохии. По происхождению он был язычником. Вероятно, его имя — сокращение от римского «Луцилий».

Лука не включает себя в число свидетелей жизни Иисуса Христа. Когда он обратился к христианству, неизвестно. Он признается Церковью «апостолом от 70-ти».

Известно, что по профессии Лука был
врачом
.

Он сопровождал апостола Павла

в его миссионерских путешествиях, в том числе в Рим. После мученической кончины апостола Павла в
Риме
отправился с проповедью в Ливию, Ахайю, Фиваиду и Египет. В греческом городе Фивы принял мученическую кончину — был повешен на дереве.

Это интересно: Апостол Лука: евангелист, иконописец, мученик

Первые иконы Пресвятой Богородицы

Феодор Лектор

, писатель и историк Церкви VI века, доносит до нас предание, что Евангелист Лука был первым
иконописцем
. Он запечатлел образ
Пресвятой Богородицы.
В православной традиции Луке приписывается авторство десяти
икон Пресвятой Девы
.

Среди них Одигитрия, Владимирская

(самая ранняя и одна из самых почитаемых на Руси),
Иверская (Вратарница или Привратница
), чудотворные
Феодоровская и Тихвинская
. По преданию, евангелисту Луке принадлежит авторство
«Никопеи»
— почитаемой православными иконы византийского происхождения, а также главной святыни Польши —
Ченстоховской иконы Божией Матери.Корсунская
(иконописный тип Елеуса),
Кириотисса (
Пресвятая Дева изображена в рост с Младенцем на руках), чудотворная
Киккская икона
– главная святыня острова Кипр.

Это интересно: Какие иконы Пресвятой Богородицы написал апостол Лука?

День памяти

Дни памяти святого апостола Луки 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17 января).

Икона

Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 34 см, ширина 22 см Изображение пишущего евангелиста Луки с его символом – тельцом. Инв. № ГМПИ 2973.ДИ-439-И. © Государственный музей Палехского искусства

В своем Евангелии Лука уделил особое внимание крестной смерти Спасителя. Поэтому символ евангелиста — телец

, жертвенное животное.

Молитва евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Апостол Марк

Марк — апостол от семидесяти. В ранней юности стал учеником Иисуса Христа. Его семья была связана с первыми последователями Спасителя: он был родственником апостола Варнавы

, в доме
Марии, матери Марка
, собирались
последователи Христа
.

Марк был непосредственным участником евангельских событий и рассказал о них так, как мог только очевидец:

«Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». (Мк. 14: 42-52)

Вероятно, что этим юношей и был будущий автор одного из Евангелий — Марк.

У некоторых древних авторов Марк именуется «беспалым». Апостол происходил из рода Левия. По преданию, Марк после обращения в христианство сам отсек себе большой палец, чтобы его не принуждали к выполнению обязанностей иудейского священника.

Марк был другом апостола Павла, в 50 г. сопровождал его как слуга в пером миссионерском путешествии. Впоследствии сопровождал апостола Варнаву на Кипр. Помогал апостолу Павлу в распространении христианства среди римлян. Из Рима отправился в Колоссы, где был вместе с апостолом Петром. Помогал апостолу Тимофею в его служении в Эфесе.

Свое Евангелие Марк написал, вероятно, в Риме и по просьбе римских христиан. Он основывался на словах апостола Петра и на собственных воспоминаниях. Евангелие написано после смерти апостолов Петра и Павла, которые проповедовали в Риме от 61 до 66 года.

Марк отправился в Египет, основал в Александрии христианскую церковь. По преданию за совершенные чудеса язычники обвинила Марка в волшебстве. В день праздника Сераписа, языческого божества, он был схвачен и умертвлен толпой язычников.

25

Апреля

63 года

В этот день мученически скончался апостол Марк. Некоторые ученые полагают, что это произошло не в 63, а в 68 году.

Тело апостола покоилось в Александрии, а в 827 году купцы увезли его в Венецию.

День памяти

25 апреля (8 мая по новому стилю) является днем памяти святого апостола Марка.

Икона

Иконография: Марк, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 22,5 см Изображение пишущего евангелиста Марка с его символом – львом. Инв. № ГМПИ 2978. ДИ-357-И. © Государственный музей Палехского искусства

В знак того, что апостол Марк в своем Евангелии делает акцент на величии и могуществе Христа как Бога, его символом является крылатый лев.

Интересный факт

Жители Венеции считают апостола Марка свои покровителем, а его символ — крылатый лев украшает герб города.

Молитва

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]