Кого Церковь именует евангелистами
Святая христианская Церковь в своем существовании руководствуется Божественным откровением, которое распространяется путем передачи людям Священного Предания. Одной из его форм являются богодухновенные книги. Полный сборник священных христианских текстов, именуемых Святым Писанием, называется Библией. Она включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов. Центральными книгами новозаветного корпуса являются евангелия. В них говорится о земной жизни Иисуса Христа, его чудесах, общественном служении. Существует четыре канонических евангелия — от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Они были святыми апостолами. В меру того, что они являются авторами евангелий Церковь именует их святыми евангелистами.
Согласно истории Церкви у Христа были ближайшие ученики — апостолы. Сначала их было двенадцать, затем семьдесят. Новый Завет говорит также и о пятистах учениках. Святые евангелисты были апостолами от двенадцати и семидесяти. Так, евангелисты Матфей и Иоанн были в числе двенадцати избранных учеников. Иоанна Христос называл даже Своим возлюбленным учеником, Лука и Марк уверовали во Христа, как в Бога и Мессию позднее, и были из числа семидесяти апостолов.
История жизни каждого из евангелистов различна, но можно сказать о том, что все они потрудились в деле распространения христианского учения. Почти все апостолы претерпели мученическую кончину и евангелисты не были исключением. Только про апостола Иоанна Богослова сохранилось предание, что он не понес мученической смерти, хотя и принимал на себя гонения при императоре Диоклетиане.
Когда впервые начали изображать четырех евангелистов?
Самое раннее изображение евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах свв. Марка и Марцеллиана (до 340). К IV в. относятся рельефные изображения евангелистов на саркофагах: в соборе г. Апт (Франция) – сохранились надписи над Иоанном и Марком; с изображением Собора апостолов (Музей античных Арля и Прованса); с аллегорическим изображением Церкви-корабля с Иисусом Христом у руля и евангелистами-гребцами, над каждым имеется надпись с именем (Латеранский музей, Рим; фрагмент). С VI в. евангелисты изображаются вместе с Богородицей или св. прор. Иоанном Крестителем, например, на резных пластинах трона (кафедры) еп. Максимиана (546–556, Архиепископский музей, Равенна). С этого же времени изображения евангелистов встречаются в миниатюрах рукописей: Россанский кодекс (Евангелия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафедрального собора, Россано); Четвероевангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изображений символов евангелистов – тельца и ангела среди клубящихся облаков – присутствует в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на резной пластине из слоновой кости, около 400 г. (диптих из собрания Тривульцио, Милан).
Особенности евангелистов
Среди четырех евангелий, имеющихся в каноне христианских священных книг, три называются синоптическими и одно духовным. Евангелия от Марка, Матфея и Луки схожи по своему составу, в них описываются некоторые одинаковые моменты из земной жизни Спасителя. У евангелиста Иоанна текст иного содержания. Он больше повествует о том, чего не было сказано другими евангелистами. Поэтому его евангелие, представляющееся образцом одухотворенности слова, признают написанным в последнюю очередь.
Евангелист Матфей писал свое евангелие для богоизбранного народа (евреев). Оно самое длинное и главной мыслью текста являлся показ Христа, как Мессии, которого ожидали евреи. Евангелист Марк в своем труде представил все царское величие Бога. Он повествует о чудесах Христовых. Этот текст самый короткий и понятный простым людям. Марк писал свое евангелие для римлян, поэтому ему было важным показать чудеса Христа.
Лука писал о спасении всего человечества, указывал на ту искупительную жертву Христа, которую он принес за всех людей. Последний евангелист Иоанн неслучайно прозван Церковью Богословом. В его евангелии можно увидеть основные момента богословия Церкви, учение о Христе как Боге, предвечно рожденном от Отца.
Святые евангелисты своими трудами внесли огромный вклад в дело распространения христианской проповеди. Их евангелия пронизаны благодатью Святого Духа и во все времена будут считаться актуальными для человечества.
Почему на иконах рядом с евангелистами изображают Ангела, льва, тельца и орла?
Для ряда древних христианских писателей обычным символом для всех четырех евангелистов были четыре таинственных животных, которых прор. Иезекииль созерцал при реке Ховаре (Иез.1:5–26). Их лица напоминали собой лица человека, льва, тельца и орла. Эти образы – человека (ангела), льва, тельца и орла – стали эмблемами для евангелистов, поэтому христианское искусство, начиная с V в., изображает Матфея с человеком или Ангелом (так как в Евангелии Матфей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа); Марка со львом (в Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность); Луку с тельцом (в Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов); Иоанна с орлом (по слову блж. Августина, Иоанн «как орел парит над облаками человеческой немощности»). Примерно в конце XVI в. в росписях храмов вместо евангелистов иногда изображались только их символы (например, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вяземах).
Имеет ли слово «евангелисты» какие-либо другие значения?
В некоторых литургико-канонических памятниках словом «евангелисты», по-видимому, обозначалась особая должность церковного чтеца. Так, в Дидаскалии апостолов (III в.) в описании необходимых для кандидата в чтецы качеств говорится, в частности, что он должен «понимать, что исполняет служение евангелиста». Слово «евангелист» в этом значении употребляется и в современной практике Православной Церкви, а именно в тексте Литургии свт. Иоанна Златоуста в обращении диакона к служащему иерею перед чтением Евангелия: «Благослови, владыко, благовестителя (εὐαγγελιστήν)…».
***
См. СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ
Апостол Лука
Апостол Лука по сведениям церковных писателей был родом из Антиохии. По происхождению он был язычником. Вероятно, его имя — сокращение от римского «Луцилий».
Лука не включает себя в число свидетелей жизни Иисуса Христа. Когда он обратился к христианству, неизвестно. Он признается Церковью «апостолом от 70-ти».
Известно, что по профессии Лука был
врачом
.
Он сопровождал апостола Павла
в его миссионерских путешествиях, в том числе в Рим. После мученической кончины апостола Павла в
Риме
отправился с проповедью в Ливию, Ахайю, Фиваиду и Египет. В греческом городе Фивы принял мученическую кончину — был повешен на дереве.
Это интересно: Апостол Лука: евангелист, иконописец, мученик
Первые иконы Пресвятой Богородицы
Феодор Лектор
, писатель и историк Церкви VI века, доносит до нас предание, что Евангелист Лука был первым
иконописцем
. Он запечатлел образ
Пресвятой Богородицы.
В православной традиции Луке приписывается авторство десяти
икон Пресвятой Девы
.
Среди них Одигитрия, Владимирская
(самая ранняя и одна из самых почитаемых на Руси),
Иверская (Вратарница или Привратница
), чудотворные
Феодоровская и Тихвинская
. По преданию, евангелисту Луке принадлежит авторство
«Никопеи»
— почитаемой православными иконы византийского происхождения, а также главной святыни Польши —
Ченстоховской иконы Божией Матери.Корсунская
(иконописный тип Елеуса),
Кириотисса (
Пресвятая Дева изображена в рост с Младенцем на руках), чудотворная
Киккская икона
– главная святыня острова Кипр.
Это интересно: Какие иконы Пресвятой Богородицы написал апостол Лука?
День памяти
Дни памяти святого апостола Луки 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17 января).
Икона
Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 34 см, ширина 22 см Изображение пишущего евангелиста Луки с его символом – тельцом. Инв. № ГМПИ 2973.ДИ-439-И. © Государственный музей Палехского искусства
В своем Евангелии Лука уделил особое внимание крестной смерти Спасителя. Поэтому символ евангелиста — телец
, жертвенное животное.
Молитва евангелисту Луке
О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Апостол Марк
Марк — апостол от семидесяти. В ранней юности стал учеником Иисуса Христа. Его семья была связана с первыми последователями Спасителя: он был родственником апостола Варнавы
, в доме
Марии, матери Марка
, собирались
последователи Христа
.
Марк был непосредственным участником евангельских событий и рассказал о них так, как мог только очевидец:
«Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». (Мк. 14: 42-52)
Вероятно, что этим юношей и был будущий автор одного из Евангелий — Марк.
У некоторых древних авторов Марк именуется «беспалым». Апостол происходил из рода Левия. По преданию, Марк после обращения в христианство сам отсек себе большой палец, чтобы его не принуждали к выполнению обязанностей иудейского священника.
Марк был другом апостола Павла, в 50 г. сопровождал его как слуга в пером миссионерском путешествии. Впоследствии сопровождал апостола Варнаву на Кипр. Помогал апостолу Павлу в распространении христианства среди римлян. Из Рима отправился в Колоссы, где был вместе с апостолом Петром. Помогал апостолу Тимофею в его служении в Эфесе.
Свое Евангелие Марк написал, вероятно, в Риме и по просьбе римских христиан. Он основывался на словах апостола Петра и на собственных воспоминаниях. Евангелие написано после смерти апостолов Петра и Павла, которые проповедовали в Риме от 61 до 66 года.
Марк отправился в Египет, основал в Александрии христианскую церковь. По преданию за совершенные чудеса язычники обвинила Марка в волшебстве. В день праздника Сераписа, языческого божества, он был схвачен и умертвлен толпой язычников.
25
Апреля
63 года
В этот день мученически скончался апостол Марк. Некоторые ученые полагают, что это произошло не в 63, а в 68 году.
Тело апостола покоилось в Александрии, а в 827 году купцы увезли его в Венецию.
День памяти
25 апреля (8 мая по новому стилю) является днем памяти святого апостола Марка.
Икона
Иконография: Марк, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 22,5 см Изображение пишущего евангелиста Марка с его символом – львом. Инв. № ГМПИ 2978. ДИ-357-И. © Государственный музей Палехского искусства
В знак того, что апостол Марк в своем Евангелии делает акцент на величии и могуществе Христа как Бога, его символом является крылатый лев.
Интересный факт
Жители Венеции считают апостола Марка свои покровителем, а его символ — крылатый лев украшает герб города.
Молитва
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.