Урок 7 «Христос и его крест» план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему


Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Крест Христов – путь, сила и знамя Церкви

Догматическое учение Церкви имеет самую тесную связь со всем нравственным строем христианской жизни, оно дает ей верное направление. Любое отступление от догматических истин приводит к неправильному пониманию нравственного долга христианина. Вера требует «жизни по вере».

Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях Закона: заповеди о любви к Богу – всем сердцем, всей душой, всей мыслью, всем разумением, – и заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Но при этом Спаситель научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно без самоотречения в той или другой степени, жертвенности: оно требует подвига.

Где же верующий найдет силы для подвига? Он получит их через общение со Христом, через любовь ко Христу, побуждающую следовать за Ним. Это следование в подвиге Христос назвал «игом Его». Возьмите иго Мое на себя… иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть

. Он назвал его также крестом. Еще задолго до дня Своего распятия на кресте Господь учил: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Матф. 16:24).

«Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» (Матф.10:38).

Православный путь христианина это – путь креста и подвига. Иными словами говоря, это путь терпения, перенесения скорбей, преследований за имя Христово и опасностью от врагов Христа, пренебрежения благами мира ради Христа, борьбы со своими страстями и похотями.

Такой путь следования Христу прошли Его апостолы. «Я сораспялся Христу», пишет ап. Павел. «Я не желаю хвалиться, только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 2:19; 6:14). Следуя путем Христовым, апостолы закончили свой подвиг жизни мученической смертью.

К подвигу, в меру своих сил, призываются все верующие: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Нравственная жизнь не обходится без внутренней борьбы, без воздержания. «Ибо многие, – пишет апостол, – о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова: их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Филип. 3:18–19).

Вся история Церкви строилась на подвигах: сначала на страданиях мучеников первохристианства, на жертвенных трудах столпов Церкви – святителей, а потом на личных аскетических подвигах, на достижениях духа в борьбе с плотью пустынников и других подвижников, – «земных ангелах и небесных человеков» и «праведных», живших в миру и не осквернившихся от мира. И так доныне украшается христианство исповедниками и мучениками за веру во Христа. И святая Церковь поддерживает в верующих этот долг самоограничения и духовного очищения наставлениями и примерами из Евангелия и всего Священного Писания, примерами святых, предписаниями церковного устава, бдениями, постами и призывами к покаянию.

Таков жребий не только отдельного христианина, но и самой Церкви в ее совокупности: «Быть гонимыми за крест Христов», как это представлено в видениях апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Церковь же многие периоды своей истории переносит совершенно открытые скорби: преследования и мученическую смерть лучших ее служителей, – что один современный священнослужитель и церковный писатель назвал «жатвами Божиими», – а в другие периоды, даже в периоды видимого благоденствия, переносит скорби от внутренних врагов, от недостойного образа жизни членов ее, в частности, людей, назначенных к служению ей.

Так определяется догмат о Кресте,

Крест есть путь христианина и Церкви.

Но при этом он есть и сила Церкви. Мысленными очами взирая «на Начальника веры и Совершителя Иисуса,» христианин черпает духовные силы в сознании, что за крестной смертью Господа последовало воскресение, что Крестом «побежден мир», что если с Господом умираем, то с Ним и царствовать будем и в явлении Его славы возрадуемся и восторжествуем (1Пет. 4:13).

Крест есть, наконец, знамя Церкви. От того дня, когда Спаситель нес на Своих раменах крест на Голгофу и был распят на вещественном кресте, Крест стал видимым знаком и знамением христианства, Церкви, каждого верующего во Христа.

Не все, принадлежащие к «широкому христианству,» имеют такое понимание Евангелия. Некоторые большие христианские общества отвергают Крест, как видимое знамя, считая, что он, как был так и остался орудием поругания. Предостерегал от такого «соблазна о кресте» ап. Павел (Гал. 5:11), чтобы «не упразднить Креста Христова,» ибо «слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия есть» (1Кор. 1:17–18). Он увещевал не стыдиться Креста как бы знамени поругания: – «выйдем к Нему (Господу) за стан, нося Его поругание», — наставлял он (Евр. 13:13–14). Ибо поругание на кресте привело к воскресению во славе, и Крест явился орудием спасения и путем к славе.

Имея всегда перед собой образ Креста, совершая на себе знамение Креста, христианин, во первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во вторых, он укрепляется силой Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в третьих, исповедует, что он ждет явления славы Христовой, второго пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно божественным словам Самого Господа (Матф. 24:30): этим знамением, по единодушному разумению отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

Протопресвитер Михаил Помазанский

Афонский крест

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Крест – символ христианства

Иоанн Дамаскин

«Где будет знамение, там будет и Сам Он».

По одному из родов моей деятельности (сидению в свечной лавке) приходится слышать множество самых разных вопросов. В том числе о крестах.

Какой из них правильный? А если все правильные, то какой самый православный? Что означают перекладины на Распятии? Почему христиане поклоняются Кресту, орудию позорной и мучительной казни? И т. д., и т. п.

Ближайшее воскресенье, третье в Великом посте, носит название Крестопоклонного. Накануне в субботу на вечерней службе из алтаря будет вынесен Крест для поклонения. Пользуясь этим случаем, давайте о нем и поговорим.

Крест – очень древний символ. Он встречался и в Египте, и в Индии, и у китайцев, и во многих других древних цивилизациях. Древнеегипетский «анх» (рис.1) означал соединение небесного и земного, бессмертие, жизнь, мудрость. Обычный равносторонний четырехугольный крест у многих народов символизировал четыре стихии – огонь, воду, землю и воздух. Индийцы помечали этим знаком сосуды со святой водой Ганга. Китайские фонарики с его изображением освещали священные места.

А вот христиане поначалу использовали другой символ – рыбку. Греческое слово «ихтиос» для них означало не только это животное, но и было своего рода шифровкой – это аббревиатура фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». У иудеев крест как орудие казни не использовался. У них были другие способы уничтожать ближнего. Распятие принесли к ним незадолго до Христа римляне. Мучительной казни на кресте подвергались в самом Риме рабы, а в завоеванных провинциях и те, кто не имел римского гражданства. Поэтому ничего, кроме ужаса, он поначалу не вызывал. Но уже апостол Павел называет его «силой Божией» (1 Кор. 1:18). «…желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14) – пишет он в послании к Галатам. Т. е. уже в I веке крест для христиан из орудия мучений и смерти становится символом Жизни, потому что Христос, умерев на нем, воскрес и победил смерть.

Кстати, ярче всего эта мысль прослеживается именно на православных распятиях. У католиков распятый Христос изображен страдающим, со сведенными от невыносимой боли пальцами, с лицом трагическим или уже заострившимся, как у покойника. Протестанты нередко вообще изображают один лишь крест, трактуя его, в первую очередь, как символ христианства, а не орудие смерти. На православном распятии вы не увидите никакой физиологии мучения. Лицо Христа спокойно и задумчиво, раскинутые руки, кажется, готовы принять в объятия весь мир. Глядя на Него, понимаешь, что за смертью (она присутствует в виде пяти пятнышек крови на месте ран) грядет Воскресение.

Формы креста, и как орудия, и как христианского символа, были самые различные. Давайте рассмотрим некоторые со второй точки зрения. Т-образный, или «антониев» (рис. 2) – вероятно, на таких были распяты два разбойника одновременно с Иисусом. Х-образный, или «андреевский» (рис. 3). На нем кончил жизнь по преданию апостол Андрей. Петр I поместил его изображение на российском гербе, личной печати, военно-морском флаге и т. д. Объяснял царь это так: «Крест святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение».

Один из древнейших, найденных археологами крестов (III в.) был монограммным, он объединял в себе греческие буквы I и Х, с которых начинается имя Иисуса Христа (рис.4). Окончательно символом нашей веры крест стал при Константине Великом (274-337). Крест, который он увидел в небе перед решающей битвой, тоже был монограммным. Он состоял из первых букв слова «Христос» (рис. 5).

Восьмиконечный, или русский, крест не только наиболее нам привычен (рис. 6), он и наиболее соответствует тому кресту, на котором был распят Спаситель. Верхняя перекладина – это табличка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Ее приказал прибить на головой Христа Пилат. Обычно всю фразу на распятиях не пишут, обходятся аббревиатурой церковнославянской IНЦI, или латинской INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum) на католических крестах. Нижняя перекладина – подножие. Осужденный стоял на ней, опираясь ногами, отчего мучения его продлевались. Почему на нашем кресте перекладина косая? Правый (от Христа) конец показывает вверх на благоразумного разбойника, того самого, что перед смертью попросил «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое» (Лк.23,42). Другой конец указывает вниз, в ад, туда, куда лежал путь после смерти другого разбойника, злословившего на Иисуса до последних минут жизни. Некоторые ученые называют даже материалы, из которых крест был изготовлен: продольный брус – из кипариса, поперечный – из финиковой пальмы, подножие – из кедра, дощечка с надписью – из масличного дерева.

Часто, особенно на куполах церквей, можно увидеть крест с полумесяцем (рис. 7). Ни о каком попрании мусульманства это не говорит. Полумесяц – это и Вифлеемская люлька, и Святая Чаша для Причастия, и крещальная купель, и государственный знак Византии. После взятия Константинополя в 1453 г. этот христианский символ стал эмблемой Османской империи.

У католиков и протестантов распространен четырехконечный, т. н. «латинский» крест (рис. 8). На католических распятиях ноги Христа пробиты вместе общим гвоздем. Почему именно так изображают Распятого Спасителя католики? Дело в том, что в Риме хранятся, как священная реликвия, три гвоздя, которыми и был распят Господь. И все же, если бы ноги Христа были прибиты всего одним гвоздем, это поставило бы под сомнение компетентность палачей первой половины I века н. э. Смысл казни через распятие как раз был в том, чтобы осужденный на нее не оборвался под собственным весом, а мучился, прибитый гвоздями. Если бы ноги осужденного были прибиты к ступеньке одним гвоздем, то давление вниз намного увеличилось бы. Поэтому ноги Христа были прибиты каждая одним гвоздем к ступеньке. Так Осужденный равномерно опирался двумя ногами, отдыхая и, тем самым, продлевая мучения.

Квадратный «греческий» крест (рис. 9) не менее «православный», чем русский восьмиконечный. Его можно увидеть в большинстве православных стран – Болгарии, Румынии, Сербии, а не только в Греции. Кстати, именно такой формы были кресты и в домонгольской Руси.

Православная церковь признает кресты любой конфигурации. Для нас главное не количество гвоздей и планок, а сам знак, само знамение. Как сказал Иоанн Дамаскин: «… где будет знамение, там будет и Сам Он».

Петр Фокин, псаломщик Знаменской церкви

Шестиконечный православный крест

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.
Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]