Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.


Церковные хоры (клиросы) появились во времена гонений на Церковь

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Когда я просила у своего духовника благословения петь на клиросе, он произнес фразу, на которую я в тот момент не обратила особого внимания: «Клирос — это передовая. Передний край. Не любит лукавый церковного пения, так что жди искушений». Через месяц со слезами пришла к духовнику за новым благословением — с клироса уйти: «Не могу, не получается, не мое это». Ответ был суров: «Уйдешь, когда выгонит регент. Считай это своим послушанием. Надо терпеть и учиться». Теперь и представить не могу, как бы жила без пения. Хотя до сих пор иногда спрашиваю себя: а решилась бы я пойти в хор, если б знала, сколько будет обещанных искушений?

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная «элита»: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.
Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий «вырастает» из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой «переход» совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — «правый» и «левый» (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми «Верую» и «Отче наш», наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: «А можно мне в хор… попробовать?». Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: «Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?».

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же «едиными усты Бога славить»? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и «никакая-я-не-певчая!». Хорошо спели — хочется себя похвалить: «Надо же, как у меня хорошо получается!». Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — «Слава Богу!». Плохо — все равно «Слава Богу!»… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: «А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?».

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших «праздничных» хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится «воспитывать» нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: «Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник». У «корыстолюбцев» из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: «Требуются певчие», указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: «Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить». Обычно такие «бывшие певчие» в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, «бывших певчих» вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.


Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

В средние, полиелейные, и малые, со славословием, праздники святых порядок один: на всякой литургии воскресной и среди седмицы (кроме суббот) добавляются тропари и кондаки храмовых святых. Не исключаются они и в предпразднства и попразднства. Исключаются храмовые тропари святым в средние и малые праздники святых при совпадении их с малыми праздниками Господними или Богородичными. Тропари храмов Христовых и Богородичных также предваряют тропари малых святых, а кондаки этих храмов также являются заключительными, как и в службах великих святых, и так же, как в службах великих святых, изменяются они в предпразднства и попразднства.

Пасха не входит в число ни двунадесятых, ни великих праздников. Она есть праздников Праздник. Пасхальный тропарь «Христос Воскресе…», где он поется именно как тропарь, должен петься трижды. Если вместо молитвы «Царю Небесный…» поем «Христос Воскресе…» трижды, тем более следует петь всякий раз трижды вместо тропаря в собственном смысле. В службах Кириопасхи и вмч. Георгия в один из дней Светлой седмицы в 48-й главе 1 части Типикона прямо указывается по входе «Христос Воскресе…» петь трижды. Такого указания нет в 50-й главе 1 части Типикона, где излагается порядок пасхальной службы, как нет и указания петь единожды, потому что Типикон не повторяет того, что было сказано ранее, что было и так общеизвестно. По окончании Пасхальной седмицы в Фомине воскресенье — служба по типу двунадесятых праздников. Предшествующая Пасхе Страстная седмица с Неделей ваий и с Лазаревой субботой являются как бы предпразднственными днями Пасхи. Последующие после Пасхальной седмицы воскресные дни до праздника Вознесения Господня каждый является попразднственным днем Пасхи, причем каждый такой воскресный день является тоже праздником, а седмица, следующая за этим воскресным днем, как бы попразднством по отношению к нему, как и вся Пятидесятница — по отношению к Пасхе. В эти воскресные дни Церковь воспоминает свидетелей Воскресения Христова, Его чудес и учения. Тропари и кондаки, которые поются в эти воскресные дни, поются и во всю седмицу, как в попразднства. В половине периода Пятидесятницы совершается праздник Преполовения Пятидесятницы, имеющий и попразднство, и отдание. Праздничными являются воскресные дни и некоторые субботы Великого поста. Во 2-ю, 3-ю и 4-ю великопостные субботы (если в них не случатся праздники Предтечи, святых 40 мучеников или Благовещения) и в Субботу мясопустную совершаются заупокойные службы, также и в Троицкую субботу.

Для всех праздничных и будничных служб в пении на литургии тропарей и кондаков наблюдается один общий порядок. Сначала поются все тропари, потом за ними, в такой же последовательности, поются кондаки; из кондаков оставляется на «Славу» обычно наиболее важный по отношению к данному дню кондак — празднуемого святого или (в период пения Триоди) кондак Триоди, затем на «И ныне» поется заключительный кондак — Богородичный или иной. Поются заключительными часто и Триодные кондаки. Предваряют всегда тропари Спасителю, Богоматери, Небесным силам. Когда на будничных службах нет ни воскресного (которого не может быть), ни праздничного (который может быть в предпразднство и попразднство) тропаря, пение начинается храмовыми или дневными тропарями. Иногда дневные тропари предваряют храмовые тропари в память святых.

Нагляднее это можно выразить в следующих схемах. Первая распределяет тропари по чину их, а вторая указывает, в какой последовательности они поются на литургии.

Схема I. Тропари: 1) Спасителю, 2) Богоматери, 3) Небесным силам, 4) Пророкам и Предтече, 5) Апостолам и святителям, 6) Мученикам, преподобным, праведным, 7) Всем святым. (Так же распределяются и все кондаки.)

Схема II. Тропари: 1) Воскресный или праздничный, 2) Храму Христову, 3) Храму Богородицы, 4) Храму святого, 5) Дневной (по дню седмицы), 6) Святых, коим правилась служба, 7) Заключительные кондаки. (Перед заключительными кондаками в таком же порядке поются иные кондаки.)

Замечания к первой схеме

1. Первым тропарем может быть тропарь воскресный, праздничный (великого — двунадесятого и недвунадесятого — праздника и иного среднего и малого Господнего праздника, предпразднства и попразднства их). Кресту, Нерукотворенному Образу, навечерия двунадесятого праздника, воскресного дня Цветной Триоди.

2. Тропарь Богоматери может быть любого Ее праздника или предпразднства и попразднства или иконы.

3. Небесным силам может быть и общий тропарь и одному ангелу или архангелу.

4. Пророкам также может быть и общий тропарь и одному пророку, а также любому из праздников в память Иоанна Крестителя.

5. Тропари апостолов также бывают одному или многим. Сюда относятся и тропари святых равноапостольных Константина и Елены, равноапостольного князя Владимира, равноапостольной княгини Ольги, святой равноапостольной Нины, благоверного князя Александра Невского, святой Марии Магдалины и тропари святителям, одному и многим.

6. В чин мученический входят также священномученики и великомученики, и преподобномученики, и исповедники — мужи и жены, и девы, и отроки. В эту группу относятся и тропари страстотерпцев князей Бориса и Глеба и царевича Димитрия Угличского. Тропарь преподобного или преподобных поется после мученического тропаря, а после тропаря преподобных — тропарь праведных и блаженных.

7. Тропарь Всем святым в субботние дни поется первым среди тропарей других святых, которые под числом в Минее. Когда нет какого-либо из всех этих тропарей, остальные тропари сохраняют этот порядок, не нарушая общей стройности.

Замечания ко второй схеме

1. Каждый из восьми гласовых воскресных тропарей поется только в воскресный день и всегда первым. Не поется он со своими гласовыми песнопениями в Пасхальную седмицу, в дни Господних двунадесятых праздников, когда вообще ничто из его гласовой службы не поется. Вместе с гласовыми своими песнопениями он поется в седмичные дни на послепасхальных неделях до Вознесения, как праздничный. В воскресный день на литургии воскресный тропарь предваряет другие праздничные тропари — Богородичных двунадесятых праздников и их предпразднств и попразднств, навечерий Рождества Христова и Богоявления, тропари Креста, Нерукотворенного Образа, иных великих и средних и малых Господних и Богородичных праздников, тропари Недель Фоминой и Мироносицкой, Преполовения Пятидесятницы. С тропарями Господних двунадесятых праздников воскресный тропарь соединяется только в попразднства и отдания этих праздников как предваряющий.

2. Тропарь храму Христову, т.е. любого Господнего праздника двунадесятого или из малых, Святой Троице, Животворящему Кресту или Нерукотворенному Образу, поется только тогда, когда нет ни воскресного, ни иного праздничного (Господнего праздника) тропаря. Не поется он в Господне предпразднство и попразднство. При праздничном тропаре Богородице и в Богородичное предпразднство и попразднство тропарь храму Христову в Христове храме должен петься первым, прежде праздничного тропаря Богородице. Когда храм не в честь Господа Иисуса Христа, но имеет и другой престол, тогда первым будет один из следующих по чину тропарей, если нет тропарей праздничных Господних, ни Богородице, ни храму Богородицы.

3. Тропарь храму Богородицы в Богородичных храмах также никогда не поется, если есть иной тропарь праздника или предпразднства и попразднства Богородице или в честь Ее иконы. Подобно иным праздничным он поется вслед за тропарем воскресным или Господнего праздника. Бывает он и предваряющим, если нет тропаря ни воскресного, ни Господнего праздника, ни тропаря храма Христова. Не поется он и в Богородичное предпразднство и попразднство, но поется в предпразднства и попразднства Господних праздников. Однако последнее бывает не всегда. Так, например, в попразднство Рождества Христова тропарь храму Богородицы не поется, поскольку в праздничном Рождественском кондаке тоже прославляется Матерь Божия. На седмичной литургии в среду и пятницу тропарь храма Богородицы поется после тропаря Кресту.

4. Тропарь храму святого поется и на воскресных службах, когда нет соединения службы воскресной со службой бденного святого; поется и в малые праздники святых, когда служба с полиелеем или со славословием. Не поется в малые Господни и Богородичные праздники. Сообразуясь с первой схемой, на седмичных службах тропарь храмового святого уступает место тропарю больших святых и предваряет тропарь меньшего святого. Так, храмовой тропарь Небесных воинств, или Архистратига Михаила, или Архангела Гавриила при отсутствии тропаря храму Христову и храму Богородицы вне предпразднства и попразднства поется первым на седмичной литургии во вторник и в четверг, исключается в понедельник и поется вторым в среду и пятницу. Храмовой тропарь пророку или Предтече Иоанну или праздника Предтечи в тех же условиях поется вторым в понедельник, среду, пятницу, исключается во вторник и поется первым в четверг. Храмовые тропари апостола и святителя поются всегда после дневных и исключаются из пения в четверг. Храмовые тропари мучеников и преподобных поются во все седмичные дни, кроме субботней литургии, тоже после дневных тропарей. (Храмовые тропари и кондаки святых исключаются в некоторые седмичные дни вне предпразднств и попразднств, потому что они бывают тождественны тропарям и кондакам дневным. А когда (как, например, в предпразднства и попразднства) не поются дневные тропари, нет оснований исключать в седмичные дни тропари и кондаки храмовых святых. Исключением может быть суббота так как она является как бы отданием седмицы, и поэтому в субботу при совпадении с предпразднством и попразднством может быть сокращение числа тропарей и кондаков).

5. Дневные тропари и кондаки поются в седмичные дни, когда нет праздничных тропарей (никакого праздника Господнего или Богородицы или святых ни с каким красным календарным знаком), ни предпразднства, ни попразднства. Тропарь Небесных воинств в понедельник при отсутствии храмовых тропарей Христу и Богородице в храме святых поется первым и исключает храмовой тропарь в храме Ангелов. Тропарь Предтечи во вторник также поется первым при отсутствии тропарей храму Христову и храму Богородицы и исключает храмовой тропарь Предтечи или его праздников, но только не в храме Ангелов. В храме Ангела или Ангелов дневной тропарь Предтечи поется после храмового тропаря Небесных воинств, в храмах святых без тропарей храму Христову или храму Богородицы он поется впереди тропаря храмовых святых. Тропарь Кресту в среду и пяток всегда поется первым и исключает всегда тропарь храму Христову, предваряя тропарь храму Богородицы, если таковой имеется. Два тропаря в четверг — апостолам и Святителю Николаю — поются после храмовых Небесным силам, пророку, Предтече и впереди храмовых тропарей мученику или преподобному, праведным, исключая храмовые тропари апостола или апостолов и святителя или святителей. Первый субботний тропарь Всем святым поется первым в храмах святых, если нет тропарей храму Христову или Богородицы, и повсеместно исключает все тропари храмовых святых. Второй субботний тропарь заупокойный — поется только в тех случаях, когда нет в Минее тропарей в память святых, которым совершается в данный день служба.

6. В седмичные дни служба святых под числом в Минее или в Триоди без предпразднства и попразднства может быть отправлена и без Октоиха или с малым из Октоиха добавлением. (Так бывает и с черным знаком, и в первую великопостную субботу в память святого великомученика Феодора Тирона). Тогда может иногда и не быть дневного тропаря, и тропарь святых, коим правилась служба, может быть и первым и единственным даже в субботу (указания бывают на ряду), но обычно в седмичные дни тропари святых, которым правилась служба, поются вне предпразднства и попразднства после дневных тропарей, а в предпразднство и попразднство после тропаря храмового святого. Здесь может быть под числом и не один тропарь. Когда служба правится нескольким святым из Минеи, то в литургийном пении эти тропари следуют по первой схеме. Если у одного пророка или мученика особые тропари, то общий тропарь другого пророка или мученика уступает место особому тропарю. Тропари под числом никогда не поются впереди дневных тропарей. В малые праздники святых в данное число месяца, когда им совершалась служба, их тропари, так же как и в седмичные дни, поются вслед за храмовыми или другими праздничными тропарями; так и в предпразднства и попразднства. Если к службе под числом присоединяется еще одна служба, то присоединяются на литургии и тропари этой службы. Так бывает и при соединении служб Минеи и Триоди или служб по одной Минее, но при соединении службы праздничной и святых (в предпразднства и попразднства). Но никогда не следует добавлять тропарей святым, служба которым не правилась. На заупокойных службах не поются никакие тропари святых. Также в службах святым не соединяются с тропарями святых под числом в Минее тропари заупокойные. При тропарях под числом исключается и субботний заупокойный тропарь.

7. После исполнения в таком же порядке, как пелись тропари данного дня, всех кондаков, поются заключительные кондаки. При соединении праздников Господнего и Богородичного, когда нет тропарей и кондаков святых, поются на «Славе» кондак Христова праздника, а на «И ныне» — кондак Богородичного праздника. Обычно на «Славу» оставляется кондак бденного или полиелейного святого или кондак Триоди. В седмичные дни поется на «Славе» в предпразднство и попразднство последний кондак святых, а без предпразднства и попразднства в седмичные дни при пении дневных тропарей всегда поется заупокойный кондак «Со святыми упокой…». Никогда заупокойный кондак не поется на «И ныне», а также не поются на «И ныне» кондаки святых. Когда нет праздничного Спасителева или Богородичного кондака или храмового Богородичного кондака, то на «И ныне» может быть пропет и кондак храма Христова. В храмах Христовых в честь Воскресения Его заключительным кондаком может быть на «И ныне», даже и в седмичные дни, воскресный гласовой кондак. В пасхальное попразднство заключительным кондаком в воскресные дни бывает кондак Пасхи, а в седмичные послепасхальные дни заключительным кондаком на «И ныне» бывает кондак Триоди прошедшего воскресного дня, исполнявшийся в воскресенье на «Славе». Так поется иногда не в Богородичных храмах на «И ныне» и кондак воскресного дня Постной Триоди. В предпразднства и попразднства заключительным кондаком всегда бывает праздничный кондак, кроме особых уставных случаев. В обычные седмичные дни при дневных тропарях, когда нет кондаков храму Христову и храму Богородицы, как и в воскресные дни и в праздники святых, в храмах святым заключительным кондаком везде бывает общий Богородичный — «Предстательство христиан непостыдное…». Его не следует произвольно заменять никаким иным кондаком. Где и когда такая замена положена, об этом имеются указания в Уставе. Так, в исключительных случаях указывается пение на «И ныне» и кондака святых, как поется кондак мучеников на «И ныне» в субботние дни, или вместо кондака на «И ныне» поется Богородичен на заупокойных службах.

В заключение предлагаются небольшие примеры практического применения всего вышеизложенного.

1. В главном алтаре в честь Воскресения Христова в храме, называемом по имени одного из боковых алтарей — в память Чуда Архистратига Михаила, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в воскресенье 23 ноября, совершается бденная служба — соединение службы воскресной, попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы и святого.

Последовательность тропарей и кондаков на литургии будет такая:

1) Тропарь воскресный гласа, 2) Тропарь празднику Введения во храм Богородицы, 3) Тропарь святому благоверному князю Александру Невскому, 4) Кондак воскресный гласа, 5) «Слава»: кондак святого, 6) «И ныне»: попразднственный Введенский кондак.

Храмовые тропари не поются. Тропарь храму Христову исключается по случаю воскресного дня, другой храмовой тропарь — Архангела — исключается ради службы великого святого. К данной службе за всенощной не добавлялись службы другим святым сего дня, поэтому нет и на литургии никаких других тропарей и кондаков другим святым.

2. В том же алтаре того же храма совершается в следующий день, в понедельник 24 ноября, служба в день памяти святой великомученицы Екатерины вместе со службой святому великомученику Меркурию и с той же попразднственной службой. Сочетание тропарей и кондаков на литургии будет другое:

1) Тропарь храмовой — Обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме (каковым заменяется пасхальный), 2) Тропарь празднику Введения Богородицы во храм, 3) Тропарь храмового святого — Архистратига Михаила, 4) Тропарь святой великомученице Екатерине, 5) Тропарь святому великомученику Меркурию, 6) Кондак святой великомученице Екатерине, 7) «Слава»: кондак святому великомученику Меркурию, 8) «И ныне»: кондак попразднства Введения.

В этом примере поем в качестве храмового не воскресный тропарь, а тропарь Обновления. В Богородичное попразднство не исключаются тропарь и кондак храма Христова. Не пропели кондак храму Христову потому, что его заменил заключительный кондак праздника. (Вне предпразднства и попразднства его заменил бы — тоже в качестве заключительного — воскресный гласовой кондак.) Отсутствуют по случаю попразднства дневные тропарь и кондак «Небесных воинств Архистратизи…», а поэтому поется «Небесных воинств Архистратиже…», т.е. тропарь храмового святого. Мог бы быть пропетым на «Славе» и кондак Архистратигу Михаилу, но его исключили лишь потому, что исключили и более главный — Христов храмовой кондак.

Тропарь святой великомученицы Екатерины поется прежде тропаря великомученика Меркурия, потому что это особый тропарь, а у святого Меркурия — тропарь общий мучеников. Если бы служба святой Екатерине была полиелейной, тогда на «Славе» был бы кондак ей, но Устав в седмичные дни велит петь на «Славе» кондак второго святого. В бденную службу не было бы ни тропаря, ни кондака храмового святого. Ради попразднства нет дневных тропаря и кондака, поэтому нет пения и заупокойного кондака да «Славе».

3. Возьмем еще один пример — будничной службы без предпразднства и попразднства. Предположим, что в том же храме совершается будничная служба, но не в главном приделе, а в боковом — в честь Чуда Архистратига Михаила, каковой придел есть храмовой, в четверг 4 декабря, в день памяти святой великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина. Служба с Октоихом, без полиелея и без славословия.

В таком случае мы имеем один храмовой тропарь и один храмовой кондак — Архангела. Тропарь и кондак Воскресенского алтаря уже не поем. Без полиелея и славословия с пением Октоиха мы должны иметь и дневные тропарь и кондак (их в четверг — два). Два тропаря и под числом в Минее. Когда нет второму святому в Минее тропаря, то в седмичные дни, кроме субботы (тем более, если один святой), нужно петь тропарь общий.

Итак, порядок пения тропарей и кондаков будет в этом примере такой:

1) Храмовой тропарь Архангела, 2) Дневной тропарь апостолам, 3) Дневной тропарь Святителю Николаю, 4) Тропарь святой великомученице Варваре, 5) Тропарь преподобного исповедника общий, 6) Храмовой кондак Архангела, 7) Дневной кондак Апостолам, 8) Дневной кондак Святителю Николаю, 9) Кондак святой великомученице Варваре, 10) Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, 11) «Слава»: «Со святыми упокой…», 12) «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное…».

Рассмотрим возможные варианты в зависимости от типа службы в том же храме и приделе в тот же день и число.

При полиелейной и славословной службах не пелись бы дневные тропари и кондаки и заупокойный кондак на «Славе». При славословии на «Славе» будет кондак второго святого, а при полиелее — кондак святого полиелейного. Так и тропарь полиелейного святого будет первым после храмового.

При бденной службе исключаются тропарь и кондак храмового святого и может быть исключена вторая служба вместе с тропарем и кондаком ее.

При совершении службы в главном алтаре — Воскресенском, предваряющим во всех случаях будет тропарь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а заключительным кондаком будет или воскресный гласовой кондак или кондак Обновления храма Воскресения Христова.

Таковы уставные указания Типикона о пении тропарей и кондаков на литургии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]