Основные понятия об изобразительном искусстве церковном и мирском

Христианство в искусстве насчитывает около двух тысяч лет. Несмотря на то, что его изучением специалисты занялись только с середины ХIХ века, много святынь было обнаружено в итальянских банкирских домах, начиная с ХI века.

Христианство в искусстве представлено иконами, фресками, мозаикой, монументальной живописью, книжной культурой и другими уникальными образцами. Ознакомление с ними интересно как для начинающих любителей, так и для специалистов-искусствоведов.

Искусство ранних христиан

Развитие раннего христианского искусства происходило под сильным влиянием Древнего Рима. В нем встречается базилика – аналог римского архитектурного типа, модификация некоторых иконографических изображений и мотивов.

До момента составления Миланского эдикта, даровавшего свободу вероисповедания христианам (312-313 гг.), у христианства отсутствовала самобытная архитектура. К первым произведениям относят настенную живопись в римских катакомбах, рельефы гробниц, украшения в обрядовых помещениях.


Христианская настенная живопись в римских катакомбах

Немного позже начинается формирование христианской храмовой структуры. Из римской античной архитектуры была адаптирована форма – базилика. Здания разных размеров имели прямоугольную форму и состояли из нечетного количества нефов, разделенных колоннами или столбами. В центральной части для совершения богослужений находился алтарь, который украшали скульптура, золото, драгоценности.

К раннехристианскому искусству следует отнести:

  • храмовую мозаику;
  • рельефные композиции саркофагов;
  • украшения реликвария;
  • литургических принадлежностей – металлических кубков, книжных окладов, стекла, металлической посуды.

Основные периоды византийского искусства

Искусство Византии традиционно принято разделять на следующие основные периоды:

  • Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века).
  • Ранневизантийский (VI-VIII века).
  • Иконоборческий (VIII — начало IX века).
  • Македонское возрождение (начало IX — середина XI века).
  • Комниновское возрождение (середина XI века — конец XII века).
  • Палеологовское возрождение (конец XII века — середина XV века).

Начало формированию византийского искусства в раннехристианском периоде положили два важнейших исторических события: публичное признание христианского богослужения в Римской империи в 313 году и перенос столицы государства в Константинополь в 330 году. Это стало мощным толчком для образования нового центра культурной и политической жизни в Средиземноморье. В течение последующих двух столетий под натиском захватчиков пали Рим, Александрия и Антиохия, которые были основными соперниками Константинополя в борьбе за культурное господство в регионе. С этого времени византийское искусство надолго стало играть важнейшую роль в культурной жизни Европы.

Время правления императора Юстиниана I (527-565) в начале ранневизантийского периода по праву считается «Золотым веком» в истории Византии. Оно ознаменовалось не только максимальным расширением границ государства, но и грандиозным строительством храмов, а также бурным развитием разных сфер искусства. Но вскоре наступила эпоха политического и экономического упадка на фоне утраты большинства завоеванных территорий.

Иконоборческий период, длившийся более столетия, стал причиной серьезного кризиса в иконописи. В это время фигуральное искусство подвергалось серьезным притеснениям со стороны церкви, а многие иконы, фрески и мозаики были безжалостно уничтожены. Антропоморфные образы в отделке храмов уступили место орнаментальному искусству с элементами растительно-анималистической тематики.

Темные времена иконоборчества в начале IX века в византийском искусстве сменились эпохой Македонского возрождения. Были стандартизированы архитектурные формы, возродилась фигуральная живопись и скульптура, а также древняя античная техника резьбы по слоновой кости.

Период Комниновского возрождения также оказал благотворное влияние на искусство Византии. В пределах империи после серьезных потрясений ненадолго наступила эра стабильности, а художники ощущали мощную поддержку со стороны власти. Это было время возврата к идеалам античного искусства, написания картин и икон в реалистическом классическом стиле.

Палеологовское возрождение было уникальным периодом в истории византийского искусства. С одной стороны, когда-то могущественная империя превратилась в небольшое государство, постоянно атакуемое агрессивными соседями. С другой, — наступило время недолгого расцвета всех видов искусства, которое в 1453 году завершилось падением Константинополя и всей империи.

Многие византийские художники были вынуждены бежать от османов в страны Западной и Восточной Европы. Там они продолжали развивать культурные традиции своей Родины, но уже очень скоро в европейском искусстве наступила эпоха Возрождения, навсегда изменившая историю человеческой цивилизации.

Иконопись и христианство

С древних времен иконопись считалась сложным, редким и глубоким искусством, которое зародилось с возникновением христианства. Сложность изображения ликов святых заключалась в попытках передачи духовного инобытия материальными средствами, соединении человеческих возможностей и божественного начала.

Согласно преданию, первые рукотворные иконы создал апостол и евангелист Лука. Им было написано первое изображение Богородицы.


Фрагмент иконы Богородицы Луки

Однако, по утверждению историков, написание икон берет начало из Византии. В римских катакомбах были найдены самые древние изображения апостолов:

  • Петра;
  • Павла;
  • Иоанна;
  • Андрея.

Считается, что иконы были написаны в конце IV века. Со временем созданием образов начали заниматься в балканских странах, а потом и на Руси. Болгария, Македония, Сербия, Грузия, Сирия, Палестина, Египет – православные страны, в которых развивалось иконописное искусство.

Самыми ранними иконами христианства VI-VII веков считаются:

  • «Христос Пантократор (Вседержитель)»;
  • «Апостол Пётр»;
  • «Богоматерь с младенцем».

Первые иконы писались с сохранением античной техники энкаустики, где связывающее вещество красок – воск. Этим они напоминают египетско-эллинистическое искусство – фаюмские портреты, которые часто называют «иконами до иконописи». В задачу художника входило не просто изображение сиюминутного облика усопшего, а его вечной души.

Так же, как и на фаюмских портретах, на ранних иконах в христианском искусстве не отображаются никакие эмоции – все лики с большими глазами и написаны на светлом или золотом фоне.

Создание уникальных произведений христианства русскими иконописцами основывалось на своих традициях – на переработке, а не на копировании византийского опыта. Жаль, но многие произведения не дошли до нашего времени, а были уничтожены во времена татарских набегов.

Великими русскими иконописцами, прославившими христианское искусство, по праву считают:

  • Л. Голубицкую-Басс;
  • Феофана Грека (1340-1410 гг.);
  • Даниила Черного (1350-1428 гг.);
  • Андрея Рублева (1360-1428 гг.);
  • Дионисия (1440-1502 гг.);
  • Гурия Никитина (1620-1691 гг.);
  • Симона Ушакова (1626-1686 гг.);
  • Феодора Зубова (1647-1689 гг.).


«Преображение», Феофан Грек

В настоящее время существуют многочисленные иконописные школы и художники, профессионально занимающиеся написанием икон. Данный вид искусства относится к самым развивающимся.

О Священном Писании и честном искусстве

«Если мы называем себя христианами, то вполне логичным является наше знакомство с главной Книгой Православия. А знакомство это в настоящее время я бы не назвала полным и качественным, к сожалению, – говорит научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи Мария Андреевна Минаева. – Даже в повседневной жизни мы окружены библейскими символами и понятиями, а наше русское, да и классическое европейское искусство насквозь пропитано Библией, из нее оно выросло. Чтобы понимать искусство, нужно знать Священное Писание. И наоборот – ответственно подходя к знакомству с искусством, любя его, мы получаем прекрасную возможность лучше узнать и понять Слово Божие». Мы беседуем с Марией Минаевой после прочитанной ею лекции «Библейские сюжеты в русской живописи».

Мария Минаева
– Мария Андреевна, перед вами – скептик, сегодня буду выступать от его имени. Скажите, пожалуйста, действительно ли есть какая-то связь изобразительного искусства со Священным Писанием? И – какого изобразительного искусства? Есть ведь и так называемое «прогрессивное»…
– Джон Фишер, американский психиатр, сказал замечательные слова: «Уже 2000 лет христианский мир держит в руках текст, в котором есть все без исключения ответы на смятенные и бесплодные вопросы человечества». Священное Писание недаром называется Книгой Книг. Это база, основа человеческой культуры, европейской и русской. Это Книга, в которой есть ответы на все вопросы, а любое искусство, в том числе и изобразительное, эти ответы ищет. Живопись совсем не исключение. И очень важно даже не то, что художники изображают библейских пророков или Иисуса Христа с апостолами, а то, что они размышляют над проблемами и нравственными бедами своего времени, изображая их.

– Можно ли говорить о сколь-либо полноценном искусстве, его понимании в отрыве от Священного Писания?

Когда мы говорим о нравственной составляющей искусства, это уже разговор о христианстве

– Говорить об искусстве в отрыве от Священного Писания? Теоретически, да, можно. Практически – никак не получается. Искусство, не несущее в себе серьезной нравственной составляющей, мы не можем назвать настоящим, высоким искусством. Например, шедевры мировой литературной классики всегда поднимают трудные вопросы. А трудные вопросы – это те, которые говорят нам о человеческих страстях и преодолении их. А это уже – область духовная. То же самое мы можем сказать и об изобразительном искусстве. И совсем не обязательно, чтобы художник изображал Христа. Есть множество примеров, когда христианство присутствует незримо в произведении. Ведь когда мы говорим о его нравственной составляющей – это уже разговор о христианстве.

– Если, как вы рассказывали на лекции, для некоторых направлений в живописи более важны формы (красота человеческого тела, например), чем содержание, то почему имеет все-таки смысл знать содержание? Ну, царь Давид, например, – красивый, великомученик Севастиан – страдающий. А зачем мне знать книги Царств, историю Церкви и т. п.? Тело красивое, и ладно – вот и вся духовность.


И.Н.Крамской (1837 – 1887). Христос в пустыне

Библейские судьбы очень драматичны, и для художника осмысление такой судьбы – бесценный клад

– Наверное, это беда нашего времени – не желать знать то, что выходит за рамки наших сиюминутных потребностей. По поводу красивого Давида – да, здесь можно говорить о мастерстве художника, о пластике и экспрессии изображенного человеческого тела, еще о чем-то… Но всё это средства, а цель всё-таки – идея и замысел произведения, то, что чувствует, чем дышит художник. Другое дело, что для определенного времени техника исполнения ставилась впереди содержания, но, глядя на то, как живописцы, не имевшие возможности получать образование не в условиях и требованиях Академии художеств, стремились выйти на какой-то другой уровень, понимаешь, что для них важно было не то, что Давид красивый, а кто он такой, и в чем его беда была, и в чем преодоление этой беды. Ну, и потом – библейские судьбы очень драматичны, а для художника осмысление такой судьбы – бесценный клад. Я хочу сказать, что при всех особенностях классической академической живописи художники прекрасно знали Священное Писание. Иначе тогда не мог существовать человек. Давид – просто красивый человек? Да, а тогда скажите, пожалуйста, почему же его называют царем, пророком, псалмопевцем? Мучение истерзанного стрелами святого Севастиана – а за Кого он мучается и почему, не подскажете? Что заставляет его, военачальника, выбрать мучения, но не отречься от Христа? – Узнаем ли мы ответ на эти вопросы, обращая внимание только на формы художественного произведения, оставляя в стороне главное, внутреннее его содержание? И так далее. О каждом произведении искусства можно сказать, что «внутри» оно шире, больше, богаче, чем кажется при поверхностном взгляде только и исключительно на его форму. Вот «Христос в пустыне» Крамского – а все ли видят, как построена картина? Композиционно она представляет собой крест: вертикальная фигура Христа и горизонт пустыни – а это уже повод говорить о Крестной жертве Спасителя. Настоящее произведение искусства – это же не просто картина, оно дает работу и голове, и хорошо, если сердцу человека.


Семирадский Г. И. «Христос у Марфы и Марии»

– Скептики скажут: а не слишком ли велики эти притязания, эти ваши претензии? Государство у нас, как известно, светское – зачем мне эти ваши Библии? Искусство, духовность и религия – совершенно разные вещи. А вы еще детей, молодежь в вашу религию впутать хотите, вот. Это – насилие над личностью. И вы, настаивая на знакомстве со всякими Библиями, лишаете людей свободы. Вы – фанатики.

Нравственные посылы видят в чем угодно: в сказках, мифах, легендах – но не в Священном Писании!

– Я знаю о тех претензиях, которые сейчас предъявляет светская либеральная интеллигенция по поводу изучения Библии детьми. Это очень печально. Потому что мы видим нравственные посылы в чем угодно – в сказках, мифах, легендах, произведениях постмодернистов, которые зачем-то сейчас массово включают в школьную программу, но не в Священном Писании. Человек не может называться образованным, не прочитав Библии. Хотя бы потому, что это основа культуры нашей, истории. И еще: по-моему, любое знание ценно, и отказываться от него… мягко говоря, странно. Поэтому, когда я слышу крики насчет того, что «мне всё равно, где в храме находится солея эта ваша несчастная!», мне жаль этих людей. Они сознательно лишают себя и мировой, и национальной культуры. И не в солее дело. Дало в подходе.


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. А.А. Иванов 1834

Последствия разделения искусства на религиозное и светское? Это закономерное разделение – наверное, иначе не могло быть. И в светском искусстве много замечательного, важного, необходимого людям. И в нем есть отсвет Божественной истины. И вообще, многие «светские» произведения искусства по сути являются гораздо более христианскими, чем бездарные романы о благочестивеньких девушках или ужасные сказки для детей, в которых звери беспрерывно молятся. Но есть последствия и печальные. Например, забытая, замазанная поздними поновлениями на протяжении двух столетий русская иконопись.

– Во всяком ли произведении искусства – я говорю о настоящем искусстве, а не о самодовольных и саморазрушительных подделках под него – можно увидеть духовную пользу для себя, на ваш взгляд? Вот есть картина Перова «Чаепитие в Мытищах». О какой духовности тут вообще можно говорить? Не клевета ли это на Церковь, не «оскорбление ли чувств верующих»?


«Чаепитие в Мытищах»

– Отвечу словами архимандрита Тихона (Шевкунова): «Чем отличается выставка “запретного искусства” от картины Перова “Чаепитие в Мытищах”? В “запретном искусстве” отвратительный цинизм, а у Перова – обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны». Тут я полностью согласна с отцом Тихоном и благодарна ему за честные слова, исполненные, думаю, боли. Так что да, на мой взгляд, в любом настоящем произведении можно найти повод для духовных переживаний – как добрых, так и тревожных. Важно то, что ориентир, вектор этих произведений, во-первых, честный, а, во-вторых, направлен к Богу. Думаю, гости наших «Библейских вечеров» убедились в этом.

Мозаика

Самая первая христианская мозаика – символическое изображение Христа. Она была выложена в III веке на своде мавзолея в соборе св. Петра в Риме.

Мозаика относится к дорогостоящему виду христианского искусства, как по стоимости используемого материала, так и по цене работы. Поэтому украшение храмов таким образом не было распространено во времена гонений на православных.

Мозаичное искусство на территории России начало развиваться с момента принятия христианства. Для него было характерны эллинистический дух и византийское содержание.

Известные мозаики в христианском искусстве:

  • мозаика храма Софии Киевской, которая считается уникальной и единственной наиболее полно сохранившейся до наших дней. Работу выполнили русские совместно с греческими мастерами;
  • мозаика соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1111-1113 гг.) сохранилась не полностью из-за разрушения храма в начале ХХ века;
  • мозаика Десятинной церкви не сохранилась полностью. Мы может любоваться лишь отдельными ее кусочками.


Мозаика храма Софии Киевской

Больших успехов в мозаичном искусстве достиг М. В. Ломоносов. Он получил смальты, имеющие яркие красные оттенки.

Глава VI. Христианское искусство

Религия Креста, лишь ты переплетаешь

В одном венце смирение и силу

(ШИЛЛЕР501).

См. также список литературы в § 75, и библиографию в Zöckler и Fulda.

Justus Lipsius (католик, умер в 1606, профессор в Лувене): De Cruce libri très, ad sacram profanamque historiam utiles.

Antw. 1595 и более поздние издания.

Jac. Gretser (иезуит): De Cruce Christi rebusque ad eam pertinentibus.

Ingolst. 1598–1605, 3 vols. 4to; 3rd ed. revised, 1608; также в его
Opera,
Ratisb. 1734. Tom. I–III.

Wm. Haslam: The Cross and the Serpent: being a brief History of the Triumph of the Cross.

Oxford 1849.

W. E. Alger: History of the Cross.

Boston 1858.

Gabr. de Mortillet: Le Signe de la Croix avant le Christianisme.

Paris 1866.

A. Ch. A. Zestermann: Die bildliche Darstellung des Kreuzes und der Kreuzigung historisch entwickelt.

Leipzig 1867 and 1868.

J. Stockbauer (католик): Kunstgeschichte des Kreuzes.

Schaff hausen 1870.

O. Zoeckler (профессор, в Грисвальде): Das Kreuz Christi. Religionshistorische und kirchlicharchaeologische Untersuchungen.

Gütersloh 1875 (484 стр., с большим списком трудов, стр. xiii. – xxiv.). Английский перевод: M. G. Evans, Lond. 1878.

Ernst v. Bunsen: Das Symbol des Kreuzes bei alien Nationen und die Entstehung des Kreuzsymbols der christlichen Kirche.

Berlin 1876. (Множество гипотез).

Hermann Fulda: Das Kreuz und die Kreuzigung. Eine antiquarische Untersuchung.

Breslau 1878. Полемика против точки зрения, принятой после Липсиуса. См. полный библиографический список в Fulda, pp. 299–328.

Ε. Dobbert: Zur Entstehungsgeschichte des Kreuzes,

Leipzig 1880.

Крест – знак искупления, использовавшийся иногда отдельно, иногда с альфой и омегой, иногда с якорем надежды или пальмовой ветвью мира. Это древнейший и самый дорогой для первых христиан символ, но вместе с тем именно он подвергался наибольшему количеству злоупотреблений. Уже во II веке возник обычай осенять себя крестным знамением502 по пробуждении, при омовении, при выходе из дома, перед едой, короче говоря, приступая к любому из каждодневных занятий. Вероятно, во многих случаях уже в ту пору обычай этот был связан с суеверной убежденностью в магических силах данного знака, поэтому Тертуллиан считал необходимым защищать христиан от обвинений язычников в том, что они поклоняются кресту (staurolatria)

503
.
Киприан и «Апостольские постановления» упоминают о знаке креста как части обряда крещения, а Лактанций говорит о его способности изгонять бесов в ходе экзорцизма, в ходе крещения. Пруденций рекомендует его как средство предохранения от искушений и дурных снов. Так же часто мы встречаем, особенно в орнаментах и на могильных камнях, монограмму с именем Христа, «X Р», обычно в форме, похожей на крест, либо отдельно, либо с греческими буквами альфой и омегой, «первой и последней» (а в таких случаях – и с добавлением «знаком сим»504). Вскоре после победы Константина над Максенцием благодаря помощи лабарума

(312) кресты стали изображаться на шлемах, щитах, знаменах, коронах, скипетрах, монетах и печатях в разных видах. Археологи различают семь или более форм креста:

a) crux decussata

(андреевский крест)

6) crux commissa

(простои египетский крест)

в) crux immissa

или
ordinana
(прямой латинский крест)

г) перевернутый латинский крест святого Петра (который считал себя недостойным страдать в том же положении, что и его Господь)

д) греческий равносторонний крест

е) двойной крест

; ж) тройной крест (использовался папой)

Вот основные виды монограмм из древних памятников:

История о чудесном обнаружении и воздвижении подлинного креста Христова Еленой, матерью Константина, относится к никейской эпохе. Связь креста с альфой и омегой проистекает из описания Христа в Апокалипсисе (Отк. 1:8; 21:6; 22:13), которое было объяснено Пруденцием так (Cathem. hymn.

IX. 10–12):

Alpha et Omega cognominatus; ipse fons et clausula,

Omnia quae sunt, fuerunt, quaeque post futura sunt.

Римские язычники относились к кресту с презрением, так как это было орудие распятия, позорного наказания для рабов и худших преступников, но апологеты напоминали им о неосознанном признании этого животворящего знака, используемого на их знаменах и триумфальных символах, а также о природных аналогиях, таких как фигура человека с вытянутыми руками, летящая птица и корабль под парусом505. Крест используется как символ не только христианской церковью. Он встречается также у древних египтян, буддистов Индии и мексиканцев до завоевания Америки, а также у других языческих народов, как символ одновременно благословения и проклятия506.

Крест, наряду с молитвой Господней, может считаться величайшим христианским мучеником. Но даже само суеверное злоупотребление им, как и пуританский протест против него, в равной мере свидетельствуют о важности великого факта, о котором он нам напоминает.

Существование распятия, то есть скульптурного или резного изображения нашего Спасителя на кресте, явно не зафиксировано до середины VI века. Оно не упоминается ни одним из авторов никейского и халкидонского периода. Одно из древнейших известных нам распятий, если не самое древнее, мы встречаем в богато украшенной сирийской копии Евангелий, созданной во Флоренции в 586 г.507 Григорий Турский (умер в 595 г.) описывает распятие в церкви святого Генезия в Нарбонне, на котором Распятый был представлен почти полностью обнаженным508. Оно оскорбляло чувства верующих, поэтому было занавешено по приказу епископа и только иногда показывалось людям. Беда Достопочтенный сообщает, что из Рима в британский монастырь в Вирмуте в 686 г. было привезено распятие, на котором с одной стороны был изображен Распятый, а с другой – змей, поднятый Моисеем509.

ПРИМЕЧАНИЯ

Сначала символом распятия был один только крест, потом крест и агнец – либо агнец с крестом на голове или плече, либо агнец, привязанный к кресту; потом рядом с крестом стали изображать Христа – либо Христос держал крест в правой руке (на саркофаге Проба, умер в 395 г.), либо Христос с крестом на заднем плане (в церкви святой Пуденцианы, построена в 398 г.); и наконец, на распятии стали изображать Христа, пригвожденного ко кресту.

Была сделана попытка возвести происхождение распятий к III или II веку вследствие обнаружения в 1857 г. сатирического изображения распятия на стене руин императорского дворца на западном склоне Палатинского холма в Риме, которое хранится в музее Кирхера. На рисунке изображен распятый человек с головой осла или лошади и фигура, стоящая перед ним на коленях, с подписью: «Алексамен поклоняется своему Богу»510. Без сомнения, изображение было нарисовано на стене каким–то врагом–язычником, смеявшимся над рабом или слугой–христианином, служившим при императорском дворе, а может быть, даже над императором Александром Севером (222 – 235), который вследствие своего религиозного синкретизма подвергался саркастической критике. Дата карикатуры точно не установлена, но мы знаем, что во II веке христиане, как до них – иудеи, обвинялись в поклонении ослу и что в то время при императорском дворе уже были христиане511. После III века это неразумное обвинение прекратили выдвигать. Римские археологи (II. Гарруччи, II. Модзони и Мартиньи) делают из этого распятия–насмешки вывод, что христиане уже использовали распятия в конце II века, потому что оригинал должен предшествовать карикатуре. Но этот вывод не подтверждается никакими данными. Язычник Кацилий у Минуция Феликса (гл. 10) явно свидетельствует об отсутствии у христиан simulacra.

Как древнейшие изображения Христа, насколько нам известно, появились не у ортодоксальных христиан, а у еретиков и полуязычников гностиков, так и древнейшее изображение
распятия
было карикатурой, нарисованной рукой язычника – прекрасная иллюстрация к словам Павла о том, что проповедь Христа распятого кажется грекам безумием.

Фрески

Фрески относятся к особому виду христианского искусства, и представляют собой живопись по сырой штукатурке. Долговечность работам придает тонкая прозрачная кальцитовая пленка, которая образуется после высыхания извести.

Фрески на темы христианской религии были заимствованы из Византии. В отличие от икон – молебных образов, они предназначены для познания и просвещения, иллюстрации библейских сюжетов. Изображения и цветовое решение необходимы для понятия общего смысла картины, а не расшифровки зрительных образов по отдельности.

Древнейшие фрески, проповедующие христианство, сохранились до наших дней в небольшом количестве, еще меньше, чем древнейшие храмы. Наиболее популярные находятся в:

  • соборе Святой Софии в Великом Новгороде;
  • Михайловском Златоверхом монастыре;
  • Николо-Дворищенском соборе;
  • Рождественском соборе Антониева монастыря;
  • Георгиевском соборе Юрьева монастыря;
  • Мирожском монастыре;
  • Храме Бориса и Глеба в Кидекше;
  • Успенском и Дмитриевском соборе во Владимире.

Данный список далеко не полный. Археологами регулярно открываются новые произведения христианского искусства.


Одна из древнейших фресок Снетогорского монастыря

На сегодняшний момент искусство фрески не столь популярно, как раньше. Существует немного энтузиастов, которые создают в этом стиле новые работы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]