Избиение Вифлеемских Младенцев в канун Рождества Христова в Литературе и Искусстве (Юридический Аспект)


О Вифлеемских младенцах и наследниках царя Ирода

Сегодня мы вспоминаем убиенных Вифлеемских младенцев и слышим из Евангелия от Матфея о страшных вещах: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 3, 17–18).

Скептики могут усомниться в самом этом факте на том основании, что о нем не сообщает Иосиф Флавий — источник наиболее подробных сведений об Ироде Старшем. Однако почему он вообще должен был об этом говорить? На кровавом фоне правления Ирода, особенно конца этого правления, убийство каких-то младенцев для человека античности выглядело совершенно незаметным. Ирод истребил почти весь дом Хасмонеев, потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились убийством его собственного сына Антипатра. Ирод с легкостью отдавал приказы об уничтожении элиты Израиля — книжников и фарисеев. В день своей смерти он повелел казнить 70 самых знатных и уважаемых фарисеев, сказав: «Обо мне плакать не будут, пусть плачут хотя бы о них». Ему ничего не стоило приговорить знатных иудейских юношей к сожжению только за то, что они сбросили с иерусалимского храма римского орла. Император Август, друг и покровитель Ирода, зная иудейский обычай не есть свинины, мрачно шутил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его братом».

А с другой стороны, кем были дети для античного мира? Это благодаря многовековому христианскому воспитанию дети для нас — центр вселенной. Для античности они были практически ничем и никем. Вспомним слова св. апостола Павла: В детстве наследник ничем не отличается от раба (Гал. 4, 1). Жизнь его сама по себе не имела никакой цены. Согласно римскому праву, ребенок обретал право на жизнь, воспитание и наследство, только если родитель признавал его — брал его на руки пред очагом. В противном случае его запросто могли выкинуть на улицу — на съедение собакам.

Никакие моральные соображения не могли удержать Ирода от убийства, когда речь шла о власти

Следующая сторона вопроса: мы слишком привыкли к мифологеме античного рационализма. Стоит прочесть хотя бы классическую работу Э. Доддса «Греки и иррациональное», чтобы убедиться: античность была во много раз суевернее средневековья. Многие римские аристократы во времена Тиберия и позже окончили жизнь в петле или на плахе по обвинению в том, что они спрашивали астрологов о судьбе императора. А тут из Персии приходят три звездочета и спрашивают: Где родившийся царь Иудейский? (Мф. 2, 2). Если Ирод не казнил их сразу, то только для того, чтобы использовать их как приманку. И, естественно, никакие моральные соображения не могли удержать его от страшного убийства, когда речь шла о его власти.

Тем не менее современный Израиль все простил Ироду, и более того — возвеличил его по причине его организационных и строительных успехов. В Эйлате, например, красуется гостиница «Ирод Великий». В ней, к сожалению, нет картины «Избиение младенцев».

Сейчас аборт перестал быть не только преступлением, но и чрезвычайным происшествием

У Ирода оказалось множество наследников. И это не только монголы и турки, истреблявшие на своем пути всех, вплоть до грудных младенцев. И не только нацисты, расстреливавшие несовершеннолетних вместе со взрослыми и выкачивавшие из детей кровь для своих раненых солдат. Это — организаторы и исполнители абортов. Стоит вспомнить, что впервые аборты были законодательно разрешены во время Великой Французской революции. В нашей стране волна абортов началась благодаря ленинскому декрету 1920 г. Сталин ввел жесткие ограничения на аборты, которые, однако, отменил его жалкий эпигон Хрущев 60 лет назад, в 1955 году. И, к сожалению, сейчас аборт перестал быть не только преступлением, но и чрезвычайным происшествием. Он стал кровавой обыденностью и путем к «сладкой» жизни. Вот случайно услышанный разговор в поезде — одна женщина говорит другой: «Ну, сделала я аборт, ну и что? Нужен мне этот ребенок! Лучше я за границу съезжу». Комментарии излишни… Отметим только, что логика та же, что у Ирода: детоубийство как путь к комфорту. Только комфорта на крови не построишь: пример тому — судьба царя-детоубийцы, скончавшегося в страшных мучениях.

Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека

Наследниками Ирода являются те, кто убивают младенцев во чреве и смеют нагло утверждать, что нерожденный младенец человеком не является. Это явная ложь, потому что о том, что у зачатого младенца есть душа и статус человека, властно свидетельствует Священное Писание: От чрева матери моей Ты — Бог мой (Пс.21,11). Это рассказ о взыгрании Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы. Это свидетельство пророка Иеремии: Прежде, нежели ты был зачат, Я познал тебя (Иер. 1,4–5). Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека. В настоящее время иродово дело поставлено на поток. По разным подсчетам, в России от абортов погибает от миллиона нерожденных младенцев[1]. Известны случаи, когда тела коммерциализируются, идут либо в косметическую и парфюмерную промышленность, либо на стволовые клетки[2]. Это кровавый, но выгодный бизнес. Мы, православные христиане, должны возвысить свой голос против этого беззакония, против циничного иродова убийства.

У некоторых христиан появляется вопрос: как же Вифлеемские младенцы явились мучениками, если они не исповедали Христа. Ответ Церкви ясен, понятен и определен. Поскольку они были убиты за Христа, мотивом их убийства было убийство Спасителя, то, вне зависимости от их волеизъявления, они стали мучениками за Христа.

Временами вопрос об исповедании, к сожалению, приобретает неадекватный характер. Когда Оптинских мучеников, убитых на Пасху сатанистом за то, что они являлись монахами, отказываются канонизировать, говоря, что их-де никто не спрашивал об их исповедании, это мнение, мягко говоря, является странным, потому что вся жизнь иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта являлась исповеданием Христа.

Свидетельством возможности канонизации мучеников без явно и словесно выраженного исповедания является как раз память Вифлеемских младенцев, которая является для нас явным и отчетливым прецедентом. Смерть младенцев есть некое таинство. С одной стороны, мы видим здесь наглое и циничное торжество зла. С другой стороны, видим невинную кровь, которая вопиет к Небу, которая обрушилась на голову Ирода и палачей. Ирод вскоре после этого умирает страшной и мучительной смертью. Мы видим здесь провозвестие Креста Христова, Его Голгофы, ибо невинная кровь младенцев вопиет громче, чем Авелева.

Временами возникал вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным.

По неисповедимому Божественному Промыслу они оказались избранниками Израиля. Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима.

Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно — те слова, которые приводит евангелист Матфей: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2, 17-18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. Однако вспомним продолжение этого стиха у Иеремии: Так сказал Господь:“Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой… возвратятся сыны в пределы свои” (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом, и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие Небесное.

Претендент на трон

Страх и трепет объяли Ирода. В сердце у него все больше копилась злоба, и он начал строить коварные планы. Однажды его осенила поистине сатанинская мысль. Спешно собрал Ирод всех первосвященников, книжников народных и задал им один единственный вопрос: «Где Христос должен родиться?». Они же ответили ему: «В Вифлееме иудейском».

Итак, Ирод узнал то место, где родился претендент на трон. Теперь же его стали интересовать вопросы по поводу того, когда это произошло, то есть сколько Ему сейчас лет? У первосвященников спрашивать об этом толку было мало. Тогда он решил разыскать волхвов, которые говорили, что им явилась какая-то путеводная звезда и они следуют за ней, чтобы поклониться Божественному младенцу.

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Храм младенцев вифлеемских. Парнас

В историческом районе Петербурга, в северной его части, построили новый храм. Его назвали в честь Вифлеемских младенцев. Он строился два года и рассчитан на 200 человек.

Строительство началось с небольшой часовенки, построенной в 2012 году. Затем по проекту одной местной жительницы начали строить здесь церковь, которая была завершена в мае 2021 года. В тот же год прихожане отметили в нем Пасху, и Храм младенцев Вифлеемских опять был закрыт для завершения работ по внутреннему убранству. В 2017 году его открыли и уже праздник Рождества отмечали именно в нем.

Пещера

Вифлеемские младенцы страданиями своими открыли таинственную дверь в Царство Небесное. А после наследовали вечную жизнь в сонме Ангелов.

В Палестине, в городе Вифлееме, недалеко от храма Рождества Христова, в пещере находятся мощи Вифлеемских младенцев, тех самых святых мучеников, убиенных воинами царя Ирода. Эта пещера входит в систему многочисленных подземных захоронений, расположенных в районе храма Рождества.

В самом ее низу расположена небольшая катакомбная церковь IV века. Это один из древнейших престолов, сохранившихся в этом городе.

Антоний Новгородец разъяснил, что половина мощей была вывезена в Константинополь, а половина осталась в Вифлееме. Туда стекаются сотни верующих.

Число мучеников-младенцев

В предании указано, что младенцев было 14 000, а вот в Евангелии этого числа нет. Имеет ли это какое-нибудь значение? Понятное дело, в таком небольшом городе, как Вифлеем, и его округе вряд ли нашлось бы такое количество младенцев от двух лет и младше.

Отсюда становится понятно, что число 14 — символичное и говорит о массовости совершенного убийства. Вообще, число 14 очень часто встречается в библейской традиции: у Рахиль было 14 детей, в родословной Иисуса Христа встречается 14 родов от Давида до переселения в Вавилон и 14 после переселения из Вавилона до Христа и далее.

Память об избиении в Вифлееме младенцев христиане стали совершать уже во втором веке. Вот тогда, вероятнее всего, и было обозначено это число. Но с другой стороны, 14 — это дважды по 7. А эта цифра выражает идею святости и законченности.

Поэтому можно предположить, что число 14 000 скорее весьма условное, метафоричное. Оно указывает на двойную исключительность случившегося кровопролития, непередаваемые размеры страдания.

В день почитания избиенных младенцев — 11 января — православные молятся о предотвращении абортов. Женщины, которые этот грех когда-либо совершили, приносят покаяние. В этот день служба происходит под чтение молебна, акафиста, канона и молитвы Вифлеемским младенцам.

Первые мученики

Необъяснимыми кажутся и страдания святых Вифлеемских младенцев – первых мучеников, невинная кровь которых была пролита за Спасителя мира. А ведь они стали мучениками абсолютно бессознательно и в этом, конечно же, есть определенный Промысел Божий.

Слово «мученик» по-гречески переводится как «свидетель». После Крестной Жертвы Господа страданиями за Него становится свидетельство веры. Тогда что сказать о пострадавших праведниках Ветхого Завета, которые пострадали за Истинного Бога до Его пришествия, или о Вифлеемских младенцах?

Вне всякого сомнения, все они очень важны для Бога и ничуть не меньше новозаветных. Разница только в том заключается, что Христос принес Себя в жертву на Кресте и тем самым освободил от греха, проклятия и смерти после их жизни на земле.

Примеров мученичества очень много, и условно они подразделяются на две группы: мученичество без вариантов (по необходимости) и мученичество выбора.

В первом подвиге от мученика требуют отречения от Христа, чтобы продолжить свою жизнь на земле, или признать Его как Мессию и пострадать за веру, отдав жизнь. Во втором к подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек принимает страдания из-за политических и религиозных целей, когда необходимо убрать своих оппонентов.

Волхвы

Ирод сразу же послал стражу, чтобы во что бы то ни стало привести волхвов. На это времени много не понадобилось. Волхвы, не подозревая ничего худого, пришли и сердечно рассказали Ироду о том, когда появилась звезда на востоке.

Ирод стал производить расчеты. Звезда, по утверждению волхвов, появилась несколько месяцев назад. Да плюс еще, они могли ошибиться и не сразу ее заметить. И вполне возможно, она явилась тогда, когда младенец уже родился и окреп. Вся эта арифметика привела его к выводу, что Младенец может быть возрастом до двух лет.

Коварные расчеты

Итак, все сведения получены, что же остается? Само дело — да такое жестокое и кровожадное, подобного которому дотоле не было в истории.

Ирод, скрывая свои истинные намерения, лукаво сказал волхвам, чтобы они пошли и тщательно разведали о младенце, и когда найдут, известили его об этом, тогда и он пойдет и поклонится Ему.

Но волхвы, получив во сне откровение, не стали возвращаться к Ироду, а совершили поклонение родившемуся Христу и, минуя Иерусалим, совсем другими путями отправились в свои страны.

Грех аборта

Икона Вифлеемских младенцев является неким литургическим символом и знамением движения в защиту нерожденных детей. Православная церковь считает, что аборт не просто какое-то безнравственное действие. Это убийство, которое считается сознательным, а значит, смертельный грех, требующий длительного покаяния, даже если он совершен по незнанию. Человеческое существо было убито до его крещения, а за некрещеных молиться нельзя, и поэтому нерожденные младенцы лишены церковного поминовения и отпевания.

Аборт не может не отразиться на семейном благополучии, на физическом и психическом здоровье супругов, потому что существует духовный закон жизни построения семьи, которая не может быть построена на крови невинно убиенных малышей.

Перед иконой мучеников младенцев Вифлеемских замаливают грехи убийства детей. День памяти из малого престольного праздника стал днем покаяния матерей, совершивших когда-либо страшный грех против своих детей. В этот день проводятся акции в защиту нерожденных детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]