Мiръ
Палестина Храм Рождества Христова (Вифлеем) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:31.704305999999998988414517953060567378997802734375,»lon»:35.207639000000000351064954884350299835205078125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%92%D0%B8%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%B5%D0%BC)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0412\u0438\u0444\u043b\u0435\u0435\u043c)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0412\u0438\u0444\u043b\u0435\u0435\u043c)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0432 \u0412\u0438\u0444\u043b\u0435\u0435\u043c\u0435, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f, \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u0430\u043d\u0438\u044e, \u043d\u0430\u0434 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e\u043c \u0440\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0438\u0441\u0443\u0441\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430. \u041d\u0430\u0440\u044f\u0434\u0443 \u0441 \u0425\u0440\u0430\u043c\u043e\u043c \u0413\u0440\u043e\u0431\u0430 \u0413\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u043d\u044f \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u0434\u0432\u0443\u0445 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0445\u0440\u0430\u043c\u043e\u0432 \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0438.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0412\u0438\u0444\u043b\u0435\u0435\u043c)»,»link»:»»,»lat»:31.704305999999998988414517953060567378997802734375,»lon»:35.207639000000000351064954884350299835205078125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
31.704679; 35.203736
Палестина, Вифлеем
Палестина
Телефоны:
+972 (2) 276-60-40, факс: +972 (2) 276-60-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).
Храм Рождества Христова
— христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.
История[править]
Византийский период[править]
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов.
…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая Василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и Василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы. (с) Евсевий Кесарийский
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:
Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.
При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
Период крестовых походов[править]
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.[6]
В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Османский период[править]
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).
Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
История основания
За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.
Церковь Рождества Христова в Вифлееме
Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.
Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.
Появление современного здания
В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.
Архитектура[править]
Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.
Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.
Последняя реставрация
В 2010 году было объявлено о скорой реализации программы по восстановлению храма на несколько миллионов долларов. Начальный этап восстановительных работ был завершен в январе-феврале 2016 года. Проект частично финансируется палестинцами и проводится группой палестинских и международных экспертов. Установлены новые окна, завершен структурный ремонт крыши, очищены и восстановлены статуи, витражи, иконы и мозаика. Несмотря на то, что палестинцы в большинстве своем мусульмане, они считают церковь национальным достоянием и одним из самых посещаемых туристических объектов. Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас принимал активное участие в проекте реставрации, которым руководит Зиад аль-Бандак.
Святыни[править]
• Пещера Рождества
Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.
• Вифлеемская икона Божией Матери
На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.
• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)
• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)
• Пещера-усыпальница блаженного Иеронима
Признание ЮНЕСКО
В 2012 году церковный комплекс стал первым палестинским зданием, которое было включено в Список объектов Всемирного наследия. Перед этим было запущено голосование, в котором были представлены и другие израильско-палестинские объекты (например, храм Соломона), но победила все-таки церковь Рождества. И это несмотря на активное противодействие США и Израиля. Церковный комплекс был тут же утвержден в качестве объекта Всемирного наследия в соответствии с критериями четыре и шесть устава ЮНЕСКО. Решение было спорным с технической и политической точки зрения. Храм также был включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой, поскольку он сильно портится и проседает из-за регулярных утечек воды.
Где остановиться[править]
- Дом паломника в Вифлееме
В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника «Pilgrim Residence», выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.
Дом паломника в Вифлееме находится в 200 метрах от великой христианской святыни – храма Рождества Христова. Благодаря такому расположению гости каждое утро имеют возможность молиться за Божественной литургией в пещере, где родился Господь Иисус Христос.
Гостиница создает все необходимые условия, чтобы каждый паломник, посещающий Святую Землю, почувствовал радушие и гостеприимство Святого града Вифлеема и надолго сохранил в сердце радость Рождества Христова.
Построена гостиница в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Вблизи великой христианской святыни Резиденция предоставляет для удобного и безопасного проживания:
- 62 стандартных номера для размещения от 1-го до 3-х человек.
- 8 люксов для проживания особо важных персон.
- Президентский люкс с джакузи, лифтом и рабочим кабинетом.
Поселение в Дом паломника в Вифлееме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.
Адрес:
Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem.
Почтовый адрес:
Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem, Palestine P.O.B.436
Телефоны:
+972 (2) 276-60-40, факс: +972 (2) 276-60-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).
Эл.почта:
Евангельские события
Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.
Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.
Уникальность колокольни
В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой
колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.
Колокольня храма
В четверике
прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой
храм
, посвященный
Гурию, Самону и Авиву
. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается
восьмерик
необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу
слуховых окошечек
в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.
Декор храмовой колокольни с башенками
С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым
. Эти башенки — специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные
парные полуколонки
в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.
Колоколов на колокольной звоннице было восемь
, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были
переплавлены
(в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.
Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота
, находящиеся внизу колокольни.
Святые врата — прежний въезд на территорию храма
Оформление арочного входа
внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная
открытая галерея
с кувшинообразными столбами.
Изразцы в храмовом оформлении
Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов
в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано
впервые
и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.
Изразцовое оформление Храма
Храмовые изразцовые «муравленые» плитки
были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.
Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись
– это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень
фамилий и имен
лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.
Изразцовый текст вдоль фасада четверика
Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.
Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.
Построенная церковь стала образчиком
для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме, в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.
К середине 19 века
эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась
икона Рождества
, наиболее часто обращались к ней будущие матери.
Особо почитаемая икона Рождества
К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли
четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.
В советские годы
храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.
Архитектурные особенности храма
Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь
– четырехстолпный четверик на подклете — была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.
Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма
Первые два предела – Николая Чудотворца
и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается
в подклете
, и второй –
Петра и Павла
–
над подклетом
.
Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь
больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.
Основной церковный четверик. Фрагмент
Вели галереи
и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых — Гурьевыми. Он называется
Казанским
и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установлена
главка
с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется
«корсунской»
, по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.
«Корсунский» крест над Казанским пределом
Особо выделяется западный фасад
храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.
Западный фасад Рождественской церкви
Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками
, оконные
ниши
с наличниками,
закомары
над широким поясом карнизов и горизонтальные
ширинки
галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, — все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление
«сухариками»
, что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.
Оформление главки Казанского предела