В этой статье мы детально опишем Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Саратов). Он по праву считается одной из ключевых достопримечательностей Нижнего Поволжья. Найти этот архитектурный шедевр барокко нарышкинского периода нетрудно. Кафедральный собор стоит на высоком берегу Волги, в самом зеленом районе Саратова, недалеко от красивой набережной и славного на весь мир моста. Играют на солнце золотые купола, что в контрасте с голубизной неба делает их похожими на светила. Медовый перезвон колоколов льется далеко над просторами реки. Этот храм посещают не только туристы. Из-за обилия мощей и икон сюда потоком стекаются паломники со всей России. В храме продолжают проводиться богослужения. Что же нужно знать самостоятельному путешественнику об этом самом главном соборе города? Мы расскажем все о старейшем храме Нижнего Поволжья в данной статье.
Расположение
А вы знаете, что Свято-Троицкий собор (Саратов) адрес поменял? И не просто улицу, на которой он находится, переименовали. Нет! Он буквально переместился с одного берега Волги на другой. И случилось это в конце семнадцатого века. Как? История собора неразрывно связана с жизнью города. Саратов, как известно, был построен как крепость московскими стрельцами. Место для оборонного сооружения они выбрали неудачное. И уже в первое половодье это ощутили. К тому же пологий левый берег Волги был доступен для атак врагов, которых в тот неспокойный век было не счесть. Тем не менее Саратов со своей Свято-Троицкой деревянной церковью терпеливо простояли на таком стратегически неудобном месте почти сто лет. Когда город занял правобережное положение, в нем в 1674 году был построен аналогичный храм. Его освятил митрополит Парфений, но особой защиты это зданию не принесло, потому как уже в 1684 деревянная церковь сгорела дотла вместе со значительной частью города.
Музеи в Саратове
Среди музеев в которые стоит пойти есть довольно большое количество достойных, однако, наиболее интересные, на мой взгляд, следующие: Музей Чернышевского (ул. Чернышевского, 142), Музей-усадьба Борисова-Мусатова (ул. Вольская 33), Музей Федина (ул. Чернышевского, 154). Каждый из музеев в равной степени уникален, имеет свои преимущества и особенности. В музеях собраны коллекции произведений, рукописей, а также шедевров изобразительного искусства. Советовать какой-либо из них было бы не правильно, постарайтесь побывать в каждом из представленных и вы увидите, что там есть чем полюбоваться и на что посмотреть.
Квартиры на сутки в Саратове
Рассказывая о достопримечательностях, храмах и соборах в Саратове, не затронуть вопрос временного проживания — было бы, наверное, не правильно. Саратов, как и многие другие города богат всякого рода отелями и гостиницами, но, как и везде они имеют одни и те же недостатки, перечислять которые не имеет смысла.
Мы предлагаем современное решение вопроса с временным проживанием — наша услуга именуемая, аренда квартиры на сутки в Саратове За доступную стоимость вам будет представлена квартира, в которой есть абсолютно все необходимое для комфортного проживания. Воспользуйтесь сервисом Spiti и оцените удобство такого рода услуг.
Свято-Троицкий собор (Саратов): история
По легенде, московские стрельцы привезли с собой две чудотворные иконы: Спаса и Казанской Богоматери. Для них были построены две церкви – сначала на левом берегу, а потом – на правом. В пожаре 1684 года сгорели оба храма. Протопоп Игнатий, оставшись без прихода, стал слать челобитные митрополиту Терскому и Астраханскому Савватию, чтобы тот разрешил возвести храм «в то же наименование». Однако архиерей загадочно молчал целых пять лет. Вероятно, челобитные были в конце концов подкреплены дарами, и в 1689 году было получено разрешение на строительство. При этом митрополит указал и на некоторые архитектурные детали будущего храма. Свято-Троицкий собор (Саратов) возводился средствами горожан. За тратой средств зорко следили, поэтому строительство велось быстро. Уже в 1695 году храм был готов. На освящение собора прибыл из Астрахани архимандрит Иосиф. Он и назначил первого настоятеля — Григория Спиридонова.
Новый собор
Но и благословение архимандрита Иосифа не принесло ожидаемых результатов. В огне пожара, который случился в мае 1712 года, полностью сгорел Свято-Троицкий собор. Саратов был похож на пепелище. Город выгорел дотла. Из документов мы только знаем, что прежний храм имел кровлю, крытую «драньем да лубьем», а при нем была колокольня «на столбах». Но уже тогда собор был двухъярусным. Нижний был освящен во имя Успения Богоматери, а верхний – в честь Святой Троицы. При этом Саратовский собор стал первой сакральной постройкой, которая отапливалась. В трапезной нижнего яруса размещалась голландская печь с изразцами. Таким образом, зимой богослужения проводились там, а летом – в неотапливаемом верхнем храме. После пожара оба этажа были удлинены и снабжены параллельными арками. Была также пристроена верхняя галерея и колокольня. Кроме своего прямого назначения, она выполняла функции сторожевой башни и пожарной каланчи.
Возведение каменного здания
Ну, насчёт денег неизвестно, а благословение своё владыка дал, и даже указал, какими особенностями должен отличаться будущий собор от своих собратьев, во множестве возведённых к тому времени на святой Руси. С получением митрополичьей грамоты работа на городской площади закипела, и в ней принял участие весь православный Саратов. Троицкий собор возводился не только на народные средства, то есть добровольные пожертвования горожан, но и их же руками. Известно, что все работы, не требовавшие специальной квалификации, выполнялись самими будущими прихожанами.
По завершении строительства в 1659 году из Астрахани был прислан архимандрит Иосиф, со всей строгостью освидетельствовавший новый собор и тогда же освятивший оба его храма – верхний, во имя Пресвятой Троицы, и нижний, в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился акт приёмки, составленный дотошным архимандритом. В нём подробнейшим образом перечисляются все конструктивные особенности здания, а более всего уделяется внимания роскошной и весьма редкой для провинциальных храмов голландской печи, установленной на первом этаже и покрытой «дивными изразцами».
Московское барокко
Свято-Троицкий собор (Саратов) и его колокольня поначалу стояли отдельно друг от друга. Храм был полукруглый, корабельного типа, с алтарной частью в виде апсиды. По планировке здание представляло собой «восьмерик, установленный на четверике». Эта форма часто встречается в русском зодчестве церквей. Приземистый статичный и массивный «четверик» уравновешивается устремленным в небо «восьмериком». Богатый декор и пластичность форм относят саратовский Свято-Троицкий собор к стилю московского барокко. Колокольня была соединена с храмом лишь после перестройки 1837 года. Она также представляла собой в планировке восьмерик на четверике. Венчал колокольню восьмигранный шатер. Эта башня кажется легкой и изящной благодаря окнам в форме креста с равными закругленными концами. В двадцатых годах восемнадцатого столетия звонница, кроме колоколов, обзавелась еще и курантами.
Достопримечательности Саратова
Саратовская набережная
Один из символов Саратова является набережная. Здесь можно полюбоваться как закатом, так и восходом. Место действительно красивое, оно прекрасно в любое время суток. Днем вы можете погулять по самому большому мосту в Европе, который соединяет Саратов и Энгельс. Вечерняя набережная выглядит еще более захватывающе, после заката здесь зажигается сотни огней, отражаясь в воде, они еще больше наполняют ее светом, создавая незабываемую картину, которой можно любоваться вечно.
Сад Липки в Саратове
Сад Липки в Саратове — не менее значимый для города и его жителей объект. Он расположен в центре города, богатый зеленью, тропинками и уютными местами для отдыха, сад всегда собирает тысячи желающих отдохнуть и полюбоваться девственной природой. На территории множество мест для отдыха семьей: игровые площадки для детей, баскетбольные и футбольные поля, масса аттракционов и каруселей на любой вкус. Все это и многое другое делают саратовский Сад Липки излюбленным местом горожан и гостей города.
Цирк братьев Никитиных в Саратове
Саратов без цирка братьев Никитиных — не мыслим! Прекрасный местный цирк, достойное место для веселого времяпровождения. Этот цирк — стационарный, основан еще 1873, он входит в пятерку лучших в стране. Яркие представления, экзотические животные, редкие хищники и мастерство сплоченной труппы сделают ваш отдых веселым и незабываемым.
Вынужденная перестройка храма
Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов) играл значительную роль в жизни города. Здесь побывал Петр Первый с супругой Екатериной I. Перед тем, как отправиться в Персидский поход, они выслушали в соборе напутственную проповедь. А в семьдесят четвертом году Саратов был оккупирован войсками Пугачева. Неоднократно собор переживал пожары. С 1774 по 1781 богослужения проводились только в нижнем храме, поскольку верхний этаж полностью обгорел. Да и время брало свое. В конце восемнадцатого века в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. Архиерей приказал разобрать аварийное здание и построить на его месте новый храм. Но, по русской традиции, это предписание проигнорировали. Богослужения продолжали вестись, пока в 1795 году власти не опечатали собор. Он простоял закрытым до 1800 года. Но и никакие работы не велись. В конце концов некий богатый горожанин М. Устинов, управляющий соляной компанией, на собственные средства построил контрфорсы для подпорки стен. Чтобы постройка не выглядела уродливой, над нею была возведена крытая галерея. В западной части ее завершала мощная двухэтажная паперть, увенчанная треугольным фронтоном. В тот же период крыша оделась в кровельное железо.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Троицкий собор – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ нашего города.
Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году (1). После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший (2). В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается в виде деревянного строения. В 1694 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и владыка Савватий дает на это свое благословение (3). Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и двух часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 года (4).
Таким образом, саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа XVII–XVIII вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле московского барокко.
Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.
В течение XVIII века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или нарышкинского, барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к нарышкинскому стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора — это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик (5).
Поздняя трапезная пристроена к собору предположительно в 50-60-х гг. XVIII столетия (6) .
Собор вместе с городом неоднократно страдал от пожаров. Наиболее разрушительные последствия для храма имел пожар 1774 года – в его стенах появились трещины. Примечателен тот факт, что через несколько лет после пожара 1774 года по распоряжению Екатерины II из «отнятого от мятежников (пугачевцев) имущества», которого в Астраханской губернской канцелярии хранилось 81 руб. 91/2 коп., была выделена половина суммы для «исправления» погоревшего в Саратове собора. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, предписывающую даже разобрать храм по причине ветхости и выстроить новый. Но саратовцы тогда лишь временно закрыли храм, особенно любимый горожанами. За трещинами наблюдал специальный комитет из почетных прихожан. В частности, в него входили известные купцы М.А. Устинов, Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. В 1798 – 1799 гг. на средства Михаила Андрияновича Устинова под стены собора были подведены контрофорсы, укрепившие здание, и возведена над ними крытая галерея (в связи с чем собор утратил часть своего декора), на западной стороне над галереей была устроена двухэтажная паперть, которую венчал треугольный фронтон.
Перестройки храма существенно изменили его первоначальный облик, собор потерял часть своего внешнего декора и присущую этому архитектурному стилю динамику, но приобрел яркую индивидуальность, а своим силуэтом стал больше походить на корабль – «ковчег спасения».
Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали многие приезжие исторические личности, а также царственные особы.
Точно известно о посещении Троицкого собора императором Петром I в июне 1722 г., во время его Персидского (или Каспийского) похода в Закавказье. Остановка царского каравана, плывшего по Волге, была сделана в Саратове ради встречи с калмыцким ханом Аюкой – правителем и владыкой калмыцких племен, кочевавших в междуречье Волги и Урала. Запись в «Походном журнале» о пребывании Петра I в Саратове гласит: «с утра Его Величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни» (Походный журнал 1722 г. СПб, 1855) (7) . В 1809 г. императором Александром I в саратовский Троицкий собор была «всемилостивейше пожалована» новая «крещатая» ризница, состоявшая из нескольких дорогих облачений и наделавшая «много шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел!» – так повествует об этом событии в своем дневнике служивший в Троицком соборе протоиерей Н. Скопин (8). В 1863 г. храм посетил наследник Всероссийского престола великий князь Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. В целях ознакомления будущего императора со страной в июле 1863 г. было предпринято путешествие цесаревича со свитой по Волге. Великий князь отстоял Литургию в соборе и приложился к особо чтимой иконе – Спаса Нерукотворного. В июне 1913 г. Саратов посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра II) и Мария Павловна, вдова великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II, президент Императорской Академии художеств. Хроника «Саратовского листка» за июнь 1913 г. повествует о пышной встрече царственных особ и посещении ими «старого собора».
Принимал у себя Саратов и цесаревичей Александра Николаевича (будущего императора Александра II), и будущего императора Александра III с супругой. Однако не все царственные особы во время своих визитов в Саратов посещали Троицкий собор, так как с 1826 г. он перестал быть кафедральным. Гостей встречал «новый» собор – святого благоверного князя Александра Невского. Интересен тот факт, что уже в «перестроечные» времена саратовский Троицкий собор вновь принимал у себя представителей Дома Романовых. До 1992 года династической главой семейства Романовых являлся великий князь Владимир Кириллович (правнук Александра II, 1917–1992). В год 380-летия дома Романовых Саратов посетили приехавшие из Франции супруга великого князя Леонида Георгиевича, его единственная дочь Мария Владимировна, которая унаследовала положение главы династии, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. В сопровождении Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) высокие гости посетили Троицкий собор.
В ХХ веке собор уцелел чудом. 13 сентября 1934 г. прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского горсовета постановил: «Ввиду бесхозяйственности в церкви, разрушения кирпичной кладки стен, оград и наличия трещины в арках колонн, невыполнении обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В течение 1934 г. община верующих пыталась опротестовать это решение. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина. Давление на православную общину Свято-Троицкого собора было столь сильным, что в 1935 г. «коллектив верующих» попросил горсовет расторгнуть с ними договор, т.к. они не имели средств для выплаты причитающихся с них платежей ренты и налога со строений, «ввиду того, что не имели в церкви службы с июля 1934 г.»
Президиум ВЦИК 20 февраля 1936 г. вынес окончательное решение о закрытии собора.
С 20 февраля 1936 г. собор стал собственностью государства, которое передало реквизированное здание Краевому музею. Именно этот собственник фактически спас старейший в Поволжье храм от уничтожения, приспособив здание храма под фондохранилище. В 1942 г. при «уплотнении» в соборе размещалось и ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР). Намеченное в 1939 г. размещение в соборе самостоятельного музея Истории религии и атеизма не состоялось. В тяжелый для страны и города 1942 год собор вновь стал духовной опорой для прихожан и одним из центров сбора материальных средств для воинов, сражающихся с фашистской Германией. Подготовка «старого» собора к открытию, комплектование причта и приходской «двадцатки», а также назначение настоятеля было осуществлено архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым). Решением исполкома Саратовского горсовета депутатов трудящихся 3 октября 1942 г. Свято-Троицкий собор был передан общине верующих в арендное пользование.
Через три дня – 6 октября — назначенный архиепископом Андреем настоятель храма иеромонах Борис (Вик, будущий епископ Саратовский и Вольский) подписал договор о передаче собора в арендное пользование с областным отделом народного образования в лице директора Областного музея краеведения М.А. Голубевой.
Уже вечером 7 октября, в праздник преподобного Сергия Радонежского, в храме состоялось первое богослужение. 8 октября на утренней Литургии свою первую проповедь произнес отец Борис (Вик). И в тот же день был подписан договор между «группой верующих, в числе 20 чел.» и заместителем председателя горсовета Андреем Фроловичем Железняковым о передаче собора «группе верующих православного вероисповедания в бессрочное бесплатное пользование». В это время собор вновь стал кафедральным, т.к. «новый» собор был уже разрушен.
Окончательно решением Арбитражного суда Саратовской области собор был передан в собственность прихода в сентябре 2004 года. До 50-х гг. прошлого века Троицкий собор не был расписан. 22 июня 1949 г. Свято-Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, путешествовавший по Волге. Осмотрев храм, он благословил произвести в нем ремонт и расписать стены собора. Настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к написанию фресок артель иконописцев из Палеха. Росписи были сделаны в обоих храмах Троицкого собора.
С 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены.
В 1988 году весь православный народ торжественно отмечал 1000-летие Крещения Руси. Основные торжества по этому поводу в Саратовской епархии проходили в стенах Троицкого собора. В этом юбилейном году храм посетили многочисленные зарубежные делегации.
Свято-Троицкий собор хранит память о многих поколениях верующих, возносивших в нем молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которых было много в истории России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе в начале XX века был создан «Строительный комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора», и настоятель храма протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества. В нижнем, Успенском, храме Троицкого собора хранится частица мощей священномученика Гермогена (Долганева), переданная в Саратов из Тобольской епархии. 62-летнего заслуженного протоиерея Геннадия Махровского, прослужившего в Троицком соборе 37 лет, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли 30 сентября 1919 года в рамках объявленного ЧК «красного террора». Похоронен отец Геннадий в общей могиле на Воскресенском кладбище г. Саратова.
Служили в соборе и другие известные и любимые саратовцами владыки, в том числе первый епископ вновь учрежденной в 1799 году Саратовской епархии Гаий Такаов, епископ (впоследствии архиепископ) Иаков (Вечерков) епископ Вениамин (Милов), архиепископ (затем митрополит) Григорий (Чуков), епископ (впоследствии митрополит) Борис (Вик), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской).
В июне 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Впервые за всю историю города Предстоятель Русской Православной Церкви совершил богослужение в Саратове, и состоялось оно в Свято-Троицком соборе.
На рубеже ХХ–ХХI вв. собор вновь остро нуждался в ремонте. С конца 1990-х гг. начались серьезные работы по укреплению фундамента собора и колокольни, которая к тому времени приобрела опасный наклон. В марте 2001 года ввиду аварийного состояния Троицкого собора статус кафедрального был временно перенесен на саратовский Духосошественский храм. В 2000-х гг. была произведена самая масштабная реконструкция в истории Троицкого собора. Инициатором и организатором процесса восстановления, а вернее — спасения саратовской святыни являлся Высокопреосвященнейший Лонгин, Епископ (ныне — Митрополит) Саратовский и Вольский. Нижний, Успенский, храм был отреставрирован в ходе работ 2004–2007 годов, освящен 10 декабря 2006 года. Все работы по реставрации Успенского храма велись под руководством настоятеля Свято-Троицкого собора игумена Пахомия (Брускова), ныне Преосвященнейшего Пахомия, Епископа Покровского и Николаевского. В октябре 2014 года была полностью окончена реставрация верхнего храма Троицкого собора. Все работы с высоким качеством, профессионализмом и добросовестностью были произведены бригадой строителей-реставраторов под руководством М.Д. Фунта. В ходе реставрационных работ не представлялось возможным сохранить прежние палехские росписи собора, т.к. со стен полностью снимался штукатурный слой, производились вычинки поврежденной кирпичной кладки, укреплялись в проблемных местах своды и устанавливались новые потолочные перекрытия, монтировалась новая система отопления и вентиляции, устанавливались утраченные железные связи. Однако была сохранена преемственность стилистического оформления интерьеров храма. Новые росписи собора были выполнены мастерами палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.
24–25 октября 2014 года во время первосвятительского визита в Саратов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании Великого освящения семинарского храма огласил указ о возвращении Свято-Троицкому храму г. Саратова статуса кафедрального собора. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с Митрополитом Лонгином и Епископом Пахомием посетил и осмотрел Троицкий собор. Святейший Патриарх передал в дар храму образ Покрова Пресвятой Богородицы и дарохранительницу.
2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин с собором духовенства совершил чин Великого освящения верхнего храма Троицкого собора и первую после освящения Божественную литургию. Новые росписи верхнего, Троицкого, храма собора также были выполнены мастерами палехской иконописной мастерской «Лик».
В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Икона Спаса Нерукотворного – самая древняя почитаемая святыня Саратовской митрополии. В соборе пребывают чтимые иконы Божией Матери «Казанская», Ветхозаветной Троицы, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Хранится он в нижнем храме Троицкого собора. В соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», образ святого великомученика Пантелеимона. В 2010 году в Свято-Троицкий собор была доставлена Иверская икона Божией Матери, специально написанная и освященная на Святой Горе Афон по заказу прихожан собора — копия с той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами.
Для сохранения и изучения церковных древностей и исторических сведений о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора при нем был создан в 2012 году первый в Саратовской митрополии церковный музей.
В 2012 году на территории Свято-Троицкого собора завершилось строительство нового административного корпуса, в котором располагаются воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.
Итак, на рубеже третьего тысячелетия саратовцы снова сохранили и восстановили свой старый собор, по-прежнему в нем возносится молитва к Богу, в Троице Единосущному, по-прежнему собор служит людям и является украшением нашего города.
(1) Беликов М.П. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных.- Саратов, 2015. С. 24.
(2) Там же. С. 110.
(3) Там же. С. 190.
(4) Там же. С. 277.
(5) Там же. С. 309.
(6) Там же. С. 332.
(7) См.: Максимов Е.К., Мезин С.А. Города Саратовского Поволжья петровского времени. СПб, 2010. С. 162.
(8) См.: Скопин Н., прот. Записки дневные о делах и вещах достопамятных // Саратовский исторический сборник. Т. 1. Саратов, 1891. С. 378.
Октябрьская революция и новая власть
После всех перестроек храм решили сделать обычной приходской церковью, посвященной Александру Невскому. Статус кафедрального собора вернул ему викарный епископ Гермоген (Долганёв). В начале ХХ века он начал грандиозную перестройку и расширение храма. Но ремонтным работам не суждено было закончиться. Октябрьский переворот был встречен саратовцами без особого энтузиазма. Тем более что в 1919 году начались репрессии против духовенства. Были расстреляны епископ Герман, настоятель храма Геннадий Махровский и другие священники. Свято-Троицкий собор (Саратов), фото которого, к счастью, сохранились, был разворован. В атеистическом угаре его хотели снести, но общественность настояла на сохранении исторического здания. В 1934 году в его стенах разместились фонды краеведческого музея. В начале Отечественной войны власти прислали в Саратов новое духовенство. Службы в храме возобновились в 1942 году. Но после войны собор снова пришел в упадок. Лишь в 2006 году прошла масштабная реконструкция храма.
Строительство часовни
Часовня была построена гораздо позже собора — в 1895 году под началом архитектора С.П. Кондратьева. Её строительство приурочили к двум чудесным событиям в царской семье — во время трагедии с поездом в Борках в 1888 году и в 1891 году в течение путешествия будущего императора Николая II в Японии.
Часовня выполнена в общем с собором стиле — неоклассика, белокаменные стены и небесно-синий купол со звездами. Внутри размещен Царский иконостас, несколько больших икон.
Строение не всегда оставалось неприкосновенным: в годы советской власти в часовне располагалось кафе, во время и после Второй Мировой войны — склад.
Свято-Троицкий собор (Саратов): описание Успенского (нижнего) храма
Этот ярус был полностью заменен. Из-под культурного слоя были извлечены цоколи здания. Также были проведены новые коммуникации, заменены полы. Росписи середины ХХ века, не имеющие художественной и исторической ценности, были полностью счищены со стен. Для создания новых фресок была приглашена артель иконописцев из Палеха. Расписывали храм мастера, опираясь на сохранившиеся старые фотографии, стараясь максимально придерживаться стиля восемнадцатого века. Таким же образом был воссоздан иконостас Успенского храма. Немало внимания реставраторы уделили стенам здания. Были починены контрформы, фрагментарно заменена кирпичная кладка. Храм был наново освящен в декабре 2006 года.
Описание верхнего яруса
Реставрационные работы здесь продолжались значительно дольше. Надо было привести в порядок «восьмерик», а также крытую галерею над контрфорсами, купола и колокольню. Работы были завершены полностью лишь в 2014 году. Верхний храм был, как и раньше, освящен в честь Живоначальной Троицы. Здесь, как и в нижнем ярусе, был полностью заменен иконостас, велась роспись стен. Были заново выполнены все мелкие архитектурные детали интерьера. На освящение в Свято-Троицкий собор (Саратов) приехал патриарх Кирилл. Это было в ходе Первосвятительского визита. После службы Кирилл издал патриарший указ. В нем он возвращал храму статус кафедрального собора Саратова. Но теперь он официально называется «Сошествия Святого Духа». Внутри собора две церкви. Верхняя носит прежнее имя храма – Свято-Троицкая, в то время как нижняя называется Успенской.
Архитектура
Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.
За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.
Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский собор Нижний Новгород
Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.
Хор
Главная причина, по которой многие люди издалека приезжают, чтобы посетить Свято-Троицкий собор (Саратов) — рождественские богослужения. Хор этого храма славится далеко за пределами области. Даже после Октябрьского переворота традиции церковного православного пения не были забыты, а бережно хранились и развивались. Несмотря на неприятности на работе, многие музыканты Саратова считали своим христианским долгом петь в хоре собора. Сейчас в храме насчитывается несколько певческих коллективов: любительский (мужской и женский) и два профессиональных. Один исполняет хоровую капеллу по будням, а второй – только по церковным праздникам. Послушать этот последний в собор приходят даже атеисты. Коллектив хора состоит из тридцати человек. Все певчие обладают высшим музыкальным образованием. Хор часто выступает с гастролями в других городах России и за рубежом. Но на праздники всегда возвращается в Свято-Троицкий собор (Саратов). Рождественские, пасхальные службы по случаю Успения Богоматери и Сошествия Святого Духа проходят под их сладкозвучное пение.
Современное состояние
Восстановленный изнутри и снаружи Троицкий собор ныне является духовной святыней, в окормлении у которой находится весь город.
Социальная работа воцерковленных христиан во главе со священниками включает:
- обучение в воскресной школе детей и взрослых;
- возможность участвовать в любительском хоре;
- оказание благотворительной помощи нуждающимся и больным;
- занятия по обучению звонарей.
Все желающие христиане могут присоединиться к волонтерской , здесь открыт музей.
Святыни храма
Не только туристов и меломанов привлекает Саратовский кафедральный собор. По преданию, город был основан московскими стрельцами. Воины принесли с собой хоругвь с образом Спасителя. Эта орифламма некогда вела стрельцов в бой. Позже холст был наклеен на доску и упрятан под серебряный позолоченный оклад. Еще одной святыней собора является чудотворная икона Казанской Богоматери. Не менее почитаемыми являются мощи Серафима Саровского и Феодосия Черниговского. Немало картин представляют художественную ценность. Это чудотворный лик Иверской и Августовской Богоматери, «Скоропослушницы», Троицы, Пантелеймона и «Взыскание погибших».
Описание внутреннего убранства собора
Главными опорными объектами внутри храма являются коринфские колонны. Сверху они отделаны белым мраморным покрытием, чтобы соответствовать общему дизайну собора. Центральный купол отличается своим высоким сводом. Стены и потолки украшены росписью художников Т.А. Медведева и А.И. Травина. Полукруглый иконостас также украшен колоннами.
У собора есть военное прошлое, поэтому его стены украшали трофеи, привезенные с русско-турецкой войны. Сохранились мраморные доски с именами героев, отличившихся в бою. За храмом закрепилось негласное второе название — “Болгарский”. Есть мнение, что его построили на деньги благодарных освобожденных болгарских жителей.
Не так давно собор приобрел новые элементы убранства: образа Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца, выполненных в мозаике.
Отзывы о храме
Что же говорят путешественники про Свято-Троицкий собор? Саратов, отзывы о котором в большинстве своем положительные, славится прежде всего этой церковью, выстроенной в стиле московского барокко. Для верующего человека это Дом Бога. Прихожане и паломники приходят сюда поклониться многочисленным святыням. Но и людям, далеким от веры в потусторонний мир, также будет интересно взглянуть иконы Христа Спасителя и Казанской Богоматери – они представляют собой историческую и культурную ценность. Вокруг собора разбит красивый сад с розовыми кустами и прудиком, в котором плавают золотые рыбки.
Фотографии
Если вы хотели бы насладиться непередаваемой красотой Троицкого собора, но пока не имеете возможности посетить святыню лично, специально для такого случая мы подготовили подборку фотографий.