Петров пост в 2021 году: календарь питания по дням, что запрещено и разрешено

Петров пост — что можно и нельзя есть / фото ua.depositphotos.com
С 28 июня по 11 июля длится Петров пост или Апостольский пост. Это первый многодневный пост лета. Приурочен он к празднику Павла и Петра 12 июля. Цель поста состоит в телесном и духовном очищении человека. Очень важно встретить праздник двух апостолов и учеников Христа с чистыми мыслями.

Суть Петрова поста

Петров пост подготавливает христиан ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память того, как апостолы постились перед проповедью христианства. Его суть – достичь самосовершенствования путем добровольного воздержания. Через пост человек стремиться к духовной и телесной чистоте. Отказ от некоторых видов пищи, молитва, покаянье, сострадание и гуманное отношение к окружающим помогает почувствовать единение с Богом. Также пост объединяет христиан, позволяет почувствовать себя частью Церкви.

История Петрова поста

История Петрова поста уходит корнями в первые века христианства. Изначально он был предназначен для людей, которые по каким-либо причинам не могли поститься в Великий пост. Наиболее почитаемым он был в Константинополе и Риме, где были построены и освящены храмы в честь апостолов Петра и Павла. Окончательное утверждение Апостольского поста относится к концу IV – началу V веков. На Руси Петров пост был введен после принятия христианства. Он пришел взамен языческим купальским обрядам.

Как заповедал поститься Христос: «Не будьте унылы»

Впрочем, и во время покаяния Господь прямо запрещает уныние:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». (Мф. 6:16)

Что же такое правильный пост?

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18).

И дело здесь не только во внешнем виде: показное «веселье» без внутренней радости долго демонстрировать не получится. А по слову, сказанному еще в дохристианские времена царем Соломоном, «веселое сердце делает лице веселым» (Притч. 15:13).

Это «веселое сердце» верующих стало отличать христианские посты уже в первые века жизни юной Церкви: воздержание стало праздником. Многие особо дорожат духовным состоянием во время поста, на опыте зная, сколько радости приносит молитва, соединенная с пусть даже небольшими телесными подвигами.

Правила поведения и традиции Петрова поста

Петров пост подразумевает под собой ограничения, которые направлены на очищение тела и души человека. В этот период необходимо воздерживаться от некоторых видов пищи и повседневных дел, которые могут привести к греховному состоянию.

  • Из рациона исключается мясная пища, яйца и молочные продукты. В среду и пятницу также запрещается употреблять рыбу и морепродукты, горячую пищу, приправленную маслом.
  • Отказ от алкоголя и табакокурения. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается небольшое количество вина.
  • Необходимо ограничить посещение развлекательных мероприятий. Праздники лучше отмечать в семейном кругу, без шумных застолий, танцев, песен и игр.
  • Нельзя допускать плохих мыслей, ругаться матом, ссориться с окружающими людьми, завидовать и осуждать.
  • Следует ограничить просмотр телевизора, пользование интернетом и социальными сетями.
  • По церковным канонам в период поста не совершается таинство брака (венчание).
  • Запрещается гадать, проводить магические ритуалы и обряды.
  • Супругам рекомендуется воздержаться от интимных отношений и зачатия ребенка. Допускается исполнение супружеского долга по обоюдному согласию.

Часто задаваемые вопросы

У людей, принявших решение поститься, часто возникают вопросы – что можно и что нельзя делать во время Петрова поста. Верующих волнует:

  • Разрешается ли справлять свадьбы?
  • Можно ли шить, вязать или вышивать?
  • Совершаются ли обряды крещения?

Священнослужители не рекомендуют справлять свадьбы во время поста. Венчание в этот период не проводится. Кроме того, запрет на жирные блюда и развлечения не даст сыграть свадьбу как полагается.

Рукоделием заниматься также не рекомендуется, чтобы «не зашить» свое счастье. На проведение обряда крещения запреты отсутствуют, креститься можно в любой день.

Петров, как и прочие посты, укрепляет дух и веру, дает силы для очищения. Период воздержания делает жизнь счастливее, позволив заглянуть внутрь себя, в свою душу.

Что можно есть в Петров пост: правила питания

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но в некоторые дни недели разрешается рыба. Основу постного стола составляет зелень и блюда из нее (щи, окрошка, ботвинья), крупы, ягоды.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). В выходные дни допускается вино.

В церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно кушать рыбу (независимо от того, на какой день недели он выпадает).

День апостолов Петра и Павла (12 июля) не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным (невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба).

Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма.

В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Людям, которые имеют хронические заболевания, следует предварительно проконсультироваться у лечащего врача, чтобы предотвратить возможные риски для организма.

Для некоторых категорий лиц допускается послабление поста: военнослужащие, учащиеся и люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических ограничений. Детей лучше не ограничивать в мясной и молочной пищи. Для них можно ввести другие ограничения по питанию. Например, давать меньше сладостей.

Первоверховные апостолы

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел с житиями

Итак, в течение первых веков существования Церкви пост, посвященный именно Петру и Павлу, видимо, был не известен. Но сами святые, «столпы Церкви», глубоко почитались верующими. Особая их роль прослеживается уже в Евангелии, а также «Деяниях Апостолов», написанных св. Лукой.

Самый ревностный

Симон Петр, самый твердый из учеников Господа, не зря наименован Им «камнем» в основании Церкви. Во многих главах Евангелия мы видим его постоянно сопровождающим Христа в самые важным моменты Его земной жизни:

  • одним из первых Симон призван Христом на служение; не поколебавшись, по слову Спасителя он оставил работу рыбака, дом, супругу, ушел странствовать с Христом;
  • он – один из трех учеников, присутствовавших при воскресении Господом дочери Иаира (Мк.5:35-43);
  • Петр, а не кто-либо другой из перепуганных учеников, дерзновенно просил у Господа, идущего по бурному морю, позволения также пойти по водам (Мк 6:47-51);
  • имя Петра называют Евангелисты среди тех, с кем Господь отправился на гору Преображения – Фавор, причем Апостол назван первым (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8);
  • даже на Тайной вечере Симон – лидер, он горячее всех доказывает Христу свою готовность идти «в темницу и на смерть» (Лк.22:33), настойчивее других пытается узнать, кто же предаст Христа.

Велика была ревность Петра по Боге, но страшным было также его падение. Когда Учитель был взят руками беззаконников, еще недавно такой горячий, пламенный Симон трижды отрекся от Него.

Благочестивое предание говорит, что ему, бесконечно скорбящему о содеянном, одному из первых явился Христос Воскресший. А Евангелист Иоанн (Ин.21:15) передает беседу Христа со Своим учеником, трикратное вопрошание:

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?».

Петр понимает все: почему Господь не именует его Петром («petrus» — по-гречески «камень», символ твердости), зачем спрашивает трижды, по числу его отречений. Из глубины его сокрушенного сердца слышится его вопль:

«Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!».

Это – любовь к Богу – определило его жизнь потом до самого конца. Пройдя с благовестием многие земли, не раз побывав в самом Риме, он так и не простил себя за отречение: когда императорская власть осудила Апостола на распятие, Петр просил повесить его вниз головой, чтобы страдание, боль стали больше.

Учитель язычников

Совершенно особой оказалась миссия Павла (до призвания Господня – Савла). Евангелия его имя не упоминают ни разу, что вполне понятно. Выросший среди образованных иудеев, Савл первоначально был бесконечно далек от последователей проповедника из Назарета и учения, ставившего под сомнение многие обычаи, предания иудейства.

Особенно верующего, горящего духом Савла возмущала идея Иисуса как Бога, пришедшего на землю. «Фарисей, сын фарисея», как он себя называл, в чрезмерной ревности преследовал христиан как богохульников, оскорбителей иудейского закона.

Пока однажды, идя в сирийский город Дамаск арестовывать последователей ненавистного учения, он, осиянный великим светом, не узрел Самого Христа – действительно Бога и Человека.

Савл не просто сменил имя на Павла – изменилась его жизнь. Хорошо знавший, что иудею запрещено даже есть вместе с язычниками, Павел теперь идет к ним, кто никогда не знал истинной веры, живет среди этих людей, общается с ними, крестит множество народа.

Св. Лука, друг и спутник Павла, рассказывает, что не раз святому приходилось объяснять свои действия иерусалимским христианам из бывших иудеев, даже иногда спорить с Петром о возможности соблюдения Закона Моисеева для язычников.

Позже, оглядываясь на прожитые годы, Павел как бы с удивлением замечает, сколько общин он основал, как много людей привел к Господу:

«… Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

Путь обоих святых окончился в Риме. Христиане «Вечного города» удержали в памяти дату – 12 июля (н.ст.) 66 или 67 г. как день их казни. До сих пор у историков, богословов нет единого мнения, убили ли их по приказу императора Нерона в 66 г., либо между смертью Петра и кончиной Павла – несколько лет.

Но их не просто помнили, как некогда живших людей: как при земной жизни, верующие продолжали обращаться к своим наставникам, пребывающим в Царстве Небесном. Ведь для христианина смерти нет.

Почитание Апостолов

К тому времени, когда при императоре Константине Великом (306-335 гг.) прекращаются антихристианские гонения, в Церкви давно сложилось особое отношение к Петру, как первоверховному из учеников Христа, и Павлу, «апостолу язычников». Благоговение, которое испытывали христиане к святым апостолам, начинает выражаться не одной молитвой, но также строительством храмов.

В Риме

В 324 или 326 г. Константин Великий повелел возвести небольшую церковь (базилику) на месте садов императора Нерона, где пострадал Апостол Петр. Алтарь храма построили на месте его могилы, которая давно была известна, несколько столетий почиталась христианами.

В те же годы выстроен храм на месте казни Апостола Павла, за городской чертой, которое также знали и почитали христиане.

18

Ноября

324 года

Базилика в честь апостола Павла была освящена свт. Сильвестром, папой Римским.

В настоящее время на месте Петровой базилики – известный Собор Святого Петра, базилика св. Павла – одна из 4 «великих базилик» (храмы с особым статусом) «Вечного города».

В Константинополе

После перенесения столицы империи в новый город, Константинополь, особое почитание апостолов проявилось и там. Около 330 г. император повелел соорудить здесь базилику апостолов. Этот храм – единственный из появившихся в Константинополе при жизни его основателя.

В 337 г. царь был погребен здесь в мраморном саркофаге. Его сын, Констанций, доставил сюда священные реликвии – мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и ученика ап. Павла, Тимофея.

Впоследствии церковь стала фамильной усыпальницей императоров Византии. Здесь же погребали патриархов. В VI в., при императоре Юстиниане базилику сильно перестроили, расширили: царь опасался, что Апостольский храм может потерять свое значение на фоне великолепной Святой Софии.

Форма пятиглавой базилики, второго по значению храма Византии, стала прообразом для многих христианских храмов. Например, именно такая архитектура до сих пор широко распространена в России. А вот сама базилика не сохранилась до наших дней: с 1461 г. на ее месте – мечеть Фатих.

Как подготовиться и плавно войти в пост

Петров пост является нестрогим. В летнее время на столах в изобилии присутствуют овощи, фрукты, зелень, что позволяет питаться разнообразно и вкусно, не испытывая чувства голода и дискомфорта. Петров пост не требует тщательной подготовки, однако для людей, которые постятся впервые или тяжело переносят гастрономические ограничения, лучше придерживаться некоторых правил:

  • Подготовку к посту лучше начать за 1-2 недели. Постепенно снижайте в рационе мясные и молочные продукты. Увеличьте долю овощей и фруктов.
  • Приучите свой организм к клетчатке. Основа постного питания – растительная пища, которая в большом количестве содержит пищевые волокна. Чтобы не испытывать дискомфорта, связанным с пищеварением, ежедневно ешьте салаты, добавляйте в готовые блюда отруби или клетчатку.
  • Пейте достаточное количество жидкости. Выпивая 1,5-2 литра чистой воды ежедневно, позволит улучшить работу кишечника, устранить явление обезвоживания и меньше испытывать чувство голода.
  • Поддерживайте баланс микрофлоры кишечника. Резкая перемена рациона питания может нарушить состояние микрофлоры. Чтобы заселить кишечник полезными бактериями, ежедневно употребляйте кисломолочные продукты: закваски, бифидойогурты и кефиры, ряженку, простоквашу.
  • Постная пища менее калорийная. Чтобы не испытывать чувства голода в первые дни поста можно увеличить порции, добавить дополнительные приемы пищи или перекусы из фруктов, овощей, орехов.

Что говорит нам Священное Писание о духовном и телесном воздержании

Посты знает уже Ветхий Завет. Свт. Василий Великий одним из первых обратил внимание на то, что пост как самоограничение появился уже во время обитания первых людей в Раю. Заповедь, данная Адаму, запрещала вкушение от одного райского древа (Быт. 2:17). Но человек оказался не в состоянии соблюсти даже это единственное требование. После грехопадения для восстановления Богообщения от человека требуются уже куда большие усилия.

Это понимают уже древние иудеи, у которых посты появились по крайней мере со времен пророка Моисея:

  • в очищении себя перед лицом святости Бога;
  • в испрашивании у Господа помощи и милости;
  • в покаянии за содеянные грехи.

Посты иудейской традиции можно разделить на:

  • соблюдавшиеся при особых обстоятельствах; например, на горе Синай пророк, вождь Израильского народа Моисей «у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34:28);
  • покаянный пост держали жители города Ниневии, который прор. Иона предсказал кару Господню за их грехи;
  • установленное воздержание в определенные дни; так, для иудеев такими были 10 день месяца Тисри (для очищения грехов), 13 день Адара – как память о жене персидского царя, иудеянке Есфири, спасшей от истребления свой народ, а также другие;
  • пост, который накладывал на себя отдельный человек, обычно – при тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Божией; пример такого духовного делания – скорбь царя Давида о заболевшем сыне, который за грех отца праведным судом Божиим должен был умереть; свою скорбь царь излил в псалме «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» (Пс.50)

Во всех этих случаях, кроме особого молитвенного делания, пост состоял также в полном воздержании от еды и питья. Это общепринятое правило соблюдали также новозаветные подвижники, пример которым подал Сам Христос, 40 дней соблюдавший полное воздержание среди пустыни перед началом Своей проповеди (Мф. 4: 1-2). Именно из-за этой сложившейся традиции Церковь до IV в. не знала многодневных постов – соблюдать такое воздержание было бы очень непросто.

Пост в Новом Завете

С пришествием в мир Сына Божия начал постепенно меняться подход к воздержанию. Как прежде, остался необходимым пост при чрезвычайных обстоятельствах, требующих Божией помощи. Например, ученикам, которые, как ни старались, не могли излечить бесноватого отрока, Господь строго говорит:

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

«Сыны чертога брачного»

И все же кое-что изменилось, это заметили пристально следившие за Спасителем фарисеи: ученики Христа не соблюдали установленных иудаизмом постов. Ответ Учителя на недоуменный вопрос законников оказался для них обескураживающим:

«Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк. 2:19).

Впрочем, Господь не отрицает самого делания, лишь поясняя:

«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Так в постное делание привносится радость встречи с Господом. Доныне время, когда Он особенно близок – Рождественские, Пасхальные дни, Пятидесятница, христиане проводят в духовной радости, без поста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]