Рассуждает священник Андрей Чиженко.
Понимание смысла Вселенских Соборов особенно важно в наше нынешнее время, когда очередная волна секуляризации (с латинского – светский) пытается в энный раз обмирщить Церковь, стянуть Ее с неба и запачкать грязью Ее светлые крылья.
Нам прежде всего нужно понять, дорогие братья и сестры, что Церковь живет по Своим собственным законам вот уже тысячи лет. И они установлены не человеком, но Богом – Господом нашим Иисусом Христом, Его святыми апостолами и непосредственными их преемниками – епископами – святыми отцами, чей соборный разум был руководим Святым Духом.
Единственной задачей Церкви на земле является вести человечество ко спасению. Других задач у Нее нет. Она, наоборот, призвана Христом оторвать человека от юдоли земной и указать ему дорогу в Царствие Небесное. Поэтому пытаться смешать Ее священную иерархию, иные институции, догматы и каноны с государственными или общественными организациями – дело нехорошее. И всегда в истории оно оборачивалось социальной катастрофой.
Вспомним эпоху Советского Союза. Вспомним миллионы брошенных в котел войн жизней. И лавина эта началась с того, что сорвали с храма крест.
Итак, какими же законами живет Церковь?
Правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов о единстве и соборности Церкви
Часть 1
Часть 2
Образец единства и соборности Церкви дан на века в 15-й главе книги Деяний святых апостолов. Поэтому остановимся на ней подробней. В предыдущих 13-14 главах рассказывалось об успехах проповеди св. Павла и Варнавы среди язычников, что было доказательством ее богоугодности; свидетельством, что через них действовал Дух Святой. Этот вывод тем более очевиден, когда мы примем во внимание, что их миссия была предварена чрезвычайным откровением: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2-3).
И вот «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15, 1-2). Приведенное разногласие угрожало закончиться расколом. Избежать его помогла мысль обратиться к людям, водительство которых Духом Святым ни у одной из спорящих сторон не вызывало сомнения.
Далее представлен первый Собор, разбиравший вероучительный вопрос. «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». (Деян. 15, 6-11). После этого был выслушан рассказ святых Павла и Варнавы об обращении к истине множества людей из разных народов. С заключительным же словом выступил Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимской церкви, поддержавший Петра, Павла и Варнаву, но вместе предложивший и некоторые правила благочестия, что должны были соблюдать христиане из язычников. Последние были изложены письменно: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 28-29).
Иерусалимский Собор был убежден, что излагает учение Святого Духа, к которому сам он всего лишь присоединяется. Такая убежденность была присуща всем святым Соборам Православной Церкви. Не количество участников, не степень их образованности, ни какой-либо другой критерий выставлялись главным, а единственно — содействие Святого Духа.
Решения святых Соборов поддерживались людьми Божиими, тогда как решения лжесоборов ими жестко обличались. Ложные мнения и особенно лжесоборы всегда вносили в Церковь смуту, которая приводила к разделениям с последующим примирением или же с открытым отделением от Церкви части ее бывших членов в раскол или ересь. Соборность — это в первую очередь енпогрешительное преемство земной Церковью всего того, что уже утверждено много большей частью Церкви, которая совершила свой земной подвиг. Дух Святой не может Сам Себе противоречить. И если что-то когда-то было постановлено богоносными мужами и одновременно было утверждено на Небе (вспомним слова Господни: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 19)), этого никто не может отменить. А если дерзнет — сам себя отлучит от благодати Божией. Соблюдавшееся как святыня многими поколениями верующих и вошедшее в качестве неотъемлемого состава церковного здания, церковного организма; чем питались сердца лучших сынов человеческого рода, — не под силу исказить земным людям. Не в их возможностях изменить Церковь, живущую вечностью — в их силах только изменить ей, исказить самих себя, и через это отпасть от вечной жизни.
Человек, проникнутый духом соборности, всегда мыслит о себе смиренно, ибо справедливо ощущает себя в сияющей громадине церковного здания неким малым, темновидным и подверженным колебаниям камушком, участь которого в вечности еще под вопросом. Подобный образ мыслей был присущ, например, благоверному царю Иоанну Грозному: «Земля правится Божьим милосердием и Пречистой Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами государями своими…»(1) Помазанник Божий ставит себя на последнее место в великой небесной иерархии, льющей свой свет на землю.
Демократ, почитающий началом власти не Бога, а себя самого, склонен замечать лишь малую часть Церкви в виде ее земной организации и совершенно не видеть целого. Такое извращенное видение питает его гордыню. Движимый «передовыми идеями современности», он хочет поставить их выше древних церковных установлений, представляющихся ему устаревшими. Папа Римский, земной человек, противоречащий каждый день Соборным установлениям, дерзко объявляет себя непогрешимым в вопросах вероучения. Этим папство попыталось низвергнуть истину под ноги людей, утверждая, что она относительна и может изменяться в зависимости от потребностей времени. Папство в IX веке превратилось в Лаодикию — суд человеческий, восставший против суда Божия. Выросшая, как на дрожжах, в папском Риме, Лаодикия постепенно стала проглатывать целые народы, отторгая их от Бога. Теперь папство усиливается возглавить всю безконечность относительных «истин», чтобы привести Лаодикию в Вавилон для поклонения сатане.
Мы не призываем абсолютизировать каждую букву Предания, каждую букву Соборных постановлений — но крайне важно не противоречить их духу, ибо это богоборчество. Если блуд, прелюбодеяние, содомия, скотоложство, ересь и т.д. названы смертными грехами, нельзя выступать с их оправданием. Покаянная дисциплина древней Церкви весьма сурова. И если она не используется сейчас на практике, это не потому, будто ее кто-то отменил, а потому что мы стали настолько грехолюбивы, изнеженны, малодушны, что не в силах ее понести. Но мы должны знать древние нормы церковного права, ибо оно будет способствовать нашему смирению; мы поймем, ощутим, что находимся в Церкви по снисхождению к нам, а не по нашим заслугам.
Почитаем правила свт. Василия Великого. «Волею убивший и потом покаявшийся 20 лет да будет без причастия св. Таин» (правило 56). «Неволею убивший 10 лет да не причастится св. Таин» (пр. 57). «Прелюбодействовавший 15 лет да не приобщается св. Таин» (пр. 58). «Блудник 7 лет да не причастится св. Таин» (пр. 59). «Украдший, аще сам по себе раскаясь обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо св. Таин; аще же обличен будет, то на два года» (пр. 61). «Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшаго прелюбодеянием» (пр. 62). «На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, толикое же время да будет в запрещении» (пр. 63). «Клятвопреступник 10 лет да не приобщается» (пр. 64). «Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время, положенное для убийцы» (пр. 65). «Предавший себя волхвователям, или некиим подобным, да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца» (пр. 72). «Отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения, все время жизни своея должен быти в числе плачущих» (пр. 73) и т.д. (2).
Сторонникам демократии в Церкви такие правила слушать крайне неприятно. Это нечто, не вписывающееся в правовые и моральные нормы современности. Утверждать подобное сейчас — нетолерантно, это почти экстремизм! А уж называть кого-то еретиком — просто верх неприличия! Перед лицом откровенно инфернальных сил все христиане должны объединяться — ведь у нас общего больше, чем различий! Этими и подобными словами, увы, лукавый уловляет православных в свои сети.
Но правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов тщательно ограждают верных от безпорядочного общения с еретиками и раскольниками как чуждыми спасения. 10-е апостольское правило гласит: «Аще кто с отлученным от общения Церковнаго помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен» (3).
31-е правило предостерегает от возможности устроения расколов: «Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем, противном благочестию и правде, да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения Церковнаго…» (4).
47-е правило отрицает благодать в еретических и раскольнических сборищах: «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго не окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников» [2. С. 99].
Правило 65-е: «Аще кто из клира, или мiрянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися, да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения Церковнаго» (5).
7-е правило поместного Лаодикийского собора сквозь века обличает деятелей, дерзающих говорить о «единстве во Христе» с еретическими обществами: «Обращающихся от ересей, то есть Новатиан, или Фотиниан, или Четыредесятников… приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились…» (6).
32-е правило того же собора говорит: «Не подобает от еретиков приимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения». (7).
В 34-м правиле того же собора запрещается почитать в качестве святых тех, что были еретиками и ушли из земной жизни, оставшись чуждыми Церкви, хотя бы они и смерть приняли за свои убеждения: «Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые то есть у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою». (8).
37-е правило всё того же, Лаодикийского, собора гласит: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними». (9).
1-е правило VI Вселенского собора, изложив кратко православное учение и утвердив ранее принятые постановления апостолов, Вселенских и Поместных соборов, продолжает: «Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще кто-либо из всех не содержит и не приемлет выше реченных догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема…» (10).
72-е правило того же Собора отвергает брачные союзы верных с еретиками: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретическим сочетоватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо, брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовой жребий грешников…» (11).
Все, противоречащее изреченному в древности через отцов Святым Духом, как, например, современные «венчания» в некоторых «церквах» содомитов, — ничтожно и суетно. И даже если когда-нибудь будет созван какой-нибудь супер-собор, что объявит себя вселенским и православным, и установит нечто, принципиально противное постановлениям святых Соборов, выраженные таким лжесобором мнения, следует почесть ничтожными, противными духу соборности, ибо земная церковь — лишь малая, еще не победившая всех ниспосланных ей искушений, часть единой Церкви, торжествующей на Небе.
Примечания
1. Цит. по: Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. // Зызыкин М.В. Царская власть в России. М, 2004. 620 с. — С. 72.
2. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1876. 626 с. — С. 326-352.
3. Там же. — С. 29.
4. Там же. — С. 66-67.
5. Там же. — С. 131.
6. Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1880. 876 с. — С. 213-214.
7. Там же. — С. 243.
8. Там же. — С. 246.
9. Там же. — С. 253.
10. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1877. 736 с. — С. 278.
11. Там же. — С. 511.
Правило 2 Седьмого Вселенского Собора, Никейского
Поелику мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих
(Пс. 118:16)
: то и всем христианам сие сохраняти есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оные. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати священныя правила, и святое евангелие, и книгу божественного апостола, и все божественное Писание, и поступати по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашея составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний, якоже изрек великий Дионисий. Аще же колеблется, и не усердствует тако творити и учити: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, да не жречествуеши мне
(Ос. 4:6).
(Ап. 58, ; I Всел. 2; Трул. 19; Лаод. 12; Сердик. 10; Карф. 18)
.
Это правило предписывает, чтобы в епископа был поставляем тот, кто хорошо изучил Св. Писание и каноны и о ком есть свидетельство, что он способен и других поучать. В толкованиях на 58 и 80 Ап. правила мы говорили вообще о том, каков должен быть епископ в отношении познаний, чтобы быть достойным высокого своего сана. В настоящем правиле это раскрывается подробнее и таким образом устанавливается точный закон. А именно: устанавливается, чтобы кандидат в епископа показал основательное знакомство с Св. Писанием, равно и с каноническим правом. Относительно первого правило приводит основание, что сущность (οΰσία) священной иерархии составляют богопреданные слова, т.е. истинное ведение (αληθινή ᾿επιστήμη) божественных книг1321, и между ним указывает Евангелие и Апостольские книги и все божественное Писание, а отдельно еще и псалтирь. Псалтирь правило упоминает потому, говорит Зонара в толковании этого правила, «дабы таким образом и народ свой наставлял посвящать себя в тайны, т.е. учиться»1322. В древнее христианское время был обычай, чтобы не только священные лица, но и мирские люди учили на память некоторые избранные псалмы, даже целую псалтирь, и потому эти псалмы пелись вместе не только в храмах, но и при разных работах1323. Псалмы Давидовы были самым любимым у народа пением, коим он одушевлялся и возгревал в себе благочестие. Этим пользовались священники и епископы на благо церкви и во спасение людей, и таким образом при всяком случае толковали им псалмы и извлекали из них назидания для поведения в духе христианской церкви. С течением времени это было забыто и таким образом народ остался без той духовной пищи, которую доставляла ему псалтирь. А это случилось, главным образом, по вине самих священников. Седьмой никейский собор обратил на это свое внимание, чтобы восстановить старый добрый обычай в указанном отношения, определяя, что, кроме знания Св. Писания, которое должен иметь епископ для исполнения своей вообще службы, он особенно хорошо должен знать псалтирь, и свои познания должен сообщать и подчиненному клиру, чтобы он мог объяснять опять народу псалтирь, как было ранее, и чтобы народ имел от псалмов ту духовную пользу, которую он некогда получал от них. – Относительно канонического права правило напоминает епископу об обязанности добро править вверенною ему церковью, а это он может исполнять только тогда, когда он с размышлением, а не мимоходом, т.е. поверхностно (έρευνητικώς καί ού παροδευτικώς) знает все правила. А для доказательства того, что известный кандидат епископства знает как следует Св. Писание и каноническое право и потому заслуживает епископской хиротония, правило определяет, чтобы он подвергся нарочитому испытанию пред подлежащим митрополитом. Митрополиту же правило предписывает, чтобы он тщательно (ασφαλώς) то учинил, т.е. должен употребить все старание к тому, чтобы во всем испытать кандидата, так чтобы церковь и народ не оказались в опасности, если бы епископом поставлен был какой-либо невежда. При этом правило указывает митрополиту, чтобы при испытании кандидата он не ограничивался только тем, что испытуемый имеет общие познания о Св. Писании и канонах; но следует хорошо смотреть за тем, чтобы он был приготовлен и способен проникать в сущность Св. Писания и канонов, и чтобы «с размышлением» применял из них к жизни то, что следует, сообразно с потребностями вверенного его пастырскому попечению народа. Правило требует, как говорит Зонара в толковании этого правила о кандидатах епископства, – чтобы он способен был глубоко проникать в дух Св. Писания и святых канонов, чтобы знать смысл каждого слова и быть способным к научению порученного ему народа и готовым к ответу вопрошающим его1324. И потом, когда митрополит удостоверится в достаточных познаниях кандидата епископства, правило далее рекомендует ему, чтобы при испытании он обращал внимание еще и на то, чтобы кандидат, как епископ, жил согласно с божественными заповедями и учил порученный ему народ; т.е. замечает далее Зонара, недостаточно, чтобы он доказал свое знакомство с Св. Писанием и канонами, но нужно удостовериться в том, что он ведет себя и живет согласно с божественными заповедями и учит порученный ему народ, ибо сущность нашей иерархии составляют богопреданные «словеса», т.е. истинное и точное ведение божественных Писаний. Когда митрополит во всем этом при испытании вполне удостоверится, тогда может допустить известного кандидата к восприятию епископской хиротонии1325. В противном случае, если митрополит заметит, – прибавляет правило, – что известный кандидат «колеблется», т.е. не совсем тверд в познаниях и не подает верного ручательства в том, что будет поступать по предписанию Св. Писания и святых канонов и способен учить народ, тогда да не рукополагается (μη χειροτονείσθω), ибо не достоин епископства.