В какие дни венчают в церкви: православный календарь, правила и особенности проведения

Значение Таинства Венчания

Мужчина и женщина представляют собой два образа человеческого бытия. Брак благословлён Богом для того, чтобы мужчина и женщина восполняли друг друга, совместно возрастали в плотском и духовном общении: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Венчание является одним из церковных таинств – священнодействием, в котором незримо участвует сам Господь. В этом таинстве брачный союз благословляется Богом и Церковью. Супругам даётся благодать для совместной христианской жизни. Таинство имеет огромное значение, поэтому есть особые правила, когда можно венчаться.


Таинство Венчания

«Где муж и жена и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос» (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в «Напутственном слове к новобрачным» указывает на то, что супруги становятся «одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества».

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.


Таинство Брака, или венчание – это не просто красивый обряд. Согласно труду «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Филарета (Дроздова), «брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей». Выражаясь просто: до венчания нужно еще дорасти. Как мы видим из определения вышеупомянутого Таинства, «супружеский союз благословляется во образ духовного союза Христа и Церкви». И чтобы это понять, нужно быть активным членом Церкви, быть просвещенным благодатью Святого Духа в других Ее Таинствах: Крещении, Покаянии, Причащении Тела и Крови Христовых. Важно регулярно посещать богослужения и желать спасения своей души.

В высшем смысле надо любить Бога и Его Церковь паче всего остального в мире и в соединении с супругом (супругой) видеть конечный результат брака: сотворение из брачующихся и их будущего потомства малой церкви, которая, будучи частью Православной Церкви, спасется и войдет в Царство Небесное для вечного угождения Господу Богу. Т. е. Таинство Брака – это благословленная Всевышним форма соединения с Ним. И если люди, которые собираются венчаться, не желают соединения с Богом, то их ждут серьезные испытания, а возможно, и катастрофы. Тому подтверждение – все те люди, стоящие под архиерейскими кабинетами и желающие получить церковный развод. Неверно понятая цель приводит к неверным результатам. А главная цель Таинства Брака, как мы уже говорили, супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви.

Исходя из этого, в древней Церкви Таинство Брака совершалось сразу после Литургии. И сейчас по церковному Уставу это очень желательно. Жених и невеста исповедовались и причащались Святых Христовых Таин во время богослужения, а потом служилось венчание. Это знак того, что брачующиеся уже должны быть в идеале глубоко воцерковленными людьми, знающими, что такое исповедь и причастие. И церковный Устав нам говорит, что непосредственно перед венчанием или хотя бы за несколько дней жених и невеста должны поисповедоваться и причаститься, чтобы чистыми, светлыми, соединенными с Богом вступить в брачный союз, из которого Господь посредством священнослужителя создаст малую церковь и благословит будущее потомство этой венчающейся пары.

Если жених и невеста уже являются воцерковленными людьми, они должны знать, что в богослужебной жизни Церкви и в бытовой жизни отдельных Ее членов есть периоды, когда налагаются пищевой пост на православного христианина и так называемый супружеский пост (запрет на близость для мужа и жены), а также запрет на различного рода увеселения и развлечения. Это делается не для ущемления прав человека, но для того, чтобы люди, поупражнявшись в посте и молитве, которые, по евангельскому слову, являются средствами для изгнания бесов (см. Мф. 17:21), истончили свое тело, сделав его послушным сотрудником для души в деле спасения. В эти периоды постов и некоторых праздников нельзя совершать Таинство Брака.

Что же это за периоды?

1. Вторник, четверг и суббота. Кануны дней среды и пятницы, в которые мы вспоминаем страсти Христовы. Суббота – канун воскресения, малой Пасхи, когда мы вспоминаем Светлое Воскресение Христово.

2. 10, 11, 26, 27 сентября – кануны праздников Усекновения главы святого Иоанна Крестителя и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И дни самих этих праздников.

3. Кануны и дни великих двунадесятых праздников, великих праздников, а также престольных праздников для того или иного храма (в последнем случае в другом храме можно совершать Таинство Брака).

4. Четыре больших поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.

5. Два периода в году, связанные с Рождеством Христовым и Пасхой, когда несколько дней эти праздники празднуются: Святки (период от Рождества Христова до Крещения Господня: 7 января – 19 января) и Светлая седмица – семь дней после Воскресения Христова.

6. Также нельзя венчаться в последнюю подготовительную седмицу перед Великим постом, называемую Сырной седмицей (в народе – Масленицей).

Однако в определенных сугубо индивидуальных случаях при рассмотрении дела обратившихся к нему жениху и невесты Правящим Архиереем той или иной епархии могут быть сделаны исключения.

В Таинстве Брака очень много богослужебных элементов, связанных с Божественной литургией – главной службой Православной Церкви. А венцы на брачующихся – это символ полноты благодати Божией, которая отныне будет пребывать на венчающейся паре и их роде. Берегите это, дорогие братья и сестры! И как в Таинстве Брака вы стоите лицом к алтарю, к отверстым Царским вратам, сквозь которые виден Престол Божий, так и живите: двигаясь к Богу – в Царствие Небесное. В этом главная суть Таинства Брака.

Не просто красивый ритуал, а церковное Таинство

Молодоженам и их родственникам необходимо понимать подлинный смысл Венчания. Это не просто красивая церемония, а церковное Таинство. Это радостное, но требующее ответственного подхода духовное событие особой встречи человека и Бога. Оно определяет последующую совместную жизнь молодых людей. Легкомысленное отношение к таинству Венчания является кощунством.

Протоиерей Андрей Ткачёв в беседе о венчании о разводах сказал:

«Венчание превращено нами в красивую церемонию: арендованный лимузин, кукла на капоте, наемные услуги фоторепортера и кинооператора, рассыпание риса и конфет по дороге, застолье. На все это уходит львиная доля приготовлений к Венчанию… И через год приходим к повенчавшему нас попу и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».

Иерей Фёдор Лукьянов в одном из эфиров телеканала «Союз» отметил:

«Среди воцерковленных пар разводов очень мало. Разводы бывают среди тех, кто воспринял это как красивый, пышный обряд, сделал это, скорее, как дань некой моде или престижу, но не как внутреннее, духовное действие, которое необходимо для мужа и жены».

Кому могут отказать в венчании

Священник, совершающий таинство, должен быть уверен, что стоящая перед ним молодая пара чиста в своих помыслах и ничего не скрывает. Православная церковь требует неукоснительного соблюдения правил и не повенчает пару в следующих случаях:

  • если между ними не заключен государственный брак;
  • если молодожены исповедуют не православное христианство, а другую веру, или являются атеистами;
  • если они не крестились перед таинством;
  • если молодые состоят в кровном или духовном родстве друг с другом;
  • если для одного из брачующихся это будет уже четвертый церковный союз, так как православие допускает только три венчания, и то, каждый предыдущий брак расторгается лишь по веским причинам.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Обряд передачи семейного очага на свадьбе

Когда нельзя венчаться

В какие дни нельзя венчаться? Согласно уставу Русской Православной Церкви, таинство Венчания не совершается в период поста, на Пасху, накануне двунадесятых праздников и воскресенья (малой Пасхи), чтобы предпраздничный вечер не заслонялся свадебными весельем и суетой.

Не венчают также во вторник и четверг, чтобы брачная ночь не попала на однодневный пост среды или пятницы. Венчание не совершается в день престольного праздника церкви. Могут быть и исключения из этих правил, но только с разрешения с архиерея. Не запрещено, но нежелательно Венчание в дни двунадесятых праздников и во время сплошных седмиц. Все эти предписания продиктованы не суеверными опасениями, а церковной дисциплиной.

Что необходимо подготовить?

Венчальные дни брачующиеся помнят всю свою жизнь. Поэтому заблаговременно подготовьте все атрибуты, необходимые для обряда:

  • свечи венчальные;
  • иконы (образы Христа и Божией Матери);
  • кольца (отдайте их батюшке до церемонии для освящения);
  • два платка (ими обертывают венчальные свечи);
  • белый рушник-полотенце (во время обряда на нем будут стоять молодые).

Венчальный рушник сберегают так же, как и венчальные свечи, которые зажигают тогда, когда кто-то болеет в семье или чтобы очистить жилище.

День Венчания

В какие дни можно венчаться? К традиционным датам совершения Венчания относятся недвунадесятые праздники Божьей Матери. Например, 14 октября (день Покрова Пресвятой Богородицы), 21 июля и 4 ноября (дни Казанской иконы Божьей Матери). Однако важно, чтобы эти дни не совпадали с упомянутыми выше вторником, четвергом и субботой. Также популярной датой для совершения таинства является первое воскресенье после Пасхи (день Красной горки). По каким дням можно венчаться? Наиболее подходящими днями для Венчания являются понедельник, среда, пятница и воскресенье.

Православному христианину следует избегать суеверного отношения к дате Венчания. Например, день Покрова Пресвятой Богородицы часто считается «удачной» датой, гарантирующей счастливую семейную жизнь молодожёнам. Однако эти народные представления не имеют никакого церковного обоснования. Венчаться на праздник Покрова не запрещено (если он не совпадает с “запретными” днями), и можно с благоговением надеяться на покровительство Богоматери. Однако не нужно придавать этому магический характер.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: в какие дни венчают в церкви, в какие дни можно венчаться, день венчания, когда лучше венчаться, когда можно венчаться

Как себя вести во время обряда?

Дни венчания в церкви заучите правила наизусть. Ведь эта информация может потребоваться вам или вашим близким. Но продолжаем далее. Священник расскажет вам, как будет проходить обряд. Венчание проводится у входа в храм, невеста находится слева от жениха, оба на рушнике стоят и зажженные свечи держат до завершения таинства.

Молодые во время церемонии благословляются священнослужителем – после специальной молитвы он должен три раза поменять кольца обручальные с руки жениха на руку невесты.

Затем духовник задаст вопрос: «Венчание совершается по доброй воле? Нет ли препятствий?». После ответа жениха и невесты и псалма молодые перед Всевышним становятся супругами. Теперь они должны поцеловать венцы храма и в три глотка выпить церковное вино.

В финале церемонии батюшка супругов проводит вокруг аналоя, после – к Царским вратам. Затем жених обязан поцеловать икону Христа, а невеста – икону Богородицы. После всех этих действий гости могут поаплодировать молодым.

Венчание в субботу, брачный договор и развод «по-христиански» – обсуждают священники ПСТГУ

Решение священноначалия выработать документ о церковном браке, потребность в котором давно назрела, вызывает радость и благодарность, как и возможность принять участие в обсуждении проекта этого документа. Однако приходится отметить, что предложенный проект нуждается в существенной доработке.

Прежде всего бросается в глаза, что название документа не вполне соответствует его содержанию. Обсуждаемому тексту более соответствовало бы заглавие «О некоторых канонических аспектах Таинства брака». Неясен замысел авторов документа. Было бы полезно указать в его начале, имеет ли он своей целью раскрыть тему брака в ее полноте? Но в столь кратком документе это сделать невозможно.

В документе никак не соотносится практика Русской Православной Церкви с иными Поместными Церквами, а также практиками и учением о браке Католической Церкви. Например, ничего не говорится о принятой в Русской Церкви дисциплине совершения браковенчания только в строго установленные дни, в то время как в братских православных Церквах венчания, как правило, совершаются в субботу и допускается венчание в периоды постов. Это вызывает вопросы чад Русской Церкви, сталкивающихся с подобными случаями.

Может быть, следует пересмотреть эти строгие нормы в духе икономии, т.к. запрет заключать брак в субботу не принимается во внимание огромным числом людей в связи с трудностью устроить свадьбу в другой день?

Нужна ли тема «брачного договора»?

Вызывает удивление то, что документ, посвященный столь важному церковному вопросу, имеет только две-три фразы в качестве богословского введения, в которых к тому же используются весьма нечеткие формулировки, что вряд ли может быть приемлемым в вероучительной части текста.

Например, в первом же предложении документа вводится понятие «союза» мужчины и женщины, который будто бы Бог установил в раю. Но в тексте Священного Писания такое понятие не употребляется. Там сказано, что «будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 6; Мр. 10, 8). Очевидно, что слово «союз» может быть истолковано самым широким и неоднозначным образом, а следовательно, используя его, следует объяснить, что имеется в виду.

Формулировка цели христианского брака как «совместного достижения супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве» очевидным образом не может быть использована именно для брака, учитывая призыв Спасителя ко всем верующим в Него, а значит, и к безбрачным и монашествующим: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

Фото с сайта hristiane.info

Фразу преамбулы: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в Таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей» следует признать расплывчатой и неясной. Ведь в нехристианском браке тоже рождаются и воспитываются дети.

Фраза «Заключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям» не вполне адекватно передает юридическую сторону брака.

Возникновение прав и обязанностей скорее связано с заключением договора, а не с каким-то неопределенным «открытым волеизъявлением». Однако неясно, в какой мере следует обсуждать особенно важную для католического учения о браке тему «брачного договора» в представленном документе, посвященном православному пониманию «церковного» брака?

Цитируя «Послание к Диогнету» о том, что в первые века христиане «вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства», документ достаточно превратно толкует смысл цитируемого текста и рискует подтолкнуть читателя к выводу, что первоначально «церковного брака» вообще не существовало. Изначальное же евхаристическое измерение христианского брака, исповедуемое православным богословием, предается полному забвению.

«Блудное сожительство». Еще раз о терминах

Очевидно, что в документе следует четко разграничить пастырский подход к практикующим христианам и к тем, кто только стремится начать свое воцерковление, что особенно важно в случаях, когда вновь приходящие в Церковь люди пребывают в блудном сожительстве.

Тема отношения Церкви к «блудному сожительству» является одной из наиболее злободневных в современной церковной жизни. Современное российское законодательство не использует понятие блуда и не порицает незаконное сожительство. В странах Европы, в Америке незаконное (т.е. блудное) сожительство мужчин и женщин (а теперь и однополые сожительства) многими людьми и государством признается нормой.

В связи с этим и в России значение юридической регистрации брака в глазах молодого поколения неизбежно снижается. Церковь безусловно должна реагировать на эту тенденцию, которая постоянно лишь усиливается в связи с процессами, происходящими сейчас во всем мире, а не только в нашей стране.

К сожалению, в предложенном проекте документа этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения. Блудное сожительство современной невоцерковленной молодежью часто называется «гражданским браком» и воспринимается как норма, и каждый священник сталкивается с такой ситуацией почти ежедневно. Представляется, что при всей строгости церковных канонов пастырь должен неформально отнестись к таким людям в каждом конкретном случае, имея в виду миссионерскую заботу о привлечении заблудших к покаянию и воцерковлению.

Необходимо различать мотивы состоящих в блудном сожительстве людей. Есть люди, которые таким образом пытаются найти свой путь к подлинному браку, имея друг к другу искреннюю любовь. Другие сожительствуют ради удовлетворения сексуальных потребностей. Поиск пути к вразумлению и духовному исцелению предполагает отеческое снисхождение к «блудному сыну» и осторожную попытку в каждом отдельном случае через воцерковление блудное сожительство «преобразить» в церковный брак.

Позицию Церкви в подобных ситуациях и возможность применения канонических норм в современной жизни было бы очень важно сформулировать, подробно обсудить и объяснить, т.к. ныне существующая в храмах практика часто заставляет думать, что священник вообще не знаком с православными канонами. Более подробное изложение пастырского подхода к данной проблеме существенным образом обогатило бы данный документ.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства. Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью.

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28), безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]