Русская церковь знает три степени священства: диаконы, пресвитеры (священники, иереи) и епископы (архиереи). Православные священнослужители делятся на белое духовенство (женатые священники) и черное (монахи). В этой статье речь пойдет об иерархах Православной церкви, представителях третьей, самой высшей степени священства.
Кто такой архиерей в православной традиции
Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.
В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.
Происхождение слова
Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).
Значение понятия
Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.
Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).
Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.
Официально принятое обращение:
- к епископам — «Ваше преосвященство»;
- к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
- к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».
Патриаршество патриарха Пимена
Хиротонии 1972 года
- Хризостом (Мартишкин), митрополит, бывший Виленский и Литовский (23 апреля 1972 года; на покое с 24 декабря 2010 года)
- Анатолий (Кузнецов), архиепископ, бывший Керченский, викарий Сурожской епархии (3 сентября 1972 года; на покое с 4 мая 2017 года)
Хиротонии 1973 года
- Платон (Удовенко), митрополит Феодосийский и Керченский (16 декабря 1973 года; на кафедре с 20 декабря 2012 года)
Хиротонии 1975 года
- Ириней (Середний), митрополит Днепропетровский и Павлоградский (27 июля 1975 года; на кафедре с 19 октября 1993 года)
- Агафангел (Саввин), митрополит Одесский и Измаильский (16 ноября 1975 года; на кафедре с 20 июня 1992 года)
Хиротонии 1976 года
- Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси (14 марта 1976 года; избран на патриарший престол 27 января 2009 года, интронизован 1 февраля 2009 года)
- Валентин (Мищук), митрополит, бывший Оренбургский и Саракташский (25 июля 1976 года; на покое с 22 октября 2015 года)
Хиротонии 1979 года
- Илиан (Востряков), епископ, бывший Серпуховской, викарий Московской епархии (25 ноября 1979 года; на покое с 17 февраля 1997 года)
Хиротонии 1980 года
- Лазарь (Швец), митрополит Симферопольский и Крымский (18 апреля 1980 года; на кафедре с 27 июля 1992 года)
- Мефодий (Немцов), митрополит Пермский и Кунгурский (27 апреля 1980 года; на кафедре с 5 марта 2010 года)
- Марк (Арндт), митрополит Берлинский и Германский (РПЦЗ) (30 ноября 1980 года[1]; на кафедре с 28 сентября 1982 года)
Хиротонии 1982 года
- Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский (8 августа 1982 года; на кафедре с 20 июля 1990 года)
Хиротонии 1983 года
- Сергий (Фомин), митрополит Воронежский и Лискинский (30 января 1983 года; на кафедре с 7 мая 2003 года)
Хиротонии 1984 года
- Евсевий (Саввин), митрополит, бывший Псковский и Порховский (1 апреля 1984 года; на покое с 14 мая 2021 года)
- Иларион (Капрал), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ (10 декабря 1984 года[1]; на кафедре с 18 мая 2008 года)
Хиротонии 1985 года
- Владимир (Иким), митрополит Омский и Таврический (30 июня 1985 года; на кафедре с 27 июля 2011 года)
- Антоний (Москаленко), архиепископ Уральский и Актюбинский (13 октября 1985 года; на кафедре с 30 января 1991 года)
Хиротонии 1987 года
- Симон (Ишунин), архиепископ Брюссельский и Бельгийский (11 апреля 1987 года; на кафедре со дня хиротонии)
- Пантелеимон (Долганов), митрополит, бывший Ярославский и Ростовский (17 мая 1987 года; на покое с 26 декабря 2021 года)
- Лев (Церпицкий), митрополит Новгородский и Старорусский (1 ноября 1987 года; на кафедре с 20 июля 1990 года)
Хиротонии 1988 года
- Марк (Петровций), митрополит Хустский и Виноградовский (28 июля 1988 года; на кафедре с 14 декабря 2007 года)
- Никандр (Коваленко), епископ, бывший Звенигородский, викарий Московской епархии (7 августа 1988 года; на покое с 17 февраля 1997 года)
- Алексий (Кутепов), митрополит Тульский и Ефремовский (1 декабря 1988 года; на кафедре с 7 октября 2002 года)
- Виктор (Олейник), митрополит, бывший Тверской и Кашинский (4 декабря 1988 года; на покое с 14 июля 2021 года)
- Анастасий (Меткин), митрополит, бывший Симбирский и Новоспасский (11 декабря 1988 года; на покое с 30 августа 2019 года)
Хиротонии 1989 года
- Антоний (Черемисов), митрополит, бывший Орловский и Болховский (22 апреля 1989 года; на покое с 26 февраля 2021 года)
- Ионафан (Елецких), митрополит Тульчинский и Брацлавский (23 апреля 1989 года; на кафедре с 22 ноября 2006 года)
- Сергий (Полеткин), митрополит Самарский и Новокуйбышевский (5 мая 1989 года; на кафедре с 23 февраля 1993 года)
- Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдовы (21 июля 1989 года; на кафедре со дня хиротонии)
- Александр (Кудряшов), митрополит Рижский и всея Латвии (23 июля 1989 года; на кафедре с 27 октября 1990 года)
- Димитрий (Дроздов), архиепископ Витебский и Оршанский (23 июля 1989 года; на кафедре с 7 июля 1992 года)
- Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский (27 сентября 1989 года; на кафедре с 5 марта 2010 года)
- Арсений (Епифанов), митрополит Липецкий и Задонский (5 октября 1989 года; на кафедре с 9 июля 2021 года)
Хиротонии 1990 года
- Вадим (Лазебный), митрополит Ярославский и Ростовский (4 февраля 1990 года; на кафедре с 26 декабря 2021 года)
- Варфоломей (Ващук), митрополит Ровенский и Острожский (24 февраля 1990 года; на кафедре с 27 июля 1995 года)
- Стефан (Корзун), архиепископ Пинский и Лунинецкий (4 марта 1990 года; на кафедре со дня хиротонии)
- Филарет (Карагодин), архиепископ, бывший Пензенский и Кузнецкий (11 марта 1990 года; на покое с 31 мая 2010 года)
- Виктор (Пьянков), епископ, бывший Подольский, викарий Московской епархии (25 марта 1990 года; на покое с 19 июля 1999 года)
Особенности служения
Владыка, находясь в богослужебном собрании, исполняет ту же роль, какую исполнял Христос в обществе своих учеников. Именно поэтому в большинстве случаев он должен предстоятельствовать за каждым богослужением в своей епархии. Отправление служб другими священнослужителями совершается только с волеизъявления главного священнослужителя.
По древней византийской традиции знаком, разрешающим священнослужителю отправлять службы, является выданный ему епископом антиминс (плат из льна или шелка, в который вшиваются части мощей какого-то святого).
Святитель Симеон Солунский, живший в конце 14 века, говорил о таком служении следующее:
«Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от Владыки; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним епископом… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мира…, следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан».
Каждый священник имеет право совершать Евхаристию (причастие) и другие службы в своем приходе, но он все равно не обладает полнотой дара Апостолов, который снисходит на епископа. Даже порядок литургии и отчасти других церковных служб может сильно видоизменяться, если службу возглавляет священнослужитель такого уровня или даже просто присутствует в церкви.
Рукоположение в сан
Каждому епископу сан передает другой епископ – это позволяет сохранить непрерывную связь через века между поколениями священства. Кандидат избирается и утверждается патриархом и Святейшим Синодом.
Сама процедура рукоположения совершается обычно собором епископов, возглавляемым патриархом. Русская православная церковь избирает епископов из числа монахов малой схимы, а в католической церкви это могут быть вдовцы – священники или безбрачники.
Патриаршество патриарха Алексия II
Хиротонии 1990 года
- Тихон (Емельянов), митрополит Владимирский и Суздальский (19 августа 1990 года; на кафедре с 28 декабря 2021 года)
- Никон (Васюков), митрополит Уфимский и Стерлитамакский (26 августа 1990 года; на кафедре со дня хиротонии)
- Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский (2 сентября 1990 года; на кафедре с 27 июля 2011 года)
- Димитрий (Капалин), митрополит Тобольский и Тюменский (4 ноября 1990 года; на кафедре со дня хиротонии)
- Василий (Златолинский), архиепископ, бывший Запорожский и Мелитопольский (2 декабря 1990 года; на покое с 14 апреля 2009 года)
- Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины (9 декабря 1990 года; на кафедре с 17 августа 2014 года)
Роль в церкви
Приезд архипастыря, служба с его участием — всегда большое событие для прихожан. Под его началом могут находиться десятки, сотни храмов, и посетить каждый из них хотя бы один раз не всегда возможно. Поэтому жизненный путь епархиального Владыки очень часто проходит в пути. Ведь есть богослужения, которые имеет право совершать только он.
К ним относятся:
- рукоположение (хиротония) в сан епископа, пресвитера, диакона;
- посвящение в чин (хиротесия) иподиакона, архидиакона, протодиакона и т. д.;
- награждение церковными наградами;
- освящение храма, антиминса, мира.
Нельзя забывать о двойственной природе такой власти. С одной стороны, Церковь, тело Христово, соединяется с христианами посредством совершения церковного таинства Евхаристии. Епископ — это центральное лицо в совершаемом таинстве. В древности только он мог причащать прихожан, но с течением времени и ростом количества общин стал делегировать эти полномочия священникам.
В этом мистическая роль Владыки в сообществе христиан. Но, кроме того, есть церковь как сообщество людей, которые живут здесь и сейчас. И вторая важная обязанность епископа состоит в том, чтобы должным образом возглавить это сообщество.
Священнослужитель такого ранга несет на своих плечах большую ответственность, поскольку отвечает за души своих прихожан и их духовную жизнь. Его задача видится в том, чтобы, нося такое высокое звание, удостаиваясь почестей, — остаться человеком, который способен воспринимать боль других людей, их нужды и чаяния, помнить об их слабостях и немощах и иметь внутреннюю потребность им помочь.
Патриаршество патриарха Алексия I
Хиротонии 1962 года
- Владимир (Котляров), митрополит, бывший Санкт-Петербургский и Ладожский (30 декабря 1962 года; на покое с 19 марта 2014 года)
Хиротонии 1965 года
- Ювеналий (Поярков), митрополит, бывший Крутицкий и Коломенский (26 декабря 1965 года; на покое с 15 апреля 2021 года)
Хиротонии 1968 года
- Герман (Тимофеев), митрополит, бывший Волгоградский и Камышинский (6 декабря 1968 года; на покое с 28 декабря 2018 года)