На Украине не утихают споры касающиеся православной церкви. Сейчас их насчитывается три:
- Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП);
- Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП);
- Украинская автокефальная православная церковь.
Мировым православным сообществом принята лишь первая, которая ещё в 1686 году перешла из-под ведомства Константинополя к Москве. Автокефалия Украинской православной церкви появилась ещё в начале ХХ века, но с тех пор так и не была признана канонической церковью, она никому не подчиняется.
Годы Гражданской войны 1917-1922 годов
Первые попытки создания автокефальной церкви были предприняты на Украине в период распада российской государственности после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. При поддержке самопровозглашенной украинской Центральной Рады летом 1917 года группа православных священников и мирян выступила с инициативой проведения Всеукраинского церковного собора, создания автокефальной церкви и украинизации богослужения. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.
Деятельность сторонников автокефалии встретила сопротивление большей части духовенства и верующих Украины. По инициативе архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) в январе 1918 года в Киеве был проведен Всеукраинский церковный собор, большинство делегатов которого выступили против учреждения на Украине автокефальной православной церкви.
1 января 1919 года директория Украинской народной республики приняла закон «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства». Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания самопровозглашенной церкви Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.
Позднее, уже при поддержке большевиков, в Украинской ССР были зарегистрированы первые украинские приходы сторонников Липковского. Православная российская церковь (с 1943 года — Русская православная церковь, РПЦ) во главе с патриархом Тихоном (Белавиным) рассматривала действия автокефалистов на Украине как раскол.
5 мая 1920 года активисты украинского националистического движения провозгласили «Украинскую автокефальную православную церковь» (УАПЦ). Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали т. н. Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов. Патриарший экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на этом собрании. Отвергнув кандидатуры, предложенные украинскими националистами, он заявил, что «гадюк в епископы» посвящать не будет. В итоге украинские «епископы» были возведены в сан с нарушением канонических правил, в частности Василий Липковский сам «посвятил» себя в высший церковный сан (согласно церковным канонам это могут сделать только два других епископа). УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.
Литература[ | ]
- Мальцев В. А.
Киевский патриархат-2: перезагрузка // НГ-Религии. — 17.06.2015. - МЕФОДІЙ (Кудряков). Митрополит Київський і всієї України, Предстоятель Української Автокефальної Православної Церкви. Один народ. Одна мова. Одна Церква: Збірка праць до 15-річчя Предстоятельства. — К.: Видавничий відділ Фонду пам’яті Митрополита Мефодія, 2015. — 311
- Петрушко В. И.
Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989—1997. — М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1998. — 254 с. — ISBN 5-7429-0065-1 - Ярема Ростислав, свящ.
Церковные расколы в Украине: пятнадцатой годовщине Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной церкви посвящается. — Киев : Украинская православная церковь. Киевская митрополия, 2007. — 95 с. - Бочков П. В., свящ.
История и современное состояние неканонической юрисдикции «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (с 1989 г.) // Рязанский богословский вестник. — 2015. — № 2. — С. 55-81. - Запорожець В. А.
Особливості внутрішньоцерковного життя УАПЦ за патріарха Димитрія (Яреми) // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 7 : Релігієзнавство. Культурологія. Філософія : зб. наук. праць. — Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2021. — Вип. 38 (51). — С. 3-9. - Запорожец В.
Специфика функционирования УАПЦ в 90-х гг. ХХ в.: религиоведческая постановка вопроса // Modern Science — Moderní věda. 2021. — Том: 5. № 1. — С. 54-60 - Шумило С. В.
Образование иерархии УАПЦ в 1990 г. и самозванный «епископ» Викентий Чекалин // Церковь и время. — 2021. — № 3. — С. 154—212
УАПЦ в советский период
До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь, возглавляемую патриархом Тихоном. Однако с 1929 года советские спецслужбы начали массовые аресты автокефалистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске. В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. Однако после отступления немецких войск представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.
В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление деятельности УАПЦ на Украине. В 1990 году в Киеве прошел т. н. поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США племянник Симона Петлюры «митрополит» Мстислав Скрипник провозглашен «патриархом Киевским и всея Украины». В настоящее время УАПЦ возглавляет «митрополит» Макарий Малетич.
Попытки создания автокефальной церкви на Украине в 1990-2000-х годах
Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию собственной автокефальной православной церкви. В 1991 году этот процесс при поддержке президента Украины Леонида Кравчука инициировал митрополит Киевский Филарет (Денисенко), бывший на тот момент главой самоуправляемой Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата. В начале ноября 1991 года собор УПЦ в Киеве направил обращение к Московской патриархии с просьбой о предоставлении украинской церкви автокефалии. Однако позднее большинство украинских епископов отозвали свои подписи под документом, объяснив свои действия угрозами и давлением со стороны Филарета. Наиболее активные противники автокефалии, в частности епископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский; ныне — глава УПЦ), были смещены Филаретом со своих кафедр.
В 1992 году собор УПЦ отстранил Филарета от должности предстоятеля церкви с запретом служения. Затем он был лишен сана и «всех степеней священства» Архиерейским собором РПЦ. Сам Денисенко этих решений не признал и при поддержке Леонида Кравчука заявил о создании совместно с УАПЦ неканонической религиозной организации — «Украинской православной церкви Киевского патриархата».
В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) бывший митрополит Филарет безрезультатно пытался договориться о признании своей юрисдикции Константинопольской православной церковью. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) официально заявил, что признает только канонического главу УПЦ митрополита Киевского Владимира (Сабодана). В 2008 году при президенте Украины Викторе Ющенко была предпринята попытка провести с Константинополем переговоры о признании юрисдикции УПЦ во главе с Филаретом, но безуспешно.
Источники [ править ]
- Украинская автокефальная православная церковь в Америке
vтеВсеукраинский совет церквей и религиозных организаций | |
Члены |
|
Одесская ассоциация христианских церквей |
Авторитетный контроль |
|
Создание украинской автокефальной церкви в 2021 году
После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти начали активно выдвигать идею создания в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с канонической Украинской православной церковью Московского патриархата. 16 июня 2016 года Верховная рада направила соответствующее обращение к патриарху Варфоломею I.
В апреле 2021 года президент Украины Петр Порошенко написал личное письмо Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию «объединенной» православной юрисдикции. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители неканонических Киевского патриархата и УАПЦ. 19 апреля за законопроект в поддержку обращения Порошенко проголосовали 268 депутатов Верховной рады (против — 36). 21 апреля глава УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) расценил действия президента и депутатов как «превышение власти» и «вмешательство в церковные дела» (церковь в соответствии со ст. 35 конституции Украины отделена от государства).
1 июля Варфоломей I заявил, что Константинопольский патриархат рассматривает Украину как свою каноническую территорию и «считает необходимым стремиться к восстановлению церковного единства». 7 сентября «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» он назначил своих экзархов (руководителей церковной области) в Киеве. Ими стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) из Украинской православной церкви в США и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), принадлежащий к Украинской православной церкви Канады (обе эти самоуправляемые юрисдикции действуют в среде украинской диаспоры в Северной Америке и подчиняются Константинопольскому патриарху).
Священный синод Русской православной церкви расценил действия Константинополя как «грубейшее попрание церковных канонов», которые запрещают епископам одной поместной церкви вмешиваться в дела другой. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда пояснил, что автокефалия «может быть предоставлена только канонической церковной структуре», а на Украине таковой является УПЦ в составе Московского патриархата. Кроме того он отметил, что управление Киевской митрополией (т. е. церковной областью, куда входит большая часть современной Украины) было окончательно передано Константинополем Русской церкви в 1686 году.
14 сентября Священный синод РПЦ обратился к главам поместных православных церквей с призывом собрать всеправославный собор для обсуждения ситуации на Украине и приостановил поминовение патриарха Варфоломея за богослужением.
В тот же день пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря сообщил, что сторонники создания автокефальной украинской церкви планируют провести в Киеве собор, в котором предполагается участие представителей «Киевского патриархата», УАПЦ, а также ряда епископов канонической УПЦ — сторонников автокефалии. На соборе запланировано избрание «предстоятеля», который должен получить томос (указ) об автокефалии из рук патриарха Варфоломея I.
11 октября Синод Константинопольской церкви заявил об отмене решения 1686 г. о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Русской церкви, а также объявил о снятии ранее наложенной анафемы с лидеров «Киевского патриархата» и УАПЦ Филарета Денисенко и Макария Малетича. Украинская православная церковь и РПЦ назвали эти решения незаконными.
Храмы и влияние
Среди потерь, которые могут ждать московский патриархат, — в первую очередь храмы. Их у Московского патриархата на Украине около 11 тысяч. Причем сложность в том, что храмы в стране считаются принадлежащими прихожанам, то есть им придется решать на голосовании, переходить под крыло Киевского патриархата или нет. В итоге это может привести и к серьезным конфликтам среди местных верующих и тем самым еще более обострить отношения между странами. Протоиерей Александр Ильяшенко считает, что все происходящее — это результат закулисных игр власть имущих, при этом перспективы создания на Украине единой поместной церкви далеко не радостные. «Это политический вопрос, потому что украинская церковь и так обладает практически всеми атрибутами автокефальной церкви. Это касается православной церкви Московского патриархата. Церковь обладает большой автономией, и для верующих никакой разницы нет. Вопрос в том, что сегодня Петр Порошенко хочет дать автокефалию другой церкви, неканонической и никем не признанной. Ясное дело, что это делается для того, чтобы расколоть украинский народ еще и по религиозному признаку, посеять рознь и противоречия между людьми. Очевидно, что это повлечет столкновения, которые будут вызваны тем, что новоявленной автокефальной церкви будут отданы храмы, монастыри, принадлежащие УПЦ МП. Когда за такой церковью стоят политические силы, то понятно, кому будет отдаваться предпочтение и в чью сторону будет перевес. Это будет трагедия, которая может произойти у нас на глазах», — говорит отец Александр.
Статья по теме
Крестный поход националистов. Эксперт — о межцерковном конфликте на Украине
По его мнению, все попытки изменить статус церкви на Украине лишь углубят раскол в православии. Причем, как считает отец Александр, за решениями Архиерейского собора явно стоят политические силы. «Это совершенно очевидно. Ведь всегда, когда происходит какое-либо преступление, люди задаются вопросом: а кому это было выгодно? А выгодно тем, кто хочет добиться изоляции России и русского народа, в том числе и за счет того, что разорвется единство православия на нашем пространстве. Расколом это может закончиться и в международном масштабе. Это продуманная и многоходовая операция, которая принесет тем, кто хочет все разрушать, большие дивиденды, которые они и собираются получить, сея это противостояние», — говорит отец Александр.
Разрыв отношений РПЦ с Константинополем
15 октября 2021 года Синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Согласно заявлению РПЦ, «посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, выводит Константинопольский патриархат за пределы канонического поля». С 15 октября для всех священнослужителей РПЦ невозможно совместное участие в богослужениях с клириками Константинопольской церкви, а для мирян участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.
В заявлении Синода говорится, что Константинополь в своих действиях ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского патриарха принимать апелляции архиереев из всех автокефальных Церквей». Присвоение Константинополем полномочий отмены решений других поместных православных церквей рассматривается РПЦ как проявление ложного учения (ереси), приписывающего патриарху права «первого без равных (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».
Попытка Константинополя отменить акт 1686 года о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Русской церкви признана РПЦ незаконной. В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни об их временном характере, ни о том, что данный акт может быть отменен. Кроме того, Синод РПЦ указал, что каноническая территория Киевской митрополии 1686 года существенно меньше канонической территории современной Украинской православной церкви, большая часть епархий которой была основана и получила развитие уже в составе Русской церкви.
11 ноября собор епископов УПЦ заявил, что решения Константинопольского патриархата от 11 октября 2021 года являются недействительными и не имеют «никакой канонической силы».
Автономия и самоуправление — в чем разница?
Есть автономии в рамках автокефальной церкви.
Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.
И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.
Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.
Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.
Реакция других церквей
Против единоличного решения Константинополя о создании самостоятельной церкви на Украине высказались главы ряда церквей. В частности, патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) заявил, что новые автокефалии должны создаваться только с согласия всех поместных православных церквей. Аналогичную позицию заняли синоды Антиохийской и Польской православных церквей, Православной церкви в Америке. В поддержку канонической УПЦ выступил патриарх Александрийский Феодор II.
12 ноября 2021 года Синод Сербской православной церкви назвал «канонически необоснованным» решение Константинополя реабилитировать лидеров украинского раскола Филарета Денисенко и Михаила Малетича. Иерархи Сербской церкви предложили Константинопольскому патриархату и всем другим поместным православным церквам рассмотреть «украинский вопрос» на всеправославном соборе, дабы «в будущем избежать искушения, через которое ныне проходит святое православие».
Кто и как принимает решение об автокефалии?
Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.
При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.
Создание «Православной церкви Украины»
15 декабря 2021 года в Киеве под руководством представителей Константинопольского патриарха и при непосредственном участии президента Украины Петра Порошенко собрался т. н. объединительный собор двух неканонических религиозных организаций: «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» (всего 190 человек, большинство — члены «Киевского патриархата»). Из числа 97 архиереев канонической УПЦ к раскольникам примкнули только двое — митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Позднее они были лишены сана и отстранены от управления епархиями решением Синода УПЦ. По итогам мероприятия Петр Порошенко объявил о создании в стране новой церковной структуры — «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Она получила статус «автокефальной церкви» в составе Константинопольского патриархата. Ее возглавил «митрополит Киевский и всея Украины» Епифаний Думенко. Постоянными членами «синода» ПЦУ были объявлены Филарет Денисенко, Макарий Малетич и бывший митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). «Киевский патриархат» и УАПЦ заявили о своем самороспуске.
Примечания[ | ]
- Хулап В. Ф.
Реформа календаря и пасхалии: история и современность. - ↑ 12
Киевский патриархат и УАПЦ самораспустились перед Собором // РБК-Украина, 15.12.2018 - УАПЦ прекратила существование // Интерфакс, 14.08.2019
- ↑ 123456
История УАПЦ. Часть 8. Новейшее возрождение УАПЦ
(неопр.)
. Украинская автокефальная православная церковь (17 ноября 2015). Дата обращения: 20 ноября 2015. - Иерархия церквей | Российская православная кафолическая церковь (неопр.)
. www.hierarchy.religare.ru. Дата обращения: 14 июля 2021. - Викентий Чекалин (неопр.)
. www.anti-raskol.ru. Дата обращения: 14 июля 2021. - VIII. Лжепатриархи Димитрий Ярема и Володимир Романюк и «раскол внутри раскола» // Петрушко В. И.
Петрушко В. И.
Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989—1997. — М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1998. — 254 с. — ISBN 5-7429-0065-1 - Патріярхія УАПЦ
- КОНСИСТОРІЯ ХАРКІВСЬКО-ПОЛТАВСЬКОЇ ЄПАРХІЇ УКРАЇНСЬКОЇ АВТОКЕФАЛЬНОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ (ОНОВЛЕНОЇ) — перевірка звітності та ділової репутації контрагента — фінансовий аналіз…
- В УАПЦ — серйозна криза. Львівсько-Самбірська єпархія перейшла до Філарета — Експрес, 04.04.2013
- Київський Патріархат приєднав до себе двох єпископів УАПЦ і розкритикував РПЦ за «викривлення сутності святкування» хрещення Київської Руси — Релігія в Україні, 14.05.2013
- УАПЦ проситься до Константинопольського патріархату // Украинская правда, 28.08.2009
- ↑ 12
Послание Блаженнейшего Митрополита Мефодия к священству УАПЦ | Фонд пам’яті Блаженнішого Митрополита Мефодія УАПЦ
(неопр.)
. mefodiy.org.ua. Дата обращения: 9 ноября 2015. - УАПЦ хочет войти в состав Вселенского патриархата на правах автономии. РИА «Новости», 31.08.2009.
- Минин С.
Греческий огонь // НГ Религии. — 7.10.2009. - Слесарев А.
Перерукоповложив своего «епископа», УАПЦ совершила очередной шаг к сближению с Константинопольским патриархатом. Информационно-справочный портал «Анти-Раскол», 17.02.2011. - Новомученики України
- Постановления архиерейских соборов УАПЦ (неопр.)
. (недоступная ссылка) - Звернення архиєрейського собору УАПЦ | Андріївська церква
- Хоменко С. На Украине создана независимая православная церковь // Русская служба Би-би-си, 15.12.2018
- Мусафирова О. В Киеве на Объединительном соборе будет избран глава независимой от РПЦ церкви // Новая газета, 15.12.2018
- СМИ узнали, что у новой украинской православной церкви не будет патриарха // Интерфакс, 15.12.2018
- Интерфакс-Религия: УАПЦ прекратила своё существование (неопр.)
.
www.interfax-religion.ru
(14 августа 2019).