Русская Православная Церковь
Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года.
1. Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол.
2. В бюллетень для избрания кандидатов на Московский Патриарший престол включаются все епископы Русской Православной Церкви, соответствующие критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Ответственность за составление такого списка архиереев несет Священный Синод.
3. Перед началом голосования председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет состояние урн для голосования и опечатывает их печатью счетной комиссии.
4. Бюллетени для голосования выдает счетная комиссия под роспись каждого участника, по предъявлении удостоверения участника.
Бюллетень представляет собой прошнурованные, пронумерованные и скрепленные печатью листы, содержащие полный список возможных кандидатов на Московский Патриарший престол, с местом для проставления знака напротив каждого имени.
Счетная комиссия несет ответственность за подсчет выданных бюллетеней.
5. Голосование происходит путем проставления любого знака напротив имени того кандидата, за которого подается голос.
Бюллетень считается недействительным в следующих случаях:
1) если в бюллетене отмечено более чем одно имя;
2) если в бюллетене не отмечено ни одно имя;
3) если в бюллетене отсутствует один или несколько листов.
6. Счетная комиссия:
1) сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет недействительные бюллетени;
2) осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего, завершая председателем;
3) составляет протокол по результатам голосования в каждом туре.
7. В случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и выдается новый бюллетень, о чем составляется акт.
8. Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
В случае если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех избранных, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов.
9. Избранные имеют право заявить о самоотводе. В таком случае, список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев.
В случае самоотвода всех трех кандидатов проводится повторное голосование.
10. Результаты голосования представляются Поместному Собору, который открывается не позднее, чем на третий день после выдвижения кандидатов на Патриарший престол.
11. Председательствует на Поместном Соборе Местоблюститель Патриаршего престола.
12. Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Для его включения в число кандидатов на Московский Патриарший престол проводится тайное голосование. Включается в список кандидатов тот архиерей, который набирает не менее трети голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
13. Члены Собора тайным голосованием избирают из числа кандидатов Патриарха Московского и всея Руси, согласно следующей процедуре:
1) перед началом голосования председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет состояние урн для голосования и опечатывает их печатью счетной комиссии;
2) бюллетени для голосования выдает счетная комиссия под роспись, по предъявлении удостоверения члена Собора; бюллетень содержит список выдвинутых на голосование иерархов, с местом для проставления знака напротив каждого имени; бюллетень скрепляется печатью счетной комиссии; счетная комиссия несет ответственность за подсчет выданных бюллетеней;
3) бюллетень считается недействительным в следующих случаях:
a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя;
b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя;
4) счетная комиссия:
a. сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет действительность бюллетеней;
b. осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего и завершая председателем;
c. составляет протокол по результатам голосования в каждом туре;
5) в случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и делегату выдается новый бюллетень, о чем составляется акт.
14. При голосовании в первом туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов, выраженных в действительных бюллетенях.
В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, Патриарх избирается жребием из этих двух кандидатов, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Поместным Собором.
15. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования, а также и в случае избрания, что предполагается в формуле вопрошания к избранному кандидату: «Преосвященный имярек Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси; Принимаешь ли ты сие избрание?».
16. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием избирают, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по единственному кандидату производится голосование. Единственный кандидат считается избранным на Патриарший престол, если в его пользу было подано более половины действительных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против».
17. Исключается публичное обсуждение кандидатов в рамках заседаний Собора.
В тесном контакте с властью
В конце ноября 1944 г. в здании Патриархии (Чистый пер., д. 5) состоялся Архиерейский собор с участием пятидесяти епископов. Митрополит Алексий в своем выступлении так охарактеризовал положение Русской православной церкви: «Условия для развития церковной жизни — благоприятны, со стороны правительства нашего мы видим полную поддержку в наших церковных и патриотических начинаниях. За последний год по всему нашему Союзу открыто сверх имеющихся более 200 церквей, все ходатайства об открытии храмов тщательно рассматриваются; дело это продолжается, и будет продолжаться и впредь»5.
Архиерейский собор утвердил программу предстоящего Поместного собора и порядок избрания патриарха: каждый из епископов от своего имени, клира и паствы своей епархии должен был назвать имя избранника. Участников Собора принял Г.Г. Карпов.
Стремясь максимально содействовать успешному проведению Поместного собора, Совет по делам Русской православной церкви уже в первые дни нового, 1945 г. входит в СНК СССР с представлением об открытии 27 новых церквей и 4 молитвенных домов в Башкирской, Дагестанской, Марийской, Северо-Осетинской, Удмуртской автономных республиках, в областях — Архангельской, Астраханской, Воронежской, Кировской, Курской, Омской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Чкаловской, а также в Краснодарском крае6. Тогда же Карпов поставил перед Правительством вопрос о разрешении колокольного звона в церквах, находящихся на территории, не подвергавшейся оккупации. Вскоре и этот вопрос был решен положительно (см. док. 4). А за две недели до открытия собора Карпов в докладной записке В.М. Молотову еще раз запросил и получил дополнительные разъяснения по принципиальным вопросам организации и проведения собора (см. док. 5-6).
Заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР В.М. Молотов.
Мы особенные
По статистике, в России православными себя называют 80 процентов граждан. А соблюдают посты и постоянно ходят в храм только около пяти процентов. Но в этом нет ничего удивительного: россияне ассоциирует себя с православием не только в религиозном, но и в культурном и историческом смыслах. За тысячу лет восточное христианство создало в России особую цивилизацию. Именно поэтому мы — самая большая и самая великая страна на планете! Православие всегда было и есть один из самых мощных признаков русской идентичности.
Храм Христа Спасителя — главная святыня страны. Фото: Legion-media.ru
Прикинь!
- Число храмов в США в десять раз превосходит количество церквей в России. Там их 270 тыс. Одних мормонских 15 тыс.
Кстати
- В Русской церкви Московского патриархата действуют около 40 тыс. храмов. Из них на территории России только 44 процента (17 тыс.), а остальные находятся на Украине, в Казахстане, Молдавии и еще около 100 странах мира, включая Японию, Китай и Эфиопию.
- На 33 млн человек, проживающих в российских крупных городах, приходится всего 2756 действующих храмов. На всей Украине с примерно таким же населением — 13 тыс. То есть большинство российских церквей находятся не в крупных, а в маленьких городах и селах.
Виталий Ким
#26/2020 вера РПЦ церковь
Как стать главой УПЦ МП
13 августа в Киеве выбирают главу Украинской православной церкви Московского патриархата. О том, сколько ступеней церковной лестницы нужно пройти, чтобы заслужить столь высокое звание, узнавала «Комсомольская правда в Украине».
Сначала – в семинарию
В православии есть три степени священства. И только пройдя все их – от самого низа – можно стать Предстоятелем церкви.
Начинается все с духовной семинарии, где учатся 4 года. Кстати, поступить туда можно не только после школы – верхняя планка возраста – 35 лет. Правда, принимают только мужчин православного вероисповедания.
— Во время учебы семинарист должен сделать выбор – хочет ли он принадлежать к черному или белому духовенству, — рассказывает религиовед Тарас Борозенец. – В белом можно жениться, но нельзя занимать пост выше священника. А вот в черном нужно постричься в монахи, зато можно достичь самых высоких церковных чинов.
Поэтому все митрополиты, как и Предстоятель церкви – в свое время постриглись в монахи и придерживаются целибата.
Дьяконы, священники и епископы
Бывшие семинаристы уже могут рукополагаться в дьяконы (рукоположение – это тайная церемония посвящения в новый сан), а могут продолжить обучение в Духовной академии. Туда, к слову, принимают только тех выпускников семинарии, у кого в аттестате нет троек. Туда тоже берут мужчин до 35 лет. Это своеобразная духовная магистратура.
Служить начинают с самого нижнего ранга – с дьякона. В белом духовенстве — это помощники священников, которые не имеют права проводить таинства Крещения, венчания и т.д., в черном – служители в монастырях. Через некоторое время (всегда разное и определяется по заслугам) дьякона рукополагают в священники и доверяют приход (в белом духовенстве). В черном следующие ступени – иеромонах, игумен и архимандрит.
Решение о новом сане принимает епископ. А вот чтобы возглавить епархию и стать этим самым епископом, нужно одобрение и разрешение минимум трех других епископов. Кстати, представители белого духовенства могут стать епископами только в том случае, если примут постриг, а их жены либо погибнут, либо уйдут в монашки. Причем обязательно, чтобы монастырь находился в другой епархии, и супруги не виделись.
Епископ может стать архиепископ, а тот уже – митрополитом. И если епископ заведует епархией, то митрополит – митрополией – церковной областью.
Самые уважаемые митрополиты и епископы входят в Священный Синод УПЦ – своеобразный церковный парламент. Чаще всего именно члены Священного Синода и становятся новыми Предстоятелями. Конечно, только тогда, когда предыдущий Предстоятель либо почил с миром, либо ушел на покой из-за здоровья. Или, что случается крайне редко, был отстранен Церковным судом за нарушение канонов или совершение какого-либо преступления.
N 4. Служебная записка Г.Г. Карпова о производстве колокольного звона
N 7/с 10 января 1945 г.
Секретно
Совнарком Союза ССР
т. В.М. Молотову
В западных областях Украины и Белоруссии, а также в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР колокольный звон в церквах, не прекращавшийся до войны, производится и в настоящее время.
На территории ряда областей, подвергавшихся временной немецкой оккупации, как например, в некоторых областях Украины, а также в Курской, Брянской и Ленинградской областях, колокольный звон, возобновившийся в период оккупации, также производится и в настоящее время.
По всей же остальной территории Союза колокольный звон в церквах не производится и прекращен в разное время, примерно в период с 1927 по 1937 гг.
В Совет поступают заявления от групп верующих православных приходов, главным образом, из областей, граничащих с территорией, подвергавшейся оккупации, с просьбой разрешить колокольный звон в церквах.
Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР находит возможным разрешить повсеместно колокольный звон в церквах.
Представляя при этом проект распоряжения СНК СССР, Совет просит Ваших указаний.
Приложение: по тексту.
Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов
Помета: «Архив. Разрешено. И. Лапшев. 5/IX. 45».
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 35.
Подлинник. Машинописный текст.
Подпись — автограф Г.Г. Карпова.
Великий Новгород после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. 1944 г. Фото: РИА Новости