Высший церковный совет Русской православной церкви


ВЦС в XX веке

Впервые орган, именовавшийся Высшим церковным советом, был учреждён Поместным Собором Православной российской церкви в декабре 1917 года как выборный орган в составе высшего церковного управления (соединённое присутствие которого составляли Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший церковный совет). В Высшем церковном совете заседали три епископа из Синода, один монах из монастырских иноков, пять клириков из белого духовенства и шесть мирян. Избрание членов Совета состоялось 8 декабря 1917 года — на трёхлетний срок. От монашествующих был избран архимандрит Виссарион; от клириков из белого духовенства — протопресвитеры Георгий Шавельский и Николай Любимов, протоиереи Александр Санковский, Алексий Станиславский и псаломщик Александр Куляшев; от мирян — профессора С. Н. Булгаков, И. М. Громогласов, П. Д. Лапин, князь Е. Н. Трубецкой, а также А. В. Карташёв и С. М. Раевский. Также были избраны их заместители, которые должны были заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов: архимандрит Алексий (Житецкий), протоиереи Пётр Миртов, Павел Лахостский, Павел Соколов, Константин Агеев и священник Сергий Верховский, а также профессора П. П. Кудрявцев, И. И. Соколов, Л. И. Писарев, князь Г. Н. Трубецкой, П. И. Астров. Из числа архиереев члены Совета не избирались Собором, а делегировались Священным Синодом из его состава.

В 1921 году срок полномочия членов ВЦС, как и членов Священного Синода истёк, но патриарх продолжал созывать заседания и Священного Синода, и Высшего церковного совета. После ареста патриарха Тихона 9 мая 1922 года ВЦС не созывался, хотя попытка возобновить деятельность Совета была предпринята в 1924 году.

ВЦС в XXI веке

В современном виде образован в 2011 году, после того как Архиерейский Собор поддержал предложение о преобразовании совещания руководителей Синодальных учреждений в Высший Церковный Совет.

1 марта 2021 года митрополит Иларион (Алфеев), обращаясь к Патриарху Кириллу, сказал:

Это была не просто какая-то инвенция или новация. Это было, с одной стороны, обращение к наследию Поместного Собора 1917-18 гг., но, с другой стороны, это было переосмысление того, что тогда было задумано. И новый Высший Церковный Совет был создан не по образцу старого, он был создан для того, чтобы отвечать сегодняшним нуждам, и прежде всего — для координации работы синодальных отделов, каждый из которых ранее работал без такой координации. А сегодня мы имеем возможность на регулярной основе под Вашим руководством „сверять часы“. Мы теперь знаем, кто над чем работает, мы имеем возможность участвовать в работе друг друга, и это очень ценный опыт: каждый раз, собираясь на Высший Церковный Совет, мы чему-то учимся и что-то приобретаем[2].

На заседаниях Высшего Церковного Совета проходят первое коллегиальное обсуждение и редакцию многие документы, подлежащие затем рассмотрению Священным Синодом. С 2013 года Высший Церковный Совет на систематической основе контролирует реализацию соборных или синодальных решений, предполагающих конкретную работу того или иного синодального учреждения[3].

Как отмечал епископ Антоний (Севрюк): «это очень важный инструмент церковного управления. Перед тем, как те или иные вопросы представляются на рассмотрение и утверждение Священного Синода, они часто проходят обсуждение на ВЦС. На каждом заседании мы работаем с документами, имеющими общецерковное значение, обсуждаем самые разные инициативы и проекты. Повестка дня очень разнообразная. Думаю, в первую очередь одним из основных достоинств ВЦС является то, что работа там происходит в удивительно интересном коллегиальном духе, когда все мы, руководители Синодальных учреждений, имеем возможность непосредственного обмена мнениями и друг с другом, и лично со Святейшим Патриархом. Сам Святейший Патриарх активным образом принимает участие во всех дискуссиях. И очень часто в режиме такой оживлённой дискуссии как раз и рождаются решения, которые уже затем воплощаются на самых разных уровнях церковной жизни. Работа чрезвычайно интенсивная, порой заседания длятся до самого вечера»[4].

25 декабря 2021 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви[5].

Журнал «Гость», №1 (88) 2021 с. 50-53

«При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14).

В церквах евангельских христиан-баптистов, как правило, существуют церковные или братские советы. Может возникнуть вопрос: откуда возникли эти советы, имеют ли они евангельское происхождение? Правильно ли мы делаем, когда на церковном совете обсуждаем вопросы церковной жизни, готовим предложения для всего членского собрания церкви?

Происхождение церковного совета

Можно проследить происхождение советов из ветхозаветного времени, а также из практики апостольских церквей. Вспомним, как Иофор, тесть Моисея, посетил его и увидел, как тяжело Моисею с утра до вечера разбирать многочисленные вопросы и нужды народа. Он сказал ему: «Не хорошо это ты делаешь. Ты измучишь и себя, и народ этот, который с тобой, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исполнять его. Итак, послушай слова мои; я дам тебе совет… усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами; и будет тебе легче, и они понесут с тобой бремя» (Исх. 18:17-22). Так появился совет в народе израильском. После вавилонского плена он стал известен, как синедрион.

Как же появились советы в христианской церкви? Написано, что когда нужно было решить важный и болезненный вопрос относительно закона в церкви, то «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела» (Деян. 15:6). Так определились люди, которые могли собираться вместе, советоваться и решать церковные вопросы. Далее, апостольские послания свидетельствуют: «И Он поставил одних апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершенствованию святых на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). Апостолы, пророки, а когда их не стало, то евангелисты, пастыри и учителя стали составлять ту группу людей, которая вела церковь, собиралась для рассмотрения церковных вопросов. Так возникли церковные советы. Поэтому можно считать, что такой совет должен быть в каждой церкви. И если церковный совет будет правильно функционировать, правильно взаимодействовать с церковью, то это будет содействовать устройству церкви и духовному возрастанию ее членов.

Обязанности церковного совета

Церковный совет призван совместно с пресвитером нести тяжести служения в церкви. Не пресвитер один должен все делать и за все отвечать, но трудиться вместе с братским советом, который, как когда-то судьи и старейшины помогали Моисею, может оказать ему свою помощь и содействие. В книге Деяний мы читаем, как пресвитеры помогали Иакову, первому пресвитеру Иерусалимской церкви, и он, выслушав все мнения, говорил заключительное слово (Деян. 15:13). Церковный совет помогает пресвитеру, однако именно пресвитер несет главную ответственность за церковь. Сегодня во многих церквах на Западе бывает по три пресвитера, но никто не несет конкретную ответственность. Но Библия этому не учит. У Моисея было много старейшин и советников, но он продолжал нести главную ответственность за свой народ.

Насущные и текущие проблемы церкви скорее и лучше решать при наличии совета. Должны быть служители, умудренные опытом жизни и знающие Слово Божье. Когда в Иерусалимской церкви поднялся ропот, то апостолы не стали сами решать проблему материального обеспечения; они избрали для этого других служителей – диаконов, возложив на них ответственность за материальные нужды членов церкви, а себе оставив служение слова (Деян. 6:1-7). Таким образом, они распределили церковную работу и распределили ответственность. Всё это содействовало росту и благополучию церкви.

Практика показывает, что возникающие в церкви вопросы выносить на общее обсуждение без подготовки неправильно. Эти вопросы нужно подготовить для обсуждения и утверждения в церкви. Для этого нужно кого-то посетить, с кем-то переговорить, что-то выяснить, чтобы возникший вопрос правильно осветить и вынести на обсуждение всей церкви. Церковный совет должен сказать церкви: есть такая проблема, и мы предлагаем решать ее таким-то образом. Тогда членское собрание будет правильно информировано и сможет принять правильное решение. Можно сказать, что церковный совет предрешает, а церковь решает и утверждает.

Состав церковного совета

Каким должен быть количественный состав церковного совета? Когда церковь насчитывает двести-триста членов, тогда можно избирать одного члена совета от двадцати пяти-тридцати членов. Получается где-то десять-двенадцать человек. Практика показывает, что это оптимальный состав для церковного совета. Если будет меньше, то возникают трудности охватить всю необходимую работу, а если будет больше – совет становится слишком громоздким, чтобы можно было продуктивно работать. Конечно, если церковь меньше по численности, то и совет должен быть меньшим. Поэтому количественный состав церковного совета нужно определять соответственно величине церкви и ее потребностей.

Кто должен входить в церковный совет? Не надо избирать совет из братьев одного возраста; в совете должны быть и пожилые, и средние, и молодые братья. Если в совете одни старики, они могут не понимать нужд молодежи; если в совете одни молодые, они могут повернуть не в ту сторону. Поэтому нужны опытные и молодые братья вместе. Апостол Павел благовествовал с сотрудниками, которые были моложе его, апостол Петр имел рядом молодого и неокрепшего Марка.

В прошлые времена для того, чтобы вспахать поле, употребляли коней, и при этом опытного, знающего коня запрягали вместе с молодым, чтобы он учился у старого. Так иногда приходится «обкатывать» молодых работников, у которых еще мало опыта и проявляется ревность не по рассуждению. Поэтому нужно, чтобы молодые и пожилые братья трудились вместе, чтобы молодые перенимали вероучение и порядки церкви.

Требования к членам церковного совета

Члены церковного совета должны иметь здравые, твердые духовные взгляды. Они призваны воспитывать, направлять, руководить. И если кто-то будет «либеральных» или неопределенных взглядов, то это не принесет пользы церкви.

Члены церковного совета должны быть единомышленниками. Они должны иметь сходные взгляды на дело Божье, на служение церкви и ее устройство.

Члены церковного совета должны быть богобоязненными и непорочными. Давид говорил: «Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне» (Пс. 100:6). Так Давид выбирал людей, которые были его советниками, его окружением. Это условие справедливо и для церковного совета.

Члены совета должны иметь определенные способности. Апостол Павел советовал Тимофею: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).

В состав церковного совета обязательно входит пресвитер. Также, если в церкви есть заместитель или помощник пресвитера, то он тоже обязательно входит в совет. Он ведет дело, когда пресвитер по разным причинам отсутствует. Он должен быть ответственным и надежным братом, на кого пресвитер может положиться.

Членом совета может быть бывший пресвитер церкви, или пресвитеры, которые прежде несли служение в других церквах.

Если в большой церкви есть несколько хоров – основной, молодежный, детский, – то ответственный регент должен быть членом церковного совета.

Если в церкви есть председатель исполнительного органа или человек, отвечающий за административные и хозяйственные вопросы, за взаимоотношения с органами власти – он тоже должен быть в совете.

В церковном совете может быть и руководитель молодежи. В большой церкви бывает пятьдесят или сто членов молодежи, – это целая церковь. Для освещения и направления молодежной жизни полезно, чтобы ее руководитель был вместе с братьями. Кроме того, молодежные руководители часто становятся помощниками пресвитеров, а потом и пресвитерами. Пребывание в церковном совете обогащает их опытом ведения церковной работы.

Членом церковного совета может быть и брат, ответственный за детскую работу. Особенно это касается тех случаев, когда в большой церкви несколько сотен детей, несколько классов Воскресной школы. Тогда членство в совете помогает доносить до руководства церкви проблемы детского служения, а также позволяет вовремя сделать исправления в детской работе, если что-то пошло не так.

Не обязательно, чтобы все рукоположенные братья в большой церкви были членами совета. Если в церкви десять или больше диаконов, то членами совета могут быть только некоторые из них.

Не нужно вводить в совет новообращенных братьев. Члены совета должны иметь некоторый личный и церковный духовный опыт.

Ни в коем случае нельзя избирать в совет сварливых, горячих, вспыльчивых, упрямых или обидчивых братьев. Людям с такими характерами в церковном совете делать нечего. Во время обсуждения в совете бывают проблемы и разномыслия. Для того, чтобы прийти к общему мнению, нужно иметь выдержанный, спокойный, мирный характер.

Члены совета должны уметь не разглашать обсуждаемые вопросы. Иметь доброе свидетельство от церкви и от внешних. Иметь, если только возможно, примерную семью.

Пополнение церковного совета и вывод из него

При пополнении церковного совета не желательно сразу добавлять большое количество новых братьев. Лучше добавлять одного-двух братьев, чтобы не нарушить баланс в церковном совете, чтобы не возникло непонимания и напряжения.

Как происходит вывод из церковного совета? Бывает выход по собственному желанию. Причиной для такого выхода может быть старость, состояние здоровья, понимание того, что выросли новые, более способные братья.

Когда пресвитер оставляет служение, он может выйти из совета, чтобы не быть препятствием для нового пресвитера. Но он может и остаться, если заслужил авторитет, если мудро вел дело Божье. Тогда для церковного совета его присутствие будет очень полезным.

Вывод из церковного совета может осуществляться по той причине, что брат оставил свое служение или передал ответственность: был ответственным регентом и входил в совет, но затем ответственным регентом стал другой брат, и теперь он занял место в совете.

Бывает и вынужденный вывод из совета. Это происходит по причине совершенного греха или тяжелых проблем в семье. Иногда нужно вывести брата, который имеет неуживчивый характер, вносит постоянные разномыслия. Иногда вопрос вывода ставится по причине того, что брат приобрел либеральные взгляды, вносит предложения, которые смущают и разделяют церковь.

Как решается вопрос о выводе? Вначале это обсуждается на церковном совете, а потом ставится в известность вся церковь. Братья говорят: ты не можешь быть в совете, потому что из-за тебя при каждом обсуждении возникают проблемы. Нужно проголосовать это решение, а потом довести его до церкви, чтобы церковь решение утвердила.

Поведение в братском совете

Члены церковного совета должны по мере возможности регулярно посещать заседания совета и принимать участие в обсуждении вопросов. Их церковь избрала, им доверила, и они должны ответственно обсуждать все возникающие проблемы. Каждый член совета имеет право высказать свое мнение. Пресвитер церкви хочет знать, что братья думают по тому или другому вопросу, чтобы наметить правильное решение. Он может убедить всех в правильности своего мнения, а может, послушав братьев, признать их правоту по какому-то вопросу. То есть должно быть обсуждение, не случайно этот орган в церкви называется «советом».

Член церковного совета должен уметь уступать и присоединяться к другим мнениям. Если большинство братьев думают одинаково и их доводы убедительны, то нужно уступить и поддержать общее решение.

Во время обсуждения вопросов ни в коем случае не стоит нападать друг на друга и уязвлять один другого. Нельзя перебивать другого брата, пока он не выскажет свое мнение. Если трудный вопрос, пресвитеру лучше спросить мнение каждого члена совета, начиная с младшего и до самых старших. Пресвитер обычно говорит последним, его помощник – предпоследним. То есть правильно будет выслушать все мнения, а потом сделать вывод, как нужно решить этот вопрос.

Члены совета, как Божьи служители, призваны способствовать созиданию здоровой рабочей атмосферы в церковном совете. Не годится быть просто наблюдателем, но следует прилагать усилия к тому, чтобы вопросы, даже самые трудные, обсуждались мирно, с пониманием ответственности. Нужно быть готовым услышать какое-то замечание, что-то поправить в своей работе. Смирение и ответственность – это незаменимые качества члена церковного совета.

Распорядок проведения церковного совета

Заседания братского совета не следует проводить слишком часто, по поводу каждой возникшей небольшой проблемы. Это может привести к потере ответственности. В то же время церковный совет должен проводиться регулярно.

Во время заседания совета нужно строго придерживаться установленного времени. Говорить ни о чем не стоит; если же вопросов слишком много, то лучше некоторые оставить на следующий раз.

Заседание церковного совета нужно открывать чтением Слова Божьего и молитвой; таким же образом нужно и заканчивать церковный совет. Если во время заседания были разномыслия, если где-то не сошлись во мнениях, то нужно вспомнить два места Писания: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11:25); «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Поэтому, если во время церковного совета были проблемы, то нужно их урегулировать, примириться и вместе помолиться, чтобы каждый с легкой душой мог прийти домой.

Повестку церковного совета и принятые решения пресвитер должен записать, чтобы ничего не забыть, и чтобы никто после этого не мог сказать: «Мы об этом не говорили, мы этого не решали». Особое важные вопросы можно внести в протокол с указанием даты принятия решения.

Заседания церковного совета проводит пресвитер церкви. Может быть исключение: пресвитер заболел или уехал, или церковный совет собирается по вопросу пресвитера, тогда заседание будет без него. Пресвитер должен заранее обдумать все вопросы, которые будут решаться, у него должно быть свое мнение. Если он не знает решения, он может посоветоваться со своим помощником, с опытными братьями, чтобы выработать какое-то общее направление в решении вопроса.

Пресвитер должен стремиться к тому, чтобы при заключении совета все пришли к общему мнению. Если же общего мнения достигнуть не удалось, то он должен сказать: «Давайте, братья, отложим этот вопрос на следующий раз. Помолимся, подумаем, а потом опять вернемся к обсуждению».

Если существует какая-то тяжелая проблема, то лучше перед Вечерей Господней ее не разбирать, и не делать перед Вечерей тяжелые членские собрания.

Пресвитер не должен выносить на членское собрание те вопросы, которые не обсуждались на церковном совете, или по поводу которых церковный совет не пришел к общему решению. Это может расстроить церковь, внести разномыслия и болезни. Точно также такие вопросы не должны поднимать и члены церковного совета.

Церковный совет и церковь

Нужно помнить: церковный совет существует лишь по той причине, что есть церковь. Церковь выше церковного совета. Церковь утверждает церковный совет, а церковный совет должен заслужить доверие церкви и сохранять его. Поэтому церковный совет не имеет права вносить такие предложения, которые приведут церковь в смущение и расстроят. Церковный совет должен быть единомысленным и дружным, иначе он может разделить церковь. Когда в церковном совете обнаруживается разное мнение по поводу одежды, музыки, телевизоров и других вопросов, то это разрывает церковь на части. Христос говорит, что такой дом не устоит.

Во время членского собрания церковный совет должен поддерживать пресвитера. Братья должны показать, что они единодушны и единомысленны. Хорошо, когда на членском собрании члены совета сидят рядом. Единство церковного совета содействует единству и всей церкви.

Дай Господь, чтобы церковные советы всегда были послушными Господу, правильно направляли церкви и были благословением для церквей!

Абрам ФАСТ

Руководитель Братства христианских церквей Германии в 1993-2009 гг.

Члены Высшего церковного совета в настоящее время

  1. Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл, председатель
  2. Первый викарий патриарха Московского и всея Руси по городу Москве — Дионисий (Порубай), митрополит Воскресенский;

Руководители структурных подразделений Московской патриархии

  1. Руководитель административного секретариата Московской патриархии — Фома (Мосолов), епископ Одинцовский и Красногорский;
  2. Управляющий делами Московской патриархии — Дионисий (Порубай), митрополит Воскресенский;
  3. Председатель финансово-хозяйственного управления Московской патриархии — Илия (Руднев), архимандрит;
  4. Руководитель управления по зарубежным учреждениям Московской патриархии — Антоний (Севрюк), митрополит Корсунский и Западноевропейский;
  5. Руководитель правового управления Московской патриархии — Ксения (Чернега), игумения.

Руководители Синодальных отделов

  1. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата — Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский;
  2. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации — Евгений (Кульберг), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский;
  3. Председатель Синодального миссионерского отдела — Иоанн (Попов), митрополит Белгородский и Старооскольский;
  4. Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению — Пантелеимон (Шатов), епископ Верейский;
  5. Председатель Синодального отдела по делам молодёжи — Серафим (Амельченков), епископ Истринский;
  6. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами — Савватий (Загребельный), епископ Бронницкий;
  7. Председатель Синодального отдела по тюремному служению — Иринарх (Грезин), епископ Раменский;
  8. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству — Феогност (Гузиков), архиепископ Каширский;
  9. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ — Владимир Легойда;

Руководители Комитетов и Советов

  1. Председатель учебного комитета Русской православной церкви — Максим Козлов, протоиерей;
  2. Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством — Кирилл (Покровский), митрополит Ставропольский и Невинномысский;
  3. Председатель издательского совета Русской православной церкви — Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский;
  4. Председатель Патриаршего совета по культуре — Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский;

Руководители Патриарших комиссий

  1. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства — Феодор Лукьянов, иерей;
  2. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта — Митрофан (Баданин), митрополит Мурманский и Мончегорский.

Примечания

  1. Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви. Патриархия.Ru.
  2. Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2021 году заседание Высшего Церковного Совета / Новости / Патриархия.ru
  3. Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2021 год / Статьи / Патриархия.ru
  4. «Актуальное интервью» с епископом Звенигородским Антонием | Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации
  5. Состоялось очередное заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством / Новости / Патриархия.ru

Русская Православная Церковь

1. Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе и Священном Синоде.

2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси (Местоблюстителю) и Священному Синоду.

3. Высший Церковный Совет рассматривает:

а) вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных средств массовой информации;

б) вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

в) вопросы церковного управления и хозяйствования;

г) иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем).

4. В задачи Высшего Церковного Совета входит:

а) координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений;

б) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованных действий со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений;

в) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

5. Высший Церковный Совет:

а) заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;

б) в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;

в) вносит предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного Присутствия.

6. Высший Церковный Совет состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в порядке, установленном Положением о Высшем Церковном Совете.

7. Членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители синодальных учреждений, перечисленных в статье 6 главы VIII настоящего Устава. В случае оставления ими должности они перестают быть членами Высшего Церковного Совета.

8. Священный Синод может по представлению Патриарха Московского и всея Руси назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего Церковного Совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего Церковного Совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

9. Порядок деятельности Высшего Церковного Совета определяется Положением о Высшем Церковном Совете, утверждаемым Священным Синодом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]