Церковное песнопение — виды пения в русской православной церкви


Что такое церковное пение?

Что такое пение? Это вокал, используемый для богослужения. Самым старым видом признают псалом. Это хвалебная песня, которую можно найти в Псалтири. Песнопение может исполнять как один человек, так и целый хор.

Раньше были целые сражения хоров, концерты. Позже это переросло в трудное творчество. Сегодня его проходят в духовных семинариях.

***

В церковном пении должны быть: серьезность, спокойствие, ровность, отчетливость, молитвенность и так называемая непорочность или чистота пения. Всему этому противоположны: выкрики (бесчинные вопли), отрывистость, слишком высокие повышения и понижения, невнятность и сентиментальность, чувственность пения. Мы указали на непорочность и чистоту пения. Эту сторону, к сожалению, слишком нарушают в современных церковных хорах женские голоса. Тем и дороги детские голоса и особенно голоса мальчиков, что они в церковном пении создают указанную нами непорочность или чистоту.

История появления церковного песнопения

Первые 2 века с начала творчества полны импровизации. Поводом её послужила поэзия гимнов и псалмов.

Раньше музыки не существовало, только пение. Сам Христос вместе с учениками завершил Тайную Вечерю песнопением. Разнося христианство, апостолы позаботились о песнопении. В их наставлениях принудительность и способы песнопения были прописаны.

Во время молитвенных собраний 1-ые христиане исполняли не только псалмы Давида, но и гимны.

***

Сильно грешат те церковные композиторы, которые берутся за написание духовных пьес без предварительной к сему подготовки, не исправив своей жизни и не создав в себе соответствующего духовного настроения. Нам думается, кто желает составить духовную мелодию, тот должен предварительно много молиться, каяться, исправляться, чтобы затем иметь возможность проникнуться содержанием той церковной молитвы, для которой будет составляться эта мелодия. Не годится писать эти мелодии по вдохновению от светской музыки, мирских чувств и влияний, не годится писать их с трубкою в зубах и чувственностью в сердце. Душа человека то же, что чувствительная пластинка; она чувствует другую душу, и вот если духовный композитор не имел святого настроения, то его произведение никогда не может возбудить настоящего молитвенного чувства. Справедливы поэтому те регенты, которые при выборе мелодий прежде всего обращают внимание не на содержание ее, а на ее автора. И нужно сказать — есть такие духовные композиторы, произведения которых всегда хороши, всегда действенны и умилительны — признак святого настроения их составителей.

Разновидности церковного песнопения

Можно выделить два вида песнопения:

  • Литургическое (Богослужебное). Его можно разделить на уставное и неуставное
  • Паралитургическое. Не богослужебное, внехрамовое.

Виды литургического (богослужебного) пения

Литургическое песнопение можно разделить на 2 типа:

  • Уставное. Такие песнопения устанавливает Типикон. С греческого «литургия» переводится как «служба», из-за этого песни прочих служб называют литургическими;
  • Внехрамовое. Их поют, когда проходит богослужение, но они не утверждены Типиконом. Их разделяют на 9 видов (акафисты, величания, каноны, на молебнах, духовные канты, заупокойные, венчальные, колядки, щедровки). Ещё к этому типа относятся стихи, исполняющиеся во время причащения верующих на Литургии;

Виды паралитургических песнопений

Паралитургическое песнопение разделяют на 7 видов:

  • Покаянные. Их обычно поют, когда проходит Великий пост. Такие мелодии медленны и грустны. Можно отнести, например, «Се Жених придёт в полуночи»;
  • Постные. Они похожи на покаянные, поются в пост. Их темп медленный, а мотив серьезный и грустный;
  • Венчальные. Они поются, когда проходит венчание. Мотив весёлый. К таким можно отнести, например, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе»;
  • Поминальные. Их поют во время поминания. Звучат они скорбно, трагично, темп неторопливый. К таким можно отнести, например, «Вечная память»;
  • Пасхальные. Их поют службы Пасхальной седмицы. Они звучат празднично. Как пример, «Воскресения день»;
  • Колядки. Название от слова колядовать. Их поют тогда, когда проходит Рождество, после Святок. Представляют собой короткие стишки, за которые дают награду в виде сладостей;
  • Щедровки. Похожи на колядки, поются под старый Новый год. За них тоже можно получить сладкое вознаграждение;

Исторический экскурс: Православные основы богослужебного пения

Музыка является неотъемлемой частью богослужения в православной церкви. Ни один христианин не может себе представить службу без «ангелоподобного пения». Но богослужебно-певческая система складывалась веками. Где зародились каноны церковного пения? Как они развивались?

Истоки возникновения церковного пения на Руси

Принятие христианства в 988 году определило судьбу не только музыки на Руси, но и судьбу всего народа.

Христианство пришло на Русь с Византии (Византия – восточная часть Римской империи; богослужебный язык – греческий), где к концу X века окончательно сложилось богослужебное пение.

В византийской культуре зародилось учение

об
ангелоподобной музыке
, согласно которому земные гимны – это отзвуки небесной музыки ангелов, а удел песнетворцев – угадывать божественные мелодии, подражать небесным образцам.

Основные музыкально-поэтические формы византийского пения (сложились в V – IX веках):

  1. Стихира
    – краткие молитвенные песнопения, которые пелись после каждого стиха при чтении псалма;
  2. Кондак
    (контакион) – многострофное произведение нравоучительного характера, которое строилось по единому образцу.
  3. Ирмос
    — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
  4. Тропарь –
    хвалебное песнопение в честь праздника, исполнявшееся в ходе богослужения.

Все музыкальные песнопения были объединены в специальные сборники и в соответствии с жанром.

Изначально весь круг канонических песнопений и теоретические основы храмовой музыки были заимствованы без изменений. Но со временем произошла адаптация византийской гимнографии на русскую почву.

Первоначально пелись, в основном, только ветхозаветные псалмы на еврейские, ветхозаветные напевы, но постепенно стали вливаться сирийские и греческие напевы. Но, в отличие от строгого метрического греческого пения, христианское приобрело мелодический характер с подчинением мелодии смыслу и тексту слов.

При соблюдении принципа совпадения слова и звука неизбежно изменялись и сами византийские песнопения, так как переводной текст (с греческого на церковнославянский) требовал поправок в мелодическом движении.

Таким образом, постепенно византийский распев перерабатывался в духе русских национальных особенностей, в результате чего появилось русское церковное пение – так называемый знаменный распев (знаменное пение). Для его записи употреблялись не ноты, а специальные знаки – «знамёна», или иначе «крюки».

Каждый знак писали над текстом, он обозначал звук или несколько звуков и их направление вверх или вниз.

Нотные знаки имели свои словесные характеристики. Часть из них сохранила греческое название (параклит, кулизма), но большинство получило русские обозначения (палка, стрела простая, стрела громная, голубчик, борзый, и др.).

Такие нотные знаки играли вспомогательную роль. Они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.

Основные качества древнерусского церковного пения:

  1. Одноголосие.
  2. Исполнение только мужчинами: одним хором или двумя хорами (антифонное пение).
  3. Без сопровождения инструментов.
  4. Пение в примарной (удобной) зоне.
  5. Спокойный, сдержанный тон, мерный ритм.
  6. Отсутствие сложных гармоний.

Знаменный распев строился на основе определенных попевок (т.е. характерных мелодических оборотов), из которых складывался законченный напев. Весь запас употребительных попевок распределялся по восьми гласам, составляющим систему осмогласия

. Эта система была также заимствована из Византии. По каноническим правилам песнопения были строго привязаны к службам, которые в свою очередь подчинялись установленному кругу годовых церковных праздников.

От переходящей даты Пасхи начинался отсчет недель, регламентирующих чередование песнопений. Основой отсчета было число восемь.

Восемь недель певческого года составляли столп

. Каждой неделе столпа были предписаны свои песнопения, относящиеся к порядковому
гласу
. Глас – это совокупность мелодических формул-попевок, которые составляли единый распев. По истечении восьми недель (т.е. одного столпа) начинался новый цикл – следующий столп. Таким образом, восьми неделям соответствовали восемь гласов и восемь основных вариантов песнопений.

Знаменный распев – это один из самых оригинальных вкладов русского народа в мировое искусство. Но, к сожалению, по преемству от греков и в русское церковное пение начали включаться дополнительные слоги и слова. Например, «хубово», «ненена», «хавуа», твердый знак стал произноситься как открытое «о», а мягкий знак как «е». Получилось вместо «воньми» — «вонеми», а вместо «согрешихом» — «согрешихомо». Это окончание «хомо» стало так заметно, что само пение получило название «хомового», «или «хомонии». Для устранения хомонии царь Алексей Михайлович (Тишайший, второй русский царь из династии Романовых) созвал в Москву учителей и знатоков пения. Вопросом об улучшении церковного пения занимался и Русский Церковный Собор в 1666-1667 годах.

Расцвет древнерусского церковного пения

Современные исследователи выделяют в эволюции древнерусского церковного искусства три периода:

  1. Начальный (XI – с.XV) – освоение и интерпретация византийской школы.
  2. Расцвет (с.XV – н.XVII) – рождение в древнерусской музыке национального начала.
  3. Завершающий (XVII) – одноголосие сменяется многоголосием.

В XVI веке утверждается понятие «распевание» богослужебных текстов – сочинение для них новых мелодий на основе принятых попевок и типов мелодического движения. Появляются распевщики – своего рода, композиторы, слагатели духовных песнопений. Некоторые мастера распевали одни и те же песнопения во множестве вариантов. Распевщики были ограничены не только общими стилистическими нормами знаменного пения, но и сложившимися ранее запасом мелодических формул, из которых складывались песнопения согласно установленным правилам.

Наиболее знаменитые распевщики

эпохи расцвета древнерусского храмового пения: Савва и Василий Роговы, Стефан Голыш, Маркел Безбородый, Иван Нос, Иван Лукошко, Федор Христианин.

Таким образом, к XVI веку в богослужебном искусстве сложилось несколько распевов

:

  1. Малый знаменный – обычный, речитативный, без фит (украшений).
  2. Большой знаменный – более сложные песнопения с широкой распевностью слога.
  3. Столповый – сложный, с внутрислоговыми распевами, мелизмами, фитами, разнообразие мелодии и ритма.
  4. Демественный – торжественный, в основе – не гласовые интонации, а оригинальные.
  5. Путевой – более торжественный, отличающийся синкопами, ритмическими оттяжками и, в то же время, мерностью ритма.

В летописях того времени упоминается троестрочное пение. Оно, безусловно, явилось новым событием в истории богослужебного пения. Свое название оно получило от системы записи, так как голоса фиксировались по строкам разными цветами и сводились в разноцветную партитуру. Главным голосом был «путь», который располагался в середине и пел каноническую мелодию, а его обрамляли два других голоса – «верх» и «низ».

Церковное пение стало более профессиональное, была выработана методика обучения певческому искусству, в основе которого – работа над дыханием и работа над медиумом (средний регистр). Затем прибавляли нижний регистр, а потом занимались укреплением верхнего — и все соединяли.

Со временем появились методические пособия, отражающие годовой круг церковных песнопений – Азбуки. Азбука состояла из фитников – упражнений для решения вокальных задач. Фитники, в свою очередь, состояли из фит (украшений). В азбуках был дан перечень знаков и их начертание, а также пояснения к ним. Например: «Крюк большой возгласить мало выше строки. Мрачный – мало просто выше возгласить. Стрелу светлую – подержав, подернути вверх дважды. Громосветлую – из низу подернути кверху. Голубчик малой – гаркнуть из гортани. Запятую из низка взять».

В
XVIIпевческое искусство обозначило две тенденции
:

  1. Перестройка знаменного пения и его модернизация – появление киноварных помет (дополнительные уточняющие знаки).
  2. Рождение храмового партесного многоголосия – четырехголосие гармонического склада, пение по партиям. Партесные песнопения записывались при помощи киевского письма (квадратные ноты). Фактура: Тенор – основной голос, бас – гармонический фундамент, альт – удваивал тенор в терцию, сопрано – украшение напева.

Официальное признание многоголосного пения в Русской Православной Церкви состоялось в 1668 году.

С этого времени не утихают споры о необходимости использования этого пения в храмах, где музыка должна взывать не к психическому миру слушателя и воздействовать услаждающе не слух, а способствовать внутренней настроенности на молитву.

Первая попытка заняться оздоровлением церковного пения через очищение его от западного (прежде всего, итальянского) воздействия принадлежала Д.С. Бортнянскому, занимавшему должность Директора Придворной Капеллы. Самым ярким представителем подлинного возвращения к древним церковным напевам стал протоиерей Турчанинов[1]. Над восстановлением древне церковных напевов также трудился духовный композитор А.Д. Кастальский и преосвященный Арсений (Стадницкий)[2], архиепископ Новгородский.

Основное свойство, которым должно отличаться настоящее церковное пение – это полная безстрастность. И именно тогда оно будет абсолютно соответствовать духу и смыслу богослужения.

Любовь Черенкова

Использованная литература:

1) Архиепископ Аверкий (Таушев). Лекции о литургике [Текст].

2) История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Древняя Русь. XI – XVII вв. / Авт. тома Ю.В. Келдыш [Текст]. – М., 1983.

3) Мень, А. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ [Текст]. – М., 1991.

4) Рапацкая, Л.А. История Русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 384 с.: ноты.

[1] Пётр Иванович Турчанинов (1 (12) декабря 1779 — 4 (16) марта 1856) — протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

[2] Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий; 22 января [3 февраля] 1862, село Комарово, Бессарабская губерния — 10 февраля 1936, Ташкент) — епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933—1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии. С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

***

Пение — живая иллюстрация нашего богослужения с его молитвословиями, продиктованными Духом Святым. Читаешь, например, какую-нибудь книгу — встречается картина, она оживляет рассказ, который яснее запечатлевается у тебя в памяти. То же и церковное пение при богослужении. Вот акафист Иисусу Сладчайшему — весь исполнен молитвенного воздыхания грешника и каждый отдел этих молений оканчивается пением: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», что оживляет и усиливает молитвенное наше чувство к Сладчайшему Господу Иисусу.

***

Если от пастырей Церкви требуется призвание, чтобы им не быть наемниками, то то же требование должно быть предъявляемо и к церковным певцам. Последние являются в храме лучшими проповедниками христианства. В самом деле — сколько церковное пение, быть может, переродило сердец самых грубых и преступных, сколько оно исторгло слез, молитвенных вздохов, умиления и сокрушения у молящихся… Певец, когда ты видишь в храме во время твоего пения коленопреклоненного и усердно молящегося, знай, что церковное пение вызвало у них это умиление и слезы. Регенту и церковным певцам никогда не следует забывать своей роли, своего назначения в храме — возбуждать молитвенный дух у молящихся.

***

Много восстают против минорного пения. Оно, однако, должно быть преобладающим в нашем богослужении. Душа наша, по выражению одного нашего поэта, находится в мире печали и слез. В нашей душе сокрыта тоска по Небу и печаль о постоянных человеческих грехах. Кроме минорного пения допустимо в церкви у нас еще пение величественное, в прославление величия Творца вселенной, но опять пение не трескучее, бесчинное, а строго серьезное, проникнутое благоговейным трепетом и страхом Божиим, как и говорит Псалмопевец: Работайте Господеви со страхом, ирадуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2,11). Или вот описание пророка Исайи прославления величия Божия небесными воинствами: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих (Ис. 6,2-4).

***

Нельзя безразлично относиться к одежде, форме церковных певцов. Одна и та же картина может произвести различное впечатление — будет ли она в приличной раме, в чистоте, или же загрязнена и без украшений. То же нужно сказать и относительно содержания церковных песнопений, исполняемых церковными певцами. Скромная одежда, сдержанный вид певцов много содействует тому, чтобы исполняемая ими духовная мелодия произвела соответствующее содержанию впечатление.

Епископ Арсений (Жадановский) Духовный дневник

***

Пение может быть: яко медь звенящая и яко кимвал звяцаяй (Ср.:1 Кор. 13,1), то есть крикли вое, бездушное, пустое, бессодержательное. Идеал нашего пения выражен в церковном песнопении «Свете Тихий», где Святая Церковь приглашает к прославлению Отца и Сына и Святого Духа «гласы преподобными». Церковное пение должно быть преподобное. А что мыслится под именем «преподобного», это, кажется, всем известно. В понятие «преподобного» входит все чистое, святое, церковное, благодатное, божественное, ангелоподобное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]