Что такое глас? Значение слова Восемь церковных гласов

Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ? расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ? мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами. Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния. Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

Даёшь качество?!

Нечто подобное я уже писала, но повторюсь. Пожалуйста, обращайте внимание на качество. И тогда увеличится количество освоенного вами церковно — певческого материала. В НПДУ, где я преподавала у студентов регентского отделения церковное пение, на разучивание восьми стихирных гласов давался полный учебный год.

Конечно, у студентов были и другие предметы и послушания, но в течении года освоить и выучить Осьмогласие было реально. То есть, занимаясь в группе на уроке и индивидуально самоподготовкой, посещая регулярно седмичные богослужения и осваивая гласовые песнопения на практике богослужений; студенты постепенно, шаг за шагом осваивали все стихирные гласы.

Значение слова «глас» в применении к церковному пению

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку. Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь. Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ? вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Сам себе режиссёр, то есть экзаменатор

Были и те, кто осваивал гласы быстрее, но они всё равно шли в ногу со всем курсом. Здесь на блоге немного другая у всех у вас ситуация. Нет строгого жёсткого контроля по срокам выучивания, нет экзаменов, вы предоставлены в обучении самим себе.

Конечно, я консультирую всех желающих, исправляя или корректируя ваше освоение стихирных или тропарных гласов. Но вы и сами должны понимать, что пение на клиросе — это тщательный и кропотливый труд и относиться небрежно к этому совсем не годится.

А ведь хочется так быстро научиться петь! -скажете вы. Учитесь, разве я против? Но не забывайте возвращаться и повторять все гласы, выученные вами ранее. Ведь если вы поёте на богослужении только в выходные и на большие двунадесятые праздники, то гласы забудутся за неделю.

Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы

На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом. Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость. На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.

В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся. В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения. Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.

Литургика (церковная практика) Осмогласие

Глас 6 тропарь воскресный
мужской голос:женский голос:
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.

В тропаре 6-го гласа

поется об оцепенении стражников, охранявших гроб и увидевших явление Ангелов, и об ученице Христовой — Марии Магдалине, которая пришла искать мертвое тело Господа и не нашла его.

Стрегущии — стерегущие, стражи.

+ По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотретъ гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господенъ, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:1-7). А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклониласъ во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:11-13).

Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдалиной (Ин. 20:11-18). Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово παρυένος — дева — подобно современному девушка, употреблялось и для обозначения юной женщины вообще — такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово «дева»

пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.

Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.

Глас 6 стихиры и тропари. Структура, особенности. Тропарь воскресный, глас 6. Пособие начинающим певчим от Регентского отделения Харьковской духовной семинарии. Здесь тропарь поётся одноголосно и медленно для более удобного обучения. Курсор проходит в реальном времени по исполняемым нотам, на клавиатуре показаны соответствующие клавиши. Функции проигрывателя youtube позволяют регулировать скорость воспроизведения в случае надобности. Тропарь воскресный глас 6, партия сопрано Тропарь воскресный глас 6, партия бас

ГЛАС 6

«рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь»
. Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по
«ступенькам»
, поднимаются слова текста.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа: Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»; Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»; Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»; Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»; Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» (6-я песнь «Житейское море»).

Два гласа, весьма различных по частоте исполнения

Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место. Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования. Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».

Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ? плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Повторение — мать учения!

Даже если (как вам кажется) они достаточно хорошо вами выучены. Быстро научиться петь стихирные, тропарные или ещё какие гласы можно следующим образом:

Вы берёте определённый глас (выбор всегда за вами, хотя я рекомендую самое первое обучение гласовому пению начинать именно со второго стихирного гласа). Почему именно с него?

Он легче воспринимается начинающими певчими, нежели все остальные из стихирных гласов. Шестой стихирный несколько перекликается со вторым (оба минорные), но у него сложный запев и чередование трёх мелодических строк, одна из которых меняется в зависимости от того, в начале она или в окончании.

Кстати, о чередовании строк я, пожалуй, напишу в следующем своём посте, так как многие из вас просили меня об этом. Сначала хотела страничку отдельную сделать по этим самым чередующимся строчкам, а теперь думаю статьи одной хватит.

Я отвлеклась. Вы берёте определённый глас (стихирный или тропарный — не важно) и учите его столько времени, сколько вам, именно вам и лично вам потребуется на выучивание этого самого гласа.

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ? авторы закона осьмогласия ? именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ? глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется…» и «О преславного чудесе…», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ? последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]