Общая информация
Слово «благочестивый» — прилагательное, которое происходит от существительного «благочестие». А оно, в свою очередь, от слов «благо» и «честь». Каково значение слова «благочестивый»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит попытаться подобрать к нему синонимы. А именно: верующий, религиозный, набожный, праведный, боголюбивый и так далее.
Человек благочестивый — это не тот, что регулярно посещает церковь, а тот, что живет в согласии со своей совестью. Слово, значение которого мы рассматриваем в этой статье, встречается довольно часто в Новом Завете. А потому толкование его принято искать именно там. Но прежде по традиции следует заглянуть в словарь Даля. Какое определение в этой книге дано?
Святые Отцы Православной Церкви о благочестии
Лучшие христианские книги о благочестии — Ветхий и Новый Завет. Но правильно понять их можно, лишь читая творения Святых Отцов Православной Церкви. Эти люди особенно чистой жизнью, подвигами, отказом от любых излишеств привлекали к себе Дух Святой, который открывал им настоящее значение Священного Писания. Можно сказать, что всё, что написано святителями, богословами, говорит именно о подлинном богопочитании. Какие же виды благочестия существуют?
«Первый — чтобы не согрешить, второй — согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения…» (преподобный Марк Подвижник).
«Благочестие настоящее состоит не в том только, чтобы не делать зла, но чтобы и не помышлять о нём» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Благочестие
Понятие имеет в христианском учении довольно важное значение. Благочестивый — это человек, обладающий добродетелью, свойственной верующим людям. Но здесь стоит уточнить некоторые моменты. Благочестие может быть и искренним, и показным. Последнее предполагает выполнение всяческих церковных ритуалов, но несоответствие требованиям, которые перечислены в Евангелии. Благочестивый образ жизни — это не способность выстоять многочасовые церковные службы, а постоянная работа над собой, непрерывный анализ собственных поступков.
Благочестие и смирение: в чем разница?
Безусловно, эти важнейшие добродетели идут рука об руку. Невозможно быть благочестивым, не имея смирения, и наоборот. Можно сказать, что православное благочестие — это более общее понятие, включающее в себя многие добродетели.
Смирение очень важно для духовной жизни православного человека. На практике оно проявляется тогда, когда, например, у нас есть возможность и повод отомстить человеку, и даже обидели нас действительно несправедливо, но мы этого не делаем. Не мстим, не множим зло вокруг нас. И не делаем это не потому, что боимся или не хотим создавать себе лишних хлопот, а из-за христианской любви к ближнему.
Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью
Быть смиренным означает «жить с миром». С миром в душе, на устах и в мыслях. Человек, сумевший стяжать в своей душе великую благодать смирения, обязательно станет благочестивым. В храме на богослужениях мы слышим такие слова: » да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте». Это эталон христианской жизни — спокойное, мирное течение.
Парадоксально, но современный человек сам лишает себя такой благословенной жизни. Сверхсильное стремление к комфорту, постоянная погоня за деньгами и престижем, желание обогащения, престижа и прочее — когда эти стремления затмевают все и становятся центром и целью жизни, тогда человек забывает о Боге. А забыв о Нем, неизменно начинает страдать. Но свое страдание пытается утешить невозвращением к Господу, а достижением еще больших суетных мирских целей.
Одиссей
Гомер жил задолго до возникновения христианства. При этом в самом знаменитом его произведении — «Одиссее» — встречается слово «благочестивый». Этот эпитет древнегреческий сказитель использовал по отношению к главному герою.
Впрочем, автор не поскупился на прилагательные. Одиссей у него и хитроумный, и многоумный, и мудроумный, и многострадальный, и наконец, благочестивый. Значения слов этих, конечно, неравнозначны. Называя героя, который большую часть жизни провел в путешествиях, хитроумным и многоумным, автор намекал на его сообразительность и ловкость. Говоря о благочестии Одиссея, — на его высокое почтение перед богами, которых, как известно, в Древней Греции было немало.
Что значит «благочестивый»? Способный выполнять указания, данные свыше. А кем уже они даны (Зевсом, Афродитой, Аполлоном или, быть может, Аллахом), не столь важно.
Церковный перевод
Что же означает это слово в понимании Православной Церкви? Благочестие — это почитание добра. Так как для верующего человека добро — это Бог, то, соответственно, христианское понимание этого слова заключается в почитании, прославлении Творца через исполнение заповедей Христовых. «Господи, спаси благочестивыя…» — обращаются ежедневно к Богу священнослужители во время службы. «И услыши ны (нас)…» — завершают они обращение. То есть текст церковной молитвы предполагает, что сам факт того, что человек находится в храме, принимает участие в службе, уже подтверждает то, что он прославляет Бога. Это и есть подводный камень. Важно помнить, что слова молитвы называют благочестивыми людей с тем, чтобы напомнить им, что они должны стараться соответствовать этому определению.
Изречения великих
Иоанн Златоуст говорил, что благочестие у грешников вызывает омерзение, при этом почему-то вспоминал притчу о свиньях, которые выказывали совершенное равнодушие к блеску и изяществу жемчуга. Вообще, известный богослов и проповедник много чего говорил об одной из важных христианских добродетелей. Все цитаты Златоуста, конечно, приводить не будем.
Но что о благочестии говорили люди, не имеющие непосредственного отношения к церкви? На подобную тему они рассуждали не очень часто, а если это и случалось, в их словах порой присутствовала некоторая доля иронии. Одна из сестер Бронте однажды сказала, что благочестие придает очарования, но этой добродетелью злоупотреблять не стоит. В одном из своих дневников Фёдор Достоевский (уже без всякой иронии) поведал, что семья его была русская и благочестивая. Вероятно, писатель имел в виду, что отец его не имел ничего общего с таким персонажем, как Карамазов-старший.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Что в себя включает понятие благочестия? Прежде всего – правую веру. Во-вторых, жизнь по Евангелию, в-третьих, истовую церковность. Естественно, у благочестия есть и чисто внешняя сторона: скромность в одежде, сдержанность в словах, благоговейная настроенность. Собственно, подлинное благочестие предусматривает очевидную и необходимую гармонию внешнего и внутреннего.
Так уж исторически сложилось, что убеждать наших верующих в важности внешней стороны нет ни малейшей необходимости. Веками церковный люд принимал как норму самые разнообразные правила внешнего благочестия и делал это весьма успешно даже тогда, когда тот или иной обычай, будучи просто давним или сколько-нибудь распространённым, вместе с тем ни в коей мере не претендовал на то, чтобы считаться правилом. Характерный пример: привычный женский церковный дресс-код, по умолчанию воспринимающийся как норма от Камчатки до Молдовы, который возник не из благочестивых мотивов, а по той простой причине, что сначала революция 1917 года с Гражданской войной, затем сталинский террор, а потом и Великая Отечественная последовательно лишили Церковь знати, затем интеллигенции, а потом и мужчин. В итоге в Церкви остались почти исключительно женщины из простой рабочей или же деревенской среды. И ходили она на службы в своей привычной одежде – длинных юбках, мешковатых блузах и платках, чем, сами того не подозревая, сформировали, с позволения сказать, церковную моду на несколько поколений вперёд.
В то же время внутреннее: жизнь по совести, чистота сердца, стремление к евангельскому идеалу – нередко не то чтобы пренебрегается, скорее, до него человек не всегда доходит, окунувшись с головой в выполнение многочисленных внешних правил, из которых необходимых, важных, по-настоящему церковных хорошо если половина, тогда как остальные – откровенный церковный фольклор, порой забавный, порой гротескный, а порой и явно ненужный. То есть, стремясь к благочестию, человек рискует, сам того не замечая, скатиться в ханжество.
С другой стороны, начинать церковную жизнь со следования внешним правилам – явление естественное. Да и для прихожанина со стажем, давно пережившего неофитство и созидающего в себе внутреннюю церковность, внешняя сторона церковной жизни, как и внешние проявления благочестия в целом ценны, пожалуй, даже больше, чем для неофита. Поэтому внешним формам он, без сомнения, будет привержен так же, как и внутреннему христианскому устроению.
По всему видно, что без ясных критериев, отличающих благочестие от ханжества, нам не обойтись. Попробуем сформулировать хотя бы некоторые. Как нам известно из Евангелия, отношение человека к Богу определяется его отношением к окружающим. По-настоящему благочестивый человек стремится видеть Бога в ближнем. Конечно, мы не среди святых живём и даже самый искреннее благочестивый христианин не застрахован от гнева, нетерпения и обид. Но, как бы то ни было, благочестивый человек – это человек, учащийся любить. Конечно, согрешающий, в том числе и против любви, но искренне кающийся и находящий в себе желание и силы исправляться. Во всяком случае, он не проходит мимо нуждающегося, не отказывает в помощи тому, кому она необходима, не бывает причиной конфликтов в семье или на работе. С ханжой же всё иначе. Ханжа не любит ближнего и не стремится к этому. Он требует любви к себе. А ещё он всегда знает, как надо. Этим и определяется его отношение к окружающим. Вспомним, что ханжа ревностно придерживается всех необходимых правил внешнего благочестия. Например, соблюдает посты, не курит, молится по утрам и вечерам. Ненужные и невесть кем придуманные правила он тоже чтит: зубы перед причастием не чистит, считает, что в квартире нельзя держать собаку и проч. Понятно, что все эти правила становятся общеобязательными в семье ханжи. В силах ты поститься или не в силах – будешь поститься, потому что я пощусь. Не можешь бросить курить – будешь выслушивать истерики по десять раз в день. Собаку из дома нужно выгнать, потому как Пелагия Рязанская (знать бы ещё, кто она такая) говорила, что в одном помещении с иконами нельзя… В ситуации, когда как хочется не выходит и даже ругань не помогает, ханжа с охотой прибегнет к манипуляции. Например, попытается привить чувство вины. Например, «я тебя девять месяцев носила, мучилась-рожала, одна на ноги поставила, а ты не хочешь замуж за того, кого я выбрала», или «не хочешь меня слушаться, вот помру от расстройства – и будешь по гроб жизни виноват». Ханжи невероятно щедры на замечания и советы. «Это для твоего блага», «кроме меня, тебе никто не скажет», или даже прямо «я хочу тебе замечание сделать (совет дать)». При этом руководствуются они, как правило, злостью или завистью, которой у них, несмотря на подчёркнутую церковность, хоть отбавляй. А вот когда ближний может быть полезен, ханжа со знанием дела и полицемерит, и польстит, и почеловекоугодничает. Грех, говорите? Ничего, можно лишний акафист прочитать или начать поститься ещё и по понедельникам…
Привычка относиться к людям потребительски ожидаемо сказывается на отношении к Богу. Ханжа верит в Бога, воздающего благом за страдания и милующего за подвиг, но при этом наказывающего за грехи не только самого грешника, но и его потомков. Ханжа ценит свои страдания и любит себя страдающего, ожидая обязательной компенсации в виде благ от Бога. А вот радоваться он не умеет и даже опасается, поскольку убеждён, что за всякий смех придётся «отплакать», за всякую радость «отскорбеть». К разряду скорбей и искушений ханжа относит обыкновенно негативную реакцию других на собственные всезнайство, беспардонность и злобу. Это, кстати сказать, очень удобно: виноваты все, только не я.
Напротив, человек благочестивый видит в Боге не грозного царя и не сурового судью. Для него Бог – прежде всего любящий Отец. Потому и любит он Бога со всей искренностью, и верит Ему по-детски непосредственно. Даже страх Божий он понимает не как боязнь наказания за грех или страх перед осуждением на вечную погибель, а как страх надругаться над безграничным Божиим человеколюбием собственным грехом. Основу отношения к Богу подлинно благочестивого человека составляет благодарение, ведь, ясно осознавая, насколько человек вообще и лично он, в частности, уже облагодетельствованы Богом. Поэтому молясь, он гораздо чаще благодарит, нежели просит.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – это отношение к себе. Ханжа зачастую говорит о том, насколько он не любит себя, насколько он грешен, порочен и в целом плох и негоден. Правда, ударяться в смиреннословие его вынуждает вовсе не критическое отношение к себе. Ханжа бывает очень доволен, когда в процессе самопоношения кто-нибудь его останавливает, противоречит ему, пытается убедить, что тот не прав и на самом деле гораздо лучше, чем думает о себе. Впрочем, даже не услышав ничего подобного, ханжа остаётся вполне доволен: он себя на людях поругал, люди его похвалят за «смирение». Ни в чём подобном не было бы нужды, работай ханжа над собой. Но ведь именно этого с ним и не происходит. Исключительно внешняя церковность не требует изменений в душе. Будь тем, кем был всегда, только обряды исполняй. В итоге аккуратно исполняющий внешние предписания ханжа может оставаться лжецом, подлецом, склочником. Многие такие «верующие» без зазрения совести подсиживают коллег на работе, пишут кляузы на соседей, клевещут на ближних, злословят за глаза, провоцируют конфликты, мастерски умеют сталкивать людей лбами или выкручиваться, подставляя других. Вряд ли это можно было бы им поставить в укор, если бы они, будучи такими (в конце концов, в той или иной мере таков каждый), стремились измениться, стать лучше, исправиться. Но в том-то и беда ханжи, что он если и стремится, то совсем не к этому. Вот не ходить летом с короткими рукавами, спать в платке, полностью отказаться от мяса или отвечать вместо «спасибо» исключительно «спаси Господи» – это да. Придумать себе подвиг, жить с женой «как брат с сестрой» или принципиально не купаться в море – это запросто. А вот не оскорбить, не осудить, не предать, не обхамить… Нет, это уже превыше сил. Или, может быть, нет желания.
А между тем, как мы уже отмечали, благочестие состоит в гармонии внешнего и внутреннего. Собственно, оно и начинается с деятельного изменения себя и своей жизни с включением в неё в том числе и внешних проявлений церковности. Это, конечно, в разы труднее, чем блюсти только внешние формы. Но другого христианства, зацикленного исключительно на внешнем и не знающего внутреннего труда, в природе попросту нет.
Благочестивая Марта
Так называется фильм, вышедший на экраны в 1980 году, и одноименное произведение испанского драматурга Тирсо де Молина. Кто такая Марта? Почему автор назвал ее благочестивой? Героиня этого произведения — девушка, которая всем видом своим демонстрировала стремление служить богу. Она довольно часто рассуждала о том, как хочет помогать людям, а в доказательство лечила нищих и даже собиралась открыть лазарет.
Марта регулярно посещала католическую церковь и имела обыкновение убеждать окружающих в том, что никогда не выйдет замуж. Потому как обязана хранить невинность. Но позже оказалось, что благочестие девушки это не что иное, как лицемерие. Злодейкой она, конечно, не была, но и до святости ей было довольно далеко. В общем, в пьесе Тирсо де Молина речь идет о показном благочестии.
Взгляд со стороны
Есть и противоположная проблема. Человек, который начинает часто посещать церковь, раздаёт милостыню, соблюдает посты, молится дома, неизбежно подвергается строгому суду сослуживцев, домочадцев, знакомых. Особенно если часто делится впечатлениями о службах или паломничествах. Не стоит спешить сразу вешать позорное клеймо на такого человека. Мы не можем знать, что им на самом деле движет. Нужно не забывать о «презумпции невиновности». Возможно, мнимый хвастун часто рассказывает о церкви, чтобы поделиться своей радостью. Большинство верующих людей испытывают непреодолимое желание «тянуть» всех, кто попадается им на глаза, в храм. Им там хорошо. Поэтому они очень хотят, чтобы все окружающие узнали, чего добровольно лишаются. И главное — не всё, что делается на виду, творится напоказ.
Высшая добродетель — это любовь, которая может отменить внешние предписания
Благочестие может противоречить любви? Иногда ведь можно ради любви какие-то благочестивые предписания отодвинуть?
– Безусловно. Любовь – высшая добродетель. Если все прочие добродетели совершаются ради чего-то, то любовь всегда бывает даром. Любовь, являясь высшим законом, иногда может отменять внешние предписания. Ради любви старцы оставляли пост, если к ним приходили гости. Ради любви можно пожертвовать внешними церковными предписаниями, чтобы оказать любовь ближнему, когда он в ней нуждается. Высшее отменяет низшее.
Любовь, как главнейшая заповедь христианства, является безусловным приоритетом в жизни христианина. Любовь ведь нужно стяжать, это не то, что дается сразу. Это многолетний труд, связанный с научением себя жертвовать своими интересами ради тех, кого ты любишь. Жертвовать всегда трудно и мучительно. Часто мы склонны в отношении жертвы рассуждать следующим образом: я пожертвую вот настолько, и не больше. А ведь любовь не терпит этих границ, она простирается до бесконечности. Поэтому человек в своей жизни должен учиться любить, стремиться к этой добродетели. Безусловно, возможны внутренние конфликты, связанные с исполнением внешних предписаний. Но до того, пока человек не стяжал любовь, внешние предписания являются законом.
Легко казаться праведным, когда нет угроз
У нас почему-то под благочестием подразумеваются внешние атрибуты: манера поведения, стилистика речи. Но ведь фарисеи, распявшие Господа, по тем временам были образцом благочестия…
– Да, к сожалению, такое понимание присутствует в Церкви.
Благочестие как настрой, как внутреннее состояние человека иногда Промыслом Божиим подвергается тем или иным испытаниям. В жизни человека складывается такая ситуация, когда проще, безопаснее поступиться какими-то христианскими принципами, преступить заповедь. Именно в эти моменты, которые можно назвать кризисными, определяется, подлинно ли человек благочестив или это у него только наносное, внешнее. Легко казаться праведным, когда тебе ничего не угрожает. Но вот возникает ситуация, когда приходится чем-то жертвовать; именно в эти моменты проясняется, каков человек на самом деле, имеет ли он неуклонное стремление быть делателем заповедей Божиих. Без этого сказать что-то определенное о человеке затруднительно.