Николай Посадский — Краткое изложение Ветхого Завета


Бытие (Ветхий завет), краткое содержание

«Бытие» — книга, которая рассказывает о создании мира, грехопадении человека, историю допотопной цивилизации, историю потопа. Примерно в середине книги рассказ переключается на историю одной семьи: семьи Авраама. Именно потомки Авраама стали родоначальниками всего еврейского народа. Именно этот небольшой народ на протяжении столетий сохранял веру в истинного Бога, поэтому его истории уделено особое внимание. Двенадцать сыновей Иакова, Иосиф и приход евреев в Египет — вот основные моменты последних глав Бытия.

Предисловие

Ветхий Завет – это, прежде всего, история спасения Творцом падшего человеческого рода. Господу было угодно, чтобы восхождение человечества к полноте Нового Завета происходило постепенно, по мере возрастания способности людей вместить Истину. При этом, согласно премудрому Промыслу, сама ветхозаветная история, ее лица и обряды служили предызображениями (прообразованиями) новозаветных лиц и событий. И если, с одной стороны, по слову Господа нашего Иисуса Христа, Он пришел исполнить

Закон (см. Мф. 5, 17), то, с другой стороны, прежде Его пришествия необходимо было осуществиться всей полноте пророчеств и прообразований. Дабы и эта полнота свидетельствовала о Христе:
о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
(Лк. 24. 25–26).

Ветхий Завет содержит в себе 50 книг – 39 канонических и 11 условно неканонических – разных по авторской религиозной пассионарности и информационной насыщенности, по стилистике изложения и языковой палитре… Уже одно это обстоятельство осложняет уяснение недостаточно подготовленным читателем истории взаимоотношений Бога и человека в дохристианские времена. Кроме этого, некоторые книги Ветхого Завета перенасыщены подробностями бытового характера или же, наоборот, предполагают обязательное знание истории еврейского народа и народов, населяющих этот огромный древний регион. Как правило, это становится для рядового православного читателя труднопреодолимым препятствием.

Мы делаем попытку издать Краткое изложение Ветхого Завета в изречениях, которые, по возможности, обошли бы многочисленные географические и исторические подробности. Задача нашего издания – охарактеризовать суть ветхозаветных времен, передать накал ожидания Мессии. Мессии, Который, будучи Богочеловеком, претерпел крестные муки, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

(Ин. 3, 15).

Вместе с тем Ветхий Завет был и остается учебником подлинной мудрости. В судьбах древнего Израиля заключен великий урок – как для целых народов, так и для каждого отдельного человека. Но не только история богоизбранного народа или, скажем, Книга Премудрости Соломона способны назидать – мудростью напитывает человека сам дух Божественного Откровения. Надеемся, читатель обратит внимание и на это свойство собранных в нашей книге изречений.

И, наконец, главная задача Краткого изложения – подвигнуть читателя к более глубокому изучению этого великого факта нашей жизни – Ветхого Завета, о котором Сам Спаситель сказал: Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все

(Мф. 5, 18).

Исход (Ветхий Завет), краткое содержание

Книга «Исход» — вторая книга Ветхого завета. Написана она Моисеем, как и «Бытие», и начинает повествование с момента, когда жизнь потомков Иакова в Египте стала невыносимой.

«Исход» — история бегства избранного народа из Египта и поиска им своей земли. В пустыне Моисею будут даны заповеди, те самые десять заповедей, которые до сих пор учат дети в воскресных школах. Истории про расступившееся море, манну, которая сходит с неба, и про золотого тельца — все из книги «Исход».

Книг в Ветхом Завете 39, и все они очень разные. Не все из них исторические или законоположительные, как «Бытие» или «Исход». Есть и поэтические сочинения, например «Екклесиаст», есть пророческие, например «Книга пророка Исайи».

Пожалуй, самой известной и часто используемой книгой является Псалтирь (Ветхий Завет). Краткое содержание этой книги передать сложно, так как вся она состоит из стихов. Эти стихи были написаны, конечно, не на русском языке, поэтому при переводе рифмы и размер утрачены. Но все равно поэтические образы, покаянное или радостное настроение, рассуждение о воле Божией осталось.

Вообще, Ветхий Завет — книги еврейского народа. Христиане считают их пророческими, находят в тексте много указаний на то, что Христос и есть Мессия. Для них суть Ветхого Завета состоит в приведении еврейского народа к Христу, к принятию Его как Спасителя. Современные иудеи совершенно с этим не согласны. Для иудеев состав и текст этих книг несколько отличается от христианской версии.

Fendi

— итальянский модный бренд, основанный
в 1918 году
. Бренд Fendi принадлежит торговой марке LVMH (Moët Hennessy Louis Vuitton S.A). Спецификация модного дома Фенди — женская одежда и элементы интерьера (диваны и софы).

История знаменитого Дома моды Fendi началась в небольшой римской мастерской по изготовлению кожаных изделий. В 1925 году Эдуардо Фенди

(Edoardo Fendi) и
Адель Фенди
(Adele Fendi) открыли свой первый магазин по продаже фирменной продукции, которая отличалась высоким качеством и ручной отделкой. Очень быстро их изделия стали пользоваться повышенным спросом.
В 1932 году
супруги открыли первый меховой салон. Благодаря традиционно высокому качеству и элегантным фасонам, шубы Fendi стали эталоном итальянского стиля.

Пять дочерей

Эдуардо и Адель Фенди (Edoardo & Adele Fendi), после того как они отошли от бизнеса, стали продолжать их дело.
Паола Фенди
(Paola Fendi) отвечала за направление по выделке мехов,
Анна Фенди
(Anna Fendi) занималась созданием новых коллекций,
Альда Фенди (
Alda Fendi) являлась коммерческим директором,
Карла Фенди
(Carla Fendi) регулировала стратегией развития Дома моды Fendi, а
Франка Фенди
(Franca Fendi) специализировалась на связях с общественностью (PR).

В 1955 году

Паола и Анна впервые представили свою коллекцию из меха и кожи. Итальянская публика парировала единогласным признанием профессиональной состоятельности преемниц. Однако марка до тех пор, была известна в основном только в Италии и, для того чтобы она приобрела международную известность, сестры пригласили известного модельера
Карла Лагерфельда
(Karl Lagerfeld). Как показывает время — это было историческим, стратегически верным решением. О Доме моды Fendi постепенно узнали по всему миру.

Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) изменил концепцию всех коллекций Дома. Главный акцент был сделан на изделиях их меха и кожи. Некогда шикарные громоздкие шубы стали изящными и легкими, обогатившись богатой цветовой палитрой и сочетаниями различных видов меха. Дизайнер постоянно вносил различные инновационные элементы, которые выделяли продукцию Дома моды Fendi среди других. Творческий союз с семьей Фенди оказался удачным еще и потому, что Паола Фенди подготавливала огромный ассортимент необычных материалов, которые создавались на основе последних достижений индустрии. В результате, Карл мог бесконечно фантазировать, создавая различные модели, которые часто основывались на уникальных характеристиках тех или иных материалов.

Помимо всего прочего, с начала 70 годов

, Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) начал разработку женской линии одежды класса Pret-a-Porte, а также коллекции аксессуаров.
А 80 годы
ознаменовались значительным расширением направлений деятельности Дома моды Fendi. До этого продукция Дома предназначалась для обеспеченных людей старше 30 лет и, для привлечения новой целевой аудитории, потребовалось запустить молодежную линию
Fendissimo
. Практически одновременно была презентована мебельная линия
Fendi Casa.
В 1984 году

начинается выпуск линии солнечных очков, джинсов и шарфов.
В 1985
Дом моды Fendi представляет парфюмерную линию с флагманским ароматом Fendi. Спустя пять лет был выпущен новый аромат Fantasia, затем в
1996 году
— Life Essence,
в 1998 году
— Theorema,
в 2001 году
— Theorema Uomo и многие другие.

В 1990 году

Дом моды Fendi впервые, за свою 65 летнюю историю, презентует линию мужской одежды.

В 90 годах

потенциал Дома моды Fendi оценили Prada и LVMH, выкупив
в 1999 году
51% акций у владельцев. Однако, впоследствии компания Prada уступила свой пакет акций LVMH.

На данный момент Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) остается дизайнером линии женской одежды. За мужскую линию и аксессуары отвечает Сильвия Фенди (Silvia Fendi).

Дом моды Fendi постоянно расширяется и на данный момент по всему миру работают более 100 фирменных бутиков. Последний (на начало 2008 года)

был открыт в Нью-Йорке на Пятой авеню. Специалисты предрекают компании и в будущем быстрый рост и значительные прибыли. Главное, чтобы Дом моды Fendi не переставал нас радовать новыми коллекциями, которые будут рады покупать не только поклонники марки, но и новые потребители.

Интересные факты:

  • в 1962 году Карлом Лагерфельдом и пятью сестрами Фенди была создана линия Fendissime. Линия не пользовалась успехом, и на данный момент не выпускается;
  • Фенди обладают собственной коллекцией швейцарских часов;
  • Kanye West на одну из голливудских вечеринок пожаловал с выбритым на затылке логотипом Фенди;
  • в июне 2006 года руководство крупной сети гипермаркетов Wal-Mart получило обвинение в продаже подделок Фенди. Судебное дело Fendi от июне 2007 года против Wal-Mart было закрыто в июне 2007 года, в связи с тем, что группа компаний Wal-mart согласилась выплатить Фенди некую сумму в обмен на отказ от судебных разбирательств.

Источники информации:

  • Fendi (история бренда);
  • Fendi (Википедия);
  • история бренда Fendi;
  • история бренда Fendi;
  • история модных брендов — Fendi.

Реферат «Библия и ее структура. Духовный смысл Ветхого и Нового Завета.»

Содержание

Введение

  1. Происхождение Библии
  2. Структура Библии
  3. Духовный смысл Ветхого и Нового Завета

Заключение

Введение

Библия с греческого языка обозначает книга. Она является основой трех мировые религий: ислам, христианство и иудаизм.

Несмотря на то, что Библия является Священным Писанием для христианства и иудеев ее так же считают всемирной достопримечательностью.

Как известно на территории Советского Союза был распространен атеизм, поэтому распространение и изучение Библии было под запретом. Однако с середины 1980-х годов запрет был снят. На сегодняшний момент Библия является самой тиражируемой книгой в мире. Она имеет разную интерпретацию своего названия: Книга книг, книга спасения, слово Божие и др. Библия состоит из Ветхого и Нового Завета. Эти книги отличаются друг от друга: Во-первых, писались в разное время, во-вторых, писали их разные люди, с разными профессиями (Моисей, Петр, Соломон, Матвей, Павел).

Объект работы – Библия в целом

Предмет работы – содержание Библии

Цель работы: изучить структуру Библии, смысл Ветхого и Нового Завета.

В связи с данной целью можно выделить следующие задачи:

  1. Рассказать о происхождении Библии
  2. Раскрыть структуру Библии
  3. Рассмотреть духовный смысл Ветхого и Нового Завета

Данная работа может быть использована на уроках в школах и на лекциях в других образовательных учреждениях.

Работа состоит их введения, трех частей, заключения и списка литературы.

1. Происхождение Библии

Библия была дана людям самим Богом. Можно задаться вопросом – сам ли Он ее писал? Конечно же нет. Библию писали на протяжении 1600 лет, примерно 40 человек. Бог является автором книги, но писал Он ее через праведником, то есть Бог так же является и вдохновителем.

Смело может возникнуть и другой вопрос – для чего Бог дал человечеству Библию? В текстах Библии Бог раскрывает нам «правила» достойной и праведной жизни, те каноны, которые помогут человеку вести правильную и мирскую жизнь. Вот как Он сам говорит об этом: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам заповедую»1

Создатель внимательно смотрел за тем, что бы Его мысль была в точности изложена в Книге. Ученые выяснили, что при изучении Ветхого Завета Бог делит историю мира на три периода.

I
период: Адам – Моисей.
В данном отрывке времени мы видим как Бог передает свои послания: сначала этой возможности удостоился Адам, кстати именно здесь Бог впервые начал появляться людям. В дальнейшем Адам передает Знание своим потомкам. Нам известны немногие: Енох, Мафусал, Ной, Авраам и Моисей. События, которые происходили с данными праповедниками упоминаются в книгах Ветхого Завета и всей Библии.

II
период: поколения во всей жизни Моисея.
Данные события начинаются в книге «Исход». Здесь идет описание деяний Моисея с повеления Бога, трактовка Его законов, и представление написанного народу.

III
период: Иисус Навин – Малахия.
В этом периоде Бог призывает всех его праведников записывать за Ним все Его слова – законы. В них говорилось о том, что каждый должен помогать друг другу, вне зависимости от происхождения. Бог заботился о том, чтобы Книга его дошла до следующих поколений и дальше, уча человечество добру и истине.

Рассматривая данный вопрос можно увидеть, что Бог не силой заставлял записывать Его слова, а через откровения и с помощью Святого Духа, и могли удостоиться такой чести лишь святые люди – праведники.

Зааемся вопросом: в чем разница православной веры от протестантской?

Протестанты считают, собственно ежели человек принимает Иисуса Христа Всевышним и Спасателем, то он тот час делается спасенным и святым, и практически никаких особых дел делать не надо чтобы достичь желаемого результата . А православные христиане, прямо за апостолом Иаковом считают, что: « вера, если не имеет дел, мертва сама по себе»1. А Сам Христос ответил : « Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»2.

Отсюда следует, что если читывать мнение православных христиан,если ты хочешь доказать свою веру Господу, то нужно соблюдать все те заповеди, которые выражают Его волю.

Еще одной отличительной особенностью протостантов является то, что у них отсутствует монашестро и монастыри. В нашей православной церкви монахи есть, и они упорно работают над тем, чтобы выполнить все заповеди Христа.

По мимо этого монахи дают три обета: безбрачия, нестяжания, послушание духовному руководитель (как и делал апостол Павел). Такой путь монаха является более духовным и праведным, чем путь обычного мирянина.

    1. Структура Библии

Библия довольно сложная по структуре Книга. Она состоят из самостоятельных книг. Но в основном ее можно разделить на Ветхий и Новый Завет.

Ветхий Завет.

Ветхий Завет – это часть Библии, в которой описываются события от сотворения мира и до Рождения Иисуса Христа(XIII – I век до Рождества Христова). В данной части описываются события жизни еврейского народа. Отсюда можно сделать вывод — то часть Библии является общей для христианства и иудаизма.

Первоначально слово «завет»

пошло от Моисея, когда Господь дал ему 10 заповедей, высеченных на скрижалях. Люди должны были соблюдать эти правила, а Господь давал им любовь и милость – тем самым был заключен между людьми и Богом завет (договор).

Структура:

  1. Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие – Моисей
  2. Книги Пророков
  3. «Писания»

Все события данной книги могут показаться жестокими. Большие количества жертвоприношений, братоубийств, грех – и это еще не все…

Человечество само отказалось от жизни в раю, лишая себя вечной жизни, прибавляя болезни. Но Господь не отвернулся от них. Он посылает им праведников в лице Моисея, а вместе с ним заповеди, по которым люди должны жить. А после него на землю приходит Спаситель, который в конце своей жизни избавляет всех праведников от ада и забирает людские грехи.1

«Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог » – так начинает нам свое повествование Ветхий Завет.

Новый Завет

Новый Завет состоит из 4 блоков. Первый блок включает собрание Евангелие от разных апостолов, которые повествуют нам о пришествии Сына Божьего на землю. Вторым блоком следуют Послания Апостолов. Третий блок — Послания Апостола Павла. Ну и 4 блок – это откровения Иоанна Богослова.

Рожден Иисух Христос был бедняком, но несмотря на это исцелял людей, даровал им веру во Всевышнего. Однако люди не оценили этого и распяли Его на кресте, назвав Его Царем Иудейским. Главная особенность Нового Завета заключается в том, что невзирая на то, что люди так жестоко поступили с Иисусом Христом, Он простил им их грехи. Христос явился на землю, что бы спасти человечество от греха, восстановить связь людей с Богом.

Структура.

Новый Завет начинается с четырех Евангелий (Матфей, Марк, Лука, Иоанн). Слово «евангелие» означает благая весть. Этой благой вестью и явился Иисус Христос. Его пришествие дало человечеству новую надежду на праведную жизнь, на то, что за свои грехи, которые человек совершил в течении жизни можно, можно попросить у Бога прощение через молотвы и исповедь

Следующим из блоков Нового Завета следуют Послания Апостолов. Этими апостолами были Иаков, Петр, Иоанн и Иуда. В своих посланиях апостолы обращаются к людям, рассказывая им как нужно праведно жить, как их учит Иисус.

Третьей составляющей Нового Завета является Послание Апостола Павла.

Его послания делят на 4 категории:

1. Послания которые писались в период благовестнических путешествий: 1-е и 2-е Фессалоникийцам, Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам и Галатам.

2. Послания которые писались в период его заключения в тюрьме: Ефесянам, Филигшийцам, Колоссянам и Филимону.

3. Пастырские послания: 1-е и 2-е Тимофею и Послание Титу.

4. Послание к Евреям.

Самая последняя книга Нового Завета – Откровение. Ее писал Иоанн Богослов. Также эту книгу зачастую называют книга Апокалипсиса. Здесь Иоанн записал свою беседу с Богом о будущем человечества, о его дальнейшей судьбе и от того как ты будешь жить зависит твоя судьба после смерти.

    1. Духовный смысл Ветхого и Нового Завета

В истории Ветхого Завета были заключены жизни и истории людей с последующими их падениями и выбором Богом избранных лиц для дальнейшего их спасения. В данном случае под падением понимается утрата людей веры в Бога, совершение греха, а под спасением я подразумеваю их спасение от Божьего гнева (к примеру Ной). Бог аровал спасение тем людям, которые жили в согласии с Его заветами.

Таких падений в Ветхом Завете было предостаточно: утрата рая, убийство Авеля Каином. Это только начало. После смерти Авеля люди пытаются забыть Бога, заменить Его в ковке металлов или в праздностве. Однако и здесь играет роль одна важная вещь – люди не смогли жить в согласии с Богом. Происходит потоп, и опять есть избранный – Ной. И Ной становится продолжителем людского рода. Но и тут тоже не прошло все гладко – люди решили построить Вавилонскую башню, дабы захватить небо. Наказание – разноязычие и хаос наций. На это раз Бог выбирает в числе избранных не одного человека, а целый народ – евреев(потомки Сима).

Самой серьезной картиной, на мой взгляд, является сцена Авраама и Исаака. Авраам был готов убить своего сына по повелеванию Бога. А почему? Да потому что Бог искал ответ – готов ли Он дать своего Сына, если человечество отдаст своего.

Таким образом, суть Ветхого Завета это размышления Бога – готово или не готово человечество принять Христа.

Новый Завет.

Смысл Нового завета заключается в том, что человечество не способно при помощи законом Божьих изменить себя. Оно порочно. Иисус Христос после смерти забрал людские грехи на себя, дав им стимул для рпавеной жизни, для жизни без пороков.

Его пример должен был научить, что путь к Богу тернист и опасен. Что нужно следовать Его учению до конца, не отрекаясь от Него (что и сделал Иисус Христос). Конешно же этот путь не всегда будет таким трудным. Но если на пути человека они встречаются, значит их послал Бог, дабы испытать веру в Него.

Заключение

Подводя итоги данной работы можно отметить следующее: Ветхий Завет – это подготовка к пришествию Миссии. Бог испытывал людей, проверял достойны ли люди, чтобы к ним пришел Спаситель. И Он пришел. Однако был убит. Но Его смерть не означала конец всего. Она наоборот открыла людям глаза на многие вещи: на милосердие, на добродетель, на тот путь, по которому ты должен следовать для того, чтобы достичь Царства Небесного. А самое главное на то, что несмотря на все трудности, испытания человек должен верить в Бога, ведь Бог посылает нам испытания, потомы что знает, что мы с ними справимся… Это и есть испытание верой.

На сегодняшний день мы ожидаем Второе Пришествие Христа. Однако далеко не все люди видят в этом нечно новое. Мы все чаще обращаемся к Богу, только когда нам что-то надо, и не благодарим, когда получили. В человечестве все больше и больше сеется зло, корысть, зависть. А это как мы помним пороки человечества. И от того как глубоко застрянет это все в нас и зависит итог Второго Пришествия Христа.

Но будем оптимистами, я надеюсь, что человечество все же отвернется от пороков. Ведь проявлять свою любовь можно не только через молитвы, а через помощь. Этому нас и учил Иисус Христос – милосердию.

Задачи работы выполнены в полном объеме, задача была достигнута.

(Второзаконие 4,2)

(Иак. 2, 17)

(Мф. 7, 21)

[Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/157212/zavet—eto-chto-znachit-istoriya-vethogo-zaveta (дата обращения: 03.04.2017)

Время и язык написания

Ветхий Завет (его еще называют Писанием) создан в дохристианскую эпоху: XIII-I вв. до н.э. Он написан на древнееврейском языке, частично — на арамейском. Эта книга почитается как Священное Писание христианами и иудеями (у них она называется Танах и отличается от редакций христианского Ветхого Завета).

Новый Завет был написан в начале нашей эры — начиная с сер. I в. — на древнегреческом языке (а точнее койне: варианте греческого языка, сформировавшемся в эллинистическую эпоху в Восточном Средиземноморье и ставшем языком межнационального общения). Новый Завет является священной книгой христиан.

Чаша двух Заветов

Прихожане православных храмов в большинстве своем знают, что Евангелие читать необходимо, и что делать это нужно постоянно, лучше всего — каждый день. Но что касается Ветхого Завета — священники нередко слышат от прихожан недоуменные вопросы: «А это что, тоже обязательно?».
О связи двух Заветов, об их глубинном единстве и о разнице между ними рассказывает постоянный автор нашего журнала диакон Владимир Василик.

Что для нас значит Ветхий Завет? Слово «завет» (по-еврейски «берит») означало «договор». Но у словосочетания Ветхий Завет два значения. Во-первых, это именно договор, конкретно — договор Бога с людьми. Первоначально — личные договоры с древними патриархами и праведниками — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Бог требовал от них веры, преданности только Ему и послушания Его повелениям. За это Он даровал им спасение (как, например, Ною с его семьей) и благословение (как, например, Аврааму). Это — личное водительство Бога, заключавшееся в Его заповеданиях, которые передавались и сохранялись устно. Знаком завета являлось обрезание.

Затем — это завет или договор, заключенный через Моисея на Синае уже с целым народом израильским. Он состоял в том, что Бог будет единственным Богом Израиля, а Израиль — Его народом. Этот договор носит развернутую форму и письменно зафиксирован в Пятикнижии (первые пять книг Ветхого Завета — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Бытие, однако, отражает события до завета Моисея). Цель Завета — выделить израильский народ из среды человечества и сделать его избранным, чтобы в нем могли сохраниться семена истинной веры и потом распространиться на все человечество. Господь-Сущий (Иегова, или Яхве) становится невидимым, духовным царем израильского народа, получающего таким образом особую форму правления — теократию, или богоправление. Закон подразумевал особый образ жизни, особую, «чистую», так называемую кошерную, пищу, детально предписывал ритуал жертвоприношений и священнодействий.

Второе значение словосочетания «Ветхий Завет» — собрание священных книг, первая, дохристианская часть Библии. Существует два канона Ветхого Завета — протестантский, основанный на иудейском, и православный, базирующийся на Александрийском. В первый включены Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические книги — Книга Иисуса Навина, четыре Книги Царств, две Книги Паралипоменон (жреческих хроник), две Книги Ездры, Книга Есфири, учительные книги — Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь песней, Книга Иова; великие пророки — Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Иона, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Аггей, Софония, Захария, Малахия. Православный, или Александрийский, канон добавляет к ним также книги, дошедшие до нас только на греческом языке: три Книги Маккавеев, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Юдифи, Книгу Иисуса, сына Сирахова. Каково значение этих книг, как они соотносятся с Новым Заветом?

Сразу заметим, что Новый Завет нельзя глубоко и правильно прочесть без хотя бы поверхностного знания Ветхого Завета. Как замечательно сказал блаженный Августин, «Ветхий Завет сокрыт в Новом. Новый непонятен без Ветхого». Только на Книгу Второзакония в Новом Завете — 82 ссылки. Немало обращений и к Книге пророка Исаии. Постоянный рефрен Евангелия от Матфея — да сбудется Писание, например при рассказе о Рождестве Христовом: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 22–23). Этот пророк — Исаия, предвидевший рождение Христа от Девы (см.: Ис. 7, 14). Как говорит святой мученик Иустин Философ, «были некогда люди, блаженные и праведные, угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказывали будущее, которое сбывается ныне. Их называют пророками. Они одни знали и возвестили людям истину… говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют и ныне, и кто читает их с верою, получает много вразумления о начале и конце вещей. Сами события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждены принимать их свидетельство. Также ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего и возвещали о Посланном от Него Христе Сыне Его; чего не делали лжепророки» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем).

Книги Нового Завета исполнены радости оттого, что сбываются древние пророчества, которые предвосхищают все чудеса и деяния Господа нашего Иисуса Христа — от Рождества до Пятидесятницы, которая также является исполнением того, о чем предрек пророк Иоиль: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил 2, 28–32).

Понимание Нового Завета немыслимо без ветхозаветных книг, а равно и наша церковная жизнь. Особенно без Псалтири, в которой, по выражению блаженного Августина, поют, плачут и радуются Сам Господь Иисус Христос и Его Церковь. Псалтирь мы постоянно слышим за богослужением: это и кафизмы на вечерне и утрене, и псалмы часов. Другие книги Ветхого Завета читаются на вечерне в указанные дни; эти чтения называются паремиями. Особенно торжественно их чтение в сочельник Рождества, Крещения и Великую Субботу, когда их число может достигать 15.

Но как быть с Ветхим Заветом как с Законом?

Нередко православный христианин колеблется между двумя максимами: се, творю все новое (Откр. 21, 5) и Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). И более того, Спаситель говорит: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Но каким образом Христос исполняет Закон? Путем его углубления и одухотворения. Если Закон запрещал убивать, то Христос повелевает не гневаться: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 21–22). Если восьмая заповедь повелевает не прелюбодействовать, то Христос говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Иными словами, если Закон запрещал лишь внешние греховные действия, то Спаситель идет внутрь и отсекает душевные, психологические корни греха. Отметим, однако, что, говоря о Законе в Нагорной проповеди, Спаситель имеет в виду прежде всего Десять заповедей и ни слова не говорит об обрядовых, или юридических, предписаниях. Следует упомянуть, что еще в Ветхом Завете существовала пророческая традиция, согласно которой на Синае был дан нравственный закон, а не обрядовый. Она присутствует, в частности, у святого пророка Иеремии: ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7, 22–23).

Многое дано было Израилю Моисеем по жестокосердию израильтян, а не по благости Божией, поэтому изначальную заповедь надо предпочитать последующей. Когда фарисеи говорят Христу, что Моисей разрешил им разводиться, то получают жесткую отповедь: Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 8–9).

Приведем другой пример: ветхозаветный закон запрещал брать проценты со своего соплеменника, но разрешал брать их с язычника. В Новом Завете, а затем и в церковном праве лихоимство запрещается вообще.

Итак, Христос дарует более глубокий и совершенный нравственный закон, основанный на благодати и любви.

Возникает вопрос: как относиться к ритуальным постановлениям Закона — о чистой и нечистой пище, о жертвах и т. д.? Они отменены Христом. Апостол Павел в Послании к Евреям разъясняет, что ветхозаветные жертвы были несовершенны и не могли очистить совесть. Они имели значение прообраза лучшей и совершенной жертвы Христовой, которую Он принес Своею кровию. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр. 9, 9–14).

Вопрос: надлежит ли соблюдать христианину постановления, связанные с чистой, или кошерной, пищей? Ответ очевиден: нет. Об этом говорит видение апостолу Петру: На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 9–15). Единственный пищевой запрет в рамках Апостольского собора 51 года — воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян. 15, 29).

Отпадает нужда и в обрезании, коль скоро во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2, 11–12).

Особая ситуация с субботой. Церковь отменила заповедь о субботнем покое, памятуя слова Христа: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). В то же время Православие сохраняет уважение к субботнему дню, он изымается из поста, даже в Великий пост в субботу совершается Литургия. Особенно почитается Великая Суббота. Сия есть суббота преблагословенная, в нейже от дел почил Единородный Сын Божий смотрением еже на смерть (стихира на Хвалитех Великой Субботы на И ныне).

Отношение к Ветхому Завету и Закону в Церкви подобно выбору мудрого книжника, который из сокровищницы своей выносит старое и новое и выбирает то, что полезно для спасения и жизни вечной. Оба Завета неразрывно связаны. Как говорит святитель Амвросий Медиоланский, «чаша премудрости в ваших руках. Это чаша двойная — Ветхий и Новый Заветы. Пейте их, потому что в обеих пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он — источник жизни».

Журнал «Православие и современность» № 28 (44)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]