Библия – это сокровищница, богатая и глубокая! Среди всех книг эта Книга с большой буквы. Ее литературные формы включают в себя поэзию, прозу, закон, письма, биографии, псалмы, истории и пророчества. Ее написали цари, крестьяне, законники, рыбаки, врач и сборщик налогов.
Области, в которых жили ее авторы, охватывают весь известный в то время мир от Вавилона до Италии. Ее части отличаются друг от друга литературным стилем, происхождением автора, местом и временем написания. Однако тема ее неизменна.
Библия – это само Слово Божье, выдохнутое (2 Тим. 3:16) за период в 1600 лет – начиная с Моисея, Божьего величайшего пророка, и заканчивая Апостолом Иоанном (96 г. по Р.Х.). Она была подтверждена 300 лет спустя (в 397 г. по Р.Х.) на Соборе, который прошел в Карфагене в Северной Африке.
Библия, будучи откровением о Боге, чрезвычайно глубока. На поверхности в ней простые доктрины, но в глубинах скрыты глубокие и важные истины. Доктрины Библии узнать легко, но чтобы осознать более глубокие истины, раскрытые в Библии, требуется больше благодати. Например, в Ин. 1:29 сказано, что Господь Иисус умер на кресте, как Агнец Божий, чтобы понести наши грехи для нашего искупления. Это знают все настоящие христиане. Однако в том же Евангелии глава 12 ст. 24 раскрывается, что Господь умер еще и как пшеничное зерно, упав на землю, чтобы высвободить свою жизнь, умножиться и стать многими зернами для образования Его Тела (1 Кор. 10:17), то есть Церкви (Эф. 1:23). Возможно, мы не видели раньше этих глубин Божьих (1 Кор. 2:10).
Вся Библия – это Книга Жизни, и этой Жизнью является не кто иной, как Божественная и Живая Личность, сам Христос Иисус, Который и есть наша доля (1 Кор. 1:9; Кол. 1:12). Библия – это откровение о Христе, как жизни. Когда мы обращаемся к Библии, мы всегда должны осознавать, что мы собираемся коснуться Христа, как нашей жизни.
Мы не должны обращаться к Библии, не обращаясь к Господу. Когда мы открываем Библию, мы должны говорить: «Господь Иисус, Ты должен быть здесь. Это – не просто книга, это – Твое откровение. Я не хочу услышать что-то из этой Книги, не услышав Тебя. Я не хочу читать эту Книгу, не видя Тебя. Я хочу видеть Твое Лицо. На этих страницах я хочу увидеть, какой Ты. О, Господь Иисус, наполни Свое Слово светом и помажь каждую строку, чтобы я мог коснуться Тебя». Нам нужен такой дух, чтобы обращаться к этому живому Слову.
Когда мы приходим к Божественному Слову, в этом участвует почти все наше существо. Мы должны приходить с сердцем, которое ищет Бога, с ясным, трезвым разумом и с открытым духом. Если мы открываем свой дух Богу и Его Слову, то между строк мы можем коснуться Самого Бога. Мы не просто читаем глазами, понимаем разумом и ищем сердцем, но также касаемся Бога в духе. Если мы задействуем таким образом все наше существо, мы не только получаем откровение – в наш дух будет передаваться Божественный элемент, раскрываемый и преподносимый Его Словом. В Эф. 6:17-18 говорится, что нам нужно принять «Слово Божье …посредством всякой молитвы и прошения, молясь во всякое время в духе». Мы должны принять слово Библии не только чтением и изучением, но и «посредством всякой молитвы». Мы должны читать и изучать Библию молитвенно, то есть мы должны, упражняя свой дух, соприкасаться с Господом посредством молитвы с чтением Божественного Слова.
Чтобы понимать Библию, требуется духовная зрелость жизни. Понимание Библии прямо пропорционально зрелости жизни. Когда наша духовная мера жизни вырастет до определенной степени, тогда и наше понимание Библии достигнет такого же уровня. Мы не можем понять определенные места в Библии при нашей нынешней духовной мере жизни, но когда мы вырастем до определенной степени, наши глаза откроются. Поэтому, когда мы читаем Библию, не следует беспокоиться из-за тех мест, которые нам не понятны. Мы должны просто брать те места, которые нам понятны и превращать их в молитву или заучивать их. По мере нашего роста мы будем понимать все больше и больше.
Библия – это Божественное откровение. Она раскрывает нам не только Бога, но и Божий замысел. Если мы хотим увидеть Божий замысел, мы должны прийти к Божественной Книге, к Святой Библии. Центром Божьего вечного замысла является человек. Согласно Библии и научным данным человек является центром вселенной. Вселенная состоит из небес, земли и миллионов различных вещей, сотворенных Богом, включая солнце, то есть центр нашей солнечной системы, но центром вселенной является человек. Если бы на земле не было человеческой жизни, во вселенной не было бы смысла.
Библия говорит в Бытии 1, что Бог сначала сотворил небеса, а затем землю. Потом Он начал творить то, что относится к низшей бессознательной форме жизни – к растительной жизни. Вслед за этим Бог сотворил животных, потому что животная жизнь – это более высокая жизнь, обладающая сознанием. В конце Бог сотворил человеческую жизнь, как самую высокую жизнь из всего сотворенного.
ЧЕЛОВЕК – ВЫРАЖЕНИЕ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬ БОГА.
Человек – центр и смысл вселенной, потому что Бог полностью доверил Свой замысел человеку. Бог не положился ни на какое другое из миллионов творений. После того, как Он сотворил небеса и землю, Бог устроил Себе Самом совещание между тремя Личностями Божества: Отцом, Сыном и Духом. В Бытии 1:26 говорится: «И сказал Бог: Сотворим…». Обратите внимание на слово «Сотворим», употребленное во множественном числе. Есть только один Бог, но Бог сказал «Сотворим». Отсюда видно, что в Божестве происходило совещание. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». На этом совещании Божества было принято решение сотворить человека по Его образу и по Его подобию.
Вторая половина в Бытии 1:26 гласит: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле». Здесь показано, что на совещании Божества было принято решение не только сотворить человека по Божьему образу, но и дать человеку Божественную власть, владычество над всеми живыми существами. Кроме того Бог дал человеку власть править землей и даже покорять, завоевывать землю (Быт. 1:28).
ХРИСТОС КАК НАША ЖИЗНЬ И ЖИЗНЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ.
В Быт. 1 мы видим человека, имеющего Божий образ и Божье владычество. Затем в Быт. 2 мы видим дерево жизни (ст. 9). Читая Библию, мы узнаем, что дерево жизни – это символ Христа. Христос – это дерево жизни. В Ин. 1:4 говорится: «В Нем (Христе) была жизнь», а в Ин. 10:10 Христос говорит: «Я пришел, чтобы они имели жизнь, и имели в избытке». В Ин. 14:6 Иисус сказал: «Я есть жизнь». В Ин. 15 Он сказал, что Он – виноградная лоза. Христос – это дерево и жизнь. Следовательно, Христос – это дерево жизни.
Таким образом, помимо этих двух слов «образ» и «владычество» есть еще одно важное слово – «жизнь». Для любого дела нужна соответствующая жизнь. Если мы хотим выражать Бога и применять Божью власть, нам нужна жизнь, которая могла бы это делать. Человеческая жизнь не подходит ни для того, чтобы выражать Бога, ни для того, чтобы применять Божью власть. Зато человеческая жизнь подходит, чтобы принять другую жизнь, способную выражать Бога и представлять Бога. Все животные виды жизни, такие, как собачья жизнь, кошачья жизнь или птичья жизнь не подходят для принятия другой жизни. Бог сотворил их иначе. Но нас Бог сотворил так, что мы можем принять другую жизнь. Этой жизнью является вечная жизнь Самого Бога, то есть Христос.
Бог сотворил нас так, что у нас есть человеческий дух (Иов 32:8; 1 Фес. 5:23) – принимающий орган, который позволяет нам принять в себя Самого Бога, как нашу собственную жизнь (Ин. 1:12; Кол. 3:4). Человеческая жизнь подходит только для того, чтобы принять более способную жизнь, а именно – вечную жизнь (1 Ин. 1:2). В 1 Ин. 5:12 говорится, что тот, кто имеет Сына, имеет жизнь, а тот, кто не имеет Сына Божьего, не имеет жизни. Это единственная в своем роде жизнь, которая обозначает дерево жизни. В конечном итоге Христос пришел и представил Себя своим ученикам, как жизнь. Христос – это не только наша жизнь, но и то, что поддерживает жизнь.
В сфере человеческой жизни есть многое, чего мы не можем, но все мы можем дышать, пить и есть. Мы можем вдыхать Христа (Ин. 20:22), пить Христа (Ин. 4:14; 7:37) и принимать Христа, как нашу пищу (Ин. 6:35, , ). Христос – это воздух, дыхание; Христос – это вода, питье; и Христос – это хлеб и пища. Намерение Бога совершенно не в том, чтобы выражали Его сами по себе или делали для Него что-то сами по себе. Намерение Бога в том, чтобы мы выражали Его и делали что-то для Него благодаря тому, что мы принимаем Христа, как нашу жизнь (Кол. 3:4; Ин. 6:57; 14:19). Таким образом, без Христа все становится пустым. Без Христа все суетно. Человек – это смысл вселенной, а Христос – это смысл человеческой жизни. Без Христа человек лишен содержания и действительности. Человек, как пустой сосуд, нуждается в Христе, как содержимом. Вот почему нам нужно открыться Христу и принять Его, как нашу жизнь. Кроме того нам нужно понять, что сегодня Христос – это животворящий Дух (1 Кор. 15:45). Он – живой Дух, Который все время с нами. Он насущный, действенный, доступный и мгновенный Дух. Просто наслаждайтесь Им. Он – ваша жизнь, и ваше содержимое.
Библия в Рунете. (Краткий аналитический обзор)
Священное Писание — основа основ для любого христианина. Кроме того, Библия — это закрытый корпус текстов (хоть и точный его состав не вполне одинаков в разных деноминациях), который существует во множестве электронных вариантов, в том числе и с комментариями, и с дополнительными справочными материалами. Все это делает размещение в сети библейских текстов относительно простым и удобным. Поэтому, как нетрудно ожидать, христианские ресурсы в интернете уделяют ему огромное внимание. Русскоязычный сектор интернета (рунет) следует в этом отношении общей тенденции.
Здесь мы рассмотрим, какие уже существуют в рунете библейские ресурсы, как они могут быть использованы, чего в рунете пока не хватает. Сайты будут распределены по условным категориям. Хотя редко какой ресурс выполняет одну-единственную задачу, но у него можно обычно определить основную функцию или роль (грубо говоря, для чего стоит ходить на этот сайт). Вот по этой основной функции и проведена наша классификация.
Описать абсолютно все русскоязычные сайты, на которых так или иначе представлена Библия, просто невозможно. Цель этого обзора — дать представление обо всех основных ресурсах: самостоятельных, оригинальных, посещаемых. Кроме того, в этом обзоре я сознательно не касаюсь сайтов сугубо иудейских, даже если они и представляют определенный интерес (например, комментарии и переводы https://www.geula.co.ua/shop/tora-tanah-proroki-pisaniya.html), и тем более мусульманских (вроде https://members.tripod.com/abdullah.abdulvahab/Articles/quest_2.htm), потому что предназначены они для другой аудитории, к которой этот обзор вовсе не обращен. Здесь я ограничиваюсь христианскими или относительно нейтральными ресурсами, кроме тех, которые носят слишком общий характер (например, https://ru.wikipedia.org).
В конце обзора будут приведены некоторые выводы о том, как представлена Библия в рунете и каковы наиболее перспективные и востребованные направления для дальнейшего развития.
Сайты для чтения Библии
1. Безусловным лидером библейского рунета можно считать сайт
Библия-центр (https://www.bible-center.ru). Кстати, он не ограничивается русской версией — его можно читать по-английски и даже по-французски, хотя не очень понятно, зачем — английских ресурсов, посвященных Библии, существует уже огромное количество, да и французская аудитория явно отличается от русской по своим интересам и ожиданиям.
Основа сайта — ежедневно обновляющиеся отрывки Библии по пяти циклам чтения: православный и католический лекционарии, а также три круга чтения «Общества друзей Священного Писания». К этим отрывкам прилагаются краткие размышления или проповеди, причем всегда анонимные. Читатели могут отправить в редакцию сайта свои собственные размышления, и они могут быть опубликованы, возможно, в отредактированном виде, на усмотрение редакции. Следует отметить, что это единственный сайт, который предлагает такую возможность обратной связи.
На сайте существует достаточно простой, но удобный и функциональный поисковик по библейскому тексту в трех русских переводах (Синодальный и два новозаветных, Кассиановский и «Радостная Весть») и избранных версиях на других языках. Существует и очень небольшая библиотека, составленная из очень разных книг и статей, видимо, по личным вкусам редакции сайта (никакой определенной системы обнаружить в ней не удается). Также на сайте есть примерно полторы сотни вопросов и ответов по библейскому тексту.
Контент сайта, судя по всему, достаточно давно сформировался и пополняется крайне редко, происходит его автоматическая ежедневная ротация. Новости заявлены, но фактически отсутствуют. Последняя новость сайта — анонс конференции 2009-го года, предшествующая — анонс аналогичной конференции 2006-го года, никаких других новостей за эти три года нет (хотя те же самые конференции проходят ежегодно).
Сайтом очень удобно пользоваться тем, кто хочет регулярно и по определенной системе читать Библию и размышлять над ней. Вполне подойдет сайт и для поиска слов и выражений в русском или других современных переводах Библии.
2. Библия онлайн (https://jesuschrist.ru/bible) содержит текст Синодального перевода, поисковик (такой же, как на Библия-центр), возможность скачать некоторые бесплатные программы (например, «Цитата из Библии»), чтобы читать Библию без подключения к интернету.
3. Библия (https://www.rusbible.ru) — простой сайт с Синодальным переводом и очень простым поисковиком.
4. Супер Книга — Навигатор (https://superbook.org/index_ru.htm) — навигатор, который выводит в режиме онлайн различные русские переводы и справочные материалы. Дизайн минималистский, в функциях программы и в характеристике материалов пользователю предлагается разобраться самостоятельно. На сегодняшний день движок сайта безнадежно устарел, но это один из немногих примеров попытки создания настраиваемого пользовательского интерфейса (а не просто статичной страницы с одной главой одной книги Писания).
5. Безымянный и совершенно лишенный дизайна сайт по адресу https://www.romkor.ru — еще один пример совершенно примитивного, но до сих пор уникального для рунета движка. Он предлагает удобный инструмент для работы с номерами Стронга (они позволяют читателю, не владеющему языками оригинала, посмотреть, какие именно слова оригинала соответствуют тому или иному русскому слову Синодального перевода). Также на сайте есть лексикон и довольно функциональный поисковик, оба ориентированы на работу с номерами Стронга.
6. Библейские проекты (https://www.bible.in.ua) — вполне оригинальный сайт, предлагающий собственный греческо-русский подстрочник Библии (в т.ч. и для Ветхого Завета используется именно греческий текст) в формате PDF. На этом же сайте можно скачать различные версии этого подстрочника (WAP, Java, модули к программе «Цитаты из Библии», см. выше пункт 2, некоторые другие программы (например, Коран с симфонией или программу для проверки своего знания Библии)) и ряд заметок составителя сайта А. Винокурова.
7. Библия, иллюстрированная иконами (https://biblia.okis.ru) — название сайта говорит само за себя. На нем можно скачать (но не читать он-лайн) красиво оформленные библейские тексты на церковнославянском с иконами в качестве иллюстраций. Есть галерея икон, жития святых и другие материалы. Явный недостаток сайта — необходимость скачивать материалы для того, чтобы их прочитать.
Библиотеки справочных и научных материалов
1. Библиотека Руслана Хазарзара (https://barnascha.narod.ru/books) — пожалуй, самое яркое, богатое и вместе с тем необычное в рунете собрание книг по библеистике и смежным дисциплинам. В ней собрано и грамотно классифицировано немалое количество оригинальных текстов от сказания о Гильгамеше до Корана (они снабжены вступлениями и порой комментариями, приводятся на языке оригинала или в русском переводе, т.е. любая публикация выполнена очень качественно). Кроме того, в библиотеке присутствует немало научных и критических работ по библеистике, включая труды самого Р. Хазарзара (обсуждать мы их сейчас не будем, скажем только, что взгляды его довольно оригинальны и с традиционным христианством не вполне совпадают). Сайт сделан просто, но удобно и функционально.
2. Сайт кафедры библеистики МДА (https://www.bible-mda.ru) разумеется, посвящен прежде всего жизни кафедры. Вместе с тем, на сайте собрана внушительная и вполне оригинальная библиотека, куда вошли почти исключительно труды дореволюционных российских библеистов (это большая ее часть) и нынешних сотрудников кафедры. Библиотека удобно организована и грамотно структурирована. Также на сайте можно найти ссылки на другие ресурсы, обзор библейских программ и ссылки на них.
3. Русская Библiя (https://biblia.russportal.ru) — сайт, содержащий Синодальный перевод, большое количество материалов по истории его создания, других старых переводов, Лопухинскую Толковую Библию и т.д. Особенность этого сайта в том, что абсолютно все тексты набраны в дореволюционной орфографии. Структура сайта логична, навигация удобна.
4. Синай (https://www.sinai.spb.ru) — персональный сайт свящ. Д. Юревича, где размещена, помимо его собственных работ, коллекция разных материалов по библеистике. Сайт кафедры библеистики МДА (см. выше), появившийся позднее по времени, по сути, перенял эстафету этого личного сайта, и теперь он уже не обновляется.
5. Пчела. Сайт православной экзегетики (https://www.beebible.narod.ru) — небольшое собрание разного рода экзегетических материалов на русском и иностранных языках, подготовленных под руководством прот. Г. Фаста. Дизайн любительский.
6. Библия и христианство (https://www.magister.msk.ru/library/bible/bible.htm) — выполненная в минималистском стиле небольшая библиотека, включающая разные библейские переводы и другие материалы.
7. Богословие и жизнь (https://theologian.msk.ru) — личный сайт А. Комелева с его собственными и некоторыми другими заметками, не претендующими на большую глубину и основательность, но порой любопытными.
8. Библиотека издательства «Библеист» (https://www.bibleist.ru/biblio.php) — довольно большое, но разнородное собрание книг и статей по Библии, которые обладают разной ценностью. Там же можно заказать книги, выпущенные самим издательством.
9. Biblical studies. Русские страницы (https://www.biblicalstudies.ru) — библиотека среднего размера по библеистике и другим дисциплинам, явно составленная без какого-либо определенного принципа. Среди статей преобладают англоязычные.
10. Колледж «Наследие» (https://www.nasledie-college.narod.ru/read.htm) публикует доклады, сделанные на Библейских чтениях памяти о. А. Меня. Остальные материалы сайта посвящены непосредственно колледжу. Материалов на сайте немного, но они оригинальны и качество публикаций (в основном в формате PDF) высокое.
11. Сайт Азбука веры предлагает небольшую, но весьма качественную и хорошо структурированную подборку исагогических и апологетических текстов о Библии (https://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/index.shtml), равно как и сам текст Библии. В основном эти материалы можно найти и на других сайтах. Навигация удобная.
12. Портал Предание (https://www.predanie.ru/mp3) предлагает аудиозаписи русского текста Библии в Синодальном и некоторых других переводах.
13. Журнал «Фома» (https://www.foma.ru/articles/foma/cerkov_hristova/mir_biblii) предлагает электронный архив некоторых своих публикаций на библейские темы, но в него вошли далеко не все опубликованные в бумажной версии статьи. Там же можно найти подкасты (аудиозаписи) той же направленности, но их крайне мало (https://www.foma.ru/podcasts/mir_biblii).
14. Библиотека Дмитрия Добыкина (https://www.sravnika.narod.ru) — небольшое и не слишком удобно организованное собрание текстов (в основном, из России XIX в.) на библейские и околобиблейские темы.
15. Библиотека Якова Кротова (https://www.krotov.info) предлагает, среди прочего, интересные материалы по библеистике. Сами файлы часто представляют собой необработанные сканы книжных страниц, но зато в библиотеке есть прекрасный каталог с разными указателями и система перекрестных ссылок, которые позволяют легко и быстро найти всё, что интересует читателя. Это самая удобная и логичная система представления книг и статей из всех, какие упомянуты в данном обзоре. К сожалению, библиотека пополняется довольно редко и отражает, прежде всего, интересы своего составителя, поэтому трудно рассчитывать на полноту охвата.
16. Существуют и личные сайты отдельных российских библеистов, например, о. И. Павлова (https://www.inn-pavlov.narod.ru/index.htm) и А. Десницкого (https://desnitsky.ru/andrei.htm), на которых вывешены некоторые из их работ. Однако эти сайты выполнены на любительском уровне, к тому же там опубликованы далеко не все работы этих авторов. Отдельно стоит упомянуть прекрасно оформленный сайт Д. Щедровицкого (https://shchedrovitskiy.ru), весьма оригинального автора со своей собственной системой взглядов, отличающейся и от традиционного христианства, и от светской науки. На этом сайте приведены его работы не только по библеистике.
Текст Библии, а также отдельные книги и статьи о ней встречаются на многих сайтах общехристианской или православной направленности (например, https://www.bogoslovy.ru), а также во многих сетевых библиотеках общегуманитарного характера (например, https://www.gumer.info). Перечислять все подобные сайты нет никакой необходимости, к тому же, материалы там, как правило, дублируются на других сайтах.
Новости
Пожалуй, единственный сайт, который отслеживает новости в области библеистики — портал «Богослов» (https://bogoslov.ru). Казалось бы, текст Библии остается неизменным уже много веков, и новостей здесь ждать не приходится. Тем не менее, если Библия остается в центре внимания христиан и не только христиан, с ней постоянно оказываются связанными какие-то события, и разговор о них может оказаться интересным и поучительным. Что касается этого портала, то библейская тематика не является его основным профилем, поэтому выбор новостей до некоторой степени случаен и неполон, но других сайтов, где отслеживались бы новости библеистики, нет вообще.
Кроме того, на этом портале можно встретить разные материалы, относящиеся к Библии, среди них достаточно много оригинальных. Но пока этих материалов довольно мало, классификация порой сомнительна (например, статья «Антропологическое значение мистики света у апостола Павла» отнесена к разделу «текстология»; статья «Русские переводы Ветхого Завета середины XIX века» — к разделу «Библейская история»). Если в дальнейшем библиотека этого портала будет увеличиваться, ему стоит задуматься о более аккуратной классификации и тематическом каталоге для раздела меню «библиотека».
Сообщества интересующихся
1. Библейский раздел на Форуме о. Андрея Кураева (https://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&board=113.0) — самый интересный и разнообразный на данный момент, но далеко не единственный пример обсуждения библейских вопросов на христианских форумах. Упоминать все форумы, на которых есть посвященный Библии раздел, не имеет смысла, но можно сказать несколько слов о специфике этого формата. Форум позволяет почувствовать настроение аудитории, получить «обратную связь» и т.д. С другой стороны, общение на форуме как таковое отнимает много сил и времени и нередко проходит на уровне личных перепалок, не позволяя обсудить серьезные предметы в спокойной обстановке. По-видимому, форум хорош для того, чтобы узнать настроение людей, их отношение к разным вопросам, но обсуждать серьезные вопросы лучше в других местах, например, в блогах (см. ниже).
Вместе с тем, в этом разделе кураевского форума осуществлена единственная известная мне попытка собрать систематический, аннотированный и пополняемый список библейских ресурсов рунета (https://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=121317.0), что, безусловно, очень полезно.
2. Библейская история (https://community.livejournal.com/bibleist) — сообщество в Живом Журнале, организованное Р. Хазарзаром (см. выше). Как и водится в этой среде, там можно встретить всё, что угодно, но в целом оно представляет собой интересную площадку для обмена мнениями и новостями, прежде всего академического характера.
3. Древний иудаизм (https://community.livejournal.com/drevnij_iudaizm) — еще более академическое сообщество; круг его интересов включает и Ветхий, и Новый Завет, но оно рассматривает их, скорее, как исторические документы.
4. Исследование Писания (https://community.livejournal.com/ru_bible_) — это сообщество предназначено, скорее, для живого и непосредственного христианского общения.
5. Изучающие Библию (https://www.biblestudent.ru) — совсем небольшой блог, посвященный различным вопросам изучения и перевода Библии. Материалов пока очень мало, и появляются они довольно медленно. Дискуссий в блоге практически нет, видимо, он просто никому не известен.
Сайты для распространения книг и программ
1. Славянская Библия (https://sbible.boom.ru) — сайт для продажи программных продуктов, прежде всего оригинальной разработки автора сайта, собственно «Славянской Библии». Кроме нее, на сайте можно заказать разные другие программы и сборники электронных книг, в основном, сканированных западных изданий (вопросы об авторском праве и лицензионной чистоте всех этих продуктов я сейчас рассматривать не буду). Сама программа постоянно развивается, на сайт выкладываются новые модули, но пользоваться ими можно только при наличии самой программы. Из прочих материалов на сайте выложена сканированная версия Толковой Библии под ред. Лопухина, существует возможность подписаться на рассылку «вопросы библеистики». Сайт полезен прежде всего тем, кто пользуется программой «Славянская Библия» или кто хочет посмотреть текст Лопухинской Толковой Библии (но это далеко не единственное место, где она выложена).
2. Библия и Россия (https://www.bible.ru) — сайт давно не обновлявшейся программы, которая выступала своего рода конкурентом «Славянской Библии». На сайте есть электронный текст Библии на русском языке и сама программа, больше ничего нет.
3. Еще одна Славянская Библия (https://www.ipmce.su/~lib/bible.html) — совершенно самостоятельная программа, несмотря на совпадение названий, причем бесплатная. Предлагает текст Библии на церковнославянском, как в онлайн (формат PDF), так и в виде простой скачиваемой программы.
4. Электронная Библия (https://ibt.org.ru/russian/bible/info_bible.htm) — программа для чтения и распечатки библейских текстов в разных переводах, скачивается бесплатно, дополняется различными модулями. Там же можно скачать переводы Библии на языки народов бывшего СССР (как в формате PDF, так и для этой программы), подготовленные в Институте перевода Библии. Эта страница является частью сайта Института перевода Библии (https://ibt.org.ru), на котором можно найти немало материалов, посвященных переводу Писания на эти языки. Там же анонсировано скорое появление версии программы для мобильных телефонов.
5. Сайт Российского Библейского общества (https://www.biblia.ru) позволяет получить представление о книгах, которые там продаются, и о переводах, которые там выполняются. Некоторые из этих переводов можно загрузить в формате PDF.
6. Сайт Библейско-богословского института (https://www.standrews.ru) позволяет ознакомиться с книгами, изданными этим институтом, и заказать их.
Выводы и перспективы
Итак, можно сказать, что в рунете действительно есть уже немало библейских ресурсов. Представлены все основные опубликованные переводы на русский язык, а также главный русский комментарий — Лопухинская толковая Библия (причем в разных вариантах, от сканированных страниц до текстового формата в старой и в новой орфографиях). Выложено немало статей и справочных материалов. Но совершенно невозможно сказать, что в сети уже есть всё, что необходимо.
Напротив, проходит только период «первичного накопления материала»: отдельные люди сканируют или копируют то, что кажется им интересным, а затем выкладывают эти материалы в более или менее удачном и удобном исполнении. По сути, процесс этот подобен расстановке на полках книг и ксерокопий. Но в библейском рунете пока что единичны попытки использовать сеть не просто как некое хранилище электронных текстов, а как особую среду со своими возможностями и требованиями. Даже не говоря о таких вещах, как методика Веб 2.0 (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0), мы можем задуматься: чего, действительно, не хватает в библейском рунете, а что представлено в нем уже в достаточных объемах?
1. Подлинно интерактивный текст Библии
В рунете есть немало сайтов, где можно скачать или прочитать библейский текст. Но до сих пор не существует подлинно интерактивного текста Библии, который позволял бы пользователю открывать один или несколько переводов одновременно в удобном для себя виде, с возможностью разнообразных контекстных подсказок и комментариев, с переходом к параллельным местам и справочным материалам (а равно и наоборот, с возможностью переходить от справочных материалов к библейскому тексту). Некоторые сайты (Библия-центр, Супер-Книга Навигатор) содержат немногочисленные базовые элементы такой системы. В англоязычном интернете подобная интегрированная система уже существует, это, прежде всего, Net Bible (см. https://www.bible.org/page.php?page_id=4269). Есть и подобные программы для работы в режиме офф-лайн, и, по-видимому, такая система была бы самым перспективным шагом. Насколько мне известно, нечто подобное разрабатывается сейчас командой портала «Предание» (https://predanie.ru).
Она могла бы стать основой для разных сайтов, которые обращались бы к единой и постоянно пополняемой базе данных, генерируя через свой интерфейс страницы для посетителей данного сайта. К этой базе данных можно было бы подключать по мере появления новые модули: тексты Библии на разных языках и разного рода справочные материалы. В результате можно было бы получить подлинно интерактивный текст Библии, где текст был бы представлен в разных версиях, снабжен комментариями и примечаниям, а ссылки вели бы к картам, словарям, статьям, толкованиям, художественным произведениям на данную тему.
Это представляется мне основной задачей на будущее.
2. Актуализация Писания
Другая, не менее важная задача — актуализация Писания для современного читателя. Да, он может прочитать сам текст и некоторый комментарий к нему, но найдет ли он какую-то связь между этим текстом и собственной жизнью?
Речь, прежде всего, идет о том, чтобы помочь современному человеку сформировать на основе Писания собственное видение мира, согласное с церковным Преданием и в то же время соответствующее современным реалиям, пробудить у него живой интерес к Писанию как к источнику Истины, учить бы его читать и понимать Библию, руководствоваться Словом Божьим в своих мыслях и поступках. Для этого следует в доходчивой и привлекательной манере рассуждать о вопросах, которые действительно волнуют людей.
На Западе это направление, которое часто называется Scripture Engagement, уже существует (см. https://www.bible.org, https://www.scripture-engagement.org). Разумеется, в российской среде западные модели в первозданном виде работают плохо, они должны адаптироваться под местные условия, но более тесное знакомство с этим опытом нам явно не помешает. Из существующих сайтов в рунете практически никто не работает в данном направлении, хотя отдельные материалы на эту тему встречаются во многих местах.
Кроме того, актуализация подразумевает погружение в новостной поток. Конечно, новые книги в Библии не появляются, но постоянно выходят новые переводы, исследования, художественные произведения на библейские сюжеты, проходят конференции и лекции. Всё это может и должно объявляться и обсуждаться.
3. Среда общения
Интерактивность подразумевает и возможность обратной связи. В настоящее время из всех библейских сайтов только «Библия-Центр» позволяет посетителям высказать свои суждения о том или ином отрывке Библии, но и там такие комментарии проходят редактуру и публикуются анонимно (это принципиальная позиция сайта). Во всех остальных случаях пользователи могут писать письма администрации сайта или оставлять записи в гостевых книгах и на форумах (в тех редких случаях, когда они есть). Этого едва ли будет достаточно для того, чтобы человек действительно почувствовал свою сопричастность к библейскому тексту и к тем, кто его исследует.
Видимо, следует развивать различные формы интерактивного обсуждения Библии (естественно, при условии модерации), причем не следует ограничиваться общехристианскими форумами или блогами в силу их своеобразной специфики. Впрочем, есть и примеры достаточно удачного общения на форумах и в блогах, и пренебрегать ими не стоит.
Полагаю, что такое обсуждение должно быть авторским, а не анонимным. Следовало бы также поощрять или даже организовывать сетевые дискуссии между специалистами, ведь интернет предлагает в этом отношении уникальные возможности. Что касается простых людей, интересующихся Библией, то и их вклад может быть весьма значителен: они определяют актуальные и интересные темы, они же могут собирать и систематизировать существующие материалы и т.д. Вообще, возникновение полноценной среды общения на тему Писания должно привести к некоторому размыванию границы между «экспертами» и «пользователями», ведь каждый из нас отчасти знаток и отчасти невежда. Некоторым аналогом такой площадки для успешного общения на должном уровне может служить профессиональный форум переводчиков (https://www.trworkshop.net/forum).
4. Материалы по библеистике
Книги, статьи и справочные материалы представлены в рунете пока что в очень небольшом количестве, и это притом, что на руках у разных людей находятся гигабайты, если не терабайты такого рода материалов (в основном речь идет о сканах или копиях из западных изданий, но есть и оригинальные русские работы). Но они, как правило, совершенно разнородны, никак не классифицированы, не индексированы, не аннотированы и выкладывать их в сеть в таком виде просто бессмысленно. К тому же сразу возникнут проблемы с копирайтом: большинство этих материалов можно использовать для себя, но нельзя выкладывать в сеть.
Кстати, при нынешних уровнях поисковых систем уже нет особенной разницы, на каком именно сайте появляется та или иная книга или статья, важно, чтобы она появилась, и пользователь, знающий ее название и автора, без труда найдет ее даже в совершенно незнакомом месте. Поэтому любые сайты, где тот или иной человек собирает личную коллекцию статей, имеют смысл только в том случае, если эта коллекция достаточно грамотно структурирована и оформлена (пример — библиотека Р. Хазарзара). Иначе и не стоит тратить времени на публикацию уже опубликованного материала.
Но это, разумеется, касается только тех случаев, когда человек заранее знает, что именно ему искать. В большинстве же ситуаций он ищет материал по какому-то вопросу, который даже не всегда может четко сформулировать. Такому человеку нужен грамотный и подробный каталог с разнообразными указателями (пример — библиотека Я. Кротова).
Поэтому мне представляется разумным движение в двух направлениях. Первое — это создание хорошо структурированной библиотеки (или нескольких библиотек, но основанных на единых принципах и взаимно совместимых), где выкладывались бы наиболее интересные материалы в четко систематизированном, удобном виде. Эти материалы в идеале должны быть интегрированы в базу данных, о которой шла речь в пункте 1. Такая библиотека должна строго следовать правилам копирайта.
Во-вторых, следовало бы создать некоторую среду для обмена файлами (через анонимные файлообменники) с профессиональными материалами (сканами научных статей и справочных пособий и т.д.) для тех, кто хочет заниматься библеистикой, но не имеет постоянного доступа в западные библиотеки — а это касается всех живущих в России библеистов. Если такая площадка будет неофициальной, а файлы будут использоваться строго индивидуально, то возможно достаточно свободное отношение к правам на распространение, что в наших условиях, к сожалению, неизбежно. В любом случае очень полезен будет единый, публичный и постоянно пополняемый каталог таких ресурсов.
В заключение мне хотелось бы выразить надежду, что библейский рунет сейчас в самом деле выходит из младенческого возраста первых шагов, чтобы действительно стать полноценной и вполне самостоятельной средой для изучения Слова Божьего и связанного с ним общения.
ХРИСТОС КАК НАША ЛИЧНОСТЬ.
В Ин. 15:4 Господь говорит: «Пребудьте во Мне, и Я – в вас». Вы, как личность, пребываете в Христе, а Он, как Личность, пребывает в вас. Христос – это Личность. Он не просто сила, крепость, мощь или жизнь, а Личность. У дерева внутри есть жизнь, но дерево – это не личность. У двигателя внутри есть сила, но двигатель – это не личность. Христос является для нас не только жизнью и силой, но и пребывающей в нас личностью (Ин. 15:4, ; 14:23). В Эф. 3:17 а говорится: «…чтобы Христос через веру устроил Себе дом в ваших сердцах». Личности нужен дом. Христос хочет устроить Себе дом в наших сердцах. Это значит, что Христос, Который устраивает Себе дом в наших сердцах, является Личностью. Намерение Бога в том, чтобы мы, люди, принимали Христа, как нашу личность. Это значит, что нам нужно жить не собой, а Христом, как нашей личностью (Гал. 2:20; Флп. 1:20-21; Ин. 6:57; 14:19).
Когда мы принимаем Христа, как нашу личность, это просто означает, что мы любим Его. Мы говорим Ему: «О, Господь Иисус, Ты такой приятный и способный. Поэтому, Господь, я просто забываю о себе и принимаю Тебя, как мою личность». Если мы принимаем Христа, как нашу личность, мы будем естественным образом выражать Бога и представлять Бога.
С чего начать?
Если вы только начинаете знакомиться с Библией и у вас есть Восстановительный перевод Нового Завета с подстрочными примечаниями, мы рекомендуем вам для начала прочитать две короткие статьи размещённые в конце этого издания: «Смысл человеческой жизни» и «Библия — это сокровищница». Это поможет вам получить общее представление о том, что такое Библия, и о чём говорит эта Книга.
После этого прочитайте одно из четырёх Евангелий, с которых начинается Новый Завет. Первое Евангелие — Евангелие от Матфея — рассказывает об Иисусе Христе, который является Спасителем-Царём, пришедшим, чтобы призвать грешников в царство небес. Второе Евангелие — Евангелие от Марка — является самым коротким; оно показывает Иисуса Христа как Спасителя-Раба, который пришёл служить Богу и людям. Евангелие от Луки представляет нам Спасителя-Человека, живущего надлежащей и нормальной человеческой жизнью. В Евангелии от Иоанна мы видим Иисуса Христа как Спасителя-Бога, приходящего как жизнь для человека.
См. статью С чего начать чтение?
БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ – ОБРЕСТИ ЦЕРКОВЬ.
Согласно Божественному откровению Библии церковь имеет прямое отношение к Божьему вечному замыслу. Бог – это Бог замысла. Это не Бог бессмыслицы. Это не бессмысленный Бог. Согласно откровению и образцу в Новом Завете церковь – это собрание верующих в Христа, которых Бог вызвал из мира. Такое собрание рассматривается с одной стороны, как дом живого Бога (1 Тим. 3:15), в котором Бог обитает и осуществляет Свою волю согласно Своему желанию и для Своего удовольствия, а с другой стороны – как органическое Тело Христово (Эф. 1:22-23), которое становится парой Христа в органическом союзе с Божьим новым творением (Эф. 2:13-16; Кол. 3:10; Гал. 6:15). Во вселенной существует одна такая церковь, являющаяся домом Бога и Телом Христа, и она должна быть явлена и выражена на земле.
Главный замысел Бога состоит в том, чтобы обрести церковь. Как мы уже увидели, Бог сотворил небеса, землю и миллиарды других вещей, а затем Бог сотворил человека для церкви. Таким образом, церковь – это окончательный центр вселенной. Это соответствует вечному замыслу Бога, созданному Им в Христе (Эф. 3:10-11).
Христианская библиотека посланий Бога
В православной Библии 77 книг, каждая из них повествует об определенном периоде в истории человечества и становления веры в Создателя. Как правильно читать Библию, чтобы не только наполниться историческими сведениями, но и понять смысл откровений Божьих?
Православная Библия
Приблизиться к понятию Бога, узнать Его замысел можно только со Священного Писания.
В отличие от протестантов, православная церковь продолжает изучать Слово Божье, переданное как в Старом и Новом завете, так и через Предания, записанные по устным воспоминаниям участников тех событий. Протестанты с XVI века отказались от Священных Преданий, как не богодуховных, ибо они не написаны на еврейском языке.
ХРИСТОС УМЕР ЗА ЦЕРКОВЬ.
Христос не только возлюбил нас и умер за нас на кресте (Гал. 2:20), но также возлюбил церковь и умер за церковь. В Эф. 5:25 говорится: «…как и Христос возлюбил церковь, и отдал Себя за нее». Христос возлюбил церковь – это не просто отдельных верующих, а совокупное Тело – и отдал Себя за церковь. Согласно Деян. 20:28 Бог приобрел церковь через Свою собственную кровь. Это показывает драгоценную любовь Бога к церкви и то, как велика ценность церкви в глазах Бога. Из пронзенного бока Господа вышли два вещества: кровь и вода (Ин. 19:34). Кровь нужна для искупления, чтобы решить проблему грехов для приобретения церкви, вода нужна для наделения жизнью, чтобы решить проблему смерти для произведения церкви.
ДОСТИЖЕНИЯ И СВЕРШЕНИЯ ХРИСТА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ.
В Эф. 1 говорится, что Христос был воскрешен из мертвых и посажен в небесных пределах (ст. 20). Все было подчинено под Его ноги, и Ему было дано быть Главой над всем для церкви (ст. 22). Воскресение Христа, вознесение Христа, воцарение Христа и прославление Христа – все это для церкви. Все основные достижения и совершения Христа: Его смерть, воскресение, вознесение, воцарение и прославление – предназначены для церкви. Все, чего Христос, Глава, достиг, и все, что Он обрел, передается церкви, Его Телу. В этой передаче церковь разделяет с Христом все Его достижения: воскресение из мертвых, то, что Он был посажен в Его превознесении, подчинении всего под Его ноги и главенство над всем.
ЦЕРКОВЬ – ЭТО ХРИСТОС.
Кроме того в 1 Кор. 12:12 открывается, что церковь – это Христос. В этом стихе говорится: «Ибо так же как тело одно и имеет много членов, но все члены тела, хотя их много, — это одно тело, так и Христос». Когда мы говорим, что церковь – это Христос, мы имеем в виду не индивидуального Христа, а совокупного Христа. Этот совокупный Христос, которым является церковь, служит выражением индивидуального Христа. В четырех Евангелиях мы видим совокупного Христа, церковь. Церковь – это сумма всех святых вместе с Христом.
Сколько книг в православной Библии
Православное Святое Писание состоит из 77 книг, в отличие от протестантской Библии, в которой всего 66 посланий.
66 книг считаются каноническими, их тексты найдены в еврейских первоисточниках, 11 старозаветных книг переведены с греческого языка, и их тексты поставили под сомнение, как богодухновенные. Старый Завет в православии состоит из 50 книг, 39 признанными таковыми, что написаны под руководством Бога, ибо их тексты найдены в еврейском Танахе.
Неканоническими считаются 11 книг, написанных на греческом языке: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. Без этих книг невозможно представить историческую и духовную ценность откровений Творца.
Древний свиток
27 книг Нового Завета, описывающих земную жизнь Иисуса, не вызывают споров. В них содержится 4 Евангелия, Деяния апостолов,19 посланий апостолов и Апокалипсис.
ЦЕРКОВЬ – ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ ХРИСТА.
Бог запланировал церковь с тем, чтобы она выражала Христа; поэтому церковь – это выражение Христа. Но как церковь может быть выражением Христа? Каким образом церковь может выражать Христа? Только являясь Телом Христовым.
Если вы посмотрите на себя, вы поймете, что ваше тело – это ваше выражение. Без тела мы не можем выразить себя. Точно так же церковь не может выражать Христа, не будучи Его Телом. Причем когда мы говорим, что тело – это выражение, мы должны понимать, что тело всегда едино с головой по жизни и природе. Наше тело имеет ту же жизнь и ту же природу, что и наша голова. Это показывает, что церковь едина с Христом по жизни (1 Ин. 5:11-12) и природе (2 Пет. 1:4). Другими словами, с точки зрения жизни и природы Христос – это церковь. Христос – это не только глава, но и тело, потому что жизнью тела является Христос и природой тела тоже является Христос. Тело – это Христос, а Христос – это Тело.
Сегодня церковь является просто Тело для Христа – Телом, которое произведено из Христа и представляет собой часть Христа. Вот почему в Эф. 1:22-23 говорится, что церковь – это Тело, а Тело – это полнота Христа. Христос – это Тот, Кто наполняет все и во всем. Он велик, как сама вселенная, и этому вселенски великому Христу нужно Тело, которое было бы Его полнотой, Его выражением. Во всей вселенной существует единственная церковь, как Тело Христово, как выражение Христа. Христос – это свидетельство, выражение Бога, а церковь – это свидетельство, выражение Христа.
Зачем христианам читать Библию
Священное Писание — откровения Бога людям, чтобы его понять, следует подготовиться к чтению Библии. Даже в монастырях молодым послушникам рекомендовано перед исследованиями Священного писания вначале читать предания Отцов Церкви, письма апостолов, чтобы вникнуть в суть дела.
Библия является зеркалом человеческой сущности, и порой не все, о чем в ней говорится, нравится людям. В этом случае следует задуматься, что не так в нашей жизни, может, Создатель таким образом хочет изменить характер, пробудить совесть, уменьшить гордыню, и все это только для того, чтобы приблизить к Себе, наполнить Царством Божьим.
Если человек не хочет слышать голос Творца, тогда он слушает дьявола. В этом вопросе нет середины.
Церковь не требует заучивания библейских отрывков, но читая регулярно тот или текст, исследуя откровения по определенным вопросам, например любви, послушания, верности, исцеления и другим, выписывая полюбившиеся места, а такие обязательно будут, люди начинают цитировать их наизусть. Для этого не нужно специальное заучивание.
Регулярное чтение Святых посланий со временем станет необходимостью и наполнит духовной силой. Этот процесс можно сравнить с тяжелыми тренировками спортсменов, которые мечтают стать победителями. Не нужно стремиться объять необъятное, читать можно по 1-2 главе каждый день, лучше утром после молитвы, чтобы «напиться» живой воды, на целый день получив Божье ведение.
Современным христианам следует благодарить Бога за дарованную милость иметь собственную Библию, ежедневно свободно читать Священное Писание, ходить в храм, при советской власти за это можно было попасть в тюрьму. Поистине, имеем и не ценим.
Ежедневное чтение Святого Писания в послушании позволит найти в нем Самого Бога и Иисуса Христа, существование Которого проходит красной нитью через Старый и Новый завет.
Познавая Творца, христиане сливаются с Ним в одно целое, наполняясь любовью Создателя. По словам одного священника, чтение Библии похоже на плавание в маленькой лодочке по огромному океану.
Библия на церковнославянском языке
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Библия – это полное и завершенное Божественное откровение о Боге и Его замысле в отношении человека. Этот Бог триедин: Отец, Сын и Дух – и имеет одно сердечное желание (Эф. 1:5, ). Согласно желанию Своего сердца Бог создал вечный план, который состоит в том, чтобы сделать человека таким же, как Он Сам по жизни и природе, соединить Себя с человеком и человека с Собой (Эф. 1:10; 3:9). Таким образом, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт. 1:26-27), чтобы человек выражал Бога и представлял Его.
Из-за того что человек впал в грех, Бог в Своем воплощении стал человеком, чтобы причаститься человеческой природы (Евр. 2:14); прожил человеческую жизнь, чтобы выразить Свои качества через добродетели человека; умер всеобъемлющей смертью, чтобы искупить человека; и воскрес, чтобы стать животворящим Духом (1 Кор. 15:45).
В воскресении Он раздал Себя в своих избранных людей, чтобы возродить их Собой, как их жизнью и жизненным снабжением для произведения многих сыновей (1 Пет. 1:3). Из Своих верующих, как Своих многих сыновей, Он образовал церковь, которая является самим Его выражением. По мере того, как Его верующие наслаждаются Им, причащаются Его и наполняются Им как жизнью, они растут и составляются в Тело Христово. Пусть все Господни дети, которые искуплены Его кровью и возрождены Его жизнью, увидят это высшее откровение и войдут в Его совокупное выражение.