Где расположен Воскресенский Смольный собор в Санкт-Петербурге
Собор расположился в живописном месте, его выбрала сама Елизавета: левобережье Невы, недалеко от родного дворца. Сейчас найти его можно на Площади Растрелли, д. 1.
Дворец получил свое название из-за его местоположения. Раньше там было организовано производство смолы для кораблей. Предание гласит что Елизавета Петровна еще в молодости решила завершить свою жизнь в тихом монастыре, но этому не суждено было свершиться. Для монастыря она выбрала место недалеко от своего родного дворца.
Как доехать на общественном транспорте
Комплекс, спроектированный Растрелли, расположился на приличном расстоянии от метро, хоть и расположен в центре города. Если до собора нужно добраться быстро и идти пешком в течение получаса времени нет, можно сесть на автобус. Маршруты ходят регулярно, ждать долго не придется.
От метро «Чернышевская» до собора идут 22, 46 маршруты и 15 троллейбус. От «Площади восстания» идет 22 автобус и 7, 5 троллейбусы.
Как добраться
Расположен храм между станциями метро «Чернышевская» и «Площадь восстания», по адресу: пл. Растрелли д. 1.
Правда, стоит он достаточно удаленно от них обеих. Потому советую прибегнуть к помощи иного городского транспорта:
- от м. «Чернышевская» — автобусы №№ 46, 22, троллейбус № 15;
- от м. «Площадь Восстания» — автобус№ 22, троллейбусы №№ 5, 7.
Я, тем не менее, обычно дохожу сюда просто скорым шагом, потому карту пешего маршрута от станции метро «Чернышевская» (1) до собора (2) также прилагаю:
История собора Воскресения Христова
Собор возводили по приказу Елизаветы – дочери Петра. В юном возрасте она решилась провести зрелость в стенах монастыря. Елизавета отнеслась к его местоположению со всей ответственностью, так как красота строений и пейзажей в то время были на первом месте. Она выбрала местность на левом берегу Невы, недалеко от родного дворца.
Храм строился с 1748 по 1820-е года, что заняло 87 лет. Это самый длительный период строительства во всем Санкт-Петербурге. Начинал строительство сам Растрелли, а заканчивал уже Стасов.
Долгое строительство обусловлено перечнем факторов:
- недостаток финансирования, все деньги инвестировали в военное обмундирование, оружие;
- военное положение;
- после войны Елизавета не горела желанием уходить в монастырь и не торопила строительство;
- смерть Растрелли, он так и не увидел законченный собор.
Собор освящают как собор всех учащихся. По сей день, он сохраняет за собой данный статус. В 1765 году организованы учебные группы для девочек высокого происхождения. В 1808 году на учебу поступают первые девушки. Смольный стал первым в мире учебным заведением для леди и на протяжении многих лет сохранял за собой статус престижного учреждения.
Строительство собора
Заказ был передан Б. Растрелли, было сказано создать небывалый по красоте и величию храм с высочайшей колокольней. Для Растрелли строительство собора являлось высшим достижением в жизни обер-архтектора. В своих архитектурных строениях придерживался барочного стиля. Его произведения искусства и сегодня украшают Санкт-Петербург, словно воздушные пирожные.
Реализация замысла заняла около 4 лет. Проект претерпевал массу изменений, что снова и снова отдаляло дату начала строительства собора.
Храм находится в центре композиции всего комплекса и имеет высоту почти 100 м. Весомое основание в сочетании с утонченным и «легким» верхом создает ощущение легкости и воздушности всего собора.
Строительство постоянно тормозилось. Сначала Растрелли не мог найти общего языка с бригадиром. Затем, спустя год, Елизавета начинает вносить свои правки в проект, которые замедляют процесс возведения храма еще больше. Она решает сменить однокупольный проект собора, пятикупольным, тем самым вернув древние православные каноны строительства храма в Санкт-Петербург.
В 1750 начинается создание макета, которое продлилось 6 лет. Комплекс был выполнен из дерева, по нему строители могли проверять процесс возведения храма. Планировался целый ансамбль с большой колокольней. На сегодняшний день макет хранится в музее «Академия художеств».
Смольный собор в Санкт-Петербурге строится лучшими плотниками и рабочими. Вносились большие деньги в возведение храма. Растрелли разрабатывает свое барокко, которое немного отличается от европейского. Он украшает храм каждой стороны, в то время как Европа придавала большее значение фасадам зданий.
Архитектор, создавая проект комплекса, хотел осуществить проект высокой 5- ярусной колокольни рядом с собором. Колокольня высотой почти в 100 м, стала бы самой высокой в России. Но военное положение сокращает финансовые возможности государства. Со временем желание Елизаветы уйти в монахини сходит на нет. Не дождавшись освящения собора, она умирает в 1761 году.
Растрелли умирает в 1771 году, отменив до этого проект колокольни, так как она не будет вписываться в общую композицию монастыря. Сам Растрелли умер, так и не увидев завершенный собор.
К власти приходит Екатерина II. Она выбирает главным архитектором Фельтена, который создал Эрмитаж.
Фельтен занимается строительством корпусов, но как только он начинает работать над интерьером главного храма, финансирование строительства снова прекращается. Екатерина II создает школу для девочек благородного и мещанского происхождения, проживали они в Смольном монастыре. Тогда монастырь уже приютил в своих стенах 20 монахнинь.
В 1797 году монастырь упраздняют по указу Павла I. Начинается строительство института, в котором будут обучаться дамы благородных кровей. Монашеские обители становятся Вдовьим домом.
Строительство завершилось только после прихода Николая I к власти. В конкурсе зодчих побеждает Стасов, который продолжает строительство жилых зданий и дорабатывает внутреннее убранство храма. Завершается строительство в 1835 году.
В целом собор строился дольше любого здания в Сакнт-Петербурге, целых 87 лет.
Год | Происходившие события |
1748 | Начинается строительство храма. |
1750 | Создание макета комплекса. |
1761 | Смерть Елизаветы, к власти приходит Екатерина II. |
1771 | Умирает архитектор Растрелли. |
1797 | Монастырь упраздняют. |
1835 | Завершение строительства и освящение храма. |
До революции 1917 года
До начала революции в храме каждый день проходила служба. Храм ежегодно праздновал 4 августа – день Марии Магдалины. На торжественное событие ежегодно приезжала вся царская семья.
В монастырь часто приглашали учениц из различных учебных заведений со всего города. Смольный собор за все время служения видел много настоятелей, последним из них был Андрей Юрашкевич. В Санкт-Петербурге после революции были закрыты все храмы.
После революции 1917 года
В 1917 году в институт становится местом совещания депутатов. В здании организуют штаб, и военно-революционный комитет, который занимался свержением Временной власти. Позже Ленин будет руководить восстанием прямиком из Смольного института.
Утром 25 октября во власти были все стратегические объекты, в том числе мосты и все вокзалы. Уже к вечеру штурмом был взят Зимний дворец, в котором находилось Временное правительство. Революция окончилась победой.
Институт теперь резиденция ВЦИК. Сам Ленин жил здесь с 1917 по 1918 год. После чего институт снова стал местом совещания депутатов.
Во время войны Смольный собор в Санкт-Петербурге не пострадал
- В 1927 году установка памятника В. И. Ленину в честь 10-летия революции.
- в 1923 Смольный собор закрывают, внутри организован склад.
- В 1972 иконостас удаляется из храма. То, что он сохранялся такой долгий период времени можно считать настоящим чудом. Все остальные ценности и иконы также изымались и отправлялись в музеи.
- 1974 год – открытие музея внутри собора.
- 1990 год – открытие концертного и выставочного зала.
- С 1991 года в институте располагалась мэрия. На сегодняшний день здесь работает городская администрация и располагается резиденция губернатора города.
Собор сегодня
Смольный собор в Санкт-Петербурге прошел долгий путь начиная от затяжного строительства почти в 100 лет и заканчивая большими потрясениями, связанными с революцией. На сегодняшний день собор снова открыт для православных верующих. Ежедневно здесь проводятся богослужения, читаются молитвы и проповеди.
Сейчас храм является центром культуры. В выставочном зале собора проводят картинные и научные выставки, конференции, органные концерты. Возобновились ежедневные богослужения. Храм открыт для всех с 7 утра до 8 вечера каждый день. Вход бесплатный, оплачивается только экскурсионный билет.
Особая акустика концертного зала привлекает новых посетителей. Во время концертов здесь играет музыка Вивальди, Прокофьева. Поет камерный хор и открыты выставки собора. Регулярно проходят конференции.
2009 год – первый молебен в храме после революции.
С 2010 года храм снова открылся для верующих, день ознаменован первой литургией, спетой после молчания храма длиной в 87 лет. Сейчас ежедневно проводятся богослужения. Но некоторые помещения и залы собора по-прежнему находятся во владении государства, там проводятся культурные мероприятия.
С 2010 года здесь можно послушать живую органную музыку, концерты проводятся регулярно. Старинный престол, находящийся в храме сегодня, был передан в подарок от Казанского собора.
2013 год – отлит большой колокол весом 10 тонн, его привезли из г. Воронеж и освятили в Санкт-Петербурге. В 2015 году храм переходит во власть Русской православной церкви.
При храме организована воскресная школа для детей. Помимо нее создана Школа смолянок, где девочек обучают манерам и традициям Института благородных девиц. Девочек учат манерам, рукоделию и этикету, что является достойной традицией.
Для мальчиков того же возраста организован Пажеский корпус, где ребята учат историю, традиции, познают искусство фехтования и учатся ездить верхом. У каждого ребенка есть военная форма, которая выдается при поступлении.
По окончании обучения проводятся торжественные балы, где юные дамы кружатся в вальсе с маленькими рыцарями. С юных лет детки принимают активное участие в благотворительности, организовывают выставки и направляют средства в детские дома, больницы и питомники. Для взрослых каждое воскресенье ведутся духовные беседы.
Смольный собор
Это один из красивейших церковных комплексов на территории современного Санкт-Петербурга. И только удаленность от исторического центра мешает ему стать «обязательным» для посещения каждым туристом.
Недалеко от места, где начали строить монастырский комплекс помещался смоляной двор, где варили смолу для кораблей, поэтому и название свое монастырь получил Смольный.
Начато строительство было по приказу императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого, решившей отойти от дел и постричься в монахини.
Эта историческая версия имеет право на жизнь не более, чем другие мифы, написанные придворными «историками». Она вызывает сильные сомнения у любого, кто не поленится сопоставить КАК пришла к власти императрица и «решением удалиться от мирской суеты». Дочь царя Петра, взявшая трон силой, на штыках Преображенской роты, и добровольное монашеское затворничество? Ну, ну…
Если не достаточно, то напомним, что время царствования Елизаветы считалось современниками, как период роскоши и излишеств. В царских дворцах регулярно проводили балы-маскарады, и так называемые «метаморфозы». Это, когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские. Такие вольности сегодня называют «нетрадиционной ориентацией», а в те времена подобное могло сойти с рук только царице. О каком постриге идет речь. Сама царица была ярой модницей и ее личный гардероб насчитывал почти 15 тысяч платьев. Это ли образ смиренной прихожанки.
Более реально говорить о том, что памятуя о рискованной судьбе русских царей, Елизавета пустила слух о своем монашестве, чтобы погасить у возможных заговорщиков желание действовать немедленно. Зачем устраивать переворот и рисковать головой, если царица вот-вот примет постриг.
Разумеется, для постройки «такого» монастыря, в котором она якобы собиралась стать настоятельницей, Елизавета выбрала самое красивое место.
Кстати, здесь же неподалеку на левом берегу Невы, где ранее стоял дворец, в котором она провела свою юность.
Втянувшись в политическую жинь, интриги двора и войны, свои первоначальные планы уйти в монастырь императрица понемногу подзабыла, и Смольный монастырь стал самым большим долгостроем в Санкт-Петербурге.
Финансирование свернули через 10 лет после начала строительства под благовидным предлогом, что началась война с Пруссией, и денег в казне не стало.
Собор начал работать недостроенным уже после смерти Елизаветы, а окончательно работы были закончены спустя 87 лет.
За это время сменилось шесть правителей на российском престоле!
Строительство началось со Смольного собора, который, согласно проекту архитектора Растрелли, располагался в центре монастырского двора, а рядом должна была быть построена пятиярусная колокольня, самая высокая в России.
Она должна была на 18 метров возвышаться над шпилем Петропавловского собора. Но планы осуществить не удалось, Растрелли скончался, не дожив до окончания возведения своего творения, а его последователи решили, что архитектурный ансамбль города не должна нарушать такая высокая постройка.
В 1748 году собор освятили во имя Воскресения Христова.
Собор, как и весь архитектурный ансамбль Смольного монастыря, оформлен в бело-голубых тонах.
В голубой цвет окрашены стены, оформленные белой лепниной. Это придает всему монастырю красивый праздничный вид.
Проект Растрелли предполагал однокупольный храм, согласно европейским традициям, полюбившимся Петру, но Елизавета настояла на пятиглавом храме. Она придерживалась исконно русских традиций.
Непосредственно храм венчает средний купол, а остальные четыре – колокольни.
Въезд на территорию монастыря оформлен портиками. Отдельного внимания заслуживает ограда.
Это настоящее произведение искусства, созданное по рисунку архитектора Стасова. Тот же Стасов руководил и внутренней отделкой храма.
Внутреннее убранство просто и торжественно.
Центральный зал, в котором помещались три великолепных иконостаса, отделан мрамором. Кафедра – произведение резного искусства.
После революцииСмольный собор был разграблен, а помещение отдано под склад.
Иконостас и реликвии, из которых сохранились две иконы кисти Венецианова, а также все имущество храма передали в музеи.
Сейчас здесь открыт концертно-выставочный комплекс.
Часть зданий продолжает занимать власть города. Именно по этому в городских путеводителях много места уделяется Смольному собору, и почти ничего о полном комплексе Смольного монастыря.
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дома 1-3
Ближайшая станция метро Чернышевская.
Пешком идти довольно далеко, а от Чернышевской транспорт ходит не очень надежно и проезжает далеко от собора.
Лучше ехать от метро площадь Восстания.
Выйдя из метро, повернуть налево по Лиговскому проспекту, дойти до БКЗ Октябрьский, где сесть на маршрутное такси К-76. Эта маршрутка доезжает до площади Растрелли и поворачивает на Шпалерную улицу. Здесь и надо выходить.
Музеи Дворцы Соборы, церкви Сады, парки Мосты Памятники
Архитектура собора
Комплекс монастырей в плане напоминает крест. Главный пятиглавый храм занимает центральную часть комплекса.
4 церкви, встроенные в стену жилых строений, которые окружают собор, в том числе и Невская церковь, создают ансамбль Смольного монастыря. Звонница храма выступает и в роли смотровой площадки для туристов, ее высота более 50 метров.
Сад Смольного собора отличается своей красотой, внутри установлено 4 одинаковых фонтана. В саду цветут цветы и деревья, есть несколько сакур. По соседству находится Смольный институт, предназначавшийся для дам благородных и мещанских кровей. В настоящее время в нем обитает администрация города.
Весь комплекс создан в одном стиле – Елизаветинское барокко, которое было популярно в то время, стены покрыты голубым колером с массой белой лепнины в качестве украшения. Купола храма окрашены в светло-серый цвет.
Храм находится во главе всего комплекса, а по углам от него находятся 4 церкви. Растрелли хотел строить однокупольный собор, как было принято в Европе. Но Елизавета Петровна хотела видеть пятиглавый собор, как принято в православном строительстве. Самый большой центральный купол является частью храма, остальные 4 – колокольни, которые были добавлены по приказу Елизаветы Петровны.
Чтобы храм лучше вписывался в корпуса Смольного института, нижнюю его часть спроектировали по подобию дворцов того времени.
Смольный собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле барокко. Он вобрал в себя европейскую архитектуру, которая соединилась с древнерусским зодчеством, и возникло настоящее произведение искусства. Сочетание лазурных стен с белокаменной лепкой создает особый нарядный вид собора.
Изящества добавляет уникальная кованая ограда, которая полностью окружает комплекс смольного монастыря. Ограду создал архитектор Стасов, который завершал интерьеры храма после Растрелли.
Концертный хор Санкт-Петербурга
В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2021 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.
Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.
Внутреннее убранство
Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.
Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.
Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.
В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.
Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.
Святыни собора
Сохранились две знаменитые иконы А. Венецианова, именно они представляют собой главные святыни храма. На первой иконе изображено воскресение Христа, на второй вход в храм Пресвятой Богородицы. Икону Богородицы можно увидеть в Русском музее. До 1972 года храм украшал иконостас, который демонтировали по приказу.
Смольный собор в Санкт-Петербурге сохранил медаль, на одной стороне которой изображен сам собор, а на другой Иисус Христос, идущий с детьми.
Православные храмы, церкви и организации рядом
Спасо-Преображенский собор
Санкт-Петербург, Центральный, Преображенская площадь, 1
Армянская Апостольская православная церковь Святой Екатерины
Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 40-42
Атриум
Санкт-Петербург, Центральный, Роменская улица, 12
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Санкт-Петербург, Центральный, Лиговский проспект, 128
Воздвижения креста господня казачий православный собор
Санкт-Петербург, Центральный, Лиговский проспект, 128
Сретение
Санкт-Петербург, Центральный, Лиговский проспект, 128-Б
Собор воскресения Христова
Санкт-Петербург, Центральный, Грибоедова канала набережная, 2-А
Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви
Санкт-Петербург, Центральный, Реки Монастырки набережная, 1
Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
Санкт-Петербург, Центральный, Реки Монастырки набережная, 1
Смольный собор
Санкт-Петербург, Центральный, Растрелли площадь, 1
Правила посещений собора
Собор является действующим, вход в него бесплатный. Билет на экскурсию стоит 250 рублей. При этом пенсионеры и студенты могут посетить экскурсию по памятнику архитектуры всего за 50 рублей, дети младше 18 за 150 рублей. Купить билет можно в кассе или на сайте с 7:00 до 18:00.
Желательно при входе в храм соблюдать культуру посещения собора, одеваться по канонам, не краситься, снять все вычурные украшения, вести себя скромно и тихо, не мешая остальным. Девушки входят в храм с покрытой головой и в длинной юбке, молодые люди снимают головной убор и надевают строгий костюм или неяркую одежду.
Интересные факты про собор Воскресения Христова
- Чтобы соорудить макет храма в месте его возведения пришлось рубить стены в 4-х комнатах. На сооружение деревянного макета были приглашены лучшие мастера плотницкого дела. Макет возводился в той же последовательности что и сам собор.
- Если бы пятиярусная колокольня была посторена, главный колокол весил бы 327 тонн. Самый большой «царь-колокол» — 200 тонн.
- При реставрации были найдены тайные ходы, ведущие на Чернышевскую улицу.
- Бомбоубежище в подвалах Смольного собора было первым в России.
- При приближении храма может показаться что он уменьшается в размерах. Такой эффект был создан благодаря мастерству и навыкам архитектора.
- Автор проекта Смольного института всю жизнь отдавал честь архитектору Растрелли, каждый раз снимая шляпу перед Смольным собором и одаривая его почтительным поклоном.
- Собор вмещает более 6000 человек.
- Строительство собора заняло 87 лет. Службы велись 87 лет. После революции прошло также ровно 87 лет до первого молебна в храме. Нумерология трактует число 87 как щит и меч.
- Многие очевидцы замечают некий силуэт дамы в белом, которая прогуливается по территории Смольного монастыря.
- В путеводителях название пункта указывают как «Смольный собор», а не «Смольный монастырь», связано это с тем, что многие помещения комплекса по-прежнему занимают государственные учреждения.
- Считалось, что храм проклят и именно по этой причине его возведение заняло более 80 лет. Во время строительства комплекса один из помощников наложил на себя руки прямо в храме. Рабочие говорили, что еще долго видели его блуждающий призрак. А храму необходимо было очиститься после совершения греха, именно поэтому процесс строительства длился так долго.
- Смолянки – девушки, учащиеся в Смольном институте. Говорят, что они часто видели призрак мужчины с деловым портфелем, скорее всего это и есть тот самый помощник архитектора. Призрак просто мог стоять в коридоре, а затем раствориться в стене.
Растрелли создал массу красивейших архитектурных творений в Санкт-Петербурге, помимо Смольного собора. Здания и храмы в виде воздушных пирожных или сказочных замков вполне нормальное явление для людей того времени.
Приезжать в город лучше не менее чем на 5 дней, чтобы успеть насладиться всеми произведениями именитых архитекторов, посетить парки и дворцы былой знати, хоть на минуту почувствовать себя частью чего-то великого.
Каждому необходимо посетить Смольный собор и проникнуться атмосферой былых времен Санкт-Петербурга, когда в городе царила роскошь, и процветала духовная радость.
Оформление статьи: Мила Фридан
Собор в наши дни
Насколько долог был период его возведения, настолько же сложной оказалась и дорога к обретению им своего истинного предназначения. Сегодня этот замечательный собор Воскресения Христова является действующим православным храмом.
24 мая в 2009 году, в день учителей Кирилла и Мефодия, ректор Духовной Академии Петербурга епископ Гатчинский Амвросий отслужил здесь первый после духовного забвения молебен.
В 2010 году под сводами Смольного собора вновь зазвучала литургия.
И вот снова удивительные совпадения истории! Строили собор 87 лет. И после революции 1917 года, ровно 87 лет спустя из правого Екатерининского придела храма наконец-то удалили концертные кресла. Теперь более тысячи верующих могли присутствовать здесь на службе. И это событие было настоящим торжеством. В день Благовещения, 7 апреля, торжественное праздничное Богослужение возглавил сам Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).
Из Казанского кафедрального собора сюда в подарок был передан старинный престол. Была создана копия запрестольного образа Пресвятой Богородицы письма А. Венецианова (подлинник находится в Государственном Русском музее).
Теперь воскресные службы в этом пределе стали регулярными. В том же году в память 175-летнего юбилея храма монетный двор Петербурга выпустил специальную медаль.
В 2011 году здесь совершено первое Рождественское богослужение.
В 2013 году сюда доставили и осветили изготовленный в Воронеже колокол весом в 10 тонн.
25 января в 2015 году Смольный собор полностью передан в ведение Русской православной церкви. Да, именно 25 января собор вновь обретает свое настоящее назначение. И произошло это в знаменитый среди студентов праздник — День святой Татианы.
Наверное, сложилось так не случайно. Дело в том, что собор исторически стал храмом учебных заведений Северной столицы. Не удивительно, что его приоритетное направление — духовно-нравственное воспитание и просвещение молодёжи.
С 1997 г. в Санкт-Петербурге по инициативе вузов и университетов Санкт-Петербурга, его высшей Духовной школы — Академии, различных общественных организаций и Комитета по молодёжной политике начал проводится удивительный Татьянинский творческий конкурс. В нём на протяжении 20 лет принимают участие и сами студенты, и их наставники.
Сегодня конкурс возглавляет ассоциация «Покров», в которую входят 25 вузов Северной столицы, её Межвузовский студенческий городок и Тверской государственный университет. Эта ассоциация словно имеет два «крыла» — духовное и светское. 25 января, после торжественной литургии, по традиции в Смольном соборе происходит награждение победителей конкурса.
Учащиеся, особо проявившие себя в служении обществу и просветительской работе, получают Почётные знаки св. Татианы.
Кстати, почётными крестами св. Татианы в 2012 году были награждены мэр Санкт-Петербурга Г. Полтавченко и митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). И мне было особенно радостно в тот же день тоже получить из рук владыки Амвросия почётный знак этой Святой. После торжеств по поводу награждения у собора начинаются настоящие зимние студенческие гулянья. В это время можно свободно пообщаться с высокими гостями праздника.
Во дворе у собора располагается бесплатная походная кухня: вы сможете отведать вкусную выпечку, горячий чаёк. Молодежь (да и не только) участвует в концертных мероприятиях, играх и забавах. Завершает праздник по обыкновению настоящий бал, проводимый уже в одном из ВУЗов Санкт-Петербурга.
Ежегодно 27 января в день снятия 900-дневной блокады Ленинграда в Воскресенском Смольном соборе совет студентов «Покрова», начиная с 2015 года, принимает участие в панихиде по погибшим в то трагическое время.
Ребята вместе с преподавателями сами совершают 900 ударов в колокол Смольного собора. Кстати, в нижней части колокольного сарафана отлиты названия ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга.
Таким образом, эта зарождающаяся традиция напоминает нам о преемственности поколений, о необходимости сохранения памяти о героическом прошлом нашей страны и города, и ещё о том, что Смольный собор — главный студенческий храм Северной столицы.
Социальное служение
Хотя вновь начал свою духовную миссию собор лишь в 2015 году, здесь уже во всю ведётся разнообразная социальная робота. Мне самой было очень интересно узнать, что помимо взаимодействия со студенчеством города, здесь образована также детская воскресная школа. Кроме неё при храме существует Школа смолянок для девочек от 4 до 12 лет. Занятия и экскурсии строятся с целью ознакомления девочек с историей Института благородных девиц и его добрыми традициями.
Здесь обучают правилам хорошо тона и изящных манер, рукоделию, развивают креативность.
Занятиями, проводимыми в Смольном соборе и других музеях Санкт-Петербурга, руководит настоящая классная дама да ещё в сопровождении разных педагогов. И выпускные балы здесь словно в старину тоже устраиваются.
А раз без кавалеров на балах не обойтись, то при Смольном соборе создан и самый настоящий Пажеский корпус. Здесь занимаются мальчики 5–11 лет.
Уклон сделан на патриотическое воспитание, изучение истории, выработку лидерских качеств, изучение геральдики, кодекса офицерской чести, правил науки фехтования и верховой езды.
По-моему замечательно, что уже с детства мальчиков учат по-рыцарски относится также к прекрасным дамам. Ребята знакомятся с историей Пажеского Его Императорского Величества. На 1 курсе им даже выдается своя военная форма.
А рукопашному бую, танцам, фехтованию и езде верхом тут также обучают. Занятия ведет корпусной воспитатель, экскурсоводы, тренеры, педагоги и психологи.
Балы проходят 2 раза в год и отличаются торжественностью. И как не восхититься, когда перед залом в Астории вас встретит настоящий гусарский оркестр!
Пажи и смолянки воспитываются в духе милосердия. Они участвуют в устройстве благотворительных выставок, а потом решают, куда направить полученные средства. Мне было удивительно читать про их наивные, но такие мудрые решения: в больницу на игрушки для храбрости перед операцией, в приют для брошенных животных, для помощи пожилым людям и детским домам.
На мой взгляд, за 2 года это уже вполне богатые плоды социального служения собора. Работают здесь также и со взрослыми.
В воскресные дни в полдень в Смольном соборе проводятся духовные беседы для всех желающих.