Настоятель монастыря — это человек, всецело посвятивший себя служению Богу и своей общине. Трудно описать словами все те тяготы и обязанности, что ложатся на плечи монаха, вступившего на эту должность. Тем не менее они никогда не унывают, ведь все их труды направлены на то, чтобы спасти как можно больше душ — вывести их из тьмы этого бренного мира.
Итак, кем же является настоятель монастыря? Каковы его обязанности? И насколько велика разница между священнослужителями православной и католической веры?
Архимандрит — это настоятель православного монастыря
Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.
Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:
- ἄρχων— вождь, руководитель, начальник, глава;
- μάνδρα— овчарня, в смысле то место, где держат овец, либо «хлев», «ограда».
Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.
«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:
Мф 18:12
«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?».
Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.
Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.
Архимандрит по положению близок католическому аббату.
Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.
Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.
У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.
Архимандрит Тихон (Секретарёв)
Иерархия в церкви: основные моменты
Верующие христиане, так или иначе, взаимодействуют с лицами духовенства: при живом посещении храма либо при просмотре видео-трансляций. И если вы даже очень далеки от понимания иерархии в православной церкви, то невольно обратите внимание на то, что каждый служитель обладает своим чином.
На это указывает разный цвет одежды, головного убора священнослужителя, наличие у него украшений с драгоценными камнями или более сдержанных изделий.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Все чины в православии разделены на 2 группы:
- Белое духовенство – речь идёт о тех служителях, кому позволено создавать семью, обзаводиться потомством.
- Чёрное духовенство – монахи, полностью отказавшиеся ото всех прелестей обычной жизни.
А теперь предлагаю рассмотреть обе категории более детально.
Архимандрит — настоятель большого монастыря, а игумен — маленького
Подкованные в церковных вопросах читатели вправе спросить: а какая разница между игуменом и архимандритом?
Очень хороший вопрос. Действительно, и тот и другой — настоятели православных монастырей.
Дело в том, что в 1764 году произошла секуляризационная реформа. В результате русские православные монастыри разделили на три класса.
Чем больше и монастырь, чем выше его содержание, чем больше у него влияния, тем выше класс. Например, Троицесергиевева лавра — это монастырь первого класса.
Архимандрит
это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря
Архимандрит был настоятелем монастырей первого и второго классов. Также он на богослужениях носил соответствующие атрибуты:
- мантия со «скрижалями»;
- наперсный крест;
- палица;
- митра.
В современной иерархии Русской православной Церкви игумен стоит на ступеньку ниже архимандрита. Сам архимандрит — это высший сан, которого достигают священники второй степени. Дальше начинаются уже архиерейские звания.
Смотрите также статью Как стать монахом
Книги архимандрита
Архимандрит Платон известен не только как рьяный проповедник и реформист образования, но и как писатель. Его главный труд — это «Сокращение российской церковной истории». Она вышла в Москве в 1805 году. Это первое научно-критическое исследование. Платон создал его на основе летописных сводов, архивов и мемуаров. Даже в 21 веке велико значение ее уникальности. Благодаря этой книге читатель может освежить взгляд на российскую историю, проследить роль Церкви в ее развитии, а также глубже понять сложившийся веками колоритный характер русского народа и государства российского.
Священноархимандрит — это управляющий монастырём архиерей, а схиархимандрит — монах-аскет
Священноархимандрит
Так могут называться только патриарх или епархиальный архиерей.
- Патриарх может быть священноархимандритом в ставропигиальных монастырях (тех, которые не подчинены епархии напрямую);
- Правящий архиерей становится священноархимандритом в монастырях, которые находятся в подчинении епархии.
Так как священноархимандриты — люди занятые, которые вряд ли смогут каждый день находиться в монастыре, назначают наместника лавры (монастыря, обители). Это полномочный представитель архиерея.
Смотрите также статью Митрофорный протоиерей — что это значит?
Схиархимандрит
Чтобы понять, кто такой этот человек, нужно поговорить немного о схиме.
Схима — это клятва православных монахов вести особо аскетичный образ жизни. Есть более щадящая, Малая схима, но обычно, когда не уточняют, подразумевают Великую схиму.
Схиархимандрит — это архимандрит, который принял великую схиму.
Человек, который даёт обет на аскетическое подвижничество, приравнивается к ангельскому образу.
Он уходит жить отдельно от братии, снимает с себя все послушания. Лишь участвует в литургиях и выполняет обязанности духовника. Обычно схимники запираются, чтобы реже общаться с другими людьми.
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
Если архимандрит станет архиереем, он тоже может принять схиму, но такие случаи редки. Схима предполагает монашеский образ жизни и уход на покой. И всё же в Русской православной Церкви есть примеры подобного.
Обращение к архимандриту
Часто людям, верующим и посещающим храмы, приходится обращаться к церковному духовенству. Как обращаться к духовенству? Как и в других, в духовной сфере появились свои нормы приличия. Церковный этикет — правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, сложившиеся в течение многовековой истории на основании нравственных христианских укладов.
В православии к каждому духовному чину обращаются в соответсвии с их рангом, но есть несколько общих форм обращения. Существует православная традиция — это ласковое обращение к священнику, например, батюшка. В основном к нему так и обращаются, или же так говорят, если идет разговор о нем. Кроме этой, разговорной, формы, есть другая — более строгая и официальная, к примеру Отец. При упоминании священника обычно говорят Отец настоятель, Отец (имя). Дурным тоном православного этикета считается сочетать чин и имя священника. Возможное, но редкое, сочетание «отец» и фамилия священника. Безусловно, в среде храма к духовному лицу обращаются на «вы». Несмотря на возможную близость между говорящими, перед другими людьми данное явление не является этичным. Конкретно, к архимандриту? К архимандриту — это обращение звучит так: «Ваше Высокоблаговестие, отец (имя)».
Чин архимандрита появился в исторических документах в V веке или чуть раньше
Впервые чин архимандрита упомянут в Антиохийском Патриархате. Уже в V веке почти весь греческий Восток имеет в своём составе архимандритов.
В актах Третьего Вселенского Собора (431 год) мы можем найти прошение от имени архимандрита и прочих монахов.
Архимандриты постоянно фигурируют и во многих исторических документах:
- Их упоминает Кирилл Александрийский в переписке с Римским папой Целестином;
- В 448 году на Константинопольском Соборе в монофизитстве обвиняют архимандрита Евтихия. Этот документ подписывают 23 монастырских начальника — все с титулами архимандритов;
- Император Зенон пишет в вероисповедальном послании «Энотикон»:
Зенон
император Византии
«Божья, кафолическая и апостольская Церковь, неразрушимая и бессмертная мать наших держав и чтобы благочестивые народы, пребывая в мире и единомыслии касательно Бога с боголюбезнейшими епископами, благочестивейшими клириками, архимандритами и монахами, приносили благоприятные моления о нашем царствовании».
И ещё там же:
«Поелику же эта безукоризненная вера так хранит и нас и дела римские; то богочестивешие архимандриты, пустынники и другие почтенные люди приносили нам просьбы и со слезами умоляли об устроении единения святых церквей, и о том, чтобы одни члены Церкви пришли в связь с другими; так как ненавистник добра давно уже усиливается расторгнуть их, зная, что, если станет бороться с целым телом Церкви, то будет побежден».
Архимандрит XVII века Иоаникий (Галятовский)
Титул «архимандрит» использовался почти как синоним игумена
Мы можем с уверенностью сказать, что означало быть архимандритом на рубеже V и VI веков. Таким титулом наделяли тех игуменов, которые должны были надзирать за всеми монастырями епархии.
Затем эту должность вытеснили великие сакелларии.
После этого архимандритами стали называть игуменов, которые руководили самыми крупным и стратегически важными монастырями в епархиях.
Но в то же время можно заметить, что на Константинопольском Соборе 535 года практически не делают различия между архимандритами и игуменами. Это практически синонимы с единственной разницей:
- Архимандрит — этот титул, который используется в официальных документах;
- Игумен — это титул, который чаще применяется в подписях.
Но это различие практически ничего не значит.
Игуменом и архимандритом, могли стать пресвитеры, монашеские дьяконы и монахи без священного сана.
Но эта тенденция со временем усложняется и вводит жёсткие ограничения. Вскоре только пресвитеры сохраняют возможность получить титул архимандрита.
Император Юстиниан I в своей 120 новелле сообщает, что епископы имеют полномочия возводить священнослужителей в архимандритов.
Чёрное духовенство
Представлено людьми, принявшими монашеский постриг. Рассмотрим, кто относится к чёрному духовенству.
Иеродиаконы и архидиаконы
Иноки, выполняющие обязанности диакона: помогают священникам при проведении богослужений, церковных таинств (подносят необходимые атрибуты, читают молитвы).
Архидиакон – занимает чин самого старшего среди иеродиаконов.
Иеромонахи
Иеромонах = священник, он занимается проведением разных священных таинств. До данного сана могут дослужиться представители белого духовенства, решившие стать монахами либо люди, прошедшие хиротонию (получают право проводить таинства).
Игумены (игуменьи)
Выступают настоятелями или настоятельницами церкви или монастыря. Ранее данный сан давался как награда за проявление заслуг перед церковью. А с 2011 года патриарх принял решение, что игуменом (игуменьей) может становиться любой настоятель монастыря.
Характерный атрибут игумена – посох, который он использует при обходе своей территории.
Архимандриты
Один из наиболее высоких православных санов. Получивший его священник получает митру. Архимандриты ходят в чёрной монашеской одежде, которая отличает их от прочих иноков за счёт наличия на ней красных скрижалей.
А если он по совместительству занимает чин настоятеля храма или монастыря, имеет право носить специальный посох, то к нему обращаются словами «Ваше высокопреподобие».
Епископы (или надзирающие)
Данный чин относится к архиереям. Епископы обладают самой большой благодатью Божьей, им позволено проведение любых священнодействий, даже рукоположение диаконов. Носят мантию красного цвета. Архиепископ – самый главный из епископов.
Древняя христианская традиция гласит, что лишь епископу позволено благословлять служение в храме, используя антимис (платок с зашитыми частичками мощей святого человека).
Кроме того, в обязанности епископа входит контроль и опёка всех храмов и монастырей, расположенных на территории его епархии. К епископам обращаются словами «Ваше преосвященство» либо просто «Владыка».
Митрополиты
Высокий духовный сан, высший из титулов епископа, является самым древним на земле. Митрополит подчиняется только патриарху. Понять, что перед вами митрополит можно, если присмотреться к его одеянию:
- носят мантию голубого цвета;
- имеют белый клобук с крестом, инкрустированный драгоценными минералами (а все представители более низких чинов носят чёрные клобуки).
Стать митрополитом можно, только проявив огромные заслуги перед церковью.
Преподобная Евпраксия — первая женщина-архимандритисса
Особо интересный эпизод истории архимандритов — наличие среди них женщин. Сегодня в Русской православной Церкви это сложно представить, но это происходило в лоне именно нашей церковной традиции.
Женщин называли игуменьями, как и сейчас, но были также и архимандритиссы.
Самая первая из архимандритисс — преподобная Евпраксия Константинопольская (Тавенисская).
Она родилась в 383 году в Константинополе, в семье Антигона — вельможи и родственника царя Феодосия Великого и женщины по имени Евпраксия (таким же, как потом у дочери).
Семья отличалась благочестием, щедро раздавала милостыню, но вот однажды случилась беда — умер отец семейства. Безутешная мать приняла решение отправиться в Египет, где заинтересовалась жизнью женской общины возле Фиваиды.
Однако игумения Феодула наотрез отказалась принимать финансовую помощь. Лишь несколько вещей она позволила передать монастырю:
- Свечи;
- Масло;
- Фимиам.
Помимо даров, мать оставила в обители самое ценное, что имела, — дочь Евпраксию.
Это было желание самой семилетней Евпраксии. Девочка с усердием отдалась служению, а мать вскоре умерла.
Когда Евпраксия осталась сиротой, царь Феодосий послал ей письмо, в котором напомнил, что та с пяти лет обручена с сыном одного сенатора.
Но будущая преподобная заявила, что выполнять это обязательство не намерена, так как у неё появился более важный долг — перед Христом.
Преподобная Евпраксия — первая известная архимандритисса
Затем Евпраксия щедро распорядилась семейными имениями — передала их нуждающимся и Церкви.
Евпраксия вела очень трудную жизнь:
- Выполняла множество послушаний;
- Ела раз в неделю;
- Терпела нападки сестёр, которые ей завидовали;
- Получила немало травм во время трудов (упала в колодец, ударила топором по ноге, ранила глаз бревном).
Но сложности не пугали Евпраксию, и вскоре она обрела чудесные способности:
- Исцеляла больных;
- Изгоняла бесов;
- Видела Деву Марию в окружении ангелов;
- Предсказала свою смерть за десять дней.
Умерла она рано, в тридцать лет, в 413 году.
Так как тёска-мать тоже причислена к лику святых, то к имени Евпраксии обычно добавляют «младшая» или «дева».
Архимандриты Троице-Сергиевой лавры
Архимандриты — это праведные люди, которые ведут прихожан на путь истинный. Их знания, вера и философия заставляют задуматься даже глубоко неверующего человека.
Невозможно не упомянуть первого архимандрита Троице-Сергиевой лавры — Елевферия Иллирийского. Он родился в семье знатного римлянина, христианство привила ему мать. В двадцатилетнем возрасте он был назначен епископом Иллирийским. Во время правления императора Адриана святой Елевферий с матерью был казнен за смелую проповедь о Христе после мучений. Епарх Корив, обезглавивший священномученика, уверовал в Иисуса, и также был казнен.
Платон (Левшин) — деятель Церкви, проповедник, педагог, писатель. Жизнь Петра Георгиевича в качестве черного духовенства началась с 1758 года. В этот год он был пострижен в монахи, став Платоном, в Троице-Сергиевой лавре. После этого он преподавал богословие, затем стал наместником лавры. Его проповедь привлекла внимание Екатерины Второй, которая назначила его учителем будущего императора Павла Первого и придворным проповедником. Платон отличился тем, что преобразовал Славяно-греко-латинскую академию. Период его служения — это одухотворение образовательной и воспитательной системы.
В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей
В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.
Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.
Вскоре, титул архимандрита применялся уже по отношению к любому настоятелю.
Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.
Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).
Примечания[ | ]
- ↑ 123Желтов М. С.
Архимандрит // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 577—578. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0. - Чудинов А. Н.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — 1910. - ↑ 123Воронов А. А.
Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5. - Архиерейский чиновник. Книга 1. Чи́нъ, быва́емый на проиведе́нїе а҆рхїмандрі́та
Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею
Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.
Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.
Посох — атрибут архимандрита, управляющего монастырём
Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.
По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Женский и мужской храмы. Настоятели
Обязанности главы в женском и мужском монастырях несколько разные. Так как игуменья не имеет права, согласно христианской вере, проводить обряды священнослужения.
Исходя из этого, стоит подробнее рассмотреть, чем именно должен заниматься настоятель мужского монастыря.
Игумен, в отличие от игуменьи, обязан проводить все церковные обряды. От также имеет право исповедовать людей. Это не имеет права делать настоятельница женского монастыря. В случае преждевременной кончины или болезни игумена его обязанности возлагаются на казначея на временных основаниях. После чего духовенство рассматривает новые кандидатуры на освободившийся пост и принимает решение.
Также следует отметить, что роли настоятеля католической и православной церкви несколько отличаются друг от друга. В чем именно? Особенности каждого мы рассмотрим далее.