24 января. Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник


Прп. Феодосий Киновиарх

Феодосий Великий
(ок. 424 — 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный Память 11 января

Родился около 424 года в каппадокийском селении Могариасс вблизи города Команы от благочестивых родителей Проересия и Евлогии. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, преподобный Феодосий изучил Псалтирь и прочие книги Священного Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Феодосии еще в юношестве.

В юные годы он направился в Иерусалим и на пути получил благословение святого Симеона Столпника. Поклонившись святым местам Иерусалима, Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей.

Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) он нашёл монастырь, бывший под управлением учеников Евфимия Великого и его спостника Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать «канон пустыни».

Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема. Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, преподобный Феодосий не сразу приступил к устройству монастыря в избранной им пещере; сперва он путём долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. Селившиеся вокруг пещеры подвижники находили в лице Феодосия уже опытного руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху Маркиану. На первых порах своего существования киновия Феодосия стояла в таком же отношении к Лавре Саввы Освященного, как киновии блаженного Феоктиста и святого Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской. Затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита, преподобный Феодосий сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни.

Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из ранее существовавших обителей. В житии Феодосия нет указаний на такое подражание. Местность, избранная им для монастыря, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота с трудолюбием киновита. На них лежала забота не только о личном совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботы, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Феодосия распространился по всей Палестине, и множество нуждающихся стекалось в неё отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Феодосия окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем Лавра Саввы Освященного. Число киновитов доходило до 700, тогда как Великая Лавра во время своего наивысшего расцвета ( и вв.) насчитывала не более 150 подвижников. Прежде существовавшие киновии постепенно теряли своё значение и уступали место киновии Феодосия. В состав её братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми духами.

Своим снисходительным отношением к слабостям человеческой природы святой Феодосий, по словам Кирилла Скифопольского, напоминал святого Иоанна Богослова.

Во время правления Восточно-Римского императора Анастасия с его поддержкой вновь стала крепнуть монофизитская ересь, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твёрдо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осуждённые Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твёрдо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема

«. За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но вскоре, после смерти императора, возвратился.

Прп. Феодосий Великий. Мозаика из монастыря Неа Мони, Греция (ок.1050 г.)

Скончался преподобный Феодосий 11 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчинённых ему киновий теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения огромная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отреза́ли частицы его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем.
Житие Феодосия Киновиарха помещено в «Acta Sanctorum» (январь, т. I), с комментарием, и в изданиях Узенера: «Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta» (Бонн, 1890) и «Der heilige Theodosios» (Лпц., 1890). Текст изданных Узенером житий проверен по пяти новым рукописям и снабжён многочисленными дополнениями и поправками у Крумбахера, в его «Studien zu den Legenden des hl. Theodosios» («Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu München», 1892, тетр. II); дополнения эти, впрочем, имеют более интереса для филолога, чем для историка. Приложен к этой статье заимствованный из патмосского кодекса акафист св. Феодосию на греческом языке. Автор комментария к житию прп. Феодосия в «Acta Sanctorum» не знал, кому приписать составление самого жития; указав на предположение Барония, что оно написано Кириллом, он не соглашается с этим и составителем жития считает ученика Феодосия Юлиана, впоследствии епископа бострийского. Впервые изданное Узенером по рукописи века житие палестинского киновиарха доказало, что помещенное в «Acta Sanctorum» житие Феодосия принадлежит Феодору, еп. Петрскому, и представляет похвальное слово почившему подвижнику в день его первого годичного поминовения (530 г.). Кириллу Скифопольскому это слово было известно и, по всей вероятности, не удовлетворяло его своим риторизмом и растянутостью; он составил новое житие Феодосия, уступающее прежнему по размерам, но превосходящее его изобилием исторически проверенных фактов и точными хронологическими датами. Оба жития переведены с греческого проф. Помяловским и составили 8-й выпуск палестинского патерика (1895 г.).

Кондак, глас 8

Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми кра́сно процве́л еси́/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ сле́з твои́х ту́чами напая́емая,/ стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в.// Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

ФЕОДО́СИЙ I

ФЕОДО́СИЙ I Фла­вий Ве­ли­кий (Flavius Theodosius Magnus) (346/347–395), рим. им­пе­ра­тор (с 379), ка­но­ни­зи­ро­ван ка­то­лич. Цер­ко­вью. По­след­ний пра­ви­тель еди­ной Рим. им­пе­рии. Уро­же­нец Сев. Ис­па­нии, Ф. I был сы­ном вид­но­го рим. вое­на­чаль­ни­ка, по­пав­ше­го в опа­лу и каз­нён­но­го при имп. Ва­лен­ти­ниа­не I. Сде­лал бле­стя­щую во­ен. карь­е­ру: ус­пеш­но сра­жал­ся с сар­ма­та­ми на Ду­нае, в 376 по­лу­чил во­ен. ко­ман­до­ва­ние в пров. Ил­ли­рик. В 379, по­сле тя­жё­ло­го по­ра­же­ния, по­не­сён­но­го рим­ля­на­ми от вест­го­тов в бит­ве при Ад­риа­но­по­ле, и ги­бе­ли имп. Ва­лен­та (378), стал со­пра­ви­те­лем имп. Гра­циа­на, по­лу­чив под свою юрис­дик­цию вост. часть им­пе­рии. Дос­тиг­нув вер­хов­ной вла­сти, про­явил се­бя как та­лант­ли­вый пол­ко­во­дец и спо­соб­ный ди­пло­мат. Одер­жав ряд по­бед в вой­не с вест­го­та­ми, всту­пил с ни­ми в пе­ре­го­во­ры. В 382 за­клю­чил мир­ный до­го­вор, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым вест­го­ты по­лу­чи­ли воз­мож­ность по­се­лить­ся в ка­че­ст­ве фе­де­ра­тов им­пе­рии в Ниж­ней Мё­зии и Фра­кии. Вслед­ст­вие это­го и др. ре­ше­ний Ф. I уси­лил­ся про­цесс вар­ва­ри­за­ции рим. ар­мии. На Вос­то­ке Ф. I уда­лось до­стичь со­гла­ше­ния с дер­жа­вой Са­са­ни­дов о раз­де­ле Ар­ме­нии на сфе­ры влия­ния (387). В об­лас­ти ду­хов­ной жиз­ни осу­ще­ст­вил це­лый ряд ре­ши­тель­ных мер, ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­нив­ших ре­лиг. си­туа­цию в Рим. им­пе­рии. Из­дал в 380 в г. Фес­са­ло­ни­ки эдикт «О ка­фо­ли­че­ской ве­ре». В 381 в Кон­стан­ти­но­по­ле со­сто­ял­ся II Все­лен­ский со­бор (см. Все­лен­ские со­бо­ры), на ко­то­ром был уточ­нён и окон­чат. сфор­му­ли­ро­ван Сим­вол ве­ры и за­кре­п­лён ста­тус ни­кей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния как гос. ре­ли­гии Рим. им­пе­рии. По ре­ше­нию со­бо­ра епи­скоп­ские ка­фед­ры мог­ли за­ни­мать ис­клю­чительно по­сле­до­ва­те­ли ни­кей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. На­хо­дясь под ду­хов­ным влия­ни­ем св. Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го, Ф. I не толь­ко пре­сле­до­вал ере­си, пре­ж­де все­го ари­ан­ст­во, но и по­сле­до­ва­тель­но ис­ко­ре­нял всё, что бы­ло свя­за­но с язы­че­ст­вом. В 381–385 на­ча­лись го­не­ния на языч­ни­ков: под стра­хом смерт­ной каз­ни за­пре­ща­лись жерт­во­при­но­ше­ния, бы­ло пред­пи­са­но за­кры­вать и унич­то­жать язы­че­ские хра­мы. В 391 ус­та­нов­ле­ны круп­ные штра­фы за по­кло­не­ние язы­че­ским бо­гам, по­сле 393 пе­ре­ста­ли про­во­дить­ся Олим­пий­ские иг­ры. За ре­лиг. по­ли­ти­ку хри­сти­ан­ские пи­са­те­ли на­гра­ди­ли Ф. I эпи­те­том «ве­ли­кий». Ф. I при­шлось по­дав­лять мя­те­жи узур­па­то­ров: в 388 – Маг­на Мак­си­ма, в 394 – Ев­ге­ния. С 394 пра­вил еди­но­лич­но всей Рим. им­пе­ри­ей. Пе­ред смер­тью осу­ще­ст­вил раз­дел го­су­дар­ст­ва ме­ж­ду сы­новь­я­ми: стар­ше­му, Ар­ка­дию, дос­та­лась вост. часть со сто­ли­цей в Кон­стан­ти­но­по­ле (бу­ду­щая Ви­зан­тия), млад­ше­му, Го­но­рию, – зап. тер­ри­то­рии в 395–402 со сто­ли­цей в Ме­дио­ла­не (совр. Ми­лан), с 402 – в Ра­вен­не.

еодосий родился в северной Испании. Отец его, Гонорий, был полководцем в армии Валента и вел свой род от императора Траяна. В юности Феодосий получил хорошее общее образование, а военную науку постигал в армии отца. Под его началом он воевал против скоттов и саксов в Британии, а затем против мавров в Африке. Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором . По свидетельству Марцеллина, Феодосий был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру . Но вскоре опала и казнь Гонория, казалось, положили конец блестящей карьере его сына. Феодосий лишен был всех должностей и поселился в качестве частного лица в своем поместье в Испании. Впрочем, опала его была недолгой. В 378 г.- восточный император Валент был разбит готами под Андрианополем и погиб. Полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В этой крайности западный император Грациан прибыл в Сирмий, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над всеми восточными провинциями империи.

Феодосий принял власть в очень трудное время. По свидетельству всех писателей, андрианопольское поражение повергло римлян в полное уныние. Одно имя готов приводило солдат в ужас. Нечего было и думать с такой армией давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть римлянам утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалонику. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи. Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. Феодосий, вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался твердости как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. И действительно, после того как воины обрели веру в себя, они стали увереннее нападать на готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же Феодосий заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие устремились в Паннонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с ними мир. Тем временем Феодосий, разбитый тяжелым недугом, принял в 380 г. крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в Константинополь, Феодосий показал себя горячим защитником православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом-Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосий собрал в Константинополе Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе символ веры был уточнен таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование. Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора. Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству. Точно так же Феодосий, первым из императоров, подверг гонениям язычников и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей империи языческие храмы. А в 394 г. император Феодосий I, проводя борьбу с язычеством, упразднил Олимпийские игры.

Между тем понемногу утихла война с варварами. В октябре 382 г. Феодосий заключил с вождем Фритигерном договор, по которому готы получали для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в качестве федератов. С этого времени Феодосий правил спокойно и твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было посредственно, но он от природы отличался проницательностью. В еде и питье он был умерен, а также отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив. Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах и предан неумеренной роскоши, беспечен и даже склонен к лени.


Св. Амвросий не пускает Феодосия в церковь. Антонис ван Дейк (Национальная галерея в Лондоне, первая треть XVII в.)

Впрочем, от размеренной и приятной жизни Феодосия отвлекали распри в западной части империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II, брата Грациана, изгнанного из Италии тираном Магном Максимом. Соперники встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому победы, но на следующее утро Феодосий благодаря своему превосходству в коннице (она сплошь состояла из варваров — готов и алан) одержал победу. Максим был захвачен и казнен. Следующие три года Феодосий провел в Италии, управляя отсюда всей империей. Среди многих полезных деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном несомненно позорном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г. случилось народное возмущение в Фессалониках. Феодосий, не разобрав дела, велел подвергнуть жителей города беспорядочному избиению. Всего было убито около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием Феодосий разгневал медиоланского епископа Амвросия, который при всем народе не допустил императора в храм, так как руки его обагрены кровью невинных Чтобы умилостивить прелата, Феодосий в одежде кающегося грешника всенародно исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно склонившим голову перед авторитетом церковной власти.

В том же году Феодосий возвратился в Константинополь, оставив Валентиниана управлять западной частью империи. Два года спустя Валентиниан был убит, и власть захватил ритор Евгений. В 394 г. Феодосий выступил против него во главе своей армии. Сражение произошло неподалеку от Аквилеи на берегу Фригиды. В первый день воины Евгения потеснили отряды варваров, которых было великое множество в армии Феодосия. Только ночь спасла Феодосия от полного поражения. Но на другой день ему удалось обещаниями переманить на свою сторону большой отряд противника. Кроме того, в разгар сражения началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо воинам Евгения. Они не выдержали двойного натиска и бежали. Евгений был схвачен и обезглавлен.

На короткое время и в последний раз вся империя объединилась в руках одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосий по пути из Рима занемог в Медиолане и умер, завещав власть двум своим сыновьям.

Велосипед в Феодосии

Популярный Крымский город-курорт Феодосия славится своими музеями, ресторанами и огромным разнообразием развлечений на городской набережной. Выйдя из поезда и покинув здание вокзала, гости города сразу попадают в атмосферу праздника, веселья и бесшабашного отдыха. И это замечательно, если вы приехали отдохнуть и развлечься. А вот местные жители, те самые которые создают всё это курортное великолепие, находятся в этом «празднике жизни» постоянно. Отдыхать нужно всем: и приезжим, и горожанам, а порой горожанам – от вездесущих приезжих.

Как известно, лучший отдых – это смена вида деятельности. Даже если ваша работа непринуждённая и весёлая, отдыхать всё же нужно. Думаю, что продавец сладкой ваты не станет делать вату для себя в свой выходной день. Так давайте же сменим вид деятельности, но сделаем это так, чтобы отдых был не только весёлым, а и приносил пользу.

Бодрость духа, весёлое настроение, свобода перемещения и неоспоримая польза для здоровья – вот на что мы будем ориентироваться. А чтобы всё это осуществить, нам понадобится горный велосипед в Феодосии. Конечно же! Велосипед даёт чувство свободы, наполняет лёгкие воздухом, а сердце добром, заряжает весь организм бодростью и увозит вас, куда пожелаете.

А куда это «куда пожелаете»? В Феодосии разве есть такие места, где можно прокатиться на велосипеде и не встретить толпы мирно прогуливающихся отдыхающих? Да! Есть такие места, мало того их предостаточно.

Если проснуться пораньше, выехать покататься в начале восьмого утра, то можно насладиться прогулкой по пустынным аллеям и сделать несколько кругов в Комсомольском парке. В такое время вам могут повстречаться только редкие прохожие и такие же, как вы, велосипедисты.

Но зачем ограничиваться чертой города, имея железного коня, пришпорив которого можно отправиться, к примеру, в Тихую бухту возле Коктебеля. А поехать туда можно двумя путями, в зависимости от типа вашего велосипеда. Для любителей шоссейных пегасов прекрасно подойдёт выезд из города по Симферопольскому шоссе. Повернув за селом Насыпное в сторону Подгорного, вас ждёт небольшой перевал, преодолев который можно насладиться стремительным спуском. Главное не проскочить поворот к винному заводу, а там и мыс Хамелеон, и Тихая бухта. Если вы предпочитаете передвигаться на горном велосипеде, то добраться до Тихой бухты можно по дорогам вдоль моря. Выезжаете из города по ул. Челнокова, возле Виноградного сворачиваете в сторону Орджоникидзе и перед въездом в город уходите вправо на грунтовки. Минуя хвойную рощу, вы двигаетесь вдоль моря вплоть до Тихой бухты. Тут уже точно вы не встретите «толпы отдыхающих», так как добраться в эти края, даже на машине, весьма проблематично.

Перед теми, кто уже уверено чувствует себя в седле, открываются практически неограниченные возможности для катания в безлюдных местах. Если путешествие на расстояние в 70-100 км для вас не является чем-то запредельным, можно смело отправляться в ПВД (поход выходного дня). На север – через Валадиславовку на Арабатскую стрелку к горячим источникам. На восток – мимо фешенебельных отелей Берегового, мимо озера Ащиголь, мимо Приморского в царство бесконечных грунтовых дорог Керченского полуострова. На запад – к Первомайскому по шоссе, за ним Старый Крым, а там горы! Множество великолепных горных троп, урочищ и плато.

С маршрутами для велосипедных прогулок мы определились. Остаётся сущий пустяк – купить велосипед в Феодосии. Современным решением является покупка online. Это экономит время, и конечно же деньги, ведь цена в интернет магазинах зачастую несколько ниже, чем в обычных. Подобрать и приобрести велосипед вам помогут в интернет магазине (www.velomir.com). Удобство и простота покупки через всемирную сеть бесспорна. Но ничто не сравнится с ощущениями, которые испытываешь, прикасаясь и рассматривая велосипед вживую.

Компромиссом, совмещающим в себе преимущества интернет покупки и возможности своими руками пощупать велосипед, может стать приобретение подержанного байка. Если найти объявление о продаже через интернет, а совершить покупку offline, вы сбережёте время и не получите «кота в мешке». Как и в других городах, велосипеды БУ в Феодосии не редкость. Однако, так же нередко встречаются ситуации, при которых купленный «с рук» велосипед оказывается крадеными или его реальное техническое состояние не соответствует описаниям продавца. Но как уберечься от неприятных сюрпризов и разочарований? Если вас интересуют недорогие велосипеды в Феодосии, то подобрать себе подходящий бюджетный велосипед можно в специализированном магазине.

Как и в любом крупном туристическом центре, в Феодосии очень хорошо развита сфера услуг и общественное питание. Вы с лёгкостью можете купить всевозможные сувениры и подарки, а после вкусно поужинать в кафе или ресторане. А вот новое направление в торговле – это продажа велосипедов в Феодосии. Действительно, это направление не так востребовано, как продажа пляжных зонтиков, очков для плавания и репродукций картин Айвазовского. Но веломагазин в Феодосии встретить можно. Если вы заглянете внутрь, то получете массу положительных эмоций. Произведения технического искусства – иначе и не назовёшь велосипеды, изготовленные в мастерских брендов Merida и Giant. Мировые лидеры – этим всё сказано. Вам стоит только захотеть, и прогулка домой уже не будет пешей.

Думаю, не лишним будет посетить веломагазин вместе с ребёнком. Купить детский велосипед в Феодосии – это значит подарить осязаемый кусочек счастья для юного велосипедиста. Приобретая детский велосипед таких брендов как Trek, Pride или Giant, вы получаете 100% гарантию качества, а как следствие – надёжность и безопасность при эксплуатации. Если же ваш ребёнок увлекается спортом, и вы часто слышите из его уст слова: parkour, freestyle, hip-hop, то фраза «я купил тебе BMX» приведёт его в неописуемый восторг. Выбрать достойный BMX можно среди двух известных производителей – это Giant и Premium.

Итак, у вас есть всё для активного отдыха: новый велосипед, горные и шоссейные дороги, свежий морской воздух и конечно сам город. Феодосия в переводе с древнегреческого означает «Богом данная». Не забывайте, что жить, работать и отдыхать в таком прекрасном городе – это просто великолепно! Освободитесь от повседневных забот, получайте от отдыха максимум, с удовольствием катайтесь на велосипеде, чаще улыбайтесь и будьте здоровы, вместе с магазином ВЕЛОМИР.

О чем молятся преподобному Феодосию

Молясь святому Феодосию, верующие могут дополнять канонические тексты молитв своими словами. Главное чтобы эти слова были произнесены с чистым сердцем и искренней верой в то, что молитва достигнет престола Божьего:

  • у Святого просят исцеления от тяжелых недугов;
  • к Феодосию Великому обращаются, прося укрепления в вере;
  • супруги просят Феодосия Великого даровать им мудрость и взаимопонимание;
  • святому молятся о спасении бедных и бездомных людей.

Обращаясь к Святому, верующие обычно читают следующую молитву:

О преподобне и богоносне отче наш Феодосие! Ты, поработати Господеви желая, неленостно в трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем — отец чадолюбивый. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель твою, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем с верою к тебе припадающим во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит нас во веки веков. Аминь.

Русская духовная миссияв Иерусалиме

В иудейских горах, 11 км восточнее Вифлеема, расположен существующий с конца V века монастырь преподобного Феодосия, разросшийся вокруг «пещеры волхвов». Основатель обители преподобный Феодосий Великий в свое время был поставлен начальником всех общежительных монастырей в Палестине, которых тогда было немало. Друг и сопостник преподобного Саввы Освященного, Феодосий Великий родился около 424 года в Каппадокии от благочестивых родителей. С юности трудясь чтецом и певчим в церкви, он горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. И вот по воле Божией в 451 году он отправился в Иерусалим. В Антиохии Феодосий сподобился благословения прозорливого Симеона Столпника, который и предсказал, что в будущем он станет великим подвижником. В Иерусалиме иноческим трудам он учился у старца преподобного Лонгина столпника, который спустя несколько лет благословил своего великого ученика поселиться при новосозданном храме, что на полпути из Иерусалима в Вифлеем. Вскоре многие узнали о добродетелях нового подвижника Божия, и к нему стали стекаться люди в поисках духовных наставлений. Слава тяготила преподобного Феодосия, тогда-то он и удалился в пещеру, где, по преданию, ночевали три волхва, шедшие с дарами в Вифлеем. Пустынножительствовал он более тридцати лет, проводя время в молитве и посте: совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, кореньями и травами, растущими вокруг.

Подвиг его стал известен, и у преподобного появились ученики. Вначале их было семь. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, наставник стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, Феодосий пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра эта сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. Многие из них впоследствии стали основателями других монастырей, прославились иноческими подвигами.

Душевное успокоение в феодосиевой Лавре находили не только иноки, но и миряне — странники, нищие, больные и убогие. Господь чудесным образом, по молитвам преподобного Феодосия, умножал припасы, так что их хватало и на братию, и на множество странников, которые находили пищу в Лавре во время голода. В обители было устроено несколько странноприимных домов и больниц. Заботами преподобного Феодосия были созданы церкви для братии разных национальностей — греков, грузин и армян, в которых совершалось богослужение на их родном языке.

Во времена правления Константинопольского императора Анастасия (491–518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению. Пытаясь привлечь на свою сторону святого Феодосия, Анастасий послал в дар Лавре много золота. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться православного исповедания. На непродолжительное время император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Тогда святой старец Феодосий, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За это преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Еще при жизни святой Феодосий сподобился от Господа дара многих чудотворений. Скончался же он в возрасте 105 лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

В этой же пещере нашли упокоение некоторые святые жены, в том числе святая София, мать преподобного Саввы Освященного. В 1173 году здесь же была погребена русская княжна преподобная Евфросиния Полоцкая.

Последние дни жизни

После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.

Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.


Гробница преподобного Феодосия Великого

Детство и юность преподобного Феодосия

Будущий праведник родился в V веке в семье верующих христиан, более точную информацию о рождении и семье преподобного Феодосия определить не представляется возможным. Известно, что инок родился в Каппадокии.


Преподобный Феодосий Великий

С детства мальчик имел тягу к церковным службам и любил посещать богослужения. Он обладал красивым звучным голосом, поэтому с детства пел в церковном хоре: это занятие было одним из любимых дел будущего подвижника.

Уже в детские и юношеские годы Феодосий резко отличался от своих сверстников: он был очень смышленым парнем и мог достичь успеха в любой отрасли, но настоящее призвание мальчик видел только в служении Богу. Когда ему однажды удалось встретиться с Симеоном Столпником, тот предсказал парню славное будущее подвижника христианства.

Слова отшельника глубоко запали в душу Феодосия, но он не был до конца уверен, что достоин такой великой чести — верой и правдой служить Господу и сделать это занятие делом своей жизни. С другой стороны, парень не видел себя ни в какой другой роли и не хотел для себя другой судьбы.

Основание первой христианской лавры

Святой не препятствовал инокам, если они хотели поселиться в его пещере и жить под его руководством. Вскоре скромное жилище праведника уже не могло вместить всех желающих, и тогда было принято решение создать первую монашескую общину.

Прежде чем приступить к строительству новой лавры, святой Феодосий обратился к Господу с просьбой указать наилучшее место для будущей обители. После этого Святой взял в руки кадило и пошел по пустыне. Через некоторое время холодные угли разгорелись. Именно на этом месте впоследствии была основана обитель, в которой на постоянном основании жили более 700 монахов.


Икона Феодосия Великого, Киновиарха

Святой Феодосий отличался безмерной добротой, что находило подтверждение в делах милосердия, совершаемых праведником. В одно время в Палестине был очень сильный голод, и люди шли к монастырю с просьбой накормить и защитить их. Преподобный Феодосий приказал открыть ворота и впустить всех страждущих.

Иноки переживали, что людей будет нечем кормить и стены обители не смогут вместить такое количество людей. Однако когда иноки зашли в трапезную, они увидели, что она доверху наполнена хлебом, который по молитвам настоятеля обители даровал Господь страждущим.

Интересно! Такие чудеса повторялись каждый раз, когда преподобный Феодосий хотел оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Ворота монастыря всегда были открыты для всех нищих, больных и голодных людей.

Вскоре на территории монастыря были построены отдельные больницы для мирян, трапезные для бедных и дома для престарелых. К монастырю приходили люди разных национальностей, поэтому настоятель общины распорядился о том, чтобы богослужения велись сразу на нескольких языках: греческом, армянском и грузинском.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]