Прп. Макарий Великий |
Макарий Великий, Египетский
( в.), преподобный Память 19 января
Родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь». Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей.
По кончине родителей преподобный Макарий раздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию — плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.
Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.
Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного.
Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.
Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это — твое смирение». Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Антония Великого, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох.
Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!».
Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, отвечал череп, — и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».
Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая». Женщины с удивлением ответили: «Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей». Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти». Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».
В годы царствования императора Валента — арианина (364- 378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.
Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. «Худое слово, — говорил авва Макарий, — и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми». На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: «Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: «Господи, помилуй !» Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость». Когда братия спросила: «Какие образом можно сделаться иноком?», преподобный ответил: «Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком». На это я отвечал: «Я немощен и не могу быть таким, как вы». Тогда иноки ответили: «Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих».
Одному иноку преподобный Макарий дал совет: «Бегай от людей и спасешься». Тот спросил: «Что значит бегать от людей?» Преподобный отвечал: «Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих». Преподобный Макарий говорил также: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят». И еще: «Если для тебя поношение — как похвала, бедность — как богатство, недостаток — как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение».
Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал». Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.
Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.
Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви века.
Тропарь Макарию Великому, Египетскому, глас 1:
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Учение преподобного Макария Великого
Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. «Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа». Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства».
Чудо рождения святого
Жизнь святого Макария Великого началась с самого настоящего чуда. Его родители жили в Египте, носили имена древних святых – Авраам и Сарра. Отец Макария был пресвитером. Сама атмосфера в доме была изначально исполнена глубокой веры. Долгие годы их брак оставался бесплодным. Решив, что так угодно Господу, супруги стали жить целомудренно, но расставаться не пожелали. Долгие годы их сожительство было духовным. Жизнь их состояла из благих дел, молитв, поста и почитания Господа.
Однако на селение, где они проживали, напали варвары. Грабеж и насилие, невиданные до того времени родителями Макария, так потрясло их, что они хотели покинуть пределы Египта. Но Аврааму во сне явился его праотец. Древний святой Патриарх Авраам выглядел, как старец в ослепительно белых одеждах, с седыми волосами и бородой. Он утешал и говорил будущему отцу Макария, что не стоит покидать Египет. Нужно переселиться в селение Птинапор, которое также находилось в Египте. Кроме того, Патриарх пообещал пресвитеру, что Господь благословит его жизнь рождением сына, несмотря на преклонный возраст родителей. Ведь когда-то давно сам Патриарх стал отцом, будучи глубоким старцем, как и его престарелая супруга Сарра. Проснувшись, Авраам поведал этот сон своей Сарре. Они настолько доверяли знамениям Божиим, что нисколько не усомнились в том, что сон был вещим. Они вознесли молитву Господу, переселились в Птинапор и там стали жить, как супруги.
Внезапно Авраам так сильно заболел, что слег и не мог даже двигаться. Все ждали его близкой смерти. Но однажды ночью ему снова приснился сон, в котором сам Ангел Господень, выйдя из алтаря, велел ему встать, так как вскоре у него родится сын. Этот ребенок станет сосудом Божественной благодати и проживет свою жизнь, словно ангел. Вскоре у них появился сын, которого они назвали Макарием, что значило «блаженный». Так свершилось чудо рождения Великого святого, которое предсказал во сне его отцу Святой Патриарх Авраам с Ангелом Господним. Случилось это около 300 года.
Творения
На русском языке издано:
- Духовные беседы. Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1782. Изд. 2-е, М.. 1839. Изд. 3-е. М., 1851. То же (2-й пер.). — «Христианское чтение». 1821, 1825, 1827, 1829, 1834, 1837, 1846. То же (3-й пер.). Изд. 4-е, Моск. Духовной Академии. Сергиев-Посад. 1904.
- Аскетические послания. Пер. и примеч. Б. А. Тураева. — «Христианский Восток», 1916, т. IV, с. 141-154.
Учение преподобного Макария изложено также: «Добротолюбие». т. I. М., 1895, с. 155-276.
Судьбоносная встреча
Но на подобный шаг святой Макарий решился не сразу. Вначале он долго печалился, что не осталось на этой земле у него никого из близких, с кем он мог бы посоветоваться, обсудить свою будущую жизнь, поведать о своих дальнейших планах.
Однако он уповал на Господа и продолжал традиции своих родителей, которые в дни поминовения святых устраивали пир, чтобы накормить нищих и странников. В такой день святой Макарий приготовил обед и пошел в храм. Там во время службы он увидел инока, который жил в пустыне недалеко от селения Птинапор. Никто прежде не видел его, так как сам пустынник избегал мира. Однако в этот день по Божескому промыслу он пришел в тот же храм, что и святой Макарий.
Вид пустынника очень поразил святого. Несмотря на долгий пост и суровые условия пустыни, которые сделали его лицо сухим и темным, весь его вид светился внутренним благолепием. Святой подошел к старцу и попросил его прибыть на его пир. Старец согласился. После вкушения трапезы святой Макарий снова приблизился к старцу и попросил принять назавтра его к себе в гости. Старец охотно согласился, исполняя волю Господа.
Великий Макарий – ученик Великого Антония
В рассказах о святых Великий Макарий всегда идет своим путем, который еще до рождения назначил ему Господь. Три года он прожил в уединении в пещере Нитрийской горы, затем пошел к Антонию Великому, чтобы еще учиться у него пустыннической жизни. Великий Антоний с радостью принял нового ученика и поделился с ним всеми имеющимися у него знаниями. Долгое время они иночествовали вместе, однако вскоре святой Великий Макарий снова ушел в уединенное место, где продолжил свою незримую войну с бесами.
Однажды в пустыне святой Макарий нашел череп языческого жреца, который рассказал ему, какие тяжкие мучения испытывают те, кто умерли некрещенными, так как не знали Иисуса. Но еще сильнее страдают те, кто знал Его и отрекся.
Именно там появились на свет его молитвы, которые до сих пор защищают нас от бесов, постоянно атакующих православных христиан искушениями. Читая эти молитвы, вряд ли кто помнит, что их составил святой, которому сам Дьявол признался, что его смирение не позволяет сломить его дух.
Искушения святого
Жизнь иноческая кажется мирянам простой и размеренной. Пост, молитва и труд – остальное по воле Господа. Однако именно иноки искушаются бесами сильнее всего. Житие святого Макария Великого содержит множество фактов, которые говорят о том, как часто и сильно святого искушал враг рода человеческого – Дьявол. Он одолевал святого греховными мыслями и бранной речью, пугал чудищами, которые являлись ему среди молитвы. При ночных бдениях потрясал его келью или вползал ядовитой змеей, чтобы отвлечь святого от молитвы. Но инок, помня о защите Господа, ограждал себя крестом и молитвой, против которых сам Дьявол был бессилен.
Клевета против святого
В ближайшем селении жили юноша и девушка, которые любили друг друга. Именно их избрал Дьявол своим орудием. Родители девушки были против их брака, так как юноша был бедным. Но вскоре их дочь оказалась беременной. Наученная Дьяволом и своим любовником, всю вину она свалила на святого Макария, представив его насильником. Люди в селении избили святого, проклиная его. Человек, который прислуживал ему, умолял людей не трогать святого, но его не слушали. Вскоре святой Макарий оказался близок к смерти, только тогда его оставили. Человек, прислуживавший ему, перенес его в келью и ухаживал за ним.
Как только святой пришел в себя, он стал усиленно работать, чтобы прокормить опозоренную девушку и ее нерожденное дитя. Когда же пришло ей время рожать, Господь наказал ее. В страшных болях и мучениях провела она несколько дней, пока не призналась, что оклеветала невинного. Люди хотели попросить у него прощения, но святой, не желая мирской славы, удалился в другие места.
Начало иночества
Святой Великий Макарий снова пришел к знакомому старцу и со смирением попросил его стать для него наставником. Старец, видя стремление юноши скорее приступить к служению, начал учить его основам иночества – молитвам, молчанию, рукоделию, которое поможет приобрести необходимое количество еды для пустынника, а также одинокому служению. Вскоре он переселил святого Макария в пещеру, которую выкопал специально для него. С той поры святой Макарий стал отшельником, который своей смиренной жизнью служил Господу. Чтобы добыть себе пропитание, он плел корзины. За малую плату их покупали жители близлежащих селений. Вскоре слава о святом отшельнике стала доходить до глав местной церкви.
Отказ от клирикального служения
Епископ местной церкви очень удивился, узнав, что в пустыне появился смиренный отшельник, который ведет богоугодную жизнь. Он призвал святого Макария, поговорил с ним и назначил его клириком в приходе Птинапора. Святой Макарий ссылался на свою молодость – в то время ему было сорок лет. Однако епископ решил, что молодость для него не может быть помехой и поставил его в должность собственной волей.
Это нарушало уже установившийся уклад жизни святого Макария. Ему пришлось бежать и поселиться в пустыне недалеко от другого селения. Здесь к нему в услужение пришел один из местных жителей, который стал служить святому тем, что продавал его корзины и покупал необходимую пищу для отшельника.
Ссылки
Греческая патристика Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 •
Павел Самосатский
(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 •
Евсевий Памфил
†ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 •
Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепой
†398 •
Евагрий Понтийский
†399 •
Макарий Магнезийский
†ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 •
Синезий Киренский
†ок. 414 •
Феодор Мопсуестийский
(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 •
Леонтий Византийский
†после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753Латинская патристика Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 •
Новациан
(ер) †ок. 258 •
Арнобий Старший
†ок. 330 •
Лактанций
†ок. 325 •
Гай Марий Викторин
† после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 •
Пелагий
(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 •
Марциан Капелла
ок. 425/428 •
Клавдиан Мамерт
†ок. 473 •
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций
†524 или 526 •
Магн Аврелий Кассиодор
†ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735Ориентальная патристика Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700 (ер) — осуждены за ересь
Первые поучения
На другой день святой Макарий пришел к старцу и попросил стать его учителем. Старец весь день рассказывал Макарию о трудностях жизни в одиночестве в пустыне. Ночью, когда святой Макарий уснул, старец стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему его предназначение в жизни этого юноши. Вскоре ему явился сон иноков, которые призывали спящего Макария встать и пополнить их ряды для служения Господу. Этот сон он рассказал утром святому Макарию, призывая его не медлить с решением оставить мир ради служения Богу.