Пророк Захария и праведная Елисавета. Православный календарь на 18 сентября


ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА

Е. Ф. активно занималась делами милосердия. Она была председателем Петровского благотворительного об-ва в С.-Петербурге, Убежища для слабосильных и выздоравливающих детей, Царскосельского благотворительного об-ва, Первого с.-петербургского дамского комитета Российского об-ва Красного Креста. В 1896 г. основала в С.-Петербурге Елисаветинскую общину сестер милосердия, к-рую регулярно посещала, несмотря на переезд в Москву, присутствовала при освящении зданий общины и храма во имя вмч. Пантелеимона, работала с отчетами правления.

Великокняжеская чета с вниманием относилась к празднованию в Москве дня вмч. Георгия, особо отмечала в этот день георгиевских кавалеров. Е. Ф. была шефом 51-го Черниговского драгунского полка. Участвовала в благотворительных базарах, в организации московских праздников цветов (1-й состоялся 20 мая 1901). Средства, вырученные от этих мероприятий, поступали на благотворительные нужды. Е. Ф. являлась председателем об-ва помощи пострадавшим во время наводнения 1908 г.

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1901 г. Худож. В. К. Штемберг (ГТГ) Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1901 г. Худож. В. К. Штемберг (ГТГ)

Е. Ф. принадлежит важная роль в развитии музеев, художественных, муз. и театральных союзов. Она участвовала в подготовительном комитете X археологического съезда, в организации раскопок на территории Московского Кремля, в приобретении и дарении Историческому музею различных экспонатов (древних монет, крестов, икон, старинного оружия), способствовала открытию Екатерининского, Владимирского, Суздальского и др. залов музея. Е. Ф. любила церковное пение и особенно ценила Синодальный хор, заботилась о сохранении и развитии муз. и театральной культуры. В течение ряда лет была попечительницей Филармонического об-ва. С ее участием был создан приют для престарелых театральных деятелей, подготовлены съезды Театрального об-ва и бенефисы выдающихся актеров и т. д. Е. Ф. помогала Строгановскому и Синодальному уч-щам, курсам сестер милосердия общины Иверской иконы Божией Матери.

Открытие и освящение (18 янв. 1904) Шелапутинских ремесленных уч-щ состоялось при поддержке Е. Ф. 17 янв. 1892 г. был утвержден Устав Елисаветинского об-ва по оказанию помощи детям неимущих родителей, его председателем был назначен Б. А. Нейдгарт. В ясли, сады, приюты об-ва поступали дети малоимущих родителей, сироты, к-рые не только жили и воспитывались, но и получали профессиональное образование на средства об-ва. За 25 лет работы об-во открыло десятки детских приютов в приходах церквей Москвы и ее уездов и оказало помощь 9 тыс. детей. Испросив благословение у Московского митр. Леонтия (Лебединского), Е. Ф. разделила город на 11 благочиний, в к-рых в свою очередь было образовано более 200 Елисаветинских комитетов. Во главе групп Е. Ф. поставила отцов-благочинных. При каждом столичном приходе создавались ясли и приюты. За 20 лет Елисаветинское благотворительное об-во открыло 36 учреждений для призрения детей. Для награждения тех, кто в течение ряда лет самоотверженно выполняли свой долг, было принято Положение о нагрудном знаке Елисаветинского благотворительного об-ва, утвержденное 2 мая 1900 г. Право на ношение знака 1, 2 и 3-й степени удостоверялось дипломом за подписью Е. Ф. Высшей формой награды об-ва было занесение имен его членов на мраморные доски, сооруженные на стене зала заседаний Совета об-ва.

Об-во попечения о неимущих и нуждающихся детях было создано раньше Елисаветинского благотворительного об-ва, но работа по финансовым причинам приостановилась на неск. лет. Задачей об-ва было обучение профессии вне зависимости от социального происхождения и возраста. В 1893 г. в результате ходатайства собрания попечителей перед государем Е. Ф. принимает об-во под свое покровительство. В 1895 г. благодаря значительным пожертвованиям Е. Ф. началось строительство дома для 1-го приюта об-ва. Защита прав детей, к-рые подверглись истязанию в различных ремесленных заведениях, рассмотрение жалоб на жестокое обращение с ними побудили к созданию специального Комитета общества, возглавленного П. Н. Обнинским.

Е. Ф. была почетным председателем Дамского тюремного комитета, опекавшего детей, чьи матери отбывали наказание. Были организованы швейные мастерские для освобожденных из-под стражи женщин, где они получали жалованье и могли обеспечить одеждой себя и своих детей. Дамский комитет организовал приют для освобожденных из тюрем женщин. С 1893 г. благотворительная деятельность в тюрьмах отмечалась знаком в виде синего эмалевого креста, к-рый был вставлен в металлический круг с надписью: «Человеколюбием исправлять». В 1898 г. Дамский тюремный комитет создал школу тюремных надзирательниц, стремясь т. о. внедрять культуру общения в повседневную жизнь арестанток.

В дни рус.-япон. войны Е. Ф. развернула работу по оказанию всесторонней помощи армии: открыла склад пожертвований в помощь раненым и нуждающимся, организовала бесплатное размещение больных и раненых, вернувшихся с войны. Комиссия по размещению воинов состояла при Особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (12 февр. 1904 — 1 сент. 1907), к-рый открыл в своих губ. и уездных учреждениях 807 лазаретов по всей России (за исключением С.-Петербургской губ. и Финляндии) и оказал помощь 25 535 нижним чинам и 1350 офицерам. Гр. А. А. Олсуфьева вспоминала, что «великая княгиня была полностью поглощена этой работой… она думала обо всем, что могло бы помочь здоровью и благоустройству солдат…» (Olsoufieff. 1922. P. 4). В Кремлевском дворце Е. Ф. организовала работу женщин. «Это было целое министерство… разделенное на 12 отделов, каждый со своими функциями и задачами в оказании помощи фронту» (Ibid. P. 4-5). Основные направления этой работы: снабжение складов Ее Имп. Высочества в Ляояне, Мукдене (Шэньяне), Харбине и складов Красного Креста в Никольске (ныне Уссурийск) и Чите необходимыми вещами и медицинскими пособиями; снаряжение и содержание 9 летучих санитарных отрядов; снабжение необходимым инвентарем и вещами плавучих лазаретов; снаряжение 4 этапных лазаретов на 200 чел.; снаряжение и содержание отряда для борьбы с инфекционными заболеваниями и т. д. Отчеты об отправлении пожертвований на фронт публиковались в «Еженедельнике» и различных газетах. Особенно Е. Ф. заботилась о том, чтобы «помочь в духовных нуждах русскому человеку… путем отправки множества походных церквей, оборудованных всем необходимым для богослужения» (Ibid. P. 4). 25 окт. 1908 г. в московской Всехсвятской роще было освящено устроенное Е. Ф. Сергиево-Елисаветинское убежище для увечных воинов, где они могли обучаться ремеслам.

Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл)

Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл)

Во время революции 1905 г. было принято решение о переезде великокняжеской семьи в Кремль. 4 февр. от взрыва, произведенного террористом И. П. Каляевым на Сенатской пл. в Кремле, погиб вел. кн. Сергей Александрович. Этот день стал для Е. Ф. последним в ее светской жизни. 7 февр. Е. Ф. ездила в тюрьму, где содержался Каляев, оставила ему Евангелие и икону, после чего обратилась к Николаю II с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено. На месте убийства мужа Е. Ф. установила памятник-крест, сделанный по проекту В. М. Васнецова. На памятнике были начертаны слова Спасителя, сказанные Им на кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (ср.: Лк 23. 34). По инициативе Е. Ф. для сохранения памяти о муже П. В. Жуковским в Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре в Кремле под наблюдением акад. Р. И. Клейна был создан храм-усыпальница вел. кн. Сергея Александровича.

Московское Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. (по случаю дня тезоименитства государя Е. Ф. находилась в эти дни в С.-Петербурге) дало повод Е. Ф. написать о том, что «революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Мой долг,- отмечала Е. Ф.,- заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания. Я попросту считаю себя подлой, оставаясь здесь, предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки… Не надо бояться смерти, надо бояться жить» (Джунковский. 1997. С. 135).

Е. Ф. выбрала особую форму подвижничества — благотворение. Она вложила свои капиталы в устроение обители милосердия. В 1907 г. она вместе с буд. духовником обители прот. Митрофаном (впосл. преподобноисп. Сергий (Сребрянский)) приступила к созданию устава новой обители сестер милосердия. В мае того же года Е. Ф. купила усадьбу с большим садом на Б. Ордынке, где в окт. открыла лазарет для раненых. 20 нояб. следующего года Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) утвердил Устав обители, цель к-рой — «трудом сестер обители милосердия и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».

10 февр. 1909 г. Марфо-Мариинская московская женская обитель официально начала свою деятельность. 9 сент. того же года Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым) был освящен 1-й храм обители — во имя святых Марфы и Марии, т. н. больничный. 9 апр. 1910 г. в этой церкви еп. Трифон посвятил в звание крестовых 17 сестер обители во главе с Е. Ф., давших обет послушания, нестяжания и целомудрия без монашеского пострига и обещавших творить добрые дела в духе христ. любви, заботы о бедных и больных. 10 апр. 1910 г. Московским митр. Владимиром Е. Ф. была утверждена в должности настоятельницы. Духовно окормляли сестер прот. Митрофан Сребрянский и прп. Алексий (Соловьёв), мон. Зосимовой пуст. Сестрами могли стать правосл. вдовы и девушки в возрасте от 21 до 40 лет. Их подразделяли на крестовых (более опытных) и учениц. Все сестры после прохождения соответствующего обучения в обители были обязаны посещать бедных и оказывать им помощь. В обители бесплатно обучали на курсах медсестер, выдавали лекарства, проводили электролечение, делали массаж, инъекции, оперировали; работала библиотека; были созданы приют для сирот, воскресная школа, столовая для бедных, в которой готовилось свыше 300 обедов ежедневно.

Кроме непременного участия в богослужениях 2 раза в неделю духовник обители проводил с сестрами беседы катехизического и святоотеческого характера. В храме обители 4 раза в неделю читались акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного Спаса и Покрова Пресв. Богородицы; на обратной стороне — образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая должна была творить 100 Иисусовых молитв. В интерьере обители преобладал белый цвет, в убранстве использовался ситец светлых тонов. Сестры носили специально сшитые для них светлые длинные платья и белые апостольники, напоминавшие одеяние св. Елизаветы Тюрингской. В 1911 г. Е. Ф. подала в Святейший Синод прошение о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс. Решение вопроса было отложено до Поместного Собора РПЦ.

В 1908-1912 гг. был построен Покровский храм обители в новгородско-псковском стиле XVI в. по проекту архит. А. В. Щусева и расписан худож. М. В. Нестеровым. П. Д. Корин расписывал подземный храм-усыпальницу. 8 апр. 1912 г. состоялось освящение храма митр. Владимиром, еп. Трифоном и Серпуховским еп. Анастасием (Грибановским). Деятельность Марфо-Мариинской обители была обращена на поддержку бедных, больных и страждущих. Сестры служили в бесплатных учреждениях обители: больнице, амбулатории, аптеке, приюте для сирот, воскресной школе, б-ке, столовой для бедных, доме для чахоточных женщин на Донской ул. В обители больные получали и духовную помощь: соборование, беседы, молитвы, ежедневные службы о болящих в ц. святых Марфы и Марии. С осени 1913 г. сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты.

Одновременно с созданием Марфо-Мариинской обители в Москве под рук. Е. Ф. в Сергиевском посаде в 1910-1911 гг. было построено и открыто Мариинское убежище (приют) для престарелых сестер милосердия Красного Креста, которые вслед. потери трудоспособности или по возрасту нуждались в уходе. В убежище был устроен домовый храм во имя равноап. Марии Магдалины, настоятелем к-рого Е. Ф. назначила свящ. Павла Флоренского (см.: Андроник (Трубачев), игум. Таинство священства в судьбе отца Павла Флоренского // Ныне и присно: Русский журнал для чтения. 2006. № 3-4).

В убежище была учреждена амбулатория им. вел. кн. Сергея Александровича, к-рая обслуживала малоимущее население Сергиевского посада. Во время войны 1914-1918 гг. убежище принимало раненых воинов на лечение, несмотря на свой возраст, за ними ухаживали престарелые сестры милосердия.


Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ «Павловск»)

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ «Павловск»)

Е. Ф. спала на деревянной кровати без матраца, с жесткой подушкой 2-3 часа в сутки, в полночь молилась в церкви, посещала больных в лазарете. Время, свободное от благотворительных трудов, Е. Ф. посвящала паломническим поездкам. Она неоднократно посещала Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Оптину пуст., Саввин Сторожевский мон-рь, Тихонову пуст., Соловецкий, Саровский, Новоиерусалимский мон-ри, Сергиев скит, Зосимову пуст., обители, расположенные возле С.-Петербурга, а также другие древние мон-ри. Е. Ф. участвовала в праздниках прославления Божиих угодников, таких как прп. Серафим, игум. Саровский, сщмч. Ермоген, и в торжествах, связанных с вторичным обретением мощей кнг. блгв. Анны Кашинской. В письме Николаю II Е. Ф. назвала дни, проведенные в 1909 г. в Кашине, «идеальным повторением Сарова» (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254). Е. Ф. постигала смысл «духовного учительства» через паломничество и в процессе чтения житийной и святоотеческой лит-ры, а также в беседах со схиархим. Гавриилом (Зыряновым), священниками Алексием и Германом Зосимовскими, схиигум. исп. Фамарью (Марджановой), оптинскими старцами иеромонахами преподобными Нектарием (Тихоновым) и Анатолием (Потаповым).

Паломничество Е. Ф. в мон-ри Урала было прервано первой мировой войной. В Москве Е. Ф. организовала Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. В Марфо-Мариинской обители был открыт госпиталь. В дни войны Е. Ф. возглавляла десятки учреждений в качестве попечителя либо председателя. 29 июля 1914 г. на заседании комитета, состоявшемся в доме Е. Ф. в Марфо-Мариинской обители, было принято решение об открытии постоянного координирующего органа (канцелярии комитета) и о начале приема денежных и вещевых пожертвований, а также об учреждении «Еженедельника», в к-ром будут освещаться все эти вопросы. Одна из главных задач комитета состояла в обеспечении работой жен солдат, призванных на войну. Под мастерские были отданы дома генерал-губернатора, Российского благородного собрания и Старогостиный двор. Семьям воинов также оказывалась сельскохозяйственная помощь, дети лиц, призванных на войну, обеспечивались всем необходимым. 27 сент. 1914 г. комитет вел. княгини принял решение об открытии ряда учреждений для сирот. По призыву Е. Ф. артисты и художники России проводили благотворительную работу в пользу воинов и их семей. Своеобразной помощью фронту было издание открыток-репродукций картин великих рус. художников (напр., репродукция картины Нестерова «Милосердие») и рисунков Е. Ф., календарей и т. д. Е. Ф. отправила воинам рус. армии неск. составов с рождественскими подарками. В 1914 г. в продажу поступила переизданная Е. Ф. кн. «Под благодатным небом»; прибыль, полученная от продажи книги, была отдана в пользу детей воинов. К этому изданию Е. Ф. привлекла выдающихся художников: Нестерова, В. Д. Поленова, Н. К. Рериха, Корина и др.

Комитет Е. Ф. проводил сбор средств для содержания бездомных детей в приютах и окончания строительства помещений для детских трудовых артелей. Средства комитета, привлеченные с момента его создания и до 1 янв. 1916 г., позволили оказать помощь семьям 75 тыс. призванных воинов, в приютах проживало 45 тыс. детей воинов (в т. ч. 30 тыс. ясельного возраста); остро нуждающимся было выдано 7,8 млн обедов; в бесплатных и дешевых квартирах размещалось и получало пособие 25 тыс. лиц, чьи родственники были призваны в действующую армию; для нужд армии было изготовлено более 25 млн предметов обмундирования; бесплатно или по льготной цене выдано топлива примерно 89 тыс. семей воинов; денежные пособия получило ок. 341,5 тыс. семей; общее число зарегистрированных нуждающихся семей воинов, которым оказывалась та или иная помощь учреждениями Е. Ф., превышает 895 тыс. Подавляющее большинство просьб нуждающихся было удовлетворено. В 1914 г. Е. Ф. начала работу по организации Братского кладбища при ц. Всех святых во Всехсвятском, на к-ром был построен храм Преображения Господня по проекту архит. Щусева.

В июне 1915 г. комитет великой княгини принял решение выделить 500 тыс. р. на расширение Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов, где раненые солдаты и дети погибших воинов обучались сапожному, портновскому, переплетному делу. Е. Ф. занималась подготовкой и отправкой на фронт походных церквей. В 1915-1917 гг. в обществе получили распространение безосновательные обвинения имп. Александры Феодоровны и Е. Ф. в шпионаже в пользу Германии. Е. Ф. в письмах имп. Николаю II отмечала, что Г. Е. Распутин пребывает «в духовной прелести», отношения между Е. Ф. и имп. Александрой Феодоровной резко ухудшились из-за разногласий по поводу оценки Распутина.

13 апр. 1916 г. митр. Макарий совершил Божественную литургию в храме Марфо-Мариинской обители и благодарственный молебен по случаю исполнившегося 25-летия со дня присоединения Е. Ф. к правосл. Церкви. В этот день прот. сщмч. Иоанн Восторгов, обращаясь к верующим, собравшимся в обители, отметил, что жизнь вел. княгини свидетельствует об истинности ее веры. «В такой христианизации,- говорил о. Иоанн,- когда «жизнь истинствует», и заключается прогресс духовный… православия нельзя теперь от нее взять даже ценою мученической смерти…» (Моск. ЦВед. 1916. № 17. С. 226-230).

После Февральской революции частная благотворительность была прекращена. 10 марта 1917 г. был издан приказ комиссара Временного правительства Москвы о назначении В. Н. Григорьева комиссаром всех учреждений, бывших в ведении Е. Ф. 24 марта Е. Ф. сложила с себя обязанности председателя Комитета по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну.

26 авг. 1917 г. в Марфо-Мариинской обители был освящен храм в честь Бесплотных сил и всех святых. 21 нояб. Е. Ф. присутствовала в Успенском соборе Московского Кремля на интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) (см.: Урусова Н. В. Материнский Плач Святой Руси. М., 2006. С. 112). 24 янв. 1918 г. Е. Ф. заказала Корину написать образ прор. Илии (в собрании И. С. Остроухова). Возможно, это был последний заказ Е. Ф.

И. К. Кучмаева, Л. Б. Максимова

Икона Святой Елизаветы

Разрешение на перевозку гробов получил игумен Серафим, друг и духовник Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Шесть тел были захоронены в апреле 1920 года под сенью храма преподобного Серафима Саровского при Русской Духовной миссии в Пекине.

Тела же святых мучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были сопровождены далее во Святую Землю, Иерусалим и были упокоены в усыпальнице при храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

Захоронения останков остальных мучеников оставались в Российской Духовной Миссии (ныне посольство РФ) до 1947 года. В 1947 году по указанию из Москвы они были преданы земле на православном кладбище близ городских ворот Аньдинмэнь. После 1988 года, когда кладбище было окончательно ликвидировано, на его территории был разбит парк, а на участке с захоронениями мучеников устроили поле для игры в гольф.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику Святых Новомучеников Российских Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 18 июля (н. ст.).

Акафист св. прпмц. Елисавете

17 и 18 сентября 2021 года в Екатеринбурге пройдут памятные мероприятия, посвященные дню ангела преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве, ставшей символом милосердия и жертвенной любви к Отечеству и ближним своим. Памятные события пройдут в год столетия мученической кончины Великой княгини — в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, Елизавета Федоровна и ее сопутники были сброшены живыми в шахту под Алапаевском.

Акция памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны проходит по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, продолжая череду мемориальных событий в рамках Царских дней в год столетия подвига святых Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников.

В понедельник, 17 сентября в 18:30 в Екатеринбурге состоится акция памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Акция начнется в сквере рядом с домом №19 на проспекте Ленина. Здесь в мае 1918 года преподобномученица Елизавета жила с другими членами Дома Романовых перед высылкой в Алапаевск. Ныне здание бывшей гостиницы – так называемых «Атамановских номеров» — занимают органы ФСБ и ГУВД.

На следующий день, 18 сентября, в 09:00 на приходе во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (ул.Ереванская, 65) будет совершена Божественная литургия. Затем участники богослужения посетят действующий при приходе Приют милосердия для тяжелобольных, инвалидов, немощных, пожилых, ветеранов войн и труда, бездомных. Здесь круглосуточно несут свое служение сестры милосердия, по примеру святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая, будучи членом царской семьи, создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, и служила нуждающимся.

Дата проведения акции не случайна: 18 сентября Церковь празднует память святой Елизаветы Тюрингской, небесной покровительницы Великой Княгини, чье житие явилось для Елизаветы Федоровны примером любви к человеку и исполнения Божьей правды на земле. Елизавета Тюрингская, жившая в XII веке, была дочерью Венгерского короля. Получив блестящее образование, в 14 лет обвенчалась с Людвигом IV, ландграфом Тюрингии. В то же время она познакомилась с опытом жизни францисканских монахов, проповедовавших полную самоотдачу во имя милосердной любви. С тех пор, все силы Елизаветы Тюрингской были направлены на помощь нищим и обездоленным.

Дочь Елизаветы Тюрингской стала основательницей ландграфства Гессен. Но не только кровным родством была связана со святой Елизаветой Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Святая елизавета в чем помогает молитва

Будучи принцессой, внучкой английской королевы Виктории, она получила прекрасное воспитание и образование, отличалась тонким вкусом, разбиралась в музыке и живописи. По инициативе матери, будущая Великая Княгиня с братьями и сестрами посещали госпиталь. Вдохновленная примером своей небесной покровительницы, Елизавета Федоровна с ранних лет старалась всячески оказывать помощь подданным своей земли. Такую же заботу она проявила и к народу своего нового отечества – русскому. По всей стране открывались приюты и дома презрения, шефом которых была Великая княгиня. Природный ум и неутомимая энергия Елизаветы Федоровны позволили вывести дело благотворения на высокий уровень, а самоотдача, с которой действовала Великая княгиня, вдохновляли сотни людей следовать ее примеру.

Несмотря на все испытания (раннюю смерть матери, младших сестры и брата, убийство мужа Великого князя Сергея Александровича, революционную смуту 1917 года и жестокую расправу над членами дома Романовых) святая Елизавета Федоровна сохраняла веру в Божью Милость и сама являлась опорой для людей, нуждающихся в укреплении духа и помощи в житейских тяготах.

Организаторами акции 17 сентября выступают Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии и Свято-Елизаветинское малое православное братство.

Присоединиться к акции приглашаются все желающие. Закончится акция возложением цветов у мемориальной таблички, закрепленной на стене здания на пр. Ленина, 19.

[ad01]

Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, Елизавета занялась делами милосердия

Когда Елизавета подросла и вступила в пору девичества, ей стали подыскивать супруга. Одно время в качестве потенциального жениха рассматривался её кузен Фридрих Баденский. Кроме того, имеется неподтверждённая информация о том, что другой кузен, прусский кронпринц Вильгельм делал ей непринятое предложение руки и сердца.

В 1884 году Елизавета Федоровна стала великой княгиней Императорского Дома Романовых, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Супруг приходился Елизавете и двоюродным дядей (общий предок — Вильгельмина Баденская), и четвероюродным братом (общий прапрадед — прусский король Фридрих Вильгельм II).


Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович. Елизавета Федоровна стала женой великого князя Сергея Александровича, несмотря на то, что ей предлагал руку и сердце прусский кронпринц Вильгельм

Супруги стали жить в приобретённом Сергеем Александровичем дворце Белосельских-Белозерских, который стал именоваться Сергиевским. Впоследствии они также проживали в подмосковном имении Ильинское.

13 апреля Елизавета Федоровна перешла из лютеранства в православную веру. В том же году великий князь Сергей Александрович назначен генерал-губернатором Москвы.

Праведная Елизавета с момента переезда в Россию активно занималась благотворительностью. По её настоянию в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян. Кроме того, она посещала храмы, больницы, тюрьмы, детские приюты. После начала в 1904 году русско-японской войны она много помогала фронту и армии.


Лазарет Елизаветинской общины Красного креста. Елизавета Федоровна организовала Елисаветинское благотворительное общество для помощи бедным слоям населения

В 1892 году она организовала Елисаветинское благотворительное общество. Вначале общество работало только в Москве, а позже её деятельность распространилось на уездные города Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста.

У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

Храмы и монастыри

Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, на Украине, а также храмы. База данных сайта Храмы России (по состоянию на 28 октября 2012) включает в себя информацию о 24 действующих храмах в разных городах России, главный престол которых посвящён преподобномученице Елисавете Феодоровне, о 6 храмах, в которых ей посвящён один из дополнительных престолов, об 1 строящемся храме и 4 часовнях. Действующие храмы во имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Алапаевской (в скобках — даты строительства) расположены в Екатеринбурге (2001); Калининграде (2003); городе Белоусово Калужской области (2000—2003); поселке Чистые Боры Костромской области (кон. XX — нач. ХХI вв.); городах Балашиха (2005), Звенигород (2003), Клин (1991), Красногорск (сер. 1990-х — сер. 2000-х), Лыткарино (2007—2008), Одинцово (нач. 2000-х), Щелково (кон. 1990-х — нач. 2000-х), Щербинка (1998—2001) и деревне Колоцкое (1993) Московской области; Москве (храмы 1995, 1997 и 1998 годов, 3 храма середины 2000-х годов, всего 6 храмов); поселке Дивеево Нижегородской области (2005); Нижнем Новгороде; селе Венгерово Новосибирской области (1996); Орле (2008); городе Бежецк Тверской области (2000); селе Хреновое (2007). Действующие храмы с дополнительными престолами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Алапаевской (в скобках — даты строительства) включают: Собор Трех Святителей Великих в Спасо-Елеазаровском монастыре, Псковская обл., д. Елизарово (1574), дополнительные престолы — Рождества Пресвятой Богородицы, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны; Церковь Вознесения Господня, Нижний Новгород (1866—1875), дополнительные престолы — Николая Чудотворца, Иконы Божией Матери Неопалимая Купина, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны; Церковь Илии Пророка в Ильинском, Московская обл., Красногорский р-н, с. Ильинское (1732—1740), дополнительные престолы — Иоанна Богослова, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны ,Феодора Пергийского; Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Усово (новая), Московская обл., с. Усово (2009—2010), дополнительные престолы — Иконы Божией Матери Державная, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, священномученика Сергия (Махаева); Храм во имя Святой Елисаветы Феодоровны (Елизаветы Федоровны), Свердловская область, г. Екатеринбург. Храм Успения Пресвятой Богородицы, Курская обл., г. Курчатов (1989—1996), дополнительный престол (2006) — преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Часовни расположены в Санкт-Петербурге (2009); Орле (1850-е); г. Жуковский Московской области (2000-е); Йошкар-Оле (2007). Церковь Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Екатеринбурге – строится. Список включает домовые храмы (больничные храмы и храмы, находящиеся при других социальных учреждениях), которые могут не представлять собой отдельно стоящих сооружений, а занимать помещения в больничных корпусах и т. п.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]