Кто такой праведник
В мировых религиях особое внимание уделяется нравственности. Законы нравственного поведения проповедуются и указаны в священных книгах разных конфессий. Нравственное совершенство является идеалом и целью для каждого верующего. Оно и есть праведность, которая достигается волей человека, его подвигом, собственным усилием.
В религиях, люди живущие по таким принципам, противопоставляются грешникам. Нужно отметить, что, зачастую, для признания заслуг не требуется полное отсутствие грехов. Учитывается совокупный результат жизненных решений и достижений.
Происхождение слова
Само слово берет свое начало как перевод с еврейского saddiq (прямой, правый, справедливый).
В греческом языке этому слову соответствует dikaiousyne (справедливость, законность, правосудие). Так греки называли все, что соответствовало нормам общества и законов.
Эти слова использовались для обозначения негрешности в Ветхом и Новом заветах.
Значение понятия
Согласно современным толковым словарям русского языка, под значением слова праведник понимают:
- в общем смысле — это человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности;
- в религиозном смысле — человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии.
Это понятие чаще всего используется в христианстве, исламе и иудаизме.
Упоминание в Библии
Проявления праведности и глубина ее определения упоминаются множественно в Библии как противопоставление грешникам и греховным делам, о которых повествует писание.
В Ветхом Завете часто подчеркивается справедливость и непогрешимость Бога. Он выступает как пример для подражания в своей добродетели.
В Новом Завете значительное внимание уделяется Иисусу, который также своими поступками, словами, намерениями показывает возможность безгрешности. Однако при этом раскрывается вся сложность понятия и необходимость смирения, так как истинная непогрешимость недоступна люду земному.
Основные качества
Праведность, в первую очередь, — это соблюдение канонов веры, неукоснительное и всеобъемлющее.
Это искренность в своих помыслах, т.е. правдивость по отношению к самому себе и окружающим в своих словах и поступках. Как в исламе, так и в христианстве это отмечается в священных книгах многократно.
Кроме того, праведный — значит смиренный, тот, который принимает свою судьбу, предначертанную ему Богом и осознает свою изначальную греховность.
Отличительной чертой должно быть и скромность — совершение добрых дел не на показ, а исключительно из-за невозможности поступать иначе.
А также прочие добродетели, вытекающие из законов того или иного вероисповедания.
Знание
Знание необходимо для праведной жизни. Каждому человеку может и не суждено познать тайны Вселенной, но основы правильной жизни должны знать все. Для счастливой жизни, не нужно знать многого, достаточно нужного. И тут речь идет даже больше о воплощении в жизнь полученных знаний, а также их глубокого понимания. Поверхностное и заученное знание, без истинного понимания, лишает человека возможности увидеть всё в истинном свете.
Обладать знанием это великий дар, но его ещё нужно заслужить. И порой человеку, чтобы доказать искренность его намерений, приходиться переживать самые болезненные для него ситуации. Однако, только пройдя через шторм, человек может воистину глубоко постичь те знания, которые ему необходимо было понять, только так их можно было усвоить. Именно в самых трудных ситуациях, испытывается насколько правильно человек понял те или иные вещи, и именно в этих ситуациях, перед человеком открывается полная картина.
Наличие знаний дает человеку покой величайшего порядка.
«Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой.»
Бхагавад-Гита.
Следует понимать, что ради обретения истинного знания, приходиться приносить жертвы. Но любая искренняя жертва на этом пути, будет вознаграждена многократно. Человеку стоит приложить много усилий и быть стойким на пути обретения знаний.
Значение в религии
Соблюдение нравственных норм и их связь с религиями трудно переоценить. Вера не может существовать без дел, а дела определяют веру. Добрые поступки, уважение к другим людям, созидание — основа полноценного общества, которое сможет развиваться, улучшаться и длительно существовать. Пренебрежение нравственными нормами приводят к непоправимым последствиям.
Вера является двигателем распространения и регулирования моральных принципов поведения. Она и следит за их соблюдением, и поощряет, и порицает отступившихся, и помогает вернутся оступившимся к правильным решениям.
Даже атеисты невольно используют в своей повседневной жизни принципы, веками воспитанные религией, и переданных им через поколения старшими в их семьях.
Христианство
Отметим тщательность, с которой подходят к моральной составляющей веры в христианстве. На это указывает и количество отмеченных церковниками людей, отвечающих высоким требованиям религиозной нравственности.
В православии к праведным людям можно отнести следующие близкие по значению понятия:
- Благоверный — безгрешный святой правитель (царь, князь, император и т.п., хотя встречаются и воины).
- Святитель — имеющий епископский чин, не только непогрешимый в быту, но и усердный в церковной жизни.
- Преподобный — монах, причисляемый к разряду (лику) святых.
Используются в христианской религии и более узкие по значению святые: равноапостольные, мученики, страстотерпцы, которых также можно однозначно считать праведными, заслужившими особое признание.
Ислам
В исламе безгрешного именуют арабским словом салих. Буквально салих означает праведный, добродетельный. Мусульманин-праведник не придает большого значения ценностям земной жизни, стремится заслужить любовь Аллаха.
Духовно среди мусульман выделяют:
- муслим — мусульманин;
- мухсин — мусульманин, делающий добрые дела;
- мумин — истинно верующий;
- салих — праведный.
В этой иерархии салих стоит выше остальных и почитается больше других.
Другие
В других мировых религиях также поддерживают значение соблюдения нравственных принципов, основанных на различии добра и зла, понимании необходимости преобладания благих намерений, слов и дел в жизни любого. Описания наиболее успешных в достижении идеала морали людей существуют в буддизме, индуизме и других.
Однако не только в различных вероисповеданиях можно найти отсылку к понятиям праведности.
«Праведник народов мира » — такое почетное звание присваивает Израильский институт катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» людям, спасавшим евреев во время нацистской оккупации Европы (людям других национальностей, рисковавших при этом своей жизнью). Это звание было присвоено более чем 26 тысячам человек из 51 страны мира. Их имена увековечены на Горе Памяти в Иерусалиме в «Яд Ва-Шем».
Близкое по своему значению имеет звание «Праведник Бабьего Яра «. Оно присваивалось людям, которые во время оккупации Киева укрывали евреев.
Принципиальность
Принципы — это целый комплекс качеств, правил, предписаний, который ведет человека по его жизненному пути. Принципиальность — это то что отличает низкого человека, от настоящего человека. Мало кто способен быть по-настоящему принципиальным, ведь принципы прославляют человека, но с другой стороны они ставят его в некую зависимость от них. Мы знаем великих личностей, и теми из них, кем мы восхищаемся, всегда двигали принципы. Кто-то был принципиально великодушен, кто-то щедр, кто-то упорен и это даровало им победу.
Свод принципов существует очень давно и связан он непосредственно с моральными качествами человека. И двумя самыми главными сводами принципов в человеческом обществе были принципы воина и принципы мудреца. Если принципами воина были героизм, решимость, щедрость и великодушие, то принципами мудреца были умиротворённость, самообладание, чистота, мудрость и знание. Настоящие принципы настоящих воинов и мудрецов всегда были непоколебимы и не способны были быть подкуплены славой, почетом или богатством.
Следуя принципам, человек достигает возможности насладиться чистой жизнью. Правильно поставленные и реализуемые принципы лишают человека многих негативных сторон жизни. Тот кто следует принципам, не будет сожалеть о прошлом, потому что он не совершал ничего предосудительного, он не будет бояться, не будет тосковать, сомневаться, теряться, ведь у него есть ориентир, который не дает ему заблудиться.
Принципиальность дает человеку волю, дает ему способность сказать «нет», в те моменты, когда другие ропотно соглашаются. Принципы дают свободу человеку, свободу от страха, от погони за иллюзиями, свободу от привязанности и от сомнений. Принципы дают свободу во всех областях, в которых другие люди находятся в рабстве.
Известные праведники и праведницы
Привести здесь перечень всех святых и почитаемых невозможно. Однако жизнеописание некоторых может дать общее представление об особенностях таких людей.
Сергей Радонежский
Преподобный Сергий (от рождения Варфоломей) родился в 1314 году под Ростовом. С детства был терпелив и трудолюбив. С раннего возраста был знаком со Священным писанием и посещал церковь. В 1330 году его семья переехала в город Радонеж.
После смерти родителей он вместе со старшим братом Стефаном, перебравшись для пустынножительства за несколько километров от города в лес, сначала построил келию, а затем и небольшую церковь. Эта церковь была освещена во имя Пресвятой Троицы.
А 1337 году он принял монашеский постриг с именем мученика Сергия. Построенная Сергием обитель собирала к себе последователей из округи. Это сподвигло на образование Троицкого монастыря, который в настоящее время называется Свято-Троицкая Сергиева лавра.
В 1354 году его убедили принять игуменство. Позже им был основан монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Особо отмечается поддержка преподобного Сергия Радонежского русских войск во время Куликовской битвы.
Матрона Московская
Матрона родилась в 1881 году, слепая, в крестьянской семье. Уже с восьми лет она обрела веру, настолько сильную, что та помогала ей исцелять людей.
К 17 годам у нее отнялись ноги.
Вместе с дочерью местного помещика Лидией Яньковой она много путешествовала в молодости. Они совершали паломничества по знаменитым церквям и святым местам России.
После революции Матрона с подругой перебрались в город, гонимые голодом. С 1925 года она стала жить в Москве. Жила она, где придется (у знакомых, друзей, дальних родственников).
Согласно описаниям, Матрона днем принимала людей, жаждущих исцеления и просивших ее совета. Ночами она молилась. Была всю жизнь очень набожной и регулярно соблюдала все церковные обряды.
Умерла она в 1952 году. На похоронах было очень много людей. И по сей день ее могила — место паломничества.
Лукман
Найти упоминания о почитаемых в своей непогрешимости можно и в Коране.
Среди них можно назвать Лукмана. Именем этого древнего мудреца и исламского безгрешника названа 31-ая сура Корана.
Предания говорят, что он был эфиопским рабом, которого освободил его хозяин израильтянин. Другие повествуют, что он был суданским плотником или портным.
В исламской литературе множество поговорок и мудрых изречений, которые приписывают мудрецу Лукману.
Есть версия, что Лукман жил во времена пророка Давуда, и не только был знаком с ним, но и учился у него и даже был назначен им судьей.
Мусульманин, который стремится к идеалу, старается соблюдать заветы Лукмана.
Асия бинт Музахим
Среди женщин можно упоминать Асию бинт Музахим. Она была женой Фируана, который правил во времена пророка Мусы. Говорят, что пророк Мухаммед считал Асию одной из четырех величайших женщин.
Асия была не только очень красивой женщиной, она имела богатства и неограниченную власть благодаря своему социальному положению. Однако она отказалась от всего этого ради верного служения Аллаху.
Существует легенда, согласно которой однажды служанки Асии увидели ящик плывущий по Нилу. Достав его, они принесли его хозяйке. Асия увидела в ящике ребенка. Она оставила его у себя и любила как своего сына, несмотря на то, что Фараон хотел вначале убить мальчика. Этим ребенком был пророк Муса.
Спустя какое-то время фараон узнал о набожности своей жены. По его приказу Асию мучили, чтобы она отреклась от веры. Но она этого не сделала.
Праведность Праведный
Праведность как качество личности – способность любить Бога, руководствоваться Его законами, проявлять благочестивые, добродетельные качества, указанные Богом.
Учеников удивляло, что Учитель, который живёт подчёркнуто скромно, нимало между тем не осуждает своих богатых последователей. — Не многим это удаётся, но праведность и богатство можно совместить, — сказал он однажды. — Каким образом? — недоумевали ученики. — Если деньги влияют на душу не больше, чем тень вон того бамбука — на двор. Ученики повернулись и увидели, как тень бамбука подметает двор, не всколыхнув ни единой пылинки.
Праведность – правденая жизнь. Праведность есть торжество благочестия. Праведность — это когда смотришь на свои поступки глазами Бога.
О праведности предельно четко и ясно сказано Всевышним:
— Всевышний сказал: Душу с праведным и боголюбивым нравом можно отличить по таким качествам, как бесстрашие, великодушие, понимание своей истинной природы, милосердие, умение владеть чувствами, жертвенность, знание священных писаний, честность, не привязанность в быту, умение не причинять боль другим, не привязанность к мирскому и суетному, уравновешенность, самообладание, способность не гневаться и не искать недостатков в других, сострадание, щедрость, мягкость в общении, скромность, способность не поддаваться соблазнам, непреклонность в достижении намеченной цели, умение прощать, терпение, чистота, отсутствие зависти и высокого самомнения.
Те же, кто имеет порочный нрав немилосердны, легко впадают в гнев, склонны к безрассудным поступкам, жадны и высокомерны. Праведные качества ведут к свободе, а порочные – к рабству… Этот мир населяют два вида существ – праведные и порочные. Я описал тебе качества праведных, теперь расскажу подробнее о порочных. В повседневной жизни они не руководствуются законами Всевышнего. Им не свойственны чистота, порядочность и правдивость. Они говорят, что вселенная возникла из ничего, что у нее нет сознательной причины, а жизнь появляется на свет от совокупления.
Придерживаясь этих взглядов, порочные и безбожные существа лишают себя возможности видеть вещи в истинном свете и не понимают, что они частицы вечного сознания. Их цель завладеть призрачным миром, но стремясь к власти над ним, они уничтожают все вокруг. Совершая отвратительные поступки, они идут к погибели. Потакая ненасытному вожделению, в погоне за телесными удовольствиями, безбожники ведут омерзительную жизнь. При этом они гордятся собой и ставят себя в пример другим. Уверенные, что цель жизни получить как можно больше удовольствий, они до последнего вздоха мучаются страхами и тревогами. Ненасытные в похоти, они пытаются увеличить свои богатства любыми путями, а когда не получают желаемого, впадают в гнев.
Ради телесных удовольствий, они готовы совершать самые омерзительные поступки. Безбожные по природе люди рассуждают: Сегодня я достиг, чего хотел и завтра достигну, чего захочу. Все это – мое богатство и в будущем его станет еще больше. Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу остальных. Я возьму от жизни все. Мир создан для моего удовольствия, и я добьюсь всего, чего хочу. Я самый могущественный и счастлив этим. Никто не может сравниться со мной богатством и величием. Я буду жертвовать часть своего имущества бедным, помогать нуждающимся и от этого буду чувствовать себя еще лучше.
В невежестве нечестивцы соблазняются бренным и страдают, когда теряют бренное. В погоне за сиюминутными удовольствиями, они прокладывают себе дорогу в ад. Самодовольные и уверенные в своей безнаказанности, ослепленные роскошью и властью, безбожники желают показать другим свою набожность и совершают жертвоприношения, которые не упомянуты в священных писаниях. В погоне за властью они впадают в безумие и причиняют страдания другим. Влюбленные в себя, охваченные то похотью, то гневом, они доходят до того, что презирают Всевышнего, который живет внутри них, и поносят святых, которые очень дороги Всевышнему.
Поскольку безбожники завистливы, жестоки и причиняют боль другим, Я низвергаю их в омерзительные формы жизни, где они имеют возможность забыть обо Мне. Так они опускаются все ниже и ниже, до примитивного существования. Только тот, кто освободился от жадности, похоти и гнева способен понять, о чем говорят писания, на основе этого знания , действовать ради собственного блага и достичь цели жизни. Но выбор всегда за тобой – следовать заповедям или нет. Если решишь следовать, знай, главная заповедь – предаться воле Всевышнего. Поняв это, ты поймешь смысл любого вероучения и сможешь следовать ему.
Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/