Праведная Анна – олицетворение кротости, благодати и доброты


Святая Анна — житие Богопраматери

Праведная, чьё имя в переводе с иврита значит «милость», была младшей дочерью священника Матфана, ведшего свой род от Аарона – старшего брата Моисея, тогда как мать девочки происходила из колена Иудина. Девушку воспитывали в строгости и благочестии, и совсем юной отдали замуж за Иоакима из Назарета – потомка царя Давида. Подобный брак имел глубокий сакральный смысл – он воссоединил линии земных правителей и духовных наставников, символически возвестив о грядущем пришествии Мессии.


Святая Анна с мужем вели добродетельную и высоконравственную жизнь – много жертвовали на храм, поддерживали нуждающихся, соблюдали Господни заповеди. Но, несмотря на усердие супругов, они долго были бездетными. Из-за того, что в семье «не создали потомства», Иоакиму отказывали в праве воздать жертву Творцу, а другие израильтяне жестоко насмехались над ними. Горюющий мужчина ушёл в пустыню, и там перед ним предстал ангел, провозгласив, что вскоре праведнику предстоит стать отцом. Обрадованный подвижник побежал домой, встретившись с женой у Золотых ворот Иерусалима – к ней тоже явился серафим. А через 9 месяцев женщина родила дочь, которую назвали Марией.

В знак благодарности Богу родители пообещали отдать ребёнка в храм. Когда малышке исполнилось 3 года, её отвели в церковь – и, ко всеобщему удивлению, как только девочку поставили на первую ступень, она самостоятельно взошла вверх, к первосвященнику Захарии, где и была посвящена во служение Господу.

Как гласят некоторые апокрифы, праведница присоединилась к Святому семейству, когда они были вынуждены бежать в Египет от Ирода, и помогала заботиться об Иисусе Христе. Скончалась же Анна в возрасте 79 лет, последние годы своей жизни проведя при Иерусалимском храме. Женщина, как и её муж, захоронена в Гефсиманском саду на краю Иосафатовой долины.


Храм Иверской иконы Божией Матери в Днепре, где с 2008 г. хранятся мощи святой Анны

Молитва Иоакиму и Анне

Молитва первая: О, святые праведники, Богоотцы Иоаким и Анна! Молите Милосердного Господа, чтобы Он отвратил от нас Свой гнев, по делам нашим праведно на нас движимый, и за бесчисленные прегрешения наши не сочтёл нас недостойным, и обратил бы нас, рабов Божьих (имена), на путь покаяния, и на путь заповедей Своих укрепил бы нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое содействие испросите, всё к жизни и благочестию нужное нам от Бога даруя, от всех напастей и бед и неожиданной смерти предстательством вашим нас избавляя и от всех врагов видимых и невидимых защищая, и так в мире временную эту жизнь пройдём и в вечный достигнем покой, где вашим святыми мольбами да сподобимся Небесного Царства Христа Бога нашего, Которому, с Отцом и Пресвятым Духом, подобает слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая: О приснославные Христовы праведники, святые Богоотцы Иоаким и Анна, которые предстоят Небесному Престолу Великого Царя и великое дерзновение к Нему имеют, так же от Преблагословенной вашей Дочери, Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, воплотиться захотевший! К вам, как многомощным предстателям и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешные и недостойные. Молите благость Его, да отвратит от нас гнев Свой, по делам нашим праведно на нас надвигающийся, и да бесчисленные согрешения наша увидев, обратит нас на путь покаяния и на пути заповедей Своих да утвердит нас. Также вашими молитвами в мире жизнь нашу сохраните и во всех благах хорошее поспешение испросите, всё для жизни и благочестию нужное нам от Бога дайте, от всех напастей и бед и случайной смерти предстательством вашим нас избавите, и от всех врагов видимых и невидимых защитите, чтобы спокойную и безмолвную жизнь мы прожили во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:2), а также, когда в этом временном мире жизнь пройдём достигли бы вечный покой, и вашим святым умолением сподобились бы Небесного Царства Христа Бога нашего, Которому с Отцом и Пресвятым Духом подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Ами́нь.

Поминовение праведной в православии

Святая Анна в православии – одна из наиболее прославленных женщин. Её память отмечают в день успения – 7 августа (по старому стилю – 25 июля), на праздник Рождества Мадонны 22 сентября (9 сентября) и 22 декабря (9 декабря), когда, согласно преданию, произошло Зачатие Пречистой Девы.

До VIII ст. мощи Богопраматери хранились в Иерусалиме, но позже их перенесли в Константинополь. Части останков находятся в обители Ставровуни на Кипре, в монастырях Кутлумуш и Ставроникита на Афоне. С 2008 года частицы мощей святой Анны передали монахи в храм Иконы Божьей Матери «Иверская» что в Днепре. Первый скит в честь праведницы устроили в 701 г. во Флориане неподалёку от Руана (Франция). Сейчас церкви св. Анны есть во многих отечественных и зарубежных городах – так, одна из них, возведённая над целебным источником, расположена в Ровенской обл., в селе Онишковцы.


Источник святой Анны в Ровенской области в селе Онишковцы

Анна из России

Стяжать мирный дух сполна удалось и другой святой — Анне Кашинской. Именно терпение становится той тропинкой, которая может привести к спасению. Хотя родилась она в княжеском роду, юная Анна сполна узнала, что такое потери. Жила она в неспокойное время, на рубеже 13 и 14 веков.

Ее супруг, князь Михаил, был убит по доносу. За отца обидчику отомстил старший сын, но тоже погиб. Та же судьба настигла второго сына и даже внука княгини. Многие на ее месте впали бы в отчаяние. Но Анна продолжала заниматься делам управления и лишь на заказе жизни приняла монашество.

Молитва является большим подспорьем в делах, пока одни воюют — другие должны возносить просьбы к Богу. Специально для нее в Кашине младший сын построил монастырь. Там сейчас покоится ее тело, к мощам ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы получить исцеление.

Испытания ждали благоверную даже после смерти. Она уже была причислена к лику святых Патриархом Никоном. Но после того, как он впал в немилость, имя Анны Кашинской было вымарано из церковных книг. Дело в том, что на иконе святой Анны ее руки были сложены в двуперстном крестном знамении (сейчас оно трехперстное). Это намекало на неоправданность реформ.

Однако народ не забывал свою любимицу — продолжались записи чудес, проходили крестные ходы. В 19 в. справедливость была восстановлена, даже состоялась повторная канонизация. Кстати, это вызвало большой всплеск популярности имени Анна. Даже трамвай в центре Москвы, который обозначался буквой «А» был прозван «Аннушка».


Об авторе О книге

Сейчас у святой целых три праздника: обретение мощей, другое обретение мощей и день отшествия к Богу. Икона Анны Кашинской помогает верующим воспитать в себе дух смирения. Заступается она за тех, кто потерял родителей, овдовел, лишился детей. По народной традиции молились св. Анне те, кто собирался вступить в брак. Монашествующие тоже обращались к ней перед постригом.

На иконах святая чаще всего изображается в темном облачении, с крестом, четками или свитком в руках. Для обращения к праведной княгине составлены особые молитвы. Молясь святым, сначала следует прочитать ежедневные молитвы, поблагодарить Господа, затем уже переходить к личным просьбам

  • Икона Киприан и Устинья
  • Икона святой Александры — здесь
  • Жировицкая икона —

LiveInternetLiveInternet

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННЫ, МАТЕРИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Свя­тая Ан­на, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, бы­ла млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на из Виф­ле­е­ма, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Она вы­шла за­муж за свя­то­го Иоаки­ма (па­мять их 9 сен­тяб­ря), ко­то­рый был ро­дом из Гал­лии. Дол­го свя­тая Ан­на бы­ла бес­плод­на, но по про­ше­ствии 20 лет, по го­ря­чим мо­лит­вам свя­тых су­пру­гов, Ан­гел Гос­по­день воз­ве­стил им о за­ча­тии До­че­ри, Ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. За­ча­тие свя­той Ан­ны со­вер­ши­лось в Иеру­са­ли­ме, где и ро­ди­лась Пре­свя­тая Де­ва, на­ре­чен­ная Ма­ри­ей. Боль­шин­ство икон, по­свя­щен­ных За­ча­тию свя­той Ан­ны, изоб­ра­жа­ют Пре­свя­тую Де­ву, по­пи­ра­ю­щую но­га­ми змия. «Вни­зу ико­ны, по сто­ро­нам ее, свя­тые Иоаким и Ан­на изоб­ра­жа­ют­ся обыч­но с под­ня­ты­ми вверх и мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми; гла­за их так­же устрем­ле­ны вверх и со­зер­ца­ют Бо­жию Ма­терь, Ко­то­рая как бы па­рит в воз­ду­хе с рас­про­стер­ты­ми дла­ня­ми; под Ее сто­па­ми изоб­ра­жен шар, об­ви­тый зми­ем, обо­зна­ча­ю­щим диа­во­ла, ко­то­рый в ли­це пад­ших пра­ро­ди­те­лей стре­мит­ся под­чи­нить сво­ей вла­сти всю все­лен­ную».
Су­ще­ству­ют так­же ико­ны, на ко­то­рых свя­тая Ан­на дер­жит на ле­вой ру­ке Пре­свя­тую Де­ву в мла­ден­че­ском воз­расте. На ли­це свя­той Ан­ны изоб­ра­же­но осо­бое бла­го­го­ве­ние. Ста­рин­ная ико­на боль­шо­го раз­ме­ра, на­пи­сан­ная на хол­сте, на­хо­ди­лась в се­ле Минь­ко­ви­цах Ду­бен­ско­го уез­да Во­лын­ской епар­хии. Из­древ­ле этот празд­ник осо­бен­но по­чи­тал­ся в Рос­сии бе­ре­мен­ны­ми жен­щи­на­ми.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ ПРАВЕДНЫХ БОГООТЕЦ ИОАКИМА И АННЫ

Свя­той пра­вед­ный Иоаким про­ис­хо­дил из ко­ле­на Иуди­на, из до­ма ца­ря Да­ви­да. Ро­до­сло­вие его та­ко­во: у сы­на Да­ви­да На­фа­на ро­дил­ся сын Ле­вий, Ле­вий ро­дил Мел­хию и Пан­фи­ра, Пан­фир ро­дил Вар­па­фи­ра, Вар­па­фир же ро­дил Иоаки­ма, от­ца Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Свя­той Иоаким жил в го­ро­де На­за­ре­те Га­ли­лей­ском и имел же­ну, по име­ни Ан­ну, из ко­ле­на Ле­ви­и­на, из ро­да Ааро­но­ва, дочь свя­щен­ни­ка Мат­фа­на, жив­ше­го пред цар­ство­ва­ни­ем Иро­да, сы­на Ан­ти­па­тра. Сей свя­щен­ник Мат­фан имел же­ною Ма­рию, из ко­ле­на Иуди­на, из го­ро­да Виф­ле­е­ма и трех до­че­рей: Ма­рию, Со­вию и Ан­ну. Из них пер­вою вы­шла за­муж Ма­рия в Виф­ле­ем и ро­ди­ла Са­ло­мию; по­том вы­шла за­муж Со­вия, так­же в Виф­ле­ем, и ро­ди­ла Ели­са­ве­ту, мать Иоан­на Пред­те­чи; тре­тья же, как мы уже ска­за­ли, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, от­да­на бы­ла за­муж за Иоаки­ма в стра­ну Га­ли­лей­скую, в го­род На­за­рет. Су­пру­ги сии, Иоаким и Ан­на, про­ис­хо­дя из знат­но­го ро­да, по­уча­лись в За­ко­не Гос­под­нем и бы­ли пра­вед­ны пред Бо­гом. Имея бо­гат­ства ве­ще­ствен­ное, они не бы­ли ли­ше­ны и бо­гат­ства ду­хов­но­го. Укра­шен­ные все­ми доб­ро­де­те­ля­ми, они бес­по­роч­но со­блю­да­ли все за­по­ве­ди за­ко­на Бо­жия. На каж­дый празд­ник бла­го­че­сти­вые су­пру­ги от­де­ля­ли от сво­е­го иму­ще­ства две ча­сти, – од­ну от­да­ва­ли на цер­ков­ные по­треб­но­сти, а дру­гую раз­да­ва­ли ни­щим.

Сво­ею пра­вед­ною жиз­нью Иоаким и Ан­на так уго­ди­ли Бо­гу, что Он спо­до­бил их быть ро­ди­те­ля­ми Пре­свя­той Де­вы, предыз­бран­ной Ма­те­ри Гос­по­да. Из это­го од­но­го уже вид­но, что их жизнь бы­ла свя­та, бо­го­угод­на и чи­ста, так как у них ро­ди­лась Дщерь, Свя­тей­шая все свя­тых, уго­див­шая Бо­гу боль­ше всех и Хе­ру­ви­мов Чест­ней­шая. В то вре­мя на зем­ле не бы­ло бо­лее угод­ных Бо­гу лю­дей, не­же­ли Иоаким и Ан­на, по не­по­роч­ной их жиз­ни. Хо­тя в то вре­мя мож­но бы­ло най­ти и мно­гих жи­ву­щих пра­вед­но и уго­жда­ю­щих Бо­гу, но эти двое пре­взо­шли всех сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми и яви­лись пред Бо­гом са­мы­ми до­стой­ны­ми то­го, что­бы от них ро­ди­лась Бо­жия Ма­терь. Та­кая ми­лость им не бы­ла бы да­ро­ва­на Бо­гом, ес­ли бы они дей­стви­тель­но не пре­вос­хо­ди­ли всех пра­вед­но­стью и свя­то­стью. Но как Сам Гос­подь имел во­пло­тить­ся от Пре­свя­той и Пре­чи­стой Ма­те­ри, так по­до­ба­ло и Ма­те­ри Бо­жи­ей про­изой­ти от свя­тых и чи­стых ро­ди­те­лей. По­доб­но то­му, как зем­ные ца­ри име­ют свои пор­фи­ры, сде­лан­ные не из про­стой ма­те­рии, а из зла­то­тка­ной, так и Не­бес­ный Царь вос­хо­тел иметь Пре­чи­стою Сво­ею Ма­те­рью, в плоть Ко­то­рой, как в цар­скую пор­фи­ру, Ему долж­но бы­ло об­лечь­ся, рож­ден­ную не от обык­но­вен­ных не­воз­держ­ных ро­ди­те­лей, как бы из про­стой ма­те­рии, но от це­ло­муд­рен­ных и свя­тых, как бы из ма­те­рии зла­то­тка­ной, про­об­ра­зом че­го слу­жи­ла вет­хо­за­вет­ная ски­ния, ко­то­рую Бог ве­лел Мо­и­сею сде­лать из баг­ря­ной и черв­ле­ной ма­те­рии и из вис­со­на (Исх.27:16). Ски­ния эта про­об­ра­зо­ва­ла Де­ву Ма­рию, все­лив­ший­ся в Ко­то­рую Бог имел «с че­ло­ве­ки по­жи­ти» как на­пи­са­но: «се, ски­ния Бо­га с че­ло­ве­ка­ми, и Он бу­дет оби­тать с ни­ми» (Откр.21:3). Баг­ря­ная и черв­ле­ная ма­те­рия и вис­сон, из ко­то­рых бы­ла сде­ла­на ски­ния, про­об­ра­зо­ва­ли ро­ди­те­лей Бо­жи­ей Ма­те­ри, Ко­то­рая про­изо­шла и ро­ди­лась от це­ло­муд­рия и воз­дер­жа­ния, как бы от баг­ря­ной и черв­ле­ной одеж­ды, и со­вер­шен­ства их в ис­пол­не­нии всех за­по­ве­дей Гос­под­них, как бы от вис­со­на.

Но сии свя­тые су­пру­ги, по Бо­жию из­во­ле­нию, дол­гое вре­мя бы­ли без­дет­ны, – дабы в са­мом за­ча­тии и рож­де­нии та­кой до­че­ри бы­ла яв­ле­на и си­ла Бо­жи­ей бла­го­да­ти, и честь Рож­ден­ной, и до­сто­ин­ство ро­ди­те­лей; ибо не­плод­ной и со­ста­рив­шей­ся жен­щи­не ро­дить ина­че не­воз­мож­но, как по си­ле бла­го­да­ти Бо­жи­ей: здесь дей­ству­ет уже не при­ро­да, но Бог, по­беж­да­ю­щий за­ко­ны при­ро­ды и уни­что­жа­ю­щий узы не­пло­дия. Ро­дить­ся от не­плод­ных и пре­ста­ре­лых ро­ди­те­лей – боль­шая честь и для са­мой рож­ден­ной, по­то­му что она рож­да­ет­ся то­го не от не­воз­держ­ных ро­ди­те­лей, но от воз­держ­ных и пре­ста­ре­лых, ка­ко­вы­ми бы­ли Иоаким и Ан­на, ко­то­рые пять­де­сят лет жи­ли в су­пру­же­стве и не име­ли де­тей. На­ко­нец чрез та­ко­вое рож­де­ние от­кры­ва­ет­ся до­сто­ин­ство и са­мих ро­ди­те­лей, так как они по­сле дол­го­го не­плод­ства ро­ди­ли ра­дость все­му ми­ру, чем упо­до­би­лись свя­то­му пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму и бла­го­че­сти­вой су­пру­ге его Сар­ре, ро­див­шим, по обе­то­ва­нию Бо­жию, Иса­а­ка в ста­ро­сти (Быт.21:2). Од­на­ко, без со­мне­ния, мож­но ска­зать, что рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы вы­ше рож­де­ния Ав­ра­амом и Сар­рою Иса­а­ка. На­сколь­ко са­ма рож­ден­ная Де­ва Ма­рия вы­ше и бо­лее до­стой­на по­че­сти, не­же­ли Иса­ак, на­столь­ко боль­ше и вы­ше до­сто­ин­ство Иоаки­ма и Ан­ны, не­же­ли Ав­ра­ама и Сар­ры. Это­го до­сто­ин­ства они не сра­зу до­стиг­ли, но толь­ко усерд­ным по­стом и мо­лит­ва­ми, в ду­шев­ной го­ре­сти и в сер­деч­ной скор­би умо­ли­ли о сем Бо­га: и скорбь их об­ра­ти­лась в ра­дость, а бес­че­стие их яви­лось пред­вест­ни­ком ве­ли­кой че­сти, и усерд­ное про­ше­ние ру­ко­во­ди­те­лем к по­лу­че­нию благ, и мо­лит­ва – луч­шей хо­да­та­и­цей.

Иоаким и Ан­на дол­гое вре­мя скор­бе­ли и пла­ка­ли, что у них нет де­тей. Од­на­жды Иоаким в боль­шой празд­ник при­но­сил в Иеру­са­лим­ском хра­ме да­ры Гос­по­ду Бо­гу; вме­сте с Иоаки­мом и все из­ра­иль­тя­не при­но­си­ли свои да­ры в жерт­ву Бо­гу. Быв­ший в то вре­мя пер­во­свя­щен­ник Ис­са­хар не за­хо­тел при­нять да­ров Иоаки­ма, по­то­му что он был без­дет­ным.

«Не долж­но, – го­во­рил он, – при­ни­мать от те­бя да­ры, по­то­му что ты не име­ешь де­тей, а сле­до­ва­тель­но, и бла­го­сло­ве­ния Бо­жия: на­вер­ное, у те­бя есть ка­кие-ни­будь тай­ные гре­хи».

Так­же и один ев­рей из ко­ле­на Ру­ви­мо­ва, вме­сте с про­чи­ми при­но­сив­ший свои да­ры, уко­рял Иоаки­ма, го­во­ря:

– За­чем ты хо­чешь преж­де ме­ня при­не­сти жерт­вы Бо­гу? раз­ве ты не зна­ешь, что ты не­до­сто­ин при­но­сить да­ры вме­сте с на­ми, ибо ты не оста­вишь в Из­ра­и­ле потом­ства[1]?

Уко­ры сии очень опе­ча­ли­ли Иоаки­ма, и он в силь­ной скор­би ушел из хра­ма Бо­жия по­срам­лен­ным и уни­жен­ным, и празд­ник для не­го об­ра­тил­ся в пе­чаль, а празд­нич­ная ра­дость сме­ни­лась скор­бью. Глу­бо­ко скор­бя, он не воз­вра­тил­ся до­мой, но ушел в пу­сты­ню к пас­ту­хам, пас­шим его ста­да, и там пла­кал о не­плод­стве сво­ем и о по­но­ше­нии и уко­рах, сде­лан­ных ему. Вспом­нив про Ав­ра­ама, пра­от­ца сво­е­го, ко­то­ро­му уже в пре­клон­ном воз­расте Бог да­ро­вал сы­на, Иоаким стал усерд­но мо­лить Гос­по­да, что­бы Он и его спо­до­бил та­ко­го же бла­го­во­ле­ния, услы­хал бы его мо­лит­ву, по­ми­ло­вал бы и от­нял от не­го по­но­ше­ние со сто­ро­ны лю­дей, да­ро­вав в ста­ро­сти плод его су­пру­же­ству, как не­ко­гда Ав­ра­аму.

– Да бу­ду я, – мо­лил­ся он, – иметь воз­мож­ность име­но­вать­ся от­цом ре­бен­ка, а не без­дет­ным и от­вер­жен­ным от Бо­га тер­петь уко­ры от лю­дей!

К сей мо­лит­ве Иоаким при­со­еди­нил пост и со­рок дней не вку­шал хле­ба.

– Не бу­ду есть, – го­во­рил он, – и в дом свой не воз­вра­щусь; пусть сле­зы мои бу­дут мне пи­щею, а пу­сты­ня сия до­мом, до тех пор, по­ка не услы­шит и не от­ни­мет от ме­ня по­но­ше­ние Гос­подь Бог Из­ра­и­лев.

Точ­но так­ же и же­на его, бу­дучи до­ма и услы­хав, что пер­во­свя­щен­ник не хо­тел при­нять их да­ры, уко­ряя в не­плод­стве, и что муж ее от ве­ли­кой скор­би уда­лил­ся в пу­сты­ню, пла­ка­ла не­утеш­ны­ми сле­за­ми.

– Те­перь, – го­во­ри­ла она, – я не­счаст­нее всех: Бо­гом от­вер­же­на, у лю­дей в по­но­ше­нии и му­жем остав­ле­на! о чем пла­кать те­перь: о вдов­стве ли сво­ем, или о бе­с­ча­дии, о си­рот­стве сво­ем или о том, что не удо­сто­и­лась на­зы­вать­ся ма­те­рью?!

Так горь­ко пла­ка­ла она все те дни.

Ра­бы­ня Ан­ны, по име­ни Юдифь, ста­ра­лась ее уте­шить, но не мог­ла: ибо кто мо­жет уте­шить ту, пе­чаль ко­то­рой глу­бо­ка, как мо­ре?

Од­на­жды Ан­на, пе­чаль­ная, по­шла в свой сад, се­ла под лав­ро­вым де­ре­вом, вздох­ну­ла из глу­би­ны серд­ца и, воз­ве­дя свои гла­за, пол­ные слез, к не­бу, уви­да­ла на де­ре­ве пти­чье гнез­до с ма­лень­ки­ми птен­ца­ми. Зре­ли­ще сие при­чи­ни­ло ей еще боль­шую скорбь, и она с пла­чем на­ча­ла взы­вать:

– Го­ре мне, без­дет­ной! Долж­но быть, я са­мая греш­ная сре­ди всех дще­рей Из­ра­и­ле­вых, что од­на пред все­ми же­на­ми так уни­же­на. Все но­сят плод сво­е­го чре­ва на сво­их ру­ках, – все уте­ша­ют­ся сво­и­ми детьми: я же од­на чуж­да сей ра­до­сти. Го­ре мне! Да­ры всех при­ни­ма­ют­ся в хра­ме Бо­жи­ем, и за ча­до­ро­дие им ока­зы­ва­ют ува­же­ние: я же од­на от­вер­же­на от хра­ма Гос­по­да мо­е­го. Го­ре мне! Ко­му я упо­доб­люсь? ни пти­цам не­бес­ным, ни зве­рям зем­ным: ибо и те при­но­сят Те­бе, Гос­по­ди Бо­же, плод свой, я же од­на не­плод­на; да­же с зем­лею я не мо­гу срав­нить се­бя: ибо она про­зя­ба­ет и вы­ра­щи­ва­ет се­ме­на и, при­но­ся пло­ды, бла­го­слов­ля­ет Те­бя, Не­бес­но­го От­ца: я же од­на бес­плод­на на зем­ле. Увы мне, Гос­по­ди, Гос­по­ди! Я од­на, греш­ная, ли­ше­на потом­ства. Ты, Ко­то­рый да­ро­вал не­ко­гда Сар­ре в глу­бо­кой ста­ро­сти сы­на Иса­а­ка (Быт.21:1-8), Ты, Ко­то­рый от­верз утро­бу Ан­ны, ма­те­ри Тво­е­го про­ро­ка Са­му­и­ла (1Цар.1:20), при­з­ри ны­не на ме­ня и услы­ши мо­лит­вы мои. Гос­по­ди Са­ва­оф! Ты зна­ешь по­но­ше­ние без­дет­ства: пре­кра­ти пе­чаль серд­ца мо­е­го и от­вер­зи мою утро­бу, и ме­ня, не­плод­ную, со­де­лай пло­до­нос­ною, дабы рож­ден­ное мною мы при­нес­ли Те­бе в дар, бла­го­слов­ляя, вос­пе­вая и со­глас­но про­слав­ляя Твое ми­ло­сер­дие.

Ко­гда Ан­на с пла­чем и ры­да­ни­ем так вос­кли­ца­ла, явил­ся ей Ан­гел Гос­по­день и ска­зал:

– Ан­на, Ан­на! услы­ша­на твоя мо­лит­ва, воз­ды­ха­ния твои про­шли сквозь об­ла­ка, сле­зы твои яви­лись пред Бо­гом, и ты зач­нешь и ро­дишь Дщерь пре­бла­го­сло­вен­ную; чрез Нее по­лу­чат бла­го­сло­ве­ние все пле­ме­на зем­ные и бу­дет да­ро­ва­но все­му ми­ру спа­се­ние; имя ей бу­дет Ма­рия.

Услы­шав Ан­гель­ские сло­ва, Ан­на по­кло­ни­лась Бо­гу и ска­за­ла:

– Жив Гос­подь Бог, ес­ли ро­дит­ся у ме­ня ди­тя – я от­дам его на слу­же­ние Бо­гу. Пусть оно слу­жит Ему и про­слав­ля­ет свя­тое имя Бо­жие день и ночь во всё вре­мя сво­ей жиз­ни.

По­сле се­го, ис­пол­нив­шись не­из­ре­чен­ной ра­до­сти, свя­тая Ан­на быст­ро по­шла в Иеру­са­лим, что­бы там с мо­лит­вою воз­дать бла­го­да­ре­ние Бо­гу за Его ми­ло­сти­вое по­се­ще­ние.

В то же са­мое вре­мя Ан­гел явил­ся и Иоаки­му в пу­сты­не и ска­зал:

– Иоаким, Иоаким! Услы­шал Бог мо­лит­ву твою и бла­го­во­лит да­ро­вать те­бе бла­го­дать Свою: же­на твоя Ан­на зач­нет и ро­дит те­бе дщерь, рож­де­ние ко­то­рой бу­дет ра­до­стью для все­го ми­ра. И вот те­бе зна­ме­ние, что я бла­го­вест­вую те­бе ис­ти­ну: иди в Иеру­са­лим к хра­му Бо­жию и там у Зо­ло­тых во­рот най­дешь свою су­пру­гу Ан­ну, ко­то­рой я воз­ве­стил то же са­мое.

Иоаким, удив­лен­ный та­ким Ан­гель­ским бла­го­ве­сти­ем, сла­во­сло­вя Бо­га и бла­го­да­ря Его серд­цем и уста­ми за ве­ли­кое ми­ло­сер­дие, с ра­до­стью и ве­се­ли­ем по­спеш­но от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим­ский храм. Там, как и воз­ве­стил ему Ан­гел, он на­шел у Зо­ло­тых во­рот Ан­ну, мо­ля­щу­ю­ся Бо­гу, и рас­ска­зал ей об Ан­гель­ском бла­го­ве­стии. Так­же и она по­ве­да­ла ему о том, что ви­де­ла и слы­ша­ла Ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го о рож­де­нии у нее до­че­ри. То­гда Иоаким и Ан­на про­сла­ви­ли Бо­га, со­тво­рив­ше­го им та­кую ве­ли­кую ми­лость и, по­кло­нив­шись Ему в свя­том хра­ме, воз­вра­ти­лись в свой дом.

И за­ча­ла свя­тая Ан­на в де­вя­тый день де­каб­ря ме­ся­ца, а вось­мо­го сен­тяб­ря у ней ро­ди­лась дочь, пре­чи­стая и Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия, на­ча­ло и хо­да­та­и­ца на­ше­го спа­се­ния, о рож­де­стве Ко­ей воз­ра­до­ва­лись и не­бо, и зем­ля. Иоаким по слу­чаю Ее рож­де­ния при­нес Бо­гу ве­ли­кие да­ры, жерт­вы и все­со­жже­ния и по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние пер­во­свя­щен­ни­ка, свя­щен­ни­ков, ле­ви­тов и всех лю­дей за то, что спо­до­бил­ся бла­го­сло­ве­ния Бо­жия. По­том он устро­ил в до­ме сво­ем обиль­ную тра­пе­зу, и все с ве­се­ли­ем про­слав­ля­ли Бо­га.

Под­рас­та­ю­щую Де­ву Ма­рию ро­ди­те­ли Ее бе­рег­ли как зе­ни­цу ока, ве­дая, по осо­бен­но­му от­кро­ве­нию Бо­жию, что Она бу­дет све­том все­му ми­ру и об­нов­ле­ни­ем есте­ства че­ло­ве­че­ско­го. По­се­му они вос­пи­ты­ва­ли Ее с та­кою тща­тель­ною осмот­ри­тель­но­стью, ка­кая по­до­ба­ла Той, Ко­то­рая име­ла быть Ма­те­рью Спа­си­те­ля на­ше­го. Они лю­би­ли Ее не толь­ко как дочь, столь дол­гое вре­мя ожи­да­е­мую, но и по­чи­та­ли как гос­по­жу свою, пом­ня Ан­гель­ские сло­ва, ска­зан­ные о Ней, и про­ви­дя ду­хом, что долж­но над Ней со­вер­шить­ся. Она же, ис­пол­нен­ная Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, та­ин­ствен­но обо­га­ща­ла тою же бла­го­да­тью и сво­их ро­ди­те­лей. По­доб­но то­му, как солн­це сво­и­ми лу­ча­ми осве­ща­ет звез­ды не­бес­ные, уде­ляя им ча­сти­цы сво­е­го све­та, так и бо­го­из­бран­ная Ма­рия, как солн­це, оза­ря­ла лу­ча­ми дан­ной ей бла­го­да­ти Иоаки­ма и Ан­ну, так что и они бы­ли ис­пол­не­ны Ду­ха Бо­жия, и твер­до ве­ро­ва­ли в ис­пол­не­ние Ан­гель­ских слов.

Ко­гда от­ро­ко­ви­це Ма­рии ис­пол­ни­лось три го­да, ро­ди­те­ли вве­ли Ее со сла­вою в храм Гос­по­день, со­про­вож­дая с воз­жжен­ны­ми све­тиль­ни­ка­ми, и по­свя­ти­ли Ее на слу­же­ние Бо­гу, как то обе­ща­ли. По про­ше­ствии не­сколь­ких лет по­сле вве­де­ния Ма­рии во храм свя­той Иоаким умер вось­ми­де­ся­ти лет от рож­де­ния. Свя­тая Ан­на, остав­шись вдо­вою, по­ки­ну­ла На­за­рет и при­шла в Иеру­са­лим, где пре­бы­ва­ла око­ло сво­ей Пре­свя­той До­че­ри, мо­лясь бес­пре­стан­но в хра­ме Бо­жи­ем. Про­жив в Иеру­са­ли­ме два го­да, она по­чи­ла о Гос­по­де, имея 79 лет от рож­де­ния[2].

О, сколь бла­го­сло­вен­ны вы, свя­тые ро­ди­те­ли, Иоаким и Ан­на, ра­ди Пре­бла­го­сло­вен­ной ва­шей До­че­ри!

Су­гу­бо бла­го­сло­вен­ны вы ра­ди Сы­на Ее, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, чрез Ко­то­ро­го по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние все на­ро­ды и пле­ме­на зем­ные! Спра­вед­ли­во вас свя­тая Цер­ковь на­име­но­ва­ла Бо­го­от­ца­ми[3], ибо мы зна­ем, что от Пре­свя­той ва­шей До­че­ри ро­дил­ся Бог. Ны­не пред­стоя Ему близ­ко на не­бе, мо­ли­тесь, да уде­лит­ся и нам хо­тя не­кая часть ва­шей ра­до­сти не­скон­ча­е­мой. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] Еще пат­ри­ар­хам из­ра­иль­ско­го на­ро­да не­од­но­крат­но бы­ло да­но Бо­гом обе­то­ва­ние о раз­мно­же­нии потом­ства их; по­это­му из­ра­иль­тя­не на мно­го­чис­лен­ное потом­ство смот­ре­ли как на выс­шее сча­стье и бла­го­сло­ве­ние Бо­жие. С дру­гой сто­ро­ны, по древ­не­му обе­то­ва­нию Бо­жию, из­ра­иль­тя­не на­де­я­лись в сво­ем потом­стве об­ре­сти обе­то­ван­ное Бо­гом «Се­мя же­ны» – Мес­сию. Вот по­че­му бе­с­ча­дие счи­та­лось у ев­ре­ев тяж­ким не­сча­стьем и на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им за гре­хи, и на лю­дей, не име­ю­щих де­тей, евреи смот­ре­ли как на ве­ли­ких греш­ни­ков.

[2] Па­мять пре­став­ле­ния пра­вед­ной Ан­ны цер­ковь со­вер­ша­ет 25 июля.

[3] Цер­ковь еже­днев­но по окон­ча­нии бо­же­ствен­ных служб, на от­пу­сте, ис­пра­ши­ва­ет ис­хо­дя­щим из хра­ма по­ми­ло­ва­ние и спа­се­ние от Гос­по­да мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы и св. пра­вед­ных Бо­го­отец Иоаки­ма и Ан­ны и еже­год­но со­вер­ша­ет па­мять их на дру­гой день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ибо по­сле празд­ни­ка Рож­де­ству Бо­го­ма­те­ри при­лич­но сла­вить и св. Ее ро­ди­те­лей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]