Бог и бомбы: как выглядят и как живут сегодня святыни Сирии

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны – ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю «Шарли Эбдо», которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно – умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север – с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего – человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

Маалюля

Название переводится с арамейского как «вход».

Это многострадальное место связано с житием первой христианской святой Фёклы Иконийской.

Находящийся здесь женский монастырь святой Фёклы (Дейр Мар-Такла) построен близ места, где сохранилась пещера святой, в которой она несла подвиг, скончалась и погребена.

В сентябре и декабре 2013 года Маалюля была захвачена боевиками.

Во время боевых действий город и монастырь сильно пострадали.

Во время декабрьского захвата в монастыре святой Фёклы был устроен погром, монахини монастыря похищены, и только в 2021 году насельницы обители смогли вернуться домой, начались службы.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий – иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано исламское государство, в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства – халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались праведными халифами. Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов – Абу Бакр – умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, – нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам – христианские Иисус и Мария).

Дом ангелов: Дейр Шерубим

Неподалеку от Сайеднаи, на самой высокой точке хребта Каламун, возник один из древнейших монастырей Сирии, Дейр Шерубим (херувимов — по-арамейски). Задолго до того как покажется монастырь, видна огромная статуя Христа Спасителя, возведенная при содействии Русской Православной Церкви, эта скульптура на несколько сантиметров больше знаменитой статуи Христа в Рио-де-Жанейро.

Первые монастырские здания появились на Шерубим еще в III веке при императоре Константине. До этого монахи жили в пещерах, некоторые их которых сохранились до нашего времени.

Кафоликон Трех Архангелов (главный соборный храм) монастыря восстановлен совсем недавно, с восьмидесятые годы прошлого века.

Во время боевых действий в 2013 и 2014 годах монастырь сильно пострадал, до сих пор его не начали восстанавливать, поскольку сохраняется опасность возобновления боевых действий.

Вместе с военными в Шерубим сейчас живет всего один монах по имени Нуля (Николай Ксери), удивительный человек, настоящий отшельник и молитвенник.

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины – сирийские православные, прочие же – католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Самое значительное национальное меньшинство Сирии – курды. Вероисповедание курдов в Сирии крайне многообразно: около 80% всех курдов – сунниты, также много шиитов и алавитов. Помимо этого, есть курды, исповедующие христианство и иудаизм. Самым же неординарным курдским религиозным течением можно назвать езидизм.

Монастырь Успения пресвятой Богородицы в Блемане

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Блемане – молодой монастырь Сирии, ему всего 30 лет. Он принадлежит к Лаодикийской митрополии, самой многочисленной в Сирии.

Дорога апостолов с Юга на Север проходила именно по этой местности, святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный были первыми, кто принес сюда весть о Христе.

Настоятельница Успенского монастыря — схимонахиня Макрина, ученица старца Паисия Святогорца.

Церковь никогда не закрывается, в ней непрестанно читают Псалтирь. Монастырь живет по одному из самых строгих афонских уставов.

Сестры несут всевозможные послушания, но именно рукоделие стало визитной карточкой женского монастыря в Блемане.

Религиозно-политические конфликты на территории современной Сирии

В наше время явление массового антиисламского психоза связано, по большей мере, с пропагандой террористов «Исламского государства». На просторах Интернета ежедневно появляются свидетельства новых «пиар-акций» экстремистов ИГИЛа, Аль-Каида и прочих транснациональных организаций, базирующихся на идеологии исламского радикализма. Данная идеология представляет собой решительное толкование исламского вероучения в контексте идеализации раннеисламского образа жизни и базирующейся на ней политической стратегии, направленной на формирование всемирного Халифата, руководимого законами Шариата.

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение – идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.

Дейр Мар-Ильяс под Хомсом

Монастырь Ильи пророка под Хомсом основан всего 230 лет назад и для Сирии считается молодым. С высокого плата, на котором расположен монастырь, открывается великолепный вид на Средиземное море и остров Арвад.

Сегодня в монастыре подвизаются шесть монахов. Во время войны монастырь не подвергался нападению, в нем был устроен центр сбора гуманитарной помощи, монахи и сестры милосердия принимали беженцев из многострадальной Мхарде, где за время конфликта пострадало более 20000 православных христиан.

Каждое воскресенье настоятель, иеромонах Паисий проводит духовные встречи с паствой под открытым небом — нередко под звуки очередной перестрелки где-то неподалеку.

Святыни[править]

Большинство святынь в Сирии находятся в храмах Антиохийской Православной Церкви.

ДАМАСК. Мечеть Омейядов. Мощи и святыни:

  • прор. Иоанн Предтеча (глава).
  • ворота Баб Шарки, через которые апостол Павел вошел в город
  • окно, через которое апостола Павла опускали вниз на веревке

САЙДНАЯ (27 км. к северо-востоку от Дамаска). Монастырь Сайдная:

  • оригинал иконы Божией Матери «Шагура» («Сайднайская») (в часовне; для поклонения доступен лишь ларец, в котором хранится образ).

МААЛУЛА (55 км. к северу от Дамаска). Монастырь Св. Феклы. Мощи:

  • равноап. мц. Фекла (мощи в пещерной часовне).

Д. КАЛААТ-ЭЛЬ-ХОСН (36 км. к юго-западу от Дамаска). Друзская мечеть Наби-Хабиль:

  • гробница Авеля (открыта по пятницам).

ХОМС. Храм Умм-Зуннар:

  • Поясок Божией Матери.

Содержание

  • 1 Крупнейшие города
  • 2 Антиохийская Православная Церковь
  • 3 История 3.1 Начальный период. I—V века
  • 3.2 Период христологических разделений. V—VII века
  • 3.3 Под властью арабов. VII—XVI века
  • 3.4 Сельджуки и крестоносцы. XI—XVI века
  • 3.5 Под властью Османской империи. XVI—XIX века
  • 3.6 Новейшая история
  • 4 Современное состояние
  • 5 Святые
  • 6 Святыни
  • 7 Храмы
  • 8 Монастыри
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]