Захария Праведный, пророк, отец Иоанна Предтечи (I)

  1. Кто такой Захария
  2. Закария в Коране
  3. Родословная
  4. Ремесло Захарии
  5. Опека над Марией матерью Иисуса
  6. Мольба Закарийи
  7. Сын Захарии
  8. Убийство пророка Захарии
  9. Яхья (Иоанн) и Иисус

Захария был пророком, жившим в первом веке до нашей эры. Полное его имя — Закария ибн Бархия (Дан или Ладан) ибн Муслим ибн Садук. Родился он в Хевроне, а умер в Иерусалиме, прожив на земле долгую жизнь около ста двадцати пяти лет. Имя Захарии тесно связано с именем его сына пророка Яхья, которому в Библии соответствует Иоанн Креститель. Ветхозаветный пророк Захария семь раз упоминается в Священной Книге Коран под именем Закария.

Закария в Коране

Первое упоминание представлено в аятах 3:38-41 Священной Книги, где говорится, что взывал Закария к Богу с просьбой подарить ему потомство, и было ему видение, когда ангелы Господни передали ему Божье послание, пророчество о том, что «Аллах радует тебя вестью о Яхье, который подтвердит Слово Божье и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников». Далее в аяте Священной Книги Коран сказано о том, что Закария после святого видения усомнился в том, что это возможно: «Господи! Как может у меня родиться сын, если старость уже настигла меня и жена моя бесплодна?». На это Бог в видении ответил ему, что «Так Аллах вершит, что пожелает!». Но Захария все еще не верил, и попросил Бога показать ему святое знамение. И тогда Бог сказал ему: «Твое знамение будет в том, что ты будешь три дня разговаривать с людьми только знаками. Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром».

В Священной Книге Коран пророк Захария упоминается в ряду таких имен, как Иса, Яхья и Ильяс, которые, как и Захария, причисляются к ряду праведников. Об этом сказано в аяте 6:85 Священной Книги Коран.

В Священной Книге Коран также есть ссылка на то, какую милость Бог оказал своему рабу Захарии, и напоминается о том, как втайне взывал к своему Господу говоря: «Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. А ведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен» (сура Марьям (Мария), 4-й аят). Несчастье Захарии заключалось в том, что он опасался того, как могли распорядиться его наследством родственники, если жена не родит ему наследника. Он просил Бога дать ему наследника, который был бы благочестив. Бог явился в святом видении ему и указал ему в пророчестве, что все реально, если того хочет Аллах: «Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было» (сура Марьям (Мария), 9-й аят). И в ответ на просьбу Захарии Бог послал ему знамение, которое гласило, что Захария не сможет разговаривать с людьми «в течение трех ночей, будучи в полном здравии» (сура Марьям (Мария), 10-й аят). Вся история приводится в аятах 19:2-11 Священной Книги.

В аятах 21:89, 90 Священной Книги Коран содержится повеление помянуть Захарию, который «воззвал к своему Господу: «Господи! Не оставляй меня одиноким, и Ты — Наилучший из наследников». Мы ответили на его мольбу, даровали ему Яхью и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами».

Родословная

Родословная Закарии восходит к Дауду или Давиду и к Йакубу. Захария был человеком богобоязненным, искренне любившим Аллаха, и он посвятил свою жизнь поиску и приобретению знаний, которые стремился среди народа на земле распространить. В сурах Корана, девятой и третьей, описываются некоторые эпизоды из его жизни, и то, что описывает Коран, соответствует той информации, которая описывается в Третьей Книге Нового Завета Евангелии от Луки. Но только Коран является тем Божьим Писанием, которое дошло до современных верующих без каких-либо изменений, а другие Писания или искажены, или был вовсе утеряны, и только на Коран следует опираться, когда повествуешь об истории жизни пророка Захарии.

С именем Захарии тесно связана история строительства мечети аль-Акса в Иерусалиме, который является третьим по своему значению священным городом для всех мусульман – после Мекки и Медины. В нем находятся такие важные для Ислама мечети, как аль-Акса и Куббат ас-Сахра. Издавна Иерусалим мусульмане называли Городом Святого Дома. В девятом веке Иерусалим мусульмане стали называть «Священным городом» или Аль-Кудс, и это имя сохраняется за ним в мусульманском мире и в современности.

Еще до того, как Иерусалим был завоеван крестоносцами, арабы были преданы иерусалимским святыням и сочиняли хвалебные тексты, которые восхваляли святость Иерусалима и призывали мусульман к тому, чтобы они посещали эти святыни. Иерусалим в средневековый период стоял во главе мусульманской науки: в его учебных заведениях проходили подготовку множество ученых мусульман, которые после становились толкователями Священной Книги Коран, а затем отправлялись по всему мусульманскому миру, чтобы нести свои знания мусульманам и становится во главе мусульманских общин.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Свяще́нства оде́ждею обложе́н прему́дре,/ по зако́ну Бо́жию всесожже́ния прия́тна священноле́пно приноси́л еси́, Заха́рие,/ и бы́л еси́ свети́льник и зри́тель та́йных,/ зна́мения в тебе́ благода́ти нося́ я́вственно всему́дре./ И мече́м убие́н бы́в в хра́ме Бо́жии, Христо́в проро́че,// с Предте́чею моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

(Подобен: Дева днесь:)

Проро́к дне́сь и свяще́нник Вы́шняго,/ Заха́рия предложи́, Предте́чев роди́тель,/ трапе́зу своея́ па́мяти,/ ве́рныя пита́я,/ питие́ бо пра́вды все́м раствори́в,/ сего́ ра́ди скончава́ется,// я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

Опека над Марией матерью Иисуса

В Коране сказано, что пророк Захария был выходцем из рода Имран, и к этому святому благословенному роду относился и Иисус, а также мать его Мария. Захария был назначен опекуном матери Иисуса Марии, когда она поселилась в храме Иерусалима. Он посещал Марию каждый день, стараясь удостовериться в том, что она ни в чем не будет нуждаться. Захария видел, насколько Мария богобоязненна. В ее комнате для молитв всегда была еда, и даже летом у нее можно было найти зимние фрукты, а зимой можно было найти фрукты летние. Захария удивлялся, откуда в комнате у Марии появлялись такие редкие в определенное время года в тех землях фрукты, и однажды он спросил об этом Марию, на что она ответила, что эти фрукты появляются у нее в комнате сами собой, чудесным образом, то есть их посылает Бог: «Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 37-й аят).

Ссылки

  • Смежные персонажи Илия (пророк) • Захария (священник) • Праведная Елизавета • Саломея • Иродиада • Ирод Антипа
    Географические пункты Иордан • Эйн Карем • Махерон
    Прочее Мандеи • Иван Купала • Деисис • «Явление Христа народу»

Мольба Закарийи

Пророк Захария видел, насколько абсолютно и беспрекословно Мария, будущая мать мессии, поклоняется Богу, насколько непоколебима ее вера в то, что Бог прокормит ее, пошлет ей пропитание. Эти наблюдения привели Захарию к такому заключению: Господь всегда наши просьбы и мольбы слышит и откликается на них, каковы бы ни были наши беды и злоключения. После этого он принял для себя величайшую концепцию веры, важнейший принцип правильного вероубеждения, который заключается в том, что тех, кто является праведным рабом божьим, Бог посылает святое пророчество и одаривает благами неисчислимыми – такими, как фрукты, которые появлялись у будущей матери мессии Марии в молельной комнате, появление которых в это время года было настоящим чудом господним. Увидев такое чудо, Захария решил обратиться с просьбой к Господу: он молил Аллаха подарить ему сына праведного, и это должно было стать настоящим божьим чудом, ведь жена Захарии была неспособна к деторождению в то время, так как уже была стара и бесплодна. Но то, что для человека кажется невозможным, не имеет границ и рамок для Бога – этот божий урок путем Захария получил, глядя на Марию. Он знал, что его преклонный возраст и преклонный возраст его жены, а также ее бесплодность – все это серьезные препятствия для того, чтобы иметь детей, но Захария все равно просил Господа послать ему ребенка, и именно праведного сына просил он для себя. Захария не имел многих богатств, которые бы он смог после оставить своему сыну, передав по наследству. Но у него было нечто гораздо более ценное: знания, которые он собирал всю свою жизнь, и его пророческая миссия. И эти богатства он собирался передать по наследству своему сыну.

Господь дал ответ на его просьбы немедленно: в Коране сказано «Аллах радует тебя вестью о Яхье, который подтвердит Слово Божье и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников на всей земле» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 39-й аят).

Когда Захарии было видение и божьи ангелы принесли весть о том, что у него будет сын, а случилось это во время его молитвы, пророк Захария поразился и воскликнул, что это невозможно, ведь его жена был неспособна к деторождению, а сам пророк Захария был преклонного возраста к тому времени. Но Бог послал Захарии истину о том же, о чем уверовала Мария – если Бог пожелает чего-то, это становится возможным. Захария обратился к Аллаху с просьбой, в которой просил, чтобы Бог послал ему знамение, указывающее на то, что такое чудо произойдет. Господь в видении сообщил ему, что таким божьим знамением будет то, что Захария станет немым на некоторое время, и он сможет общаться только посредством знаков, но все равно он должен продолжать свою миссию, неустанно возвеличивая Бога. Выйдя после видения из моления, Захария уже утратил способность говорить.

Сын Захарии

Как сообщается в Коране, много благих деяний совершал и сам пророк Захария, и его жена, они были богобоязненными и призывали к Аллаху, и Господь дал им праведного сына, хотя оба они и были уже преклонного возраста. В Коране сказано: «Мы ответили на его мольбу, даровали ему Яхью (Иоанна) и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (сура Аль-Анбийа (Пророки), 90-й аят). При рождении Яхьи Бог благословил его навечно словами: «Мир ему и в день его появления на свет, и в день его смерти, и в тот день, когда он будет воскрешен!» (сура Марьям (Мария), 15-й аят).

Яхья, сын пророка Захарии, рос мальчиком необычным – уже даже в детском возрасте он был необычайно мудр для своих лет, как отмечалось в народе, и эта мудрость была дарована ему свыше. Ребенку было предписано придерживаться Таурата строго, и он относился к людям из народа милосердно и сострадательно. Бог сотворил этого ребенка безгрешным и праведным, и в Коране говорится, что Яхья не был ослушником или гордецом. По своему характеру пророк Яхья был человеком очень добродетельным, его называют в Священной Книге Коран благочестивым и праведным, его имя ставится в один ряд с именами Исы (Иисуса) и Ильяса. Со своими родителями Яхья вел себя очень кротко, рос мальчиком богобоязненным. Детство Яхьи прошло под присмотром его отца пророка Захарии, и он с самых ранних лет находился при храме Иерусалима, преданно служа Богу. Яхья любил оставаться наедине с самим собой, придерживался аскетичного образа жизни, а в своей повседневной жизни был непритязательным и довольствовался только самым необходимым. Яхья относился заботливо к людям и к животным, заботился о своих родителях, молился вместе с ними Аллаху. Его всегда видели только в приветливом и веселом настроении. Он вел священническую деятельность, неустанно напоминал людям о том, что им следует поклоняться Аллаху, потому что Аллах Всевышний является создателем всего существующего на этом свете.

Чудесный случай, который случился с семьей пророка Захарии, стал следствием того, что молитвы его и его жены были услышаны Богом, а для человечества это послужило замечательным уроком.

Гимнография

В Православной традиции Захария, как отец Иоанна Предтечи, вспоминается за богослужением в дни празднования зачатия Иоанна Крестителя (23 сентября (6 октября)) и его Рождества (24 июня (7 июля)). Первые тексты последований святому Захарии содержатся в Типиконе Великой церкви (IX век) и в Студийско-Алексиевском Типиконе (1034 год). Праздничное последование включает 6 стихир на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене, тропарь 8-го гласа, по 9-й песни канона — светилен; на литургии на блаженнах указывается пение 3 и 6 песни канона святому Захарии, прокимен из 109 псалма. Иерусалимские Типиконы содержат богослужебные указания, схожие со Студийским уставом.

В современном богослужении последование Захарии включает:

  • тропарь 4-го гласа;
  • кондак 3-го гласа;
  • канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом греч. Τὸν Προδρόμοιο τοκῆα κροτῶ σοφὸν ἀρχιερῆα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею)[6];
  • ирмос;
  • цикл из 3 стихир-подобнов;
  • 3 стихиры-самогласна, седален и светилен.

Убийство пророка Захарии

Мать Мариам, следуя своему обету, привела свою дочь в храм в Иерусалиме, где и оставила ее на попечение пророка Захарии, который был избран в воспитатели-опекуны Мариам, матери мессии Исы путем жребия, и она выучила Таурат благодаря ему. Захария приходился мужем ее тетки, то есть Иса и Яхья приходятся друг другу родственниками. Захария стал свидетелем многих из тех чудес, которые были ниспосланы Аллахом Марьям.

Времена, в которые жил Захария, были такими, что богослужения в храме Иерусалима совершались круглосуточно, а служили в этом храме люди из рода Харуна. В этот период в Иерусалиме не было пророка, и народ Израиля обращался к Богу с мольбами ниспослать им его, и тогда Всевышний сделал Захарию их пророком. Но не весь израильский народ принял Захарию, в качестве пророка, многие из народа его отвергли. А когда пророк Иса ибн Марьям родился, народ Израиля убил Захарию. Когда Марьям родила Ису, народ иудейский обвинил ее в распутстве, но новорожденный малыш защитил свою мать от народа чудесным образом из своей колыбели. Но народ иудеев выместил свой гнев на пророке Захарии, когда люди из народа ворвались к нему и убили его. Предание гласит, что Захария был убит в Иерусалиме.

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме Захария (священник)

  1. Мифы народов мира, т.1, стр.462
  2. [www.jstor.org/stable/3140343 John Macpherson. Zacharias: A Study of Matthew 23:35. The Biblical World. The University of Chicago Press]
  3. [www.pravenc.ru/text/182665.html Захария] // Православная энциклопедия
  4. М. Б. Пиотровский ЗАКАРИЙА // Ислам: Энциклопедический словарь. — М.; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с : ил. ISBN 5-02-016941-2 (С.74
    )
  5. Отсутствует в славянских Минеях

Яхья (Иоанн) и Иисус

Когда у Захарии родился сын Яхья, ему было около ста лет, и это произошло за полгода до того, как родился пророк Иса (Иисус). В последствие Яхья помогал Исе проповедовать для своего народа, последовав миссии Иисуса. Его рождение было ниспослано Всевышним Аллахом для того, чтобы подтвердить народу Израиля того, что пророческая миссия пророка Исы истинная. Имя пророка Яхьи упоминается в Коране пять раз, и именно он, как свидетельствует предание, предсказал пророческую миссию Исы.

После того, как он достиг совершеннолетия, Яхья приступил к своей пророческой миссии, проповедуя среди жителей Израиля религию, которую проповедовал пророк Муса. Он признал пророческую миссию пророка Исы (Иисуса), как только узнал о ней, и стал к новой вере призывать свой народ, руководствуясь в своей священнической проповеднической деятельности Инджилем. Но новую религию большинство жителей Израиля не приняло и предпочло все также следовать Таурату.

Поначалу стоявший во главе иудеев царь Ирод к пророку Яхье относился хорошо, но потом пророк Яхья отказался признать брак с родственницей, в который собирался вступить царь Ирод, глава царства иудеев. Тогда глава иудеев, царь приказал взять в плен и казнить пророка Яхью, и его обезглавили. Пророк Яхья погиб во имя веры мученической смертью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]