Основатели Киево-Печерской лавры — Антоний и Феодосий


Антоний и Феодосий Печерские: кто это?

Свенская Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими

Имена Антония и Феодосия Печерских навсегда вписаны в историю монашеского подвижничества Киево-Печерской лавры. Антоний создал первую пещеру, которая стала предвестницей обители. Её подвижником, а также добрым наставником для насельников, в трудах и молитвах будет он служить до конца своих дней. Феодосий стал преемником Антония и продолжил его начинания, укрепив славу монастыря.

Житие преподобного Антония

Был рожден в конце десятого века в г. Любече, под Черниговом. В крещении младенец получил имя Антипа – это было его мирское имя. С ранних лет он стремился к служению Господу, желая стать монахом.

«Измлада же име страх Божий, и желаше во иноческий облещися образ», – говорит житие.

Афон

В подростковом возрасте Антипа ушёл из дома и долго путешествовал. В Византии он побывал в Царьграде и пошёл на Святую гору. Он ходил по монастырям, наблюдал за монахами и понял, что именно такой жизни он хочет – жить в служении Христу. В одном из монастырей он был пострижен в монахи с именем Антоний.

Иноческая жизнь Антония была полна трудов и молитв. Покорно неся своё послушание, он был добродетельным монахом и завоевал уважение и любовь остальных насельников. Часто иноки просили у Антония духовного совета и помощи.

Полезные материалы

Возвращение

На Афоне он прожил несколько лет, до поры, когда игумен получил знак – Антонию нужно вернуться.

«Антоний, иди назад на Русь, чтобы и там быть на пользу и утверждение других, и да будет на тебе благословение Святой горы».

Благословлённый, он ушёл с Афона.

Вернувшись в Киев, прп. Антоний стал жить в пещере на берегу р. Днепр. После смерти князя Владимира его наследники начали раздоры между собой, и прп. вернулся на Афон. Когда прекратились междоусобные войны, Антоний, по благословению Божьему, возвратился на Днепровские берега.

Преподобный Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры.

Отшельническая жизнь. Появление учеников

В своей пещере он стал проводить жизнь отшельника, как повествует его житие:

«моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем, ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении».

Молва о подвижнике, который пришёл с Афона, разнеслась по округе. К нему стали приходить те, кто мечтал посвятить себя служению Христу.

Среди них был прп. Моисей Угрин и другие монахи. Здесь преподобный Антоний познакомился со своим верным сподвижником – преподобным Феодосием.

Уединение. Первый преемник Варлаам

На Киевский престол сел Изяслав. Он много слышал о прп. Антонии, и явился к нему вместе с дружинниками с просьбой о благословении. Вскоре к Антонию пришёл сын известного человека, который хотел стать монахом.

Прп. Антоний никогда не отвергал тех, кто просил его помощи, и принимал желающих посвятить себя монашеству. Однако юноша этот был из знатного рода, и Антоний захотел его испытать, спросив, не захочет ли тот вновь вернуться к обеспеченной жизни. Юноша был твёрд, и преподобный благословил его на постриг под именем Варлаам.

Его отец пытался вернуть сына из монастыря, но эти попытки оказались безуспешными. Когда князь узнал об этом, то очень разгневался и пригрозил, что засыплет пещеру, если юноша не вернётся к родителям. Услышав такие слова, прп. Антоний покинул пещеру. С ним в другое место ушли все монахи.

Правитель послал дружинников просить их вернуться. Преподобный принял извинения князя. После возвращения монахи выкопали большую пещеру с кельями и церковью, которые существуют до сих пор. Св. Антоний стремился к монашескому уединению, и стал молиться в затворничестве в одной из келий, оставив игуменом прп. Варлаама.

Через некоторое время он ушёл в другое место, чтобы выкопать для себя пещеру. Игумен же Варлаам и монахи остались.

Чернигов. Основание монастыря

Количество насельников прирастало, стало тесно. Монахи приняли решение построить деревянную церковь. Варлаам стал служить настоятелем Дмитриевского монастыря, а игуменом Печерской обители стал прп. Феодосий.

«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские». Сайда Афонина. Фрагмент

Между тем половецкие отряды разгромили русские дружины. В Киеве произошёл мятеж, и горожане прогнали Изяслава. На княжество был посажен Всеслав. Через год Изяслав, сбежав в Польшу, возвратился с большим войском и отвоевал престол.

Он наказал мятежников. Князь поверил клеветникам, которые обвиняли в помощи мятежникам преп. Антония. Его убедили, что тот был советником Всеслава и организатором смуты.

Антоний подвергся серьёзной опасности. Об этом узнал Святослав, который глубоко почитал прп. Антония. Чтобы спасти святого, он приказал тайно привезти его в Чернигов.

Святой пошёл на Болдину гору, выкопал там пещеру и поселился в ней. Сразу же к нему стали стекаться люди. Так в тех местах появился монастырь.

Князь Изяслав во всём разобрался и понял, что прп. Антоний ни в чем не виноват. Сожалея о своём гневе, он направил людей в Чернигов с просьбой святому вернуться в Печерскую обитель. Об этом же молили и все монахи. Услышав их молитвы, Антоний вернулся в 1072 году в Киев и снова поселился в своей пещере, продолжив своё монашеское служение.

Храм в Печерах. Кончина старца

К концу жизни прп. Антоний сожалел о том, что в обители нет своей каменой церкви. Он постоянно молился Господу о помощи в её создании. Эти мольбы были услышаны. Однажды, когда прпп. Феодосий и Антоний молились, то оказались вдруг во Влахернском храме, где увидели Богородицу.

Она подарила святым золото для постройки церкви, и они снова оказались в пещере. А через некоторое время появились греческие строители. Они рассказали, что им явилась Богородица и велела выстроить каменную церковь. Князь Святослав даровал для этой цели своё поле, на котором выросла прекрасная каменная церковь.

Прп. Антоний был к тому времени уже глубоким старцем около девяноста лет. Он благословил начало работ по строительству церкви, и в 1073 г. скончался. По его просьбе, был похоронен в той же пещере, где служил. По Божьей воле мощи его остаются скрытыми от глаз.

О чём молятся святому. Иконы

Имя прп. Антония Церковь славит 23 июля. Благодаря этому человеку на Руси распространились истинные традиции монашества.

Интересный факт

По мнению историка Голубинского Е. Е. установление празднования его памяти произошло между второй четвертью XII и первой четвертью XIII века.

Сегодня многие церкви украшают лики святого. Как правило, мы видим его в монашеских одеждах со свитком в руке. Часто рядом с прп. Антонием изображается прп. Феодосий, его ученик и преемник.

Любима и почитаема икона Божьей Матери Свенская, на которой мы видим на престоле Деву Марию с ребёнком Иисусом. Рядом с престолом по обе стороны стоят прпп. Феодосий и Антоний Печерские.

Свенская Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент

Св. Антония просят о помощи в своих житейских делах, об урожае, об исцелении от болезней, утешении в скорби, избавлении от бед, о мире на земле, о спасении страны от врагов. Монахи просят св. Антония о покровительстве. А главное, св. Антоний помогает искренне желающим покаяться, и чтобы покаяние это было принято Господом.

Есть чудесное подтверждение, что прп. Антоний не оставляет верующих в этом желании – это история о блаженном Еразме, печерском монахе, который потратил много золота на украшение церкви, а потом стал сожалеть об этом золоте. Расплатой стала болезнь. Он лежал без сознания, но никак не мог умереть. Господь не желал, чтобы он умер в священном месте без покаяния.

Тогда к блаженному пришёл прп. Антоний с прп. Феодосием и сказал:

«Мы молились Богу о тебе, и Он даровал тебе время для покаяния».

Еразм сразу стал здоров и покаялся в грехах. Через некоторое время он умер. Господь его помиловал и дал уйти с миром. Впоследствии, по воле Божьей, Еразм был прославлен в сонме святых.

Житие преподобного Феодосия

Прп. Феодосий Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры.

Прп. Феодосий был рожден в г. Васильеве, под Киевом, в семье княжеского дружинника. Дата его рождения до нас не дошла.

Юность. Решение стать монахом

Феодосий рос богобоязненным ребёнком – он ежедневно ходил в церковь и читал божественные книги. Когда ему было 13 лет, умер отец. Хозяйством стала управлять его мать. Она хотела, чтобы Феодосий был ей поддержкой и опорой, но он занимался подвижничеством.

Вместе с крестьянами он работал в поле, как равный с ними, а не как хозяин, чем очень огорчал свою матушку. Одевался Феодосий не как знатный человек, а как нищий. Когда мать делала ему замечания, он её не слушал. Преподобный мечтал побывать в святых местах. С паломниками он ушёл в Иерусалим. Но мать догнала и возвратила беглеца домой.

Феодосий вновь ежедневно стал посещать церковь. На собственные средства он покупал пшеницу и пёк просфоры. Над ним потешались – юноша из обеспеченной семьи унижает себя трудами. На что Феодосий говорил, что

«Сам Господь Иисус Христос подал нам пример уничижения и смирения, чтобы и мы, во имя Его, смирялись…».

Феодосий мечтал уйти в монастырь и пошёл в Киев, где обошёл с просьбой о принятии его множество монастырей. Но слышал только отказ. Узнав о св. Антонии, он пошёл к нему и стал молить о принятии в монашескую общину.

Поступление в ученики к Антонию. Избрание игуменом

Прп. Антоний благословил Феодосия, и юноша принял монашество. Он кротко нёс послушание в делах и молитвах, и заслужил уважение. Им был принят сан священника.

В 1062 г. игумен Варлаам перешёл настоятелем в обитель Великомученика Дмитрия. Игуменом в Печерах был избран прп. Феодосий. В чине настоятеля он продолжил смиренное служение: на работе появлялся первым, а уходил последним, помогал насельникам, исполняя заповедь Спасителя:

«Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».

Монастырский Устав

Количество монахов прирастало и скоро в обители стало тесно. Прп. Феодосий стал хлопотать о перенесении части монастыря на поверхность, где была построена церковь и кельи для насельников. После устроения наземной части монастыря, было решено создать его устав, основой которого стал устав Студийской обители.

Теперь по правилам в монастырь принимались все желающие: богатые, бедные и убогие. Сначала кандидаты ходили в той одежде, в которой пришли. Только привыкнув к уставу, кандидат мог надеть одежду монаха. Такой человек теперь проходил испытания в послушании. Прошедшие испытание постригались в мантию. И если человек окончательно укреплялся в желании монашеской судьбы, только тогда его постригали в схиму.

Взгляды на духовную жизнь и монашество

Преподобный Феодосий Печерский

Прп. Феодосий придерживался определённых взглядов на духовную жизнь и прививал это видение своим монахам. Он не принимал празднословия и призывал молиться, а не празднословить после вечерней службы.

Не принимал прп. Феодосий также и стяжательства. Он говорил:

«Не следует, братия, нам, инокам, отвергшися от всего мирского, собирать имущество в кельях своих.… Поэтому же, братия, будем довольствоваться одеждой, положенной по уставу, и пищей, положенной на трапезе, а в кельях ничего подобного не будем хранить, и тогда со всем усердием и всей мыслию будете приносить чистую молитву Богу».

Преподобный Феодосий, будучи приверженцем нестяжания, наделся на Бога. Он считал, что Господь позаботится о Печерском монастыре и подаст всё необходимое в достаточном количестве.

И правда, по его молитве благотворители присылали в монастырь всё необходимое для его насельников.

Основание библиотеки

Прп. Феодосий с уважением относился к просвещению, считая его необходимым условием для духовного развития. Именно прп. Феодосий основал одну из первых церковных библиотек, которой стала библиотека Лавры.

Отношения с властью

Святой участвовал в политической жизни. Он выступал против усобиц между тремя братьями Ярославичами и открыто осуждал князя Святослава, когда тот сверг своего брата Изяслава. Он увещевал его, читал Священное Писание, говорил о братолюбии. Св. Феодосий не боялся говорить правду и наставлять князя, хотя понимал, что это могло для него плохо закончиться.

Письменное наследие

Из письменных трудов прп. Феодосия до нас дошли шесть его поучений монахам. В поучениях он призывает не поддаваться искушениям и гнать бесовские помыслы, а также не лениться, поскольку лень – причина пороков, а также призывал к исповеди и покаянию. К его письменному наследию относятся также два послания к князю и молитва за христиан.

Прп. Феодосий много внимания уделял делам милосердия. Возле Печерского монастыря были обустроены богадельни и больница, которые содержались на средства обители. Также он поддерживал другие монастыри и нищих, приходящих за милостыней. Заключённые в тюрьмах люди также получали помощь — монахи отправляли им хлеб.

Прп. Феодосий был милосерден даже к разбойникам, которых поймали на краже в одном из монастырей. Он сжалился над ними, приказал их развязать и накормить. А после наставления дал им денег и отпустил.

Часто прп. Феодосий выступал в защиту обиженных простых людей. Он требовал справедливости от властей. Современники называли его «заступником вдовиц и помощником сирот, и бедных заступником».

Кончина святого

3

Май

1074 года

После непродолжительной болезни прп. Феодосий Печерский скончался. Согласно его завещанию, иноки похоронили его в пещере, где он часто постился в уединении.

В 1091 г. его мощи были найдены в нетленном состоянии. В 1108 г. прп. Феодосия Церковь стала почитать как святого. Дни памяти — 16 мая, 27 августа, 10 сентября, 15 сентября одновременно с прп. Антонием Печерским.

Иконография

Прп. Феодосий Печерский

Иконография святого обширна. Икона «Преподобный Феодосий Печерский с житием» (17 век), хранится в Государственном Русском музее, а списки с неё во многих храмах. На всех изображениях Феодосий в монашеской одежде. На некоторых рядом с Феодосием написаны другие святые, Дева Мария и его учитель – Антоний Печерский.

Что просят в молитвах

Св. Феодосия просят о помощи в непростых жизненных ситуациях, о здоровье духовном и телесном. Прп. Феодосия считают также покровителем монахов.

По молитвам к святому, которые произносили верующие рядом с местами, где при жизни нёс подвижничество прп. Феодосий, свершались чудеса. Исцелялись неизлечимые больные, многие люди обретали семейное счастье, когда уже отчаялись обрести семью.

Значение монастыря

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Киево-Печерский монастырь всегда играл большую роль в русском православии. Постриженниками его были святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), епископ Новгородский Нифонт, Вятский просветитель преподобный Кукша, писатель преп. Нестор Летописец.

Сегодня люди, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, могу прийти в монастырь, где всегда найдут приют и помощь. Это стало возможно благодаря святым отцам Антонию и Феодосию, которые заложили традиции благочестия в общении между миром и монастырём.

Храмы и часовни в честь святых Антония и Феодосия Печерских

В честь преподобных Антония и Феодосия Печерских освящены храмы:

  • Трапезный храм в Киево-Печерской лавре, г. Киев, ул. Лаврская,11;
  • храм в Бибиреве, по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, 52-а.;
  • храм в г. Смоленске, пос. Печерск, ул. Загорная;
  • другие храмы.

Молитва преподобным Антонию и Феодосию Печерским

Для смирения и обуздания страстей

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена)

, заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Православная Жизнь

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, к вам мы гре́шнии и смире́ннии, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, усе́рдно прибега́ем, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ и везде́ и вся́кими о́бразы поги́бели души́ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стны бо есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к Милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ ме́жду стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жией, уста́ми и рука́ма ва́шими чудоде́йствующей, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с небе́с, по подо́бию Илии́ну, на показа́ние ме́ста, на не́мже и́маше бы́ти осно́вана, на че́сть и всегда́шнее Бо́га и Бо́жия Ма́тере славосло́вие, вели́кая це́рковь Пече́рская, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста низведо́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых, или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, или́ под бре́менем наси́лия и притесне́ния неудо́бь носи́мым упа́дающих и жития́ своего́ отчаява́ющихся, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. А́ще у́бо вся́ та помоществова́ния, еще́ в сме́ртном су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ Всемогу́щей предста́сте Тро́ице, и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти ю́ о на́шем недосто́инстве, и нас в беда́х и печа́лех су́щих утеша́ти, в тя́жких ну́ждах и напа́стех по нас ра́товати, в злоключе́ниях и бе́дствиях нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́тами, озлобле́ниями и кова́рными злоумышле́ниями отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ покрови́тельству и защище́нию, и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу, coxpaни́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, льсти́вых по́дступов и на́глых нападе́ний: да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте их, мно́гия па́кости иногда́ де́ющих. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны воста́ния и устремле́ния, та́ко нас, утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ постоя́нных соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е возоблада́ет недоуме́ние, или́ сумне́ние в тех, я́же Свята́я Ма́ти Це́рковь ве́ровати поуча́ет, и испове́дати дерзнове́нно повелева́ет: наде́жду на́шу на Го́спода Бо́га в душа́х на́ших ве́сом и ме́рою пра́вды и ми́лости Бо́жия си́це устро́йте, я́ко да ниже́ изли́шне упова́ем обе́щанная от Бо́га без труда́ и по́двига восприя́ти, ниже́, зря́ща вели́кая прегреше́ния и тя́жкая законопреступле́ния, весьма́ Бо́жия милосе́рдия отчаива́емся. Любо́вь в сердца́х на́ших си́це утверди́те, и досто́йну соде́лайте, да ничто́же земно́е и скороги́бнущее па́че Бо́га, вся сотво́ршаго и вся в Себе́ содержа́щаго, ниже́ помышля́ем, ниже́ жела́ем, ниже́ предпочита́ем. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и благоле́пной ме́рности на всяк день и час удержива́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го, Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да он па́че о Бо́зе, Его вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, неже́ о вре́менных и ничто́же су́щих пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу вы́ну исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да удовля́ется, и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. Па́мять истрезвля́йте, да та непреста́нно представля́ет уму́ и сия́, и́миже Всеми́лостиваго прогне́ва Бо́га и Его́ благоутро́бие раздражи́ и о́ная, я́же вся́каго челове́ка, кроме́ вся́каго сумне́ния по вре́менной сей жи́зни ожида́ют: к сим же и Оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рном устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла Вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в стране́ на́шей, ми́рных и безпеча́льных сохрани́тe, и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте иногда́ Ера́зму мона́ху в тя́жком сме́ртном бе́дствии обрета́вшемуся, и си́це сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию и жале́нию о греха́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, и́же в и́стинном покая́нии от зде́шних к Бо́гу отъи́де, да и мы, в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нepaздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем Ю́ ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]